Кому принадлежат права на картины в третьяковской галерее

Обновлено: 04.07.2024

Как устроена реставрационная мастерская Третьяковской галереи

В Государственной Третьяковской галерее реставрацией памятников занимаются целых 7 мастерских, которые находятся на Крымской набережной (там восстанавливают памятники советского времени и современного периода), и в здании музея в Лаврушинском переулке — там расположены мастерские, в которых работают с дореволюционным искусством.

В Лаврушинском переулке расположились четыре мастерские: в одной идет реставрация масляной живописи 18 — начала 20 веков, в второй — скульптуры (майолики, бюсты, предметы декоративно-прикладного искусства — все это восстанавливают здесь), в третьей мастерской реставрируют графику 18 — начала 20 веков. А в секторе реставрации архивных документов при мастерской восстанавливают старые фотографии, письма, дневники и рукописи великих художников.

В каждом из этих отделов работают соответствующие специалисты, имеющие художественное образование. Однако, какие бы учебные заведения они ни оканчивали, реставрации, по словам сотрудников, необходимо учиться всю жизнь : каждое произведение требует новых решений и подходов. Кроме реставраторов, в мастерской работают научные сотрудники, которые описывают экспонаты; есть специалист, отвечающий за багет, паспарту и оформление произведений перед экспозицией, а также техник — он занимается подготовкой различных растворов, приготовлением клеев.

Перед реставрацией проводят фотофиксацию произведения. На эту фотографию ориентируются во время восстановления, так как основная задача специалиста — вернуть художественное произведение к первоначальному состоянию и ни в коем случае не вмешаться в работу самого автора .

Собирается совет из реставраторов, научных сотрудников и хранителей произведений, которые решают, как будет проходить процесс восстановления, какие техники, инструменты, растворы лучше использовать










Инна Соловова

Художник-реставратор высшей категории Третьяковской галереи

Много моих однокашников сейчас замечательные художники. Я думала о том же, но когда пришла сюда (в отдел реставрации Третьяковской галереи. — Прим. ред.), увидела, что можно дотронуться до шедевров. Это трепет и непередаваемый восторг. Как соприкосновение с вечностью . И поняла, что никем другим больше не хочу быть. Мне стало гораздо интереснее лечить картины, чем создавать их. Реставрации можно и нужно учиться всю жизнь, и каждый раз будет что-то новое. Каждый раз новое представление опять же о лечении картины .


Процесс реставрации может занимать неделю, а может— несколько лет. Например, сотрудники отдела два года реставрировали большемерные (около трех метров каждое) произведения Алексея Щусева.

Начинающие мастера выполняют относительно простую работу с гравюрами или печатными техниками. Специалисты же высшей категории берут сложные вещи — оригинальные техники — и реставрируют, опираясь на свой опыт. Глаза боятся — руки делают. Бояться в нашей профессии нельзя . Нужно просчитывать на несколько ходов вперед, что может получиться, потому что у нас нет права на ошибку. Каждый подход к восстановлению картины абсолютно индивидуален.

Картины для нас — это пациенты. Диагнозы и методы лечения всегда отличаются

Я не могу ошибиться, потому что на мне глобальная ответственность перед потомками. Наши потенциальные ошибки грозят потерей каких-то произведений или ухудшением их состояния. Поэтому реставрацией не один человек занимается. Это коллегиальный процесс . Музейную реставрацию нельзя делать в одиночку. Это не частное — что владелец захотел, то реставратор и сделал. В музее всегда принимается решение коллективом. Либо большим советом с привлечением представителей других музеев, либо это мини-совет, либо совет музея. Если мы видим опасность вмешательства, то не будем рисковать.

Был случай, когда два раза (в 1974 и 2018 году) на реставрацию поступал портрет Тенишевой (работа Ильи Репина). Два раза собирался реставрационный совет с хранителями и специалистами ведущих музеев, два раза реставраторы возвращали этот портрет в хранение, не проделав ничего, кроме обеспыливания, удаления совсем поверхностных загрязнений. В данном случае он не подлежит реставрации , так как требующихся для него техник реставрации попросту не существует. Портрет очень темный. У него очень тонкая папиросная бумага, наклеенная на старый руинированный картон. Безусловно, постепенно картина будет разрушаться — однако надо сказать, что музейные условия хранения и специальный климат существенно замедлят этот процесс . Сейчас ее состояние стабильно. Возможно, наши потомки будут умнее нас, изобретут способ и спасут произведение. Самое трудное в нашей работе — когда ты понимаешь, что картину не спасти. Искренне хочется продлить ей жизнь.

Самый главный постулат реставрации — не навредить

Руки должны быть заботливыми, а голова все-таки с энциклопедическими знаниями. Реставратор должен быть не только художником, но и химиком, физиком, биологом, технологом, историком. Когда все это соединяется, получается реставратор .

Это как врач скорой помощи. Единственно возможная профессия, в которой я могла бы существовать. Врач скорой помощи принимает быстрые и верные решения, чтобы спасти человека, — то же самое делает реставратор, спасая произведение искусства .


Если художник хочет как-то творчески самовыражаться и реализовываться, то в реставрацию точно идти не стоит. Мы не можем дорисовывать утраченные фрагменты по своему усмотрению за автора. Неусидчивым тоже будет трудно . Иногда приходится часами стоять или сидеть полусогнутым. Бонус за нашу кропотливую работу — ненормированный рабочий график и прохладный климат. У нас же здесь летом холодно (около 18 градусов), а мы все в босоножках, а зимой жарко, потому что у нас здесь все равно 18, а мы в свитерах. Иногда страдает здоровье. Но это временные издержки.

Мы невероятно любим свою работу. Самое прекрасное в ней — результат. Когда я понимаю, что действительно мои руки спасли произведение, которое будет выставлено в музее и его увидят будущие поколения, проявляется огромная любовь к своей профессии .

Реставрация — это очень интересно, затягивает сильно. Здесь в галерее естественный отбор : человек либо сразу уходит, поработал и понял, что не его, либо остается до конца в буквальном смысле этого слова. В отделе старейший сотрудник — Алина Евгеньевна Тейс , ей будет в январе 81 год, и большая часть ее жизни посвящена реставрации. Это не совсем для нас работа в привычном смысле — отработал, и скорей бы пятница. Это часть нашей жизни . Здесь мы проводим больше времени, чем дома. Работа реставратором — это брак на всю жизнь, разводов не бывает. Если эта профессия не полюбилась, то это видно сразу, нужно искать что-то другое для себя .







Инна Соловова решила показать один из этапов работы над произведением на примере портрета мальчика. Это один из пяти портретов детей семейства Ланских (русский дворянский род), автором которых был знаменитый акварелист художник Петр Соколов . Реставратор приступила к промывке. За кадром остались этапы фотофиксации и описания сохранности, проведение реставрационного совета и необходимых анализов, удаление поверхностных загрязнений.

Постепенно вода начала желтеть и стала похожа на слабо заваренный черный чай. Отделив лист с самим изображением от подложки, мы увидели надпись на оборотной стороне произведения, которую ранее не видел никто. Сзади мы увидели дату — 20 декабря 1815 года — и надпись на французском языке . Далее специалист будет проводить химическую обработку, промывку, склеивать разрывы, восстанавливать утраченные фрагменты, исправлять деформацию листа, делать фотофиксирование. Дальше пойдет работа научных сотрудников и хранителей по атрибуции найденной надписи.

В отделе живописи картины готовят к в.

В отделе живописи картины готовят к выставке импрессионистов

В отделе живописи картины готовят к в.

В отделе живописи картины готовят к выставке импрессионистов

В отделе живописи картины готовят к в.

В отделе живописи картины готовят к выставке импрессионистов


В отделе живописи картины готовят к в.

В отделе живописи картины готовят к выставке импрессионистов

Икона XVII века, царский иконописец Тихон Филатьев

Икона XVII века, царский иконописец Тихон Филатьев

В другом отделе идет реставрация скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства. Специалисты работают с разными материалами — камнем, металлом, фарфором, деревом. Главные отличия скульптуры от других видов изобразительного искусства — объем, вес. Соответственно, реставрация таких экспонатов существенно отличается от процесса восстановления картин. В руки сотрудников попадают также металлические изделия, небольшие статуэтки и даже посмертные маски известных личностей, например Владимира Маяковского , Сергея Эйзенштейна . Тем не менее, несмотря на отличия в процессе работы над графикой, скульптурой, живописью, тканью, — реставраторы следуют общим принципам.

Икона XVII века, царский иконописец Тихон Филатьев

Икона XVII века, царский иконописец Тихон Филатьев






Основные принципы научной реставрации

минимальное вмешательство в исторический материал произведения с максимальным его сохранением

обоснованность и определение любого реставрационного вмешательства

Реставратор не имеет права улучшать авторскую работу и вносить что-то свое. Необходимо действовать только в пределах поврежденного участка

В современной реставрации художественно ценным объектом является не сам замысел мастера, а уже существующее произведение, с его утратами, наслоениями и контекстом, в котором оно существует. Поэтому реставрационное вмешательство не может быть новым воплощением замысла автора, а реставратор не сопоставим с художником, создающим произведение. Любое действие реставратора по отношению к картине является обоснованным. Более того, все методы, применяемые в реставрации произведений искусства должны быть обратимы, чтобы избежать грубого вторжения в произведение, а будущие реставраторы могли заметить измененные участки.

Последние негласные принципы — любовь к реставрации и бережное отношение к произведениям искусства. Реставратор несет ответственность в том числе за то, увидят ли произведение искусства как часть истории последующие поколения. Поэтому ошибиться специалист не имеет права и к каждой поврежденной картине необходимо относиться как к человеку, которому нужно помочь и вылечить.

В Новой Третьяковке близится к завершению выставка, посвященная Василию Верещагину. Но если вы хотели на нее попасть вместе с друзьями и поговорить о живописи, не отходя от картин, будьте осторожны — возможно, сотрудники музея вам не обрадуются. Об этом в социальных сетях предупреждают посетители выставки, которых выгнали из музея за нелегальные экскурсии.

The Village выяснил, почему Третьяковская галерея пытается регулировать свободные беседы об искусстве в своих стенах, а заодно узнал политику других московских музеев по этому вопросу.


Что происходит в Третьяковке

На днях пользователь фейсбука с ником Tnargime Rǝnni посетил Третьяковскую галерею на Крымском Валу с двумя друзьями. Просмотр и обсуждение экспозиции были прерваны сотрудником службы охраны, который потребовал предъявить бейдж гида. Затем компанию друзей выставили из музея. Журналистам The Village Tnargime Rǝnni сообщил, что никто из Третьяковки не вышел с ним на связь после случившегося инцидента и не принес извинений.

В июне несколько сотрудников МГУ опубликовали открытое обращение к министерству культуры, в котором рассказали об отказе в посещении выставки на Крымском Валу совместно с аспирантами и студентами. Авторы письма сообщили, что работник музея обратил их внимание на запрет экскурсий, после того как они стали обсуждать увиденное. Об аналогичной ситуации заявил и редактор журнала Fashionograph Тим Ильясов: он комментировал друзьям картины в Третьяковке в Лаврушинском переулке.

Что говорят в Третьяковке

Официальный комментарий Третьяковской галереи

Правила проведения и оформления экскурсий и занятий не менялись в Третьяковской галерее около 20 лет. Они принципиально не отличаются от тех, которые установлены в других крупных музеях мира и нашей страны, например в Музеях Московского Кремля. Новостью является только то, что с 15 мая 2018 года в Третьяковской галерее введены специальные бейджи для проведения групповых занятий или экскурсий. Они позволяют службам по работе с посетителями выявлять не оформленные должным образом группы. А в связи с этим и возникли жалобы на сотрудников музея, пытающихся остановить несанкционированные экскурсии.

Введение специальных бейджей обусловлено также неоднократными обращениями российской Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров к руководству музея с настоятельной просьбой упорядочить работу экскурсионных групп в залах. Аккредитованные гиды проходят платное обучение во всех музеях, сдают экзамены, и в их профессионализме галерее не приходится сомневаться. Но есть просто лихие специалисты, которые без всякой аккредитации работают в наших залах. Не только их профессиональная компетенция вызывает большие вопросы, но и отношение к сохранности музейных экспонатов. Все сообщество аккредитованных гидов возмущено такой ситуацией. И сейчас на страницах ассоциации в соцсетях большую поддержку получают наши усилия, направленные на решение этого вопроса.

Как показывает международная практика, ни в одной из западных стран нельзя прийти в музей со своим экскурсоводом — он доведет вас до дверей музея и передаст штатному сотруднику.

Анна Котляр

пресс-секретарь Третьяковской галереи

Мы не против того, чтобы компании друзей и семьи посещали галерею. Многие СМИ и блогеры стремятся к своей кликабельности и доводят эту ситуацию до абсурда. Мы не просим никого не разговаривать, а просим говорить тише, чтобы не мешать другим посетителям.

Система новых бейджей была создана исключительно для противостояния нелегальным экскурсиям, которых очень много. Многие люди пытаются делать бизнес: берут деньги за экскурсию на стороне и проводят ее в стенах галереи. Тем самым они мешают обычным посетителям и авторизованным экскурсоводам. Система новых бейджей была создана также для урегулирования экскурсионных потоков, а не против людей и обычных посетителей. Преподаватели, которые хотят провести экскурсию для своих студентов, действительно должны оформить занятие на сайте галереи.

Картины, как и другие предметы искусства, довольно часто являются значимой частью имущественных комплексов, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам. Следовательно, как и другие виды имущества, они могут продаваться, передаваться во временное владение (например, для участия в выставках), делиться (правда, с определенными ограничениями) между партнерами, супругами, переходить по наследству. А это означает, что в правоотношения картина вступает одновременно как материальный и нематериальный объект, и при этом права на нее, в материальном и нематериальном аспекте, могут принадлежать разным людям (или организациям). Права на картину вообще могут не принадлежать в полном объеме тому, у кого она висит в доме с момента создания или в офисе с момента покупки.

По каким же поводам могут возникнуть споры, на что суды обращают внимание, что специалист может предложить во избежание потенциальных споров и/или максимально предсказуемых последствий в случае судебного разбирательства?

1. Картины являются вещами, то есть объектами права собственности. Они состоят из живописного полотна и нанесенных на него красок, зачастую — также из подрамника и рамы. Живописное полотно, как правило, — холст, натянутый на подрамник. Нанесенные на полотно краски сами по себе ценности не представляют, а вот рамы могут иметь отдельную ценность. Собственник картины обладает вещным правом на нее. Но этого не всегда достаточно. В отношении картин действуют также и нематериальные права. Вместе с картиной наследник может получить, а может и не получить такие права на нее. И в последнем случае пользоваться картиной этот наследник сможет весьма ограниченно.

Чтобы признать за собой права на картины в полном объеме, наследникам приходится обращаться в суд. В суде же иные заинтересованные лица могут предъявить свои требования, и это повлечет необходимость решения множества вопросов: о супружеской доле, об обязательной доле наследников, не указанных в завещании, об истребовании картин из неправомерного владения третьих лиц…

Рассмотрим способы, с помощью которых можно приобрести право собственности, а также нематериальные права на объект (картину). Их всего два: создать картину самостоятельно или приобрести права на картину, созданную другим.

В первом случае при создании объекта самостоятельно человек получает права двух видов: авторские права и исключительные права.

С точки зрения же наследования и раздела имущества супругов интерес представляют права второго вида — а именно, исключительные права на объекты интеллектуальной собственности. Сущность этих прав заключается именно в возможности извлекать из них прибыль. Эти права могут быть проданы (в терминологии Гражданского кодекса РФ — отчуждены), предоставлены во временное использование (лицензированы), унаследованы и перераспределены при разводе.

В соответствии с текущим правовым регулированием, такое извлечение прибыли обладателем исключительного права возможно в течение жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти. По истечении 70 лет исключительное право прекращается, и произведение уже могут использовать любые лица и любыми способами — подобно тому как продаются майки с изображением Джоконды или статуи Свободы.

Таким образом, прежде всего необходимо установить, кому принадлежит исключительное (не вещное) право на картину. В случае если картина была создана художником, хранится в его семье, исключительное право на картину никогда не отчуждалось — оно будет принадлежать автору. Поэтому автор, являющийся и правообладателем, сможет распоряжаться этим исключительным правом по своему усмотрению.

Законодатель не дает нам детальных правил наследования для каждого объекта интеллектуальной собственности, но ряд обязательных к исполнению положений следует из судебной практики.

Так, например, если один из супругов является создателем, то есть автором объекта интеллектуальной собственности, такой объект не входит в общее имущество супругов и наследуется как имущество автора такого результата.

Вместе с тем следует учитывать, что хотя исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, не входит в общее имущество супругов, доходы, полученные от использования такого результата, являются совместной собственностью супругов, если иное не предусмотрено брачным договором.

Иными словами, если супруг написал картину, исключительное право на нее изначально принадлежит только ему. Однако если супруг монетизировал это исключительное право в течение брака, доход от такой монетизации будет составлять общее имущество, подлежащее разделу при разводе.

Другой вариант приобретения прав на предметы искусства — их покупка. В данном случае человек не является автором картины, но становится обладателем вещного и (если это отдельно отмечено в соглашении между продавцом и покупателем) исключительного права на нее.

При приобретении картины крайне важно грамотно составить договор с продавцом, то есть удостовериться, что продавец является обладателем исключительного права на картину и передает вам это исключительное право в момент продажи картины. Соответствующие положения об отчуждении исключительного права на картину должны быть зафиксированы в договоре купли-продажи картины. В противном случае велик риск лишиться возможности в будущем использовать картину в качестве актива для извлечения дохода, а также распоряжаться правом на эту картину по своему усмотрению.

Зачастую также возникают ситуации, в которых приобретается только сама картина, без получения при этом на нее исключительного права. Такое приобретение предоставляет новому владельцу картины ограниченный объем прав в отношении картины. Как уже было указано ранее, он никаким образом не может использовать картину для извлечения прибыли. Также такой владелец картины не сможет запретить третьим лицам использовать картину в коммерческой или любой иной деятельности.

Так, в 2019 году постановлением Суда по интеллектуальным правам по одному из дел было отказано в требовании о взыскании компенсации за использование картины на сайте ответчика. Судом было установлено, что заявителю принадлежит только сам экземпляр картины. Исключительное же право на картину заявителю не было предоставлено. Правообладателем являлось совсем иное лицо, которое и разрешило ответчику разместить изображение картины на сайте.

В другом деле заявитель доказал, что (1) он является обладателем исключительного права на картину; (2) ответчик размещает изображения этой картины на интернет-ресурсе; (3) ответчик осуществляет продажу принтов, содержащих копию картины (ее изображения). Доказав наличие исключительного права, истец выиграл дело. Суд обязал ответчика прекратить размещение изображения картины в интернете и продажу принтов, а также выплатить заявителю денежную компенсацию за нарушение исключительного права.

Что касается распределения исключительного права между супругами, в первую очередь следует выяснить и доказать, в какой период была приобретена или создана картина, каким образом она попала к супругам (если один из них не является автором); какие именно права на картину были переданы и кому.

Если супруг приобрел картину, а также исключительное право на нее, будучи в браке, за счет общих доходов супругов, то такое приобретение регулируется общими нормами о совместно нажитом имуществе (если иное не установлено договором). При разводе, в случае отсутствия брачного договора, исключительное право будет подлежать оценке и последующему разделению между супругами.

Поэтому при рассмотрении споров в суде так важно иметь документы, подтверждающие: (1) дату создания произведения; (2) факт наличия исключительного права на произведение. При отсутствии правильно оформленных документов о принадлежности права процесс неизбежно будет осложнен, а его результаты — непредсказуемы.

2. Картины — особенные вещи, предполагающие публичное использование: их передают музеям, галереям, выставочным залам и частным лицам для организации выставок. Если картины обладают высокой художественной и/или исторической ценностью, а их автор или владелец, отдав их при жизни разным лицам с разными целями, не позаботился о подробном документальном оформлении прав и умер до получения картин обратно, то у семьи есть опасность утратить картину.

Нередко юристы сталкиваются с невозможностью возврата картин наследникам законного владельца — картины удерживают галеристы, и если правообладатель предоставил галеристам право использования картины, доказать незаконность этого удержания объективно бывает невозможно. То есть даже если наследодатель действительно обладал исключительным правом на картину, наследники могут не получить возможности распоряжаться своим правом на картину любым способом. В данном случае речь идет о том, что исключительное право может быть обременено, например, бессрочной лицензией.

Также на усмотрение сторон остается срок действия лицензии. Лицензия может быть ограничена по времени ее действия, а может быть бессрочной (ограничивается только сроком действия исключительного права). Отметим также, что по общему правилу (то есть если иное не предусмотрено условиями лицензии), если правообладатель картины меняется по любой причине, лицензия остается в силе.

Наследники получают исключительное право на картину, но должны продолжать исполнять условия лицензии, заключенной наследодателем. Вместе с тем, важно помнить, что, если лицензия предполагает выплату правообладателю вознаграждения за право пользоваться картиной, такое вознаграждение будет уплачиваться и в пользу наследников — новых правообладателей.

3. При разделе наследства учитывается преимущественное право кого-то из числа наследников на предметы обычной домашней обстановки и обихода.

Что же можно сделать?

При покупке картины рекомендуем получить у продавца ответы на следующие вопросы:

  1. Кто является автором картины?
  2. Кто является обладателем исключительного права на картину?
  3. Предоставлено ли право использования картины кому-либо?
  4. Отчуждается ли вам, одновременно с продажей картины, также исключительное право на нее?

Чтобы весь комплекс прав на картину перешел к наследникам полностью, своевременно, адресно и без потерь, наследодателю следует позаботиться об этом при жизни: обратиться к специалистам и проверить текущий статус картины; определить, кому и что он хотел бы передать; затем оформить документы на картину по всем видам прав (дарение, продажа, передача для участия в выставке); заключить соглашение (брачный договор) с супругом; при необходимости — предварительно признать права в суде.

Видеоарт и трафаретные изображения, граффити и световые инсталляции — теперь в собрании Третьяковки. Фонды главной национальной галереи страны пополнились сотней произведений современного отечественного искусства, переданных музею Фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Традиции собирательства, заложенные основателями братьями Третьяковыми, продолжаются и в XXI веке.

По стопам Третьякова

У многих людей Третьяковка ассоциируется с искусством XIX века — работами, собранными основателем музея. Однако в тот момент, когда Павел Михайлович покупал эти вещи, ставшие сегодня абсолютной классикой, их авторы были молодыми художниками. И по тем временам их творчество считалось радикальным, порой даже запрещалось к показу цензурой. Вот и сегодня галерея стремится продолжить эту традицию и призывает меценатов дарить новейшее и актуальное.

третьяковка

третьяковка


Мне не интересна цена произведения на рынке, — расставляет приоритеты коллекционер. — Мне интересно, как художник растет, развивается.

Как войти в историю



Чтобы попасть в собрание Третьяковки, художник и произведение должны соответствовать определенным характеристикам.

Теперь фонды Третьяковки пополнились сразу тремя работами художника.

третьяковка


Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова — о главных ценностях обновленной экспозиции и закрытии здания на Крымском Валу

Живопись Виктора Алимпиева, в том числе и портрет британской оперной певицы Кэтлин Ферриер, несколько лет назад приобрел Фонд Смирнова и Сорокина. На рынке его произведения пользуются стабильным спросом. Как и вещи Алексея Каллимы, чьи картины уже побывали на выставках Нью-Йорка, Парижа и Берлина.

Паровозики и видеоарт

третьяковка


— Но вдруг работа, созданная с применением такого пошлого элемента, как трафарет, понравилась коллекционерам, — изумляется Алексей. И признается, что о Третьяковке не мечтал, а просто работал каждый день.

третьяковка

Генеральный директор выразила надежду, что российские меценаты и собиратели последуют примеру Владимира Смирнова и Константина Сорокина и помогут Третьяковке оставаться живым, растущим музеем. Ведь задача галереи — показывать лучшее, что есть в отечественном искусстве, вне зависимости от того, жив ли автор или нет.

Оценить выбор сотрудников музея скоро смогут и обычные зрители. В марте–апреле следующего года в Новой Третьяковке откроется выставка, на которой будет представлена коллекция, подаренная меценатами.

Читайте также: