Кому принадлежала законодательная власть во франции 1795

Обновлено: 04.07.2024

Государственный строй Франции в период Директории – это государственное правление, которое осуществлялось правительством Первой Французской революции (Директорией) по конституции 3-го года, принятой в 1795 году.

В результате переворота 1794 года к власти пришла группа умеренных депутатов Конвента По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционное правосознание подробнее , которые отражали интересы французской революции и были республикански настроены. Эта группа депутатов получила название термидорианцев. Все они были повязаны судом над Людовиком XVI и его казнью.

С приходом к власти термидорианцев первое время действовала старая система государственных органов. Тем не менее базовые основы механизма диктатуры якобинцев были разрушены. Существенно ослаблено было значение Комитета общественной безопасности По данной теме мы уже выполнили реферат Административно-правовой механизм обеспечения общественной безопасности подробнее и Комитета общественного спасения. Революционный трибунал По данной теме мы уже выполнили реферат Администратор суда подробнее реорганизовали, а чрезвычайное законодательство якобинцев отменили.

Блок термидорианцев подразделялся на два лагеря:

  • первый – состоял из правых термидорианцев, переродившихся якобинцев, которые представляли буржуазию, разбогатевшую на спекуляциях (Поль Баррас, Жан-Ламбер Тальен, Жозеф Фуше);
  • второй – в него входили левые термидорианцы, принадлежавшие в прошлом, главным образом, к левым течениям якобинцев (Марк Вадье, Ж. Бийо-Варенн, Колло д Эрбуа).

Готовые работы на аналогичную тему

Правые термидорианцы после казни М. Робеспьера стремились оттеснить левых от власти. Жерминальское восстание 1795 года привело к тому, что главных руководителей левых термидорианцев арестовали, а группировку разгромили, несмотря на их полную непричастность.

Термидорианцы по отношению к Конституции 1793 года проводили двойственную политику. Формально якобинская Конституция По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее оставалась в силе, но в силу того, что заложенные в ней идеи, были чужды термидорианцам, они никогда не применялись.

Конституция 1795 года

Для нейтрализации угрозы от противников (роялистов, фейянов и др.) и для закрепления у власти термидорианцев встал вопрос о необходимости создания новой конституции.

Новая Конституция Франции По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция 1852 г. во Франции подробнее была принята в 22 августа 1795 года. В историю она вошла как Конституция 3-го рода республики По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовое положение личности в демократическом государстве подробнее . Из конституции изъяли все положения, касающиеся экономического и политического равенства. На новую конституцию большое влияние оказали предшествовавшие события, которые заставили конвент убрать из декларации прав право на сопротивление, и дополнить конституцию параграфами об обязанностях граждан морального характера. Конституция 3-го года возвращалась к двойной системе выборов 1791 года.

Особенности Конституции 1795 года:

  • избирательное право стало цензовым;
  • законодательную власть представляли Совет старейшин (250 депутатов – вдовцов или женатых, от 40 лет) и Совет 500 (500 депутатов старше 30); Совет старейшин и Совет 500 избирала коллегия выборщиков с учетом цензов оседлости и имущества;
  • Совет старейшин обладал правом утверждать или отклонять без обсуждения законопроекты, списка членов Директории;
  • Совет 500 обсуждал законопроекты, обладал правом законодательной инициативы, формировал списки Директории на основе обсуждения;
  • исполнительная власть передавалась пяти членам Директории, которые избирались тайным голосованием списком голосованием верхней палаты;
  • один из членов Директории ежегодно заменялся (жребием), на его место ставился новый член, выбранный из десяти кандидатов, предоставленных Советом 500;
  • члены Директории руководили ведомствами и министерствами, в которых производили смещение или назначение должностных лиц, контролировали деятельность должностных лиц;
  • председатель Директории избирался из состава своих членов сроком на три месяца.

Директория могла на время отстранять от должности или смещать местные органы власти, назначать комиссаров для контроля над ними. Депутаты не могли занимать должности министров. Директория не имела никаких прав влияния на законодательство, она не могла отсрочивать заседания палат, распускать их. В свою очередь, палаты не имели право низлагать директоров.

Термидорианцы в прямом смысле слова партией не являлись. Они не имели никаких программных установок, именно поэтому основной целью их нахождения у власти было собственное обогащение. Данному обстоятельству способствовала сильная, выгодная буржуазии, инфляция, проводившаяся достаточно последовательно. Это вызвало в стране нужду и страшную дороговизну, особенно в Париже. Это вызывало у населения волну недовольства режима Директории.

Переворот 18 брюмера

Когда Директория полностью себя исчерпала, в 1799 году, во главе государства стал член Директории Э.Ж. Сиейес – видный политический деятель, известный еще с начала революции. Сиейес считал, что Конституция 3-го года непригодна и ее необходимо заменить новой, он разрабатывал собственный проект государственного устройства, которое могло бы принести устойчивое положение внутреннему порядку. Сиейес стал объединять консервативных политических деятелей, которые являлись противниками Бурбонов. Он расположил в пользу своих идей большое количество представителей обоих Советов, которые стали именоваться реформистами.

Бонапарт, узнав о планах Сиейеса, вошел с ним в соглашение, и уже вдвоем они подготовили государственный переворот, основной целью которого было введение новой конституции.

Переворот 18 брюмера – это государственный переворот во Франции, совершенный 9 ноября 1799 года (18 брюмера VIII года Республики) Бонапартом.

После переворота заседания обоих Советов были отложены. Было сформировано временное правительство из трех консулов, в которое входили Наполеон Бонапарт, Сиейес и Дюко и решено создать специальную комиссию для разработки новой конституции.

Последствия переворота 18 брюмера:

  • Директория лишена власти;
  • Парламент (Совет старейшин и Совет 500) разогнан;
  • Установлен новый политический режим во главе с Бонапартом.

На место Директории пришли более радикальные силы, формально переворот 18 брюмера считается окончанием Французской революции.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 08 09 2019

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Конституция Франции 1795

После поражения Парижской Коммуны захватившая власть крупная буржуазия не торопилась с созданием республиканских учреждений. Сформированное еще до Парижской Коммуны Национальное собрание было консервативным и только в 1875 г. оно провозгласило себя Учредительным собранием и приняло три основных закона, которые в совокупности и составили новую конституцию Франции: закон об организации государственных властей, закон об организации сената, закон об отношениях государственных властей.

Верхняя палата — Сенат состоял из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Полномочия палат были примерно равными: решение вопросов войны и мира, принятие законов, запросы министрам, парламентские расследования и др. Палаты обладали правом законодательной инициативы. Однако бюджетные законы первоначально принимались палатой депутатов. Верховную власть осуществляли обе палаты вместе. Объединившись в Национальное собрание, они избирали на 7 лет президента и единственно могли пересматривать конституцию.

Глава государства — президент избирался на соединенном заседании палат тайным голосованием сроком на 7 лет, мог переизбираться на следующий срок. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, с согласия Сената распустить палату депутатов. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие государственные должности. Он имел право помилования. Акты президента нуждались в подписи соответствующего министра. Президенту было предоставлено право заключения и ратификации международных договоров. Но без согласия палат ему не разрешалось объявлять войну. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты.

Сенат мог преобразовываться в Верховный суд над президентом, министрами и другими должностными лицами.Министров назначал президент, и они были солидарно ответственны перед парламентом. Органические законы 1875 г. являлись достижением по сравнению с Конституцией II империи, так как они оформили республиканский строй. Но в них ничего не говорилось о правах человека и гражданина. Следовательно, Основной закон 1875 г. менее демократичен по сравнению с конституциями 1793 и 1848 гг. В последующие годы в конституцию 1875 г. были внесены отдельные изменения. Законом 14 августа 1884 г. было запрещено возбуждать вопрос в парламенте о пересмотре республиканской формы правления. Была упразднена категория несменяемых сенаторов.

Французская Конституция 1795 г.

Всех их отныне избирала коммуна. Члены ранее правивших во Франции династий отныне не могли претендовать на пост президента республики. В первой половине XX в. во Франции наблюдалось падение роли президента и возрастание влияния парламента и правительства. Полномочия президента были сведены к представительским функциям главы государства.

Взаимоотношения палат парламента также несколько изменилось в пользу демократически избираемой палаты депутатов. Высшие органы государственной власти комплектовались на многопартийной основе. Определенные изменения произошли и в системе местного управления. Во главе администрации департамента стоял префект, назначаемый президентом, но практически подбираемый министром внутренних дел и подчиненный последнему. В кантонах не было органов местного самоуправления. В коммунах избирали муниципальный Совет, который возглавлял мэр. Французские колонии управлялись губернаторами, чиновничье-бюрократический аппарат которых формировался из столичных и местных чиновников из племенной знати. Государственный строй III Республики во Франции, юридически закрепленный в законах 1875 г., просуществовал до начала II мировой войны.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2239 | Нарушение авторского права страницы

Восстановление республики Конституция 1795 г.

В течение года (июль 1794 – август 1795 гг.) Конвент ликвидировал важнейшие административные и политические институты диктатуры. Было проведено персональное обновление правительственных комитетов, сокращены полномочия Комитета общественного спасения. На основе декрета 1 августа 1794 г. затих террор, была изменена политика Революционного трибунала (следовало отныне устанавливать умышленную виновность в приписанном преступлении), в мае 1795 г. Трибунал был упразднен. Упразднены революционные комитеты на местах, а также изменена деятельность наблюдательных комитетов.

Преобразования в конституционную сторону не обошлись без репрессий в отношении бывших санкюлотов, поднявших целую серию мятежей. В преодолении экономического и финансового кризиса правительство пошло путем отмены социально-регулирующего законодательства якобинцев: была введена свобода импорта, в декабре 1794 г. полностью упразднены максимумы. Отменялся утопический культ Верховного существа, церкви были возвращены верующим, но проводить религиозные церемонии не разрешалось. Восстановились общественная жизнь, похожий на старый быт.

Конституция 1795 г. была детализированным и объемным документом (377 ст.). Она утверждала республиканский строй на основе самого строгого разделения властей, преобладания законодательного корпуса.

5. Термидорианская республика. Конституция 1795 г.

Сохранялись принципы всеобщего избирательного права для всех французов старше 21 года (с цензом оседлости в 1 год).

Но для выборщиков второго уровня устанавливались повышенные возрастной и имущественный цензы. Вторая палата – Совет старейшин в 250 чел. – составлялась из делегатов от департаментов. Для членов всего законодательного корпуса были установлены повышенные имущественный, возрастной и оседлости цензы. Совет пятисот обладал законодательной инициативой, утверждались же законы во второй палате. Строго оговорен был запрет законодательному корпусу брать на себя полномочия исполнительной или судебной власти. Палаты действовали только врозь, общие собрания не допускались.

Исполнительная власть вручалась Директории из 5 членов. Их назначал законодательный корпус (Совет 500 предлагал список. Совет старейшин утверждал). Главы государства не предполагалось, каждый из директоров председательствовал по 3 месяца для подписания актов. Директория ведала вопросами безопасности, армией, назначением должностных лиц (т. е. воспроизводила Комитет общественного спасения, но без диктаторской власти). Управление ведомствами вручалось 6-8 министрам, назначавшимся Директорией. Однако министры были только чиновниками и не составляли правительственного совета.

Управление департаментами было децентрализовано. Ликвидировались округа. Значение местных выборных властей было несколько сокращено тем, что Директория была вправе аннулировать департаментские решения.

Реорганизации подверглась и юстиция. Кроме местных судов, создавались высшие кассационные инстанции. Юстиция должна была быть бесплатной, суд – гласным и открытым, судьи по-прежнему выбирались на местах. Специально были оговорены гарантии против внесудебных арестов.

После принятия Конституции Конвент утвердил специальный декрет об обеспечении преемственности законодательного корпуса (22 августа 1795 г.). Согласно ему не менее 2/3 будущего состава законодателей должны были быть избраны из членов Конвента. Это должно было сохранить центристское политическое равновесие и предотвратить наступление роялистской реакции.

Всенародный плебисцит (1 млн. чел.: 50 тыс.) высказался за Конституцию, декреты были отвергнуты, но от этого не потеряли силу. В голосовании впервые приняла участие армия. 26 октября 1795 г. Конвент разошелся. Установленный революцией республиканский строй обрел стабильные очертания.

Французская Конституция 1795 г.

Конституция III года) – создана после вооруженного восстания в Париже, падения якобинской республики и переворота 27 июля 1794 г. (9 термидора по республиканскому календарю), прихода к власти термидорианцев, казни руководителей якобинцев (Робеспьера, Сен-Жюста, Катона), большей части членов Парижской Коммуны, репрессирования сторонников якобинской диктатуры. Обновленный Конвент выработал и 22 августа 1795 г. принял новую Конституцию Франции. В ней было 372 статьи.

Конституция III года

Первая Республика , официальное название Французская Республика , это название условно дано историками в период , соответствующий всем республиканским режимам во Франции с сентября 1792 года по май 1804 года . Вызванная Французской революцией Первая республика пришла на смену конституционной монархии, которая исчезла 10 августа 1792 г. с захватом дворца Тюильри со стороны санкюлотами , объявляя новую войну осуществления власти в Европе. Он осуществляет свой суверенитет над нынешними территориями Франции и над всеми провинциями Священной Империи, расположенными на левом берегу Рейна и образующими нынешние территории Бельгии , Люксембурга и части современной Германии .

В 21 сентября 1792 г. депутаты Конвента, собравшись впервые, единогласно решают отмену конституционной монархии во Франции .

Французская Республика до Империи пережила три различных формы правления или политических режимов :

Резюме

Конец конституционной монархии

Едва проголосовав за объявление войны, Франция, надеясь на быструю победу, вторглась на территорию Священной Империи и, чтобы безуспешно захватить Монс, безуспешно проводит битву при Кеврене 29 и 30 апреля 1792 г., при Маркине 29 апреля 1792 г. безуспешно атаковать Турне и должен перейти в контрнаступление.

В июле 1792 года герцог Брауншвейгский , генерал австро-прусских армий, опубликовал Брауншвейгский манифест , в котором угрожал разрушением Парижа в случае нападения на Людовика XVI или королеву . Это объявление вызывает эффект, противоположный ожидаемому. Действительно, внешняя угроза, которая тогда тяготит Францию, только усугубит политические проблемы, возникшие в результате революции, и усилит недовольство различных политических фракций антиреволюционной Европой.

Национальное собрание


«Чтобы вылечить радикальное движение, образованное яростью , нехваткой продовольствия и бунтами, восстаниями в Вандеи и Бретани, недавними поражениями революционных армий и дезертирством их общего командования. "

Комитет общественной безопасности фактически ввел политику террора: гильотина предназначена для любого человека, которого считают врагом республики.

Справочник


3 ноября 1795 г. была учреждена Директория. Власть делится между верхней палатой, называемой Советом старейшин, состоящей из 250 членов, нижней палатой, называемой Советом пятисот, и исполнительным правительством из пяти членов, называемым Директорией (отсюда и название этого исторического периода), которое не имеет власти над два совета. Каждый год один из директоров заменяется новым, избираемым парламентом. Совет пятисот отвечает за выдвижение законов, которые затем должны быть приняты в Совет старейшин . Предполагается, что обе палаты будут оказывать противодействие слишком важной исполнительной власти, тем самым защищая себя от возникновения новой диктатуры строгим разделением властей.

Несмотря на военные успехи Бонапарта в Италии , режим отличался нестабильностью, коррупцией и серьезными финансовыми проблемами. Директора, часто неспособные ладить друг с другом, затрудняют принятие решений, в то время как Парламент является ареной яростного партизанского сопротивления, как это было во время государственных переворотов 18 Фрюктидора года V (4 сентября 1797 г.) или с 30 года. Прерийный год VII (18 июня 1799 г.). Директория просуществовала четыре года и закончилась государственным переворотом 18 брюмера (VIII год, 9 ноября 1799 г.).

Консульство

Этот период начинается с государственного переворота 18 брюмера года VIII (9 ноября 1799 г.), поддержанного некоторыми членами Директории под военным командованием Наполеона Бонапарта. После этого эпизода было создано временное консульство во главе с Бонапартом, Сийесом и Дюко ; затем на 11 нивоза, год VIII ( 1 - е января 1800), консульство было официально установлено Cambaceres и Лебрена в качестве новых консулов. После нестабильности, характерной для Директории, первой задачей Консульства является укрепление исполнительной власти. Новая конституция создается и применяется с 4-го нивозского года VIII (26 декабря 1799 г.). Последний усиливает исполнительную власть в лице трех консулов, представительство знати во французской политической жизни, но всеобщее избирательное право официально не отменено. Права человека и гражданина, а также защита свобод, проистекающих из революционных идеалов, отсутствуют в тексте этой новой конституции, которая кажется особенно подходящей для амбиций Бонапарта.

Наполеон Бонапарт был назначен первым консулом, а затем стал главой исполнительной власти. Он имеет право назначать основные государственные должности и обладает определенной инициативой в законодательных вопросах. Точно так же Первый консул оказался наделен важными полномочиями в дипломатических и военных вопросах. Однако конституция не противоречит полностью коллегиальности Директории, поскольку всегда есть три консула (хотя последние два из них имеют только совещательные полномочия).

Наряду с этой мощной исполнительной властью учреждаются четыре собрания:

  • Государственный совет , члены которого назначаются Первым консулом, отвечающий за подготовку законопроектов и помощь главе государства в разрешении административных споров. Его роль определена в Конституции VIII года следующим образом:
  • Трибунат , официально создана 11 нивоза, год VIII ( 1 - й января 1800), состоящий из ста депутатов (пятьдесят после Конституции года X) , назначаемых Сенатом каждые пять лет и возобновляемых источников , как 1/ 5 - го . Трибунал берет на себя часть функций Совета пятисот : его роль ограничивается рассмотрением законопроектов до их принятия Законодательным органом.
  • Законодательный орган , установленный в то же время , как Трибунат , который затем заменяет Совет старейшин . Триста Его члены назначаются Сенатом каждые пять лет и возобновляемых источников , как 1/ 5 - го . Его роль - голосовать по законопроектам, не обсуждая их.
  • Консервативная Сенат , роль которого состоит в первую очередь , чтобы обеспечить сохранение в Конституции , отсюда и его название, и избрать членов законодательного органа и Трибуната , судей кассационных и аудиторов. Сенат состоит из шестидесяти несменяемых членов в возрасте не менее сорока лет, назначаемых Бонапартом, который, в свою очередь, кооптирует двадцать других сенаторов. Постепенно полномочия этой ассамблеи будут расширяться, поскольку позже она будет отвечать за разработку законодательных текстов, senatus-consulta, учрежденных Конституцией X года.


Бонапарт будет работать над обеспечением устойчивости консульства. Сначала он восстановил мир в республике. Он положил конец восстаниям на западе Франции либо путем переговоров, либо посредством военного присутствия. Это позволяет духовенству, изгнанному после революции , вернуться на национальную территорию. Что еще более важно, это положит конец войнам с другими европейскими странами, особенно с Австрией.

Консульство - это еще и период укрепления государства. С 1802 г. бюджет Франции сбалансирован. Банк Франции был создан в 1800 году , когда Конституция предусматривает также создание Суда Аудиторов . Префекты учреждены законом от 28 Плювиоза года VIII (19 февраля 1800 г.), который также более точно определяет французскую административную сеть. Правосудие, со своей стороны, становится все более авторитарным, даже если консульство не ставит под сомнение равенство каждого гражданина перед законом. Наконец, следует отметить, что консульство ознаменует возвращение религиозной власти в революционной Франции, ранее сопротивлявшейся любому вмешательству духовенства в общественную жизнь. Желая восстановить более сильные социальные связи после разрушения общества порядков, которое характеризовало Ancien Régime , Наполеон Бонапарт после переговоров с Папой Пием VII обнародовал Конкордат 1801 года , который позволил с 1802 года реорганизовать присутствие римлян. Католическая церковь во Французской Республике.

Оппозиция Наполеону и консульству была быстро подавлена. Якобинцы и роялистские движения находились под контролем, пресса заткнулась, у Бонапарта было около шестидесяти газет, выступавших против режима, подавленного в январе 1800 года.

В то время как Конституция VIII года предоставила Бонапарту власть на десять лет, он привлек к себе Трибунал , Сенат и народ через плебисцит 1802 года, так что senatus-consultum предоставил ему пожизненный статус консула. Кроме того, Конституция года X (1802 г.) уменьшила количество членов Трибунала со ста до пятидесяти членов, в то время как законодательная власть консервативного Сената увеличилась.

Консульство закрылось в 1804 году с провозглашением Империи .

Представление

Художник Жан-Батист Викар написал первое изображение Республики в 1793 году во Флоренции . Картина хранится в Музее Французской революции .

Государственно-политический строй Франции периода Первой империи
В 1799 г. генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию. Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт.
Внешне сохранен республиканский строй, но принятие важных решений было расчленено между Госсоветом, Трибуналом, законодательным корпусом и 1-м консулом. Народ был оттеснен от управления государством. Исполнительная власть находилась в ведении 3-х консулов, но фактически была у одного (Наполеона). Опираясь на крупных собственников и армию Наполеон приступил к упразднению наиболее демократических завоеваний конституции.
Диктатура Наполеона была сначала временной, потом 10-летней, а потом - пожизненной и завершилась империей. По приказу Наполеона все земли были обмеряны и разделены, а новым собственникам (фермерам) были выданы сертификаты на владения участками. Был принят гражданский кодекс. Бонапарт сохранил внешнюю атрибутику революции - 3-цветный флаг, гимн “Марсельеза”. Была видимость республики - парламент, выборы, референдум, но вся реальная власть сосредоточилась в канцелярии Наполеона. Демократические свободы были ликвидированы. Огромная армия, разбухший бюрократический аппарат чиновников, многочисленная полиция составляли механизм империи. На административный аппарат была возложена главная задача - снабжать армию людьми, продовольствием, заботиться о военном снаряжении. Управление империей осуществлялось на началах жесткой централизации. На местном уровне управление было у чиновников (префектов, мэров). Принцип действия системы администрации - “Обсуждать коллегиально, действовать единолично”.
Конституция 1799 г. юридически закрепляла новый режим. Основными чертами вводимого ею государственного строя были: верховенство правительства и представительство по плебисциту. Органы законодательной власти: Государственный совет, Трибунат, Законодательный корпус и Охранительный сенат. Административное деление страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата достиг своего логического завершения.
Провозглашение империи. В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принимала монархический характер. Вскоре (1804) Бонапарт был провозглашен императором французов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).
Наполеоновская Конституция от 13 декабря 1799 г. оказалась самой краткой из всех. В ней всего 95 статей по сравнению с 377 статьями и Декларацией прав и обязанностей термидорианской Конституции от 22 августа 1795 г., 124 статьями якобинской Конституции от 24 июля 1793 г. и весьма объемной первой Конституцией от 3 сентября 1791 г. с Декларацией прав и 230 статьями. Она была примерно на 1/8 меньше термидорианской по общему объему.
В 1804 г. сенатус-консультом (решением сената от 18 мая) первому консулу был присвоен титул императора Наполеона I. С этого момента термин "республика", который оставался в официальном употреблении ("управление республикой вверяется императору"), нес не больше смысла, чем в свое время в императорском Риме. 2 декабря Наполеон был увенчан короной императора.
Высшая правительственная власть формально вручалась трем консулам (учреждение, заимствованное из опыта республиканского Рима) – один из них Наполеон. Фактически власть концентрировалась в руках первого консула (т.е. Наполеона), который помимо обычно немалых полномочий по назначению и смещению высших бюрократических чинов мог еще назначать (и смещать) членов Государственного совета, префектов в департаменты и коммуны, а также "в случае необходимости" наделялся чрезвычайными полномочиями. Следует отдать должное созидателям этой новой бюрократической иерархии: не очень надеясь на добросовестность и безупречность администраторов, авторы Конституции (в первую очередь аббат Сиейес) предусмотрели право Государственного совета издавать распоряжения, относящиеся к деятельности публичной администрации: "разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности". Так было положено начало институту административной юстиции (суд для чиновников), когда судят правонарушителей - чиновников государства, держателей и носителей немалых властных полномочий.
Следуя принципу суверенитета народа, первый консул фактически существенно снизил его значение и замедлил реализацию путем введения запутанной и псевдодемократической системы организации государственных учреждений власти. Был отменен непопулярный и откровенно плутократический имущественный ценз для граждан и оставлен только возрастной - 21 год для мужчин. Однако механизм выборности был сильно осложнен многоступенчатой (всего три ступени) системой выборов на департаментском уровне.
Армия была превращена из национальной в корпоративную (профессиональную и цезаристскую). С 1800 г. введена система найма людей для службы в армии вместо богатых и знатных (уклонение от налога кровью). За счет новой наполеоновской аристократии обновлялся офицерский состав - создавались привилегированные подразделения гренадеров, драгунов и др.
К концу правления Наполеона возникло 12 министерств, причем большая их часть была связана с проведением фискальной, военной и карательной политики. Это правительство назначало префектов в департаменты и супрефектов и мэров в дистрикты и коммуны. Выборные местные советы (муниципальные, общинные, общесословные) имели лишь совещательные полномочия, их решения подлежали визированию администратора соответствующего уровня - чиновника из центра.
Наполеон включил в госаппарат и католическую церковь, позаботившись еще в 1801 г. о подписании с папой римским особого соглашения, где было сказано, что католицизм является религией "подавляющего большинства французов". Государство взяло священников на свое содержание, а они присягали на верность первому консулу, а затем императору французов.

244. Эпоха Директории

245. Революционная армия

Иное зрелище, чем нация и внутреннее состояние страны, представляют собою в эпоху директории французская армия и внешняя политика республиканского правительства. С 1793 г. Франция была в войне с большой европейской коалицией, и Конвент проявил необычайную энергию в деле защиты страны. В короткое время Карно организовал несколько армий , в которые устремились все наиболее деятельные, наиболее энергичные люди из всех классов общества. В армию шли и те, которые хотели своею грудью защищать дорогую родину, и те, которые мечтали о распространении республиканских учреждений и демократических порядков по всей Европе, и люди, желавшие для Франции военной славы и завоеваний, и люди, видевшие в военной службе лучшее средство лично отличиться и возвыситься. Доступ к высшим должностям в новой демократической армии был открыт всякому способному человеку, и немало знаменитых полководцев вышло в это время из рядов простых солдат. Мало-помалу революционный пыл республиканских армий уступил, однако, место чисто военному патриотизму, и слава Франции сделалась им дороже её свободы. И Конвент, и Директория держались против собственных своих врагов, опираясь на эту силу: такими победами, какие были одержаны республиканцами 13 вандемьера или 18 фрюктидора, они были обязаны только солдатам. У Директории были особые мотивы поощрять развитие воинственных инстинктов в нации. Правительство республики видело в войне средство отвлекать внимание общества от внутренней неурядицы и способ добывания денег. Революция не исправила печального состояния финансов, потому что постоянные смуты, сопровождавшиеся застоем в промышленности и упадком торговли, мешали улучшению финансов. Еще Учредительное собрание выпустило бумажные деньги (ассигнаты), обеспеченные церковными имуществами, но эти деньги так упали в цене, что чашка кофе стоила бумажками 25 франков. Директория для поправления финансов придумала налагать большие денежные контрибуции на население завоеванных стран, и тогда во Францию потекли деньги и голландские, и немецкие, и итальянские, притом в таком количестве, что на них можно было продолжать и самую войну.

246. Молодость Наполеона

В эпоху Директории выдвинулся и тот человек, которому суждено было сделаться потом владыкой Франции – Наполеон Бонапарт . Он родился в 1769 г. на острове Корсике, принадлежавшем Франции с 1768 г., и происходил из мелкого дворянства. Десяти лет родители отдали его в бриеннскую военную школу, где он потом кончил курс с чином артиллерийского поручика. Когда вспыхнула революция, ему было только двадцать лет. Он сразу примкнул к новому движению, а в эпоху террора стоял даже в очень близких отношениях к партии Робеспьера, за что чуть было не пострадал очень серьезно после 9 термидора. Свои замечательные военные дарования он обнаружил впервые в 1793 г. под Тулоном, который возмутился против Конвента , а в 1795 году Конвент вверил ему свою защиту против восстания 13 вандемьера.

Наполеон Бонапарт во время осады Тулона

В эпоху директории Бонапарт сблизился с одним из членов этого учреждения (Баррасом), и в 1796 г. двадцатисемилетнего генерала сделали главнокомандующим армией, которая должна была вести войну в Италии. В это время он еще раз оказал услугу республиканской партии, поддержав переворот 18 фрюктидора.

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Правовое оформление термидорианского режима в период Французской революции………………………………………………………..6 1.1. Переворот 9 термидора…………………………………………………. 11 1.2.Общие черты Конституции Франции 1795 года………………………. 14 Глава 2. Правовой статус исполнительных органов в период Директории……………………………………………………………………. 16 2.1 Порядок формирования исполнительных органов Директории…………16 2.2 Компетенция и полномочия директоров…………………………………..17 Заключение………………………………………………………………………25 Список литературы ……………………………………………………………..28

Однако нерешенность многих проблем и начавшийся контрреволюционный террор привели к всплеску народных выступлений в 1795 г. В этих условиях основной задачей термидорианцев стал поиск форм новой власти.

В соответствие с принятой Конвентом в августе 1795 г. новой Конституцией создавалась новая система высших государственных органов.

Законодательная власть состояла из двухпалатного законодательного корпуса, включавшего:

· Совет старейшин, формируемый из 250 делегатов от департаментов (право утверждения законопроектов);

· Совет пятисот, избираемый департаментскими собраниями (право законодательной инициативы).

Исполнительная власть была представлена Директорией - ежегодно обновляемым на одного члена особым комитетом из пяти директоров, избираемых тайным голосованием депутатами законодательного корпуса. Каждый из директоров по три месяца в году председательствовал в Директории, возглавляя созданное ею правительство и подписывая принятые законодательным корпусом законы.

В этих условиях Директория, явно тяготясь своим положением, начала искать сильную личность, способную взять ситуацию под контроль. В конечном счете выбор остановился на молодом и амбициозном бригадном генерале - Наполеоне Бонапарте (1769-1821).

Конституция 1799 г. Франции и государственный строй консульства Наполеона Бонапарта 1.

Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт.

Демократические силы, в значительной мере ослабленные в предыдущие годы, не смогли оказать должного сопротивления новой диктатуре. Биржа ответила на переворот повышением курса ценных бумаг. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана и действительно обеспечена защита его собственности на землю.

Конституция 1799 г. (по республиканскому календарю - Конституция VIII года) Конституция юридически закрепляла новый режим.

Основными чертами вводимого ею государственного строя были верховенство правительства и представительство по плебисциту. Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первый консул наделялся особыми полномочиями:

· он осуществлял исполнительную власть,

· назначал и смещал по своему усмотрению министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей.

· Ему принадлежало право законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели совещательные полномочия. Конституция назначила первым консулом Наполеона Бонапарта.

В качестве органов законодательной власти учреждались:

В действительности они были лишь пародией на парламент. Законопроекты могло предлагать только правительство, т. е. первый консул .

ü Государственный совет осуществлял редактирование этих законопроектов,

ü Трибунат их обсуждал,

ü Законодательный корпус принимал или отвергал целиком без прений,

ü Охранительный сенат утверждал.

Таким образом, эти органы, ни один из которых не имел самостоятельного значения, лишь маскировали единовластие первого консула.

Процедура их формирования еще более усиливала их зависимость от исполнительной власти:

ü Члены Государственного совета назначались первым консулом.

ü Охранительный сенат состоял из пожизненно назначенных членов (в дальнейшем их выбирал

ü Сенат из кандидатов, выдвинутых первым консулом, Законодательным корпусом и Трибунатом),

ü члены Законодательного корпуса и Трибуната назначались Сенатом.

Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц первому консулу. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата достиг своего логического завершения.

Период I империи:

В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принимала монархический характер. Вскоре Бонапарт был провозглашен императором французов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).

Огромное влияние на политическую жизнь страны приобрела армия. К этому времени она из освободительной, революционной превратилась в армию профессиональную и фактически наемную. Были созданы привилегированные войска - императорская гвардия.

Особое значение в государстве имела полиция, собственно даже не одна, а несколько, каждая из которых осуществляла тайную слежку за другой. Наиболее важными, почти неограниченными полномочиями была наделена тайная политическая полиция.

Термидорианское правитель-ство прекратило революционный террор и отменило ограничение цен на рынке. Еще несколько месяцев Францию и ее столицу сотрясали мя-тежи бывших якобинцев и городской бедноты. Однако армия и Нацио-нальная гвардия сохранили верность термидорианцам.

Конституция 3 года республики (1795)

Через год термидорианский Конвент принял новую Конституцию 1795 года .

Законодательная власть в республике вручалась Законода-тельному корпусу, который состоял из Совета пятисот и Совета ста-рейшин. Избирательные права опять были даны только гражданам, обладающим большими капиталами. Правительственную исполнительную власть Законодательный корпус вручал Директории из 5 человек.

Конституция подтверждала лишение дворян-эмигрантов и Церкви собственности и прав на феодальные повинности, одновременно гаран-тировалась неприкосновенность вновь приобретенных имуществ.

Открывались закрытые ранее газеты, возобновлялась деятельность политических клубов, в том числе и роялистских. В октябре 1795 года Конвент прекратил свою деятельность, передав власть, согласно Кон-ституции, новым учреждениям. Руководителем Директории стал глав-ный термидорианец Баррас, а среди депутатов было много крупных предпринимателей, разбогатевших на скупке имущества эмигрантов и Церкви, замешанных в спекуляциях.

Директория во Франции по Конституции 1795 г.

Террор против якобинцев

Политика качелей Директории

Одним из таких генералов был Наполеон Бонапарт . Материал с сайта

Внешняя политика Директории

После победных походов Наполеона внешняя политика Франции приобрела несколько иной характер. Теперь масштабы желаемых завоеваний увеличились до европейского господства. Однако успех длился не бесконечно, и в 1799 году Вторая антифранцузская коалиция дала отпор армии Наполеона. Вскоре появилась угроза вторжения коалиции на территорию Франции.

Читайте также: