Кому принадлежат права на классическую литературу

Обновлено: 25.06.2024

В нашей стране действует закон, при котором интеллектуальную собственность передают как недвижимость или семейную реликвию – по наследству. И если владельцы этой самой собственности не хотят делиться – по закону они имеют на это полное право. Часто злоупотребление этим правом заставляет самих создателей интеллектуальных шедевров в гробу перевернуться.

Желание справедливости наследников Стругацких

Когда умер старший брат из великого литературного тандема Аркадий Стругацкий, младшему достались права на отчисления со всех написанных ими совместно книг. До поры Борис не особо реагировал на то, что на их с братом творчестве кто-то зарабатывает.

Но в 2008 году он поставил свою подпись под петицией президенту об ужесточении соблюдения авторских прав. А 19 ноября 2012 года Борис Натанович скончался, не обозначив четкой позиции насчет своего наследия.

Поэтому Андрей Борисович и Мария Аркадьевна Стругацкие попробовали бороться за контроль над распространением книг их родителей. В 2014 году даже на сайте, посвященном творчеству Стругацких, были удалены и заменены на ознакомительные полные тексты книг. Наследники мотивировали это тем, что справедливо, если за книгу будут платить все одинаково.

Однако пираты не унимались! Стругацкие посвятили борьбе с пиратским контентом несколько лет и, в конце концов, осознали, что этот бой они проиграли. В 2017 году Андрей Борисович на своей страничке в Фейсбуке объявил о том, что их семья прекращает борьбу за авторские отчисления с постоянно множащихся пиратов и возвращает в свободный доступ все произведения Аркадия и Бориса Стругацких.

Братья Аркадий и Борис Стругацкие. Кадр YouTube

Братья Аркадий и Борис Стругацкие. Кадр YouTube

Несговорчивая внучка балетмейстера

Но если имена Стругацких и их вклад в мировую литературу забыть нельзя, то иногда в погоне за заработанными родителями деньгами дети теряют этих самых родителей для истории. Так случилось, например, с наследниками балетмейстера Касьяна Голейзовского.

Касьян Голейзовский, прекрасный балетмейстер, имя которого забыто из-за жадности потомков. Источник: wikimedia

Касьян Голейзовский, прекрасный балетмейстер, имя которого забыто из-за жадности потомков. Источник: wikimedia

Жадная невестка Пастернака

Из пятерых наследников только с Натальей Анисимовной, которая даже не является родственником по крови, не удалось договориться – остальные четверо на хороших условиях передали права наследства в Агентство ФТМ.

Борис Пастернак в молодости. Источник: wikimedia

Борис Пастернак в молодости. Источник: wikimedia

Разлетевшиеся по миру наследники Прокофьева

С композитором Сергеем Прокофьевым ситуация и вовсе вышла запутанной. В его случае суд признал законными двух его жен: Лину Прокофьеву и Миру Мендельсон. И права на авторские отчисления получили четверо: обе вдовы и двое сыновей Прокофьева.

Когда умерла Мира, ее права отошли Лине. Когда умерла Лина – ее права были переданы сыновьям: Святославу и Олегу. А когда умер один из них – Олег – его часть досталась его семерым детям.

Уже многие годы семья Олега живет в Лондоне. Святослав тоже имеет ребенка. И если кто-то захочет переиздать произведения великого композитора, придется искать пути, чтобы все правообладатели дали свое согласие. Но для начала их самих придется как-то разыскать.

Сергей Прокофьев оставил после себя большую семью правообладателей. Фото: wikimedia

Сергей Прокофьев оставил после себя большую семью правообладателей. Фото: wikimedia

Замечательный свекор Веничка Ерофеев

Самыми рьяными правообладателями обычно становятся вдовы писателей. Несколько реже - их дети. Но на авторские отчисления могут претендовать не только родственники. По завещанию писателя правообладателем может стать кто угодно.

Лев Толстой, портрет кисти Ильи Репина, 1901 год. Источник: wikimedia

Лев Толстой, портрет кисти Ильи Репина, 1901 год. Источник: wikimedia

Софья Андреевна, жена Льва Толстого, всегда думала о будущем детей. Источник: wikimedia

Софья Андреевна, жена Льва Толстого, всегда думала о будущем детей. Источник: wikimedia

Еще при жизни Лев Толстой заявил, что никто не будет обладать правами на его произведения – не для этого он их писал. Он писал черновик отречения от авторского права, начиная с января 1891 года, и в начале марта рассказал жене о своем решении публично объявить об этом.

Но Софья Андреевна твердо ответила, что это все очередная блажь и она будет бороться за права на авторские отчисления, чтобы не оставить семью без гроша. Страсти накалились настолько, что после одного из скандалов, произошедших по этому поводу, она чуть было не бросилась под проходящий поезд.

Страсти по наследству Льва Толстого

Все-таки жену удалось уговорить, отказ от авторских начислений был опубликован. Но в конце жизни писатель все же формально сделал правообладательницей Александру Львовну, младшую дочь.

Но при этом тексты не должны принадлежать кому-либо. Положение было настолько запутанным, что заинтересованные в печати произведений Толстого издатели предпочитали выплатить компенсацию вдове, чтобы избежать последующих судебных тяжб.

Возник у меня один вопрос и хочу попросить ответа у сообщества.
Есть законы о защите авторских права, по которому нельзя воспроизводить музыку, защищённую этими правами. Есть также так называемое "общественное достояние"(например Бах). Ноты из этой группы можно использовать в своих целях (играть на скрипке или пианино например), но нельзя использовать авторскую фонограмму, так как права на неё купили некоторые компании и они могут предъявить тебе за это. И внимание вопрос. Можно ли сыграть ноты, которые ты взял из общественного достояния, записать их и продавать или воспроизводить за деньги, даже если они будут один в один с авторской фонограммой? Если что то не так понял, то поправляйте.

можно.
один в один с авторской фонограммой? - вы таки не музыкант.

Общественным достоянием является НОТНАЯ ЗАПИСЬ мелодии классика. В случае автора законом об авторском праве будет защищаться его АВТОРСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ.
Да, можно записать и продавать. Вспомним Ванессу Мэй.

Если рассматривать классические произведения, то там продают исполнителя, а не композитора. Записанный концерт Шаляпина будет стоить несколько дороже, чем концерт Васи из подъезда. И тут больше не качество исполнения важно, а титулованность исполнителя. Такие дела

Ой, а ви таки смыслите в гешефте!

так как права на неё купили некоторые компании и они могут предъявить тебе за это.

Возникает вопрос: Кто им эти права продал?

А как ты докажешь что сам сыграл по нотам ?

Запомни, презумпция невиновности есть только на бумаге.


И так до бесконечности. )

И так до бесконечности. )

Таксист высадил 11-летнего на мороз — правильно сделал

Правильный таксист высадил 11-летнего пацана на мороз. Зимой. Дело было недавно, когда температура в Московской области упала до минус шестнадцати. Теперь он опасается, что станет героем соцсетей. Оцените — правильно он поступил или нет. Я считаю, абсолютно правильно. И что так должен поступать каждый разумный и законопослушный таксист.

Таксист высадил 11-летнего на мороз — правильно сделал Такси, Дети, Социальные сети, Родители, Длиннопост

И набирает номер мамы, которая и вызвала такси.

Мальчик вышел, пошёл до школы пешком. Таксист подивился беспечности мамы — ведь в автомобиле такси, даже официальном, кто угодно может попасться, включая педофилов. Он поехал за ребёнком в итоге, проследил, чтобы тот добрался до школы. Школа оказалась вообще в трёхстах метрах. Парень туда забежал бегом — было холодно, но одет он был нормально. Видимо, обратно пойдёт пешком.

Мама уже выразила своё недовольство по телефону, и теперь честный таксист опасается, что попадёт на снижение рейтинга, на плохой отзыв, а может — она и ославит его в социальных сетях.

С моей стороны оценочное суждение. Но таксист прав.

Вот так девчонка

Вот так девчонка Ксенофобия, Сексизм, Умница, Антарктида, Мировой рекорд, Бутерброд, Юмор, Мат, Повтор

Радость

Сегодня случился один из лучших моментов в моей жизни.

Я зашёл в один из магазинов (мясная лавка), абсолютно случайный, просто в ТЦ приметил по дороге, и увидел свой нож. Он лежал у мясника на доске, где он режет мясо, и там у него целый набор ножей, и среди них лежал мой, родненький. Я так удивился, так как какие шансы? Новогоднее чудо)

Я виду не подал, и ждал, какой нож он выберет. А там лежали ножи нескольких достойных мастеров (мои коллеги по цеху) и заводские, и в этот момент у меня сердце сжалось. Сердце замерло, и в животе все похолодело, очень боялся, что он выберет другой, а мой отложит. Но нет, все-таки взял его, и бодро начал им орудовать.

Знаете, одно дело, когда результат твоего труда лежит где-то там, и им, возможно, (а, возможно, и нет) работают, а с другой, когда ты видишь воочию.

Такой был отвратительный месяц по многим причинам, так устал и был морально опустошён, но после увиденного, как рукой сняло.

Я не подал виду, что это моя работа, а просто смотрел, как им орудуют, пока ждал свой заказ. И эти мгновения наполнили меня небывалым зарядом, что моя работа имеет смысл. Никогда не думал, что это меня тронет до глубины души.

Всех с наступающим! Острых Вам ощущений!


И такое бывает

И такое бывает Скриншот, Комментарии на Пикабу, Мат


Как обычно

Как обычно Девушки, Фастфуд, Скромность, Кот, Картинка с текстом, Мемы, Юмор

Сач э шейм

At any rate that is what we are going to try to do. That is the resolve of his majesty's government

Совещание. Ведет зам генерального, молодая тетка с экономическим образованием.

- А что у нас дежурный электрик делает?

- Как что? Дежурит!

- А когда все в порядке он что, сидит?!

- Когда он сидит, цех план дает! А когда у него жопа в мыле - мы стоим!

- Нет. Все равно непорядок. А пусть он будет электрик-оператор!

Двое молодых сразу ушли, двое дедов стали на фасовку. При проблемах по электричеству останавливают фасовку и идут розетки починять и лампочки вворачивать.

Зарплата осталась та же.

Возраст

Сегодня покупал коньяк.

Продавщица говорит: Вы так молодо выглядите, пожалуйста предъявите паспорт!

Продавщица: ну или водительское удостоверение.

Продавщица долго изучала, а потом говорит: Тут возраст не указан.

Я спрашиваю: А полковника в 17 лет реально получить сейчас? Мы же не в царской России?

Поздравьте меня. У меня, наконец-то, будет праздник "Новый Год" за последние 14 лет

Да, именно так. Я проработал 14 лет в организации, где руководству похуй на все праздники, даже на Новый Год. Ну как . Сами-то они празднуют праздники) И не забывают предупредить, что до 11 января даже в вацапе не пишите. Что для многих сейчас читающих окажется реальностью-банальностью. И мы - не пожарная , не милиция, не скорая. Просто крупная частная шаражка ;)

Да, я сейчас безработный, но у меня есть ёлка, мандарины,

и прям сейчас в доме звучит Фрэнк Синатра.

Поздравьте меня. У меня, наконец-то, будет праздник

Рембо?


Как обидно

Как обидно

Почему не стоит привязывать карту к такси

Вышел из магазина, вызываю себе мотор.
"Яндекс" проезжает мимо, принимает заказ и уезжает.
На улице холодно, поездку не сбросить так как я такси ( по мнению такси)
Извиняюсь за автоввод, скорость холод и ошибки.

Почему не стоит привязывать карту к такси Такси, Яндекс Такси, Служба поддержки, Длиннопост

Ну собственно заказ так и не сбросили, машина едет, я не могу вызвать другую, но ШАБЛОНЫ-ШАБЛОНЫ.

Пишу вновь, уже другой агент техподдержки шаблонит. Пишет что отмена заказа повлияла и бла-бла-бла а машина еще едет =)

(Кому повезет ловите промокод)

Почему не стоит привязывать карту к такси Такси, Яндекс Такси, Служба поддержки, Длиннопост

Почему не стоит привязывать карту к такси Такси, Яндекс Такси, Служба поддержки, Длиннопост

Авто запарковалось и ждет. Чего-то ждет )

Почему не стоит привязывать карту к такси Такси, Яндекс Такси, Служба поддержки, Длиннопост

Почему не стоит привязывать карту к такси Такси, Яндекс Такси, Служба поддержки, Длиннопост

К сожалению на этот раз 1 звезда =)

Почему не стоит привязывать карту к такси Такси, Яндекс Такси, Служба поддержки, Длиннопост


Универсальный комментарий к авторской клубничке

Универсальный комментарий к авторской клубничке Комментарии, Комментарии на Пикабу, Мат

Коротко о новогоднем настроении:

Коротко о новогоднем настроении:

Специально для тех кто говорил что у меня не получится . Арбуз на новый год

Решил я значит на новый год арбуз сохранить.
купил арбуз самый зелёный и не побитый.
обмазал его немного подогретым воском.
убрал в прохладное место. Погреб.
сегодня достаю.

Специально для тех кто говорил что у меня не получится.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
У меня не получилось:

Специально для тех кто говорил что у меня не получится . Арбуз на новый год Арбуз, Новый Год, Праздники, Еда, Умельцы, Длиннопост

Специально для тех кто говорил что у меня не получится . Арбуз на новый год Арбуз, Новый Год, Праздники, Еда, Умельцы, Длиннопост

Прошу лигу рукожопов принять нового последователя. @рукажопы

Почему в сказке только у собаки есть имя?

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку. Никогда не понимал, почему в этой сказке имя есть только у собаки.

Ответ: в первоначальном, "народном" варианте, это была "сучка". А потом, для детей (и публикации), её переделали в Жучку.

Отмывание денег


На волне от таксистов)))

Я работаю водителем такси в Томске! И решил присоедениться к акции коллег из других городов) Любой пассажир который сядет в мою машину и произнесёт фразу "С новым годом Пикабу!" Поедет бесплатно))) Я выгляжу так-

На волне от таксистов))) Такси, Новый Год, Дед Мороз, Томск, Позитив

Номер машины к182хн70 фольцваген поло.
Приложу видео отчёт))))

"Враги казачества в 21 веке": учебный ролик для казаков. Дискредитировать себя еще больше просто невозможно.

Это действительно съемка некоего казачьего "Семинара № 6", проводимого в Свердловской области. У его автора на страничке в Ютубе различных роликов про казаков очень много, и они совершенно не шуточные. Все всерьез, господа, все всерьез.


Итак, "Семинар № 6, "Враги казачества в 21 веке".

Нам предстает некий импозантный седобородый господин в казачьей форме и с наградами на груди. Он говорит в камеру: "Мы снимаем уже шестой семинар по казачеству на территории Свердловской области. Основа наших знаний - это фильм "Дикое поле" Гусарова."

Других источников, забегая вперед, предъявлено не будет вообще. Какие архивы, какие исторические книги, о чем вы вообще? Хотя нет, вру. Будет. Книги Алмазова "Слава Тебе, Господи, что мы казаки". Все.

Далее мы узнаем много нового из истории казаков (почему-то донских, а не сибирских):

1) Казаки жили в землянках, в норах, что твои хоббиты. Потому что в Диком поле жить было нельзя. Там не было "никаких крепостей, никаких городов". А всякого, кто пытался пахать землю, сразу убивали. А крепостей не было, потому что "матерьялов нету".

2) Казакам нельзя было заводить семью (это в десятом веке, кстати. Хотя фильм повествует совсем о других временах - о шестнадцатом веке). Потому что женщин сразу убивали татары. Дом сразу сжигали, если кто строил. Поэтому "системой защиты было ничего не иметь".

3) Женщин, если очень уж хотелось и совсем невмоготу, казаки покупали себе на базарах. Видимо, базары татары не сжигали. Да и как они могли, их в десятом веке в этих местах еще и в помине не было. )))

4) К зиме женщины беременели, а весной. "По весне женщину надо было зарезать". Чтоб не угнали в плен татары. Это - цитата из УЧЕБНОГО РОЛИКА для молодых казачат!

5) У казаков было рабство. Поскольку больше торговать было нечем, они продавали всех и всем, в том числе и своих. На турецкие галеры. Потому что так выгодно - человек дороже скота. И это говорит тот же самый человек, что минутой раньше утверждал - "Плен хуже смерти!"

6) О потомственности у казаков речи не могло быть в принципе, поскольку бабы не успевали детей донашивать. Их же всех к весне - того. И вообще они обет безбрачия давали, все поголовно (казаки, не бабы). Всех войск. А детей казаки похищали у соседних племен или тоже покупали на базаре. И продавали. Купил ребенка, надоел - продал. Так веками ковалось казачье общество. Поэтому о потомственных казаках даже речи быть не может!

7) Несмотря на отсутствие "потомственности", все казаки - супервоины. Автоматом Калашникова овладевают в два дня. Что вы ржете, черти полосатые? Не ржать! Учебный ролик, ответственный, понятно вам?

8) "Не надо никаких книжек читать, не надо к профессорам ходить" - опять-таки прямая цитата. Стенька Разин княжну утопил. Об этом народная песня сложена. Он обет безбрачия давал. Раз народная песня есть, значит, святая правда.

9) В 1672 году казаки присягнули царю Алексею Михайловичу, и тогда на дон пришло много священников, и ввело христианскую культуру, и только тогда казаки стали жить "как сейчас" - с семьями и детьми.

10) Господин в черной папахе говорит следующее: "Нельзя это выкладывать в интернет. Люди несведущие поймут вас превратно и обольют по полной". Не, он даже в чем-то прав, не стоит такое выкладывать.

11) Стенька Разин знал пять языков и лично с царем Алексеем Михайловичем приятельствовал - за одним столом чаи гонял. А потом обиделся на царя-то, ну и понеслось.

12) Русское правительство платило дань казакам. Каждый год шли караваны на Дон и Терек - кормить казаков. А когда царь Тишайший дань казакам не выплатил, те пропустили татар на Москву. [С.]

Хомякова Елена Сергеевна

Экскурс в сферу авторского права

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Книги, музыка, песни, фильмы, фотографии, оригинальные сценарии и рекламные ролики, компьютерные программы — всё это является объектами авторского права. Полный перечень объектов авторских прав в зависимости от назначения и способа выражения определен в ст.1259 ГК РФ.

Авторское право на творческий продукт возникает в момент создания последнего. Поэтому законодательство РФ не предусматривает обязательного документального его оформления. Однако, нормативное урегулирование отношений в сфере авторских прав необходимо, так как позволяет авторам заниматься творческим трудом, беспрепятственно пользоваться, распоряжаться и получать доходы от созданных результатов творческой деятельности.

В России отношения в сфере авторских и смежных прав детально регламентированы в четвертой части ГК РФ.

Личные неимущественные и имущественные права автора

Автор обладает всеми права на свое произведение. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Автору принадлежат личные неимущественные и имущественные права на его творение. К личным неимущественным правам относятся:

  • право авторства
  • право автора на имя
  • право на неприкосновенность произведения
  • право на обнародование
  • право на вознаграждение за использование служебного произведения
  • право на отзыв
  • право следования
  • право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Личные неимущественные права характеризуются следующими особенностями:

  1. неотделимы от личности автора;
  2. возникают в силу факта создания произведения;
  3. осуществление таких прав не требует каких-либо формальностей или регистрации, за исключением регистрации авторского права на программу ЭВМ;
  4. принадлежат автору независимо от его имущественных прав;
  5. сохраняются за автором в случае уступки исключительных прав на использование произведения;
  6. право авторства и право на имя автора охраняются бессрочно.

Имущественные права автора носят исключительный характер и по своей природе могут отчуждаться, переходить по наследству, являться объектом гражданско-правовой сделки.

К имущественным (исключительным) правам автора относятся:

Автор является главным правообладателем. Однако, возможна передача автором исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности другому правообладателю. То есть, имущественные права на произведение могут принадлежать как его создателю, так и иному лицу.

Передача исключительных прав может быть осуществлена либо по договору отчуждения, либо по договору предоставления права пользования на различных условиях (исключительной или неисключительной лицензии).

Однако, в некоторых ситуациях автор может заранее отказаться от исключительных прав на произведение в пользу другой стороны. Например, при создании автором-работником служебного произведения.

Режим служебных произведений

Служебное произведение – произведение науки, литературы или искусства, созданное работником (автором) в пределах выполнения им своих трудовых обязанностей (ст.1295 ГК РФ).

Для придания произведению, созданному работником, статуса служебного необходимо наличие нескольких условий:

  1. наличие трудовых отношений между автором и работодателем;
  2. создание произведения должно являться частью трудовой функции работника;
  3. обязанность работника по созданию произведений, должна быть письменно закреплена в трудовом договоре (в должностной инструкции работника, ином локальном нормативном акте организации)

Авторские права на такие произведения принадлежат автору.

Исключительное право на служебное произведение, априори, принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым договором или иным соглашением между автором и работодателем (п.2 ст.1295 ГК РФ).

На основании закона исключительное право на служебное произведение к работодателю переходит в объеме, как если бы стороны заключили договор на отчуждение исключительного права на произведение.

Работодатель вправе использовать служебное произведение/распорядиться своим исключительным правом одним из следующих способов:

Данный перечень не исчерпывающий. Работодатель вправе в иной форме и способом распорядиться своим правом.

Кроме предоставленных прав законом установлены обязанности работодателя и ответственность за их невыполнение:

  1. Работодатель обязан использовать служебное произведение или иным образом распорядиться своим исключительным правом в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение. Иначе исключительное право на служебное произведение возвращается к автору.
  2. Работодатель обязан выплачивать автору вознаграждение за служебное произведение, размер, условия и порядок которого определяются договором между ним и работником. В случае несогласования размера вознаграждения, условия или порядка его выплаты, спор между работником и работодателем разрешается судом.

Если исключительное право на основании п.2 ст.1295 ГК РФ принадлежит автору, то это влечет следующие правомочия сторон:

  • Автор имеет право использования служебного произведения любым способом, но за пределами, вытекающими из задания работодателя;
  • Работодатель имеет право использования служебного произведения в пределах служебного задания на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой автору вознаграждения;
  • Работодатель вправе обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное;
  • Работодатель вправе указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование.

Таким образом, служебное произведение создает работник для использования его работодателем.

Сроки действия авторских прав и ответственность за их нарушение

Сроки действия авторских прав – это сроки, по истечении которых не требуется разрешения автора на копирование, опубликование или использование авторской работы каким-либо иным способом.

Срок действия личных неимущественных авторских прав бессрочен. Никто не вправе присваивать себе чужое имя

Исключительное авторское право, по общему правилу, действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Положения статьи 1280 ГК РФ предусматривают исключения из этого правила:

  • если произведение создано в соавторстве, исключительное право действует в течение всей жизни автора, пережившего других авторов и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти;
  • если произведение обнародовано анонимно/под псевдонимом, срок его действия истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования;
  • если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право действует в течение 70 лет после его смерти;
  • если автор был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права продлевается на 70 лет исчисляясь с 1 января года реабилитации автора;
  • если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права независимо от времени их создания дополнительно продлеваются на четыре года.

По истечении срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние. Авторское творение может свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

Однако, в период срока охраны, нарушение авторских прав влечет за собой привлечение виновного лица к ответственности.

В соответствии с нормами отраслей права ответственность за нарушение авторских прав подразделяется на административную, уголовную и гражданско-правовую.

  • Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав предусмотрена ст. 7.12 КоАП РФ с наказанием в виде максимального административного штрафа до сорока тысяч рублей для юридических лиц с конфискацией продукцией.
  • Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена ст.146 УК РФ с линейкой наказания от штрафа в 200 т.р. до лишения свободы от 4 до 6 лет.
  • Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторского права предусмотрена четвертой частью ГК РФ и в зависимости от категории нарушенного права включает следующие способы защиты:
    • признание права автора (законного правообладателя);
    • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
    • изъятие у нарушителя материального носителя;
    • взыскание убытков, включая реальный ущерб и упущенную выгоду;
    • взыскание компенсации морального вреда;
    • взыскание специальной компенсации, размер которой варьируется с 10 000 руб. до 5 млн. руб. (ст.1301ГК РФ).

    Законодатель предусматривает ответственность за нарушение авторских прав, однако, автор сам должен активно пользоваться всеми доступными способами защищать свои права.

    Оформление авторского права

    Наиболее часто, подвергаются незаконному использованию объекты интеллектуальной деятельности:

    Объекты интеллектуальной деятельности

    • Произведения, выраженные в письменной, устной форме (в виде публикаций, публичного произнесения или иного публичного исполнения)
    • Произведения, выраженные в форме изображения (в т.ч. фотографии)
    • Произведения, выраженные в форме звуко- или видеозаписи (фильм, записанная песня, видеоролик)

    В целях защиты авторского права от плагиата, в целях доказательства первоисточника и первообладателя продукта творения можно воспользоваться одним из способов оформления авторских прав:

    Порядок регистрации авторского права на программу

    Официальная регистрация в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) предусмотрена для некоторых объектов авторских прав, в числе которых программы для ЭВМ и базы данных. При этом такая регистрация носит заявительный характер. Законом предусмотрено два способа подачи заявки: электронная подача и подача почтовым отправлением. Срок регистрации программы ЭВМ и выдачи свидетельства составляет 62 рабочих дня.

    Процедура и документы, необходимые для подачи заявки на государственную регистрацию программы ЭВМ:

    Какие бы способы защиты автором не были выбраны, совершать их целесообразно до обнародования своего произведения.

    Всех приветствую!
    Сразу говорю: в авторстве не сильна. Поиск в том виде, в котором он сейчас работает, ни к чему не привёл. А вопрос такой: имеются ли какие-либо права на классическую музыку? Закончился ли срок действия таких прав, либо эти права перешли к определённым лицам, с которыми нам, юр. лицу, нужно заключить лиц. соглашение? Либо я, Капа, могу сыграть на скрипке "Времена года", записать это на диск и продать юр. лицу и мне за это ничего не будет?
    Может есть некий каталог, где указаны непосредственные правообладатели?
    Если нечто подобное обсуждалось, пожалуйста, сильно не пинайте, а направьте конкретно.
    Спасибо.

    Ну, это зависит от того, что считать классикой. Можно считать композиторов Венской классической школы - к примеру. На их произведения срок авторского права истек, произведениря перешли в общественное достояние, использовать их можно безвозмездно (имхо, то же - и в отношении "Времен года"). Но Шостаковича, Прокофьева, Свиридова, Таривердиева, Артемьева, Дашкевича тоже считают классиками. Тут срок охраны может еще действовать, соответственно по общему правилу (с рядом исключений)использовать произведения можно при условии заключения лицензионного договора с правообладателями/наследниками. Возможно, помочь по вопросам действия срока охраны могут в Российском авторском обществе (Москва, Б. Бронная, 6А, сайт РАО).
    ЗЫ. В 4 части ГК есть нормы о "правах публикатора" - относятся к достаточно редким случаям, когда ранее произведение никто не обнародовал, а публикатор взял и впервые его обнародовал или организовал процесс обнародования. Тогда даже если произведение перешло в общественное достояние по причине истечения срока или не охранялось авторским правом - необходимо соблюдать исключительное право публикатора и использовать такое произведение на основании договора с публикатором

    На их произведения срок авторского права истек, произведениря перешли в общественное достояние, использовать их можно безвозмездно

    т.е. эти муз. произведения использовать в ком. целях не представляется возможным?
    а как же концерты классической музыки?
    или выступления солистов?
    или выпуск компакт-дисков "Шедевры мировой классики"?
    Ведь в данном случае цель такого использования - извлечение прибыли.

    Ты настоящий Дарт Вейдер (с) Foma

    Если хотите, то давайте я вам предоставлю неискючительную лицензию на использование музыки, перешедшей в общественное достояние

    pavelser
    ну чего глумиться-та?
    я же оговорилась, что несведуща, а вопрос стоит конкретный, учитывая, что

    произведениря перешли в общественное достояние, использовать их можно безвозмездно

    каким образом люди зарабатывают на их использовании деньги?
    ну не догоняю я

    Ты настоящий Дарт Вейдер (с) Foma

    каким образом люди зарабатывают на их использовании деньги?

    Да так же как и с произведениями за использование которых нужно платить.
    издают эти произведения. если есть спрос, то будет и предложение.

    Заходите на данный сайт, смотрите телефоны , звоните туда и пытаетесь уточнить находятся ли данные произведения в общественном достоянии или нет.

    Да так же как и с произведениями за использование которых нужно платить.

    За использование классики (Бах, Бетховен, Гендель, Гайдн, Бизе, Вивальди и т.п.)- нужно платить?
    Если нужно платить - то кому? А если нужно и не заплатим, то чьи права нарушим?

    Chaus, Камышовый кот -- хищник из семейства кошачьих

    произведениря перешли в общественное достояние, использовать их можно безвозмездно

    каким образом люди зарабатывают на их использовании деньги?
    ну не догоняю я

    Зарабатывают-то исполнители, а не авторы! А исполнитель -- он субъект совсем даже своего отдельного права, смежного с авторским (ст. 1313).

    Или Вы думаете, что когда истёк срок действия патента Зингера на способ машинного шитья, то всем швеям на всех фабриках перестали платить зарплату?

    Крепкий семьянин из бывших бабников

    За использование классики (Бах, Бетховен, Гендель, Гайдн, Бизе, Вивальди и т.п.)- нужно платить?
    Если нужно платить - то кому? А если нужно и не заплатим, то чьи права нарушим?

    Капа

    Уж точно Вы Баху и др. платить не будете как композитору, но исполнителям ЕГО произведений, если будете, например, тиражировать диски с записями оркестров (при условии действия соответствующих сроков), будете.
    Если не будете платить, то будете нарушителями прав исполнителей, т.е. оркестров.
    Не переживайте, родственники Баха и Бетховена с иском не обратятся.

    Уж точно Вы Баху и др. платить не будете как композитору, но исполнителям ЕГО произведений, если будете, например, тиражировать диски с записями оркестров

    Т.е., если я стану тиражировать собственноручно сыгранные на баяне произведения Баха, то ничьего права я не нарушу. Так?

    разве, что Бах в гробу перевернется от такого исполнения

    Крепкий семьянин из бывших бабников

    разве, что Бах в гробу перевернется от такого исполнения wink.jpg laugh.jpg

    Если она сыграет на баяне так как Баха играет Ковтун на аккордеоне, думаю что и Бах сам заплатит за прослушивание своего произведения.

    Ты настоящий Дарт Вейдер (с) Foma

    Вы забыли про неприкосновенность произведения ) то есть Капе придеться играть по изначальным партитурам )

    Крепкий семьянин из бывших бабников

    Вы забыли про неприкосновенность произведения smile.jpg) то есть капе придеться играть по изначальным партитурам

    Паш! А где она возьмет партитуры для аккордеона когда Бах для органа и хора их составлял. Голоса у инструментов разные.
    Поэтому по изначальной партитуре не сыграть на аккордеоне Баха.
    Между прочим Баха великолепно исполняли голоса Свингл сингерс и Модерн Джаз квартет.

    Ты настоящий Дарт Вейдер (с) Foma

    Паш! А где она возьмет партитуры для аккордеона когда Бах для органа и хора их составлял. Голоса у инструментов разные.
    Поэтому по изначальной партитуре не сыграть на аккордеоне Баха.
    Между прочим Баха великолепно исполняли голоса Свингл сингерс и Модерн Джаз квартет.

    Хороший вопрос..
    а вот интересно перевод произведения на иной язык это у нас переработка произведения, а написание партитуры для другого музыкального произведения (исполнения) что это?

    Крепкий семьянин из бывших бабников

    а написание партитуры для другого музыкального произведения (исполнения) что это?


    Я полагаю, что новая партитура для известного музыкального произведения (о новом и говорить нет смысла), также является переработкой. А почему нет?
    Интересно кто нибудь на форуме имел дело с охраной именно партитур?
    Может мы новый пласт "потерянных" объектов -музыкальных партитур, подняли?

    Chaus, Камышовый кот -- хищник из семейства кошачьих

    перевод произведения на иной язык это у нас переработка произведения, а написание партитуры для другого музыкального произведения (исполнения) что это?

    Ну, учитывая, что в п. 1 ст. 1260 обработка и аранжировка указаны в качестве иных производных произведений наряду с переводом, я думаю, что партитура в любом новом переложении по правовому режиму охраны совершенно идентична переводу.

    Ты настоящий Дарт Вейдер (с) Foma

    Ну, учитывая, что в п. 1 ст. 1260 обработка и аранжировка указаны в качестве иных производных произведений наряду с переводом, я думаю, что партитура в любом новом переложении по правовому режиму охраны совершенно идентична переводу.

    а будет ли в данном случае обработка музыки или переработка.
    Так же не возникает ли тут коллизия, с одной стороны у нас в случае если произведение в общественном достоянии его можно использовать без согласия автора, но в то же время у нас есть норма о неприкосновенности произведения которая запрещает в носить в произведение любые изменения, которая действует бессрочно,
    то есть получается, что играя скажем на аккордеоне Баха, мы тем самым должны говорить, что это уже не Бах, а производное произведение, автором которого является Пупкин, а иначе у нас будет получатся что мы нарушаем право на неприкосновенность произведения

    Крепкий семьянин из бывших бабников

    pavelser

    Может пригодиться к обсуждаемому вопросу

    Издательский словарь-справочник
    СОСТАВИТЕЛЬ - автор составного произведения (сборника, хрестоматии, антологии, библиогр. пособия и т. п.), которому по закону РФ "Об авт. праве и смежных правах" "принадлежит авт. право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство)".
    С. пользуется авт. правом, если соблюдает права авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы же этих произведений вправе использовать их независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авт. договором.
    В выходных сведениях имя С. (или имена коллектива С.) указывается в подзаголовочных данных на тит. л. или его обороте с предшествующими словами, характеризующими его работу: Составил. ; Составитель . ; Автор-составитель . ; Выборку сделал . ; Обработал . ; Подобрал . ; Разработал . ; Собрал . ; Записал. и т. п.
    Оформляют имя С. так же, как имя автора (см. Автор в выходных сведениях издания).
    К труду С. в нотных изданиях с точки зрения места на тит. л. ГОСТ 7.4-95 приравнивает труд автора обработки или переложения (аранжировки), инструментовки (оркестровки), переработки, гармонизации, записи (котировки) отдельно изданного муз. произведения или всех муз. произведений, включенных в сборник. Их имена приводят в подзаголовочных данных на тит. л. с определением характера их работы: Обработал . ; Запись произвел . ; Переложил . . Если работу такого рода выполнил автор-композитор, то в подзаголовочных данных указывают лишь род этой авт. работы: В обработке автора; Авторское переложение для . ; Аранжировка автора и т. п. Если С. является одновременно автором обработки и т. п., то его имя приводят после слов, определяющих весь объем и характер его работы: Составил и гармонизировал . ; Составитель сборника и автор переложения пьес. ; Аранжировка и подбор пьес для альбома . ; Составил и произвел нотную запись. ".

    Аранжировка без партитуры не существует.
    Может мы ломимся в уже открытую дверь?

    Читайте также: