Разделение уголовного и гражданского процесса во франции произошло в каком веке

Обновлено: 30.06.2024

Основными источниками уголовно-процессуального права Франции являются Конституция (1958 г.) и УПК (1958 г.) с многочисленными дополнениями и изменениями, в частности внесенными в 2000 г., а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

§ 3. Уголовный процесс Франции 473

дознание; возбуждение уголовного преследования; предварительное судебное следствие; судебное разбирательство; пересмотр или обжалование судебного решения; исполнение приговора. Уголовно наказуемые деяния во Франции делятся на три уровня: преступление, проступок, нарушение. Для каждого из этих видов преступного деяния предусмотрена определенная уголовно-процессуальная форма производства. Допускается рассмотрение в рамках уголовного дела гражданских исков. Бремя доказывания возложено на прокуратуру.

Дознание осуществляет в основном судебная полиция в целях установления фактов нарушения уголовного закона, собирания доказательств и розыска лиц, совершивших преступление. Оно ведется под контролем прокурора, нередко по его инициативе.

Дознание по очевидным преступлениям должно быть закончено в срок до восьми суток; при отсутствии признаков очевидности — до шести месяцев. В ходе дознания возможно задержание подозреваемого на срок до 24 часов, этот срок может быть продлен прокурором еще до 24 часов. Задержанному должны быть разъяснены его права: на встречу с защитником, на медицинское освидетельствование и др. Возможны также осмотры, выемки, допросы.

Окончив дознание, полиция передает материалы прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного преследования. Гражданский истец (самостоятельная процессуальная фигура потерпевшего по УПК Франции отсутствует) может выступить инициатором возбуждения уголовного преследования. Прокуратура возбуждает уголовное преследование, руководствуясь принципом целесообразности.

Заинтересованные лица могут обжаловать действия прокурора вышестоящему прокурору. Кроме того, публичный иск может быть возбужден по инициативе потерпевшего, который, предъявляя гражданский иск в связи с совершением преступления, вынуждает прокуратуру возбудить публичный иск даже в случаях, когда она не собиралась этого делать.

Существует несколько способов возбуждения уголовного преследования по инициативе прокурора.

Во-первых, возбуждение уголовного преследования путем составления требования о производстве предварительного следствия. Составлением такого требования прокурор приводит в движение публичный иск по делам о преступлениях, требующих предварительного следствия (все дела о преступлениях; де-

474 Глава 30. Уголовный процесс зарубежных государств

ла в отношении несовершеннолетних; дела, по которым не установлено лицо, подлежащее привлечению к ответственности; иное любое дело по усмотрению прокурора).

Во-вторых, возбуждение уголовного преследования с помощью непосредственного вызова в суд. Указанный способ применяется в том случае, когда совершен проступок или правонарушение, не требующие производства предварительного следствия. Прокурор, считая возможным не производить предварительное следствие, направляет судебному приставу требование составить и вручить обвиняемому процессуальный акт, обязывающий его явиться в суд для судебного разбирательства.

В-третьих, существуют упрощенные способы возбуждения уголовного преследования (вызов в протокольной форме и немедленный привод).

По инициативе потерпевшего возможно два способа возбуждения уголовного преследования: 1)жалоба, направляемая непосредственно судье; 2) непосредственный вызов в суд. При первом способе потерпевший направляет жалобу в письменной форме следственному судье или делает заявление в устной форме, которое заносится в протокол. Следственный судья переадресует жалобу прокурору, который должен решить вопрос о возбуждении уголовного преследования. Второй способ применяется, когда по делу не должно производиться предварительное следствие.

Предварительное судебное следствие проводится только по требованию прокурора; оно обязательно по уголовным делам о преступлениях, а по делам о проступках проводится по требованию прокурора. Его осуществляют: следственный судья (первая инстанция) и следственная камера при Апелляционном суде (вторая инстанция).

Существуют также специализированные органы предварительного следствия: судья и следственный судья по делам несовершеннолетних, следственный судья и палата по контролю за следствием при военных судах, следственные комиссии при Высоком суде правосудия и Суде правосудия Республики.

§ 3. Уголовный процесс Франции 475

пертиза. Он также вправе давать поручения судебной полиции о проведении следственных действий, кроме допросов обвиняемого и очных ставок. Для следственного судьи обязательны требования прокурора о производстве следственных действий, но он в определенных случаях вправе не согласиться с требованием прокурора. Следственный судья не является представителем стороны обвинения, он — судья. Если лицо, в отношении которого ведется предварительное следствие, само не заявило ходатайство о приобретении статуса обвиняемого, чтобы полнее использовать свое право на защиту, то оно считается асси стированным свидетелем, т. е. свидетелем, имеющим защитника и некоторые другие права на защиту.

Сроки предварительного следствия определяет следственный судья. Но если он в течение четырех месяцев не произвел ни одного следственного действия, то председатель следственной камеры может изъять у него уголовное дело и передать в следственную камеру для принятия решения по существу.

По окончании предварительного следствия и после проверки материалов уголовного дела прокурором следственный судья передает дело в следственную камеру, являющуюся органом предварительного следствия второй инстанции. Следственная камера состоит из председателя и двух советников.

Основными направлениями деятельности следственной камеры являются: 1) проверка работы следственного судьи; 2) решение вопроса о предании суду или о прекращении уголовного дела; 3) рассмотрение жалоб на действия судебной полиции и следственного судьи.

Во Франции существует четырехзвенная система судов, уполномоченных рассматривать уголовные дела по существу: 1) трибуналы инстанции1; 2) трибуналы большой инстанции; 3) апелляционные суды; 4) Кассационный суд. Кроме того, имеется ряд специализированных судов (суды ассизов, суды по делам несовершеннолетних, политические суды, военные суды и т. п.).

Трибунал инстанции, рассматривающий уголовные дела, именуется полицейским судом и рассматривает в качестве суда первой инстанции дела о так называемых правонарушениях, т. е. запрещенных уголовным законом наименее общественно опасных деяниях. Как правило, он состоит из одного судьи,

Данные суды в литературе иногда называют трибуналами малой инстанции.

476 Глава 30. Уголовный процесс зарубежных государств

единолично рассматривающего уголовные дела. В некоторых крупных городах трибунал инстанции состоит из нескольких судей, имеющих определенную специализацию.

Трибунал большой инстанции, рассматривающий уголовные дела, именуется исправительным судом. Он состоит из нескольких профессиональных судей, коллегиально рассматривающих уголовные дела о проступках, если подсудимый находился под стражей или если ему грозит наказание в виде тюремного заключения на срок свыше пяти лет.

Суд ассизов не является постоянно действующим судебным органом. Он созывается один раз в квартал для рассмотрения во время сессии всех накопившихся дел. Суды ассизов обладают исключительной компетенцией рассмотрения в качестве суда первой инстанции уголовных дел о наиболее тяжких нарушениях уголовного закона, а также пересматривать такие дела в апелляционном порядке.

Особенностью стадии судебного разбирательства является то, что здесь осуществляется не только рассмотрение уголовного дела и принятие решения по существу, но и рассмотрение жалоб на решения суда по существу. В деятельности суда ассизов выделяются три этапа: действия до судебного заседания; судебное заседание; производство после судебного заседания. Суд ассизов состоит из трех профессиональных судей (председатель и два асессора) или жюри (девять членов-непрофессионалов). Судьи и присяжные имеют равные права и решают вопросы как факта, так и наказания совместно. Производство в суде ассизов может быть и заочным при неявке ответчика в течение 10 дней.

В ходе судебного разбирательства в суде ассизов и в других судах председательствующий определяет порядок исследования доказательств. Он вправе принять любые меры, которые сочтет полезными для установления действительных обстоятельств по уголовному делу.

Дела о проступках рассматриваются в исправительном суде, состоящем из трех судей, а дела о нарушениях — судьей единолично в полицейском суде. Но при определенных условиях здесь могут рассматриваться дела и о более тяжких правонарушениях.

Судебное заседание в полицейском и исправительном судах происходит в двух формах: 1) классическая процедура; 2) особые виды производства без судебного разбирательства — при наличии условий, предусмотренных законом.

§ 3. Уголовный процесс Франции 477

Способы обжалования судебных решений: оппозиция, апелляция, кассация и ревизия.

Оппозиция — способ обжалования решения, который имеет отлагательное действие для первоначального решения. Применяется в отношении решений, вынесенных заочно, а также по делам о проступках и правонарушениях.

Апелляция — способ обжалования приговоров исправительных судов по всем делам о проступках и приговоров полицейских судов по делам о правонарушениях, за которые предусмотрено наказание в виде штрафа на сумму свыше 5 тыс. франков, а также при решении вопросов по гражданскому иску.

Апелляции разделяются на основные и встречные. Основную апелляцию в течение 10 суток имеют право подать осужденный, прокурор, гражданский истец и гражданский ответчик (в части, касающейся гражданского иска). Генеральный прокурор может подать апелляцию в течение двух месяцев. Срок встречной кассации — 15 суток с момента провозглашения приговора.

В апелляционном суде одним из судей устно докладывается суть дела, после чего проводится судебное разбирательство. Судебное разбирательство в данном случае включает в себя судебное следствие и судебные прения. При судебном следствии суд может ограничиться исследованием протоколов показаний свидетелей, которые были ими даны ранее. В результате рассмотрения дела апелляционный суд принимает одно из следующих решений: 1) о замене обжалуемого решения собственным решением; 2) об оставлении в силе обжалуемого решения.

Кассация во Франции характеризуется тем, что правом рассматривать кассационные жалобы наделен лишь Кассационный суд. Кассации разделяются на два вида: 1) кассация в интересах сторон; 2) кассация в интересах закона.

Срок кассационного обжалования составляет пять суток с момента провозглашения обжалуемого решения.

Кассационное рассмотрение начинается с доклада одного из судей, после чего выступают адвокаты сторон. Стороны не наделены правом выступления: они могут лишь представить свои письменные доводы по жалобе. Прокурор дает свое заключение последним. Суд, удалившись для вынесения решения, принимает его большинством голосов. При этом судья-докладчик высказывает свое мнение первым, а председательствующий — последним.

478 Глава 30. Уголовный процесс зарубежных государств

Кассационный суд не имеет права изменить обжалуемое решение. Он вправе его отменить либо отклонить жалобу.

Ревизия представляет собой способ пересмотра вступивших в законную силу приговоров, возможный только в пользу осужденного. Инициатива возбуждения ревизионного производства в соответствии со ст. 623 УПК Франции может исходить от министра юстиции, осужденного или его представителя, а также родственников и иных представителей осужденного в случае его смерти.

АВ 2003г. Выпуск 4 ПРОЦЕДУРА ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ И РОССИИ (Материал к парламентским слушаниям)


Франция принадлежит к системе континентального права и поэтому основным источником права является закон. Систему источников уголовного процесса Франции образуют Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), Конституция Франции 1958 г., УПК 1958 г. и другие законодательные акты. Система источников строго иерархична. Верховенство имеют нормы Конституции и УПК, затем следуют нормы законов и подзаконных актов. Многие нормы международных конвенций инкорпорированы полностью в УПК.
УПК - до принятия нового уголовно-процессуального кодекса Франции 1958 года там действовал Наполеоновский кодекс уголовного следствия 1808 года. УПК 1958 года - 2 книги: Досудебные стадии и Судебное разбирательство (примерно 800 статей).
Кроме нового УПК за последние десятилетия был принят ряд новых законов президента Франции, связанных с уголовным правосудием. Например, 1972 г. Закон Об упрощенном судопроизводстве по делам о малозначительных проступках , ряд других законов, принятых в 1972 г. упорядочивали деятельность суда присяжных, вносилось большое число конструктивных поправок и дополнений в раздел о наказаниях и их исполнении. В 1981 г. Закон Об упразднении Суда государственной безопасности , в этом же году Закон Об отмене смертной казни ; Закон 1982 г. О процедуре, применяемой по отношению к адвокату, допустившему грубую профессиональную вину в ходе судебного заседания ; закон 1983 г. "Об усилении защиты потерпевших от преступлений".
Все это порождало постоянную необходимость внесения поправок в УПК. Наиболее важным новшеством было включение в текст УПК в виде приложений большого числа международных и внутренних документов, относящихся к деятельности правосудия и охране прав граждан, а также нескольких кодексов: военной юстиции, государственной воинской службы, судебной организации; извлечений из дорожного кодекса и других законодательных актов.
Стадии уголовного процесса Франции: 1) дознание; 2) возбуждение уголовного преследования; 3) предварительное следствие - досудебные стадии; 4) судебное разбирательство и 4) пересмотр или обжалование судебного решения.
Уголовно правовая классификация преступных деяний и дифференциация уголовного процесса.

Преступление Проступок (delit)

Понятие публичного и гражданского исков в уголовном процессе Франции. Во французском праве оба вида исков четко разграничены. Уголовный иск (публичный) предъявляется прокуратурой от имени государства и не зависит от воли сторон. Гражданский иск в уголовном деле обеспечивает частные интересы, и истец вправе от него отказаться на любой стадии процесса, что однако, не может ни отсрочить, ни остановить возбуждение уголовного иска (ст.2 УПК). Гражданский иск может быть возбужден отдельно от уголовного иска. Однако вынесение решения в судебной инстанции по гражданским делам откладывается до тех пор, пока не будет вынесено окончательное решение по уголовному иску, если он был возбужден (ст.4 УПК).
Стороны (участники) в уголовном процессе. Здесь необходимо обратить внимание на то, что прокуратура, выполняя государственную функцию уголовного преследования, вправе возбудить уголовный иск по своей инициативе или на основании поступивших к ней протоколов, жалоб и доносов. Прокуратура обязана возбудить иск по жалобе потерпевшего, независимо от того, сопровождается она предъявлением гражданского иска или нет. Возбуждая уголовное дело, прокуратура, как правило, основывается на результатах деятельности судебной полиции, которая должна собрать улики, закрепить доказательства, а также организовать розыск лиц, виновных в нарушении закона.
Иные участники процесса: следственный судья, обвинительная камера, суд, обвиняемый, защитник, свидетель, эксперт, переводчик и т.д. и их возможные классификации.
Стадия дознания в уголовном процессе Франции.
Первый раздел, часть 2 УПК носит название "Дознание и проверки личности". Дознание - это первая стадия уголовного процесса, которая протекает до возбуждения уголовного преследования (публичного иска) и во время которой судебная полиция устанавливает факты нарушения закона, собирает о них доказательства и разыскивает лиц, совершивших эти нарушения.
По уголовному процессу России:
С понятием дознание тесно связано одно ключевое для уголовного процесса Франции понятие - судебная полиция.
Судебная полиция - процессуальная функции (задачи), сформулированы в ст. 14 УПК Франции 1958 г. Судебная полиция- это субъект уголовного процесса, который наделен полномочиями по ведению дознания.
Во Франции существует разграничение судебной и административной полиции. Это разделение начинается со времен Великой французской буржуазной революции. Административная полиция действует до совершения преступления, в целях их предотвращения, а судебная полиция действует после совершения преступления в целях раскрытия.
Состав судебной полиции:
в административном плане:
а) национальная полиция;
б) национальная жандармерия;
в процессуальном плане (определяет статус) ст.15, 16 УПК:
а) офицеры судебной полиции (мэры и их помощники, комиссары полиции);
б) агенты судебной полиции и их помощники;
в) чиновники, приравненные к судебной полиции.
Разграничение компетенции:
а) кто обнаружил преступление, тот и проводит дознание;
б) есть определенные преступления, прямо указанные в законе, по которым указано, кто должен проводить дознание;
в) свободный выбор прокурора, который решает вопрос о том, кто будет проводить дознание.
Дознание ведется под руководством прокуратуры (ст.12, 13 УПК).
Общие формы дознания:
1) дознание очевидных преступлений (проступков) - возникло во времена римского права. Это дознание, когда преступник задержан с поличным на месте преступления, а также имеются очевидцы последнего. Сформулирован этот институт в ордонансе 1670 г. - при определенных условиях преступление рассматривается как очевидное, и тогда судебная полиция получает максимально широкие полномочия, практически равные полномочиям следственного судьи.
Условия очевидности:
а) очевидность в собственном смысле слова - преступление обнаруживается в момент его совершения или вскоре после его совершения;
б) презюмируемая очевидность - если вскоре после совершения преступления лицо преследуется людьми, когда при нем обнаружены предметы или следы, которые дают основание полагать, что он совершил преступление;
в) условия, приравненные к очевидным - если преступление совершено в жилом помещении, и лицо, проживающее там на законных основаниях, приглашает полицию
При дознании очевидных преступлений полиция получает очень широкие полномочия по применению средств принуждения;
2) первоначальное дознание - это дознание по делам, по которым отсутствуют признаки очевидности. До 1958 г. не было законодательной регламентации данного вида дознания. Поэтому вся регламентация сегодняшнего времени выходит из судебной практики.
В рамках данной стадии практически отсутствуют меры принуждения.
3) дознание по делам о посягательстве на безопасность государства - дознание осуществляют префекты полиции.
Специальные формы дознания:
1) дознание сомнительной смерти (ст. 74 УПК) - прокурор проводит самостоятельно либо поручает это кому-либо, но всегда участвует специалист. На этом этапе собирается первичная информация, как бы преддознание;
2) институт проверки личности - В 1981 г. был принят закон "Безопасность и свобода". Этот закон дал право судебной полиции задерживать лицо для проверки личности в целях предупреждения преступлений вне рамок конкретного преступления на 4 часа.
Закон от 10 июля 1983 г. включает институт проверки личности в раздел УПК, который получил новое название "Дознание и проверки личности". Но в этом случае размывается разграничение между судебной административной полицией.
Закон от 10 августа 1993 г. гласит: проверка личности может производиться независимо от поведения лица для предотвращения посягательств на общественный порядок.
Проверка личности подразделяется:
а) проверка, личности в собственном смысле - полиция прелагает лицу предоставить о себе сведения;
б) установление личности - если человек отказался предоставить сведения о своей личности. Человек задерживается на 4 часа, и полиция разыскивает информацию о нем. Если нет информации, то лицо через 4 часа доставляется к прокурору, который решает вопрос о дальнейших действиях.
Процессуальные действия в стадии дознания.
В процессе дознания судебная полиция проводит процессуальные действия - это не следственных действия. Ни следственные, ни полицейские действия не получили четкой регламентации в уголовном законе.
Доктрина выделяет:
1) выезд на место и констатация - процедура прибытия на место происшествия и деятельность до начала осмотра, далее констатация , т. е. собственно осмотр, а также изъятие и фиксация орудий, предметов, следов.
2) обыск и выемка - если первоначальное дознание, то необходимо согласие обыскиваемого, выраженное собственноручно, в любом случае проводит офицер судебной полиции.
3) допрос - проводит офицер или агент судебной полиции, оформляется протоколом;
4) очные ставки - в законе не предусмотрены, но на практике очень широко применяются;
4) экспертиза - прибегают к помощи сведущих лиц, существуют специальные списки лиц, которые могут быть экспертами на предварительном следствии;
5) задержание - производит офицер судебной полиции, он обязан разъяснить права (закон 1993 г.) - право предупредить о своем положении по телефону членов семьи или лиц, с которыми он обычно проживает; право на медицинское освидетельствование; право на встречу с защитником спустя 20 часов после начала задержания.
Во время дознания очевидных преступлений можно задерживать любое лицо, которое обладает информацией. При первоначальном дознании только лицо, против которого имеются достаточные улики. Общий срок 24 часа. Но свидетели могут задерживаться только на время, необходимое для получения от них информации. Срок может продлеваться еще на 24 часа при наличии веских оснований. После этого лицо отпускается или принимается решение о возбуждении публичного иска.
Процессуальные акты дознания и их доказательственное значение.
Протоколы - процессуальный акт, фиксирующий либо одно полицейское действие, либо всю совокупность полицейских действий в рамках конкретного дознания. Составляют офицеры и агенты судебной полиции.
Рапорт - составляется помощниками агентов судебной полиции и передаются вышестоящему начальству. Рапорт не имеет абсолютной доказательственной силы, в отличие от протоколов. Кроме того рапорт это заключительный документ дознания, содержащий вывод судебной полиции по делу. По итогам рапорта прокурор принимает решение либо о возбуждении уголовного дела либо прекращение его, а также квалифицирует деяние. На этом дознание заканчивается.
Возбуждение уголовного преследования.
Прокуратура - единственный государственный орган, который имеет право возбудить уголовное преследование. Из негосударственных органов это сделать может только гражданский истец, лицо которое потерпело от преступления.
Три концепции возбуждения уголовного преследования:
1) концепция чистой законности - дело всегда возбуждается и приостанавливается по формальным основаниям;
2) концепция чистой целесообразности - возбуждение и приостановление дела зависит от государственного органа, т.е. от их решения о целесообразности;
3) смешанная концепция:
а) дело возбуждается по решению государственного органа, а прекращается исходя из концепции законности;
б) дело возбуждается исходя из концепции законности, а прекращается по решению государственного органа.
Французская концепция исходит из смешанной концепции (первый вариант): дело возбуждается по усмотрению прокуратуры, а прекращается по концепции законности (прекращает дело не прокурор, а другой государственный орган - суд т.д.). Когда прокурор получает рапорт из органов дознания, он решает вопрос о возбуждении уголовного преследования, исходя из целесообразности (может возбудить, а может и не возбудить). 17% случаев, когда дело возбуждается; 55% - отказ от возбуждения дела по формальным основаниям и 28% отказ по целесообразности.
Отказ от возбуждения уголовного преследования - это административный акт. Поэтому другой прокурор может возбудить уголовное преследование по этому же уголовному делу. Лица могут обжаловать действия прокурора вышестоящему прокурору.

Порядок возбуждения уголовного преследования.

Требование о производстве предварительного следствия - это процессуальный документ, который прокуратура, возбудив уголовное преследований, посылает следственному судье. По делам о преступлениях дело должно быть направлено следственному судье, а также по делам несовершеннолетних. По делам, где необходимо установить виновное лицо, остается усмотрение прокуратуры.
Непосредственный вызов в суд - это процессуальный акт, с помощью которого на лицо накладывается обязанность явиться в определенный день и час. Так, судебный пристав составляет документ в соответствии с законом (по указанию прокурора) и представляет его лицу лично. С этого момента лицо считается подсудимым (после, получения копии документа).

Порядок возбуждения уголовного дела потерпевшим или гражданским истцом.

Жалоба следственному судье - в случае если прокурор не возбуждает уголовное преследование. Следственный судья, получает жалобу потерпевшего и передает ее прокурору, который до этого ее не принял, и прокурор обязан возбудить уголовное преследование, если есть формальные основания. Здесь уже не действует целесообразность прокурора.
Из стран англо-саксонской системы права представляет интерес процедура возбуждения уголовных дел в США

Соловьев Андрей Александрович, заместитель председателя Арбитражного суда Московской области, профессор кафедры гражданского и административного судопроизводства Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), профессор кафедры теории и истории государства и права Московского педагогического государственного университета (МПГУ), доктор юридических наук.

Статья посвящена Гражданскому процессуальному кодексу Французской Республики. Автор прослеживает историю развития гражданского процесса Франции от первого Гражданского процессуального кодекса 1806 г. и вплоть до последних изменений, внесенных в ныне действующий Кодекс. В статье также описывается структура ГПК Франции и дается краткая характеристика основных принципов французского гражданского процесса.

Ключевые слова: зарубежное законодательство, Французская Республика, гражданский процесс, процессуальные принципы.

Порядок осуществления судопроизводства по гражданским делам (гражданский процесс) во Франции регулируется Гражданским процессуальным кодексом (Code de procedure civile) , который является основным нормативным правовым актом в данной области, действующим на национальном уровне.

Первый гражданский процессуальный кодекс Франции, принятый 14 апреля 1806 г., именуемый Гражданским процессуальным кодексом 1806 г. или старым Гражданским процессуальным кодексом и вступивший в силу 1 января 1807 г., готовился юристами, практикующими в соответствующей области, в том числе магистратами, однако сразу же был подвергнут серьезной критике. В качестве основных недостатков первоначальной редакции этого Закона называлось в целом низкое качество его разработанности, а также то, что он, по сути, представлял собой простую компиляцию формальных правил без какой-либо теоретической базы, необходимой для эффективного правоприменения. В частности, французский правовед П.-М. Сильви отмечает, что первый Гражданский процессуальный кодекс Франции устарел еще в момент своего принятия, так как во многом копировал положения принятого намного раньше Ордонанса 1667 г. (вошедшего в состав так называемого Кодекса Людовика XIV) .

Sylvie P.-M. Lecons de Procedure civile. Cours complet et sujets corriges. Paris, 2011. P. 11.

В последующие годы старый Гражданский процессуальный кодекс постепенно редактировался, ряд его статей были отменен. 5 декабря 1975 г. был принят Декрет, в соответствии с которым введен в действие новый Гражданский процессуальный кодекс Франции, который объединил в себе четыре ранее опубликованных Декрета: от 09.09.1971 N 71-740 "О принятии новых процессуальных норм, предназначенных для включения в новый Гражданский процессуальный кодекс" , от 20.07.1972 N 72-684 "О принятии новых норм, предназначенных для включения в Общую часть нового Гражданского процессуального кодекса" , от 28.08.1971 N 72-788 "О принятии третьей группы норм, предназначенных для включения в новый Гражданский процессуальный кодекс" и от 17.12.1973 N 73-1122 "О принятии четвертой группы норм, предназначенных для включения в новый Гражданский процессуальный кодекс" .

Принятие нового Гражданского процессуального кодекса Франции стало первой частью реформы гражданского процессуального права. Процесс его кодификации, по сути, завершился в 1981 г., когда был принят Декрет от 12.05.1981 N 81-500 "Об утверждении положений книг III и IV нового Гражданского процессуального кодекса и о внесении изменений в некоторые положения этого Кодекса" .

Интересно, что новый Гражданский процессуальный кодекс действовал одновременно с Гражданским процессуальным кодексом 1806 г. в период с 1975 по 2007 г., когда Законом Франции от 20.12.2007 N 2007-1787 "Об упрощении права" были отменены действовавшие на тот момент положения старого Гражданского процессуального кодекса и одновременно переименован новый Гражданский процессуальный кодекс .

Так, ст. 26 указанного Закона устанавливала:

"II. Гражданский процессуальный кодекс, принятый в соответствии с Законом от 14 апреля 1806 г., отменяется.

III. Новый Гражданский процессуальный кодекс, введенный в действие Декретом N 75-1123 от 5 декабря 1975 г., становится Гражданским процессуальным кодексом.

IV. Во всех действующих законодательных положениях слова "новый Гражданский процессуальный кодекс" будут заменены словами "Гражданский процессуальный кодекс".

То есть Гражданский процессуальный кодекс (ГПК), действующий во Франции на данный момент, представляет собой (в некотором отношении) серьезно модифицированную редакцию нового Гражданского процессуального кодекса, принятого в 1975 г., однако без включения каких-либо положений Гражданского процессуального кодекса 1806 г.

Вместе с тем совершенствование данного нормативного правового акта постоянно продолжается.

Применительно к структуре актуальной в настоящее время редакции ГПК Франции состоит из шести книг (Livre), которые подразделяются на части (Titre), включающие соответственно подчасти (Sous-titre), главы (Chapitre) и, внутри них, разделы (Section), а иногда еще подразделы (Sous-section) и параграфы (Paragraphe), объединяющие собственно статьи (Article).

Первая книга содержит общие для всех судов положения, вторая регламентирует специальные положения для каждого вида судов в отдельности, третья устанавливает положения, касающиеся отдельных категорий гражданских дел, четвертая посвящена арбитражу, пятая - мирному урегулированию споров. Последняя, шестая, книга отражает особенности осуществления гражданского судопроизводства в заморских владениях Франции. Кодекс также включает в себя приложение, касающееся его применения на территории департаментов Нижний Рейн, Верхний Рейн и Мозель.

Остановимся на базовых принципах гражданского процесса, закрепленных в первой главе части I книги I ГПК Франции, практически не претерпевшей изменений с момента принятия Кодекса:

- принцип равенства прав сторон и диспозитивности, согласно которому только стороны спора имеют право инициировать судебное разбирательство, если иное не предусмотрено законом. Предмет спора определяется взаимными исковыми требованиями сторон, однако он может быть изменен в ходе рассмотрения дела в случае, если новые исковые требования имеют достаточную связь с первоначальными. Судья должен вынести решение в отношении всех заявленных требований и только в отношении их. Одновременно стороны в процессе обязаны надлежащим образом исполнять их процессуальные обязанности, придерживаться установленного порядка судопроизводства и его сроков при осуществлении процессуальных действий (ст. 1, 2, 4 и 5);

- принцип руководства процессом со стороны суда, состоящий в том, что суд осуществляет контроль за соблюдением надлежащего порядка рассмотрения гражданского дела, а также обладает правом давать соответствующие распоряжения и самостоятельно устанавливать некоторые процессуальные сроки (ст. 3);

- принцип непосредственности и полноты исследования фактических обстоятельств дела, предусматривающий обязанность сторон подтверждать исковые требования фактами. При этом решение суда может основываться только на тех фактах, которые являлись предметом судебного разбирательства, пусть даже они были лишь упомянуты в процессе, но не заявлялись сторонами напрямую в обоснование исковых требований (ст. 6 и 7);

- принцип распределения обязанности доказывания, подразумевающий, что каждая сторона обязана доказать в соответствии с законом те обстоятельства, которые необходимы для удовлетворения ее исковых требований либо для отказа в требованиях, заявленных к ней (ст. 9);

- принцип активной роли суда в сборе и исследовании доказательств, наделяющий суд правом предложить сторонам представить объяснения по фактическим обстоятельствам, которые суд считает необходимыми для разрешения спора; принять любые допустимые законом меры по проверке доказательств; истребовать у сторон и третьих лиц находящиеся у них доказательства, а также применить меры процессуального принуждения в случае неисполнения сторонами и третьими лицами такой обязанности, если иное не установлено законом (ст. 8, 10 и 11);

- принцип сотрудничества сторон в целях содействия проверке доказательств. При этом в случае невыполнения данной процессуальной обязанности суд вправе сделать из этого любой вывод (ст. 11);

- принцип разрешения судом спора в соответствии с применимыми нормами права. Суд осуществляет толкование норм права применительно к обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам с учетом права сторон прийти к соглашению о той или иной оценке фактических обстоятельств дела или определенном толковании норм права, подлежащих применению. Суд также вправе предложить сторонам представить пояснения по вопросам права, которые он считает необходимыми для разрешения спора (ст. 12 и 13);

- принцип состязательности, в силу которого суд не вправе вынести решение в отношении какой-либо стороны, предварительно не заслушав ее и не вызвав в судебное заседание. Сторонам гарантируется право на подготовку к защите своих интересов в судебном заседании, для чего они обязаны своевременно извещать друг друга о своих доводах, доказательствах и правовых позициях; суд обязан при любых обстоятельствах соблюдать и обеспечить соблюдение принципа состязательности, в частности в своем решении он вправе принимать доводы, объяснения, документы, представленные сторонами, лишь в случае, если стороны имели возможность оспорить их в состязательном процессе. Кроме того, суд не вправе мотивировать судебный акт ссылками на толкование норм права, которое он произвел по собственной инициативе, не предложив сторонам предварительно представить свои позиции; стороны вправе обжаловать судебные акты, вынесенные по тем или иным причинам с отступлением от принципа состязательности (ст. 14 - 17);

- принцип свободы выбора сторонами способа защиты в судебном процессе, предусматривающий, что стороны вправе защищать свои права и законные интересы в суде самостоятельно, за исключением тех случаев, когда представительство является обязательным. Кроме того, они свободны в выборе доверенного лица для представления их в суде либо оказания им юридической помощи, что не отменяет права суда на заслушивание в любой момент самих сторон спора лично (ст. 18 - 20);

- принцип содействия примирению сторон, устанавливающий, что примирение сторон является обязанностью суда (ст. 21);

- принцип гласности, согласно которому судебное разбирательство является открытым, за исключением случаев, когда закон требует или разрешает рассматривать дело в закрытом судебном заседании (ст. 22);

- принцип языка судебного разбирательства, предусматривающий, что судья не обязан прибегать к услугам переводчика, если он понимает язык, на котором изъясняются стороны. Кроме того, если одна из сторон страдает от потери слуха, судья по общему правилу назначает ей сурдопереводчика или иного специалиста для обеспечения беспрепятственного общения. Он может также использовать любое техническое средство для общения с этой стороной (ст. 23 и 23-1);

- принцип уважения к закону и суду, согласно которому стороны должны действовать с должным уважением к закону и суду в течение всего процесса, в противном случае судья вправе применить к правонарушителям определенные меры воздействия (ст. 24).

Таким образом, несмотря на структурные отличия данного Кодекса от, например, Гражданского процессуального кодекса РФ, следует констатировать, что он в основном базируется на аналогичных процессуальных принципах.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Научный руководитель Брестер Александр Александрович – кандидат юридических наук, доцент Сибирского федерального университета.

Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы построения уголовного процесса во Французской Республики и его стадии.

Ключевые слова: Прокурор, право, зарубежное право, институт обвинения, право Франции, уголовный процесс Франции, стадии Уголовного процесса Франции.

По Французскому законодательству любое преследование субъекта, так же как и в любом другом государстве производится в соответствии с законом, в случае уголовного преследования в его основу ложится уголовно процессуальный кодекс принятый в 1958 году и вступивший в силу 2 марта 1959 года.

Данный источник прав и обязанностей разграничивает уголовное преследование на две группы стадий: предварительная и окончательная. Чтобы понять в какой форме будет проводиться предварительная стадия необходимо сперва классифицировать преступное деяния, так как от его вида будет зависеть форма предварительной стадии (des juridictions d`instruction), точно так же как и окончательная стадия так как для определенного вида преступлений избирается соответствующая ему категория суда, то есть определяет подведомственность дела определенному суду при рассмотрении его по существу (des juridictions de jugement), данный подход заключается в принципе разделения форм судопроизводства, на котором построен весь уголовный процесс Франции.

Уголовный процесс Французской республики отличается особой упорядоченностью, системой, в которой с одной стороны звенья взаимосвязаны и взаимозаменяемые внутри каждой ступени , но с другой четко разграничиваются по своей компетенции, подведомственности и функциям.

Первая группа стадий уголовного преследования включает в себя дознание, возбуждение уголовного преследования, предварительное следствие, вторая группа относит к себе непосредственно судебное разбирательство включая как первую инстанцию так и апелляционную и кассационную инстанции.

В отличии от Российской модели уголовного процесса во Французской республике не все деяния, за которые уголовный кодекс предусматривает ответственность называются преступлениями. Преступление во Франции является самым тяжким деянием, которое карается в соответствии с уголовным законом, преступления или crimes с французского языка это правонарушения, за которые установлено самое строгое наказание, которое может заключаться в 10 и более лет лишения свободы вплоть до пожизненного заключения без права на условно-досрочное освобождение (ст. 131.1 УК Франции), такие преступления рассматриваются только с участием жюри, то есть с участием присяжных.

Помимо преступлений уголовное законодательство и уголовно-процессуальное законодательство Франции имеют еще 2 определения преступного деяния: 1. проступки (contravention), которыми именуются правонарушения, за которые установлено максимальное наказание, которое не связано с лишением свободы, за проступки законодательство Франции предусматривает ответственность в виде штрафа (ст. 131.13 УК Франции). Размер штрафа зависит от тяжести проступка, которая определяется пятибалльной шкале , если дословно переводить Французский УПК: на пять классов. 1-4 класс проступка рассматриваются мировыми судьями, а правонарушения пятого класса – полицейскими трибуналами.

Деликты (delites) – более серьезные правонарушения, за которые установлено наказание связанное с лишением свободы, максимальное наказание до 10 лет лишения свободы (ст. 131.4 УК Франции). Рассматриваются коррекционными трибуналами, входящими на правах палаты в трибуналы высокой инстанции. Данная классификация по сути присутствует и в нашей национальной модели уголовного-процесса, но в ней все деяния именуются преступлениями, независимо от того какое наказание предусмотрено за него.

Стадия предварительного следствия. Понятие "возбуждение уголовного преследования" во Франции буквально рассматривается как возбуждение "публичного иска", так как прокурор является фигурой публичной защиты, можно сказать неким адвокатом общества. Только прокурор может требовать начала предварительного следствия по делам о проступках, в данной категории правонарушений предварительное не является обязательной стадией. В отношении преступлений наоборот предварительное следствие является обязательной стадией, но точно так же начинается с решения прокурора.

Возбуждение уголовного дела, первая стадия уголовного процесса во Франции, может быть определено как процессуальное действие, посредством которого сторона осуществляет свои публичные функции, тем самым можно сказать открывая уголовный процесс.

После стадии предварительного следствия дело передается на рассмотрение в суд.

Весь судебный процесс по уголовному делу и все что с ним связано начинается с обвинительного заключения невиновного. Суд присяжных фактически созывается либо по приказу следственного судьи, либо по решению палаты инструктажа. То есть с появлением обвинительного заключения встает вопрос о созыве жюри. Обвинительное заключение представляет собой резюме элементов против конкретного человека. Затем, после созыва, дело передается в суд присяжных, которые имеют время до суда ознакомиться с ним.

Читайте также: