Кому положена продленка в школе в беларуси

Обновлено: 17.05.2024

Занятость многих родителей не позволяет забирать школьника сразу после занятий, которые чаще всего заканчиваются не позднее 13.00. В такой ситуации настоящим спасением считается группа продленного дня, где ребенок будет накормлен и присмотрен. Как будет организована продленка в школе в 2022-2023 году и с какими нововведениями предстоит столкнуться родителям? Кому образовательная услуга предъявляется бесплатно, а кому придется за нее платить?

Как организована продленка

Родителей стоит предупредить сразу: далеко не в каждой российской школе есть группы продленного дня (ГПД). Чаще всего услуга предоставляется крупными учебными заведениями, где можно укомплектовать как минимум одну или сразу несколько возрастных групп. Контингент составляется из обучающихся одного класса, параллели и одной ступени обучения. Если школа большая, то у каждой параллели будет своя продленка – первоклашки будут заниматься с первоклашками, второклассники со второклассниками и т.п.

За детьми на продленке присматривает воспитатель, наделенный соответствующими полномочиями. В ГПД принимают, в основном, учащихся младших классов, но жестких возрастных рамок для групп нет – здесь могут проводить внеурочное время дети от 6 до 14 лет. Продолжительность функционирования ГПД определяется образовательным учреждением – ребята могут оставаться под присмотром педагога до 16, 17 и даже 19 часов.


На продленке школьникам разрешается пользоваться:

  • учебными кабинетами;
  • библиотекой;
  • физкультурным залом;
  • актовым залом.

В некоторых школах продленки работают даже в каникулярное время, в том числе и летом. Их организация имеет много общего со школьным лагерем – ребята находятся здесь с самого утра и до вечера.

Чем заняты дети на продленке

Для детей, посещающих ГПД, устанавливается, режим, прописанный в рекомендациях санитарно-гигиенических служб. Согласно документу, распорядок дня в продленке выглядит так:

  • педагог собирает всех ребят после уроков в отдельном классе;
  • обеденное время согласно нормам школы;
  • под присмотром воспитателя дети отправляются на прогулку на свежем воздухе;
  • школьники приступают к урокам – самостоятельно выполняют домашние задания с перерывами по собственному усмотрению;
  • полдник;
  • занятия по интересам, посещение кружков, спортивных секций.


Чем конкретно будет заниматься ребенок на продленке, зависит от типа группы:

  • С дополнительным образованием – предполагает полноценное обучение, выполнение домашних заданий под руководством педагога. Школьники здесь тренируют навыки чтения, письма и счета, пишут сочинения, учат стихи и т.д.
  • С внеклассными занятиями. В рамках этой ГПК ребята занимаются своими делами по интересам – рисуют, лепят, играют в игры, конструируют или общаются друг с другом. При этом воспитатель только следит за их поведением и распорядком дня, но не вправе принуждать воспитанников к той или иной работе.

Нововведения учебного года 2022-2023

Новые поправки в российском законодательстве не содержат такого термина, как “группа продленного дня”. Теперь подобная форма внеклассного времяпрепровождения получила название “группа социально-педагогического развития” (ГСПР). Ее суть осталась прежней, отличия кроются лишь в обязательствах, возложенных на воспитателей, – их список существенно сократился.

Теперь педагог ГСПР обязан только:

  • сопровождать детей на прогулках;
  • следить за безопасностью и соблюдением гигиены;
  • отправлять школьников на тематические кружки.

Выполнение уроков, которые задаются в начальной школе на дом, в обязанности воспитателя ГСПР не входит. Он не имеет права указывать, чем заниматься ребенку в течение всего внеклассного времени, а лишь обеспечивает дисциплину. Педагог может помогать малышам с уроками, но это будет лишь его личной инициативой, а не обязанностями.


Некоторые ГСПР обеспечивают и дополнительное образование – этот формат заранее обсуждается с родителями. Согласно Федеральному закону “Об образовании Российской Федерации”, муниципальные образования самостоятельно финансируют такую форму внеурочной деятельности школьников и вправе взимать плату с родителей.

К внеурочной деятельности относится организация:

  • театральных студий;
  • спортивных секций;
  • познавательных экскурсий (посещение выставок, театров, кинотеатров, музеев);
  • помощи в выполнении уроков;
  • внешкольных занятий – астрономия, конструирование, программирование и т.п.

Общие функции ГСПР в российских школах в 2022-2023 учебном году включают:

  • питание, формат и организация которого утверждается совместно с родителями;
  • безопасное пребывание школьника в отведенном под продленку помещении (классе);
  • организация активного отдыха (прогулки на природе);
  • выделение времени на самоподготовку (без проверки уроков воспитателем ГСПР).

Сейчас существуют и частные продленки, которые принимают детей из любых школ в городе или районе, обеспечивая доставку ребят до локации. Перечень услуг заведений такого типа гораздо шире, включает дополнительное обучение, увлекательные игры и выполнение “домашки”. Но пребывание школьника в стенах частного заведения обойдется родителям в “круглую” сумму.

Стоимость ГСПР в России

В 2013 году вступил в силу закон, исключающий организацию группы продленного дня из списка общеобразовательных услуг. Согласно упомянутому выше закону “Об образовании” (части 7 и 8 статьи № 66), за школами закрепляется право взимать плату за пребывание школьников в ГСПР. При этом решение об установлении прейскуранта принимается не школьной администрацией, а муниципалитетом, за которым закреплено учебное заведение.

Сколько стоит продленка, придется узнавать в самой школе – оплата в отдельных регионах и городах может существенно отличаться. В Москве и Санкт-Петербурге она выше из-за иного уровня доходов – воспитатели должны получать заработную плату, сопоставимую со средней в регионе.


Стоимость пребывания ребят в ГСПР формируется, исходя из:

  • особенностей утвержденного меню – разнообразия и качества блюд;
  • количества приемов пищи – только обед или обед с полдником;
  • наполненности группы;
  • количества часов, в течение которых ребенок находится под присмотром воспитателя;
  • наличия дополнительных образовательных услуг – контроль за выполнением домашнего задания, досуговые мероприятия, экскурсии.

Максимальная месячная стоимость продленки по российским регионам (в рублях):

  • Москва – до 15 000;
  • Московская и Тюменская области – до 3000;
  • Курская – до 8000;
  • Свердловская и Воронежская – до 7000;
  • Ивановская и Владимирская – до 2500;
  • Белгородская – до 2000.

В частных заведениях выставляется посуточный прейскурант за ГСПР – он может доходить до полутора тысяч рублей в день. В муниципальных школах тоже есть возможность оплаты за один день продленки – это должно быть прописано в договоре, который заключается с родителями.

Кто может рассчитывать на бесплатное посещение ГПД?

В российских школах существуют и бесплатные форматы продленки, на которые могут рассчитывать представители льготных категорий. Есть ли в вашем учебном заведении такая возможность, стоит уточнить заранее – некоторые муниципалитеты из-за дефицита бюджета такого права не предоставляют.


На бесплатную продленку могут рассчитывать:

  • дети-сироты;
  • представители неполных семей (матери-одиночки);
  • малоимущие семьи;
  • дети военнослужащих и других силовых ведомств, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • дети-инвалиды;
  • школьники из многодетных семей;
  • дети военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

В ряде случаев этим категориям граждан предоставляется 50% скидка на ГСПР, если обеспечить 100% освобождение от оплаты местный муниципалитет не в состоянии.


Плюсы

Накормлен. Еще один момент переживаний родителей: поел ли ребенок? Нередко оставленные мамой в холодильнике блюда остаются нетронутыми. В продленке школьника покормят. Доплата, по словам одной из жительниц нашего города, чей ребенок посещает группу продленного дня, за пять дней составляет около 70 тысяч рублей.

Помощь в выполнении заданий. Домашние задания дети выполняют под присмотром педагога. Он поможет разобраться, если что-то непонятно, объяснить, проверить. К тому же совместное выполнение домашнего задания большинству детей дается гораздо легче, чем работа в одиночестве.

Общение с другими детьми. Продленка помогает ребенку стать более коммуникабельным. Он общается с другими детьми (в группе нередко находятся дети из разных классов), заводит новые знакомства, учится строить отношения и разрешать конфликтные ситуации. В дальнейшем эти умения помогут ребенку чувствовать себя уверенным в любом коллективе, преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Организация досуга. После выполнения заданий для школьников, посещающих группу продленного дня, организуются игры, занятия по интересам и прогулки на свежем воздухе, что полезно для здоровья детей. В некоторых школах есть дополнительные кружки и секции.

Минусы

Целый день в школе. Для некоторых детей находиться весь день в коллективе тяжело и физически, и психологически. Им нужно отдохнуть, отвлечься. Кому-то необходим дневной сон, кому-то просто побыть в тишине и одиночестве. В продленке ребенок лишен такой возможности, так как там есть свой график, составленный педагогами.

Переписывание заданий дома. Есть дети, которые не могут хорошо выполнить домашнее задание в продленке. Кто-то не может сосредоточиться из-за шума, кто-то постоянно отвлекается на общение. Родители, зная об этом, перепроверяют, как выполнены уроки, и нередко заставляют детей переписывать задания. А это дополнительная нагрузка.

Нелюбовь к школьной еде. Не все дети любят школьные каши или котлеты.

Недостаток внимания. Никакой учитель, каким бы внимательным он ни был, не сможет заменить родителей. А для детей важно внимание мамы и папы, важен их интерес к его делам, увлечениям, отметкам.

Благодарим за помощь в подготовке материала Янину Хоруту, учителя начальных классов с 31-летним стажем.

У горожанки Ольги (пожелала, чтобы ее фамилию не указывали), воспитывающей сына-второклассника, больше аргументов против продленки:

– Мой сын не ходит в продленку, потому что, на мой взгляд, целый день проводить в стенах школы ребенку очень тяжело. Он психологически напряжен. Сначала уроки, потом снова занятия. Сделает он домашние задания или не сделает – неизвестно. Не все учителя помогают и тщательно проверяют задания. Так что, возможно, еще и дома придется сидеть над уроками.
Много детей, шум, неудобные парты и стулья – в такой обстановке у ребенка нет возможности отдохнуть. Дома ребенку лучше – пришел, поел, полежал, поспал.

Ольга Химичева, психолог-консультант.

Ольга Химичева, психолог-консультант.

– Дома с родителями и близкими людьми ребенку, конечно же, лучше. Привычная обстановка, где он чувствует себя комфортно, больше внимания и заботы, есть возможность поиграть с любимыми игрушками, просто отвлечься и отдохнуть от уроков. Но, к сожалению, сегодня не каждая мама может позволить себе сидеть дома и посвящать себя детям. И бабушки с дедушками есть не у всех. И если уж выбирать между тем, что ребенок будет находиться один дома, и продленкой, то второй вариант, на мой взгляд, предпочтительнее. Меньше волнений.

Алла Андреева и ее дочь Лия.

Алла Андреева и ее дочь Лия.

Своим мнением о продленке поделилась жительница г. Барановичи Алла Андреева. Ее дочь Лия учится во 2 классе средней школы №17.

– Несмотря на то, что в настоящее время я нахожусь в отпуске по уходу за младшей дочерью, мы решили, что Лия будет оставаться после уроков в продленке. На мой взгляд, ребенок должен быть при деле. Дома ей сидеть скучно. Пока было тепло, во дворе играло много детей, и Лия могла пойти к ним. Похолодало – во дворе никого. Что делать дома в четырех стенах? А в продленке она в окружении других детей: есть с кем поиграть, пообщаться.

С уроками я тоже мало чем могу дочке помочь. А там есть педагог, очень хороший, внимательный – все задания сделаны, можно ничего не перепроверять. Хотя первое время ей было тяжело сосредоточиться над заданиями и она делала много ошибок. Еще один нюанс – Лии не хватало дневного сна, который был в первом классе. Но теперь все наладилось. Довольна и я, и дочка. Поэтому лично я в продленке вижу только плюсы. И своего второго ребенка, когда он пойдет в школу, я также планирую оставлять после уроков в группе продленного дня.


Из 38 гродненских школ в 26 нет продленки для третьеклассников (с восьми лет), а в четырех — для второклассников (с семи лет). Таким образом, в середине дня дети, которые не всегда учатся рядом с домом, фактически предоставлены сами себе.

Занятые родители ломают головы: как проследить за ребенком, если поблизости нет бабушки или дедушки, а декретный отпуск у мамы давно закончился? Как отпроситься с работы в час дня, чтобы отвести второклассника домой? А может, перейти на полставки, стать домохозяйкой или устроиться в продленку?

Для второклассников не нашли места

Для того чтобы узнать, в каких школах готовы взять на продленку ребенка второго-третьего класса, лично обзвонила все тридцать восемь учреждений. В районных отделах образования информацию предоставили, но она не дифференцировала группы.

Продленки не хватает в школах спальных микрорайонов и престижных гимназиях. В самой загруженной СШ №27 на Девятовке вопрос решили только с малышами.

— Катастрофически не хватает воспитателей на группы продленного дня в начальной школе. Сказывается и небольшая зарплата — 1,5 миллиона рублей, — объясняет директор СШ №27 Николай Солянский. — У нас в этом году открылось 11 первых классов: организовали три продленки, но желающих было больше. Тогда одна мама, педагог по образованию, ради сына-первоклашки согласилась поработать воспитателем.

В микрорайоне Вишневец причина другая — не хватает свободных кабинетов. По словам директора школы №38 Сергея Киселева, открыть продленку для вторых классов не могут из-за перегруженности: учится 2200 ребят, хотя рассчитана школа на 920 детей.

В центре города проживает меньше учеников, но здесь похожая ситуация. В гимназии №10 продленки нет уже давно. Повезло только первоклассникам — они занимаются на базе детского сада №37. О том, что гимназисты будут без продленки, администрация предупреждает родителей заранее. По словам начальника отдела образования, спорта и туризма администрации Ленинского района города Оксаны Тарасевич, гимназию №10 посещает 1000 учеников, а проектная мощность — 650. Откроется ли здесь продленка, покажет время: для этого нужно, чтобы больше половины детей училось в первую смену.

Медики против продленки без обеда

Между тем, чтобы открыть группы продленного дня, нужно выполнить санитарные требования. Как рассказала заведующая отделением гигиены детей и подростков Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии Галина Конопинь, группы организуют при условиях двух-трехразового питания, прогулок на свежем воздухе и обязательного дневного сна для первоклашек. Помимо этого, они должны находиться на первых-вторых этажах. К примеру, в переполненной школе №38 есть свободные кабинеты, однако они непригодны: один слишком маленький, другой находится на четвертом этаже. В итоге их арендует платный центр дошкольного развития, а второклассники после уроков сразу собираются домой.

Родители не спешат жаловаться

Тем временем директора школ отрицают, что есть проблема.

— Ко мне лично никто из родителей второклассников не приходил с этим вопросом, — отметил Николай Солянский.

В районных отделах образования также подтвердили, что спорных вопросов нет.

— За полтора месяца не поступало на горячую линию скандальных жалоб от родителей, — отметила Оксана Тарасевич.

Однако родители считают, этот вопрос должна поднимать администрация школы.

— Работать было тяжело — в некоторых классах было до 40 учеников. Только вторых могло быть шесть классов, и практически все дети посещали послеобеденные группы. Иногда несколько классов объединяли в одну продленку, — рассказала учительница начальных классов со стажем школы №26 Вера Константиновна. — В то время третьеклассники также ходили во вторую смену, но до обеда им предлагали заниматься в группах продленного дня. Продленка в начальных классах просто необходима. Вижу, как в моем дворе школьники часто лазают по перекопанным ямам. Никто не следит за ними.

В тему

По законодательству, если что-то случиться с ребенком, отвечать будут родители. Это предусмотрено ст.159 Уголовного кодекса РБ. При этом возраст, с которого школьник может оставаться один дома, законодательно не определен. Для сравнения: в США и Канаде, напротив, существует закон, который запрещает оставлять детей дольше двух часов без присмотра.

Кстати

Согласно Положению о группах продленного дня учреждений образования, ребенок даже 9 класса может находиться в продленке под присмотром воспитателя. Другое дело, что откроется она только, если в школе есть свободные классы и подано не менее 24 заявлений от родителей.

Лариса Богданович

скажите, пожалуйста а как поступить, если на продленку просятся 120 человек, а мест 60? и на мой взгляд лукавство, что если ты работник данных органов, то вам везде приоритет, тем более продленки. знаю точно, в первую очередь многодетные семьи имеют преоритет, неполные.

Татьяна Носарь

Неправда, что детям тех, кто работает в милиции,мчс и отделе образования место в продленке ПОЛОЖЕНО!
P.S. Воспитатель ГПД

Лариса Богданович

Алексей Максимов


Алексей Максимов

Марина Буховецкая

Простите конечно. Но если ребенок родителя работающего в отделе образования не получит продленку, то кто ее должен получить? Это как с садиком возле веранды, сначала детям своих работников, а потом при наличии мест.

DELETED

А может хватит пугать обращениями в отдел по образованию.отказали значит были причины. В школах создается комиссия и каждое заявление рассматривают и мест очень ограничено.

DELETED

Лариса Богданович

DELETED

Марина Буховецкая

DELETED

Лариса Богданович

Марина Буховецкая

Саня, я писала выше почему отдел образования. У них в профсоюзном договоре прописано что детский сад и продленку получают. Тут как работает профсоюз. А вот мчс причем? В каждом предприятии для своих работников и детей работников есть льготы-утреники, санатории, ведомственные детские сады и т.д. отдел образования для учителей как предприятие.

Юлия Пивовар

Марина, идиотизм, если честно. А давайте теперь во всех сферах придерживаться такого правила - "сначала свои, потом все остальные". В торговле, в медицине и т.д. Я тоже еще могу понять первоочередность служащих в МЧС и МВД, но работников отдела образования. Мне тоже не понятно. И пример с садиком не очень удачный.

Марина Буховецкая

Лариса Богданович

Юлия Пивовар

Марина, да потому что этот садик находится в собственности ГАЗПРОМа, а не государства. Сад посторен спациально для детей работников. Так что все логично.

Марина Буховецкая

Юлия Пивовар

Лариса, служащие в МЧС и МВД всегда имели много льгот. Потому что служба в МЧС это постоянный риск для жизни, высочайшая ответственность и нервное напряжение! Так же как и у служащих в МВД. Как по мне, так льгота вполне заслуженная.

Лариса Богданович

знаете, ту пенсию которую они получают и тот возраст, в котором они идут на пенсию - вот та льгота за их высочайшую ответственность. А у педагога что нет нервного напряжения, высочайшей ответственности?

😂

Юлия, а отдел образования тоже риск для жизни ( ходят туда такие как я) и большая ответственность это учителя и воспитатели. С детьми в наше время работать ой как не просто. Так что всё оправданно. Только таких пусть 40% , а вот остальные 60% свободны, так почему не вы? По этому и стоит попросить разъяснения на каких основаниях делается отбор

Юлия Пивовар

Алена, как по мне, так пусть хоть всех возьмут, мне мест в продленке не жалко! Моим детям она не нужна)

Где взять время, чтобы забирать ребенка из школы, если вы работающие мама и папа? Как в конце тяжелого рабочего дня найти силы помочь выполнить домашнее задание? А когда же вместе с детьми отдыхать? Эти проблемы касаются всех без исключения родителей школьников. И хотя в некоторых школах предусмотрена продленка, все же она есть не везде, а вопросы остаются актуальны не один год. Как вариант – выбрать частную продленку.

Частные продленки и группы продленного дня в Минске

Частная продленка или группы продленного дня в центрах дополнительного образования и в частных школах – это неплохая альтернатива. Пока родители работают, ребенок находится под присмотром педагогов, выполняет домашние задания, играет и посещает дополнительные занятия. Кто же предоставляет такую возможность в Минске, узнал Family.by.

Частные продленки и группы продленного дня в Минске

Телефон: +375 (17) 392-27-62, +375 (29) 259-60-00 (+viber), +375 (44) 775-03-50

Преимущество продленки в том, что большую часть времени ребята стараются общаться на английском языке, педагоги умело прививают любовь к языку – это дает блестящие результаты.

В программе:

- ежедневное обучение практическому разговорному английскому в играх, стихах, песнях, либо другому иностранному языку (по выбору);

- творческие мастер-классы на русском и английском языках;

- ваш ребенок научится читать на родном языке, писать, считать;

- прогулки на свежем воздухе в Верхнем Городе и в парке Горького;

- активные и интеллектуальные игры, современные методики и упражнения по развитию внимания, памяти, воображения;

- вечерняя развлекательная программа, походы в кино, в детские центры и т.д.;

- дружная атмосфера и уютные кабинеты для занятий;

- чаепитие и вкусный полдник.

Дополнительные услуги:

- Водитель заберет вашего ребенка из школы и вечером доставит в место назначения (на кружок или прямо домой).

- Индивидуальные занятия с логопедом.

- Индивидуальные занятия с педагогом начальных классов (Ваш ребенок не только сделает домашнее задание, но и углубленно изучит школьные уроки).

- Посещение кружков (бассейн, танцы, вокал) или ваш кружок (по выбору).

Частные продленки и группы продленного дня в Минске

Продленка работает в две смены с 9.00 до 13.00 и с 13.30 до 18.00 в будние дни. В программу входит встреча детей, прогулка на свежем воздухе, выполнение домашнего задания под руководством опытного педагога, развивающие и настольные игры. Дважды в неделю английский язык. Внимание: продленка предусмотрена для учеников 1-4 классов. До 7 человек в группе.


Телефон: +375 29 313 62 00

Здесь в продленке будут рады ученикам 1-4 классов. С ребятами подготовят домашнее задание, покормят, предложат дополнительные занятия по наукам, программированию, робототехнике или инжинирингу. Предоставляют трансфер ребёнка из школы и в школу. Открыты две смены: 8.00-13.00 или 14.00-19.00.

Телефон: +375 29 263-10-04

Приглашаются ученики 1-4 классов в мини-группы по 6 человек. Время пребывания с 14.00 до 18.00. Детям предлагается качественное выполнение домашнего задания, помощь в усвоении школьного материала, занятия по математике, чтению, письму, развитие памяти, логики, внимания, расширение словарного запаса, английский язык, знакомство с географией, философия, настольные игры, физкультурная минутка, прослушивание классической и джазовой музыки, творческая деятельность, развитие лидерских качеств.

Частные продленки и группы продленного дня в Минске

Телефон: +375 33 352-76-52(вайбер), +375 29 652-76-52

В центре для детей старше 6 лет открыта продленка, в которую включена помощь в подготовке уроков, настольная игротека, игры на свежем воздухе и др. За дополнительную плату предлагают логопеда, психолога, английский язык, ментальную математику, быстрочтение, технику чтения и др. С 9.00-11.00 принимают детей только по предварительной записи, позже 11.00 детей можно привести в любое время. Запись по телефону в рабочее время администратора с 10.45 до 20.00.


Телефон: +375 (44) 511-27-11

Частные продленки и группы продленного дня в Минске

Телефон: +375 44 731-54-57

Читайте также: