Как можно компенсировать или развить недостающие или недостаточно развитые способности

Обновлено: 28.06.2024

Неуверенность в себе оттолкнула многих людей от своих целей. Страх неудачи, вот еще один факт, который заставляет сидеть на месте и никуда не двигаться. Как же преодолеть неуверенность в себе и развить свой потенциал… статья вот об этом!

Мотивация – стимул к действию

Как мотивировать себя действовать и добиваться положительных изменений? Как преодолеть собственные ограничения? Что делать, чтобы развить и полностью использовать наш потенциал? Есть эффективный способ сделать это. Действуйте!

Люди, добивающиеся выдающихся результатов, поступают по-разному. У них есть эффективные методы постоянного увеличения и развития потенциала более быстрыми темпами, чем у других.

  • Они постоянно бросают вызов себе, поднимают планку, благодаря чему постоянно развиваются и получают преимущество
  • Они хорошие лидеры и вдохновители
  • Умеют мотивировать и развивать не только себя, но и других
  • Знают, как побудить людей действовать, выходить за рамки собственных возможностей и использовать весь свой потенциал

Успех – это значит, успеть поделиться личным успехом

Таким человеком является Роберт Глейзер, основатель и ИТ-директор маркетингового агентства Acceleration Partners. Роберт, помимо того, что он успешный предприниматель, увлечен поддержкой людей и организаций в создании и развитии их потенциала.

Роберт Глейзер

В 2015 году Роберт Глейзер начал каждую пятницу отправлять вдохновляющие электронные письма своим сотрудникам. В них он писал не о текущих профессиональных делах и бизнесе, а о личном развитии.

Он вдохновлял и описывал практические способы улучшения. Таким образом он хотел побудить коллег улучшать жизнь в различных ее аспектах, помогая им тем самым лучше использовать свой потенциал. Интерес к еженедельному информационному бюллетеню превзошел самые смелые ожидания Роберта.

Сотрудники с нетерпением ждали его следующих интересных и воодушевляющих писем. Они также стали делиться ими со своими родственниками и друзьями. Они увидели в них ценность, потому что эти письма мотивировали их, помогали действовать и становиться лучшей версией самих себя. Это привело к большим успехам не только в профессиональной, но и в личной жизни.

Процесс мотивации других людей стимулировал и самого Роберта Глейзера. В конце концов, нет ничего более убедительного, чем собственный хороший пример. Это побудило его к саморазвитию, помогло подняться на новый уровень, постоянно развивая собственный потенциал.

Friday Forward Book

Что есть потенциал и как его реализовать?

По словам Роберта Глейзера, у каждого из нас есть большой потенциал. У нас есть возможности, которые мы часто недооцениваем и не используем в полной мере.

Наращивание потенциала — это метод, с помощью которого мы ищем, приобретаем и развиваем навыки, необходимые для работы на более высоком уровне с целью использования наших врожденных способностей. Благодаря этому мы получаем возможность делать то, что раньше было нам недоступно.

Создание потенциала похоже на развитие и укрепление наших мышц.

Это не процесс, который происходит в одночасье. Готовность и вдохновение ценны, но их недостаточно для реальных и ценных изменений. Это требует последовательности и приверженности. На это нужно время и работа.

Например, если вы каждый день будете пробегать небольшую дистанцию, ваше состояние улучшится, и вам станет легче бегать. Только после длительного периода настойчивых действий и постепенного улучшения можно увидеть результаты.

Искусство наращивания и развития потенциала основано на знании того, во что вкладывать время и силы, а от чего отказаться.

Наращивание потенциала начинается с понимания этих четырех взаимосвязанных компонентов и их совместной и раздельной разработки. Эти четыре столпа имеют решающее значение для самореализации.

Как развить свой потенциал?

Вот 4 столпа наращивания потенциала и развития:

Духовный потенциал

Духовный потенциал — это понимание того, кто вы есть, определение принципов и ценностей, которыми вы руководствуетесь в жизни, и того, чего вы хотите больше всего.

Развитие духовного потенциала — это процесс самореализации, способ раскрыть индивидуальные внутренние мотивы.

Особенно важно определить ваши фундаментальные ценности. Это самые важные для вас правила. Потому что, зная свои ценности, легче и эффективнее принимать решения. А если вы будете действовать в соответствии со своими ценностями, вы получите дополнительный импульс мотивации и энергии для действий.

Развитие вашего духовного потенциала — это непрерывный процесс, необходимый для согласования ваших желаний с повседневной деятельностью.

Не определив свои ценности, свою главную цель и гармонию, вы можете изо всех сил бежать в неверном направлении. Либо вы добьетесь успеха, который сочтете недостоверным, либо он не принесет вам удовлетворения и счастья.

Самое главное — помнить, что в глубине души вы знаете, чего хотите, и направляете свою энергию на достижение этого.

Интеллектуальный потенциал

Интеллектуальный потенциал — это развитие умственных способностей, обучение, составление планов и их дисциплинированная реализация.

игра в шахматы, развитие интеллектуального потенциала

Интеллект и наш умственный потенциал пластичны, и все еще могут развиваться. Однако многие люди попадают в ловушку, полагая, что их интеллектуальный уровень определяется только их генами и что с этим мало что можно сделать.

Самые успешные люди думают иначе:

  • Они ориентированы на развитие, а не на долговечность.
  • Предполагают, что всегда могут узнать что-то новое и повысить свои интеллектуальные способности.
  • Они верят, что работа, проблемы и неудачи помогают им развиваться и наращивать потенциал.

Чем шире вы разовьете интеллектуальный потенциал, тем большего вы сможете достичь при том же затрате энергии. Укрепив свой интеллектуальный потенциал, вам будет легче достичь целей, которые раньше казались вам недоступными.

Интеллектуальный потенциал во многом связан с необходимостью обучения на протяжении всей жизни.

Каждый день процесс развития интеллектуального потенциала подвергается испытанию. Поэтому нам нужны дисциплина и планирование, и особое значение приобретают ежедневные ритуалы, хорошие привычки и ответственность.

Физический потенциал

Физический потенциал — это забота о здоровье, благополучии и физической форме. Он может быть вашей движущей силой или бременем в вашем стремлении к общему развитию. Когда он высокий, у вас больше выносливости и сопротивления. Когда он небольшой, то это становится ограничением, из-за которого вам трудно, а иногда даже невозможно делать то, что вы хотите.

Одно из условий развития физического потенциала, поддержания хорошего здоровья и благополучия — ставить себя на первое место. Это не так эгоистично, как кажется. Сперва помогите себе, после чего вы сможете лучше заботиться о других.

Хроническая усталость и чрезмерный стресс негативно сказываются на иммунитете и самочувствии. То же самое и с едой, которую мы едим. От выбора продуктов питания зависит то, как мы себя чувствуем, наши умственные способности и психическое здоровье. Не менее важны уровень активности и физическая подготовка.

Успешные люди не пренебрегают своим психическим и физическим здоровьем. Поэтому здоровое питание, силовые и кардио-упражнения, например на эллипсоиде — это основные потребности, которые должны быть для вас приоритетными. Однако развитие физических возможностей выходит за рамки диеты и регулярных тренировок.

развитие физического потенциала

Это также требует от нас способности справляться со стрессом и развитие устойчивости перед лицом невзгод. Потому что путь к исключительным достижениям редко бывает легким и простым. Восхождение на новые высоты и достижение успеха часто предполагает преодоление психических и физических препятствий.

Эмоциональный потенциал

Ваш эмоциональный потенциал — это ваше поведение в сложных ситуациях, ваш эмоциональный настрой и качество ваших отношений с другими людьми. Уровень эмоционального потенциала связан со способностью контролировать внутренний монолог, способами установления контактов, построения и укрепления отношений с людьми.

Первый шаг в развитии вашего эмоционального потенциала — сломать ограничивающие убеждения.

Нас часто сдерживают наши собственные убеждения и взгляды, навязанные нам другими. Самый быстрый способ преодолеть ограничивающие убеждения — постоянно стремиться расширять свою зону комфорта. Не будет улучшений, если мы хотя бы немного не шагнем в неизведанное и не сдвинемся с места.

Выход из зоны душевного и физического комфорта — необходимое условие для развития. Значимые отношения также являются ключевым компонентом эмоционального потенциала. Мы не одинокий остров. Мы не живем в вакууме. Наши действия, взаимодействия и опыт связаны с жизнями и действиями других людей.

Вот почему так важно качество наших отношений с другими людьми и энергия, которую мы получаем или, наоборот, теряем благодаря им.

Очень важно проявлять осторожность. Необходимо окружать себя единомышленниками, которые помогут вам расти и использовать свой потенциал. Также хорошо поддерживать связь с людьми, которые придерживаются иной точки зрения по определенным вопросам и с которыми можно уважительно спорить, и таким образом расширять свою позицию по каким-то вопросам.

Позитивные, приносящие удовлетворение отношения и окружение людей, которые раскрывают в нас все самое лучшее, являются основой для построения потенциала и достижения счастья.

Развивая собственный потенциал, вы также помогаете расти другим.

Один за всех, и все за одного

Сосредоточившись на комплексном улучшении этих 4 элементов, вы вступите на путь развития собственного потенциала. Достижение улучшений в одной области заставляет вас начать улучшаться во всех.

Одним из значительных преимуществ наращивания потенциала является его экспоненциально растущее положительное влияние не только на вас, но и на других людей. Ваши друзья, родственники и люди, с которыми вы работаете или кем руководите.

Заключительные замечания

Это 4 основы для построения и развития вашего потенциала. Комбинируя элементы духовной, интеллектуальной, физической и эмоциональной жизни, можно полностью использовать собственный потенциал. Именно их баланс и усиление определяют ваш личный и профессиональный успех.

Каждая работа для ее успешной реализации требует от человека определенного набора компетенций, т.е. набора знаний, навыков, личностных, мотивационных особенностей. Каких именно — в каждом случае набор отличается, он определяется содержанием работы. Как выполнять работу лучше? Как получить от работников лучший результат? Ответ кажется очевидным — развивать компетенции. Но не все вложения в развитие компетенций сотрудников могут оправдаться. Потому что не все компетенции поддаются развитию, особенно быстрому.

компетенции

Почему одни компетенции развивать можно, другие - не стоит? Чем вообще одни из них отличаются от других?

В первую очередь компетенции отличаются своим наполнением и тем, чего в них больше: знаний, навыка, индивидуальной предрасположенности.

Развивать можно почти все компетенции. И в рамках корпоративного обучения наиболее эффективно и относительно не сложно совершенствовать компетенции, которые подразумевают под собой профессиональные знания и навыки, например:

- навыки связанные со сферой обслуживания,

- навык ведения продаж,

Людей, которые стремятся к успеху в своей работе, вполне можно обучить распределять задачи, правильно их формулировать, побуждать людей их выполнять, расставлять точки контроля и отслеживать их. Или научить правильно представлять информацию о своем продукте и побуждать людей совершать покупку, договариваться или организовывать весь процесс продаж целиком.

Научить персонал гостеприимному обслуживанию, правильному приему посетителей вполне возможно и за короткий период времени. Хотя, стоит отметить, что для этой сферы все же необходима природная склонность работать в этой области: научить умению сопереживать, быть услужливым и терпеливым в любой ситуации не всегда бывает просто.

Такие программы эффективно работают, если в компании налажена система регулярного обучения и сопровождения развития сотрудников, используются качественные программы, нет серьезных проблем с текучкой кадров и осуществляется качественный подбор персонала.

Есть ряд компетенций, развитием которых, в рамках корпоративного обучения, заниматься наиболее сложно и не всегда эффективно. Часто их называют неразвиваемыми. К ним относятся прежде всего те, которые основываются на личностных особенностях, мотивации, врожденных способностях и задатках человека, даже особенностях интеллекта. Пытаться менять личностные особенности или врождённые способности - крайне неблагодарное занятие.

К таким компетенциям обычно относят следующие:

- ориентация на результат,

Такие компетенции как ответственность или ориентация человека на результат или на процесс почти не поддаются воздействию. Сделать человека готовым брать на себя определенный груз ответственности и быть способным нести его, довольно сложная задача и зависит от развития личности в целом, даже его самооценки и устремлений, личностной зрелости и целостности.

Или, например, принятие решений в управленческой деятельности (хотя чаще ее называют функцией) - это сложная комбинация ряда личностных составляющих, базирующихся именно на готовности брать на себя ответственность. Плюс это и решительность, и умение анализировать ситуацию, условия, ресурсы, предвидеть изменения. Принятое решение – это поставленная цель, а значит и умение начать действовать, протолкнуть свое решение и т. д.

Креативность - как способность создавать нечто новое, находить нестандартные, оригинальные решения, выходить за рамки шаблонных схем, уже известного. Во многом обуславливается гибкостью мышления и способностью видеть, анализировать, действовать в ситуации неопределенности, неясности. А влиять на гибкость мышления у взрослого и сложившегося человека, пожалуй, неподъемная задача для бизнеса. Для этой компетенции немалое значение имеет и потребность человека в постоянной творческой деятельности и его собственное представление об этом.

Другой пример - командность - в данном случае имеется в виду склонность к командной работе. Можно научить именно навыкам командного взаимодействия. Наша компания реализует проекты, в которых мы обучаем команду работать сообща, решать общую задачу, договариваться. Эффект таких тренингов во многом зависит от того, насколько команда укомплектована сотрудниками, которые изначально склонны к работе в команде. В этой компетенции большую роль играет особенности мотивации, характера, уровень конфликтности, гибкости, потребность быть частью чего-то, умения видеть и чувствовать коллегу рядом и т.п.

К категории сложноразвиваемых относятся, например, коммуникации, лидерство.

Коммуникативный навык – это умение выстраивать взаимоотношения с людьми посредством общения, продуктивно общаться, способность устанавливать и поддерживать контакт, слушать. Этот навык развиваем, но требует большой и скрупулезной работы. Тут надо различать коммуникативный навык и такую компетенцию как коммуникабельность. Если навык развить можно, то коммуникабельность, под которой мы понимаем то, в каком объеме общения нуждается и комфортно себя чувствует человек, уже никак не развивается. Есть люди с прекрасными коммуникативными навыками, но круг их общения и количество коммуникаций весьма ограничено. Большого количества общения они просто не выдерживают.

Стоит сказать и про такую часто встречаемую компетенцию как лидерство, которое понимается как способность влиять на людей, побуждать их идти к цели, вести за собой, убеждать. Лидерство тоже содержит мало развиваемые компоненты, такие как готовность брать на себя ответственность, умение анализировать ситуацию, предвидеть ее последствия, оценивать имеющиеся ресурсы, условия и прочее.

Безусловно, существуют и довольно распространены методики для развития способности принимать решения, лидерства, креативности, коммуникативных навыков. Им можно научиться. Но развитие этих компетенций сильно зависит от мотивации человека, от его природной предрасположенности. Требует глубокой внутренней работы над собой.

Чаще всего развитием указанных выше компетенций человек занимается самостоятельно. Подбирая под себя формы и программы обучения (коучинг, наставничество, психотерапия, консультирование и т.д.), ведомый жизненными целями и устремлениями. И при соответствующей целеустремленности добивается положительных результатов.

Как же быть с неразвиваемыми компетенциями в бизнесе?

Если компетенция необходима, но относится к группе слабо- или неразвиваемых, - она должна включаться в фильтр еще на этапе отбора кандидатов на должность. И при внешнем подборе, и при внутреннем (среди своих же сотрудников). В этом случае рекомендуем выбирать кандидатов, у которых уже имеются необходимые задатки и индивидуальные особенности.

Здесь важна квалификация тех, кто будет осуществлять отбор и качество используемых методик оценки.

Разрабатывать саму модель компетенций также важно подходя профессионально: учесть степень развиваемости компетенции, их баланс по степени развиваемости, условия труда (как влияют на проявление и развитие качеств), специфику деятельности, организацию работы, корпоративную культуру компании, особенности ее стратегии и развития, цели бизнеса, реальную необходимость тех или иных компетенций.

Модели компетенций обязательно должны периодически пересматриваться и подвергаться аудиту. Особенно это важно, когда компания переживает какие-либо глобальные изменения, меняет цели и стратегию.

Например, в практике приходилось встречать ситуации, когда среди корпоративных компетенций (они ожидаются от всех сотрудников без исключения), большинство оказывались неразвиваемые: лояльность, командность, ответственность. Но действительно ли всем сотрудникам компании они так необходимы? На всех ли должностных позициях для эффективности бизнеса нужна командность или та же креативность? Может где-то больше требуется предельная самостоятельность и независимость, или элементарная исполнительность, без привнесения в деятельность творческого начала?

При разработке профиля компетенций, подборе методик для выявления компетенций или системы оценки в целом, мы начинаем с исследования деятельности компании-заказчика и сотрудников на интересующих должностях, специфики организации труда, знакомимся с целями, миссией, ценностями и т.д. Выявляем набор необходимых в данном случае компетенций. Определяем значение каждой, как она должна проявляться в работе. Часто к этому привлекается группа специалистов, что обеспечивает и высокую надежность полученных результатов и сокращает сроки проектов.

Что еще можно сделать?

Постоянно повышать уровень квалификации HR-специалистов и уделять внимание совершенствованию процессов HR служб.

Многие западные компании создают и развивают такую корпоративную культуру, которая способствует личностному развитию, где умеют делегировать ответственность, царит атмосфера открытости и доверия, развит институт коучинга и повсеместного наставничества. Где, например, принято коллегам разного уровня квалификации и подготовки собираться для решения бизнес-кейсов или формировать команду для реализации нового проекта внутри компании.

Есть еще один способ превращать в капитал способности людей с развитыми компетенциями и компенсировать отсутствие некоторых компетенций у остальных. И способ этот — системный подход к управлению. Описание, оптимизация или реинжиниринг бизнес-процессов, развитие и совершенствование систем управления, инновации в администрировании бизнеса и управлении персоналом. Да, глобально и не всегда легко. Зато надежно.

В каждом из нас спит гений, с каждым днем спит все крепче. К сожалению, в этой шутке огромная доля правды. По словам ряда экспертов, более 70% людей, которые в детстве опережали в развитии сверстников, с возрастом перестают удивлять окружающих блестящими способностями.

Впрочем, эта печальная статистика не смущает родителей, которые надеются вырастить вундеркиндов.

Обучать Сережу грамоте родители начали буквально с пеленок. К трем годам он полностью освоил программу начальной школы. В четыре - он ученик третьего класса. Сейчас ему четырнадцать. Он - самый молодой студент Иркутского государственного университета.

Сергей Винокуров: "Если останется время, то второе высшее буду получать. Но это загадывать еще рано".

Такое скорое развитие - скорее исключение, чем правило, считают специалисты. Но интеллектуальные способности есть в каждом ребенке. Начать их будить необходимо уже с первых месяцев жизни: заставлять малыша больше двигаться, знакомить его с классической музыкой и различными звуками, учить различать цвета и предметы.

А еще необходимо развивать пальчики ребенка, так как большую часть информации он получает через тактильные ощущения. Развитие мелкой моторики стимулирует речь ребенка. Поэтому с раннего возраста ему в руки нужно давать вещи разной фактуры: тканевые, резиновые, деревянные, пластиковые и даже такие маленькие, как стеклянные бусины. Правда, нужно помнить, что с мелкими предметами он должен играть только в присутствии взрослых.

В Школе развития маленький Никита все делает вместе с мамой: учится говорить, рисует, делает аппликации, водит хороводы. Три раза в неделю по сорок минут - оптимальный режим занятий для малышей. За это время ребенок успевает набраться впечатлений. Больная нагрузка может дать лишь негативный эффект.

Оксана Бувальцева, детский психолог: "Очень часто такие случаи, когда именно происходит такое торможение, и потом дети начинают болеть, например, ОРВИ. Из одного в другое: ОРЗ переходит в ОРВИ. Это один из сигналов, что все организм не справляется, необходимо давать отдых".

У шестилетнего Уильяма причиной нервного расстройства стал иностранный язык. Его мама - русская, папа - австралиец. С рождения они говорили с ним на русском языке. Но в три года решили отдать в детский центр для детей иностранцев. От обилия непонятных слов вокруг себя ребенок сразу замкнулся.

Оксана Бикмеева, мама Уильяма: "Ежедневные скандалы: не хочу идти в детский сад! Может быть, конечно, свое что-то было, но, наверное, это еще тоже роль сыграло, то есть иностранный язык - на нем какие-то предметы, изучение французского языка. Тем более - это совершенно было незнакомо".

Специалисты убеждены, в дошкольном возрасте ребенок осознанно воспринимает иностранный язык, если может часто его использовать не только на занятиях: скажем, с друзьями или родителями - носителями языка. В остальных случаях, эти занятия полезны лишь для общего развития фонематического слуха.

Валерия Рулькова, педагог раннего развития: "Язык надо для чего-то учить. Если вы планируете куда-то ехать, то учите. Дети, попадая до 3 лет в другую языковую среду, выучивают язык без особых усилий. Ради того, чтобы удивить других, тогда двух-трех слов достаточно вполне. Песенку можно выучить на языке, благо их на английском великое множество, они все замечательные. Хуже от этого не будет. Но опять же вопрос: это идет через насилие, через не хочу или через положительные эмоции".

А вот в Ульяновском центре развития положительные эмоции буквально бьют через край. Здесь ребят обучают играючи. Ребята дают друг другу задания, сами их выполняют и сами же друг друга оценивают. Главное в дошкольном возрасте, говорят преподаватели, научить их общаться и слышать друг друга. Ведь когда все делаешь сообща, даже самая сложная задачка уже не кажется такой неразрешимой.

Гость в студии - Ирина Филиппова, психолог

Ведущая: Чтение, иностранный язык и даже основы физики и химии. Просто невероятно, но такие предметы уже изучают дошколята. Стоит ли пичкать малышей такой сложной информацией или лучше не перегружать мозг ребенка? Об этом мы поговорим с психологом Ириной Филипповой. Здравствуйте, Ирина.

Гость: Добрый день.

Ведущая: С какого же возраста лучше заниматься интеллектуальным развитием ребенка?

Гость: Развитием, полноценным развитием ребенка стоит заниматься с первых дней его жизни. Самое главное, что должна сделать мама, уже тогда не строить каких-то конкретных планов, не решать, что она хочет вырастить вундеркинда, великого математика или музыканта. Она уже с первых дней беременности своей должна быть открыта к ощущениям и к понимаю того, что необходимо ребенку.

Ведущая: Ну, ребенок уже появился на свет. Учить чтению, когда можно начинать?

Гость: Сейчас очень модная тенденция учить чтению с пеленок. Наверное, не стоит так гнать и всему свое время. Очень часто случается так, что это не на пользу ни ребенку, ни взрослому, который просто расстраивается, что ребенок не дает никаких результатов. Нет таких детей, которые бы в первом классе школы не научились читать, и это ему удается намного быстрее, чем возможно в дошкольном возрасте. Только если он не проявляет каких-то сверхспособностей.

Ведущая: Считается, что изучение второго языка лучше начинать тоже чуть ли не с пеленок. То есть параллельно пока ребенок учится своему родному языку, тут же уже его учить каким-то иностранным словам. Это лучший вариант?

Гость: Изучение иностранного языка лучше начинать тогда, когда у ребенка на родном языке сформирована уже фразовая речь. То есть когда он усвоил элементарную единицу своего родного языка, когда он может выражаться простыми предложениями, только после этого ему будет легче понимать смысл и структуру другого языка, иностранного.

Ведущая: Ну, вот если хочется все-таки особо развить интеллект ребенка, на что сделать упор, на какие игры?

Гость: Если мы говорим про ребенка второго, третьего года жизни, раннего возраста, то здесь действует так называемый сенсорно-моторный интеллект. Вот все, что можно пощупать, переложить, пересыпать, построить, сделать из предметов - все это очень интересно для ребенка раннего развития. Конечно, здесь подойдут простые конструкторы. И все это на грани экспериментирования: ребенок пробует и свои возможности, и свойства и возможности окружающего его мира. Чем становится ребенок старше, ему становятся интересней игры, где появляются более сложные правила. Начиная от пряток и "классиков", и "съедобное-несъедобное" . Эти все известные игры. Это кажется, что это просто весело и забавно. На самом деле ребенок включается весь, и все мыслительные процессы работают. И конечно, чем ближе ребенок к школе, 5-6 лет, очень интересны такие несложные ребусы для ребенка.

Ведущая: Известно, что заучивание стихов очень развивает память. Но вот все-таки как, когда правильно это делать? И что учить?

Гость: Где-то с полутора лет ребенок в состоянии запомнить элементарные стишки, четверостишия, которые лучше всего преподносить в форме таких простых игр, забав. Нет такого ребенка, который не успешен во всем. Обязательно ребенок в чем-то показывает успехи, проявляет себя с той или другой стороны. Очень важно, чтобы мы как бы культивировали эти его успехи. И если он не запоминает стихи, это еще ни о чем не говорит. Быть может, у него замечательно получится рисовать или лепить. Но нет одного-единственного секрета или объема, который может запомнить каждый ребенок. Индивидуальное развитие, то есть ход развития - индивидуален.

Ведущая: Спасибо, Ирина. О том, какие ошибки допускают родители, стремясь воспитать вундеркинда, нам рассказал психолог Ирина Филиппова. Ну, а теперь, давайте, подведем итог нашей беседы.

Заниматься развитием ребенка можно еще до его рождения. Эксперты советуют беременным женщинам слушать классическую музыку, читать вслух, или же просто почаще любоваться красивыми вещами.

А к развитию памяти малыша можно приступать, когда ему исполнится полтора-два года. В этом возрасте ребенок уже способен запоминать четверостишия, поговорки и легкие песенки.

А вот с изучением иностранных языков можно подождать. Эксперты уверяют, что сначала ребенок должен освоить родную речь, чтобы не путаться. Ну, а уже к семилетнему возрасту он будет готов также быстро выучить и другой язык.

Кстати, заниматься развитием ребенка можно и во время прогулок. Например, предложите малышу сосчитать ступеньки в магазине или запомнить, сколько машин стояло перед подъездом утром и вечером. Все это развивает память и логику.

Старайтесь разговаривать со своим ребенком, как со взрослым. Чем больше он будет слышать от вас новых слов и терминов, тем быстрее будет развиваться его речь и мышление.

Лайфхаки для развития креативности

В наше время важны не только образованность и интеллект, но и умение генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения проблем. Этот навык помогает достичь высоких результатов в учёбе и положительно влияет на построение карьеры.

Что такое креативность

Креативность, или творческие способности — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи. Креативность — это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.

Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления, по уровню развития которых можно судить о степени креативности конкретного человека.

Критерии креативности по Торренсу

Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.

Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.

Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.

Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.

Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.

Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков 2020 года, составленном на экономическом форуме в Давосе.

Как развивать креативность

Полюбите процесс решения проблемы

Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их как не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.

Ищите оригинальные идеи

Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.

Расширяйте кругозор

Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.

Творчески подходите к повседневным делам

Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учёбы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов. Даже банальный поход в продуктовый может стать тренировкой творческих способностей — придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.

Учитесь видеть необычное в обычном

Даже в самых привычных местах подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения. Например, если взглянуть на ветки деревьев ранней весной, можно заметить, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ..

Методики развития творческого мышления

Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.

Методика 1. Синектический штурм

Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.

  • Сформулируйте проблему.
  • Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (поиск прямых аналогий).
  • Придумайте, как бы решили эту проблему вы сами (использование личных аналогий).
  • Перескажите проблему своими словами, назовите её характерные черты (применение обобщающей аналогии).
  • Представьте, как могли бы решить эту проблему знакомые вам исторические или вымышленные персонажи (использование символической аналогии).

Методика 2. Шесть шляп

Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.

Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.

Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.

Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.

Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.

Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.

Методика 3. Выход за рамки

  • Сформулируйте проблему.
  • Представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.
  • Рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.

Методика 4. Случайное слово

Можно применять как в группе, так и индивидуально.

  • Сформулируйте проблему.
  • Скажите любое слово, которое первым придёт в голову.
  • Попробуйте связать его с проблемой.

Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.

Что нужно запомнить

Упражнения для развития креативности помогают активизировать работу мозга и настроиться на эффективное решение проблем. Однако умение создавать новые идеи и делать неожиданные ходы — это ещё и привычка. Каждый день ставьте перед собой творческие задачи, ищите новые варианты решения интеллектуальных и бытовых вопросов — и креативность мышления станет для вас привычной и естественной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: