Комплаенс в страховании что это

Обновлено: 28.06.2024

Комплаенс (англ. compliance — согласие, соответствие) — это внутренняя система мер компании, направленная на предотвращение нарушений законодательства, сохранение репутации компании, управление рисками и снижение негативных последствий их наступления, установление единых правил и стандартов поведения как внутри компании, так и в отношениях с третьими лицами частного и государственного сектора.

Потенциально любая компания подвержена многочисленным рискам при ведении бизнеса. Например, потеря специальных лицензий, нарушение антимонопольного законодательства, недобросовестность сотрудников компании, разглашение конфиденциальной информации компании, неплатежеспособность контрагентов, банкротство, привлечение компании к ответственности и наложение санкций за нарушение законодательства.

— отрицательного влияния на репутацию;

— штрафов, налагаемых на компанию, размер которых может повышаться в случае повторных нарушений;

— требований о возмещении убытков;

— отвлечения внимания от основных видов деятельности;

— расходов на оплату юруслуг;

— ничтожности договоров и (или) антиконкурентных положений;

— в некоторых случаях — лишения права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности и привлечения к уголовной ответственности руководителей и сотрудников;

— потери сотрудников в случае принятия внутренних мер дисциплинарного воздействия.

Классификации рисков разнообразны, но все это разнообразие имеет одно общее последствие — негативное влияние на финансовое состояние компании.

Широта охвата сфер деятельности комплаенса зависит от сферы деятельности компании и масштабов самой компании, географии ее присутствия. Иногда компании внедряют инвестиционный комплаенс, преследуя цель качественной продажи инвестиционных продуктов компании, налоговый комплаенс — для контроля за соблюдением налогового законодательства, антимонопольный комплаенс — для соблюдения антимонопольного законодательства, антикоррупционный комлаенс и другие виды, которые не имеют единой классификации, т.к сферы деятельности комлаенса, как и сферы деятельности законодательства и самой компании, обширны.

В Международной практике ведения бизнеса институт комплаенса получил широкое распространение в корпоративной культуре компаний как механизм, который повышает лояльность клиентов, заинтересованность и доверие акционеров, доверие общества в целом, является гарантией защиты деловой репутации, а также повышает инвестиционную привлекательность компании.

В США Руководство по вынесению приговоров содержит положения о том, что эффективная программа этики и комплаенса при условии ее соответствия установленным в Руководстве по вынесению приговоров критериям должна учитываться судом при рассмотрении антимонопольного дела.

В 2003 году в Великобритании по делу в отношений Hasbro U.K. Ltd (крупнейший поставщик игрушек и игр) Agros Ltd и Littlewoods Ltd, которые нарушили британское законодательство о конкуренции в результате заключения соглашения о фиксировании цен, которое оказало воздействие на торговлю некоторыми игрушками и играми в границах Великобритании, штраф Hasbro U.K. Ltd составил 15,59 млн фунтов стерлингов, но данный штраф был снижен на 10% в результате учета смягчающих обстоятельств, одним из которых являлись принятые компанией меры по пересмотру и усовершенствованию комплаенс-программы.

Нормы о комплаенсе содержатся и в британском законе о борьбе с коррупцией (United Kingdom Bribery act). Согласно ему ответственность возлагается не только на взяткодателя, но и на компанию, интересы которой представлял взяткодатель. Однако избежать ответственности компания может в случае, если докажет, что в целях предупреждения взяточничества существовали адекватные процедуры компаленса, направленные на недопущение дачи или получения взятки.

Этот институт успешно работает в банках Беларуси как международный стандарт банковской деятельности. Основные положения банковского комплаенса были разработаны Базельским комитетом по банковскому надзору при Банке международных расчетов.

В то же время комплаенс часто внедряется белорусскими организациями, входящими в структуру международных компаний.

Чем может быть полезен комплаенс-контроль белорусским организациям?

Цели внедрения комплаенс в организациях:

— повышение уровня знания и соблюдения законодательства, эффективность его применения (особенно актуально в отношении строительных, фармацевтических, медицинских, торговых компаний);

— снижение количества правонарушений;

— снижение репутационных рисков;

— соблюдение требований внутренних корпоративных документов;

— предотвращение финансовых потерь вследствие административных и (или) судебных разбирательств.

Со стороны контрольно-надзорных органов эффективно функционирующая в организации комплаенс-система способствует снижению числа возбужденных дел, т.е. снижается нагрузка контрольно-надзорных органов в целом.

Комплаенс-контроль в коммерческих организациях сопряжен с такими рисками, как запрет на проведение операций по счетам, назначение выездных проверок, наложение административных штрафов, применение санкций к должностным лицам, приостановление деятельности, отмена лицензий, признание недействительными экономических операций.

Многие белорусские компании сталкиваются с недобросовестными контрагентами (например, включенными в реестр субъектов с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере), конфликтом интересов (включая конфликт интересов своих сотрудников), с неправомерным расходованием денежных средств компании, уводом бизнеса, разглашением конфиденциальной информации уже как со свершившимся фактом, влекущим финансовые и (или) репутационные потери. Конечно, внедрение комплаенс-контроля не сведет вероятность наступления рисков к нулю, однако поможет их выявить на ранних стадиях возникновения, выступить сдерживающим фактором для их наступления, послужить профилактикой в целом.

Основными, а также наиболее популярными политиками комплаенса, которые можно рассмотреть ко внедрению в компанию, могут быть следующие:

— Кодекс корпоративной этики.

В нем оговариваются все принципы комплаенс-контроля морали и этики, стандартов поведения, обязанностей сотрудников и основные комплаенс-акценты.

— Политика противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Направлена на блокирование поступления нелегальных доходов, приобретенных преступной деятельностью, в легальный финансовый сектор и препятствует финансированию террористических организаций. В Беларуси базовым документом, который способствует разработке данной политики, является Закон от 30.06.2014 N 165-З.

— Политика принятия и дарения подарков, приглашений на мероприятия.

— Политика, регулирующая конфликт интересов.

Данная политика регулирует ситуации, когда интересы работника конфликтуют с интересами компании или интересы одного клиента вступают в конфликт с интересами другого.

— Политика взаимодействия с регулирующими органами.

— Политика конфиденциальности информации.

— Политика комплаенс-контроля контрагентов и клиентов.

— Политика комплаенс-контроля работы с претензиями и жалобами.

Конечно, вышеуказанные политики — это неполный список, т.к. актуальность внедрения той или иной политики зависит от сферы деятельности компании, а также от ее потенциальных рисков. Следует обратить внимание, что при подготовке ко внедрению любой из политик комплаенса важно, чтобы положения, которые в ней содержатся, соответствовали белорусскому законодательству и не ущемляли прав работников.

В результате сами процессы и системы комплаенса не управляют рисками, это делают люди. Работники могут совершенно по-разному относиться к рискам компании и у них может быть разная личная мотивация, поэтому к созданию и внедрению комплаенса требуется структурированный подход, позволяющий компании приобрести необходимые навыки для выработки общей позиции и обеспечения последовательной и постоянной отдачи со стороны работников и руководства компании.

Вне зависимости от наполнения компаленс-системы ее залог успеха в том, чтобы вывести комплаенс на уровень, когда заложенное поведение комплаенс становится частью корпоративной культуры компании, включая ее руководство и сотрудников.


Одной из ключевых задач любого бизнеса является непрерывное развитие. Однако даже удержать занятые позиции зачастую сложно из-за возникающих рисков, которые могут наносить ощутимый ущерб экономической стороне бизнеса и, что не менее важно, репутации бренда. В срочном темпе реагировать на то, что уже случилось, дорого и болезненно. Поэтому все больше компаний внедряют Комплаенс и создают специальные отделы из сотрудников, способных выявить наличие предпосылок к возникновению риска еще до его проявления и предупредить возможные негативные последствия. Этот мировой бизнес-тренд постепенно приходит и в Россию.

Прочитав статью вы узнаете:

1. Какие преимущества вы получите, внедрив комплаенс в своей компании.
2. Какие основные направления входят в систему комплаенс.
3. Какие принципы необходимо учитывать при внедрении комплаенса.

Зачастую для собственников бизнеса главное – извлечь прибыль, и некоторые руководители стараются получить больше, используя различные противозаконные схемы. Такие люди рискуют своей деловой репутацией, бизнесом, а иногда и свободой. В свою очередь соблюдение необходимых предписаний для ведения честного и взаимовыгодного бизнеса положительно сказывается на деятельности компании. А предупреждение рисков позволяет избежать многих серьезных проблем при взаимодействии с государственными надзорными органами, контрагентами и клиентами.

Широкое распространение комплаенс получил в 1972 году, когда произошел знаменитый Уотергейтский скандал и вскрылись факты коррупции в высшем эшелоне государственной системы США, связанные с получением Конгрессменами крупных взяток от известных мировых корпораций. Реакцией на эти факты стало внесение значительных изменений в законодательство и создание к концу 70-х годов специальных органов осуществляющих надзор за правоотношениями в различных сферах бизнеса. В 2001-м и 2006-м годах, в связи с новыми громкими коррупционными скандалами, комплаенс-система в Соединенных Штатах стала обязательным элементом деятельности любой компании. В 2010 году в результате внесения изменений в законодательство Великобритании внутренний комплаенс-контроль был предписан к внедрению для всех организаций, действующих на территории страны.

Польза от внедрения системы комплаенса
Система комплаенс-контроля в России мало распространена. Это обусловлено недостаточностью законодательной базы, регламентирующей данную сферу деятельности. При этом отсутствует и само юридическое определение этого понятия. Однако в настоящее время все больше компаний из различных сфер бизнеса внедряют внутреннюю систему проверок. Это делается на добровольной основе и дает ощутимые преимущества:

1. Улучшается репутация организации. Комплаенс позволяет создать благоприятные условия для привлечения инвесторов, контрагентов, квалифицированных специалистов, а также повышает лояльность целевой аудитории.
2. Упрощаются взаимоотношения с надзорными органами. Контрольно-надзорные органы начинают больше доверять компании и даже в случае выявления нарушений, налоговая инспекция и другие органы зачастую проявляют большую лояльность к организации с внедренной системой комплаенс.
3. Повышается уровень корпоративной культуры. Постоянное проведение внутренних проверок на всех уровнях и во всех сферах деятельности компании, направленных на усовершенствование бизнес-процессов и работы всего коллектива, создает динамичную среду для нововведений и поиска наилучших решений в организации труда. Внедряется идеология компании, предполагающая следование установленным принципам и этическим нормам по отношению к клиентам и партнерам.
4. Возрастают возможности привлечения надежных партнеров. В результате повышения уровня репутации у организации увеличиваются шансы наладить наиболее выгодные партнерские отношения и таким образом расширить зону своего влияния на рынке.
5. Открываются возможности для осуществления деятельности в других странах. Это особенно важно для транснациональных компаний или тех, которые стремятся стать таковыми. Без внедрения комплаенс-функции, отвечающей всем отечественным и западным стандартам, у бизнеса практически нет шансов организовать свою деятельность за рубежом.
6. В то же время введение системы соответствия законодательным нормам, действующим как на территории России, так и на территории других стран, обеспечивает возможность становиться клиентами иностранных банков, торговать ценными бумагами на крупнейших мировых биржах и так далее.

Основные направления комплаенса
Формирование корпоративной этики. Работа на данном направлении деятельности предполагает создание свода правил поведения сотрудников. Такой документ должен затрагивать все сферы деятельности организации. При этом рекомендации, зачастую, формируются в общем виде, без конкретики. Более детально регламентировать этические нормы поведения внутри компании призваны другие документы.

Предупреждение случаев отмывания доходов. В развитых странах это обыденная практика. Такая работа проводится, исходя из международных норм и рекомендаций. Целью является противодействие поступлению средств, нажитых преступным путем, в легальный сектор экономики.

Урегулирование конфликтов. Здесь речь идет о конфликте интересов, который может возникнуть между сотрудниками, либо клиентами компании, или клиентом и сотрудниками. По результатам комплаенс-деятельности в данной сфере издается документ, регулирующий поведение в конкретных возможных ситуациях. Важным моментом здесь является декларирование того, что интересы компании должны приниматься во внимание в первую очередь.

Предупреждение нарушений сотрудниками этических норм. Это направление работы предполагает внедрение практики информирования о случаях пренебрежения моральными и этическими нормами среди сотрудников. Также в ходе такой активности регламентируются порядок и способы проведения внутренних расследований и фиксации нарушений.

Выстраивание продуктивных отношений с надзорными органами. Конечно, при соблюдении компанией всех установленных законодательством норм, ей вряд ли грозят санкции со стороны государственных структур. Однако встречаются случаи, когда, несмотря на прозрачность деятельности, у фирмы все же возникают определенные проблемы. Поэтому такая работа заслуживает пристального внимания.

Политика конфиденциальности. В результате деятельности в данной сфере формируется культура работы с персональными данными клиентов. Здесь подразумевается неразглашение сотрудниками информации в личных целях, а также эффективность взаимодействия с клиентами, а также обработки поступающих жалоб.

Контроль в сфере покупки ценных бумаг. Это важное направление работы для финансовых организаций. За рубежом ему уделяется особое внимание. Целью является предотвращение фактов покупки сотрудниками ценных бумаг и другой биржевой активности, если это противоречит интересам компании в данный момент. Обычно специалистам требуется согласование своих действий с руководством компании.

Разделение информации внутри компании. Такая деятельность направлена, в первую очередь, на сохранение коммерческой тайны. Также она призвана препятствовать возможным мошенническим действиям со стороны сотрудников, владеющих закрытой внутренней информацией. Важно предоставлять разным специалистам и отделам только ту информацию, которая необходима им для работы, и ничего лишнего. Это комплаенс-направление в обязательном порядке внедряется за рубежом в любой финансовой организации.

Эффективно выстроить систему управления рисками с первого раза бывает сложно. Здесь можно столкнуться с рядом ошибок, которые в итоге повлияют на результативность работы. Это, в свою очередь, может привести к убыткам и другим негативным последствиям. Поэтому при внедрении комплаенс-функции необходимо учитывать некоторые моменты.

Во-первых, необходимо наделять комплаенс-контролеров широкими полномочиями. Иногда для минимизации рисков и обеспечения надежной репутации компании необходимо отказаться от сотрудничества с сомнительными партнерами, контрагентами, провести масштабную реорганизацию внутренних бизнес-процессов, затрагивающие все уровни. Эти действия могут восприниматься в штыки коллективом и руководством. Поэтому комплаенс-контролеры должны занимать высокое положение в иерархии компании и иметь соответствующие их статусу полномочия.

Во-вторых, действия контролеров должны координироваться со стороны руководства компании. Управляющим и собственникам бизнеса стоит оказывать всестороннюю помощь комплаенс-контролерам, предоставляя всю нужную информацию и способствуя со своей стороны проведению реорганизационных процессов в фирме. Такое двустороннее взаимодействие лежит в основе эффективности управления рисками.

Комплаенс-контролерам должны помогать и руководители отделов. Сотрудники компании нередко считают, что не должны участвовать в предупреждении рисков, оставляя эти обязанности специальному подразделению. Однако комплаенс-контролеры не могут обладать полной информацией обо всех возникающих рисках и своевременно предупреждать все проблемы. Это объясняется тем, что они не принимают непосредственного участия в основных бизнес-процессах организации. Поэтому с сотрудниками коммерческих отделов необходимо провести инструктаж. Стоит разъяснить им важность своевременного предоставления информации о рисках комплаенс-контролерам и установить порядок взаимодействия между отделами.

В-третьих, нужно обязательно проверять уровень профессиональных компетенций тех сотрудников, которые будут заниматься управлением рисками. Ведь их миссия в компании очень важна, и от того, насколько качественно они выполняют свою работу, во многом зависит благополучие фирмы. Проверять эффективность управления рисками нужно регулярно. При этом, рекомендуется разделять противодействие внешним рискам и работу по регламентации внутренних процессов компании.

В-четвертых, при внедрении комплаенс-функций следует ориентироваться на устоявшиеся западные стандарты деятельности, адаптируя зарубежные разработки к российским реалиям. Целесообразность такого подхода обусловлена тем, что само понятие комплаенс-контроля зародилось в Соединенных Штатах и уже много лет применяется во многих развитых западных странах, а также тем, что для успешного и устойчивого развития бизнеса необходимо максимально использовать зарубежный опыт.

Управление рисками компании предполагает постоянную аналитическую работу. Лучшим решением будет сформировать команду, которая может согласованно работать над контролем рисков фирмы. Если вы все еще думаете, вводить или нет комплаенс-функцию, то лучше не затягивать с решением. Ведь в условиях российского рынка, где управление рисками еще не так распространено, внедрение комплаенса поможет завоевать лидирующие позиции в своей сфере деятельности.


Что такое комплаенс? Почему банки создают специальное комплаенс-подразделение, и как оно работает? Ответы на эти вопросы читайте в нашем материале.

Что такое комплаенс

В переводе с англ. compliance — это соблюдение, согласие. О чем идет речь?

Любой бизнес должен функционировать в рамках норм и правил, которые установлены:

  • законодательством;
  • межправительственными соглашениями;
  • стандартами саморегулируемых организаций;
  • внутренними документами;
  • рыночными соглашениями;
  • кодексами, принимаемыми отраслевыми ассоциациями;
  • внутренними кодексами поведения.

Нарушение требований может привести к санкциям со стороны контролирующих органов, ограничению или полной остановке деятельности и серьезным финансовым потерям.

Чтобы защитить свои активы, поддерживать репутацию в глазах партнеров, инвесторов, клиентов, сотрудников и контролирующих органов, компания может внедрить у себя комплаенс-функцию. Организовать ее можно как в виде создания отдельного подразделения, так и путем наделения полномочиями отдельных сотрудников.

Специалисты по комплаенсу обязаны отслеживать комплаенс-риски для бизнеса и вырабатывать рекомендации для принятия руководством компании мер по их устранению.

Зачем комплаенс нужен банку

Если владельцы обычных компаний могут сами решать, нужны или не нужны им служба или специалисты комплаенса, то банковское законодательство обязывает банки создать систему управления регуляторным (комплаенс) риском.

Комплаенс в банковских структурах нацелен на соблюдение законных интересов клиентов, партнеров, собственников и личного персонала, установленных антикоррупционных требований и строго следит за соблюдением прав данных сторон.

Специалисты комплаенс-подразделения участвуют в рассмотрении обращений и жалоб клиентов. Комплаенс-культура обязывает каждого сотрудника банка соблюдать нормы деловой этики и профессионального поведения. Крайне важен принцип справедливого и равного отношения к клиентам.

Кроме того, комплаенс-подразделение банка ведет профилактическую работу с клиентами, чтобы не допустить нарушения ими законодательства. Предупреждает о возможных ограничительных мерах, а при наличии проблем — подсказывает, как действовать в рамках установленных норм и требований.

Немного о банковском законодательстве

Каждый банк обязан подчиняться установленным правовым нормам, например:

  • Положение ЦБ от 16.12.2003 № 242-П обязывает все кредитные учреждения организовывать службы внутреннего контроля;
  • Положение ЦБ от 02.03.2012 № 375-П устанавливает требования к правилам внутреннего контроля банка в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по которым должны работать банковские службы;
  • Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ обязывает банки отслеживать и препятствовать совершению операций, связанных с отмыванием нелегальных доходов и финансированием терроризма;
  • Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ требует от банков проведения валютного контроля по международным переводам клиентов.

Так как нелегальные операции часто носят трансграничный характер, то борьба с ними идет на международном уровне. С этой целью помимо российских разработаны международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Разработкой этих стандартов и контролем за их исполнением всеми странами мира занимается специальная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Центробанк активно взаимодействует с FATF в сфере ПОД/ФТ.

Мониторинг клиентов проводится банками в соответствии с Методическими рекомендациями Банка России, в частности:

Что грозит банку за нарушение законодательства

При несоблюдении требований законодательства или умышленному их нарушению банку могут выставить внушительные штрафы или лишить лицензии.

Штрафы могут быть наложены не только на сам банк, но и на его сотрудников, которые несут ответственность за соблюдение процедур внутреннего контроля.

Как комплаенс-подразделение проверяет клиентов

Для начала банк проверяет каждого нового клиента еще на этапе открытия расчетного счета. Ведь до того, как заключить договор, банк должен убедиться, что организация реально существует, клиент не мошенник и открыл предприятие для ведения бизнеса, а не для незаконного вывода денег.

Подробно о причинах, по которым потенциальному клиенту откажут в заключении договора и способах решения этой проблемы, мы рассказывали в этой статье: Когда банк может отказать в открытии счета.

На протяжении всего периода сотрудничества между банком и клиентом служба комплаенса тщательно отслеживает все его финансовые операции.

В частности подозрение могут вызвать:

  • нетипичные для деятельности компании операции;
  • несоразмерность налоговых платежей уровню доходов;
  • отсутствие ожидаемых операций по счетам, непосредственно связанных с работой бизнеса;
  • низкая зарплата работников;
  • резкое снижение размера выручки;
  • постоянные переводы на карты физлиц, не связанные с оплатой труда и т. д.

Особое внимание уделяется контролю за международными платежами.

О том, как вести внешнеэкономическую деятельность в рамках установленных требований мы рассказывали в статье: Какие документы нужно предъявить банку для успешного прохождения валютного контроля.

Если какие-то операции клиента вызвали подозрение, комплаенс-контроль запрашивает документы о происхождении денег и экономическом смысле сомнительных операций. В качестве меры пресечения незаконной деятельности служба может приостановить банковское обслуживание по счету.

Если же необходимые документы представлены в срок, доходы легальны, а расходы понятны и объяснимы, то доступ к счетам восстанавливается.

О том, как правильно переводить деньги физлицам, чтобы не навлечь на свою компанию неприятности, мы рассказывали в статье: Как вести расчеты с физическими лицами, чтобы банк не заблокировал счет.

Если сотрудник комплаенс-подразделения банка звонит клиенту, а он бросает трубку, не отвечает на запросы, значит, ему есть что скрывать. В таком случае банк вправе отказать клиенту в обслуживании.

Не менее важно своевременно сообщать в банк об изменениях, которые происходят с бизнесом. Например: переезд на новый адрес, смена руководителя или учредителя, изменение контактных данных. Постоянное нахождение клиента на связи с банком — залог успешного сотрудничества на долгие годы.


Система Комплаенс (Compliance System) – это признанная международная система противодействия угрозам и управления рисками, которая обеспечивает соответствие деятельности организации (компании) требованиям государственных органов, саморегулируемых общественных и иных организаций, соответствие нормам права, правилам, рекомендациям и стандартам, регламентирующим деятельность организации (компании).


Пример.
Начиная с 2002 года, любая компания в мире, акции которой котируются на Нью-Йоркской Фондовой Бирже, подчиняется требованиям американского законодательства, в соответствии с которыми она обязана внедрить у себя корпоративную систему комплаенс,

Для чего нужен Комплаенс?

Правовые основания Антикоррупционного Комплаенса?

Регулятивная среда представляет собой совокупность взаимодействующих нормативных и ненормативных регуляторов в сфере борьбы с коррупцией, со взяточничеством и противодействия отмыванию денежных средств полученных незаконным путем.

Три основные блока нормативных актов:

  1. Иностранное законодательство (имеющее экстерриториальный характер).
  2. Международное законодательство (конвенции, которые ратифицированы Россией).
  3. Законодательство России, включая законы и подзаконные нормативные акты.

Почему на российские предприятия распространяются иностранные законы в части комплаенса?

В связи с экстерриториальным (трансграничным) характером законодательных актов в сфере комплаенс, противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)

Примеры иностранного законодательства:

Как иностранное законодательство касается граждан России?

  1. При нахождении граждан России за пределами страны при совершении незаконных действий коррупционного характера (т.е. противоречащих нормам комплаенс).
  2. В отношении лиц, формально находящихся вне сферы действия законодательства Великобритании и США, но в связи с использованием услуг почты США и Великобритании или иных средств ведения международной торговли, а также системы проведения платежей, счетов, открытых в американских и английских банках, странах Евросоюза в качестве инструмента совершения незаконных действий.
  3. В отношении должностных лиц организаций, подпадающих с точки зрения иностранного законодательства под санкции комплаенс норм.

Какова регламентация вопросов антикоррупционного комплаенса в Росcии?

Каковы обязанности по антикоррупционном комплаенс?

На организации каких форм собственности распространяется обязанность проведения антикоррупционных мер?

Такая обязанность распространяется на организации Российской Федерации любой организационно-правовой формы и формы собственности – и с государственным участием, и частные организации и общества (предприятия и учреждения), и некоммерческие и др.

Что дает антикоррупционный комплаенс бизнесу?

Результатами эффективной работы корпоративной комплаенс-системы в компаниях является:

  • отлаженная система обнаружения и предотвращения явлений мошенничества, коррупции и другого рода угроз бизнесу;
  • предотвращение и минимизация финансовых потерь, банкротства и санкций применительно к компаниям со стороны российских и зарубежных регуляторов;
  • заблаговременный мониторинг, распознавание и предупреждение рисков несоблюдения требований регуляторов;
  • повышение эффективности деятельности компаний и увеличение их конкурентоспособности и стоимости;
  • сохранение и развитие деловой репутации компаний как в России, так и за рубежом.

Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.

Национальная Ассоциация Комплаенс создана в 2012 году в Москве по инициативе группы компаний с практическим опытом работы в сфере комплаенс и заинтересованных в его развитии на территории России.

В 2013 году Ассоциация вошла в состав Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ). В это же время Ассоциация становится участником Антикоррупционной хартии Российского бизнеса.

Для проведения комплаенс-анализа существующей ситуации в компании и разработки решений, члены Ассоциации разработали свою методологию – Комплексную Систему Комплаенс.

Национальная Юридическая Сеть внедряет КСК по методологии и стандартам Национальной Ассоциации Комплаенс в компаниях различного размера, отрасли, вне зависимости от сложности бизнеса и территориальной расположенности. Компания защищает интересы Персон и Бизнеса, исключает риски осознанной и неосознанной неуплаты налогов, других нарушений, и как следствие потери свободы, денег, репутации и бизнеса из-за несоответствия законам регулирования рынка, требованиям государства и сложившимся добровольным деловым практикам.

С 2012 года Национальная Юридическая Сеть организовала и провела проекты совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, ЮНЕП, РБК, Государственной Думой ФС РФ, РосНОУ.

Приглашаем вас делиться комментариями о материалах CNews на наших страницах платформ Facebook, Telegram и Twitter.


Можете ли Вы быть уверены в том, что все сотрудники Вашей компании принимают решения, руководствуясь исключительно интересами компании? Можете ли Вы точно знать, что репутация Вашей компании под надежной защитой?

Другими словами, комплаенс помогает предотвратить, найти и устранить проблему с помощью регламентации делового поведения сотрудников компании. Если раньше задачей комплаенс было скорее поиск и наказание нарушителей, то теперь фокус на предотвращение нарушений, а в идеале – на создание такой среды, в которой для любого сотрудника поведение, противоречащее интересам компании, являлось бы просто немыслимым.

Сначала понятие комплаенс было чуждо и непонятно российскому бизнесу. Однако в последнее время мы отмечаем, что российские компании все чаще смотрят в сторону комплаенс, рассматривая его как инструмент для минимизации рисков в своей деятельности. И это действительно работает. Так, законодательство и регуляторные органы смягчают ответственность компаний-нарушителей в случае внедрения ими эффективной комплаенс-программы 2 .

Как создать и поддержать эффективную комплаенс-программу? Попробуем разобраться в данной статье.

Комплаенс-программа – это утвержденная в компании совокупность комплаенс-процедур, направленных на соблюдение организацией и ее сотрудниками обязательных требований.

Комплаенс-программа направлена, прежде всего, на недопущение и предотвращение правонарушений, на повышение уровня информированности сотрудников компании, формирование комплаенс-культуры, в соответствии с которой все сотрудники должны соблюдать внутренние правила и политики компании. Успешное функционирование комплаенс-программы позволяет компании сохранить и улучшить свою деловую репутацию, а также смягчить ответственность в случае, если предотвратить негативную ситуацию не удалось, и компания все же привлечена к ответственности.

Чем масштабнее бизнес и чем больше риск нарушения, тем выше необходимость во внедрении комплексной комплаенс-программы. Содержание такой программы должно определяться в соответствии с конкретными требованиями компании. Нет какой-либо единой стандартной программы, которую можно было бы задействовать во всех случаях. Конкретное содержание зависит от потребностей компании.

Если для кредитных организаций актуальной комплаенс-областью является недопущение легализации доходов, полученных преступным путем (отмывания денег), то для фармацевтической компании – это, прежде всего, антикоррупционный и антимонопольный комплаенс.

Комплаенс-программу в фармацевтической компании необходимо внедрять, если такая компания заинтересована в:

  • обеспечении комплексной защиты от правовых, налоговых, экономических, репутационных и иных возможных угроз;
  • создании эффективных механизмов по выявлению и анализу потенциально опасных сфер деятельности и связанных с ними бизнес-рисков;
  • повышении уровня корпоративного управления, корпоративной культуры и инвестиционной привлекательности;
  • совершенствовании процедур проверки благонадежности, согласования новых контрагентов, договоров и иной документации;
  • выстраивании структурированных и доверительных внутрикорпоративных отношений.

1 этап. Определение содержания комплаенс-программы

На данном этапе сотрудники нашей компании проводят очные встречи с руководством и владельцами ключевых процессов для того, чтобы лучше понять культуру компании, ее основные проблемы и возможные риски. Все это в результате поможет определить необходимый объем и содержание комплаенс-программы с учетом индивидуального подхода.

В ходе данного этапа анализируются существующие в компании локальные акты (политики, положения, инструкции и т.п.). После тщательного анализа таких актов составляется и утверждается комплекс процедур и перечень политик, способствующих предотвращению или снижению вероятности возникновения комплаенс-рисков.

2 этап. Разработка локальных актов в сфере комплаенс

В ходе данного этапа разрабатываются основные комплаенс-политики. К базовым локальным актам в сфере комплаенс в фармацевтической компании можно отнести:

  • Кодекс корпоративной этики (определяет основные принципы и правила поведения, которыми сотрудники руководствуются в своей работе);
  • Антикоррупционная политика (определяет принципы и требования, направленные на предотвращение коррупции и соблюдение антикоррупционного законодательства);
  • Политика о коммерческой тайне (определяет порядок работы сотрудников с конфиденциальной информацией, составляющей коммерческую тайну компании);
  • Информационная политика (определяет принципы и порядок раскрытия информации, а также порядок коммуникации сотрудников компании с третьими лицами);
  • Кадровая политика (определяет принципы и положения, способствующие формированию сплоченного, высокопрофессионального и ответственного коллектива);
  • Политика по взаимодействию со сторонними организациями (определяет основные положения о соблюдении компанией и ее контрагентами принципов добросовестности и должной осмотрительности при осуществлении предпринимательской деятельности);
  • Антимонопольная политика (определяет положения, формирующие и поддерживающие культуру постоянного соблюдения норм профессиональной этики и положений антимонопольного законодательства, обобщает основные подходы по неприятию антимонопольных нарушений, повышает информированность работников о неприемлемом поведении, а также снижает риск нарушений антимонопольного законодательства);
  • Политика по целостности данных (определяет принципы целостности данных, основные этапы контроля целостности данных, указывает основные обязанности работников компании в связи с обеспечением целостности данных) и другие.

Приведенный перечень актов не является исчерпывающим. В зависимости от специфики компании и пожеланий руководства могут быть разработаны иные локальные акты.

При разработке комплекса локальных актов целесообразно учитывать соответствие внедряемой комплаенс-программы следующим критериям: комплаенс-программа должны быть понятна, детальна, должна предусматривать систему отчетности (контроля) и устанавливать специально уполномоченное лицо (структурное подразделение), ответственное за организацию работы в области комплаенс, к которому можно было обратиться в случае возникновения вопросов.

Ввиду того, что комплаенс-программа обращена ко всем сотрудникам компании различных профессиональных квалификаций и должностей, начиная от самых низших должностей и заканчивая топ-менеджерами компании, мы обеспечиваем адаптацию предусмотренных комплаенс-программой документов таким образом, что данные документы были должным образом донесены до каждого сотрудника.

3 этап. Утверждение руководством компании локальных актов и ознакомление с ними сотрудников компании

На данном этапе происходит:

  • согласование локальных актов в сфере комплаенс с руководством компании;
  • ознакомление с данными локальными актами сотрудников компании;
  • внесение локальных актов в сфере комплаенс в реестр локальных актов и организация хранения документации, связанной с их утверждением.

4 этап. Проведение тренингов и проверка знаний сотрудников компании в области комплаенс

Помимо принятия компанией локальных актов, содержащих все необходимые положения и формального ознакомления с ними сотрудников, необходимо обеспечить, чтобы каждый сотрудник понимал содержание этих документов и знал, что ожидается лично от него.

Для этого в компании проводится обучение сотрудников в соответствии с планом проведения тренингов. Обучение в форме очных тренингов, на наш взгляд, является более предпочтительным, чем проведение дистанционного обучения, поскольку только так можно вовремя понять, с какими трудностями сталкиваются сотрудники, наладить живой диалог, который является важной частью корпоративной культуры и способствует поддержанию доверительных отношений между сотрудниками компании и ее руководством. Обучение с использованием мультимедийных средств и заданий, выполняемых на рабочем месте в режиме онлайн также возможно, однако у сотрудников должна быть возможность участвовать в дискуссиях и задавать волнующие их вопросы.

5 этап. Дальнейшие мероприятия в области комплаенс

В дальнейшем перечень локальных актов в области комплаенс подлежит постоянному анализу и совершенствованию в связи с изменением законодательства и правоприменительной практики.

Организационные функции по сопровождению комплаенс-программы могут быть возложены на привлеченную аутсорсинговую компанию, специализирующуюся на разработке и внедрении комплаенс-программ.

К организационным функциям по сопровождению комплаенс-программы можно отнести:

  • содействие в прохождении аудитов деловых партнеров и проверок регуляторных органов (следует отметить, что для успешного прохождения аудита иностранного контрагента, лицо, отвечающее за комплаенс в компании, должно знать английский язык);
  • регулярная оценка комплаенс-рисков;
  • обновление локальных актов в сфере комплаенс (плановый пересмотр, либо пересмотр по мере необходимости);
  • осуществление контроля за сайтом компании (на предмет наличия актуальной информации о комплаенс и/или несоответствия контента утвержденным политикам в области комплаенс);
  • разработка агитационных материалов для сотрудников, оформление информационных стендов.

На данном этапе можно с уверенностью утверждать, что эффективная комплаенс-программа – это будущее, главный принцип которого: доверяй, но проверяй. Будущее – это предотвращение нарушений, а не ожидание, пока они будут выявлены регуляторными органами.

Мы будем рады помочь в построении эффективной комплаенс-программы для Вашей компании.

Контактное лицо для обращений: руководитель юридической практики Татьяна Леонидовна Хромова.

Читайте также: