Кого раскольников считает право имеющими что совершили эти люди в масштабах истории

Обновлено: 17.05.2024

Главной причиной преступления становится теория, которую придумывает сам главный герой.

В этой статье представлена суть теории Раскольникова в романе "Преступление и наказание": смысл, идея, сущность теории главного героя.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все материалы о Раскольникове

Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание": суть, смысл, идея, сущность

  • "низшие люди", то есть обычные, заурядные люди ("материал", по словам Раскольникова). Эти люди послушны и консервативны.
  • "собственно люди", то есть выдающиеся люди, "Наполеоны", которые двигают мир, которым разрешено больше, чем остальным, и которые сами определяют, что можно, а что нельзя.

До совершения yбийства Раскольников надеется, что сам он относится ко второму разряду, то есть к числу выдающихся людей. Он хочет верить, что является человеком, который способен сказать "новое слово" в своей среде. Вот как сам Раскольников объясняет суть своей теории:

"Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово." (часть 3 глава V)

". первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного." (часть 3 глава V)

"Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление." (часть 3 глава V)

"Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убuл… Ну, понятно теперь. " (Раскольников — Соне, часть 5 глава IV)

Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, а именно теория:

". не был я так голоден… я действительно хотел помочь матери, но… и это не совсем верно…" (часть 5 глава IV)

". если б только я зaрeзaл из того, что голоден был, — продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на нее, — то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это. " (часть 5 глава IV)

После совершения yбийcтвa Раскольников разочаровывается в своей теории. Он осознает, что не принадлежит к числу "особенных" людей, которые могут переступить через все. Он понимает, что настоящий Наполеон не задумывался бы над подобными теориями и не мучился бы сомнениями о своем величии или ничтожности.

". своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!" (часть 6 глава V)

"Тут была тоже одна собственная теорийка, – так себе теория, – по которой люди разделяются, видите ли, на материал и на особенных людей, то есть на таких людей, для которых, по их высокому положению, закон не писан, а, напротив, которые сами сочиняют законы остальным людям, материалу‑то, сору‑то. Ничего, так себе теорийка. " (часть 6 глава V)

"Наполеон его ужасно увлек, то есть собственно увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь.

Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, – то есть был в том некоторое время уверен. Он очень страдал и теперь страдает от мысли, что теорию‑то сочинить он умел, а перешагнуть‑то, не задумываясь, и не в состоянии, стало быть человек не гениальный. " (Свидригайлов о теории Раскольникова, часть 6 глава V)

Достоевский о теории Раскольникова

В одном из писем М. Н. Каткову Достоевский сам немного рассказывает о теории Раскольникова, о его странных идеях и шатости понятий:

" Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет ж*довские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. "Она никуда не годна", "для чего она живет?", "Полезна ли она хоть кому-нибудь?" и т. д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать; с тем, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства - притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении "гуманного долга к человечеству", чем, уже конечно, "загладится преступление".

Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтоб была ярче и осязательнее видна мысль. Именно, что убийца развитой и даже хорош накл м человек." (Ф. М. Достоевский — М. Н. Каткову, 10 (22) - 15 (27) сентября 1865 г.)

Также Федор Михайлович в одном из писем Майкову выражает беспокойство по поводу своего пасынка Паши, из которого может получиться "сумасшедший дурак Раскольников". Другими словам, Достоевский считает своего персонажа Раскольникова "сумасшедшим дураком", в том числе, конечно, из-за его нелепой теории, которая сломала ему же жизнь:

"Ведь еще немного и из этаких понятий выйдет Горский или Раскольников4. Ведь они все сумасшедшие и дураки." (Ф. М. Достоевский — А. Н. Майкову, 18 (30) мая 1868 г.)

Это были материалы о сути теории Раскольникова в романе "Преступление и наказание" Достоевского: смысл, идея, сущность теории главного героя.



Пример сочинения 1

В своем произведении Преступление и наказание Достоевский проверяет теорию Раскольникова на практике. Эта участь досталась самому Родиону. Молодой человек был чрезмерно горд и именно поэтому отнес себя к группе избранных. Совершенное им преступление, убийство старой женщины, является проверкой описанной в произведении Достоевского теории Раскольникова.

Молодой человек убежден, что избранные с легкостью смогут переступить через кровь. Ведь в дальнейшем они смогут изменить жизнь всего человечества. Таким людям чужды угрызения совести, они не сожалеют о совершенных поступках. Именно так считает главный персонаж. Правда, жизнь в дальнейшем все сама расставит по местам.

После того, как Раскольников совершает убийство, ему приходится оказаться в изоляции, которая для него мучительна. После того, как Родион переступил черту нравственности, он становится несчастным. Он обречен на постоянное одиночество и уже не может общаться с близкими ему людьми. Как говорит сам главный герой, он убил не старуху, а самого себя.

После совершения данного преступления ранее благородный, добрый парень становится на одной черте с Лужиным и Свидригайловым. Он уже ничем не лучше, чем эти порочные особы. Эти люди также, как и Родион, не взирали на нравственные принципы и делали все для того, чтобы достичь благополучия. Свидригайлов сам говорит Раскольникову, что тот с ним одного поля ягода.

Наказаниям для главного героя стали именно его душевные переживания. Они также доказывали, что ранее он глубоко заблуждался. Собрать свою расколотую душу и обрести наконец-то покой Родиону удается только после того, как он раскаивается и обращается к Всевышнему. Возродиться и заставить себя жить дальше, забыть о ранее преследовавших идеях ему удается только благодаря искренней любви и преданности Сони Мармеладовой.

Не удивительно, что в данном произведении разработанная главным героем теория терпит крушение. Таким образом писатель показывает, что ни одного человека нельзя назвать дрожащей тварью. Каждый человек является личностью и имеет полное право на то, чтобы жить.

Автор указывает на то, что для обретения собственного счастья нельзя делать других людей несчастными. Отношения в обществе нужно строить на милосердии и доброте. Только в этом случае, как утверждает автор, будет царить мир и согласие. В процессе написания сочинения на тему Теория Раскольникова можно сказать, что выдвинутые Родионом предположения изначально были обречены на провал. Система разделения людей на отдельные виды по своей природе была ошибочной.

Во-первых, перед совершением убийства главному герою пригрезилась гибель кобылы. Он вспомнил, что мог быть свидетелем того, как избивали лошадь кнутом. При продумывании плана преступления перед его глазами нередко предстает жалкое животное, которое погибает в результате нанесения сильных ударов.

Во-вторых, теория нелепа, и потому к избранным Родион относит Свидригайлова и Лужина. Первый из них убежден, что человек может совершать абсолютно все, что ему захочется. Он совершает многочисленные преступления, но несмотря на это никаких проблем с законом у него не наблюдается. Говоря же о Лужине, то это также весьма неприятная личность. Он любит исключительно самого себя, может с легкостью оболгать любого человека, лишь бы получить выгоду. Естественно, что относить таких особ к избранным – явная нелепость.


Пример сочинения 2

Но ведь Свидригайлов не сумел существовать, совершив свои преступления, именно поэтому Раскольникова тянуло к нему, он хотел узнать: как можно жить после греха. Казалось бы, он убил и по его теории можно жить дальше, но он не может жить дальше спокойно. Он не выдерживает. Не только потому, что нервы сдали, а, наверное, потому, что сама душа его восстаёт против железной логики его теории. По теории, он должен жить для себя, а отдаёт деньги последние на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры.

Таким образом, писатель в своём романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно не преследовало, недопустимо, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.


Пример сочинения 3

За убийство Родион получает заслуженное наказание. Но даже в тюрьме он продолжает верить в свою теорию. Только доброта Сонечки влияет на него так, что он истинно кается и отказывается от убеждений. Полное отречение от теории происходит после сна, в котором люди убивают друг друга ради мирового благополучия. Итогом является истребление всего живого. Только после этих сновидений герой полностью убеждается в бессмысленности им придуманного. Он понимает, что каждый достоин жить, имеет право на счастье, но благополучия нужно достигать, делая добро, а не истребляя неугодных. Жизнь показывает Родиону Раскольникову, насколько несправедливы были его убеждения, и он начинает ставить во главу всего христианские ценности.

Через покаяние Раскольникова Достоевский хочет донести до каждого, что преступление не может быть оправдано никакими целями, что оно никогда не приведет к счастью. Человек получает то, что отдает. К благополучию нужно идти тропой добра.

Начало романа описывает жизнь молодого студента, столкнувшегося с проблемой бедности, нищеты. Он не может смириться со своим положением в обществе, унижениями, лишениями. Теория идеи Раскольникова и ее крах базируются на несправедливом отношении мира к окружающим, вызвавшим изменение мировоззрения студента. Он отказывается от моральных, нравственных ценностей, разделяя всех людей на две категории.

Первый класс – обыкновенные жители. Герой считает их неспособными на поступки. Второй класс – граждане, имеющие право на все. Именно они движут человечество вперед, нарушая общепринятые каноны.

Одна из причин, почему теория Раскольникова потерпела крушение, – это условность разделения человечества, неуважение к обыкновенным людям, имеющим право на достойную жизнь.

Теория Раскольникова

Почему теория Раскольникова потерпела крах

Объяснить крушение теории Раскольникова кратко можно на основе нескольких эпизодов романа:

  • Раскольников решает самостоятельно провести тест, чтобы определить категорию людей, к которой принадлежит он. Для этого он планирует совершение убийства процентщицы;
  • Персонаж оправдывает свои действия тем, что действует с благими намерениями. Убив старуху, он хочет помочь обездоленным людям, своей семье;
  • В силу обстоятельств герою приходится убить и сестру пожилой женщины;
  • Родион взял деньги, имущество, но спрятал все под камнем. Он рассчитывал, что сможет помочь нуждающимся, когда обретет финансовую стабильность. Деньги, добытые нечестным путем, не помогли в реализации его планов;
  • Жизнь преподносит персонажу урок в виде мучительных страданий. Родион заболевает.

Убийство Лизаветы не было вызвано идейными побуждениями. Раскольников избавился от свидетеля, чтобы не быть пойманным. Когда запертая дверь вызвала подозрения у посетителей старухи, убийца не опустил топор. Он был готов до последнего сражаться, чтобы избежать наказания.

Банки. Договор. Идеи. Маркетинг. Отношения. Бизнес-партнерство. Эффективность

Достоевский не согласен с философией Раскольникова. По мнению автора, вседозволенность страшна, антигуманна и поэтому недопустима.

Достоевский не согласен с философией Раскольникова, автор заставляет своего героя самого в ней разубедиться. Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину: через страдание. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья — краеугольный камень философии Достоевского. Писатель, веря в искупительную очищающую силу страдания, раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.

Однако, совершив убийство, Раскольников перестает чувствовать свою исключительность.

Теперь сомнения одолевают его, хотя сам процесс развенчания идеи не носил моментальный характер. Раскольников много времени шел к собственному разоблачению.

Раскольникова является преступлением перед законами божескими и человеческими, которые существуют в народе в виде основ христианской нравственности.

Кульминация развенчания идей героя происходит в финале романа, когда во время каторжных работ Раскольников только и живет мыслями о Соне, о любви к ней. Любовь в самом широком смысле этого слова становится тем единственным, что спасает Раскольникова от духовной гибели.

Сочинения по темам:

Вы сейчас читаете сочинение Теория Раскольникова и ее развенчание в романе Преступление и наказание

Ответ от Ирина[гуру] Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — это психологический, философский и криминальный роман, в основе которого лежит преступление. Но в этом произведении автор также затрагивает такие темы, как милосердие, самопожертвование, пьянство и его причины, говорит о влиянии условий жизни на человека. Перед нами возникает Петербург, недавно вступивший в эпоху капиталистических отношений. Мы видим жизнь и быт разночинцев, мелких чиновников, разорившихся дворян и бывших студентов. В основе романа “Преступление и наказание” лежит теория главного героя Родиона Раскольникова и ее постепенное развенчание. Бывший студент юридического факультета создал свою собственную теорию, согласно которой все люди от природы делятся на два разряда: “на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных” и “собственно на людей”. Ради великой цели “настоящий человек” имеет право разрешить себе переступить через закон и совершить преступление. Раскольников решается проверить эту теоринхна практике. Он убивает “вредную старушонку”, чтобы, воспользовавшись ее деньгами, облегчить жизнь “униженных и оскорбленных”. Нужно отметить, что он совершает преступление ке только потому, что голоден, но и потому, что хотел проверить, “тварь ли он дрожащая” или “право имеющий”. Для развенчания теории Раскольникова Достоевский сталкивает своего героя с различными персонажами, общение с которыми постепенно разрушает бесчеловечную теорию. Для этой цели он вводит двойников. Таковым является Петр Петрович Лужин, “надворный советник”, служащий в двух местах и составивший свой капитал. Он живет, руководствуясь принципом: “возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Конечно, он никого не убьет, ему и в голову это не может прийти, но тем не менее он с легкостью переступает через моральные и нравственные законы. Он решил взять себе в жены бедную девушку, чтобы она полностью зависела от него, а он мог бы ее унижать и наслаждаться своей силой. Он никогда не помогает людям, не видя в этом личной выгоды. Он обвиняет Сонечку Мармеладову в воровстве, чтобы очернить Раскольникова в глазах своей невесты. Лужин и ему подобные — это люди, не имеющие совести, главной целью в жизни которых является нажива. Таким образом, на примере Лужина Достоевский показывает, что теория Раскольникова, изначально появившаяся как протест против общества, унижающего и уничтожающего слабых и бедных, оборачивается пренебрежением жизнями именно этих “униженных и оскорбленных”. Свидригайлов — другой идейный двойник Раскольникова. Его теория состоит в том, что “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”. Но это чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил. Он изнасиловал глухонемую сироту, убил слугу, был карточным шулером, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены. Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки. И действительно, благодаря письму Дунечки, которое он отдал жене, девушка смогла восстановить свою репутацию. Свидригайлов готов обеспечить Авдотью Романовну, не требуя от нее, чтобы она вышла за него замуж, желает спасти ее от брака с Лужиным, потому что видит, что последний из себя представляет. Свидригайлов быстро разгадывает Раскольникова, суть его теории и его мучения. “Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Затем, что еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое браться”, — говорит Свидригайлов. Да, в том-то и состоит различие между Раскольниковьш и Свидригайловым, что преступление Раскольников совершил, но “черту” не переступил, “на этой стороне остался”, а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается.

В романе Родион Роман (бессмертное произведение)ович показан как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Мармеладова. Раскольников живо сочувствует семье этого спившегося чиновника и впоследствии даже находит духовную близость с дочерью Мармеладова, Соней, вынужденной зарабатывать на панели.

С таким же трепетом относится Родион Роман (бессмертное произведение)ович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.

Раскольников понимает, что его теория оказалась несостоятельной, теперь он предается извращенному удовольствию самоуничижения. Но Соня дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир — она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Вскоре Раскольников окончательно отказывается от прежнего образа мыслей. Его преступление раскрыто, но это больше не пугает Родиона Роман (бессмертное произведение)овича — он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженное наказание.

В чем заключаются причины краха теории Раскольникова

Писатель заостряет внимание читателя, выделяя следующие причины краха теории Раскольникова:

  • Безнравственность взглядов главного действующего лица. Все люди – равноценные, нельзя разделить человечество на тварей и тех, кому все дозволено;
  • Пролитие крови карается юридическими, нравственными, религиозными нормами. Разрешение на убийство во благо является негуманным, абсурдным;
  • Задание персонажа не выполнено – он никому не помог. Студента приводит в ужас чувство собственной слабости, человечность. Он осознает, что относится к классу безвольных тварей. Его не мучает раскаяние, вина за лишение жизни двух человек;
  • Раскольников – изъян идеи, порожденной самостоятельно. Он стремится походить на Наполеона, но теряет веру в себя.

Достоевскому удалось точно описать состояние души убийцы. Его преследуют видения, кошмары. Приходит осознание, что от убийства пострадала его собственная душа. Он стал грешником.

Причины возникновения

Эта теория возникла в голове Раскольникова не случайно. Социальная структура общества, бытовые условия, в которых проживал бывший студент, наложили свой отпечаток на психологическое состояние Раскольникова. Достоевский подробно описывает, какова была почва для зарождения столь губительной для разума и души теории, раскрывая подробности жизни Раскольникова через значимые художественные детали.


  • Комната Раскольникова, которую он снимает у хозяйки, напоминает о его бедственном материальном положении: это низенькая каморка под крышей, похожая на гроб, в ней тесно, темно и холодно.
  • Петербург, по которому гуляет будущий убийца, одной своей атмосферой способен свести с ума, настолько в нём душно, шумно и тоскливо. Город переполнен нищими, пьяными мужиками, продажными женщинами, бездомными. В описании города преобладает жёлтый цвет, напоминающий стены домов для умалишённых.
  • Письма, получаемые Родионом от матери вместе с деньгами, рассказывают о нелёгкой обстановке в семье. Раскольников прибывает в подавленном состоянии из-за осознания того, скольким жертвует ради него родная сестра, из-за невозможности защитить её честь после истории в доме Свидригайловых.
  • Эпизод, в котором Раскольников сначала пытается совершить гуманный поступок и заступиться за девушку на бульваре, а затем отмахивается от этой ситуации, ощущая всю бессмысленность попыток изменить существующий уклад.
  • Сон Раскольникова, в котором он видит детское воспоминание о жестоко и бессмысленно загубленной лошади. С этой лошадью он ассоциирует собственную жизнь.

Достоевский не перекладывает ответственность за поступок персонажа на среду, но допускает что среда усугубила внутренний конфликт в душе героя. Однако вина за содеянное полностью лежит на человеке.

Вторая группа

Разочарования Родиона

Что подталкивает Раскольникова к убийству?

Во-первых, ужасные условия жизни. Бывший студент, который вынужден был бросить учебу из-за недостатка денег, Раскольников живет в тесной каморке с оборванными обоями. Его одежда выглядит так, что другой и посовестился бы такое надеть. Накануне он получает письмо от матери, в котором та сообщает, что его сестра Дуня выходит замуж за состоятельного мужчину, который старше ее. Конечно же, ее подталкивает нужда. Старуха процентщица же богата, но она очень скупая и злая. Раскольников думает о том, что ее деньги могли бы помочь многим, не только его семье. Теория поддерживается одним второстепенным персонажем — студентом, которого видит герой в распивочной. Этот студент разговаривает с офицером. По его мнению, старуха — мерзкое создание, она недостойна жить, а вот ее деньги можно было бы разделить между нищими и больными. Все это укрепляет мысль Раскольникова, что нужно убить.


Крушение теории

В романе присутствуют персонажи, прямо влияющие на духовное развитие Раскольникова. Встреча с героями-двойниками помогает герою увидеть себя со стороны, осознать самообман. Герои-антиподы указывают на выход из сложившейся ситуации и способствуют духовному преображению.

Раскольников видит символический сон, где идеи предстают дьявольскими трихинами — болезнями, поразившими всё общество и ведущими его к гибели. Герой понимает разрушительность своих прежних устремлений. В его жизни появляется место для надежды на будущее. Он вдруг смотрит на молчаливую, кроткую Соню другими глазами и понимает, что любит её.

Таким образом, главный герой романа проходит духовную эволюцию от озлобленного на весь мир человека, заражённого разрушительной идеей, до героя, способного принять существующий порядок вещей и заняться собственным нравственным развитием. Теория Раскольникова разбивается при столкновении с полнотой и многозначностью жизни, неподвластной никаким теориям.

“Тварь ли я дрожащая или право имею” — именно этой цитатой можно описать теорию главного героя романа “Преступление и наказание” Родиона Раскольникова. Как видно из его слов смысл теории заключается в разделении людей на две части. На основе философии Раскольникова развивается сюжет романа.

Основой произведения Федора Михайловича Достоевского является преступление, совершенное из-за жестоких соображений главного героя. Почвой для них послужила окружающая нищета, бедность народа.

К первой группе, тварям дрожащим, Раскольников отнес самых обыкновенных людей. Они не отличались значительным состоянием, напротив, их жизнь была скупа и однообразна. Такие люди составляли основу населения. Они не ставят целей на жизнь, основная их задача — выживание, зачастую за счет горя других. У этого слоя нет моральных принципов: богохульство, разврат и алкоголь — их верные спутники.

Второй группе повезло больше. Родион считает, что представители этой части живут в абсолютно другом мире, где нет нужды и грязи. Их число невелико, однако их возможности в несколько раз больше, чем у других. Их руками вершится правосудие. По мнению героя беззаконие для тех, кто “право имеет” — обычное дело, которое необходимо осуществлять для блага людей. По началу их действия вызывают бурную реакцию и искреннее непонимание у массы, но оставляют заметный след в истории, как Наполеон. Именно к таким деятелям правосудия относит себя главный герой романа. Чтобы удостовериться в работоспособности своей теории он совершает страшное преступление — убивает старуху-процентщицу.

Теория рушится сразу после свершения убийства. Идея помочь множеству нищих путем убийства состоятельной старухи оказалась неудачной. Кроме того, после встречи с Лужиным и Свидригайловым Родион осознает, что взгляды собеседников на жизнь схожи. Он стал похож на людей, которых не хотел видеть в своем мире. По мнению Раскольникова, те, у кого есть “право”, могут избавиться от них. Но, размышляя о содеянном, он приходит к выводу, что они наиболее близки к его философии. А те, кто дорог сердцу — семья, Мармеладовы — по его собственному учению относятся к “тварям”.

Раскольников окончательно запутался, он сходи с ума, утопая в собственных мыслях. Ему кажется, что убив старуху и Лизавету он убил и себя. Его теория не имеет смысла. Будучи на каторге он пришел к выводу, что злодеяния не смогут породить благо. Мир может спасти только добро и сострадание, которые появляются как лучик света в этом темном царстве.

2 вариант

Произведение Федора Достоевского “Преступление и наказание” рассматривает тяжелый личностный конфликт главного героя – бывшего петербуржского студента Родиона Раскольникова. Нищета на протяжении уже долгого времени рушит жизнь его и всей его семьи. Много раздумывая о том, как же изменить такое положение вещей, Раскольников написал статью, выдвинув идею о том, что всех людей можно условно поделить на высших, героев, которые влияют на ход истории, совершают великие дела и всех остальных людей, являющихся для них лишь средством, материалом, “тварями дрожащими”. Все, что имеют право делать последние, являясь жалкими и недостойными членами общества, это послушно жить и закона не нарушать. Эти самые законы для них как раз и создает первая категория, “собственно людей”, имея таким образом неограниченное влияние над основной массой.

Теории Родиона Раскольникова не зря уделяется так много внимания при изучении романа “Преступление и наказание”. Она, фактически, стала элементом, порождающим тему произведения. Раскольников, несмотря на то, что как он, так и его семья, были нищими и несчастными, совершает убийство, а затем и двойное убийство, вовсе не по этим причинам. Во всем он руководствуется своей собственной теорией. Основным мотивом совершения Раскольниковым преступления как раз было выяснить, принадлежит он к разряду дрожащих тварей или все-таки право имеет. Деля всех людей на разряды (первый и второй, низший и собственно людей), Родион мучается вопросом, к какому же из них принадлежит он сам. Собственно, чтобы узнать это, он и решается на убийство.

Интересней всего перед читателем предстает исход данной проверки. Раскольников, веруя в истинность собственной теории, убивает богатую старушонку. Но значит ли это, что он априори принадлежит к той высшей категории людей, которые правят миром и творят историю? Нет, и об этом нам сообщает сам лирический герой. Сомнения и угрызения совести продолжают терзать его на протяжении еще долгого времени. Он разочаровывается в своей теории и даже в себе самом. Убить-то он убил, но, если бы и, правда, причислялся к высшему разряду, даже говорить о муках совести было бы неуместно. Настоящему Наполеону не нужна была бы подобная теория или какие-либо оправдания своих же действий. Он не сидел бы часами, раздумывая и частично даже сожалея о содеянном. Так и выяснил Раскольников, что никакой он на самом деле не Наполеон, а лишь очередная дрожащая тварь, низший человек, совсем обычный и заурядный. Так и рухнула его теория.

Сочинение о теории Раскольникова

И все-таки окончательное понимание ситуации приходит к Родиону далеко не сразу. Он все еще продолжает считать свою теорию верной, а в том состоянии отстраненности и отгороженности от всего окружающего мира Раскольников не способен критически посмотреть на вещи, вырваться из цепкого плена собственных идей.

Единственное, что может его спасти, это добрый друг, который выслушает и поймет главного героя, тем самым облегчив его страдания. Таким человеком оказывается Соня Мармеладова, перед которой главный герой раскрывает свою душу. Он прислушивается к ней и в результате признается в содеянном. За совершенное преступление ему воздается должное наказание. Оказавшись на каторге, Раскольников не сразу приходит к осознанию вины и раскаянию. Но доброта и духовная сила Сони Мармеладовой вразумляют героя и помогают отказаться от своих идей. Полное разрушение бесчеловечной теории происходит в последнем сне Родиона, где люди убивают друг друга ради достижения всеобщего счастья. Итог всего этого – опустевшая мертвая земля. С этого момента начинается возвращение Раскольникова к жизни. Он приходит к пониманию, что все люди одинаковы, и все они заслуживают счастья, которого можно добиться, помогая своим ближним.

Читайте также: