Кому ольга выплачивала дань

Обновлено: 18.05.2024

Начало монголо-татарского ига

Первые столкновения между Золотой Ордой и Русью начались в начале XIII века — вскоре после появления монголов на Восточно-Европейской равнине.

Ведомые внуком великого Чингисхана, хана Бату (или Батыя, как называли его русские), монголы стремились захватить или уничтожить всё на своём пути. Русские князья понимали, что рано или поздно придёт очередь их земель, и решили нанести удар первыми.

В 1223 году русские войска вместе с половецкими кочевниками попытались остановить Батыя в Приазовье, на реке Калка, но проиграли. Причём со стороны монгольского войска это была лишь разведка. В последующие 14 лет монголы всё ближе подходили к русским границам, подчиняя соседние народы.

Масштабное нашествие монголо-татар на Русь началось в 1237 году. Один за другим пали русские города — Рязань, Коломна, Москва. Монголов не остановили даже русские морозы: зимой 1328 года были захвачены Владимир, Тверь и Торжок.

Несколько княжеств объединились, чтобы дать отпор кочевникам, но были разбиты на реке Сить. Весной того же года, после героического семинедельного сопротивления пал город Козельск — он был полностью разрушен, а жители убиты.

Годы ордынского владычества

Годы ордынского владычества

Основной причиной поражения русских и столь долгой зависимости Руси от Золотой Орды стала междоусобица. Княжества Руси, постоянно воевавшие между собой, так и не смогли объединиться перед общей угрозой. Впрочем, даже объединённое русское войско едва ли могло противостоять монгольским полчищам. Их численность по разным оценкам составляла от 75 до 150 тысяч воинов, а дружина любого из восьми крупнейших княжеств насчитывала не более 5 тысяч.

В годы татаро-монгольского ига усобица только усилилась — князья продолжали враждовать и периодически прибегали к военной помощи монголов для борьбы друг против друга за ханский ярлык — документ, подтверждающий право князя на власть.

После каких-либо происшествий князь должен был являться в столицу Орды — Сарай — с докладом о своих действиях или бездействии. При этом хан нередко требовал от князя брать с собой кого-то из младших родственников, которые оставались в Орде в качестве заложников. Живыми возвращались далеко не все.

В 1378 году Мамай отправил на Русь пятидесятитысячное войско, но оно было разбито дружиной Дмитрия Ивановича на реке Вожа. Это была первая победа русских над Ордой, за которой последовала легендарная Куликовская битва.

8 сентября 1380 года объединённое русское войско сошлось в бою с войском Мамая на Куликовом поле, недалеко от слияния рек Дон и Непрядва.

Несмотря на большое количество свидетельств в летописях и художественных произведениях, достоверно об этой битве известно немного. Но совершенно точно одно: воины Дмитрия Ивановича нанесли ордынцам сокрушительное поражение и обратили армию Мамая в бегство.

Это сражение не стало финалом противостояния Руси и Орды. Через два года новый правитель Орды, хан Тохтамыш, разорил Москву и снова заставил русских выплачивать дань. Однако влияние Куликовского сражения на ход истории трудно переоценить.

Во-первых, победа сплотила Русь: князья убедились, что вместе Орду можно победить. Во-вторых, набеги сократились, князьям больше не нужно было получать ханский ярлык, и дань теперь выплачивали нерегулярно.

Наконец, именно это знаменитое сражение вдохновило правнука Дмитрия Донского, Ивана III, выступить против Орды и избавить страну от владычества ханов.

Свержение монголо-татарского ига

Свержение монголо-татарского ига

Через 100 лет после Куликовской битвы, в 1480 году, ордынскому игу пришёл конец. Золотая Орда распалась на несколько ханств, и великий князь московский Иван III отказался выплачивать дань. Хан Большой Орды Ахмат снарядил поход на Русь, но русское войско остановило его на реке Угра.

Последствия монголо-татарского нашествия

Двухвековое монгольское владычество замедлило развитие экономики, культуры и науки, из-за чего Русь сильно отстала от западноевропейских стран.

Нашествие Батыя привело к огромным потерям населения — сотни людей были убиты или угнаны в рабство, в пожарах погибло множество книг, памятников живописи и архитектуры. Две трети русских городов было разорено, и большую часть из них так и не смогли восстановить. Население платило грабительские налоги. Многие ремёсла забылись на десятилетия и даже века — за время ордынского владычества не было построено ни одного каменного храма.

В то же время противостояние с монголами закалило русское войско и укрепило централизованную власть. Если до нашествия Русь была десятком разрозненных земель, то после окончания монголо-татарского ига вся страна объединилась под властью московского князя.

Благодаря этому впоследствии русское государство одержало немало важных побед и в конечном итоге покорило все территории бывшей Золотой Орды.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Княгиня Ольга – правительница Киевской Руси


Княгиня Ольга, в крещении Елена (ок. 890–969), – правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство еще до крещения Руси, первая русская святая.

Точная дата рождения Ольги неизвестна, однако поздние летописи отмечают, что скончалась она в возрасте около 80 лет. Это позволяет приблизительно отнести год ее рождения к концу IX века.

После смерти князя Олега, приблизительно в 912 году, Игорь вступает на киевский престол. В 914 году, покорив уличей и усмирив племя древлян, он заставил их выплачивать дань больше, чем прежде. В 915 году Свенельд, воевода князя, двинулся на юг и после трехлетней осады взял город Пересечен, после чего получил древлянскую дань. В 920 году Игорь вновь воевал с печенегами, но результаты этой войны неизвестны. Слава доблестного князя Олега не давала покоя Игорю, и он совершил два похода на Византию. Первый поход на греков в 941 году окончился полной неудачей. Император Роман был предупрежден болгарами и встретил войско Игоря во всеоружии – он выслал свой флот навстречу судам русичей и сжег их. Спасаясь от разгрома, остатки дружины высадились на берег Малой Азии и стали грабить окрестные поселения, но византийцы выдворили их и оттуда. Игорь с уцелевшей дружиной бесславно вернулся в Киев. Но здесь его ждала радостная весть – у него появился долгожданный наследник: княгиня Ольга родила сына Святослава.

Затем княгиня попросила прислать к ней новых послов из лучших мужей, что древляне с охотой исполнили. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь ко встрече с княгиней.

Постепенно ее неустанными трудами Русь росла и укреплялась. Строили города, окружая их каменными и дубовыми стенами. Для Ольги построили первые каменные здания: дворец в Киеве и загородный терем. Княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Для облегчения торговли она занималась благоустройством дорог и городов в подвластных Киеву землях – новгородских, псковских, сиверских.

Точная дата и обстоятельства крещения Ольги доподлинно неизвестны – скорее всего, это 955 или 957 год. Знаковый обряд был совершен в Константинополе императором Константином VII Багрянородным (или императором Романом II) и патриархом Феофилактом (или Полиевктом). В крещении нарекли ее Еленой – как мать ее крестного отца Константина (или бабку Романа).

Летописи передают легенду о том, как мудрая княгиня перехитрила императора. Константин, узнав ее разум и поразившись не утраченной еще красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда император с патриархом ее окрестили. Когда же Константин снова стал домогаться княгини, Ольга заметила, что она теперь приходится императору крестной дочерью, а значит, жениться на ней он не может. Тогда Константин богато одарил княгиню и отпустил домой.

Ольга пробовала приобщить к христианству Святослава. Он гневался на мать, опасаясь потерять уважение дружины, и даже не думал прислушаться к уговорам матери. Но если кто-то хотел креститься, Святослав не запрещал, а только насмехался над ним.

В 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю. Вместе с детьми Святослава Ольга заперлась в Киеве. Вернувшись из Болгарии, Святослав снял осаду, разбив печенегов, но не желал оставаться надолго в Киеве, собираясь в новый поход. Ольга с трудом удержала его, сославшись на тяжелую болезнь.

100 величественных императриц, королев, княгинь

Запись создана: Среда, 14 Июль 2021 в 0:49 и находится в рубриках Кашеварная часть.

Что такое урок в Древней Руси – понимают далеко не многие. Мы же в нашей статье попробуем разобраться, что это такое и откуда это берет свое начало. Ведь период ввода уроков решил для Российского государства очень многое. Именно с этого момента на Руси появляется централизованная, упорядоченная система в экономическом и политическом плане.

Князь Игорь: начало всего

что такое урок в древней руси

Насильственная смерть князя

Настоящая слава приходит к князю Игорю после его трагической смерти, о которой теперь ходит много легенд и мифов, многие из которых до сих не доказаны научно. Несмотря на это, историки придерживаются мнения, что Игорь был жестоко убит древлянами, с которых он несправедливо собрал дань.

русская правда

Приход княгини к власти

После смерти князя Игоря к власти на Руси приходит его жена – княгиня Ольга. Русью всегда правили сильные воины, поэтому перед Ольгой стояла трудная задача: ей нужно было доказать свою силу и показать всему государству, что она тоже сильная личность, которая способна управлять страной. В древних летописях можно встретить четыре поступка княгини Ольги, которые имеют огромное значение для развития российской истории.

погосты и уроки

Время правления княгини начинается с мести за смерть князя Игоря. Это был первый поступок, упоминающийся в летописях. В качестве отмщения княгиня Ольга вместе с сыном Святославом сожгла дотла столицу древлян. Во время пожара погибло очень много древлянских послов. Этот поступок доказал силу женщины, несмотря на то что на протяжении всего российского государства женщина считалась слабовольным существом, которая должна была вести домашнее хозяйство и заниматься воспитанием детей.

Но не будем отходить от темы. Что такое урок в Древней Руси? После завершения мести княгиня решила заняться государственными делами, чтобы устранить экономические и политические проблемы в стране.

Начало десятого века в Российском государстве

До того, как престол заняла княгиня Ольга, Русь оставалась под сильным влиянием варягов. Рюриковичи отправлялись в дальние земли, где строили новые города, крепости, тем самым расширяя границы Киевского государства. Сегодня летописи говорят нам, что из-за своей географической отдаленности варяги не могли передать очень многое из своей культуры на Русь. Но это не мешало варягам осваивать окружающие земли и водные пути, живущие рядом народы.

урок дань

Чем больше осваивалось рек, тем больше торговых путей открывалось. Именно с этого момента началось расширение городов. Это стало очень сильным толчком к экономическому развитию Руси. Да и сама власть уже означала создание экономической и политической инфраструктуры. Водные торговые пути начинают контролироваться разными князьями. Именно этим моментом и датируется появление такого государства, как Киевская Русь.

Попытки централизации: введение погостов и уроков

сбор дани в древней руси

Органы власти в древнем государстве

Система налогообложения на Руси

Каждый год, с ноября по апрель, дружина князя получала большой доход. Существовало всего два способа его получения: повоз и полюдье. Повоз представлял собой обязательное предоставление князю денег и продовольствия непосредственно ко двору. Полюдье собирали сами дружинники во время объездов государственных территорий.

Объезд, как правило, совершался младшими дружинниками.

фиксированный размер дани

До прихода к власти Ольги налоги были нерегулярными и не имели никакого порядка или нормы. Только в 10-м веке в Киевской Руси создается система налогообложения, которая имеет четкий порядок. Именно с этого момента и происходит введение уроков на Руси.

Реформы княгини Ольги

Приход к власти Ольги стал стартом хозяйственной деятельности всего населения. Именно тогда появляются обязательные платежи в виде погостов и уроков. Это способствовало развитию внутренней политики. До правления княгини главной задачей государства было развитие внешней политики. Несмотря на весь контроль, реформы княгини Ольги носили скорее мирный характер, нежели враждебный.

Конкретные изменения в государственном строе

Если говорить о времени власти княгини, то именно Ольгой были проведены те реформы, которые смогли установить: фиксированный размер дани, назначение ответственных людей по ее сбору и создание специальных точек для ее сбора.

Княгиня решила ввести все изменения незамедлительно. Контроль за приказами тоже начал осуществляться сразу же после введения изменений в государственный порядок.

Погосты и уроки

определение слова уроки в древней руси

Важно также сказать, что вся Русь была разделена княгиней на большие волости, а погосты стали их центрами. Как правило, погосты были крупными селами, располагавшимися по берегам различных рек.

Вывод

Кроме того, те реформы, которые провела Ольга, стали укреплением власти на Руси, привели к распределению контроля по всей территории государства.

Среди всего прочего, важно сказать, что именно благодаря княгине Русь стала приобретать свои культурные духовные ценности. Именно с момента прихода к власти Ольги государство стало развиваться в религиозном и духовном смысле, ведь Ольга активно участвовала в распространении христианства на Руси. Люди стали обретать самосознание и чувство долга перед своим государством. Этому немало поспособствовало создание единой системы налогообложения – введение обязательной выплаты уроков.

Ипатьевская летопись.jpg

1) Словене, Кривичи и Меря в данном случае выступают в роли плательшиков или получателей дани?

Если они получатели (как союзники-соучастники в походе Олега на Киев), то кто плательщик-то? только Поляне? Ведь на тот момент остальные славянские племена еще были не подконтрольны Олегу.

И почему тогда с Новгорода - главного города Словен причитается 300 гривен?

С другой стороны, если " Олег дань установил (кому?)" подразумевается установление плательщиков дани, то получается и Варягам Олег выставил счет?

2) Кому предназначались 300 гривен "от Новагорода мира для"? По контексту вроде получается, что каким-то "заморским варягам", чтобы они не беспокоили своими набегами северные границы владений Олега. Однако, далее следует фраза, что эти деньги новгородцы платили "до смерти Ярослава". А когда летописный рассказ доходит до времен Ярослава, выясняется, что 300 гривен Новгород должен был платить не каким-то "заморским варягам", а киевскому князю. Ярослав же захотел не отправлять их в Киев, оставить как раз для выплаты варяжским наемникам, жившим в Новгороде, чем вызвал гнев своего отца киевского князя Владимира, и лишь внезапная смерть помешала Владимиру наказать Ярослава за самоуправство.

Кто-нибудь может объяснить, как надо понимать данные места в летописи?

Прикрепленные изображения

1) Словене, Кривичи и Меря в данном случае выступают в роли плательшиков или получателей дани? Если они получатели (как союзники-соучастники в походе Олега на Киев), то кто плательщик-то? только Поляне? Ведь на тот момент остальные славянские племена еще были не подконтрольны Олегу. И почему тогда с Новгорода - главного города Словен причитается 300 гривен? С другой стороны, если " Олег дань установил (кому?)" подразумевается установление плательщиков дани, то получается и Варягам Олег выставил счет? 2) Кому предназначались 300 гривен "от Новагорода мира для"? По контексту вроде получается, что каким-то "заморским варягам", чтобы они не беспокоили своими набегами северные границы владений Олега. Однако, далее следует фраза, что эти деньги новгородцы платили "до смерти Ярослава".

1)Словене,кривичи и меря платильщики дани.

2) 300 гривен дани от Новгорода предназначались ежегодно варягам для сохранения мира ("мира деля"). Дань эта выплачивалась варягам до смерти Ярослава.

А когда летописный рассказ доходит до времен Ярослава, выясняется, что 300 гривен Новгород должен был платить не каким-то "заморским варягам", а киевскому князю. Ярослав же захотел не отправлять их в Киев, оставить как раз для выплаты варяжским наемникам, жившим в Новгороде, чем вызвал гнев своего отца киевского князя Владимира, и лишь внезапная смерть помешала Владимиру наказать Ярослава за самоуправство.

"Въ лѣто 6522. Ярославу сущу в Новѣгородѣ и урокомъ дающю 2000 гривенъ от года до года Кыеву, а тысящю Новѣгородѣ гридемъ раздаваху. И тако дааху вси посадницѣ новьгородьстии, а Ярославъ поча сего не даяти Кыеву, отцю своему".

Ярослав, сидевший в Новгороде, платил своему отцу Владимиру 2000 гривен, а своей дружине (гридям)-1000 гривен. В 1014 году (въ лѣто 6522) Ярослав отказался платить отцу 2000 гривен, чем и вызвал гнев Владимира.

1) Словене, Кривичи и Меря в данном случае выступают в роли плательшиков или получателей дани? Если они получатели (как союзники-соучастники в походе Олега на Киев), то кто плательщик-то? только Поляне? Ведь на тот момент остальные славянские племена еще были не подконтрольны Олегу. И почему тогда с Новгорода - главного города Словен причитается 300 гривен? С другой стороны, если " Олег дань установил (кому?)" подразумевается установление плательщиков дани, то получается и Варягам Олег выставил счет? 2) Кому предназначались 300 гривен "от Новагорода мира для"? По контексту вроде получается, что каким-то "заморским варягам", чтобы они не беспокоили своими набегами северные границы владений Олега. Однако, далее следует фраза, что эти деньги новгородцы платили "до смерти Ярослава".

1)Словене,кривичи и меря платильщики дани.

2) 300 гривен дани от Новгорода предназначались ежегодно варягам для сохранения мира ("мира деля"). Дань эта выплачивалась варягам до смерти Ярослава.

А когда летописный рассказ доходит до времен Ярослава, выясняется, что 300 гривен Новгород должен был платить не каким-то "заморским варягам", а киевскому князю. Ярослав же захотел не отправлять их в Киев, оставить как раз для выплаты варяжским наемникам, жившим в Новгороде, чем вызвал гнев своего отца киевского князя Владимира, и лишь внезапная смерть помешала Владимиру наказать Ярослава за самоуправство.

"Въ лѣто 6522. Ярославу сущу в Новѣгородѣ и урокомъ дающю 2000 гривенъ от года до года Кыеву, а тысящю Новѣгородѣ гридемъ раздаваху. И тако дааху вси посадницѣ новьгородьстии, а Ярославъ поча сего не даяти Кыеву, отцю своему".

Ярослав, сидевший в Новгороде, платил своему отцу Владимиру 2000 гривен, а своей дружине (гридям)-1000 гривен. В 1014 году (въ лѣто 6522) Ярослав отказался платить отцу 2000 гривен, чем и вызвал гнев Владимира.

1. То, что "славяне - данники русов" - это мы знаем от К. Порфирогенита. Но буквально из данного пассажа это как-то неоднозначно вытекает.

"и устави дань Словенам " , " и устави дань Варягом" , "и дань устави Словенам и Варягам даяти" - почему тогда Варягов в плательщики не зачисляют? Потому что стереотип: варяги по определению никому дань платить не могут ?

кроме того, если варяги - получатели, то почему только они? а русы не упоминаются? пусть русы тоже варяги, но ведь не любые варяги. По идее должно быть "и устави Руси и прочим Варягам дань даяти", ан нет - "прочим" платим, про "наших" - ни слова.

2. Ну а где же те самые "300 гривен варягом мира для" которые платили "до смерти Ярослава" ? 300 гривен при Олеге и 3000 (2000+1000) при Ярославе какбэ наводят на мысль, что речь идет об одном и том же (либо где-то описка и "нолик потерялся", либо инфляция, либо рост числа налогоплательщиков ).

"и устави дань Словенам " , " и устави дань Варягом" , "и дань устави Словенам и Варягам даяти" - почему тогда Варягов в плательщики не зачисляют? Потому что стереотип: варяги по определению никому дань платить не могут ?

"и устави дани словѣном, и кривичемъ и мерямъ, и устави варягом дань даяти от Новагорода 300 гривенъ на лѣто,".

Вероятно дань тем варягам,которые не подчинены русскому князю. Чтобы они не нападали на Новгород (мира дѣля) им от Новгорода платят ежегодно 300 гривен.

Ну а где же те самые "300 гривен варягом мира для" которые платили "до смерти Ярослава" ? 300 гривен при Олеге и 3000 (2000+1000) при Ярославе какбэ наводят на мысль, что речь идет об одном и том же (либо где-то описка и "нолик потерялся", либо инфляция, либо рост числа налогоплательщиков ).

3000 гривен Ярослав, как посадник, собирал с Новгорода в пользу Владимира 3000 гривен. 2000 отправлял в Киев Владимиру, 1000 оставлял себе на содержание своей дружины. Помимо этого еще 300 гривен Новгород платил варягам. Просто это разные дани. Одна внутригосударственная (3000 гривен), другая-внешняя (300 гривен).

Бог с этими 300 гривнами, хотя все же непонятно, с какой стати 100 с лишним лет платили - платили, а потом вдруг раз и без всякого повода (заметного для летописца) прекратили.

Но с 1-ым вопросом так и не понятно, почему одна и та же фраза "устави дани [этноним]-ам" означает в одном случае плательщика, а в другом получателя?

Но с 1-ым вопросом так и не понятно, почему одна и та же фраза "устави дани [этноним]-ам" означает в одном случае плательщика, а в другом получателя?

Потому что во втором случае фразу надо читать полностью (с глаголом "даяти"-давать).

"и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода"

Бог с этими 300 гривнами, хотя все же непонятно, с какой стати 100 с лишним лет платили - платили, а потом вдруг раз и без всякого повода (заметного для летописца) прекратили.

Тут возможно много версий. Вероятно в связи с христианизацией Скандинавии резко упала вероятность варяжского нападения на Новгород, поэтому и перестали платить. Варяги в летописи последний раз упоминаются под 1036 годом, после этого русские князья варяжские дружины уже не использовали.

Но с 1-ым вопросом так и не понятно, почему одна и та же фраза "устави дани [этноним]-ам" означает в одном случае плательщика, а в другом получателя?

Потому что во втором случае фразу надо читать полностью (с глаголом "даяти"-давать).

"и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода"

Вот именно что "давать", а не "получать".

Ведь, "люди новугородские суть от рода варяжска" . Может, эти "люди от рода варяжска" и давали 300 гривен? В то время как со словен и кривичей, обитавших в том регионе, дань собиралась отдельно в ходе полюдья "по куне с дыма"?

Вот именно что "давать", а не "получать".

Давать ("даяти") от Новгорода.

Ведь, "люди новугородские суть от рода варяжска" . Может, эти "люди от рода варяжска" и давали 300 гривен?

Кому и за что в таком случае? И как тогда объяснить причину выплаты дани-" мира дѣля"?

Вот именно что "давать", а не "получать".

Давать ("даяти") от Новгорода.

Ведь, "люди новугородские суть от рода варяжска" . Может, эти "люди от рода варяжска" и давали 300 гривен?

Кому и за что в таком случае? И как тогда объяснить причину выплаты дани-" мира дѣля"?

Платили Олегу, но они не были под его юрисдикцией в отличие от славянских и финских племен. Варяжский анклав в Городище и/или Ладоге, не данники , но "младшие партнеры". Олег в их дела не лез, они в его, жили "мир деля", но они признавали, что Олег авторитетнее их и поэтому скидывались сообща 300 гривен и "заносили" ему.

Варяжский анклав в Городище и/или Ладоге, не данники , но "младшие партнеры"

" устави варягом дань даяти от Новагорода". Новгород это не Ладога и не Городище (в НПЛ так и называется).

Платили Олегу, но они не были под его юрисдикцией в отличие от славянских и финских племен.

А потом еще платили Игорю, Ольге,Святославу,Ярополку, Владимиру,Ярославу. Так до смерти Ярослава в 1054 году и не были под юрисдикцией русских князей. Но при этом Ярослав Ладогу Ингигерде дарит в качестве свадебного подарка, а Ингигерда там сажает посадником своего человека-Регнвальда Ульвсона.

Но при этом Ярослав Ладогу Ингигерде дарит в качестве свадебного подарка, а Ингигерда там сажает посадником своего человека-Регнвальда Ульвсона.

Ингерманландия - это не подарок Ярослава, а приданое Ингигерды.

И почему тогда с Новгорода - главного города Словен причитается 300 гривен?

Думаю, что Новгород - главный город Варягов, а не Словен, поэтому текст летописи следует читать: "и поставил Варягам дань давать с Новгорода. ". В мирном договоре со шведами от 1323 года жителей Новгорода именуют новгородской Корелой.

Ингерманландия - это не подарок Ярослава, а приданое Ингигерды.

Это где вы такое вычитали? Поделитесь сокровенными знаниями.

Думаю, что Новгород - главный город Варягов, а не Словен, поэтому текст летописи следует читать: "и поставил Варягам дань давать с Новгорода. ". В мирном договоре со шведами от 1323 года жителей Новгорода именуют новгородской Корелой.

В "Слове о погибели Русской земли", которое создавалось в период между 1238 и 1246 гг., после описания красот земли Русской указываются ее границы: "Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга. " Отсюда становится ясным, что территория карел в 1238 году не входила в границы Русской земли. Отсюда и вытекает, что Олег получал дань за мир с корелами, т.к. Новгород был спорной с корелами территорией, то и получал за него 300 гривен мира для. Если верить шведским источникам, то эти территории в указанный период оставались языческими, не ведавшими христианства.

Ингерманландия - это не подарок Ярослава, а приданое Ингигерды.

Отсюда и вытекает, что Олег получал дань за мир с корелами, т.к. Новгород был спорной с корелами территорией, то и получал за него 300 гривен мира для.

На русский язык переведите. С кого получал дань Олег за мир с корелами?

Если верить шведским источникам, то эти территории в указанный период оставались языческими, не ведавшими христианства.

Я так понимаю, что Новгород был во времена Олега был христианским городом?

Ссылка 1 Ссылка 2 Ссылка 3 Ссылка 4

Скажите, вы вообще понимаете значение слова приданое?

Приданое - часть семейного имущества, которое полагалось выделить дочери, выходящей замуж.

Таким образом, Ладога до свадьбы Ярослава и Ингигерды была имуществом ее отца Олафа Шётконунга и входила в состав шведских земель. Так?

Ну а мы пока почитаем сагу "Об Олаве Святом" (гл.XCIII):

Следующей весной приехали в Свитьод послы конунга Ярицлейва с востока из Хольмгарда, и ехали они, чтобы проверить то обещание, которое конунг Олав дал предыдущим летом: отдать Ингигерд, свою дочь, за конунга Ярицлейва. Конунг Олав повел этот разговор с Ингигерд и говорит, что таково его желание, чтобы она вышла замуж за конунга Ярицлейва.

Она отвечает: "Если я выйду замуж за конунга Ярицлейва, то хочу я, — говорит она, — в свадебный дар себе Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему относится". И гардские послы согласились на это от имени своего конунга.

Перевод Т.Н. Джаксон по IF. XXVII. 147-148.

Варяжский анклав в Городище и/или Ладоге, не данники , но "младшие партнеры"

" устави варягом дань даяти от Новагорода". Новгород это не Ладога и не Городище (в НПЛ так и называется).

Платили Олегу, но они не были под его юрисдикцией в отличие от славянских и финских племен.

А потом еще платили Игорю, Ольге,Святославу,Ярополку, Владимиру,Ярославу. Так до смерти Ярослава в 1054 году и не были под юрисдикцией русских князей. Но при этом Ярослав Ладогу Ингигерде дарит в качестве свадебного подарка, а Ингигерда там сажает посадником своего человека-Регнвальда Ульвсона.

Почему если Олег "установи дань Словенам даяти" понимается как "установил, чтобы Словене платили дань", а "установи варягам дань даяти" понимается как "установил, чтобы варяги получали дань" ?

Я предположил, что варяжский анклав в 9в. находился в Городище или Ладоге исходя из того, что археология не подтверждает существование Новгорода в 9в., поэтому, имхо, Новгород применительно к 9в упоминается в летописи в фигуральном смысле, как правопреемник того центра (Ладога?), который тогда существовал. Но если исходить из того, что Новгород действительно существовал уже в 9 в., тогда значит идет речь об варяжском анклаве именно в Новгороде, и "варягам от Новагорода" можно понимать буквально.

Княжеская дружина - это категория социальная. И даже если каждый дружинник Олега был - варяг, но ведь не каждый же варяг - дружинник. Помимо варягов, зачисленных в дружину Олега, были же на территории подконтрольной Олегу и "вольные", которые сами торговали, "грабили корованы" (разумеется, кроме тех караванов, которые имели покровительство от Олега). Естественно, что их взаимоотношения с великим князем киевским было не совсем таким, как у местных славянских племен. Они тоже "дань даяли", но по-другому, киевский князь не являлся к ним с полюдьем, не рассчитывал их платежеспособность "по дыму", исчислял дань не в "белах" и "кунах", а в гривнах. Но все равно дань с них "имал".

На счет юрисдикции - вопрос не принципиальный. Я просто таки образом хотел подчеркнуть особый статус варяжской общины (не включенной в состав княжеской дружины и администрации).

После издания Русской Правды Ярославом все этносы были уравнены в правах ( "любо русин, любо славянин"), соответственно исчез и особый порядок налогообложения для варягов, проживающих на территории Руси.

Читайте также: