Кому подчиняются водители и где это написано

Обновлено: 02.07.2024

С хамством и непрофессиональным поведением водителей маршруток пассажиры сталкиваются постоянно. Но многие не знают, куда пожаловаться на водителя маршрутки или думают, что это бесполезно.

На самом деле, многих водителей, на которых поступили жалобы, уже уволили, поэтому не стоит молча терпеть неправомерное поведение и сообщить о неадекватности водителя.

Довольно часто пассажирам приходится дышать табачным дымом в салонах маршрутки, подвергать свою жизнь опасности, когда водители разговаривают отвлекаются на телефонные разговоры во время движения или не контролируют скорость, соревнуясь друг с другом.

Иногда маршрутчики высаживают пассажиров не на остановке или произвольно меняют маршрут, чтобы сократить дорогу или обогнать подобные маршрутки. Водители обосновывают подобные действия тем, что они вынуждены на это идти, чтобы заработать больше денег.

Поскольку замечания пассажиров малоэффективны, важно понимать, куда подать жалобу на маршрутчиков и защитить свои права.

Основания и причины жалоб

Жалоба на водителя маршрутки может быть принята и обработана руководством или контролирующими органами только тогда, когда она будет обоснована.

Основаниями и причинами для подачи претензии может быть следующее:

Довольно часто, когда инвалид предъявляет документы, человек за рулем маршрутки начинает скандалить и требует оплатить проезд по полной стоимости. Такое поведение недопустимо.

Кроме того, если транспортное средство сломалось или произошло ДТП, водитель обязан позаботиться о безопасности тех, кого перевозит.

Основные советы и инструкции

Каждый гражданин вправе пожаловаться на водителя маршрутки или автобуса, если последний не придерживается графика, постоянно опаздывает или долго стоит на месте.

Пассажиры имеют несколько способов, чтобы подать жалобу на работу общественного транспорта:

Городской транспорт в 2022 году разделяют на два вида:

  • муниципальный – автобусы, троллейбусы, трамваи;
  • частный – маршрутные такси.

В первом случае, при возникновении конфликтной ситуации, пассажиры вправе подать жалобу в различные транспортные департаменты. Во втором случае не все граждане понимают, в какую организацию обратиться.

Поэтому пассажиры должны знать свои права и кому жаловаться:

Обращение по телефону

Обращение по телефону

Для того, чтобы написать жалобу на водителя, важно записать номер общественного транспорта, при возможности узнать ФИО водителя, она должна быть на табличке внутри салона, и контактны номера фирмы.

Отсутствие таких сведений является нарушением, в таком случае фирма-перевозчик устанавливает персону водителя по номеру маршрута, номеру микроавтобуса, месту и времени инцидента.

Подобное обращение должно быть наиболее эффективным по результату, поскольку человек за рулем маршрутки – сотрудник перевозчика. Владелец компании может оштрафовать водителя, вынести выговор или предупреждение.

У крупных компаний должны существовать телефоны горячей линии. Узнать номер можно у водителя или через интернет.

Такая служба создана с целью предупреждения нарушений со стороны водителя. Все звонки записываются, поэтому каждое обращение обрабатывается.

Как составить претензию

Жалоба на общественный транспорт составляется так:

В основной текстовой части коротко излагается суть конфликта. Не стоит употреблять оскорбление водителя. В заключительной части необходимо четко сформулировать цель жалобы.

В случае, когда требуется возмещение ущерба, нужно представить документальное подтверждение – чеки, квитанции, счета, результаты обследования, медицинское заключение.

Первым, кому жаловаться, является перевозчик. На рассмотрение и предоставление ответа у него есть 30 дней с момента подачи претензии.

Ее нужно писать в двух экземплярах. Один остается у пассажира, желательно, чтобы на нем была поставлена подпись лица, получившего бумагу и дата.

Как составить претензию

Таким образом, если пассажиры недовольны проездом в маршрутке, когда водитель нахамил, нарушил правила дорожного движения или совершил другие противоправные действия, пассажиры имеют право подать жалобу.

Контролировать состояние водителя и техническую пригодность маршрутки к эксплуатации должны, прежде всего, должностные лица компании, которая занимается перевозкой пассажиров.

Кроме того, пожаловаться можно и в другие вышестоящие инстанции – в управление транспортом городской администрации, Ростехнадзор.

Все упомянутые учреждения обязаны отреагировать на сигнал о нарушении прав потребителей.

Водители транспортных средств, а также пассажиры и пешеходы принимают непосредственное участие в процессе дорожного движения.

Водитель (как и другие участники дорожного движения) имеет право :

- свободно передвигаться по дорогам в соответствии с ПДД;

- получать достоверную информацию от должностных лиц о безопасных условиях, причинах ограничения или запрещения движения по дорогам;

- на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии (ДТП);

- на возмещение ущерба при причинении ему телесных повреждений, а также в случаях повреждения автомобиля и (или) груза в ДТП;

- обжаловать незаконные действия должностных лиц, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Водитель транспортного средства обязан:

Необходимые документы

- иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки документы :

- водительское удостоверение (временное разрешение) на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

- регистрационные документы на транспортное средство (кроме мопедов) и прицеп (при его наличии);

- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда существует обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;

- проходить по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление надзора в области безопасности дорожного движения, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Следует иметь в виду, что ответственность водителя за невыполнение законных требований сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения наступает независимо от того, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения.

Водитель автомобиля должен подчиняться требованиям и распоряжениям лиц, обозначенных в ПДД как регулировщик. К ним относятся:

- сотрудники военной автомобильной инспекции;

- работники дорожно-эксплуатационных служб;

- дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют те же основные права и обязанности в области дорожного движения, что и граждане РФ. При нарушении ПДД они могут быть привлечены к ответственности на основании законодательства РФ, если это не противоречит международным соглашениям (договорам).

Так, лица, пользующиеся дипломатическими и иными иммунитетами и привилегиями, не могут быть принуждены к даче свидетельских показаний, привлечены к административной ответственности , подвергнуты задержанию и досмотру .

Международные и национальные водительские удостоверения (при наличии заверенного перевода), соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении, действительны на территории РФ.

Необходимые документы

Иностранные граждане и лица без гражданства, передвигающиеся по территории России на автомобилях, должны иметь при себе:

- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина либо лица без гражданства в РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, - визу, миграционную карту;

- российское национальное водительское удостоверение, а при его отсутствии - иностранное национальное водительское удостоверение или международное водительское удостоверение при условии, если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением;

- регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства в Россию - документы, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства;

- страховой полис ОСАГО либо документ, подтверждающий заключение договора страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в рамках международных систем страхования;

- российское разрешение на проезд по территории Российской Федерации при выполнении международной автомобильной перевозки.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Домашняя правовая энциклопедия

Доступно в App Store

Доступно в Google Play

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос или хотели бы увидеть новый раздел в энциклопедии - присылайте свои вопросы, пожелания и предложения в редакцию. Мы обязательно учтем их в развитии издания.

См. вступительное слово Советника Президента Российской Федерации, сопредседателя Ассоциации юристов России, члена-корреспондента Российской академии наук В. Ф. Яковлева к книжному изданию Домашней правовой энциклопедии.

Домашняя правовая энциклопедия дает ответы на вопросы, которые могут возникнуть в жизни любого человека, гражданина России или же проживающего в России.

Круг освещаемых тем охватывает все важнейшие сферы жизни современного человека - семейные отношения, воспитание детей, взаимоотношения с банками, автомобиль, туризм, вопросы гражданства, работа, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, служба в армии и многое другое. Практически любой человек, независимо от его возраста, семейного положения и благосостояния, найдет в книге полезную для себя информацию.

Энциклопедия основана на действующем российском законодательстве, написана понятным языком и излагает содержание важнейших законов и других документов, регулирующих нашу жизнь. Материал структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить нахождение нужной информации.

При подготовке Домашней правовой энциклопедии использованы авторские материалы, предоставленные: Полонским П. Б., Алимовой Н. А., Байбородиным А., Беляниновой Ю. В., Букаевой Н. Н., Васильчиковой Н. В., Гаврюшенко П. И., Гатиным А. М., Гречушкиной Е. А., Карповичем В. Д., Касьяновой О. В., Климаковым Л. Л., Колоколовым Г. Р., Новиковым Д. А., Петровым М. И., Пономаревой Н. Г., Поплавской Г.П., Прудниковым А. С., Рафиковой О. Ю., Селяниным А. В., Суховеенко Ю. В., Фомичевым С. С., Щиголевым Ю. В., Якубенко Н. О., Янович Е. Ю.

Над обновлениями Домашней правовой энциклопедии работали: Амирова Л. В., Бадалян Ю. В., Васильев А. С., Воронова Е. В., Демченко Д. М., Дроздова А. В., Иванов А. В., Кошелев С. В., Мазухина А. С., Прибыткова М. В., Рижская М. П., Родюшкин С. П.

ВИЧ - Вирус иммунодефицита человека

ВС РФ - Верховный Суд РФ

Вуз - Организация высшего образования

ГВЭ - Государственный выпускной экзамен

ГД - Государственная Дума

ГИА - Государственная итоговая аттестация

ГИБДД, ГАИ- Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГК - Гражданский кодекс

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс

ГЭК - Государственная экзаменационная комиссия

ДТП - Дорожно-транспортное происшествие

ЕГЭ - Единый государственный экзамен

ЕДВ - Ежемесячная денежная выплата

ЖК - Жилищный кодекс

ЖСК - Жилищно-строительный кооператив

ЗК - Земельный кодекс

ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии

КАС - Кодекс административного судопроизводства

КИМ - Контрольные измерительные материалы - комплексы заданий стандартизированной формы при проведении ГИА

КС РФ - Конституционный Суд РФ

МВД - Министерство внутренних дел

МРОТ - Минимальный размер оплаты труда

МСЭ - Медико-социальная экспертиза

НДФЛ - Налог на доходы физических лиц

НК - Налоговый кодекс

ОГЭ - Основной государственный экзамен

ОСАГО - Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев

фото 1

Кому необходим ответственный за БДД

Закон №196 и инструкции Минтранса РФ (Приказ №282) для автоперевозчиков четко регламентируют требования к должности ответственного за БДД. Такой специалист необходим компаниям, предприятиям и ИП, которые:

  • выполняют пассажироперевозки про договору или фрахту (а также ИП самостоятельно);
  • выполняют коммерческие грузоперевозки по договору;
  • используют для внутреннего транспортирования (собственные нужды) сотрудников и материальных ценностей грузовики и автобусы.

Отдельного ответственного за БДД не нужно ИП и компаниям, которые используют для собственных производственных целей только легковые авто, наемных перевозчиков, либо имеют на балансе автотранспорт, но не эксплуатируют его .

Если в штате компании – более 50 водителей, руководство обязано иметь отдельного штатного специалиста по БДД. Если число водителей более 200 человек – необходимы два штатных ответственных, более 500 – три специалиста, а если более 750 – по одному ответственному на каждые 250 штатных водителей. По сути, требуется создать полноценный отдел БДД.

Если же компания маленькая или ИП с числом водителей менее 50 человек, то ответственным за БДД может стать инженер, совмещающий должность со своими прямыми должностными обязанностями. Даже если на балансе юридического лица всего один автомобиль, обязательно должен быть человек, который несет за него должностную ответственность.

Ответственный за БДД назначается приказом руководителя компании или ИП, подчиняется непосредственно только директору и руководствуется в своей работе целым пакетом законодательных актов, приказов Минтранса, отраслевых должностных инструкций и внутренних правил компании.

Отсутствие в вышеперечисленных компаниях ответственного за безопасность дорожного движения является административным правонарушением (12.1.1 КоАП) и наказывается штрафами – до 20.000 рублей (директор компании) и до 100.000 рублей (само юридическое лицо).

фото 2

Требования к ответственному по БДД

Квалификационные и специальные требования к сотруднику, ответственному за безопасность дорожного движения, подробно сформулированы в том же законе №196 (статья 20). Выполнять обязанности такого специалиста может лицо, которое:

Если такой специалист в компании отсутствует, руководство может назначить на эту должность сотрудника с высшим образованием, который прошел дополнительную специальную подготовку и получивший аттестацию Минтранса и Росавтотранса (Приказ №106).

Претенденты на должность проходят обучение в течение 250 часов (1.5-2 месяца), после которого сдают тестовый экзамен из 20 заданий (всего 360 вопросов). Аттестация засчитывается при 18 правильных ответах. Аттестация вносится в специальный реестр и действует в течение длительного срока.

Совмещать должность ответственного за БДД могут специалисты с родственными специализациями – инженеры по безопасности дорожного движения, начальники отделов эксплуатации транспорта, диспетчеры отделов техконтроля, механики. Правильное оформление специалиста на должность – внутренняя задача для каждой компании (дополнительное соглашение, договор о совмещении).

фото 3

Обязанности ответственного за БДД

Спектр обязанностей ответственного за безопасность дорожного движения в коммерческой компании весьма широк. Его работа считается организационно-координационной, должна соответствовать составленному и утвержденному руководством компании плану и включает:

  • организацию контроля и диспетчеризации технического состояния транспортных средств;
  • планирование, проведение и контроль мероприятий по профилактике ДТП (инструктажи);
  • проверку и устранение причин произошедших аварийных ситуаций и ДТП, составление отчетов и сверка данных ГИБДД по авариям и нарушениям ПДД;
  • контроль графиков рабочего времени, режима труда и отдыха сотрудников;
  • контроль стажировок и профильной переподготовки водителей;
  • контроль качества медицинских осмотров и допуска водителей к работе в соответствии с присвоенными категориями;
  • контроль прохождения автомобилями плановых ТО и ремонта;
  • разработку инструкций и локальных актов в сфере БДД, программ переподготовки и стажировки водителей.

Чтобы выполнять свою работу на высоком профессиональном уровне, ответственный за БДД должен хорошо ориентироваться в трудовом и административном законодательстве, нормативных актах в сфере безопасности дорожного движения, пассажиро- и грузоперевозок, правилах планирования, организации, анализа и учета автотранспортных предприятий, правилах эксплуатации и технических характеристиках подвижного состава.

Кроме того, в обязанности этого специалиста входит оформление и ведение специальной документации – журналов инструктажей и стажировочных листов, годовых планов мероприятий по БДД, учетных документов и актов служебного расследования по ДТП.

фото 4

Должностная инструкция ответственного за БДД

Важно! Должностная инструкция ответственного за безопасность дорожного движения обязательна для государственных учреждений и предприятий. Коммерческие компании такой документ могут составлять на свое усмотрение – если его нет, никто бизнес не накажет. Но практика показывает, что такую инструкцию лучше составить, чтобы в дальнейшем избежать возможных трудовых споров .

Типовая инструкция имеет несколько обязательных разделов:

  • Общие положения – кто назначен на должность, согласно каким нормативным документам произведено назначение, какие требования по образованию, стажу и подготовке к сотруднику.
  • Должностные обязанности – выполняемые сотрудником функции и зоны ответственности в рамках занимаемой должности, статус подчиненности и сотрудничества с другими подразделениями компании, перечень ведомых документов.
  • Права специалиста – предоставленные полномочия и уровень допуска к документации компании: право проводить проверки и привлекать других сотрудников в части соблюдения БДД, проверять документы на транспортировку, грузы, состояние подвижного состава и расход топлива, отстранять автомобили и водителей от работы при выявленных нарушениях, контролировать работу транспорта на маршруте, вносить рекомендации по поощрению и наказанию персонала компании в рамках полномочий.
  • Ответственность – степень ответственности за халатное исполнение или неисполнение должностных обязанностей, непрофессионализм, разглашение служебной и коммерческой информации в соответствии с действующих трудовым законодательством ненадлежащий контроль условий труда, дисциплины, дорожной и пожарной безопасности работы сотрудников компании, неграмотное оформление документации, небрежное отношение к материальному имуществу и т.д.
  • Порядок пересмотра инструкции – возможность пересмотра содержания должностной инструкции с периодичностью в 5 лет, требования к возможным изменениям и порядок оповещения персонала компании с изменениями.

Под документом обязательно должна стоять подпись руководителя и печать компании. Экземпляр инструкции должен обязательно находиться на руках у сотрудника, который исполняет обязанности ответственного за БДД.

FAQ (часто задаваемые вопросы)

  1. Нужно ли вводить в компании должность ответственного за БПП, если на балансе есть только микроавтобусы?

фото 5

Читайте также: