Кому принадлежит высказывание сильный человек свободен от моральных обязательств

Обновлено: 16.05.2024

Люди - не то, чем кажутся. Они даже не те, кем хотят казаться. У каждого из нас имеется двойное дно и только мы сами догадываемся, что из себя представляем - совокупность страхов и устремлений, надежд и убеждений.

Я как-то работала на начальника, который обожал своих дочерей, был щедр и добр, баловал, купил им заранее по квартире, хотя девочкам было по 15-16 лет, возил за границу, чтобы мир показать и гордился их спортивными достижениями. Но своим сотрудникам мог по 2 месяца зарплату задерживать. Плевать, что в семьях - тоже дети. И они тоже хотят есть и впечатлений.

Люди боролись против этой несправедливости протестом: писали заявление на увольнение. До совести этого человека было не достучаться.

Другой пример: человек открыл приют для кошек и собак. Его считали человеком благородной души, портреты в местных газетах печатали. Но стоило кому-то вывести его из себя, как он превращался в монстра. Мог пакет кефира на голову вылить или оскорбить так, что на всю жизнь запомнишь.

Или вот, вспоминается мне еще один персонаж. В нашем маленьком городе этого человека называют Шерлок Холмс, он трудится в уголовном розыске, под его руководством раскрывается до 90% сложных дел. Гений!

Но те, кто работает с ним бок о бок, говорят, что характер не сахар, его методы мотивации - перейти на личности, а для доходчивости - метнуть папкой или карандашом в сотрудника.

Мы хотим окружать себя теми, кто добр, щедр и справедлив. Но идеальных людей не бывает. Все мы - сложный комплекс из достоинств и недостатков, бравируем одними, и наносим вред окружающим другими.

В поисках идеальных отношений мы не найдем людей без изъянов, но мы можем встретить тех, кто живет с нами на одной волне. Ограничить общение с теми, чьи идеалы и ценности кажутся нам сомнительными.

Попытайтесь проанализировать, какие люди вас восхищают и мотивируют: те, кто много трудится и ни дня не сидят на месте, или те, кто провозгласил своим образом жизни безграничную свободу и пассивный источник дохода? Кого вы слушаете с интересом - ехидных критиков, которые обесценивают все то, к чему прикасаются словом, или тех, кто умеет разглядеть прекрасное и донести до нас?

Уметь отличить человека духовно богатого от морального бедняка помогут нам 3 умозаключения известных людей. Начнем?

Увидеть хорошее и похвалить

Я замечал: особенно часто и много хвалят самые смиренные, здоровые и умные люди, а ущербные и глупые хвалят редко и мало. Хороший критик найдет что похвалить в несовершенной книге; плохой вычеркивает из литературы одну книгу за другой.
Здоровый и доброжелательный человек найдет, за что похвалить самую скромную еду, даже если он привык к изысканной; больной или сноб найдет недостатки в любом угощении.

Если вычесть чрезвычайные обстоятельства, можно сказать, что хвала – словесное выражение душевного здоровья.

Богат не тот, у кого много, а тот, кому хватает и кто может поделиться. Похвалить - это значит подарить веру в себя, в свои силы, в перспективу, поднять настроение, помочь человеку взобраться на невидимую ступеньку вверх.

Моральный бедняк исполнен зависти, эмоциональной жадности и чувства превосходства, он никогда не позволит другому затмить его и почувствовать себя лучше остальных.

Культура и искусство

Человек, не испытавший горячего увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом, как бы ни преуспевал в жизни. При первом же знакомстве с такими людьми я всегда замечаю их страшный изъян — убожество психики. У того, кто не пережил этих возвышенных чувств, и лицо другое, и самый звук его голоса другой.

Есть люди, которые впадают в экстаз от искусства как-то нарочито вызывающе, закрывают глаза и делают вид, что впадают в блаженство. Есть в этом что-то фальшивое. Но я знаю, что каждая прочитанная книга или стихотворение, каждая ласкающая душу песня, каждый фильм, который производит впечатление на человека, меняют его к лучшему. Это чужой опыт и ощущения, которые каждый из нас может присовокупить с собственному совершенно бесплатно, но стать в одночасье богаче.

Одобрение и поддержка

Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим.

Кант моральный закон

"Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".
Эти слова Иммануила Канта знает почти каждый, однако немногие знают смысл и содержание морального закона.
С моим приятелем по философскому факультету ЛГУ Игорем Поляковым, пригласившим меня в Калининград, у могилы Иммануила Канта мы попытались узнать, за что же люди ценят великого философа и есть ли в них тот моральный закон, о котором говорил Кант.

В XVIII веке наука перестала быть просто наблюдением, а стала активной умственной деятельностью по формулированию законов природы и общества. Учёные Нового времени научились находить в хаосе явлений закономерности и смысл. Научные открытия пошатнули представления о Природе и Мире, и Бог перестал быть образцом для подражания. Люди стали искать новые основы взаимоотношений и новые моральные принципы.

Иммануил Кант.jpg

Философ пытался обнаружить основополагающий моральный закон. По Канту, только безусловный принцип, то есть не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона.

Первый практический принцип категорического императива таков: поступай только в соответствии с тем принципом, который для тебя имеет силу всеобщего закона.
Второй практический принцип категорического императива: всегда относись к другому человеку как к цели и никогда как к средству.

Императив — это правило, которое содержит объективное принуждение к поступку.
Моральный закон — это необходимость действовать вопреки внешним воздействиям (моральное принуждение).

Бывает императив гипотетический и императив категорический.
Гипотетический императив — это моральное принуждение при определённых условиях.
Категорический императив — это моральное принуждение к действию безотносительно каких-либо условий (потому он и категорический).

В этическом учении Канта человек рассматривается с двух точек зрения: человек как явление, и человек как вещь в себе.
Поведение первого (человек как явление) определено исключительно внешними обстоятельствами и подчиняется гипотетическому императиву.
Поведение второго (человек как вещь в себе) должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу.

Поведение человека может определяться как практическими интересами, так и моральными принципами. Возникают две противоречивые тенденции: стремление к личному счастью (удовлетворению материальных потребностей) и стремление к добродетели.

В книге “Критика способности суждения” Кант напишет: “Ибо там, где выступает нравственный закон, объективно нет свободного выбора в отношении того, что нужно делать”.
"Человек может мудрить сколько угодно, и всё же он не может заставить природу следовать иным закона".

Человек должен стремиться в бесконечном прогрессе своих максим к идее нравственно совершенного закона. В этом состоит ДОБРОДЕТЕЛЬ — высшее, чего может достичь конечный практический разум.

Добродетель Кант понимал как борьбу с личными интересами. Добродетель коренится в незаинтересованном действии, ориентированном не на личный эгоистический интерес, а на всеобщее благо.

Стремление не к личному счастью, а стремление к добродетели должно быть целью жизни. По Канту, счастье сосуществуют лишь в потусторонней жизни. Поэтому стремление к счастью может быть осуществлено лишь верой в Бога.

Кант_2

Немецкий философ считал, что в людях изначально (априори) сидит нравственный закон, который требует действовать порой вопреки всякой логике и прагматике. Он считал, что нравственные принципы не зависят от внешней среды.

По Канту закон нравственности не должен быть зависим от получаемого опыта, он априорный. Стремление к нему не должно быть названо ни Богом, ни желанием счастья. Он должен исходить из практического разума и автономности нашей воли.
Практический разум — единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю.

Некоторые моменты человеческого поведения неподвластны обычной житейской логике, человек часто действует не только в связи с простой необходимостью. Например, спасает постороннего, подвергая свою жизнь опасности. Это внутреннее требование Кант и назвал категорическим императивом.

Все принципы морали восходят к одному верховному принципу — КАТЕГОРИЧЕСКОМУ ИМПЕРАТИВУ, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели (например, быть честным).

По Канту, мораль не должна зависеть от жизненного опыта и всех прочих доводов.
Этическое учение Канта о том, как должно быть, а не как есть на самом деле. Для него ориентиром являются не фактические поступки людей, а требование долга. Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону. Именно в долге Кант ищет источник всеобщности моральных норм.

Кант полагал, что эволюция человеческого общества связана с его моральным совершенствованием: люди из естественного состояния должны перейти в моральное.
Философ преуменьшает значение понятия совесть, для него это лишь чувство, важнее долг — как веление разума.
При этом Кант восхищался Ж-Ж. Руссо, для которого совесть — источник морали, “бессмертный божественный инстинкт и голос Небес”.

Иммануил Кант приветствовал Великую французскую революцию, однако считал: "Посредством революции можно, пожалуй, добиться устранения личного деспотизма и угнетения со стороны корыстолюбцев или властолюбцев, но никогда нельзя посредством революции осуществить истинную реформу образа мыслей; новые предрассудки, так же как и старые, будут служить помочами для бездумной толпы".

"Потеря свободы и единоличная власть повелителя представляют собой большое несчастье, но это приводит к упорядоченной системе; более того, при такой власти действительно больше порядка, хотя и меньше счастья, чем в свободных государствах".

"Я могу, конечно, представить себе морального политика, то есть такого, который так относится к принципам политики, что они совмести с моралью, но не могу представить себе политического моралиста, который строит свою мораль так, как того пожелают интересы государственных мужей".
". обладание властью неизбежно извращает свободное суждение разума".

"Различие между ложной и здоровой моралью состоит в том, что первая ищет лишь средства против зла, а вторая заботится о том, чтобы не было самих причин этого зла", — утверждал Кант.
"Угроза вечного наказания не может быть непосредственным основанием для морально добрых поступков, но, несомненно, может быть сильным противовесом соблазну к злу. "

Кто же формулирует моральные максимы для общества?

Насколько универсален моральный закон Канта?

Об этом до сих пор спорят учёные и кантоведы.
На конференции "Дни философии в Петербурге" в 2019 году доктор философских наук, профессор Р.Г.Апресян сделал доклад об универсальности (Канта). Мы познакомились с Рубеном Грантовичем непосредственно на конференции и он ответил на мои вопросы.


Многие философы критиковали категорический императив Канта. "Может это и верно в теории, но не годится для практики", — говорили и говорят скептики.

Некоторые сравнивают моральный закон Канта с "золотым правилом нравственности" (которому 5 тысяч лет!): "Как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и с другими поступай. Чего себе не желаешь, того и другим не делай".

Кант говорил: "Прежде всего, я принимаю за правило следующее ни в каких доказательствах не нуждающееся положение: всё, что человек сверх праведного образа жизни предполагает возможным сделать, чтобы стать угодным Богу, есть лишь религиозный фанатизм и лжеслужение Богу".


Некоторые считают философов этакими мудрецами, знающими ответы на все вопросы. Другим философия кажется игрой ума, оторванной от реальной жизни. Философы действительно любят создавать философские понятия; чем надеются остаться в истории науки.

Кандидат философских наук, доцент философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Александр Николаевич Исаков одну из своих лекций посвятил Канту и его категорическому императиву. Исаков считает, что необходимость категорического императива Канта остаётся не познанной.

Что-то указывало Канту на сверхприродное предназначение его сущности. Кант говорил, что не может увидеть бесконечности. И хотя она непосредственно невыразима, есть что-то такое, чего нельзя увидеть и пощупать, но что создаёт в разуме идею бесконечности. Разум требует единства всех частных законов, их выведение из единого универсального закона. Кант хотел открыть этот общий универсальный закон, из которого бы вытекали частные законы.

Принято подчёркивать положительные стороны философии Канта. При этом умалчивают о её отрицательных последствиях при искажениях. Философия Канта привела к признанию чуть ли не автономии разума.
"Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей".

Кант жил в своём замкнутом мире и плохо знал реальную действительность. Часто он принимал желаемое за действительное, подменяя жестокую правду жизни своими умозрительными конструкциями. Философ делал ставку на ум и боролся с неподвластными чувствами.

ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, нравственность не выдумка, а горький опыт человеческой истории! Она необходима, потому что способствует выживанию людей. При этом нравственность не должна зависеть от условий, иначе можно оправдать всё что угодно.

Хрупкую конструкцию человеческого существа сломал утяжелившийся собственным тщеславием разум. Опьянённые техническими достижениями, мы ушли от естественной жизни, тем самым лишившись изначально заложенного в нас Смысла.

Противоречивость категорического императива замечают многие. Что есть моральное правило для одного человека, какое он хотел бы сделать законом для всех, другим людям может быть совершенно неприемлемо.

Приведу пример. Недавно в супермаркете я заметил, что кассир пробивает мне цену продукта на 50% дороже, чем указано на ценнике "по акции". Я сказал об этом кассиру, тот позвал менеджера, менеджер ушёл разбираться. У стоящих за мной в очереди людей я попросил прощения за задержку и объяснил, что пенсия у меня минимальная, потому вынужден считать каждую копейку. Однако люди в очереди стали возмущаться: "вы всех задерживаете, вы эгоист, думаете только о себе. " Я ответил, что стараюсь для всех, чтобы магазин никого не обсчитывал и торговали честно.

Иммануил Кант рассматривал честность как необходимое условие. ". правдивость есть долг, который необходимо рассматривать как фундамент всех основываемых на договоре обязанностей, закон который становится шатким и бесполезным, если допустить хотя бы малейшее исключение из него".

Но моё моральное правило поступать честно в любой ситуации, не нашло понимания у людей в очереди: меня обругали, называли идиотом и т.п.

Из уст торговцев мне неоднократно доводилось слышать их "моральное правило": "не обманешь — не проживёшь".
Некоторые люди живут по принципу "человек человеку — волк".

Кантовский принцип "Относись к другому человеку как к цели и никогда как к средству" носит характер призыва; в реальной жизни он редко встречается и трудно выполним.

Если я возлюблю ближнего как самого себя, то не должен его жрать, и тогда он сожрёт меня. Значит, я из любви к ближнему должен принести себя в жертву? Да никто не живёт по христовой заповеди! Это только на словах призывают к любви, а на деле жрут друг друга. Необходимость заставляет бороться за выживание. Значит, не верна христова заповедь, если противоречит природе человеческой. Выходит, Христос ошибался, раз не под силу людям любить ближнего своего как самого себя.

Можно ли выжить, прощая врагов своих и возлюбив их по заповеди Христовой?

В мире по сути всего две Идеи:
Первая – мир был сотворён Богом и надо жить по божественным законам, любить ближних и помогать слабым.
Вторая – наш мир есть результат долгой эволюции, и жить надо по природным законам естественного отбора, где выживает сильнейший, а слабый погибает, где каждый за себя и выживать надо любой ценой.

По каким же законам жить: бороться за выживание любой ценой или жертвовать собой ради любви к ближнему?

Если жить по закону Бога, то нужно жертвовать собой из любви к ближнему.
Но если жизнь даётся только раз и бессмертия не существует, то стоит ли жертвовать своей жизнью во имя чего-либо?
Заслуживает ли какая-нибудь идея, чтобы отдать ради неё жизнь?
Что важнее: жизнь или идея?

Если важнее жизнь, то ради сохранения своей жизни можно пожертвовать любыми идеалами, пойти на любое преступление.
Если важнее идея, то ради высокой идеи можно пожертвовать своей жизнью, а если потребуется, то и жизнью других людей.

Поставьте человека в нечеловеческие условия, и он нарушит любые запреты.
Человек – существо порочное. Устройство общества может либо потворствовать его порочности, либо ограничивать. Ограничение инстинктивной природы человека и есть культура. Но инстинкты сильнее культуры. Знания не делают человека лучше.

Я, как и Кант, скромно называю себя исследователем. Однако в отличие от Канта мои исследования носят не априорный характер, а вытекают из опыта конкретных социологических исследований.


Я написал роман-исследование "Чужой странный непонятный необыкновенный чужак", где использовал практически все социологические приёмы и методы. Даже не приходилось ничего выдумывать, просто описывал произошедшее.

— Нет никакой морали! Люди всегда поступают, как им выгодно. Воровать нечестно? А государству можно своих граждан обворовывать? Когда правительство грабит народ, заставляя втридорога платить, это можно? Нас поставили на грань выживания, и в таких условиях призывать к моральности аморально.
— Так можно найти оправдание и предательству, и подлости, и убийству.
— Да, я украл, но я действовал в ситуации крайней необходимости. Мне есть было нечего. И денег ни копейки. Но никогда не оправдают укравшего буханку хлеба, даже если он украл, чтобы не умереть с голода. Это не воровство, когда я беру то, что заработал, но чего мне не хотят отдавать. Это компенсация! Почему государству можно воровать у граждан, а нам нельзя?
— Выходит, в ситуации крайней необходимости нет морали, и чтобы выжить, допустимо всё?
— Поставьте человека в нечеловеческие условия, и он нарушит любые запреты. Бывают ситуации, когда воровство единственный способ выжить. Когда речь идёт о жизни и смерти, благородству нет места! Нравственность существует лишь в границах жизни, а не за её пределами!
— Но и в ситуации крайней необходимости люди ведут себя по-разному: кто-то жертвует собой, а кто-то предаёт.
— Всё зависит от обстоятельств! От обстоятельств и от человека.


В романе-быль "Странник" (мистерия) я сформулировал свой моральный закон — ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ. Как и у Иммануила Канта мой моральный закон носит характер императива, обладает всеобщностью и универсальностью.

Любовь творить необходимость!
Теперь я знаю почему.
Ведь правит миром Божья милость:
Когда я должен, что могу!
Творение имеет принцип,
И он во всём, всегда, везде:
Любовь творит необходимость
И в Космосе, и на Земле.
Необходимость жить любовью,
Необходимость мир любить,
И принимать любовь и с болью,
И даже мучаясь, творить.
Творить любовь — необходимость!
И всё подчинено тому.
Ведь всё, к чему бы ни стремилось,
Творит зачем и почему.
Зачем себя осуществляем?
И почему хотим любви?
Тем волю Бога исполняем,
Достичь желая Красоты.
Творить себя — необходимость,
Любовь нас требует себе.
Что в Космосе — и в нас вместилось,
Вселенский смысл — он и во мне! —
ЛЮБОВЬ
ТВОРИТЬ
НЕОБХОДИМОСТЬ
(из моего романа-быль "Странник"(мистерия) на сайте Новая Русская Литература


P.S. Посвящаю эту статью памяти безвременно ушедшего из жизни декана философского факультета МГУ Владимира Васильевича Миронова.
Читайте продолжение в моих статьях "Кант - доказательство Бога", "Вселенная Иммануила Канта" и др.
Буду признателен за уточнения и дополнения.

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.


Книга содержит афоризмы, высказывания, цитаты, стихотворные отрывки выдающихся деятелей всего мира и всех времен. Высказывания одного автора сгруппированы в одной статье и расположены по алфавиту первого слова. Каждую статью открывает краткий биографический очерк, из которого читатель сможет узнать об основных датах и этапах жизненного пути автора, а также названия прославивших его произведений. Книга предназначена самому широкому кругу читателей.

Оглавление

  • Предисловие
  • Абу-ль-Фарадж бен-эль-Гарун (Григорий Бар-Эбрей)
  • Аврелий Августин (Блаженный)
  • Американские мудрости
  • Аддисон Джозеф
  • Амиель Анри Фредерик
  • Английские мудрости
  • Античные афоризмы
  • Арабские афоризмы
  • Аристотель
  • Байрон Джордж Ноэл Гордон
  • Бальзак Оноре де
  • Батлер Сэмюэл
  • Белинский Виссарион Григорьевич
  • Берне Карл Людвиг
  • Бирс Амброз Гвиннет
  • Бичер Генри Уорд
  • Бокль Генри Томас
  • Бомарше Пьер Огюстен Карон де
  • Боуви Кристиан Нестел
  • Буаст Пьер Клод Виктуар

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Всемирная энциклопедия афоризмов. Собрание мудрости всех народов и времен предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

(384–322 до н.э.)

Древнегреческий ученый, один из крупнейших философов всех времен.

Родился в Стагире (греческая колония) в семье врача. Приехав в Афины, стал учеником Платона, а позднее основал собственную философскую школу. В 343 г. по приглашению македонского царя Филиппа II стал учителем царевича Алкександра — будущего Александра Македонского, после смерти которого, обвиненный в безбожии, покинул Афины и переселился в Халкис, куда за ним последовало множество учеников и где спустя несколько месяцев он умер от болезни желудка.


Бедность — источник возмущений и преступлений.

Бездетные скорее разводятся: дети — это общее обоим благо, а общее благо объединяет.

Благо — возможности — это власть, богатство, сила, красота.

Благодетели больше питают дружбу к облагодетельствованным, нежели принявшие благодеяние — к оказавшим его.

Благоразумие должно быть чем-то средним между распущенностью и бесчувствием.

Блаженство состоит в душевной деятельности, сообразной с добродетелью.

Бог выше всякой добродетели, и не добродетелью определяется его достоинство, потому что в таком случае добродетель будет выше Бога.

Большая разница, случится ли нечто вследствие чего-либо или после чего-либо.

Больше всего надо во всем остерегаться удовольствия и того, что его доставляет, потому что об этих вещах мы судим крайне пристрастно.

Большинство разногласий возникает между друзьями тогда, когда они являются друзьями не в том смысле, в каком думают.

Быть смелым — значит считать далеким всё страшное и близким всё, внушающее смелость.

Быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

В отношении к чести и бесчестию обладание серединой — это величавость, избыток именуется, может быть, спесью, а недостаток — приниженностью.

В поэзии предпочтительнее невозможное, но убедительное возможному, но неубедительному.

В чем разница: правят ли женщины, или должностные лица управляются женщинами? Результат получается один и тот же.

Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости.

Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.

Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье прибежище.

Воспитание — лучший припас к старости.

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

Все замечательные и выдающиеся люди — меланхолики.

Все льстецы — прихвостни.

Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.

Всякая дружба существует или ради блага, или ради удовольствия.

Всякая чрезмерность и в безрассудстве, и в трусости, и в распущенности, и в злобности либо звероподобная, либо болезненная.

Высшее благо есть совершенная цель, совершенная же цель сама по себе есть, по-видимому, не что иное, как счастье.

Гнев врачуется временем, ненависть же неизлечима.

Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастья, пособница вреда и бесчестия.

Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению.

Даже известное известно лишь немногим.

Действительно, всякая дружба существует или ради блага, или ради удовольствия.

Дела добродетели невозможно делать, не страдая или не наслаждаясь при этом.

Деяние есть живое единство теории и практики.

Для ищущего чрезмерных удовольствий страданием будет уже отсутствие чрезмерности.

Для кого честь — пустяк, для того и все прочее ничтожно.

Для одних счастье — это нечто наглядное и очевидное, скажем, удовольствие, богатство и почет — у разных людей разное; а часто даже для одного человека счастье — то одно, то другое: ведь, заболев, люди видят счастье в здоровье, впав в нужду — в богатстве, а зная за собой невежество, восхищаются теми, кто рассуждает о чем-нибудь великом и превышающем их понимание.

Добродетель делает правильной цель, а рассудительность — средство для ее достижения.

Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой.

Друг всем — ничей друг.

Друг — это одна душа, живущая в двух делах.

Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы они собирались умереть завтра.

Женщина — это увечный от природы, изуродованный мужчина.

Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.

Жизнь требует движения.

Жить — значит делать вещи, а не приобретать их.

Из всех животных только человек способен смеяться.

Из ложных посылок можно вывести истинное заключение.

Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.

Излишество в удовольствиях — это распущенность, и она заслуживает осуждения.

Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием.

Ирония отличается более благородным характером, чем шутовство, потому что в первом случае человек прибегает к шутке ради самого себя, а шут делает это ради других.

Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.

Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому.

Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.

Как преуспевать ученикам? Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

Когда ты хочешь хвалить, посмотри, что бы ты мог посоветовать, а когда хочешь дать совет, посмотри, что бы ты мог похвалить.

Красота зрелого возраста заключается в обладании телом, способным переносить военные труды, и наружностью приятной и вместе с тем внушительной.

Красота различна для каждого возраста.

Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.

Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.

Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.

Лучше то, что труднее.

Любить — значит желать другому того, что считаешь для блага, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему этого благо.

Люди малодушные завистливы, потому что им все представляется великим.

Люди, наделенные могуществом, используют друзей с разбором: одни друзья приносят им пользу, а другие доставляют удовольствие, но едва ли одни и те же — и то и другое, ибо могущественных не заботит, чтобы доставляющие удовольствие были наделены добродетелью, а полезные были бы полезны для прекрасных деяний; напротив, стремясь к удовольствиям, они ищут остроумных, а для выполнения приказаний — изобретательных, но одни и те же люди редко бывают и теми и другими одновременно.

Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.

Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение — ради мстящего, чтобы утолить его гнев.

Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.

Многое из того, что свойственно демократии, ослабляет демократию.

Многое может случиться между чашей вина и устами.

Мудрец не свободен от страстей, а умерен в страстях.

Мудрость — это самая точная из наук.

Мужество — добродетель, в силу которой люди в опасности совершают прекрасные дела.

Мужество — это мужество перед страхом, так что, когда страх умерен, мужество увеличивается; одни и те же вещи и увеличивают, и губят мужество: под действием тех же самых страхов люди становятся и мужественны, и трусливы.

Мужу и жене дружба, по-видимому, дана от природы, ибо от природы человек склонен образовывать скорее пары, а не государства.

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.

Мышление — верх блаженства и радость в жизни, доблестнейшее занятие человека.

Надежда — это сон наяву.

Назначение (человека) выполняется благодаря рассудительности и нравственной добродетели; ведь добродетель делает правильной цель, а рассудительность делает правильными средства для ее достижения.

Наслаждение общением — главный признак дружбы.

Начало — это, по всей видимости, больше половины всего дела.

Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

Не любит тот, кто не любит всегда.

Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.

Не следует с излишней торжественностью приступать ни к какому делу: торжественно праздновать следует только окончание дел. Не следует смешивать того, что нам кажется невероятным и неестественным, с абсолютно невозможным.

Не следует страшиться ни бедности, ни болезней, ни вообще того, что бывает не от порочности и не зависит от самого человека.

Не следует требовать от оратора научных доказательств, точно так же как от математика не следует требовать эмоционального убеждения.

Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они есть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.

Невозможно ни быть собственно добродетельным без рассудительности, ни быть рассудительным без нравственной добродетели.

Негодование — это скорбь о том, что блага принадлежат недостойному; негодующий огорчится и тогда, когда увидит, что кто-то страдает незаслуженно. Завистливый же ведет себя противоположным образом. Его будет огорчать благоденствие любого человека, будь оно заслуженное или незаслуженное.

Неспособный к раскаянию неисцелим.

Несправедливость почти не кажется несправедливостью, когда кому-нибудь причиняется именно такая обида, какие он привык причинять другим.

Никто лучше мужественного не перенесет страшное.

Никто не любит того, кого боится.

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерениями.

Об избрании [на государственные посты] всегда хлопочут не столько порядочные, сколько случайные.

Обижают и врагов, и друзей, потому что первых обидеть легко, а вторых приятно.

Общий страх объединяет и злейших врагов.

Одно мужество свойственно начальнику, другое — слуге.

Олигархия разрушается, когда в ней образуется другая олигархия.

Опыт есть знание единичного, а искусство — знание общего.

Остроумен тот, кто шутит со вкусом.

От одинаковых причин получаются одинаковые следствия.

Платон — друг, но истина дороже.

Познание начинается с удивления.

Полезное есть благо для человека, а прекрасное есть безотносительное благо.

Порок уничтожает сам себя, и если он достигает полноты, то становится невыносимым для самого его обладателя.

Порядочный человек — это тот, кто довольствуется меньшим того, на что имеет законное право.

Пословица — сохранившейся обломок древней философии.

Почет больше зависит от тех, кто его оказывает, нежели от того, кому его оказывают.

Поэзия есть удел человека или одаренного, или одержимого.

Преступление нуждается лишь в предлоге.

Привычка — вторая натура.

Привычка находить только смешную сторону — самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.

Признак знатока — способность научить.

Принципы поступков — это то, ради чего они совершаются.

Проницательность — это своего рода наитие.

Пусть будет страх — некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинить нам неприятность; люди ведь боятся не всех зол… но лишь тех, что могут причинить страдание, сильно огорчить или погубить.

Раб — одушевленное орудие, а орудие — неодушевленный раб.

Разглашать склонны люди обиженные.

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.

Рассудительность противоположна уму, ибо ум имеет дело с предельно общими определениями, для которых невозможно суждение, им обоснованное, а рассудительность, напротив, — с последней данностью, для достижения которой существует не наука, а чувство.

Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.

Расточителен тот, кто тратит на что не надо больше, чем надо, и когда не надо. Скупой, напротив, не тратит, где надо, сколько надо и когда надо.

Революция — дело не пустячное, но происходят они из-за пустяков.

Рука есть орудие орудий.

Самое главное при всяком государственном устройстве — устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться.

Свободно применять свой талант — вот подлинное счастье.

Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более чем в том, чтобы не совершать постыдных.

Свойство тирана — отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

Серьезное разрушается смехом, смех — серьезным.

Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью.

Совершенным называется то, что по достоинствам и ценности не может быть превзойдено в своей области.

Совесть — это правильный суд доброго человека.

Справедливость есть приобретенное свойство души, в силу которого люди становятся способными к справедливым действиям и в силу которого они поступают справедливо и желают справедливости.

Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.

Страх определяют как ожидание зла. Конечно, мы страшимся всяких зол, например бесславия, бедности, неприязни, смерти… иного следует страшиться, и если страшатся, скажем, бесславия, это прекрасно, а если нет, то постыдно, и, кто этого страшится, тот добрый и стыдливый, а кто не страшится — беззастенчивый.

Счастье есть совместная полнота трех благ: во-первых, душевных, во-вторых, телесных, каковы здоровье, сила, красота и прочее подобное; в-третьих, внешних, каковы богатство, знатность, слава и им подобное. Добродетели недостаточно для счастья — потребны также блага и телесные и внешние, ибо и мудрец будет несчастен в бедности, в муке и прочем.

Счастье — на стороне того, кто доволен.

Счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности.

Терпеть несправедливость лучше, чем делать несправедливость.

Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.

Удивление побуждает людей философствовать.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь.

Худший не тот, кто порочен по отношению к себе, но тот, кто порочен по отношению к другим; лучший не тот, кто добродетелен по отношению к себе, но по отношению к другим.

Человек — единственное живое существо, умеющее смеяться.

Человек — существо, живущее в гражданском сообществе.

Человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

Человек вне общества — или бог, или зверь.

Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.

Человек с чувством юмора — это тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки.

Чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли.

Честь — это награда, присуждаемая за добродетель.

Что касается красоты, то она различна для каждого возраста. Красота юности заключается в обладании телом, способным переносить труды, будут ли они заключаться в беге или в силе, и в обладании наружностью своим видом доставляющей наслаждение… Красота зрелого возраста заключается в обладании телом, способным переносить военные труды, и наружностью приятной и вместе с тем внушительной. Красота старца заключается в обладании силами, достаточными для выполнения необходимых работ, и в беспечальном существовании благодаря отсутствию всего того, что позорит старость.

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.

Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она — отдых.

Эгоизм заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви.

Цитаты о свободе человека

Все говорят, что хотят быть свободными и независимыми. Но это только слова. Чего же именно мы хотим? Да и зачем? Что такое свобода? Эти сложные вопросы волнуют человечество на протяжении многих веков. Единого ответа до сих пор не найдено, да и вряд ли он возможен. Все потому, что свобода – довольно-таки многозначное понятие. А это исключает возможность ее единственно правильного для всех определения. Поэтому цитаты о свободе существуют самые разнообразные по смыслу. Наиболее достойные из них мы собрали здесь, чтоб вы сами, прочитав их, могли определить, что же именно понятие свободы значит непосредственно для вас.

Понятие свободы

Высказывания о свободе человека

Невозможно быть свободным от того, от чего убегаешь.
Фридрих Ницше

Свободен тот, кто может не врать.
Альберт Камю

В основном, свободу человек проявляет только в выборе зависимости.
Герман Гессе

Свобода не может быть неполной. Она или есть, или её нет.
Анатолий Некрасов

Свобода существует лишь для кого-то, кто куда-то стремится.
Антуан де Сент-Экзюпери

Свобода не делает людей счастливыми, она просто делает их людьми.
Мануэль Асанья

Свобода — как солнце. Могущественней и лучше ее ничего нет на свете.
Жоржи Амаду

Никакой человек не теряет свободу иначе как через свою собственную слабость.
Махатма Ганди

Только свободный человек уважает права и свободы других людей.
Александр Лоуэн

Поиск свободы — это основа человеческой природы.
Ай Вэйвэй

Многими великими умами свобода интерпретируется как безусловное право человека на свободный выбор мировоззренческих ориентиров и образа жизни. Одним из принципов представления о свободе является идея о том, что свобода одного индивида заканчивается там, где она наталкивается на свободу другого. Думается, это правильный подход, и многие цитаты о свободе подтверждают это. Потому что человек всегда волен думать, строить внутренний мир, наблюдать за собой и другими, помогать другим. И, конечно, может выбирать свою позицию относительно внешнего мира.

О свободе со смыслом

Цитаты о свободе со смыслом

Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.
Иммануил Кант

Никогда действия человека не бывают такими предсказуемыми, как когда ему представляется полная свобода.
Андрей Швец

Именно страх что-то потерять держит нас в рабской зависимости. И когда тебе уже нечего терять, оказывается, что всё, что у тебя осталось – это свобода.
Дэвид Айк

Свобода - это высшая ценность. И если любовь не дает вам свободы, то это не любовь.
Ошо

Быть свободным имеет право каждый человек, но воспользоваться этим правом может только сильный.

Свобода лежит в самом сердце твоей готовности все потерять.
Карл Ренц

Откройтесь своему самому сильному страху; после того как страх теряет свою власть над вами, боязнь свободы уменьшается и исчезает. Ты свободен.
Джим Моррисон

Для того, чтобы жить свободно и счастливо, вы должны пожертвовать скукой. Это не всегда легкая жертва.
Ричард Бах

Абстрактная свобода, как и другие абстракции, не существует.
Эдмунд Берк

Свобода положена далеко не всем. Это – привилегия культурных людей. Свободным имеет право быть только человек, способный на самоограничения. А правила самоограничения определяются культурой.
Александр Запесоцкий

А еще свобода - это выразительный показатель человеческой сущности. Ведь зрелый человек способен проявить себя, состояться только благодаря способности показать свою личную волю, осуществить выбор формы жизнедеятельности и мировоззрения. И тут уж не помогут никакие цитаты о свободе. Так что решать проблему соотносятся и сосуществуют воспетая во многих афоризмах философская идеализированная категория "свобода" с реальным ее воплощением в состоянии только вы сами.

Лучшие цитаты о свободе

Цитаты свобода

Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть богатыми и свободными — и из-за этого подчас становятся бедными рабами.
Альберт Камю

К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас.
Эпиктет

У тебя есть право выбирать, но ты им не пользуешься. Ты просто не понимаешь, что это означает — выбирать.
Вадим Зеланд

Хуже всего не то, что мир несвободен, а то, что люди разучились быть свободными.
Милан Кундера

Свобода — это приключение, которому нет конца, в котором мы рискуем жизнью и даже большим, чем жизнь, во имя нескольких мгновений чего-то превыше слов, мыслей и чувств.
Карлос Кастанеда

Никакие притеснения не сделают рабом того, кто свободен в душе.
Александра Девиль

Между стимулом и нашей реакцией на него всегда есть время. За это время мы выбираем, как реагировать. И именно здесь лежит наша свобода.
Фиктор Франкл

Свободы, как таковой нет, весь вопрос лишь в том, от чего быть свободным: от мудрости или от глупости.
Евгений Антонюк

Быть свободным, как птица? И всю жизнь петь одно и то же?
Станислав Ежи Лец

Искать в высказываниях и цитатах ответ на вопрос, что такое свобода - это то же, что искать среди афоризмов ответы на вопросы, что такое счастье, что такое любовь. Это то, что лучше почувствовать, чем выискивать среди сотен фраз правильное определение.

Умные высказывания великих про свободу человека

Великие мысли о свободе

В жизни есть смысл, когда есть свобода — свобода поступать так, как хочешь, и ничего не бояться.
Эмир Кустурица

Уметь освободиться, это — ничто, трудно уметь быть свободным.
Андре Жид

Свобода подобна белым облакам. Когда ты делаешь ее своей целью, она чиста и конкретна. После того как ты ее использовал, она превращается в красивую пустоту.
Фэн Цзицай

Выбор — это и есть свобода. Свободен тот, кто может выбирать. Тот, кому навязывают выбор, — раб.
Кшиштов Занусси

Тот, кто добр, — свободен, даже если он раб; тот, кто зол, — раб, даже если он король.
Аврелий Августин

Человеку от рождения дан свободный и естественный голос. Но с годами зажимы в гортани, сгорбившаяся спина, внутреннее напряжение искажают его подлинную суть.
Валерия Фоминова

Свободный человек сам выбирает себе запреты.
Валерий Афонченко

Чем меньше нужно человеку — тем более он счастлив, чем больше желаний — тем меньше свободы.
Максим Горький

Самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным.
Иоганн Вольфганг фон Гёте

Человек по-настоящему свободен, лишь когда ни от кого не зависит.
Борис Акунин

Свобода - понятие весьма расплывчатое. И, к сожалению, многие путают ее со вседозволенностью. Но надо учитывать, что свобода состоит не только лишь из права выбора, но и желания брать на себя ответственность за все, что происходит в жизни. Настоящее ощущение свободы происходит изнутри и никаким образом не может быть навязано извне. Если одной фразой, то свобода заключается в том, что человек сам делает выбор, какой должна быть его жизнь, и сделав это выбор, несет ответственность за каждое свое действие и свой поступок. Вроде бы все проще простого, но многие люди не хотят или же боятся брать ответственность за свои поступки и полагаются на выбор третьих лиц. Это может быть начальник на работе, любимый человек, родители, Ну и конечно президент и правительство. Можно назвать это свободой? Вряд ли!

Красивые фразы о свободе

Цитаты о свободе короткие

Свобода кончается там, где начинается ответственность.
Сергей Капица

Свобода — это тяжкий груз, великое, загадочное бремя для души. Нелегко нести его. Это не подарок, но сделанный тобой выбор; и выбор этот может иметь самые неожиданные последствия. Путь свободы ведёт наверх, к свету, но, если бремя её слишком тяжело, можно никогда не достигнуть конца пути.
Урсула Ле Гуин

Человеку суждено быть свободным.
Жан Поль Сартр

Однажды почувствовав свободу, ты от нее уже не откажешься.
Анна Тодд

Любовь может проявляться только в условиях свободы и никогда — в результате принуждения.
Эрих Фромм

Свобода – замечательная вещь, за исключением свободы делать ошибки.
Малала Юзуфзай

Тот человек не свободен, кто сам себе не хозяин.
Эпиктет

Если мы в угоду безопасности отдаём свободу — мы лишаемся и того и другого.
Вячеслав Мальцев

Если мы в угоду безопасности отдаём свободу — мы лишаемся и того и другого.
Федор Достоевский

Никто не свободен. Даже птица привязана к небу.
Боб Дилан

Свобода - уравнение со многими условиями, которые путем сложений и вычитаний позволяют принимать решения в соответствии со своими потребностями и взглядами. Практически все цитаты о свободе подтверждают, что это желанное состояние для каждого. И точно так же многие высказывания и фразы подтверждают, что свобода невозможна без ответственности. И нам следует еще долго учиться, чтобы уметь одинаково хорошо управлять этими двумя понятиями, так как без ответственности не будет и свободы.

Статусы о свободе короткие

Лучшие высказывания о свободе человека

Свобода предполагает ограничения, основывается на них.
Виктор Франкл

Свобода может быть только внутри человека, какой бы огромной ни была клетка вокруг него.

Мир неотделим от свободы, потому что не найти мира тому, у кого нет свободы.
Малколм Икс

Свобода бывает разной. Свобода от оков сладка. Свобода от совести губительна. Свобода от любви тосклива.
Тимофей Царенко

Свобода нужна каждому, как воздух. Правда, большинство так не думает. Но это просто потому, что человек не умеет ценить того, что у него есть.
Елена Котова

Свобода определяется количеством людей, которых ты можешь послать.
Сергей Юрский

В художнике ценят не только творчество, но и его протест против условностей. Он должен быть воплощением свободы.
Андре Моруа

Заботиться больше о том, что думаете вы, чем о том, что думают другие. Это и есть свобода.
Деми Мур

В большинстве случаев мы сами строим свою тюрьму. И так же человек создает свою свободу.
Робин Хобб

Почему-то мир так устроен, что о свободе громче всех кричат надсмотрщики рабов.
Сэмюэл Джонсон

Быть свободным - это понимать свободу. А потом действовать. Свобода - это способность человека поступать так, как он считает правильным на основе знания об объективной действительности. Свобода - это возможность выбора вариантов событий. Отсутствие выбора равно отсутствию свободы. Поэтому многие умные высказывания о свободе и говорят о важности возможности выбора.

Цитаты великих людей о свободе

Свобода короткие цитаты

В жизни есть две хорошие вещи: свобода мысли и свобода действия.
Сомерсет Моэм

Свобода — всего лишь красивое слово, означающее, что терять уже нечего.
Дженис Джоплин

Учитесь быть свободными! Раб мечтает о том, чтобы иметь право выбирать себе хозяина, а свободный человек — чтобы быть хозяином в любом выборе.
Андрей Лазарчук

Человек несет обязательство перед самим собой быть свободным.
Альберт Пайк

Неограниченная свобода — всё равно, что топор в руках идиота: и других поранит, и себя покалечит.
Юрий Бучарский

Нет единого представления о свободе. Она для каждого своя. И пока личная свобода не мешает жить окружающим, она, наверное, имеет право считаться именно свободой.
Оксана Демченко

Свобода — палка о двух концах. Без обязательств человек часто делает меньше, а не больше.
Анита Брукнер

Чем люди просвещенней, тем они свободней.
Вольтер

Свобода творит человека.
Екатерина Алимпиева

Свобода хороша, только когда ей пользуешься.
Сергей Бодров

Как гласит одна цитата, свобода это не то, что людям нужно, это то, кем или же чем эти люди есть на самом деле. И наибольшей свободы человек достигает, когда свобода становится выбором самого себя, когда человек берет ответственность за свою жизнь и за то, что происходит в мире вокруг него. Именно поэтому так важно оценка происходящего вокруг. Человек обладает свободой выбора и единолично несет ответственность за то, что с ним происходит. Люди вольны выбирать любую жизнь, а наши реалии - это отношение к происходящему. Поэтому мало говорить правильные вещи, мало просто читать правильные высказывания и цитаты о свободе со смыслом, надо правильно действовать.

Высказывания о свободе человека

Цитаты красивые о свободе

Свобода — это прежде всего свобода для инакомыслящих.
Роза Люксембург

Все, что он мог потерять, он уже потерял. Худшего с ним произойти уже не могло. Он, наконец, ощутил себя свободным.
Терри Пратчетт

Иногда человек готов делать любые абсурдные вещи, чтобы доказать, что он свободен.
Борис Новодержкин

Бороться за свободу законным образом можно лишь в том случае, если она у тебя уже есть.
Тадеуш Котарбиньский

Для того чтобы по-настоящему оценить свободу, надо сначала не иметь ее.
Самия Шарифф

Чтобы утопить свободу, достаточно, чтобы она была без берегов.
Владимир Гавеля

Свобода неделима: нельзя отсечь её часть, не убив целиком…
Михаил Бакунин

Свобода — это закон человеколюбия, а никак не злоба и нигилизм.
Томас Манн

Сделай то, чего ты больше всего боишься, и обретешь свободу.
Сесилия Ахерн

Для некоторых свобода — это право делать то, что хочется. Для большинства же — это право не делать то, чего не хочется.
Эрик Хоффер

Мудрые цитаты о свободе

Цитаты о свободе и человеке

Ответьте мне, в котором часу вы встаете, и я скажу вам, когда кончается ваша свобода. Альберт
Санчес Пиньоль

От природы нам дана только одна свобода — свобода ошибаться относительно нашей свободы.
Тигран Бабаян

Первая из всех свобод состоит в возможности сказать нет.
Паскаль Брюкнер

Жизнь коротка. И надо уметь. Надо уметь уходить с плохого фильма. Бросать плохую книгу. Уходить от плохого человека. Их много.
Михаил Жванецкий

Свобода, равенство, братство — это лебедь, рак и щука.
Аркадий Давидович

Конечная цель борьбы — это свобода.
Илья Кормильцев

Свобода только тогда чудесная вещь, когда не приходит вместе с одиночеством.
Бертран Рассел

Кандалы становятся ненужными, когда узник падает духом.
Марк Твен

Человек, у которого отняли свободу, обязательно станет кого-нибудь ненавидеть.
Харуки Мураками

У вас есть выбор. И не один. Вы свободны выбирать. Зачем сковывать себя чужими взглядами и примерять на себе чужой опыт жизни?
Дисана Кумыкова

Надеемся, вам понравились высказывания о свободе. Рекомендуем также почитать цитаты про счастье.

Читайте также: