Кому подотчетен главный военный прокурор

Обновлено: 02.07.2024

1)Возможно ли сегодня пройти срочную службу или службу по контракту в органах военной прокуратуры?

2) Какие условия для подписания контракта? Сам я срочную службу еще не проходил.

Здравствуйте, да. это возможно, однако в военной прокуратуре в основном срочную службу проходят люди полезные для данных органов. По моему практике в военной прокуратуре проходят сейчас срочную службу два моих одногруппника — бывшие следователи СК РФ. В данном случае естественно можно сделать логичный вывод — там ждут людей с высшим юридическим образованием, желательно с опытом работы в органах, будете помогать им составлять различные процессуальные документы. Если есть такая возможность, лучше договариваться с ними об этом заранее.

Совет Федерации одобрил закон, относящий прокуратуру и Следственный комитет РФ к структурам, в которых можно будет пройти военную службу, сообщает пресс-служба Совфеда.Закон начнет действовать с 1 января 2017 года, с этого момента призывники будут направляться, в том числе, в военную прокуратуру и военные следственные органы.

Здесь вопрос исключительно в том, сможете ли договориться, из моей практики один человек получил звание лейтенанта, другой никаких званий не имеет, однако служить в военной прокуратуре тем не менее начал, как я уже говорил, здесь исключительно договоренность изначальная.Как и в военную полицию, так и в военную прокуратуру могут взять, главное заранее начать.

)Возможно ли сегодня пройти срочную службу или службу по контракту в органах военной прокуратуры?
Игорь

Возможен вариант прохождения службы в органах военной прокуратуры, но здесь нельзя провести аналогию со срочной военной службой, так как служба, во-первых, только по контракту (это вид федеральной государственной службы), во-вторых, для поступления на службу в качестве военного прокурора необходимо соответствовать минимальным требованиям (высшее юридическое образование и др.).

Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров
1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Вам следует обратиться в прокуратуру ХМАО либо в прокуратуру Нижневартовска (куда удобнее) с этим вопросом.

Здравствуйте, Игорь.

Вот требования, предъявляемые к военным прокурорам.

Как видите, без офицерского звания в военную прокуратуру не возьмут. На данный момент шансов нет.

Правда, по решению Генерального прокурора Российской Федерации или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица.

Но, сами понимаете, это не так просто.

Игорь, добрый день.

Вы планирует проходить срочную службу с перспективой заключения контракта?

Для того, чтобы получить офицерское звание и проходить военную службу по контракту в органах прокуратуры ваше образование должно быть родственно военно-учетной специальности требуемой для замещения офицерской должности.
так, по смыслу ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы

2. Воинское звание лейтенанта присваивается:
в) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, — при назначении на соответствующую воинскую должность; или же решить Ваш вопрос о переводе в органы безопасности, подразделения военной полиции, федеральную службу охраны, где замещение ряда офицерских должностей предполагает наличие высшего юридического образования.

И то же самое касается военной прокуратуры — возможность поступления на службу у Вас есть.

Соответственно будучи зачислены в органы военной прокуратуры при постановке на должность, предусматривающей получение первого офицерского воинского звания — оно Вам будет присвоено, поскольку Вы отвечаете предъявляемым для этого требованиям.

Таким образом, при зачислении на службу и назначении на должность, предусматривающую офицерское звание, общим приказом Генерального прокурора РФ Вам будет присвоено первое офицерское звание.

Присвоение первого воинского звания офицера, воинского звания полковника юстиции, воинского звания офицера досрочно, на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, воинского звания военнослужащим, успешно обучающимся по очной форме обучения в адъюнктуре, военной докторантуре, до полковника юстиции включительно производится Генеральным прокурором Российской Федерации.

Если же планируете проходить только срочную службу в органах прокуратуры — то имейте ввиду, что в силу закона, ни штатом гарнизонных, ни окружных прокуратур должностей, замещаемых военнослужащими по призыву не предусмотрено.

Здесь вопрос решается по договоренности с прокурором об откомандировании Вас из воинской части по месту службы в прокуратуры.

Как видите, без офицерского звания в военную прокуратуру не возьмут. На данный момент шансов нет
Безгодов Александр

Вот только руководящие документы говорят об обратном. И присвоение воинского звания будет осуществлено одним приказом о назначении на должность при принятии решения о заключении с кандидатом на службу контракта.

Правда, по решению Генерального прокурора Российской Федерации или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица.
Безгодов Александр

Не смущает, что первое воинское звание присваивается Ген. прокурором. В любом случае последнее слово остается за ним.

Упомянутым Приказом Генпрокуратуры России от 28.12.2016 N 827 отмечается, что

Основания для отказа в приеме заявления оговорены в п. 5 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы

5. Заявление лица, изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, может быть возвращено военным комиссаром (начальником пункта отбора, командиром воинской части) по следующим основаниям:
а) при отсутствии у него гражданства Российской Федерации (кроме лиц, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации и воинские формирования);
б) при несоответствии на день заключения контракта его возраста требованиям Федерального закона, а также если это лицо не вправе в соответствии с Федеральным законом заключать контракт;
в) при вынесении в отношении его обвинительного приговора и назначении наказания, ведении в отношении его дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд;
г) при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;
д) если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы;
е) если это лицо подвергнуто административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (до окончания срока, в течение которого это лицо считается подвергнутым административному наказанию).

Ст. 11 ФЗ "О прокуратуре РФ" относит военные прокуратуры к специализированным.

http://genproc.gov.ru/structure/military/

В соответствии со ст. 46 ФЗ "О прокуратуре РФ" систему органов военной прокуратуры составляют:

  • Главная военная прокуратура,
  • военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения,
  • Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации,
  • военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее - органы военной прокуратуры).

В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командования других войск, воинских формирований и органов. Иные организационно-штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности.

Систему военных прокуратур возглавляет Главная военная прокуратура , которая согласно п. 6 ст. 14 ФЗ "О прокуратуре" является структурным подразделением Генпрокуратуры РФ, представляя собой тем не менее фактически автономную структуру, возглавляемую заместителем Генпрокурора РФ - Главным военным прокурором.

Структуру и штаты органов военной прокуратуры устанавливает Генпрокурор РФ.

Заместитель Генпрокурора РФ - Главный военный прокурор, как и иные заместители, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Генпрокурора РФ.

Задачи военной прокуратуры РФ

Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. N 84 к задачам военной прокуратуры относятся:

    • надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов , соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций "силовых" министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;
    • надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных воинских частях, органах и учреждениях;
    • надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях , специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в т.ч. иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы Российской Федерации, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;
    • надзор за исполнением командованием и иными должностными лицами дисциплинарных, других воинских частей, учреждений, организаций и предприятий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, уголовно-исполнительного законодательства в отношении военнослужащих, за исполнением законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных;
    • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, а также иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими;
    • надзор за исполнением законов органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия и органами дознания по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных неустановленными лицами в расположении воинской части, соединения, учреждения – до их установления;
    • осуществление уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч.5 п.6 настоящего приказа, а также по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены военными прокурорами;
    • участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе , при рассмотрении военными судами административных дел, а также материалов о совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков;
    • рассмотрение обращений , содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, допущенных военнослужащими, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также жалоб на действия и решения подчиненных военных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;
    • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
    • анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;
    • взаимодействие со средствами массовой информации , общественными организациями в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

    Компетенция военной прокуратуры РФ

    Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами (п. 4 ст. 46 Закона о прокуратуре).

    Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Минобороны России, ФСО России, СВР России, Главное командование внутренних войск МВД России, на органы и подразделения ФСБ России, а также иные воинские формирования.

    В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной прокуратуры.

    Согласно ст. 47 ФЗ "О прокуратуре РФ" Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Основными обязанностями и правами военной прокуратуры является представление стороны обвинения в суде, а также следить за соблюдением закона во всех сферах жизни человека. Что касается военного прокурора, то он обязан заниматься представлением вопросов, имеющих отношение к вооруженным силам Российской Федерации. Помимо этого, они должны осуществлять проверки призывников и производить военные сборы запасников в России.

    Основные обязанности и полномочия

    Поскольку должность имеет название “Военный прокурор”, тогда соответственно соблюдение прав и выполнение обязанностей осуществляется в области вооруженных и силовых структурах российского государства. Среди главных полномочий военных прокуроров выделяют:

    • надзор за соблюдением утвержденных законов;
    • представление стороны обвинения в судебном органе от имени государства.


    1. Принимают участие в заседаниях коллегий, служебных совещаниях, а также в военных советах, что имеют отношение к военному управлению;
    2. Исполнять вневедомственные ревизии и требуемые проверки воинских частей и учреждений, которые находятся в их юрисдикции;
    3. Осуществлять надзор по обеспечению государственной безопасности на основании обозначенного закона и по представлению Генерального прокурора или его заместителя;
    4. Имея соответствующее удостоверение проходить на территорию и проверять документацию во всех учреждениях, организациях и штабах военных структур;
    5. Производить проверку законности содержания осужденных или арестованных военнослужащих, что находятся на гауптвахтах или в дисциплинарных частях. Если будут выявлены нарушения, тогда задержанные немедленно освобождаются;
    6. Также в обязанности входит рассмотрение жалоб и предложений от военнослужащих;
    7. Кроме этого, дает либо письменные, либо устные указания органам дознания для предварительного следствия;
    8. Если имеет факт нарушения, тогда обязуется его устранить;
    9. Требовать от руководителей, что осуществляют оперативно-розыскную деятельность, отстранить оперативного сотрудника, находящегося в подчинении, если им было совершено правонарушение;
    10. Вправе подвергнуть наказанию, когда будет выявлено нарушение (уголовному, административному, дисциплинарному, а также материальной ответственности);
    11. Осуществляют координацию работы правоохранительных органов, деятельность которых связана с борьбой с преступностью;
    12. Могут опротестовывать вынесенные приговоры, постановления и определения суда. Также способны подать исковое заявление о возбуждении уголовного дела или же касательно производства об административного правонарушения;
    13. Военные следователи рассматривают уголовные дела касательно преступлений, что были совершены военнослужащими независимо от их должности и гражданами, что только проходят военные сборы;
    14. Назначать ответственных лиц для проведения действий относительно выяснения данных по возникшим вопросам;
    15. Вправе затребовать документацию и соответствующие материалы от воинского учреждения или организации.

    Помимо отмеченного, в обязанности и права военного прокурора входит также принятие профилактических мер относительно снижения преступности в вооруженных силах страны и силовых структурах. Кроме этого, на военную прокуратуру возлагаются обязанности по проведению предварительного следствия относительно уголовных дел, которые находятся в их юрисдикции.

    Основания для назначения

    В статье 48 настоящего закона о прокуратуре обозначено, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы он был назначен военным прокурором, а также, как осуществляется назначение на отмеченную должность.

    Относительно назначения, то по решению Генерального прокурора РФ на должность военного прокурора могут назначаться гражданские лица.

    Заместитель Генерального прокурора, а также главный военный прокурор может быть назначен и освобожден с должности на основании утвержденного пункта 2 ст. 14 представленного закона.


    Кто может стать военным прокурором

    Изначально нужно отметить, что стать военным прокурором и выполнять правозащитную функцию могут граждане как мужского, так и женского пола, однако женщины на этом посту редки. Это обусловлено тем, что по специфике работы требуются постоянные и частые переезды, которые для них не всегда возможны. Если принимать во внимание характеристики, то выполнять полномочия военного прокурора могут те граждане, что соответствуют следующим требованиям:

    Помимо этого, человек, претендующий на должность военного прокурора, должен быть готов к частым поездкам, так как его обязанности выполняются в соответствии условий, которые действуют в Вооруженных силах страны.

    Кроме этого, нужно учитывать такой факт, что потребуется выполнение своих непосредственных обязанностей в экстремальных условиях. К примеру, в регионах с тяжелыми климатическими условиями или в “горячих точках”.


    Но также имеется и ряд ограничений, которые относятся к работникам военной прокуратуры, а именно:

    • нельзя вступать в любые политические партии;
    • заниматься предпринимательской деятельностью;
    • избираться в государственные или муниципальные структуры.

    При этом они обладают правом совмещения своей должности, то есть могут параллельно заниматься творчеством, образовательной или научной деятельностью.

    В завершении стоит отметить, что предопределяет собой обозначенная должность прокурорский надзор за соблюдением утвержденных законов по военному управлению воинскими частями, учреждениями и организациями. Также в обязанности и права военной прокуратуры входит проверка учебных заведений, имеющих воинское направление. Что касается судебного представления, то такое право основывается на соблюдении подведомственности.

    1. Военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 настоящего ФЗ.

    2. По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица.

    3. Заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном пунктом 2 статьи 14 настоящего ФЗ. Главный военный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному прокурору РФ.

    4. Военные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

    5. Заместители Главного военного прокурора, начальники управлений и отделов Главной военной прокуратуры и их заместители, а также заместители прокуроров военных округов, флотов, приравненных к ним прокуроров назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

    6. Иные прокуроры Главной военной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности Главным военным прокурором.

    7. Прокуроры военных округов, флотов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности военных прокуроров в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах.

    8. Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и обладают правами и социальными гарантиями, установленными ФЗ "О статусе военнослужащих" и настоящим ФЗ.

    Поступление граждан на военную службу в органы военной прокуратуры, их увольнение в запас и отставку производятся по представлению Главного военного прокурора.

    9. Определение офицеров на военную службу в органы военной прокуратуры и увольнение в запас (отставку) производятся по представлению Генерального прокурора РФ или Главного военного прокурора.

    Увольнение в запас (отставку) лиц высшего офицерского состава производится Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

    10. Должности военных прокуроров и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей.

    Присвоение воинских званий военным прокурорам производится по представлению соответствующего военного прокурора. Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

    Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры.

    При увольнении офицеров органов военной прокуратуры (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные или специализированные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие их воинским званиям классные чины, а при определении на военную службу прокуроров, имеющих классные чины (до старшего советника юстиции включительно), им присваиваются соответствующие воинские звания.

    11. Аттестация военных прокуроров производится в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором РФ для всех прокурорских работников, с учетом особенностей прохождения военной службы.

    Военным прокурорам с учетом профессионального опыта и квалификации присваиваются квалификационные классы в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором РФ.

    12. Военные прокуроры поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим ФЗ и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. Право поощрения и наложения дисциплинарного взыскания имеют только вышестоящие военные прокуроры и Генеральный прокурор РФ.

    13. Численность личного состава органов военной прокуратуры включается в штатную численность Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

    Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов

    Статья 21. Предмет надзора

    1. Предметом надзора являются:

    соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

    соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

    2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные гос.органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. (ПРЕДЕЛЫ)

    Таким образом, существуют обязательные условия для проведения проверки:

    - прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона;

    - содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов и требуется принятие мер непосредственно прокурором.

    Поводами для проверок являются и поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов, уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, а также результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений.

    Действия прокуратуры по организации проверок регламентированы приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17 декабря 2007 г. N 200 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ".

    Акты прокурорского надзора на нарушение закона, их классификация

    Полномочия прокуроров находят свое выражение в актах прокурорского реагирования. Выявив нарушения законов, установив обстоятельства, способствующие совершению нарушения, и виновных лиц, их совершивших, прокурор принимает меры к их устранению и недопущению в будущем, а также к привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц путем принятия соответствующих актов прокурорского реагирования. Прокуроры в документах прокурорского реагирования должны излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц.

    Статьи 23-25, 25.1 ФЗ "О прокуратуре РФ" предусматривают в качестве средств прокурорского реагирования:

    Протест,

    представление,

    постановление о возбуждении производства об административном правонарушении,

    предостережение о недопустимости нарушения закона.

    В правовой литературе выделяют общие акты, которые характерны для всех отраслей прокурорского надзора и участков деятельности прокуратуры, и специфические акты прокурорского реагирования, применяемые в отдельных отраслях прокурорского надзора. К общим актам прокурорского реагирования, как правило, относятся протест прокурора, представление об устранении нарушений законов. К специфическим актам прокурорского реагирования можно отнести дачу заключений и заявление ходатайств прокурором в суде.

    В системе вооруженных сил РФ существует подразделение, формально не подчиняющееся Министру обороны, но выполняющее важные функции – надзора за соблюдением и исполнением законности в деятельности всех воинских формирований. Таким специфическим органом является военная прокуратура – орган с двойным подчинением.

    Органы военной прокуратуры не многочисленны по составу, но крайне важны с точки зрения борьбы с воинскими преступлениями, борьбой с коррупцией и неуставными отношениями.

    Этапы становления прокурорского надзора в войсках

    Очень много значимых преобразований в системе устройства государственных органов связано с деятельностью двух российских императоров: Петра I и Александра II. Именно им обязана своим рождением прокурорская служба в целом, и такое направление ее деятельности, как военная прокуратура.

    Первый прокурор, в функции которого входил контроль соблюдения указов царя и постановлений Сената, появился в 1722 году. Именно тогда была учреждена должность Генерал-прокурора. Функции тогдашних прокуроров были сформулированы расплывчато, конкретных направлений деятельности не существовало, а методы работы сводились к выявлению и расследованию злоупотреблений в среде высшего чиновничества и купечества. Поскольку, подавляющее большинство высших чинов государства (губернаторы, наместники, воеводы), наряду с гражданскими, имели и воинские чины, можно считать, что прокуратура в петровские и послепетровские времена отчасти выполняла функции военной прокуратуры.

    При первом Главном военном прокуроре были выработаны принципы:

    • самостоятельность и независимость от военного командования;
    • независимость органов обвинения от суда;
    • единство статуса и вертикальная структура подчиненности органов прокуратуры;
    • отчетность Главного военного прокурора только перед Сенатом.

    Полное разрушение системы военной прокуратуры произошло в феврале 1917 года, после отречения последнего русского императора Николая II от престола. Оно ознаменовало переход к республиканской форме правления. Декрет об упразднении прокуратуры в целом, и военной прокуратуры, как структурного подразделения, был принят Временным правительством.

    Осознание совершенной ошибки пришло к В.И. Ленину только в 1922 году. Практически отошедший от дел ввиду болезни, Председатель СНК сформулировал в письме к ЦК основные направления развития социалистической законности и функции прокуратуры в условиях рабоче-крестьянской диктатуры. Однако, в полном объеме его теоретические разработки не были реализованы. Прокуратура была воссоздана в качестве отдела при наркомате юстиции и не являлась самостоятельным органом вплоть до 1936 года. Именно тогда была организована военная прокуратура СССР, в общих чертах сохранившая функции и структуры до настоящего времени, претерпев лишь переименование после распада союзного государства.

    Органы военной прокуратуры России и структура

    Современная структура военной прокуратуры носит трехзвенный характер. По вертикали она состоит из:

    • Главной военной прокуратуры (резиденция в Москве);
    • прокуратур родов войск, флотов, военных округов;
    • гарнизонных военных прокуратур, которых насчитывается более 200.

    Главный военный прокурор является заместителем Генерального прокурора РФ, но непосредственно, в служебном отношении, ему не подчиняется. Хотя, определение штатов, структуры, организации и ликвидация органов военной прокуратуры сохраняется за Генеральным прокурором РФ.

    Назначается и снимается с должности Главный военный прокурор по представлению Президента РФ верхней палатой российского парламента – Советом Федерации.

    Каждому из органов прокуратуры свойственна внутренняя структура . Главная военная прокуратура имеет в составе:

    • Главного военного прокурора (имеет первого заместителя и заместителей);
    • управления;
    • отделы (как самостоятельные, так и в составе управлений);
    • канцелярию;
    • приемную.

    Высшим коллегиальным органом является Коллегия Главной военной прокуратуры РФ.

    По должности начальники управлений являются старшими помощниками Главного военного прокурора, а начальники отделов – помощниками.

    Сотрудники управлений и отделов имеют должности:

    • старших прокуроров;
    • прокуроров;
    • старших и обычных следователей по особо важным делам;
    • старших и обычных прокуроров-криминалистов.

    Помимо должностей, всем прокурорским работникам присваиваются, в соответствии с Указом Президента РФ № 1563, классные чины.

    Среднее звено в структуре органов военной прокуратуры РФ – прокуратуры военных округов, родов войск и флотов. Возглавляет деятельность назначаемые Главным военным прокурором соответствующие должностные лица. Структура этих прокуратур соответствует структуре прокуратуры субъектов РФ (области, края, автономной республики).

    Низовое звено – гарнизонные военные прокуратуры. Помимо гарнизонов они могут образовываться в соединениях, объединениях (временных группах войск в Афганистане, Чечне, Сирии и т.д.). Должностные лица низшего звена назначаются на должности приказами военных прокуроров среднего звена.

    Структурно состоят из:

    • прокурора;
    • первого и обычных заместителей;
    • старших и обычных помощников;
    • прокуроров;
    • прокуроров-криминалистов;
    • других работников прокуратуры.

    Полномочия военных прокуроров

    Органы военной прокуратуры, всех уровней, сосредоточены на контроле соблюдения законности и борьбе с проявлениями преступности в военной деятельности. Помимо Министерства обороны, военные прокуроры обслуживают деятельность воинских формирований и военизированных организаций:

    РИСУНОК 1

    Сфера компетенции военной прокуратуры РФ


    Органы военной прокуратуры, тесно связанны с крупными денежными потоками и использованием бюджетных средств, широко распространены хищения и коррупция . В войсках, особенно в период проведения войсковых операций, резко возрастает количество общеуголовных преступлений: посягательств на жизнь, причинение вреда здоровью, грабежей, хищений, мародерства, преступлений против половой неприкосновенности, дизертирства .

    Указанной спецификой очерчен круг полномочий прокурорских работников в войсках:

    • осуществлением общего надзора за состоянием законности и соблюдением конституционных прав военнослужащих и лиц гражданского контингента со стороны воинского командования и управления;
    • надзор за деятельностью военных дознавателей, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при расследовании воинских преступлений;
    • надзор за соблюдением прав военнослужащих отбывающих наказание на гауптвахтах и заключенных под стражу до суда;
    • соблюдением законности в расследовании преступлений, совершенных служащими перечисленных структур во время предварительного следствия, а так же гражданскими лицами принимавшими участие в совершении преступления в соучастии с военнослужащими или на территории воинских частей.
    • координация деятельности войсковых формирований (военной полиции) с другими правоохранительными органами в местах ведения боевых действий или в условиях военного положения.

    К непосредственным полномочиям военных прокуроров всех уровней относится:

    • расследование преступлений, совершенных на территории подведомственного гарнизона, округа, флота;
    • назначение внеплановых ревизий и проверок финансового состояния в воинских формированиях или учреждениях;
    • требование обеспечения охраны лиц, содержания и конвоирования военнослужащих на гауптвахтах;
    • немедленного освобождения с гауптвахты при установлении невиновности военнослужащего.

    Кадровый состав и условия прохождения службы в органах военной прокуратуры

    В органах военной прокуратуры могут проходить службу лица обоего пола, годные по состоянию здоровья и подходящие по возрасту для службы в вооруженных силах РФ по контракту:

    • мужчины от 18 до 40 лет;
    • женщины от 20 до 40 лет.

    Указанное ограничение распространяется только на лиц, впервые заключающих контракт .

    Предельный срок нахождения прокуроров и работников прокуратуры на службе с 2018 года, соответствует сроку выхода на пенсию гражданских лиц.

    Всем работникам прокуратуры присваиваются воинские звания, соответствующие классным чинам прокуратуры. В отличие от работников прокуратуры, военные прокуроры являются не государственными служащими, а военнослужащими. На них распространяются все ограничения и льготы, которыми пользуются военнослужащие.

    Особый статус военных прокуроров

    Учитывая специфику деятельности данной категории военнослужащих, для них установлены повышенные меры защиты от вмешательства в профессиональную деятельность, воспрепятствования осуществлению полномочий и защите жизни и здоровья.

    Органы военной прокуратуры не подвергаются задержанию, аресту, личному досмотру или досмотру транспорта, на котором передвигается прокурор, за исключением случаев, когда лицо застигнуто при совершении преступления. На период расследования прокуроры отстраняются от должности, но остаются в штате прокуратуры, до вступления в силу решения суда. Исключением является увольнение прокурора со службы в связи с утратой доверия (ст. 41.9 ФЗ № 2202-I).

    Для защиты жизни и здоровья прокуроры имеют право на постоянное ношение личного табельного оружия, средств индивидуальной защиты и охрану, обеспечиваемую командованием воинских частей.

    Еще статьи по теме:

    Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

    Читайте также: