Кому принадлежит право законодательной инициативы в казахстане

Обновлено: 17.05.2024

Сам процесс внесения проекта закона, его рассмотрения, одобрения, подписания установлен в статье 61 Конституции Республики. В соответствии с пунктом 1 данной статьи субъектами права законодательной инициативы являются Президент Республики, депутаты Парламента и Правительство. Можно условно выделить следующие стадии законодательного процесса, осуществляемые в Парламенте Республики Казахстан:

1) внесение законопроекта в порядке законодательной инициативы в Мажилис;

2) рассмотрение законопроекта в Мажилисе;

3) рассмотрение законопроекта в Сенате и его одобрение в закон;

4) подписание и обнародование закона.

В литературе в отдельную стадию законодательного процесса выделяют промульгацию, которую определяют как официальное провозглашение, обнародование закона, принятого Парламентом, официальное опубликование[148].

Указанные стадии законодательного процесса в Парламенте Республики возможны в следующих случаях:

Если внесенный законопроект в Мажилис одобрен большинством голосов от общего числа его депутатов, он передается в Сенат, где должен рассматриваться не более шестидесяти дней; в случае, если Сенат большинством голосов от общего числа депутатов одобрит законопроект, проект становится законом; этот закон в течение десяти дней должен быть представлен Президенту Республики на подпись, где он в течение одного месяца, если не внес возражения на закон или на отдельные его статьи, подписывает и обнародует его.

Иначе говоря, перечисленные стадии законодательного процесса возможны в случае, если по обсуждаемому законопроекту не поступили возражения соответствующими числами голосов депутатов той или иной Палаты Парламента, а также, если Президент Республики не внес возражения на закон или на отдельные его статьи.

Правом законодательной инициативы обладают Президент Республики, депутаты Парламента и Правительство, которые вносят проект закона в Мажилис.

Пункт 2 статьи 61 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке. Тем самым на основе данной конституционной нормы Президент Республики может активно влиять на законотворческий процесс в Парламенте и как субъект права законодательной инициативы, и как субъект определения приоритетности рассмотрения проектов законов, и как субъект объявления рассмотрения проекта закона срочным. Причем в двух последних случаях Президент Республики выступает в качестве единственного субъекта.




Тем самым, Правительство своими отрицательными заключениями может сковывать право законодательной инициативы депутатов Парламента по любому проекту закона в случае, если данный проект закона предусматривает сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов. Данная правовая ситуация может оказать отрицательное воздействие на законотворческую практику ещё и тем, что из-за отрицательных заключений Правительства депутаты Парламента не смогут инициировать проекты законов, которые предусматривают внесение поправок в действующие законы с целью приведения действующих законов в соответствии с Конституцией. Как правило, мотив Правительства во всех случаях один: нет финансово-материальных средств для реализации потенциальных будущих законов, даже если эти законы будут соответствовать Конституции Республики и направлены на приведение действующих законов, противоречащих Конституции, на их соответствие Конституции.

Подпункт 5 статьи 55 Конституции предусматривает выполнение Сенатом функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий. Можно сказать, что весь законодательный процесс в полном объеме, начиная с законодательной инициативы и его реализации и заканчивая представлением на подпись Президенту принятых Сенатом законов, будет осуществляться в Сенате.

Здесь возникает следующий вопрос. Пункт 1 статьи 61 Конституции устанавливает императивную норму о том, что законодательная инициатива реализуется исключительно в Мажилисе. Если Мажилис Парламента распущен, то с момента его роспуска и до начала работы вновь избранного Мажилиса другая Палата Парламента - Сенат будет принимать конституционные законы и законы, то есть выполнять в полном объеме законодательные функции, присущие Парламенту Республики в целом. Означает ли это, что законодательная инициатива будет реализовываться в Сенате, т.к. отсутствует Мажилис Парламента? Если да, то как же тогда императивная конституционная норма о том, что законодательная инициатива реализуется исключительно в Мажилисе, а не в Сенате? Этот вопрос является предметом толкования Конституционного Совета.

Парламент принимает имеющие обязательную силу на всей территории Республики законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, в том числе конституционных, постановлений Парламента. Сенат и Мажилис по вопросам своей компетенции принимают постановления.

Читайте также: