Кто является учредителем ипбоюл

Обновлено: 17.05.2024

В соответствии с Гражданским кодексом РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ПБОЮЛ / ИП).

ПБОЮЛ / ИП - это наиболее простая форма коммерческой деятельности. Индивидуальный предприниматель относится к субъектам малого предпринимательства и соответственно пользуется льготами для малых предприятий, предоставленных государством.

Предпринимательской деятельностью может заниматься любой дееспособный гражданин, достигший совершеннолетия, кроме государственных служащих и военнослужащих. Лица с ограниченной дееспособностью, а также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия их законных представителей.

Индивидуальным предпринимателем может стать не только гражданин Российской Федерации, но и иностранный гражданин, а также лицо без гражданства, если последние имеют место жительства на территории России. Предпринимательская деятельность входит в общий трудовой стаж (то есть ваша работа на правах собственника для государства равнозначна работе по найму).

Документы, которые необходимы при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Для граждан РФ:

2. Копия основного документа (паспорта) физического лица;

3. Подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства в Российской Федерации (если копия документа, удостоверяющего личность, не содержит сведений о таком адресе);

4. Нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности либо копия свидетельства о заключении брака, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным (если физическое лицо, проходящее регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

5. Документ об уплате государственной пошлины. Пошлина за государственную регистрацию индивидуального предпринимателя составляет 400 рублей.

Для тех, кто хочет пройти регистрацию в качестве ПБОЮЛ / ИП, но не является гражданином РФ:

1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

2. Копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве предпринимателя (если физическое лицо является иностранным гражданином);

3. Копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если физическое лицо является лицом без гражданства);

4. Копия свидетельства о рождении или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором РФ (если представленная копия документа, удостоверяющего личность, содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

5. Копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве ИП, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (как иностранным гражданам, так и лицам без гражданства);

6. Документ об уплате государственной пошлины. Пошлина составляет 400 рублей.

Порядок регистрации ПБОЮЛ / ИП

Документы в регистрирующий орган передаются непосредственно заявителем или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Заявление будущего индивидуального предпринимателя должно быть обязательно им подписано, а подлинность подписи засвидетельствована в нотариальном порядке.

При этом заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного, удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика – ИНН (при его наличии).

Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, если документы представляются непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов.

При поступлении документов по почте, расписка должна быть выслана в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных законом.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя должна осуществляться в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. На деле сроки могут быть увеличены, в каждом регионе по-разному. Но обычно срок не превышает 7 рабочих дней.

Индивидуальный предприниматель в отличие от юридического лица имеет право работать без расчетного счета в банке и без печати. Еще одним плюсом такой формы коммерческой деятельности является то, что предприниматель в качестве юридического адреса использует адрес места жительства. Соответственно, налоговая инспекция, в которой индивидуальный предприниматель будет стоять на учете, будет та, под юрисдикцию которой подпадает адрес вашей регистрации (прописки).

В целом, особых проблем при регистрации ПБОЮЛ / ИП нет. Действия в большинстве случаев сводятся к тому, что вы заполняете заявление, уплачиваете госпошлину, берете паспорт и отправляетесь в налоговую инспекцию, которая занимается регистрацией в вашем регионе. Там вы сдаете документы, получаете расписку и через неделю получаете свидетельство о регистрации. Скорее всего, в органах регистрации самой большой проблемой будут очереди.

При заполнении заявления главной проблемой будут коды ОКВЭД, то есть коды видов деятельности, которыми вы собираетесь заниматься.

Но лучше им не ограничиваться. Внимательно изучите коды. Лучше внести больше, а не меньше. Мало ли, сегодня вы занимаетесь только розницей, а завтра захотите еще и оптом. Или комиссионной деятельностью. Или торговать не только продуктами, но и одеждой.

Чтобы постоянно не вносить изменения в регистрационные документы, лучше сразу прописать хотя бы предполагаемые коды деятельности.

При регистрации индивидуального предпринимателя вы не обязаны открывать расчетный счет и иметь печать. Поэтому при регистрации об этом можно не думать.

Если будет желание, вы сможете оформить печать и открыть расчетный счет в банке в дальнейшем.

Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ) – это физическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе и ведущее предпринимательскую деятельность.

Как зарегистрировать ИП (ПБОЮЛ)?

Многие начинающие предприниматели задают вопрос: что выгодней зарегистрировать – ИП, ЧП или ПБОЮЛ?

Все эти понятия тождественны, но в настоящее время распространен термин ИП (индивидуальный предприниматель).

Процедура регистрации ИП

ип или пбоюл


При осуществлении предпринимательской деятельности физическое лицо обязательно должно пройти регистрацию в местной налоговой инспекции.

Осуществление деятельности без государственной регистрации классифицируется уголовным законодательством как незаконное предпринимательство.

Для регистрации в качестве ИП (ПБОЮЛ) гражданин представляет в налоговую необходимые бумаги:

  • заявление о регистрации физлица в качестве ИП (форма Р21001);
  • квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию. Пошлина за регистрацию ИП установлена в размере 800 рублей. Реквизиты для оплаты госпошлины можно уточнить в инспекции или в отделении Сбербанка;
  • копия паспорта РФ;
  • ИНН;
  • заявление о применении УСН (если при осуществлении деятельности планируется использовать этот режим).

Подать документы на регистрацию допустимо несколькими способами:

  1. лично,
  2. по доверенности,
  3. по почте ценным письмом с описью,
  4. по телекоммуникационным каналам связи.

После проверки и принятия документов налоговой, вы получите от них расписку, подтверждающую факт приема документов.

Затем можно получить регистрационные документы лично, по доверенности, или они могут быть отправлены по почте.

Отдельно регистрироваться в качестве предпринимателя в ФСС и ПФР нужно в том случае, если есть наемные работники.

Чтобы открыть расчетный счет предприниматель обязан сообщить об этом в налоговую инспекцию и ПФР в течение 7 раб. дней.


Как создать обособленное подразделение юридического лица?
Какие бывают формы и виды регистров бухучета?

Для открытия расчетного счета требуется представить в выбранный банк следующий комплект документов:

  • копию паспорта предпринимателя;
  • копию свидетельства о регистрации;
  • выписка из ЕГРИП сроком не более 30 дней;
  • договор банковского счета (выдается в банке);
  • анкета клиента (выдается в банке);
  • карточка образцов подписей и оттиска печати;
  • уведомление о работе без печати, если она не используется.

Этот список может включать другие документы в соответствии с требованиями конкретного банка.

Бухгалтерская отчетность при ИП (ПБОЮЛ)

пбоюл инн


При осуществлении деятельности хозяйствующие субъекты, в том числе ПБОЮЛ, уплачивают налоги и ведут учет доходов и расходов в соответствии с законодательством РФ.

От ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности предприниматели освобождены.

Существует возможность выбора системы налогообложения (ОСН, УСН или ЕНВД), определиться с ней нужно до начала деятельности.

Если при регистрации предприниматель не заявил о применении УСН или ЕНВД, то автоматически применяется ОСН.

При использовании этой системы предприниматель ведет Книгу доходов и расходов и является плательщиков НДС и НДФЛ.

Ставки НДС – 18%, 10% и 0%, ставка НДФЛ при осуществлении предпринимательской деятельности – 13%.

Если предприниматель планирует использовать УСН, то предварительно следует убедиться, что соблюдены все условия для применения УСН, указанные в статье 346.12 НК РФ.

При этом он освобождается от уплаты НДС, налога на имущество и НДФЛ, вместо этих налогов он уплачивает единый налог.

Ставка налога зависит от выбранной налоговой базы – 15% (доходы – расходы), 6% (доходы).

Если вид деятельности предпринимателя указан в статье 346.26 НК РФ, тогда он должен пользоваться системой налогообложения в виде ЕНВД.

До 2013 года для некоторых видов деятельности применение ЕНВД было обязательным.

Для исчисления единого налога не важен размер выручки и расходов, берется только размер вмененного дохода для используемого вида деятельности. Ставка ЕНВД – 15%.

Если предприниматель осуществляет деятельность, не подпадающую под применение ЕНВД, то по другим видам деятельности он обязан применять УСН или ОСН и обеспечить раздельный учет доходов и расходов по системам налогообложения.

Независимо от выбранной системы налогообложения предприниматели обязаны уплачивать взносы на свое пенсионное страхование.

Их размер определяется в зависимости от дохода предпринимателя за год.

  • Если годовой доход меньше 300 тыс. руб., сумма страховых взносов фиксирована и будет составлять 20 757,23 рублей.
  • При годовом доходе больше 300 тыс. руб., то дополнительно к фиксированной сумме уплачивается 1% с суммы, превышающей 300 тыс. руб..

Предприниматель вправе включить уплаченные страховые взносы в расходы при исчислении налогов на ОСН, УСН и ЕНВД.

Расшифровка ПБОЮЛ

При выборе формы собственности для регистрации бизнеса потенциальные предприниматели часто сталкиваются с таким загадочным вариантом предпринимательства, как ПБОЮЛ. Это название часто вызывает путаницу, потому что ПБОЮЛ как бы есть, но его как бы нет. Всем, кто более или менее знаком с бизнес-терминологией это понятие хорошо известно. При этом на практике очень мало кто с ним сталкивался.

Неразбериха, связанная с этим понятием, связана главным образом с тем, что официально сам термин никто не отменял, он просто выпал из деловой практики, поскольку лишился своей области применения и теперь ПБОЮЛ – это понятие скорее историческое, употребляемое в контексте описания бизнес-среды определенного, давно минувшего периода времени.

Расшифровка понятия

Это упрощенная версия юридического лица, которая допускает наличие небольшого количества наемных сотрудников, но, в большинстве случаев, предприниматель работает самостоятельно.

Такой вид оформления не требует аренды офиса, изготовления печати и прочих трудоемких формальностей, которые подразумевает создание юридического лица с более сложной структурой.

Дополнительным плюсом является:

  • возможность вести более простую бухгалтерию,
  • использовать упрощенную систему налогообложения,
  • минимизировать формальную сторону работы,
  • значительно облегчить документооборот.

История возникновения термина

История термина ПБОЮЛ

Сам термин ПБОЮЛ сформировался как более точная альтернатива очень популярному понятию ЧП (частный предприниматель), которое часто использовалось на заре предпринимательства в России – где-то начало – середина девяностых годов.

Так как ЧП – это больше термин для бытового обихода, в юридической среде и официальных документах он не был особенно востребован. Считалось, что это не достаточно точное и грамотное понятие.

Таким образом, сложилась ситуация, когда есть некое условно новое для страны явление – предпринимательство, но нет для него единого общепризнанного названия. Позднее ситуация изменилась на прямо противоположную, и названий стало сразу несколько: частный предприниматель (ЧП), предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ), индивидуальный предприниматель (ИП), встречался даже некий симбиоз этих терминов в виде ИПБОЮЛ.

Какое-то время все эти понятия были в ходу одновременно и использовались примерно одинаково.

Порядок в терминологии появился только после того, как 01.01.2005 был утвержден Единый Государственный Реестр Индивидуальных Предпринимателей (ЕГРИП).

Преимущества и недостатки

ПБОЮЛ – форма предпринимательства, для которой характерен несколько облегченный способ ведения бизнеса. Это проявляется во всех особенностях оформления и работы.

На начальном этапе — регистрации, предприниматель имеет возможность несколько упростить себе жизнь за счет более доступного способа оформления. Для этого нужно меньше документов, не требуется составлять устав, формировать уставный капитал, изготавливать печать, предоставлять в налоговую гарантийное письмо от собственника арендуемого помещения и т.д.

Далее, сама работа может быть организована гораздо удобнее за счет выбора упрощенной системы налогообложения, а также благодаря более простому и понятному ведению бухгалтерии.

Предприниматель имеет возможность распоряжаться получаемыми денежными средствами полностью по своему усмотрению. У него нет ограничений по срокам и суммам, необходимости согласовывать расходы с другими учредителями.

Преимущества и недостатки ПБОЮЛ

К основным недостаткам нужно отнести в первую очередь тот факт, что предприниматель отвечает по своим долгам всем своим имуществом, в том числе и личной собственностью, не имеющей никакого отношения к его бизнесу.

Также среди недостатков можно назвать определенные ограничения в плане найма большого количества сотрудников, а также тот факт, что для такой формы собственности доступны не все виды деятельности. Но если они и не требуются, большого расширения штата не предполагается, а особенно если предприниматель и дальше собирается работать самостоятельно, то эти недостатки можно не принимать во внимание.

Особенности уплаты налогов

В первую очередь необходимо упомянуть, что специально для предпринимателей, формально не являющихся юридическими лицами, разработана упрощенная система налогообложения (УСН). Этот способ налогообложения подразумевает поквартальную уплату и соответственно требует расчета и перечисления всего четыре раза в год.

Если по каким-то причинам нет желания использовать этот вариант, предпринимателям доступен также основной способ налогообложения и оплата единого налога на вмененный доход. Для тех, чья деятельность основана на ведении сельского хозяйства и подразумевает производство и реализацию сельскохозяйственной продукции предусмотрен единый сельскохозяйственный налог. Патентная система налогообложения также доступна для использования предпринимателями, если вид деятельности подходит под условия системы.

То есть, для такой организационно-правовой формы существует достаточно обширный спектр видов уплаты налогов, достаточно просто выбрать наиболее подходящую к каждому конкретному случаю и виду деятельности.

Подробнее о системах налогообложения рассказано в следующей видеолекцие:

ИП и ПБОЮЛ

Если из приведенного описания и основных характеристик кому-то кажется, что термины ПБОЮЛ и ИП очень похожи, то это не кажется. Так оно и есть. Юридический смысл этих понятий, по сути, идентичен. Они оба означают форму предпринимательства, имеющего все права и обязанности юридического лица, но при этом формально таковым не являющиеся. То есть правовой статус у них абсолютно одинаковый, разница сводится только к названию.

Поскольку ПБОЮЛ как организационно-правовая форма уже вышла из обращения и теперь недоступна для регистрации, все вышесказанное можно так же относить к ИП, этот термин является полноценным правопреемником ПБОЮЛ.

Особенности процедуры регистрации

Для начала следует отметить, что по состоянию на текущий момент зарегистрировать именно ПБОЮЛ технически невозможно, так как сертификатов о регистрации именно этой формы собственности не выдают уже с 01.01.2005.

Процедура регистрации ПБОЮЛ

Но если целью является регистрация формы предпринимательства, обладающей всеми правами и обязанностями юридического лица, но в более простой форме, то всегда можно зарегистрировать ИП. У этой формы собственности тот же самый юридический смысл, только с другим названием.

Что касается непосредственно процесса регистрации, то он выглядит следующим образом. Сначала необходимо подготовить пакет документов, необходимых для предоставления в налоговую инспекцию:

  • Заполненное заявление о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по форме 21001;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию;
  • Копия паспорта заявителя.

После регистрации на руки заявителю будет выдано свидетельство о регистрации и присвоенный номер налогоплательщика (ИНН ИП).

Свидетельство ПБОЮЛ

В процессе оформления налоговая инспекция помимо оформления свидетельства, вносит данные предпринимателя в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), присваивает индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), уведомляет Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования о регистрации нового юридического лица, а также присваивает коды статистики.

С этим набором документов предприниматель уже может начинать работу.

Если есть необходимость в открытии банковского счета или изготовлении печати, с этого момента их можно оформлять уже в качестве предпринимателя, хотя по законодательству ИП не обязаны иметь печать и счет. При открытии счета необходимо помнить, что налоговую инспекцию нужно будет уведомить об этом факте в течении десяти дней после открытия.

Замена свидетельства ПБОЮЛ на ИП

Если предприниматель регистрировал свою деятельность еще в момент официального существования такой формы собственности и в результате получил на руки свидетельство о регистрации ПБОЮЛ, то с большой долей вероятности можно предположить, что этого свидетельства у него на данный момент уже нет.

После введения ЕГРИП полностью прекратилась регистрация самой формы ПБОЮЛ, а все выданные свидетельства были постепенно заменены на свидетельства ИП.

Так что на данный момент очень мала вероятность, что у кого-то еще сохранилась форма ПБОЮЛ, но если это так и требуется ее поменять, то можно обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации и устаревшую форму заменят. Либо можно просто закрыть старый вариант и заново оформить ИП.

Процедура закрытия

Процедура закрытия практически аналогична регистрации. Для ее осуществления точно также потребуется заполнить заявление, оплатить государственную пошлину и предоставить эти документы вместе с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность, в налоговую инспекцию. В результате после закрытия на руки будет выдано свидетельство об исключении из ЕГРИП, юридическое лицо официально прекратит свое существование.

Закрытие ПБОЮЛ

Заявление оформляется по форме Р26001, реквизиты для уплаты госпошлины можно узнать на официальном сайте налоговой службы либо обратившись к ним лично, размер пошлины составит 160 рублей. Процедура закрытия, как правило, занимает пять рабочих дней.

Перед тем, как оформлять официально закрытие бизнеса, следует заблаговременно позаботиться о том, чтобы после него не осталось каких-то неоплаченных долгов, так как в результате закрытия они никуда не исчезнут и их уплата будет возложена на физическое лицо, ранее являвшееся предпринимателем, поскольку по долгам он отвечает всем своим имуществом.

Что выбрать: ПБОЮЛ или образование юрлица

Что выбрать начинающему бизнесмену

Расшифровка ПБОЮЛ не дает полного представления о том, почему некоторые предприниматели выбирают эту форму ведения бизнеса и в чем состоят ее достоинства и недостатки. Поэтому нужно разобраться, в чем состоит отличие ПБОЮЛ от юридического лица.

  • Основным достоинством ПБОЮЛ является простота регистрации и упрощенный порядок прекращения деятельности. Открытие юрлица – это довольно непростая процедура, которая требует времени, знаний и терпения. Ведь приходится взаимодействовать с такими госорганами, как налоговая инспекция, внебюджетные фонды и т. д. Кроме того, необходим определенный пакет документов. Для регистрации предприятия нужен в надлежащем порядке подготовленный устав, а также договор аренды для подтверждения юридического адреса. При открытии ПБОЮЛ можно обойтись без этого;
  • ПБОЮЛ лишен необходимости вкладываться в формирование уставного капитала фирмы;
  • Налоговый и бухгалтерский учет деятельности ПБОЮЛ проще, чем для предприятия. Все операции отражаются в книге доходов и расходов с применением котлового метода;
  • Предприниматель применяет упрощенный порядок расчета и уплаты налогов.

На видео: Исключение из ЕГРЮЛ с 1 сентября 2017 г. Как избежать ликвидации?

Какие налоги уплачивает ПБОЮЛ

ПБОЮЛ может выбрать ту систему налогообложения, которая кажется ему наиболее удобной, если он соответствует установленным законодательно критериям:

  1. Общая система – действует по умолчанию.
  2. УСН – выбор упрощенного налогового режима возможен, если годовая выручка не превышает 60 млн руб.
  3. УСН на основе патента – перейти на этот налоговый режим можно только в определенных случаях. Если патентная система действует в регионе, где находится ПБОЮЛ. А также если предприниматель занимается определенными видами деятельности, а его штат и выручка не превышают установленные законом лимиты. – эта система распространяется исключительно на производителей сельхозпродукции.
  4. ЕНВД – этот налог уплачивают только предприниматели, работающие в определенных сферах.

На видео: Просто о личных финансах – 4. Надо ли платить налоги?

ПБОЮЛ не освобождается от уплаты ряда налогов, которые распространяются на юридических лиц.

Субъект хозяйствования обязан перечислять в бюджет:

Порядок регистрации ПБОЮЛ

Чтобы зарегистрироваться как ПБОЮЛ, предприниматель должен выполнить следующие действия:

  1. Определить, какими видами деятельности он будет заниматься.
  2. Подготовить пакет необходимых документов.
  3. Подать подготовленные бумаги на регистрацию.
  4. Выбрать вариант налогообложения, который является наиболее оптимальным.
  5. Изготовить оттиск печати.
  6. Встать на учет во внебюджетных фондах и в налоговой инспекции.

Процесс регистрации считается завершенным, когда соответствующая запись о создании будет внесена в ЕГРИП.

В регистрационный орган нужно подать следующие документы:

  • Ксерокопию паспорта;
  • Три фотографии размером 3 х 4 см;
  • Квитанцию об оплате госпошлины;
  • Заявления на выбор режима налогообложения и на внесение бизнесмена в ЕГРИП;
  • Заявление о регистрации в качестве ИП;
  • Эскиз печати (3 экземпляра).

После регистрации ПБОЮЛ должен стать на учет в налоговых органах (там ему присвоят ИНН), а также во внебюджетных фондах.

Организовать ПБОЮЛ может любой дееспособный гражданин РФ, а также граждане иностранных государств и лица без гражданства, имеющие все необходимые документы и разрешения. Эта форма бизнеса имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому нужно все взвесить и потом решить, как начинать свое дело и в каком статусе осуществлять хозяйственную деятельность.

Понравилась статья? Сохраните в соц. сетях, расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этой статье, а именно - Как расшифровывается ПБОЮЛ?, проголосуйте - это анонимно и полезно для других. Может есть чем поделиться и дополнить?

Читайте также: