Как сделать межведомственный запрос в росреестр

Обновлено: 04.07.2024

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 3 сентября 2010 года N ММВ-27-11/9/37

О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы

(с изменениями на 26 января 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, именуемая в дальнейшем "Росреестр", в лице Руководителя С.В.Васильева, действующего на основании Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, с одной стороны, и Федеральная налоговая служба, именуемая в дальнейшем "ФНС России", в лице Руководителя М.В.Мишустина, действующего на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, с другой стороны, вместе именуемые далее "Стороны", заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

Статья 1

Предметом настоящего Соглашения является обеспечение эффективного взаимодействия между Сторонами в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 2

При организации взаимодействия и координации деятельности Стороны руководствуются следующими принципами:

- использование информационных ресурсов Росреестра и ФНС России в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- строгое соблюдение Сторонами государственной, служебной и иной охраняемой законом тайны с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации;

- обязательность и безупречность исполнения достигнутых Сторонами договоренностей;

- обеспечение защиты информации и контроля доступа к информации.

Статья 3

Взаимодействие Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется по следующим основным направлениям:

- выработка согласованной позиции при подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внутриведомственных и межведомственных нормативных документов по вопросам организации взаимодействия и координации деятельности;

- разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение законодательства в области кадастрового учета объектов недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в области осуществления учетных действий и в сфере налогообложения имущественными налогами;

- разработка взаимоувязанной нормативно-технической документации и взаимосогласованной нормативно-справочной информации с целью унификации процедуры идентификации объектов недвижимости и их правообладателей;

- разработка совместных инструктивных методологических документов с целью выработки и реализации единых требований к построению и развитию системы взаимодействия Сторон;

- принятие решений, направленных на создание информационных ресурсов Сторон на основе новых информационных технологий.

Статья 3.1

В рамках мероприятия федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 N 903, предусматривающего, в том числе разработку и внедрение на территориях субъектов Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сервисов по интеграции информационных ресурсов Росреестра с информационными ресурсами ФНС России и создание на их основе информационной системы мониторинга налогообложения недвижимого имущества, Стороны обеспечивают взаимодействие по следующим основным направлениям:

создание сервиса для верификации сведений о недвижимом имуществе и о владельцах недвижимого имущества, содержащихся в автоматизированной информационной системе, используемой ФНС России для налогового администрирования (далее - АИС), со сведениями Единого государственного реестра недвижимости;

создание сервиса для мониторинга пользователями различного уровня параметров налогообложения недвижимого имущества и прогнозирования поступления соответствующих налоговых платежей.

Выполнение вышеперечисленных мероприятий (в том числе создание программного обеспечения для функционирования сервисов) организуется ФНС России на базе существующей автоматизированной информационной системы, используемой для налогового администрирования, в объёме средств федерального бюджета, выделенных ФНС России на реализацию вышеуказанной федеральной целевой программы (в части соответствующего мероприятия).

Статья 4

В целях эффективной реализации настоящего Соглашения Стороны организуют взаимодействие и координируют свою деятельность в следующих основных формах:

- разработка и утверждение планов совместной работы;

- проведение совместных консультаций, семинаров и совещаний.

Статья 5

Взаимное предоставление сведений в рамках настоящего Соглашения осуществляется на безвозмездной основе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

В рамках настоящего Соглашения Стороны на уровне территориальных органов осуществляют регламентированное информационное взаимодействие, информационное взаимодействие по запросам, а также информационное взаимодействие в рамках эксплуатации сервисов, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Соглашения.

Сведения передаются Росреестром по форме, утвержденной ФНС России.

Основные показатели обмена информацией (органы, участвующие в обмене, требования к форматам и структуре файлов, регламент обмена) определяются в порядке информационного обмена, который утверждается совместным приказом Росреестра и ФНС России (далее - Порядок информационного обмена).

В целях идентификации правообладателя в информационных ресурсах ФНС России и Росреестра применяется идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при условии использования средств межведомственного информационного взаимодействия между Росреестром и ФНС России (без дополнительного запроса сведений у заявителей) в части заполнения в справочном порядке данных об ИНН физического лица при ведении информационных ресурсов Росреестра.

Обмен информацией в электронном виде осуществляется с использованием сетей связи общего пользования и сертифицированных по требованиям информационной безопасности средств криптографической защиты информации. При отсутствии таких сетей связи документы могут представляться на электронных носителях.

Информация, передаваемая с использованием сетей связи общего пользования, должна быть защищена от неправомерного или случайного доступа лиц, не участвующих в ее подготовке и обработке в процессе информационного взаимодействия.

Статья 6

Росреестр в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, представляет регламентированную информацию в ФНС России:

сведения о недвижимом имуществе;

сведения о владельцах недвижимого имущества.

По соглашениям Сторон, планам мероприятий, согласованным Сторонами, протоколам совещаний и (или) информационного обмена с участием Сторон может предусматриваться дополнительный информационный обмен иными имеющимися у Сторон сведениями с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и исключительно в объеме, необходимом для реализации возложенных на Стороны задач и функций.

Статья 7

Информация, представляемая ФНС России в Росреестр:

на федеральном уровне - сведения о суммах поступлений по местным налогам по уровням бюджетной системы в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации (форма N 1-НМ), при необходимости по запросу;

на федеральном уровне - сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в электронном виде в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.";

Статья 8

Запросы, направляемые в соответствии со статьей 6 Соглашения в целях уточнения ранее предоставленной информации, а также иные запросы, кроме указанных в абзаце первом настоящей статьи, оформляются в письменном виде на бланке запрашивающей стороны в произвольной форме с учетом требований настоящей статьи и заверяются на федеральном уровне подписью руководителя ФНС России, руководителя Росреестра или их заместителей, на территориальном (региональном) уровне - руководителя (начальника) территориального органа, учреждений, наделенных отдельными полномочиями органа регистрации прав, или их заместителей. Указанные запросы исполняются в течение четырнадцати рабочих дней со дня их поступления, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации.

Запросы, направляемые в соответствии со статьей 6 Соглашения в целях уточнения ранее предоставленной информации, а также иные запросы, кроме указанных в абзаце первом настоящей статьи, должны содержать следующую информацию:

- основание и суть запроса;

- сведения о правообладателе, в отношении которого запрашивается информация (для физических лиц: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства и (или) пребывания, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, ИНН (при наличии); для юридических лиц: полное наименование, ИНН, КПП, ОГРН, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, дата государственной регистрации, наименование органа, осуществившего такую регистрацию);

- сведения об объекте недвижимости (наименование, точный адрес (местоположение), кадастровый номер, площадь (при наличии - инвентарный номер, литер, этаж, номер на поэтажном плане).

Запрос может содержать приложения в электронном виде.

В случае направления запроса должностные лица с разрешения запрашиваемой Стороны имеют право:

- изучать документы и другие данные непосредственно в органе запрашиваемой Стороны с учетом соблюдения требований, установленных для сведений ограниченного доступа;

- получать копии документов, относящихся к исполнению запроса, если это не противоречит действующему законодательству.

Если запрашиваемая Сторона не имеет требуемой информации, или предоставление такой информации не допускается действующим законодательством, или данная информация была ранее предоставлена на плановой основе, то эта сторона информирует о невозможности исполнения запроса.

Управление нормативно-правового регулирования в сферах регистрации недвижимости, геодезии и картографии Росреестра, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение N 457), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению N 457 Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе до 01.01.2023 направлять запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в форме документов на бумажном носителе.

Таким образом, до 01.01.2023 органы государственной власти и местного самоуправления вправе направлять запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, и получать такие сведения на бумажном носителе соответственно, если в запросе, представляемом органом государственной власти и органом местного самоуправления, указан способ получения документа - в виде документа на бумажном носителе.

Относительно заполнения запроса о предоставлении сведений ЕГРН ограниченного доступа лицами, имеющими право на бесплатное предоставление сведений ЕГРН, отмечаем следующее.

При этом пунктом 49 Порядка установлено, что:

вид (наименование) полномочия, осуществляемого в установленной сфере деятельности, наименование государственной или муниципальной услуги или базового государственного информационного ресурса, для осуществления (предоставления, ведения) которого запрашиваются сведения (для заявителя - руководителя или заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, руководителя или заместителя руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, руководителя или заместителя руководителя государственного внебюджетного фонда, руководителя или заместителя руководителя территориального органа государственного внебюджетного фонда, руководителя или заместителя руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителя или заместителя руководителя органа местного самоуправления, Председателя Банка России, заместителя Председателя Банка России, а также для руководителя или заместителя руководителя многофункционального центра);

слова "для осуществления полномочий (деятельности)", далее - наименование организации и федерального закона, определяющего основные задачи и функции данной организации, для выполнения которых запрашиваются сведения;

реквизиты и положения (абзац, подпункт, пункт, часть, статья) нормативного правового акта, которым установлено представление документа (копии документа) и (или) информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг;

номер (идентификатор) услуги в реестре государственных услуг или в реестре муниципальных услуг, положение соответствующего нормативного правого акта указываются в случае представления запроса органом, предоставляющим государственную или муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, многофункциональным центром, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона N 210-ФЗ, в целях предоставления государственных или муниципальных услуг и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг, за исключением случаев подачи указанных в настоящем пункте запросов в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;

в случае если запрос органа государственной власти или органа местного самоуправления направлен в целях выявления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, в запросе дополнительно указываются слова "выявление правообладателей объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд".

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательность исполнения распоряжений и требований судов, судебных приставов-исполнителей, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя для органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, физических и юридических лиц.

Дополнительно сообщаем, что письма Управления не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Ф-сведения - сведения (полный перечень), предоставляемые федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) в электронной форме по каналам единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

В ИС "ЕИС", используемой органами власти и органами местного самоуправления, доступны адаптеры к сведениям ФОИВ.

Условия получения в электронной форме сведений от федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) (СМЭВ 3)

В связи с изменениями порядка получения доступа к вновь опубликованным видам сведений (далее - ВС) в СМЭВ 3 (новая форма заявки) необходимо пройти процедуру получения доступа согласно следующему порядку:

Порядок получения в электронной форме сведений от ФОИВ в СМЭВ 3.

Наименование вида сведений в заявке указывается в соответствии с полем "Наименование вида сведений в СМЭВ 3". На один вид сведений оформляется одна заявка.

3. В заявке должно быть указано основание (НПА, утвержденный АР), в котором содержатся положения, обязывающие ФОИВ предоставлять запрашиваемые сведения по межведомственному взаимодействию.

4. Оператор РСМЭВ проверяет заявку и указанные в ней нормативные акты на обоснованность доступа к ВС ФОИВ и передает в уполномоченную организацию (ОЭПАК) полученную заявку.

5. При обоснованности заявки в учётной записи пользователя ЕИС с правами специалист-администратор назначается соответствующие адаптеры, в адрес инициатора запроса направляется уведомление о назначенных адаптерах.

6. Далее специалист с ролью специалист - администратор ведомства назначает адаптер пользователям, направляющим запросы в ФОИВ.

7. При отсутствии обоснованности заявки доступ к видам сведений предоставлен быть не может, в адрес инициатора запроса направляется уведомление об отказе в предоставлении доступа к сведениям.

Особенности взаимодействия с сервисами ФОИВ

I. Электронное взаимодействие с Росреестром

Для обеспечения межведомственного электронного взаимодействия наше учреждение постоянно взаимодействует с управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю. Согласно договорённостям, в случае возникновения вопросов по содержанию ответа Росреестра на запрос регионального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, специалист, направивший запрос может обратиться за разъяснениями к Бивалькевичу Владимиру Владимировичу по телефону 8 3852 557659 (добавочный 7211) или к Чесноковой Маргарите Васильевне по телефону 8 3852 557659 (добавочный 7181).

Анализ обращений в техническую поддержку ОЭПАК выявил ряд типовых вопросов, связанных с отправкой запросов в Росреестр:

2. Часть запросов содержит неточности:

2.1. Например, в данных об объекте недвижимости, либо о лице, которому принадлежат объекты недвижимости.
Допускаются ошибки в дате рождения лица, об объектах недвижимости которого запрашиваются сведения. Подобная ситуация также может быть вызвана расхождениями в учёте, когда свидетельство о праве собственности содержит одни данные, а реестр ЕГРП – другие. В таком случае необходимо обратиться в районный отдел Росреестра.

2.2. При выборе запросов за период не указана дата, на которую необходимо представить сведения.

II. Электронное взаимодействие с МВД

Сведения от МВД необходимы органам местного самоуправления и региональным органам исполнительной власти для предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения возложенных на них функций. Например, при выдаче охотничьего билета, установлении опеки над несовершеннолетним.
При возникновении вопросов по содержанию ответа МВД на запрос регионального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, специалист, направивший запрос может обратиться за разъяснениями к заместителю начальника информационного центра ГУ МВД России по Алтайскому краю Лапшину Руслану Николаевичу по телефону 8 3852 397538 или к начальнику отдела оперативно-справочной информации информационного центра ГУ МВД России по Алтайскому краю Пшеничниковой Наталье Юрьевне по телефону 8 3852 397654.

Другие вопросы по взаимодействию с электронными сервисами можно посмотреть в рубрике вопрос-ответ

Статистика межведомственных запросов, направленных ОИВ и ОМСУ в адрес ФОИВ в 2021 году (по состоянию на 30.11.2021, статистика ЕИС)

Статистика межведомственных запросов, направленных ОИВ и ОМСУ в адрес ФОИВ в 2020 году (по состоянию на 31.12.2020, статистика ЕИС)

Статистика межведомственных запросов, направленных ОИВ и ОМСУ в адрес ФОИВ в 2019 году (по состоянию на 31.12.2019, статистика ЕИС)

Статистика межведомственных запросов, направленных ОИВ и ОМСУ в адрес ФОИВ в 2018 году (по состоянию на 31.12.2018, статистика ЕИС)

Статистика межведомственных запросов, направленных ОИВ и ОМСУ в адрес ФОИВ в 2017 году (по состоянию на 31.12.2017, статистика ЕИС)

Статистика межведомственных запросов, направленных ОИВ и ОМСУ в адрес ФОИВ в 2016 году (по состоянию на 31.12.2016, статистика ЕИС)

Росреестр - ведомство, в архивах которого хранятся правоустанавливающие документы на недвижимость. Эти документы подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются.

Порядок получения документов из архива Росреестра

Росреестр - ведомство, в архивах которого хранятся правоустанавливающие документы на недвижимость. Эти документы подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются.

Кто имеет доступ к этим документам? Каков порядок их выдачи? Как правообладателю получить свои экземпляры документов, если не получил их вовремя?

На эти и другие вопросы отвечает начальник отдела ведения ЕГРН Управления Росреестра по Республике Башкортостан Лариса Копытова.

Копии каких документов можно получить в Росреестре?

Управление Росреестра по РБ осуществляет выдачу из реестровых дел копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (не в нотариальной). Это договор купли-продажи, мены, дарения, договор долевого участия и т.д.

Также предоставляются копии документов, на основании которых сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости (межевой план, технический план и др.).

Как можно получить копии документов из Росреестра?

Подать запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде копии документа можно одним из следующих способов:

- в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении в МФЦ;

- в виде бумажного документа, отправленного по почте, но он в таком случае должен быть заверен нотариально;

Платная ли это услуга – получение копий документов?

За выдачу копий документов взимается плата. Ее размер установлен на федеральном уровне. Так, например, за копию договора купли-продажи предусмотрена плата в размере 300 рублей за единицу для физических лиц. Бесплатно сведения предоставляются правоохранительным органам, судам, судебным приставам-исполнителям, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти, органам местного самоуправления, органам прокуратуры Российской Федерации, арбитражным управляющим, нотариусам.

Раньше правообладателям выдавали свидетельства о праве собственности. Теперь после проведенной регистрации выдают удостоверяющую выписку из ЕГРН. В чем преимущество выписок из ЕГРН?

Бумажные свидетельства, как и выписки, фиксируют сведения на текущий момент. Но если через пять минут после получения бумажного документа на имущество, например, наложат арест, в свидетельстве этих данных не будет. И для получения более актуальных данных потребуется запросить выписку из единого реестра.

Кроме того, изготовление бумажных свидетельств затратно — нужны определенные степени защиты, водяные знаки, голограммы,— но дополнительной гарантии права собственности они не дают. Запись же в электронном реестре является более надежной гарантией права, чем бумажное свидетельство. Мы вместе с правоохранительными органами фиксируем подделку именно бумажных документов.

Выписку из ЕГРН можно заказать не только в бумажном виде, но и в электронной форме через портал Росреестра.

Что делать, если не смог в назначенное время забрать документы, подготовленные Росреестром на выдачу?

- Сегодня на территории республики все заявления и документы, предоставляемые заявителями на бумажном носителе на получение государственных услуг Росреестра, поступают в наше Управление через офисы МФЦ.

Законом установлено, что после окончания срока предоставления государственной услуги, документы в течение 30 календарных дней хранятся в офисах МФЦ. После – направляются в архив как невостребованные.

- Что представляет из себя архив вашего ведомства?

- Если исходить из полномочий Росреестра, то архив нашего ведомства состоит из реестровых дел, которые являются частью Единого государственного реестра недвижимости.

Реестровые дела, в свою очередь, хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе.

В законе прописано, что заявления и необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документы, представленные в форме документов на бумажном носителе, для включения в реестровые дела переводятся органом регистрации прав в форму электронного документа или электронного образа документа. Электронные документы, электронные образы документа имеют ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе, представленный заявителем.

Реестровые дела ведутся также на бумажном носителе, если заявления и необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы оформлены и представлены заявителем в простой письменной форме на бумажном носителе, при условии, что оригиналы таких документов отсутствуют в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах.

Кто имеет доступ к документам реестровых дел?

Доступ в архив имеют только уполномоченные работники Управления. Хранение осуществляется в местах, не доступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты или порчи книг учета документов, реестровых дел, искажения, подделки или утраты содержащейся в них информации.

В отношении реестровых дел, ведение которых осуществляется в электронном виде, обеспечивается предотвращение их искажения, подделки и утраты, а также несанкционированного доступа к ним лиц, не имеющих права на доступ к таким данным. Должно обеспечиваться также резервное копирование и восстановление сведений, измененных или уничтоженных (утраченных) при программно-аппаратных сбоях и вследствие несанкционированного доступа к ним.

Читайте также: