Кому угрожает анчар что охраняет

Обновлено: 03.05.2024

История создания. Стихотворение Пушкина “Анчар” было написано в 1828 году, а впервые опубликовано в 1832 году в альманахе “Северные цветы”. Его тематика, связанная с проблемой свободы и тирании, представленная в контексте философского вопроса о мировом зле, вызвала подозрение у главы iii Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяснения. В основу стихотворения положена легенда о смертоносном ядовитом дереве анчаре, упоминания о котором появились еще в конце XVIII – начале XIX века.

В ряде публикаций тех лет рассказывалось

о том, что ядом анчара на востоке мажут оружие, рискуя жизнью при добывании этого яда. Легенда получила распространение в России. Незадолго до Пушкина известный поэт того времени П. Катенин написал поэму “Сожаление”, в которой был нарисован образ “древа жизни”, символизировавший “милосердие царево”.

Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о “древе смерти” как антитезу ка-тенинскому обращу.
Жанр и композиция. “Анчар” – сюжетное стихотворение, основанное на легенде, с философской проблематикой, которой соответствует жанр

притчи. Композиция стихотворения позволяет проследить за развитием авторской идеи и строится на основе антитезы. Стихотворение четко делится на две части: в первой рассказывается об анчаре (первые пять строф), во второй – о человеческих взаимоотношениях.

При этом вторая часть начинается с союза “но”, создающего четкую разделительную границу и обозначающего резкий контраст, на основе которого построено стихотворение. Показательно, что контрастность пронизывает всю образную систему стихотворения. Так в строке “и зелень мертвую ветвей” соединяются, казалось бы, несоединимые понятия.

Если “зелень ветвей” соотносится с понятием жизни, то эпитет “мертвую” должен звучать как явная антитеза, но они тем не менее соединяются в одном образе. На принципе антитезы построено и повествование в первой и второй частях стихотворения.
Основные темы и идеи. Главная тема стихотворения – мировое зло. которое рассматривается как с философской, так и с социальной точки зрения. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле.

Его символом становится “древо смерти” – анчар. С ним соотносится философская проблема жизни и смерти. Вместе с тем поэт обращается в этом стихотворении к важнейшей теме, проходящей через все его творчество, — теме свободы и тирании, но раскрывает ее в общефилософском плане, что было характерно для его поэзии зрелой поры.

В эти годы идеал свободы в пушкинском понимании вливается в систему общечеловеческих ценностей и уже не выступает в его творчестве как чисто политическая категория, что было присуще его ранней лирике. В “Анчаре” Пушкин представляет свой взгляд на ту систему, где существует неограниченная власть одного человека (князя или царя, как он именовался первоначально в стихотворении) над другим. Поэт видит в самой ее сущности источник зла и раскрывает эту важнейшую идею всем ходом стихотворения.
В ореоле мрачного и грозного величия предстает перед нами “древо зла” с первых строк стихотворения. Самый зловещий и страшный из всех обитателей пустыни – мира раскаленных песков, безводных степей, черных вихрей, – анчар как бы царит над всем окружающим:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит, один во всей вселенной.

Пропитанное ядом “древо смерти” становится образом гигантского, космического зла – недаром Пушкин отмечает что природа породила смертоносное древо в “день гнева”. Показательно с этой точки зрения то, что, говоря о пустыне и зное, раскаленной почве и горячем песке, Пушкин нигде не упоминает ни солнца, ни света. Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится “вихорь черный”, листья его “дремучие”, то есть темные, непроницаемые для света.

Нагнетание образов тьмы, связанных с анчаром, безусловно, символично. Это метафора мирового зла. Но сама природа чужда злу, и поэтому все в природе сторонится анчара: “к нему и птица не летит, и тигр нейдет”.

Анчар – это ошибка природы, а потому он изолирован от всего естественного, всего живого.
Но человек нарушает извечные законы природы, позволяющие изолировать зло. В самом человеческом обществе, основанном на тирании и рабстве, зло становится законом. В черновиках этого стихотворения видно, как долго Пушкин искал подходящее слово, позволяющее выразить всю противоестественность такого социального устройства.

Не князь, вождь или царь, а “человека человек” посылает к смертоносному дереву. От природы они равны – это “человек” и “человек”. Но в общественном устройстве это естественное равенство нарушено.

Тиран посылает своего раба к анчару, потому что он владыка, полностью распоряжающийся не только свободой, но и жизнью покорного ему раба. Ведь раб, понимающий, что его посылают на смерть, воспринимает это как должное: он “послушно в путь потек”. Сожалея о печальной участи “бедного раба”, который, возвратившись с ядом, умирает “у ног непобедимого владыки”, Пушкин не оправдывает его.

Абсолютная, ничем не ограниченная свобода одного оказывается столь же гибельна, как и полная покорность и абсолютная зависимость другого. Пушкин выносит приговор обоим, потому что оба они являются виновниками того, что зло распространяется в мире. Раб умирает, но яд анчара, добытый им, понесет смерть тысячам других людей.
Так поэт выражает важнейшую идею стихотворения: зло порождает зло. При этом зло в природе соединяется со злом общественным, яд анчара с властью князя. Роль князя во второй части стихотворения оказывается сходной с ролью анчара в первой: оба они несут зло, причем князь непосредственно заимствует свою смертоносную силу от анчара:
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

В этой заключительной строфе стихотворения князь как бы сам становится анчаром, только последний отравляет в силу своих природных свойств, а князь сознательно, своей злой волей. Так внутренняя неправда порождает внешнюю, злая воля превращается в смертоносную силу, несущую гибель другим, а общество, построенное на рабстве и тирании, неминуемо становится источником и проводником зла.
Художественное своеобразие. Вся образная система стихотворения подчинена выражению идеи мирового, зла, которое стремительно распространяется. Вот почему внешне бесстрастное повествование так глубоко волнует. В стихотворении используются романтические средства поэтической выразительности.

Это прежде всего касается символов-, анчар как символ зла, “день гнева”. Эпитеты также романтические и служат выражению контраста, нагнетанию мрачного колорита: в пустыне чахлой и скупой; природа жаждущих степей; зелень мертвую ветвей; вихорь черный’, и умер бедный раб у ног непобедимого владыки. Характерный романтический мотив одиночества звучит в сравнении: “Анчар, как грозный часовой, / Стоит – один во всей вселенной”. Ритмику стихотворения задают семантические повторы (стекает, потек, струился; послушно, послушливые; зелень мертвую, древо смерти, смертная смола, умер) и анафоры (“И зелень мертвую ветвей / И корни ядом напоила”; “И тот послушно в путь потек / И к утру возвратился с ядом”),
Значение произведения. Стихотворение “Анчар” – трагическое, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко Пушкин проникал в природу зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Тем самым он во многом определил философскую проблематику творчества таких поэтов, как Лермонтов, Тютчев, Блок, а проблема проникновения мирового зла в социальные отношения стала одной из ведущих в произведениях Достоевского и Толстого. В то же время “солнечный гений” Пушкина помогал ему преодолевать настроения неверия и пессимизма, а сама сила протеста, звучащая в стихотворении “Анчар”, призывает читателей хранить гуманистические основы мира, вступая в борьбу со злом, в каких бы формах оно ни выражалось. Это остается актуальным для всех людей и во все времена.




О чем говорит нам это название? (Анчар - древо яда; тропическое Южно-азиатское дерево с ядовитым соком, который использовался для смазывания наконечников стрел, которым восточные воины поражали своих врагов)









Все живое избегает прикосновения к анчару. К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный.



5 строфа Появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в извращенном пространстве зла и дождь становится источником смерти: И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей уж ядовит Стекает дождь в песок горючий.


Ключевые образы первой части. Пустыня чахлая и скупая Почва зноем раскалённая Степи жаждущие Зелень мертвая Вихорь черный, тлетворный Дождь ядовит День гнева Песок горючий Грозный часовой ,один во всей вселенной, древо смерти









Главная мысль стихотворения. Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.


Идейный смысл. Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества власти самодержавия , призыв к её уничтожению.


Тема стихотворения. Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения










Всё это - рифма ,метафоры, сравнения, эпитеты , размер - и передают то настроение и ту мысль , которую хотел донести до нас автор.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Название предмета : литература

Уровень обучения : базовый

Тема урока: Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина «Анчар: восприятие, истолкование, оценка.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 8 уроков

Место урока в системе уроков по теме : 3-ый урок

  • Учебная цель: обучение анализу поэтического текста; научить учащихся понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, подвести учащихся к пониманию смысла стихотворения, направленного против неограниченной власти человека над человеком.
  • Развивающая цель: развитие устной речи, умений и навыков наблюдения, сопоставления и сравнения.
  • Воспитательная цель: воспитывать нравственные качества учащихся; воспитывать любовь к лирике; вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

- знать содержание прочитанных произведений;

- Уметь воспринимать и анализировать поставленную задачу.

-уметь осваивать новые виды деятельности;

- участвуя в творческом созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества;

-принимает и сохраняет учебную задачу;

-планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действует по плану.

- понимает информацию, представленную в изобразительной, схематической и модельной форме.

- вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Презентация, составленная в программе PowerPoint.

Урок литературы- особенный урок. Вам трудно оценить себя, учителю тоже сложно без обозначенных критериев объективно дать оценку вашей деятельности.

Выберите, в чем вы сможете преуспеть на уроке, поставьте отметку. (Отмечают на картах)

Умение понять тему и идею текста

Умение объяснить характер и поступки героев

Умение найти выразительные средства

Умение привлекать текст для аргументации

1.2 .Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Ты ,солнце святое, гори!

Как это лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессметным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

-Ребята, слова какого поэта прозвучали в начале нашего урока? Да, это наш Пушкин, который верил в человеческий разум, верил, что жизнь будет построена на разумных основах. Поэзия Пушкина- светлый, неисчерпаемый источник, который как в сказке поит живой водой всех, кто прикасается к нему. Она дарит нам наслаждение, воспитывает добрые чувства, учит любить и понимать жизнь.

-Пушкин в произведениях поднимает разные проблемы. Его стихотворения злободневные, вневременные, социальные, глубокие, ясные, философские.

- Какие изобразительно-выразительные средства я использовала, чтобы дать характеристику поэзии А.С. Пушкина? (эпитеты)

- Попытайтесь объяснить любое значение этих слов.

Заполните в карте задание №1 .

(Злободневные- важные в данный момент времени, существенные в данный момент;

вневременные-не ограниченные рамками времени;

социальные- связанные с жизнью в обществе;

философские – посвященные раздумьям человека о смысле жизни, о вечных человеческих ценностях, помогающие сформировать целостную картину мира.)

2. Выход на тему урока. Целеполагание.

Пушкин-певец свободы . Сможете ли доказать сразу? Почему певец? Какой свободы? Что его угнетало?

На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина, которое представляет собой стихотворение –легенду, с глубоким значением и общечеловеческой мыслью. Но прежде, попробуем догадаться, о чем пойдет речь в стихотворении.

Выполните задание №2.

Восстановить фразы, вставив нужные слова. (Работа в парах)

Кто____творит, тому Бог оплатит.

Лицом не красив, да сердем ____________.

Сделал добро, а получилось __________.

_____ не верит, что есть добрые люди.

-Какая тема объединяет пословицы? (Добро и зло).

-Давайте уточним, что для вас добро и зло. Какие ассоциации они вызывают?

Выполняете задание №3 (Добро…., зло…..)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-Слышали ли вы о древе смерти? Какой образ возникает в вашем воображении ?

3. Актуализация знаний. Анализ текста.

История создания стихотворения.

Выступление подготовленного ученика:

- Черновая рукопись "Анчара” имеет точную дату написания: "9 ноября. 1828. Малинники”, а впервые опубликовано в 1832 году в альманахе "Северные цветы”.

В последней строфе вместо "князь” было напечатано "царь”, что вызвало подозрение в присутствии иносказания в произведении у главы III Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяснения. Шеф жандармов просил Пушкина ответить, как могло появиться это стихотворения без разрешения царя.

В основу произведения положена легенда о смертоносном дереве анчаре, упоминания о котором появились еще в конце XVIII – начале XIX века. В ряде публикаций тех лет рассказывалось о том, что ядом анчара на востоке мажут оружие, рискуя жизнью при добывании этого яда. Легенда получила распространение в России. Незадолго до Пушкина известный поэт того времени П. Катенин написал поэму "Сожаление”, в котором был нарисован образ "древа жизни”, символизировавший "милосердие царево”. Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о "древе смерти” как антитезу катенинскому образу.

У.: - В рукописи был эпиграф:

It is a poison-tree that pierced to the inmost
Weeps only tears of poison. Coleridge.

Эпиграф взят из трагедии Кольриджа "Раскаяние” (д. I, явл.1).

Перевод звучит так:

"Вот древо яда; пронзенное до сердцевины,
Оно плачет лишь ядовитыми слезами”. Кольридж. (Англ.)

- Как вы считаете, почему поэт обратился к этому сюжету?

Звучит запись стихотворения "Анчар” (возможно чтение наизусть учителем).

Жанр и композиция стихотворения.

У.:- "Анчар” – сюжетная зарисовка, основанная на легенде, с философской проблематикой, которой соответствует жанр притчи. Композиция позволяет проследить за развитием авторской идеи и строится на основе антитезы. Сюжетная зарисовка – произведение, построенное на смене фабульных событий, переживаний лирического героя. Фабула - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Легенда – поэтическое предание об историческом или героическом событии. Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме.

- На сколько частей можно разделить стихотворение?

- О чем говорится в каждой части?

- Озаглавьте части стихотворения сроками из него.

- Докажите, что стихотворение построено на основе антитезы.

Основные темы и идеи стихотворения.

У.:- Главная тема стихотворения – мировое зло, которое рассматривается как с философской, так и с социальной точки зрения. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Его символом становится "древо смерти” – анчар. С ним соотносится философская проблема жизни и смерти. Вместе с тем поэт обращается в этом стихотворении к важнейшей теме, проходящей через все его творчество, - теме свободы и тирании, но раскрывает ее в общефилософском плане, что было характерно для его поэзии зрелой поры. В "Анчаре” Пушкин представляет свой взгляд на ту систему, где существует неограниченная власть одного человека (князя или царя) над другим. Поэт видит в самой ее сущности источник зла и раскрывает эту важную идею всем ходом стихотворения.

Образная система стихотворения. Работа с текстом. 1 часть.

У.:- Найдите ключевые образы природы, изображенные в первой части стихотворения. Запишите их в тетрадь в виде схемы:

- Проверьте свои записи:

- Какими мы видим эти образы у Пушкина? Найдите эпитеты, характеризующие их, и выпишите в тетрадь.

- Давайте проверим ваши записи.

- Какой мы видим пустыню у Пушкина?

- Что поэт говорит о почве? Пушкин же создает образ, полностью противоположный тому, что мы часто видим народной поэзии, где землю называют "Мать - сыра земля”.

- Что мы узнаем о степях?

- Какой эпитет подбирает Пушкин слову "день”?

- Что подразумевает слово "зелень”? Сочетание "зелень мертвая” воспринимается как нарушение норм природы.. Выражение "мертвая зелень” содержит оксюморон, т. е. эпитет, который соединяет несоединимое (гиперссылка).

- Каким мы видим песок в стихотворении?

- Назовите Стихии природы, которые, приходя с Анчаром в соприкосновение, делаются разрушительными. Ветер, сталкиваясь с деревом смерти, получает страшное название "вихорь черный” и, пролетая мимо него, становится носителем зла.

… лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.

- Что значит слово "тлетворный”? (гиперссылка) Оно из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать).

- А каким становится дождь, соприкоснувшись с деревом смерти? В стихотворении нагнеталось значение жажды — "раскаленный”, "чахлый”, "жаждущий” и др. В пятой строфе появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в искаженном мире зла и дождь становится источником смерти.

- Каков основной образ второй строфы? В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. В день гнева порождает анчар. В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо — ведьма — в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья.

- Какими дарами награждает мать свое дитя? (они противоестественны):

Грозный часовой; один во всей вселенной; дерево смерти.

- Какие глаголы и деепричастия передают движение смертоносного яда?

- Как ведут себя птица, тигр и почему?

- Кому угрожает анчар?

Вывод: "Зло всем угрожает и охраняет себя, зло огромное, вселенское, зло заключается в себе самом, зло существует в природе”. Закон природы: все живое избегает зла.

Работа над языком стихотворения

У.:- Пушкин упорно и тщательно работал над стихотворением: сохранилось более 200 поправок и вариантов к нему. Сопоставьте такие строки:

В пустыне мертвой и глухой…
В пустыне тощей и глухой…
В пустыне чахлой и глухой…

- Чем последний вариант точнее и богаче двух первых?

Анчар, как верный часовой,
Растет один во всей вселенной…
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной…

- Почему эпитет верный замене эпитетом грозный? А глагол растет уступил место глаголу стоит ?

- Сравните следующие две строфы:

И тигр, в пустыню забежав,
В мученьях бьется, издыхает.
Паря над ней, орел стремглав,
Кружась, безжизненный, спадает.
К нему и птица не летит

И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

- Что принципиально новое внес Пушкин во второй редакции?

- Пропитанное ядом "древо смерти” становится образом гигантского, космического зла. Нагнетание образов тьмы: "вихорь черный”, "листья дремучие” - безусловно, символично. Это метафора мирового зла. Но сама природа чужда злу, и поэтому все в природе сторонится анчара.

Работа с текстом. 2 часть.

У.:- А.П.Куницын говорил: "Все люди как нравственные существа между собою совершенно равны, ибо все имеют одинаковую природу, из которой проистекают общие права человечества”. Как вы понимаете это высказывание?

- Но человек нарушает извечные законы природы, позволяющие изолировать зло. В самом человеческом обществе, основанном на тирании и рабстве, зло становится законом:

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом…

В черновиках этого стихотворения видно, как долго Пушкин искал подходящее слово, позволяющее выразить всю противоестественность такого социального устройства. Пушкин находит, отбрасывает, отыскивает все более резкие и напряженные детали, рисуя страшную картину смерти и гибели, которые окружают ядовитое дерево: "На почве мертвой, раскаленной”, "могучий яд”, "прах отравленный клубится”, "пустыня смерти”, "тигр ярый бьется”. Но картина эта важна ему не сама по себе. Значение ее в том, что к страшному дереву идет человек. Возникает первый набросок: " Но человек ко древу яда” и далее: " Но человек к Анчару страшному подходит” и сейчас же возникает следующая запись, та, в которой содержится весь идейный смысл стихотворения " Но человека человек В пустыню посылает” .

- Но почему мог человека человек послать к анчару? Начинаются поиски следующей строки: "Послал к анчару властным словом”, "Послал к анчару самовластно”, "Послал к анчару равнодушно”, И наконец, "Послал в пустыню властным взглядом”, и строка приобретает окончательную форму: "Послал к анчару властным взглядом”.

Путь к анчару – это подвиг. В характеристике раба у Пушкина различные оттенки: "смелый”, "верный раб”, "И тот безумно в путь потек”, "бесстрашно”, "отважно”. И наконец ,

"И тот послушно в путь потек”.

Принес – и весь он изнемог,
И лег он, испуская крики,
И умер смелый раб…
Принес, и ослабел,
И лег… и умер бедный раб…
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

- Сравните две редакции – чернового и чистового варианта. (Пушкин вычеркивает образ раба, проявляющего активность, кричащего, создается образ еще страшнее, это раб, молчаливо соглашающийся с тем, что он должен погибнуть ради злой воли и, более того, согласен принести гибель другим. Именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) служат делу деспотизма. Раб — не только жертва, но и распространитель зла).

- Какие старославянизмы и архаизмы использует поэт при описании раба? (хладный, ветвь, чело) придают строфе трагическое звучание: вернувшийся раб смертельно болен.

Какие глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба? Принес, ослабел, лег, умер.

- Почему действия князя обозначены однокоренными глаголами послал, разослал? Почему князь назван непобедимым?

- Найдите прием градации в данном отрывке стихотворения.

- Обратите внимание на фигуру раба, нарисованного пером поэта. Случайно ли она появилась в черновике? Почему Пушкин, например, не нарисовал царя?

И князь тем ядом напоил
Свои губительные стрелы –
И смерть оперил.
Врагу в пределы.
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

- Чем слово напитал в данном контексте точнее, нежели напоил ?

- Почему слово врагу заменено словом к соседам ?

Кто страшнее, по мнению Пушкина, ужасное порождение природы или деспотическая власть человека над человеком?( Пушкин предупреждает в образе анчара о власти как жестокой и беспощадной. Анчар- символ, зловещее предупреждение: неограниченная власть губительна для человека.

Рефлексия. Чему нас учит Пушкин?( Каждый имеет право на жизнь и свободу. Необходимо уметь противостоять злу.)

Сможете ли оценить свою работу, согласно критериям?

Хотите стать чуть-чуть Л.Н.Толстым? Дополните высказывание:

« Из всех наук, который человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно… как можно….(Л.Н.Толстой)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по литературе в 11 классе. Стихотворение О.Э.Мандельштама "За гремучую доблесть грядущих веков. ". (Восприятие, истолкование, оценка).

Урок построен на основе работы с листом-картой, имеет историко-литературную направленность.


Стихотворение М. Цветаевой "Тоска по Родине! Давно. " (Восприятие, истолкование, оценка).

Анализ лирического произведения.

Анализ композиции, структуры стихотворения с целью раскрытия их роли в идейно-образной структуре произведения; применения знаний по теории литературы с целью выяснения изобразительных средств яз.


Разработка урока по теме Интерпретация поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка..

Разработка урока развития речи в 10 классе. Цель урока:повторить знания о поэтической речи.


Разработка урока рок по теме" Интерпретация поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка".

Урок развития речи. Цель - повторить знания о поэтической речи, её изобразительно - выразительных, синтаксических и ритмических особенностях; дать понятие о сочинении-интерпретации поэтиче.

“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Анчар.
История создания стихотворения – произведение написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.

Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.

Композиция – произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принёс “смертельную смолу” и умер, сам отравленный ею.

Жанр – лирическое стихотворение с элементами баллады.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“.

Эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мёртвую“, “устой прозрачною смолою“.

Сравнения – “анчар, как грозный часовой“.

Инверсии – “зелень мёртвую“, “вихорь чёрный”.

За основу поэт взял необычный сюжет. Автор применил в своем творении полулегендарные рассказы об острове Ява. По преданиям это загадочное место существовало. На этом острове даже росло таинственное дерево. Ядовитое растение Анчар способно отравить воздух. Путешественники уверяли, что от сока странного дерева наступает смерть. У местных племен была связана одна история с этим необычным растениям. Те, кто был приговорен к смертной казни, отправлялись на поиски ядовитого дерева. Им необходимо было собрать смолу с анчара. Вождей племен никто не мог ослушаться. Люди шли и собирали ядовитое вещество. Затем этой смолой смазывали стрелы. После этого оружия становились отравленными. Александр Сергеевич не случайно в своем произведении использовал ядовитое дерево. Оно олицетворяет деспота, который несет лишь разрушение, уничтожение всего живого, что приводит к его полному истреблению.












История создания

Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.

Что касается сюжетной основы, то его история создания интересна тем, что вдохновили поэта сразу два источника: одна из старых легенд о ядовитом растении и заметки некоего доктора Фуше, который рассказывал о якобы растущем на Яве дереве, к которому посылали преступников, наказанием для которых была смерть, чтобы те принесли яд вождю племени. Пушкин вдохновился этим сюжетом, но переделал его в соответствии со своим художественным замыслом.

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека, для усиления этой мысли Пушкин использует антитезу – противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон природы.

Таким образом, идея заключается в том, что “непобедимый владыка”, который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Такова главная мысль произведения.

Отражение политических взглядов Пушкина

Вся Россия, развязывающая захватнические войны в борьбе за мировое господство – это анчар. Пушкин акцентирует внимание и на этом (не случаен мотив захватнической войны). Пытаясь закрепить первое место в мире, не щадя жизней людей, страна является воплощением зла.

Композиция

Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре. Сначала Пушкин описывает источающее яд дерево, которое в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него тлетворным, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок уже ядом.

Во второй части стиха поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть необходимый для дальнейших завоеваний яд, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

Использованный для написания стихотворный размер – четырёхстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, так и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

Средства художественной выразительности

Средства выразительности

Поэт использовал всё богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:

    метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь чёрный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“

В нём также легко проследить антитезу “царь – раб”. Для её создания автор использует не только эпитеты (“бедный раб” – “непобедимый владыка”), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причём во втором случае глагол усиливается словом “послушно”. При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.

С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.

Тема свободы была одной из главных тем в творчестве русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. И если в ранних произведениях содержится призыв к свободе, воспевание ее, полное торжественно-высокопарных оборотов речи, то позже, пережив две ссылки, поэт начинает говорить о ней более сдержанно — аллегорично (иносказательно).

Произведение построено на антитезе: оно состоит из двух частей, противопоставленных друг другу, — из описания мира природы и описания человеческого общества. В первой читатель видит безжизненный пейзаж:

В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной…

Глаголы подчеркивают власть и принуждение: послал — потек. Анафора и градация усиливают эмоциональное напряжение:

Принес он смертную смолу… Принес — и ослабел и лег…

“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Анчар.

История создания стихотворения – произведение написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.

Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.

Композиция – произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принёс “смертельную смолу” и умер, сам отравленный ею.

Жанр – лирическое стихотворение с элементами баллады.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“.

Эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мёртвую“, “устой прозрачною смолою“.

Сравнения – “анчар, как грозный часовой“.

Инверсии – “зелень мёртвую“, “вихорь чёрный”.

История создания

Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.

Что касается сюжетной основы, то его история создания интересна тем, что вдохновили поэта сразу два источника: одна из старых легенд о ядовитом растении и заметки некоего доктора Фуше, который рассказывал о якобы растущем на Яве дереве, к которому посылали преступников, наказанием для которых была смерть, чтобы те принесли яд вождю племени. Пушкин вдохновился этим сюжетом, но переделал его в соответствии со своим художественным замыслом.

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека, для усиления этой мысли Пушкин использует антитезу – противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон природы.

Таким образом, идея заключается в том, что “непобедимый владыка” , который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Такова главная мысль произведения.

Композиция

Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре. Сначала Пушкин описывает источающее яд дерево, которое в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него тлетворным, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок уже ядом.

Во второй части стиха поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть необходимый для дальнейших завоеваний яд, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

Использованный для написания стихотворный размер – четырёхстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, так и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

Обычно жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря тому, что в нём есть сюжет, также присутствует некая тайна.

Средства выразительности

Поэт использовал всё богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:

  • метафоры – “ природа жаждущих степей его в день гнева породила “, “ вихорь чёрный на древо смерти набежит “, “ послушно в путь потек “

В нём также легко проследить антитезу “царь – раб” . Для её создания автор использует не только эпитеты ( “бедный раб” – “непобедимый владыка” ), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причём во втором случае глагол усиливается словом “послушно”. При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.

С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.

Читайте также: