Кому подчиняется председатель законодательного собрания

Обновлено: 30.06.2024

законодательный (представительный) орган государственной власти, осуществляющий законодательные и контрольные функции в ряде субъектов РФ. Формируется путем выборов населением региона. В основном состоит из одной палаты, хотя есть и двухпалатные (к примеру, в Республике Карелия, в Чукотском автономном округе). Появление З.с. связано с реформами российской государственности в начале 90-х гг. Этому способствовали также: подписание Федеративного договора 31 марта 1992 г.; упразднение системы Советов; принятие в декабре 1993 г. Конституции РФ, закрепляющей принципы разделения властей на вертикальном и горизонтальном уровнях; самостоятельность субъектов РФ в вопросе образования собственных органов государственной власти. З.с. действуют в Республике Коми, в краях Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Ставропольском, в областях Архангельской, Новгородской, Владимирской, Вологодской, Омской, Иркутской, Оренбургской, Пермской, Ростовской, Нижегородской, а также во всех автономных округах, за исключением Ямало-Ненецкого. (В.Ч.)

Смотреть что такое ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в других словарях:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

(Assemblée nationale legislative), или легислатива. Под этим именем разумеется обыкновенно представительное учреждение с законодательною властью, устан. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

(ассамблея) 1) название законодательных учреждений Франции, установленных конституциями 1791 и 1848. Первое З. с. просуществовало с 1 октября 17. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (ассамблея), 1) название законодат. учреждений франции, установленных конституциями 1791 и 1848. Первое 3. с. просуществова. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Законодательное собрание (Assemblée nationale legislative), и ли легислатива. Под этим именем разумеется обыкновенно представительное учреждение с законодательною властью, установленное во Франции конституцией 1791 г. Этому собранию, составлявшему единственную палату и заключавшему в себе 745 членов, выбранных на два года, конституция давала право издавать законы (с отсрочивающим veto короля), вотировать налоги, определять количество сухопутных и морских сил, объявлять войну, ратифицировать мирные и коммерческие трактаты и возбуждать перед верховным судом преследование против министров, которые сами не могли быть членами З. собрания. Вся история З. собрания есть история его борьбы с Людовиком XVI (см. Французская революция). З. собрание просуществовало около года и уступило свое место национальному конвенту. Конституция 1848 г. также дала представительному учреждению, которому вверяла законодательную власть, имя З. собрания. Число его членов было определено в 750 челов., избиравшихся на три года. Большинство З. собрания, избранного в 1849 г., было настроено монархически (легитимисты и орлеанисты), что влекло за собою столкновения с принцем-президентом республики, подготовлявшим восстановление Империи, и наконец привело к государственному перевороту 2 дек. 1851 г. (см. Франция, Наполеон III). Н. К.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

1) Орфографическая запись слова: законодательное собрание2) Ударение в слове: Законод`ательное собр`ание3) Деление слова на слоги (перенос слова): зако. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Законодательное собрание название однопалатного парламента (англ. parliament, нем. Parlament, фр. parlement от фр. parler - говорить) в Сальвадоре, а . смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

название однопалатного парламента в Сальвадоре, а также законодательного органа в ряде субъектов РФ: республиках Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карелии, К. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Ударение в слове: Законод`ательное собр`аниеУдарение падает на буквы: а,аБезударные гласные в слове: Законод`ательное собр`ание

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ название представительных органов, парламентов в ряде государств. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..Современны. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

название однопалатного парламента (англ. parliament, нем. Parlament, фр. parlement от фр. parler - говорить) в Сальвадоре, а также законодательных органов в ряде субъектов Российской Федерации: Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карелии, Краснодарском, Красноярском краях, Иркутской, Калужской, Камчатской, Нижегородской, Пензенской, Пермской, Ростовской, Тверской областях. Во Франции Законодательным собранием называли высшее законодательное учреждение в период Великой французской революции и при Второй республике в 1849-1851 годах. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

- название представительных органов, парламентов в ряде государств, например, название однопалатного парламента Сальвадора, а т.ж. законодательного органа в ряде субъектов РФ; республиках Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карелии, Краснодарском и Красноярском краях, Иркутской, Калужской, Камчатской, Нижегородской, Пензенской, Пермской, Ростовской, Тверской и некоторых других областях.
. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

название представительных органов, парламентов в ряде государств, например, название однопалатного парламента Сальвадора, а т.ж. законодательного органа в ряде субъектов РФ; республиках Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карелии, Краснодарском и Красноярском краях, Иркутской, Калужской, Камчатской, Нижегородской, Пензенской, Пермской, Ростовской, Тверской и некоторых других областях. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — название однопалатного парламента в Сальвадоре, а также законодательного органа в ряде субъектов РФ: республиках Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карелии, Краснодарском и Красноярском краях, Иркутской, Калужской, Камчатской, Нижегородской, Пензенской, Пермской, Ростовской, Тверской и некоторых других областях.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - название однопалатного парламента в Сальвадоре, а также законодательного органа в ряде субъектов РФ: республиках Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карелии, Краснодарском и Красноярском краях, Иркутской, Калужской, Камчатской, Нижегородской, Пензенской, Пермской, Ростовской, Тверской и некоторых других областях.
. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

название парламента в ряде стран. Во Франции – высшее законодательное учреждение в период Великой французской революции и в 1849—1851 гг. при Второй республике. В современной России, как правило – местные законодательные органы в областях и краях, субъектах федерации. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

(название парламента в некоторых странах, а также законодательного органа ряда субъектов Российской Федерации), напр.: Законодательное собрание Республ. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

законодательное собраниеאֲסֵיפָה מְכוֹנֶנֶת נ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, 1) название парламентов в ряде зарубежных государств. 2) Во Франции высшее законодательное учреждение в период Великой французской революции 1789-94 и в 1849-51 при Второй республике.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - 1) название парламентов в ряде зарубежных государств.2) Во Франции высшее законодательное учреждение в период Великой францу. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ , 1) название парламентов в ряде зарубежных государств. 2) Во Франции высшее законодательное учреждение в период Великой французской революции 1789-94 и в 1849-51 при Второй республике. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, 1) название парламентов в ряде зарубежных государств. 2) Во Франции высшее законодательное учреждение в период Великой французской революции 1789-94 и в 1849-51 при Второй республике. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

(законодательный орган штата) Legislative Assembly

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Начальная форма - Законодательное собрание, винительный падеж, единственное число, неодушевленное, средний род

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

legislative assembly* * *legislative assembly

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

legislative assembly* * *legislative assembly

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

legislative assembly* * *House of Assembly

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Законод'ательное собр'ание (парламент в нек-рых странах)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

legislative assembly* * *House of Assembly

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Законодательное собрание Законод`ательное собр`ание (парламент в нек-рых странах)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

название представительных органов, парламентов в ряде государств.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

заң шығаратын жиналыс

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Новый председатель Заксобрания растит пятерых детей, поэтому пропадать на работе по выходным он, скорее всего, будет не готов.

Первое заседание Законодательного собрания Петербурга седьмого созыва – 1203-е по счету – прошло в Мариинском дворце в среду, 29 сентября. Свеженькие народные избранники выбрали главного, договорились о планах и решили не работать в режиме нон-стоп.

ОДНА КОМАНДА

– Петербург всегда славился разнообразием политических предпочтений. В ближайшие пять лет в парламенте будет работать шесть партий. Их избрание отражает стремление общества к развитию, и правительство уважает решение народа. Убежден, ЗакС сохранит деловой настрой и преемственность в работе. Будем работать слаженно, как одна команда. У нас общая цель – повышение качества жизни петербуржцев, – отметил градоначальник.

В ближайшую пятилетку в Мариинском будут дискутировать шесть фракций.

Первым из депутатов выступил Денис Четырбок. Глава комитета по законодательству в предыдущем созыве, он попросил внести в повестку минимум документов, без принятия которых новый ЗакС просто не сможет приступить к работе. Сначала законотворцы выбрали состав счетной комиссии и ее председателя – Константина Чебыкина. Затем проголосовали за новый состав редакционной комиссии и ее главу Олега Милюту. И, наконец, добрались до главного – назначения нового спикера парламента.

24 НА 7

Шишлов говорил о демократической альтернативе, реформе избирательной системы, открытом диалоге с горожанами и опасности, которую может таить спикер из фракции парламентского большинства. Бороденчик высказался о бюджете, поддержке предприятий и бизнеса, больницах и детских садах. Но тайным голосованием победил Бельский: его кандидатуру поддержали 40 из 49 присутствовавших депутатов.

К началу заседания в зале собралось 47 парламентариев из 50.

– Для меня большая честь послужить на славу великого города в такой хорошей компании, – признался с трибуны новый председатель ЗакСа. – Парламент получился одним из самых демократичных в России. Уверен, такой командой мы все законопроекты направим на славу Петербурга.

Первым решением Бельского на посту спикера парламента было пустить всех журналистов в зал заседаний. Ранее в святую святых допускали только фотографов и видеооператоров, а остальных отправляли смотреть трансляцию заседания в соседний зал из-за коронавируса. Любопытно, что так произошло и сегодня, 29 сентября. А до прихода пандемии в течение предыдущего созыва в Большой зал Мариинского дворца могли пройти журналисты только с особой долгосрочной аккредитацией.

Поддержать депутатов пришли коллеги из Смольного.

На этом Бельский не остановился – и позволил представителям прессы задавать ему любые вопросы с руки.

– Предыдущий спикер Вячеслав Макаров говорил, что работает 24 на 7. Вы в таком же режиме планируете?

– У меня большая семья, надо находить на нее время. Да и, если действовать правильно и эффективно, думаю, работать 24 на 7 не придется.

Кстати, среди отличий нынешнего спикера от прошлого не только легкий стиль общений, но и легкая небритость. Ее себе Вячеслав Макаров – полковник в отставке, служивший в ракетных и космических войсках, – не позволял.

Заседание начал старейший депутат созыва, а продолжил новоиспеченный председатель (на фото справа).

Заседание начал старейший депутат созыва, а продолжил новоиспеченный председатель (на фото справа). Фото: Артем КИЛЬКИН

– Конфликт интересов? В данном случае все регламентировано законом и проверено юристами. Я мог избираться в депутаты и работать в комиссии, помогающей избирательному процессу, будучи вице-губернатором, – не моргнув глазом, ответил Александр Николаевич. – У Памфиловой могут быть ко мне любые вопросы – разбираться в них следственным органам.

В следующий раз депутаты соберутся в полном составе не по расписанию – в пятницу, 1 октября. В повестке – назначение парламентских комиссий и вице-спикеров.

– Первоочередные законопроекты – поправки к бюджету на этот год и бюджет на следующий, – пояснил Александр Бельский. – По большому счету, политические предпочтения для нас не главное: главное ставить общее над личным, думать об избирателях. Тогда и проблем не будет. Моя задача как спикера объединить депутатов, чтобы все были услышаны и чтобы парламент был един в своем мнении. Каждый созыв имеет свое лицо. Посмотрим, какое будет у седьмого.

Первоочередные законопроекты – поправки к бюджету на этот год и бюджет на следующий.

Первоочередные законопроекты – поправки к бюджету на этот год и бюджет на следующий. Фото: Артем КИЛЬКИН

– Давно обсуждается туристический сбор. Наше предложение – 100 рублей в день с российского туриста, 300 – с иностранца. Деньги можно будет пустить на сохранение исторического центра, – рассказал представитель фракции Дмитрий Павлов.

– Предыдущий созыв противостоял Смольному. Нынешний – наоборот. Хорошо ли это?

– Главное результат, а не конфликт ради конфликта. Если коллеги из других партий предложат интересные законы, мы готовы их поддержать. Кандидатура Бельского в качестве председателя нас тоже устраивает, мы сами за него голосовали.

Самовыдвиженка Марина Макарова будет работать в составе фракции парламентского большинства.

Самовыдвиженка Марина Макарова будет работать в составе фракции парламентского большинства. Фото: Артем КИЛЬКИН

– Продолжим стоить город комфортно, умно, социально и открыто. Гарантируем реализацию Широтной магистрали, два новых моста через Неву, три новые станции метро, высокоскоростную железнодорожную магистраль до Москвы, – отметил губернатор. – В фокусе останутся борьба с коронавирусом, переход на новую транспортную модель, оборудование и обновление больниц, забота о детях и старшем поколении, культура, новые общественные пространства, повышение туристического потенциала. Отдельное значимое направление – агломерация с Ленобластью.

Половина Заксобрания обновилась, половина осталась прежней.

КСТАТИ

По планам, освободившееся место в региональном парламенте займет единоросс Владимир Носов, знакомый петербуржцам по предыдущему созыву.

Возрастная категория сайта 18 +


ТАСС-ДОСЬЕ. 21 декабря 2021 года президент РФ Владимир Путин подписал закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", принятый Госдумой 14 декабря и одобренный Советом Федерации 15 декабря текущего года.

ТАСС подготовил материал об истории принятия закона и некоторых его основных положениях.

Внесение законопроекта в Госдуму РФ

27 сентября 2021 года в Государственную думу РФ был внесен проект закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", подготовленный во исполнение обновленных положений Конституции РФ, принятых в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. Документ разработали председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. Законопроект определяет принципы деятельности руководства субъектов РФ и устанавливает, что федеральные, региональные органы власти и местного самоуправления "в их совокупности входят в единую систему публичной власти", их согласованное функционирование и взаимодействие обеспечивает президент РФ.

Принятие закона

Законопроект находился в совместном ведении регионов с федеральным центром, для его принятия была необходима поддержка не менее двух третей от 85 субъектов РФ. Документ одобрило большинство российских регионов. Против высказались депутаты Государственного совета Татарстана. По мнению председателя комитета республиканского парламента по государственному строительству Альберта Хабибуллина, отдельные положения внесенного законопроекта "противоречат основам конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства".

9 ноября 2021 года Госдума приняла законопроект в первом чтении: за высказались 317 депутатов, против - 66, воздержались 12. Ко второму чтению было предложено около 200 поправок в текст документа. 9 декабря нижняя палата парламента приняла проект закона в основном чтении: за проголосовали 332 депутата, против - 87, воздержались двое. При этом для внесения новых поправок в законопроект его было решено вернуть к процедуре второго чтения, а затем уже принять в окончательном чтении.

14 декабря Госдума РФ приняла законопроект об организации публичной власти в субъектах РФ. 15 декабря его одобрил Совет Федерации РФ.

Документ вступает в силу со дня официального опубликования. Отдельные положения, в т. ч. о наименовании и полномочиях руководителей регионов и заксобраний, вступают в силу 1 июня 2022 года. Ряд статей документа, включая общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, субъекта РФ и местного самоуправления, начнут действовать с 1 января 2023 года.

Новые требования к наименованиям органов власти

Одним из наиболее спорных положений закона стало требование единообразного подхода к наименованию органов госвласти субъектов РФ. Закон ограничивает использование в названиях органов исполнительной и законодательной власти слов и словосочетаний, "составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти". Предлагается общее для всех регионов наименование высшего должностного лица - "глава субъекта РФ". Конституцией (уставом) региона может быть предусмотрено дополнительное название должности его руководителя, однако оно не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - президента РФ. При этом изменений названий должностей руководителей городов федерального значения не предусматривается.

Название законодательного органа субъекта РФ, согласно закону, также не может включать в себя словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти.

В настоящее время в 18 из 85 российских регионов высшим должностным лицом является глава республики, в 59 - губернатор, в трех (республиках Алтай, Тыва и Хакасия) - глава - председатель правительства, в двух (Тамбовской и Липецкой областях) - глава администрации. В Краснодарском крае должность руководителя исполнительной власти носит наименование "глава администрации (губернатор)". В Москве высший орган исполнительной власти возглавляет мэр. Республикой Татарстан руководит ее президент, это единственный субъект Федерации, где наименование должности главы региона совпадает с наименованием высшего государственного поста в РФ.

Названия региональных парламентов в настоящее время также не унифицированы. В 29 субъектах они именуются "Законодательное собрание", еще в 29 регионах в названиях парламентов есть слово "дума". В 11 республиках РФ законодательную власть осуществляют парламенты, в наименовании которых присутствует слово "государственный" (советы или собрания), в пяти республиках - "народный" (собрания или хуралы), еще в пяти действуют собрания или советы депутатов, в трех республиках законодательный орган называется просто "парламент". В Тыве представительный орган имеет название "Верховный хурал", в Хакасии именуется Верховным советом, в Карелии - Законодательным собранием.

Полномочия и сроки полномочий глав субъектов

Закон закрепил единый срок полномочий главы региона - пять лет (до настоящего времени срок их полномочий определялся регионом, но не мог превышать пяти лет). При этом снимается запрет для высшего должностного лица на замещение этой должности в течение более двух сроков подряд, как это было ранее предусмотрено действующим законодательством. Регионы сами будут решать вопрос о числе сроков, которые глава субъекта сможет занимать.

В соответствии с законом о публичной власти руководителем региона не может быть избрано лицо с иностранным гражданством или видом на жительство в другой стране. Занять этот пост можно только по достижении 30 лет. Высшее должностное лицо субъекта РФ не может одновременно совмещать другие посты или заниматься иной оплачиваемой работой, а также входить в руководство иностранных некоммерческих организаций. На прямых выборах главы региона для кандидатов от партий или самовыдвиженцев предусмотрен так называемый муниципальный фильтр - их выдвижение должны поддержать от 5 до 10% муниципальных депутатов и руководителей муниципальных образований. Самовыдвиженцам также нужно будет собрать подписи избирателей в количестве, которое определяет субъект РФ. В случае непрямых выборов главы региона кандидатуры в заксобрание вносит президент РФ по предложению политических партий, представленных в парламенте субъекта РФ или в Госдуме.

Руководитель региона формирует структуру власти субъекта РФ, его правительство и определяет основные направления его деятельности. Глава субъекта может обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об отставке его главы за неэффективность или вынести ему выговор. При этом сам руководитель региона может быть отрешен от должности президентом РФ в связи с утратой доверия по любым основаниям или в связи с выражением ему недоверия заксобранием. Ранее глава государства мог снять губернаторов с должности в случае выявления фактов коррупции или конфликта интересов.

В документе также прописаны нормы и правила организации выборов руководителей регионов, входящих в состав других субъектов РФ. Кроме того, предусмотрено зачисление доходов автономных округов в бюджет области.

Положение о заксобраниях

Законом установлен перечень полномочий законодательных собраний регионов и определен срок полномочий депутатов одного созыва - пять лет со дня избрания и до дня начала работы нового созыва. Субъект Федерации может сам определять число депутатов, избираемых в заксобрание по партийным спискам. Указаны также случаи, при которых глава региона сможет распустить парламент.

Законом региона может быть предусмотрен порядок дистанционного участия депутатов в заседаниях.

Совместное ведение

Федеральный центр может участвовать в формировании органов исполнительной власти региона, отвечающих за сферы образования, здравоохранения, финансов и др. С профильными федеральными ведомствами будут согласовываться назначения кандидатов на должности руководителей соответствующих региональных министерств и структур или же их отставки. В дальнейшем изменения полномочий субъектов Федерации будут согласовываться с Госсоветом РФ, только после этого в закон можно будет вносить поправки.

Согласно закону срок предоставления отзывов руководством субъектов РФ на законопроекты совместного ведения с федеральным центром останется прежним - 30 дней (в редакции первого чтения общий срок рассмотрения регионами законопроекта предлагалось сократить до 15 дней). При этом регламентом Госдумы РФ могут быть предусмотрены случаи, когда он сократится до 15 дней.

Кроме того, сенаторы и депутаты Госдумы от региона, избранные как по партийным спискам, так и по одномандатным округам, смогут участвовать и выступать на заседаниях заксобрания своего субъекта РФ.

Законодательное собрание Санкт-Петербурга

Законодательное собрание Санкт-Петербурга

В сентябре 2021 года петербуржцам предстоит выбрать депутатов в Законодательное собрание города и Государственную думу. Они обязаны представлять в парламентах интересы граждан и работать на их благо. Что еще и как должны делать депутаты – рассказывает ЗАКС.Ру и сами парламентарии.

Уровень власти

Депутаты Законодательного собрания Петербурга и Государственной думы исполняют свои полномочия на постоянной основе – то есть им нельзя заниматься другой работой. Разрешено только получение денег от творческой, научной и педагогической деятельности (ст. 6 закона о депутатах ЗС). При этом депутат Госдумы даже в этих случаях не может получать зарплату из полностью иностранного источника финансирования (ст. 6 3-ФЗ).

Списки обязанностей депутатов ЗакСа и Госдумы идентичны. Ныне депутат Законодательного собрания, а ранее парламентарий Государственной думы Оксана Дмитриева в разговоре с ЗАКС.Ру пояснила, что разница в полномочиях у парламентариев заключается в уровне представительной власти.

- Разница в уровне. Право законодательной инициативы и депутатских запросов для депутатов ЗакСа – в пределах Петербурга, для депутатов Государственной думы – федеральный уровень и вся страна. Депутат Государственной думы обладает правом депутатского запроса ко всем, кроме президента, - рассказала Дмитриева.

Действующий депутат Госдумы и бывший городской парламентарий Петербурга Виталий Милонов в разговоре с ЗАКС.Ру отметил, что работа в федеральном парламенте обязывает депутата регулярно посещать субъект России, от которого он был избран.

- Официально есть региональная неделя: три недели ты работаешь в Госдуме, а одну неделю на округе. Конечно, так получается, что нужно бывать гораздо чаще: как минимум один-два раза быть и там, и там в неделю, - рассказал Милонов.

В начале очередной сессии депутаты Госдумы сами устанавливают сроки региональной недели. Во время нее парламентарии должны посетить свои регионы, пообщаться с избирателями и принять участие в решении их проблем.

Милонов добавил, что депутаты Госдумы проводят пленарные заседания 2-3 раза в неделю. ЗакС Петербурга обычно собирается один раз в неделю.

Оксана Дмитриева и Виталий Милонов

Оксана Дмитриева и Виталий Милонов

Важные полномочия

Депутат Государственной думы – это "избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия", следует из закона о статусе федеральных парламентариев. У депутата Законодательного собрания Петербурга такое же определение, но полномочия он исполняет на уровне города.

Депутат Государственной думы от "Справедливой России" Олег Нилов в разговоре с ЗАКС.Ру отметил, что граждане через парламентариев на 5 лет передают свое право распоряжаться законодательной базой, а через нее "абсолютно всем, что принадлежит нашему народу". Для депутатов региональных парламентов – тем, что принадлежит избирателям в регионах, для депутатов Госдумы – тем, что принадлежит всей стране, уточнил Нилов. По его словам, важно выбирать именно тех представителей, которые будут работать на благо народа.

- Давайте потратим время, почитаем и разберемся, кому передать нашу акцию в управлении страной. Это очень важное решение. А не так: "Да не буду никому передавать, выкину, как ваучер, наплюю [бывшему первому заместителю председателя правительства России Анатолию] Чубайсу как бы в лицо". То, что вы выкинули ваучер ваш, – вы Чубайсу не наплевали в лицо, наоборот, - считает депутат.

Парламентарии – часть законодательной власти. Они должны писать законы в интересах граждан. То есть депутаты не могут просто приказать кому-либо, например, построить школу между домов №№ 1 и 2 на улице Мира – для этого им надо принять такой закон. Претворять его в жизнь должны уже органы исполнительной власти, как они с этим справляются – другой вопрос.

- Депутат личной власти не имеет. Я не могу сам решить какой-то вопрос, я должен заставлять чиновников это делать, - заявил ЗАКС.Ру депутат ЗакСа от "Яблока" Борис Вишневский.

Помимо написания законов у депутатов Госдумы и ЗакСа есть ряд других полномочий. Парламентарии обязаны участвовать в депутатских слушаниях и принимать избирателей с их обращениями.

"Представляя интересы своих избирателей, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:

- принимает предусмотренные законодательством меры по обеспечению законных прав, свобод и интересов избирателей;

- ведет прием граждан;

- изучает общественное мнение;

- взаимодействует с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественно-политическими объединениями".

Статья 8 Закона о депутатах ЗакСа.

Депутат ЗакСа Вишневский в разговоре с ЗАКС.Ру назвал три самых важных, на его взгляд, функции депутата:

- Одно полномочие – это представлять интересы граждан и защищать их права. Второе полномочие – это законотворчество. И третье – это контроль исполнения этих законов городской администрацией.

Работа с избирателями – самое важное полномочие депутата, считает председатель комитета по законодательству ЗакСа из "Единой России" Денис Четырбок. По его словам, депутат должен встречаться с людьми, отрабатывать их обращения и отчитываться о проделанной работе.

- Самое главное – работа с людьми. Законотворческая деятельность уже вытекает из этого первичного полномочия. На моей практике, многие законодательные инициативы родились из личных приемов граждан, которые приходили, делились своими проблемами. Когда мы начинали их решать, подступали к этому, появлялись какие-то нестыковки, несоответствия, несовершенства законодательства, - рассказал Четырбок.

Денис Четырбок и Борис Вишневский

Денис Четырбок и Борис Вишневский

Самая главная задача парламентариев – законотворчество, уверена депутат Законодательного собрания от Партии роста Оксана Дмитриева. Через встречи и письма избиратели указывают на проблемы и трудности, тем самым формулируют социальный заказ. Депутаты в дальнейшем должны помочь не только решить конкретную проблему избирателя, но и найти системное решение через законодательную инициативу. Она отметила, что важным также является контроль за формированием и исполнением бюджета.

- И у федерального парламента, и у регионального, по нашей Конституции, очень большие права по бюджету. Мы можем изменить любую строчку, любую цифру в бюджете. Другое дело, что в последние годы этими полномочиями парламенты почти не пользуются, отдав все на откуп исполнительной власти, - заявила депутат.

Также парламентарии, по закону, обязаны принимать участие в работе комитетов и комиссий. В случае работы в комитете у депутата есть возможность дополнительной инициативы, считает петербургский парламентарий от "Справедливой России" Надежда Тихонова. Она отметила, что это дает возможность поднимать те темы, которые народный избранник считает важными и нужными.

- Мне кажется, это очень важно, когда есть какой-то профиль, в котором ты поднимаешь определенные темы, - сказала Тихонова в разговоре с ЗАКС.Ру.

Способы реализации

В парламенте всегда должна быть дискуссия по тем или иным законам, считает Тихонова. По ее мнению, нельзя принимать документы только одной партии:

- Чем более конкурентная среда, тем, мне кажется, больше шансов принять закон в интересах людей, в интересах петербуржцев. Плохо, если в интересах одной партии принимаются законы. Законы невозможно принять в интересах людей, если такой монополизм.

С ней согласен Вишневский. Он отметил, что при законотворчестве следует учитывать мнения всех избирателей, а не отдельной группы.

- Парламент – это именно место для дискуссий. Это именно то место, где дискуссии быть должны просто в силу того, что все депутаты представляют разных избирателей с разными интересами. И задача парламента – это найти решение, которое бы в той или иной степени удовлетворяло все эти интересы, - сказал Вишневский.

Помогать парламентарию решать вопросы должна исполнительная власть, сказано в законодательных документах о депутатах. "Яблочник" Вишневский заявил, что зачастую чиновников приходится заставлять выполнять эту обязанность.

- Конечно, есть ситуации, когда представители исполнительной власти, действительно, как-то содействуют, но большей частью приходится настаивать, убеждать, добиваться того, чтобы чиновники сделали то, что необходимо избирателю. В особенности это касается оппозиционных депутатов, может, депутатам от "Единой России" они и содействуют максимально в реализации их полномочий, - сказал парламентарий.

Его коллега, единоросс Четырбок действительно в разговоре с ЗАКС.Ру сообщил, что исполнительные органы власти ему помогают. Лучше всего взаимодействовать лично, а не через переписку, считает депутат:

- В моей практике это выездное совещание с участием жителей и представителей разных ведомств Смольного. Администрация Санкт-Петербурга – это не только администрация города, это и комитеты. Могу сказать, что, когда ты на земле видишь вот эти проблемы какие-то, связанные с благоустройством, с организацией дорожного движения, какие-то проблемы ЖКХ, они быстрее решаются. Не просто взять и написать письмо, ждать, когда придет ответ, потом он будет неполный или какой-то не такой. Самое лучшее – это работа в режиме выездной встречи с жителями дома, квартала. И на эти встречи я лично всегда приглашаю представителей органов исполнительной власти. Это дает определенные сдвиги в решении вопросов.

Член федерального парламента Милонов рассказал, что иногда запросы помогают разрешить проблемные ситуации. Правда, происходит это не всегда, признался депутат. По его словам, чем серьезнее уровень депутатского обращения, тем выше коэффициент полезного действия.

- Ко мне обращаются люди с возможным нарушением по коррупции в каком-то поселке Морозово – вот там вообще бесполезно обращаться. Пишешь, а тебе отвечают: "Все у нас хорошо", - сообщил Милонов.

Федеральные органы власти и администрация Петербурга всегда полностью отвечают на обращения, сказал парламентарий. Он добавил, что запрос – одно из основных орудий депутата. Самому посещать все проблемные точки не хватит билетов, пояснил Милонов.

Заседание Законодательного собрания Санкт-Петербурга

Заседание Законодательного собрания Петербурга

Петербургский парламентарий Дмитриева отметила, что депутатских запросов больше у представителей ЗакСа. В Законодательном собрании больше обращений граждан: писем, встреч.

- Много проблем регионального значения, больше времени на работу с избирателями, поэтому по количеству депутатских запросов в ЗакСе больше, чем в Думе. Влияние депутатских запросов на работу региональной исполнительной власти достаточное. Влияние депутатов ЗакСа на правоохранительные органы и прокуратуру серьезно уступает степени влияния депутатов Государственной думы, - считает Дмитриева.

По ее мнению, в последнее время наблюдается использование некоторыми депутатами Госдумы статуса депутатских запросов в качестве "рэкета". Вмешательство в споры хозяйствующих субъектов, запугивание коммерческих структур, уточнила Дмитриева. Она считает, что такое использование депутатского запроса недопустимо.

Чиновники Петербурга обязаны ответить на запрос депутатов ЗакСа, а на федеральном уровне такой "властью" обладают депутаты Госдумы. Последним не подчиняется в этом вопросе только президент.

Исполнительная власть, а именно администрация Петербурга, должна предоставить депутатам Госдумы от города и депутатам-одномандатникам ЗакСа помещения для их приемных. В законе даже прописаны параметры этих помещений: "общей площадью не менее 30 квадратных метров, оборудованное мебелью, оргтехникой (в том числе персональным компьютером, копировально-множительной техникой), средствами связи, рассчитанное не менее чем на два рабочих места, и место для размещения не менее десяти приходящих на прием избирателей" (ст. 8 закона о депутатах ЗакСа). Для депутатов Госдумы в помещении еще должна быть правительственная связь (ст.6 закона о депутатах Госдумы).

С избирателями можно общаться не только в приемных, отметил депутат Вишневский. По его словам, возможны и общение в соцсетях, и встречи в "горячих точках".

- Я и помощники ведем личный прием. Второе – это получение обращения от избирателя через канцелярию Законодательного собрания или через приемную. Третье – это, конечно, личные встречи при необходимости. Плюс еще важный канал общения с ними – это социальные сети. Я через социальные сети и через свою электронную почту получаю очень много информации, обращений, каких-то сигналов, каких-то вопросов, на которые надо отвечать, - рассказал Вишневский.

Читайте также: