Как от холода спастись занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим

Обновлено: 19.05.2024


Цель: формировать у детей основы безопасного поведения во время зимнего периода.

– воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощь;

– развивать внимание, речь, мышление при решении проблемных ситуаций;

– обогащать словарный запас.

Воспитатель:

Ребята, у меня есть волшебная коробочка, в ней что-то спрятано. А что именно, вы сейчас узнаете, если отгадаете загадку:

Дом её на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, снежинка. (Достать)

Воспитатель: А что нам нужно, чтобы мы могли держать в руках снег и нашим рукам не было холодно?

Дети: (варежки, перчатки, рукавички)

Воспитатель: Конечно, рукавички (достать рукавички, взять в другую руку снежинку). В какое время года мы можем увидеть снежинку?

Ответы детей: (зимой).

Воспитатель: А в какое время года нам нужны рукавички?

Ответы детей: (зимой).

Воспитатель: правильно зимой и сегодня мы поговорим о безопасности зимой. (2слайд). Как вы думаете, что может быть опасного на улице зимой?

Даю клубочек, по очереди дети отвечают, напоминаю правила (говорит только тот, у кого клубок).

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на картинку, хорошо или плохо делает папа, который катится с ребенком с горки?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же, плохо (Слайд 3 грустный смайл) они нарушили правило: нельзя катиться с горки, пока она не освободилась, а что произошло в итоге, упал мальчик в сугроб, вот-вот они собьют второго ребенка, что может быть дальше? (Показать на импровизированной горке как одна кукла сбивает другую)

Ответы детей: (сломают ноги, будет шишка, будет больно…)

Воспитатель: Вы все правильно сказали, запомним: нужно подождать, чтобы с горки успел уйти человек, который только что скатился.

Теперь посмотрите на 4 слайд: хорошо или плохо делает мальчик?

Ответы детей.

Воспитатель: Плохо, конечно, что может с ним произойти?

Ответы детей.

Воспитатель: Запомним правило: кататься можно в парке, во дворе или в специально отведенном месте, вдали от транспорта (показать на импровизированной горке, как кукла едет с горки и падает под трамвай). Можно быстро остановить трамвай? Как вы думаете, какой будет здесь смайл?

Слайд 5 (грустный смайл), переключаем на слайд 6.

Воспитатель: А что делают эти ребята? Хорошо или плохо?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы все правильно отвечаете. Отлично. Конечно же, хорошо! Потому что мальчики помогают бабушке подняться.

Какой будет смайл?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, веселый! (Слайд 7). Чтобы не было скользко, тротуары посыпают песком.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, гладкий-гладкий

И совсем-совсем не сладкий

Три – уроним и сломаем. (Садимся)

Воспитатель: Что мы сейчас лепили?

Ответы детей (снежок, а какой он был?)

Воспитатель: А у нас в коробке тоже есть снежок! (Достать снежок, дать детям в руки, каждый ребенок по очереди должен назвать его признак).

Воспитатель: Итак, назвали круглый, холодный, мокрый, грязный…. Можно его есть? Можно летом играть в снежки? Конечно, нет. Только зимой мы можем поиграть в снежки. Давайте посмотрим на следующую картинку (слайд 8). Мы видим сразу две картинки, на обеих ребята поступают плохо. Они без взрослых пошли на реку, на которой лед еще не застыл, он очень тонкий и поэтому ребята попали в воду – это очень опасно, можно не только заболеть, но и погибнуть. Запоминаем правило: ранней зимой без взрослых на лед выходить опасно. Какой будет смайл? Правильно, грустный (Слайд 9).

И вот перед нами еще картинка, хорошо или плохо поступает девочка?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, девочка предупреждает детей, что под крышей ходить опасно, возможно падение сосулек или снега.

Воспитатель: Кто знает, что нужно делать в сильные морозы?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на картинку. Важно всем знать, что в морозы нужно очень тепло одеваться, носить шапку, шерстяные носки, шарф, смазывать лицо жирным кремом и чтобы не потрескались от мороза губы – наносить перед выходом на улицу (достаю из коробки) гигиеническую помаду.

Итак, давайте вспомним все правила, которые мы сегодня узнали:

-кататься в отведенных для этого местах;

-дожидаться, чтобы человек, который скатился, ушел с горки;

-ходить по посыпанным песком дорожкам;

-не ходить кататься на неокрепший лед;

-не ходить под крышами домов, с которых возможно падение снега и сосулек;

-в морозы тепло одеваться.

занятие про соль в ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 18 комбинированного вида муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан.

Автор — Нигматуллина Ильзида Васифовна, Башкортостан, г. Учалы. МАДОУ Д.с. № 18, воспитатель.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская.

Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие: Развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли, желание экспериментировать.

Материал и оборудование:

мешочки с солью, лупы, 2 тазика, картошка, ложки, воронки, баночки для декорирования; слайды по ознакомлению с солью; фартучки; цветная соль.

Ход занятия:

Дети проходятв группу, встают в круг.

Воспитатель:
Придумано кем – то
Просто и мудро.
При встрече здороваться!
— Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

— Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними, улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Почтальон (ребенок): Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуйте! Ребята поздоровайтесь с почтальоном.

Почтальон: Это детский сад № 18?(да, это детский сад № 18) Это группа № 10? (все верно, это группа № 10). Вам посылка, примите и распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель: Спасибо вам за посылку. Ребята, посмотрите, нам принесли посылку, давайте посмотрим, что в ней. Смотрите, мешочки лежат, что в них, давайте узнаем. Возьмите все по одному мешочку помните в руках, пощупайте. Как вы думаете, что в них находится?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, подсказка здесь на экране. На экране изображены картинки, давайте рассмотрим их, и мы тогда узнаем, что же находится в мешочках.

— Что изображено на красной картинке? (соленая шахта) Что добывают в этой шахте? (соль) Какую соль добывают в шахте? (каменную соль) Кто работает в шахте? (шахтеры) Правильно.

Воспитатель: Что изображено на синей картинке? (кастрюля, в ней готовят еду, кладут соль) Какую мы соль употребляем? (поваренную соль) А что мы можем еще посолить? (овощи, салаты и т.д.) Молодцы!

Воспитатель: Что изображено на желтой картинке? (кристаллы) Ребята, скажите мне, пожалуйста, где мы видели кристаллы? (в соли, сахаре, камнях)

Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, а какая еще соль бывает? (морская соль) Где добывают ее? (на море) Молодцы!

Воспитатель: Что изображено на фиолетовой картинке? (коза, им необходима соль)
Значит, соль необходима не только людям, но и животным. Скажите, пожалуйста, в какой республике мы живем? (Башкортостан) В Башкортостане много лесов, кто живет в лесу? (дикие животные) Диким животным нужна соль? (да, нужна) Кто в наших лесах выкладывает соль в кормушки? (лесник) Правильно, молодцы!

Воспитатель: Что изображено на зеленой картинке? (соль используется в медицине) Как лечатся солью? (можно прополоскать горло, погреть пазухи носа, ушибы)

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь, как вы думаете, о чем говорится на этих картинках? (о соли) Правильно, все эти картинки говорят о соли. Значит, в мешочках что находится? (соль) Молодцы!

— Скажите мне, пожалуйста, полезна ли соль для человека? (да, полезна) Чем полезна? (используем в медицине, употреблять в небольших количествах в еде) А соль вредна нашему организму? (да, соль в больших количествах употреблять нельзя, это очень вредно для сердца)

Воспитатель: Ребята, мы сейчас узнали, что в мешочках находится соль, а вы хотите стать юными исследователями, поиграть с солью и узнать ее свойства? (да, хотим) Я предлагаю вам пройти в нашу чудо – лабораторию. Наденьте, пожалуйста, фартуки, и подойдите к столам. Для начала давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории. Перед вами на столах лежат таблички, посмотрите и скажите, как надо вести себя в лаборатории? (работая с солью, нельзя трогать глаза; на занятиях не толкаться; сначала посмотри, что делает воспитатель, а потом повтори; соблюдай тишину; на столе соблюдай порядок.) Молодцы!

Возьмите лупы ирассмотрите, соль через лупы и скажите, из чего состоит соль? (из кристаллов) А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)

Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Соль белого цвета, соль состоит из кристаллов разной формы.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы говорили, что соль похожа на снег, а еще на что она похожа? (на иней) Правильно, ребята. Вы уже видели на улице нашего города, иней на деревьях. И мы с вами пробовали вырастить кристаллы соли, также вы выполнили это дома. Давайте посмотрим наши кристаллы, у нас очень хорошо получилось.

— У нас какое время года? (зима) Кругом снег, иней на деревьях, похожие на соль. А теперь давайте немного поиграем. Вы хотите поиграть? (да)

А теперь, давайте продолжим нашу работу в чудо – лаборатории.

Ребята, как вы думаете, в соленой воде тонут предметы или нет? (нет, не тонут) Хотите это проверить? (да) У нас есть два тазика, оранжевый и зеленый. В одном из тазиков вода пресная (не соленая), а в другом вода соленая. В каком тазике вода соленая, а в другом не соленая, мы сейчас с вами проверим. Сейчас мы возьмем по одной картошке и опустим аккуратно в оранжевый тазик, что произошло с картошкой? (она утонула, лежит на дне тазика) А теперь возьмите еще по одной картошке и опустите в зеленый тазик, что произошло? (картошка плавает на поверхности, она не утонула) В каком тазике вода соленая, почему? (в зеленом тазике вода соленая, потому что там картошка плавает на поверхности)

Какой мы можем сделать вывод из этого опыта? (в соленой воде предметы не тонут) Молодцы ребята!

Ребята, а вы любите рисовать? (да) А вы знаете, что на соли можно рисовать пальцами? Хотите, я вас научу? (да) Для этого нам нужно подойти к столам. Посмотрите, перед вами коробочки с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы не говорите, а сразу зарисовывайте на соли, мы потом проверим, правильно ли вы отгадали. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре

Неуклюжий и смешной, у катка стоит с метлой.

(дети рисуют пальчиками снеговика на соли)

Воспитатель: Проверим, правильно, вы нарисовали отгадку, молодцы, правильно.

Воспитатель: А теперь разровняйте соль ладошкой. Послушайте следующую загадку.

«Ёжик на нее похож, листьев вовсе не найдешь,

Воспитатель: Нарисуйте, пожалуйста, отгадку.

(дети рисуют елку)

Воспитатель: Молодцы, хорошо у вас получается. Разровняйте соль. Послушайте следующую загадку.

«С неба падают зимою и кружатся над землею,

Лёгкие пушинки, белые…(снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Воспитатель: Как красиво вы рисуете, все справились с заданием, молодцы!

Ребята, у нас сейчас зима, на улице холодно, мерзнут руки. Давайте возьмем мешочки и погреем наши руки. Поиграем? (да)

Мы мешочки с солью взяли,
Крепко пальчики мы сжали.
Очень холодно зимой, мерзнут руки ой, ой, ой.
Надо руки нам погреть, посильнее разогреть!
Будем снова их сжимать, ну а после разжимать.
И с ладошки на ладошку, будем с ними мы играть.
Чудо соль ладошки греет, станут пальчики сильнее.

Молодцы, поиграли, погрели руки. А теперь я предлагаю выполнить одну интересную работу с солью. Мы сейчас с вами украсим баночки цветной солью. Посмотрите, я заранее приготовила разноцветную соль. Вы сейчас возьмете по баночке и воронке, и каждый сделает свою радужную баночку, вот такую. А делается это так: надо будет засыпать через воронку разноцветную соль слоями, все это делать очень аккуратно, чтобы соль не перемешалась и не рассыпалась. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой. (дети самостоятельно выполняют работу)

Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с работой, очень красиво получилось. Баночка с радужной солью готова, красиво получилось? Вам понравилась эта работа? (да) Молодцы!

Итог занятия:

занятие про соль в ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 18 комбинированного вида муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан.

Автор — Нигматуллина Ильзида Васифовна, Башкортостан, г. Учалы. МАДОУ Д.с. № 18, воспитатель.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская.

Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие: Развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли, желание экспериментировать.

Материал и оборудование:

мешочки с солью, лупы, 2 тазика, картошка, ложки, воронки, баночки для декорирования; слайды по ознакомлению с солью; фартучки; цветная соль.

Ход занятия:

Дети проходятв группу, встают в круг.

Воспитатель:
Придумано кем – то
Просто и мудро.
При встрече здороваться!
— Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

— Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними, улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Почтальон (ребенок): Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуйте! Ребята поздоровайтесь с почтальоном.

Почтальон: Это детский сад № 18?(да, это детский сад № 18) Это группа № 10? (все верно, это группа № 10). Вам посылка, примите и распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель: Спасибо вам за посылку. Ребята, посмотрите, нам принесли посылку, давайте посмотрим, что в ней. Смотрите, мешочки лежат, что в них, давайте узнаем. Возьмите все по одному мешочку помните в руках, пощупайте. Как вы думаете, что в них находится?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, подсказка здесь на экране. На экране изображены картинки, давайте рассмотрим их, и мы тогда узнаем, что же находится в мешочках.

— Что изображено на красной картинке? (соленая шахта) Что добывают в этой шахте? (соль) Какую соль добывают в шахте? (каменную соль) Кто работает в шахте? (шахтеры) Правильно.

Воспитатель: Что изображено на синей картинке? (кастрюля, в ней готовят еду, кладут соль) Какую мы соль употребляем? (поваренную соль) А что мы можем еще посолить? (овощи, салаты и т.д.) Молодцы!

Воспитатель: Что изображено на желтой картинке? (кристаллы) Ребята, скажите мне, пожалуйста, где мы видели кристаллы? (в соли, сахаре, камнях)

Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, а какая еще соль бывает? (морская соль) Где добывают ее? (на море) Молодцы!

Воспитатель: Что изображено на фиолетовой картинке? (коза, им необходима соль)
Значит, соль необходима не только людям, но и животным. Скажите, пожалуйста, в какой республике мы живем? (Башкортостан) В Башкортостане много лесов, кто живет в лесу? (дикие животные) Диким животным нужна соль? (да, нужна) Кто в наших лесах выкладывает соль в кормушки? (лесник) Правильно, молодцы!

Воспитатель: Что изображено на зеленой картинке? (соль используется в медицине) Как лечатся солью? (можно прополоскать горло, погреть пазухи носа, ушибы)

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь, как вы думаете, о чем говорится на этих картинках? (о соли) Правильно, все эти картинки говорят о соли. Значит, в мешочках что находится? (соль) Молодцы!

— Скажите мне, пожалуйста, полезна ли соль для человека? (да, полезна) Чем полезна? (используем в медицине, употреблять в небольших количествах в еде) А соль вредна нашему организму? (да, соль в больших количествах употреблять нельзя, это очень вредно для сердца)

Воспитатель: Ребята, мы сейчас узнали, что в мешочках находится соль, а вы хотите стать юными исследователями, поиграть с солью и узнать ее свойства? (да, хотим) Я предлагаю вам пройти в нашу чудо – лабораторию. Наденьте, пожалуйста, фартуки, и подойдите к столам. Для начала давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории. Перед вами на столах лежат таблички, посмотрите и скажите, как надо вести себя в лаборатории? (работая с солью, нельзя трогать глаза; на занятиях не толкаться; сначала посмотри, что делает воспитатель, а потом повтори; соблюдай тишину; на столе соблюдай порядок.) Молодцы!

Возьмите лупы ирассмотрите, соль через лупы и скажите, из чего состоит соль? (из кристаллов) А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)

Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Соль белого цвета, соль состоит из кристаллов разной формы.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы говорили, что соль похожа на снег, а еще на что она похожа? (на иней) Правильно, ребята. Вы уже видели на улице нашего города, иней на деревьях. И мы с вами пробовали вырастить кристаллы соли, также вы выполнили это дома. Давайте посмотрим наши кристаллы, у нас очень хорошо получилось.

— У нас какое время года? (зима) Кругом снег, иней на деревьях, похожие на соль. А теперь давайте немного поиграем. Вы хотите поиграть? (да)

А теперь, давайте продолжим нашу работу в чудо – лаборатории.

Ребята, как вы думаете, в соленой воде тонут предметы или нет? (нет, не тонут) Хотите это проверить? (да) У нас есть два тазика, оранжевый и зеленый. В одном из тазиков вода пресная (не соленая), а в другом вода соленая. В каком тазике вода соленая, а в другом не соленая, мы сейчас с вами проверим. Сейчас мы возьмем по одной картошке и опустим аккуратно в оранжевый тазик, что произошло с картошкой? (она утонула, лежит на дне тазика) А теперь возьмите еще по одной картошке и опустите в зеленый тазик, что произошло? (картошка плавает на поверхности, она не утонула) В каком тазике вода соленая, почему? (в зеленом тазике вода соленая, потому что там картошка плавает на поверхности)

Какой мы можем сделать вывод из этого опыта? (в соленой воде предметы не тонут) Молодцы ребята!

Ребята, а вы любите рисовать? (да) А вы знаете, что на соли можно рисовать пальцами? Хотите, я вас научу? (да) Для этого нам нужно подойти к столам. Посмотрите, перед вами коробочки с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы не говорите, а сразу зарисовывайте на соли, мы потом проверим, правильно ли вы отгадали. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре

Неуклюжий и смешной, у катка стоит с метлой.

(дети рисуют пальчиками снеговика на соли)

Воспитатель: Проверим, правильно, вы нарисовали отгадку, молодцы, правильно.

Воспитатель: А теперь разровняйте соль ладошкой. Послушайте следующую загадку.

«Ёжик на нее похож, листьев вовсе не найдешь,

Воспитатель: Нарисуйте, пожалуйста, отгадку.

(дети рисуют елку)

Воспитатель: Молодцы, хорошо у вас получается. Разровняйте соль. Послушайте следующую загадку.

«С неба падают зимою и кружатся над землею,

Лёгкие пушинки, белые…(снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Воспитатель: Как красиво вы рисуете, все справились с заданием, молодцы!

Ребята, у нас сейчас зима, на улице холодно, мерзнут руки. Давайте возьмем мешочки и погреем наши руки. Поиграем? (да)

Мы мешочки с солью взяли,
Крепко пальчики мы сжали.
Очень холодно зимой, мерзнут руки ой, ой, ой.
Надо руки нам погреть, посильнее разогреть!
Будем снова их сжимать, ну а после разжимать.
И с ладошки на ладошку, будем с ними мы играть.
Чудо соль ладошки греет, станут пальчики сильнее.

Молодцы, поиграли, погрели руки. А теперь я предлагаю выполнить одну интересную работу с солью. Мы сейчас с вами украсим баночки цветной солью. Посмотрите, я заранее приготовила разноцветную соль. Вы сейчас возьмете по баночке и воронке, и каждый сделает свою радужную баночку, вот такую. А делается это так: надо будет засыпать через воронку разноцветную соль слоями, все это делать очень аккуратно, чтобы соль не перемешалась и не рассыпалась. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой. (дети самостоятельно выполняют работу)

Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с работой, очень красиво получилось. Баночка с радужной солью готова, красиво получилось? Вам понравилась эта работа? (да) Молодцы!

Итог занятия:

Читайте также: