Башкирские права как выглядят

Обновлено: 02.07.2024

Колонизация Башкортостана и борьба башкир за права и свободы. Имеется множество исторических документов нормативного характера, которые в той или иной степени связаны с башкирскими восстаниями.

Феномен башкирских войн-восстаний XVII-XVIII веков всегда был объектом пристального внимания историков, и ему посвящено достаточ-

В течение 1662-1798 годов произошло 6 войн-восстаний: 1662-1665, 1681-1684, 1705-1711, 1735-1740, 1755-1756, 1773-1775 годов.

Именно частота данных конфликтов, которые происходили в среднем каждые 20 лет, позволяет констатировать наличие особого периода в истории башкирского народа, в течение которого осуществлялась борьба за сохранение прав и свобод. (Вооруженные конфликты были и до 1662 года: 1572, 1581, 1616, 1645 годов, но участие в них башкир не носило массовый характер.)

Первые войны-восстания (1662-1665, 1681-1684, 1705-1711 годов) заканчивались мирными переговорами, что объясняется не только слабостью правительства в регионе, но и военной мощью башкир. (Исследователи считают, что в XVI-XVII веках русское войско не достигло еще военного уровня конных кочевников230.)

Война-восстание 1662—1665 годов.

Конфликт в центральном Башкортостане закончился в 1663 году примирением сторон, послы от башкир Ногайской дороги были приняты царем. Еще раз подтверждались условия вхождения башкир в состав Московского государства. Был снят со своего поста не устраивавший башкир уфимский воевода А. М. Волконский.

вичей - Каная и Азима составляли башкиры-табынцы .

Надо учесть, что основной доход Сибирского ханства составлял ясак пушниной, собираемый в основном с политически пассивных местных народов: вогулов, коми и т. д. Башкирские элиты Сибирской дороги, составляя опору ханской власти, также получали свою долю с данного дохода.

Осинская же дорога возникла в результате миграции части башкирских родоплеменных организаций на север, подальше от монгольской администрации. И было бы наивно полагать, что воинственные башкиры не воспользовались возможностью объясачить местное население.

И вот установившуюся систему отношений ломает русская экспансия. Московский царь требует уплаты ясака уже в свою пользу. Политические элиты Сибирского ханства (в том числе и башкирские элиты) оказывают яростное сопротивление агрессору. И даже после крушения Сибирского ханства не оставляют попыток реанимировать его. Очевидно, что башкиры Сибирской дороги не могли так просто смириться со сложившимся положением, уплатой ясака, русской экспансией и т. п. и были заинтересованы в восстановлении Сибирского ханства.

Башкиры же Ногайской дороги от событий, связанных с вхождением в состав Московского государства, только выиграли, поскольку заняли освободившиеся от ушедших ногаев земли. Правительство еще не приступило к колонизации дороги, поэтому интересы башкир и государства здесь не противоречили друг другу. А стихийная миграция различных народностей, а также крестьян из центральных областей страны, которую правительство пыталось остановить, только усиливало башкир (переселенцы становились арендаторами башкир-вотчинников). С соседними же народами (калмыками, казахами) отношения, напротив, были натянутыми, поскольку имел место прямой конфликт за обладание пограничными кочевьями.

Более активная роль башкир Казанской дороги объясняется тем, что они первыми ощутили негативные стороны правительственной политики в крае (земли под строительство Закамской линии крепостей изымались именно у них).

Внешнеполитические симпатии части элиты башкир Ногайской и Казанской дорог традиционно были отданы Крымскому ханству и Турции (прокрымская партия была сильна и в Казанском ханстве)232.

И, судя по крымским источникам, башкиры активизировали дипломатическую деятельность, рассчитывая на помощь, а в последующем, возможно, на изменение сюзеренитета в пользу Крымского хана233.

Были установлены и связи с калмыками. Но позиция калмыков не была последовательной: часть поддержало русских, часть - башкир234.

Однако среди башкирской элиты были также сильны позиции про- московской партии. Не следует забывать, что без ее наличия мирное вхождение башкир в состав Московского государства было бы невозможным. Приверженцы промосковской партии, участвуя в войнах- восстаниях, требовали лишь соблюдения правительством всех взятых на себя обязательств при вхождении башкир в состав государства. После декларации представителей правительства данных намерений, приверженцы промосковской партии, как правило, выступали за прекращение конфликта и начало мирных переговоров, предлагали свои услуги в качестве посредников. А. Доннелли включает деятельность указанной партии в состав основных причин, приведших к прекращению конфликта32-.

Однако зимой 1665 года после переговоров конфликт был улажен. Непоследовательность башкир в поддержке кучумовичей объясняется тем, что они, ориентируясь в сложившейся политической ситуации, прекрасно осознавали, что планы по восстановлению Сибирского ханства являются эфемерными.

По всей видимости, башкирские элиты просто использовали кучумовичей для достижения своих целей. Наличие царевича делало движение политически более значимым, что способствовало привлечению большего числа сторонников, давало дополнительные преимущества в переговорах с московским правительством и т. п.

Итак, первая война-восстание закончилась в целом благоприятно для башкир. Стороны вернулись к прежним отношениям. Правительство официально подтвердило условия вхождения, обязалось пресечь имевшие место правонарушения.

Война-восстание 1681-1684 годов236 Причина: попытка насильственной христианизации, злоупотребления представителей местной государственной власти, противоправный захват башкирских земель. Как уже отмечалось, согласно правовой традиции региона считалось недопустимым вмешательство властей в духовную жизнь своих подданных, тем более - требовать изменить свою религию или обычаи.

Каких-либо источников о выдвижении кого-либо из лидеров движения в качестве общебашкирского хана или приглашении хана со стороны

не имеется, хотя имеются сведения, что башкиры активизировали ди-

пломатические отношения с крымскими татарами .

Башкиры действовали в союзе и с калмыками, и движение приобрело такой размах, что казанский воевода Шереметев, имея в своем распоряжении 5,5 тыс. войска, не решился выступить в поход в Башкортостан и просил дополнительные силы. Однако в 1682 году стрельцы подняли восстание и, хотя оно было подавлено, использовать их против башкир не представлялось возможным.

Правительство 8 июля 1682 года и в октябре того же года обращается к башкирам с официальными грамотами, в которых осуждается христианизация и захват земель, сменяется уфимский воевода Коркодинов. Начинаются мирные переговоры.

Окончательно конфликт прекращается в 1684 году, после дипломатического успеха правительства: разрыва калмыками союза с башкирами и нападения их на бывших союзников.

Особое возмущение башкир вызвала жестокая расправа комиссара Сергеева над выборными лицами от башкир четырех дорог. Когда же выехавший для переговоров в Москву лидер башкир Казанской дороги Дюмей Ишкеев был доставлен под конвоем в Казань и там повешен, движение приобрело всебашкирский размах. Обман доверившегося или убийство посла, а именно так квалифицировались действия русского правительства, подлежали отмщению как по обычному праву, так и по не потерявшим авторитета в регионе нормам Великой Ясы, а по международному праву того времени давали формальный повод для объявления войны .

Всебашкирский курултай избирает ханом султана Мурата - родственника каракалпакского правителя’28. Но хан Мурат, ввязавшись в войну с калмыками, теряет поддержку башкир и в поисках военной помощи совершает поездку в Крым и в Турцию. Не получив ее, по пути домой поднимает восстание на Кавказе, но его разбивают и берут в плен237.

В начавшемся конфликте башкиры оказались в составе широкой антирусской коалиции, включающей Швецию, Турцию, Крым, а также выступившими против имперского правительства на стороне Украины во главе с гетманом Мазепой и донских казаков под предводительством Кондратия Булавина. Естественно, что все ее участники имели разный правовой статус и не имели общего руководства.

Однако считать, что башкиры действовали совершенно автономно, было бы неверно. Кроме традиционных связей с Турцией и Крылом, а также родственными народами региона (каракалпаками, ногаями и др.) общеизвестна связь и донских казаков с башкирами. Источники информировали, что «и он, Булавин, божьей милостью состоит в союзе с баш- зз!

Данная война-восстание - одно из самых значительных по размаху военных действий: башкиры вплотную, на 30 верст, приблизились к Казани и, по слухам, намеревались двинуться на Москву3'3.

Елавная заслуга в военном поражении башкир и союзных им донских казаков, по мнению JI. Гумилева, принадлежит калмыкам239. В 1710 году калмыки атаковали башкир с тыла, и последние, не имея возможности вести войну на два фронта, сложили оружие. Таким образом с помощью одних вассалов Москва усмирила других333.

Война-восстание 1735-1740 годов. Причина: действия Оренбургской экспедиции, продолжавшиеся неправомерные захваты земель и злоупотребления властей. Организация Оренбургской экспедиции, несмотря на заявленный протест башкир, означала отказ правительства от условий вхождения башкир в состав Русского государства. Башкирские лидеры, прекрасно осознавая, что новая политика центра направлена на неприкрытую колонизацию края, на ряде всебашкирских йыйынов решают противодействовать строительству Оренбурга . Поводом к началу выступления стала жестокая казнь башкирских послов, направленных к Ки-

рилову - начальнику Оренбургской экспедиции .

В ходе данной войны-восстания проявилось изменение отношения правительства к башкирам. Издаются указы, прямо нарушающие условия вхождения башкир в состав Московского государства и направленные на ущемление их прав и свобод.

По мнению А. Акманова, специально исследовавшего вопрос земельной политики государства в крае, указ от 11 февраля 1736 года «не отменил вотчинное право башкир на землю, но означал существенное его ограничение. Это стало нарушением жалованных грамот Ивана

Башкирам запрещается иметь кузницы и огнестрельное оружие, запрещается также ввоз и продажа им любого оружия . В итоге, использовавшие в военных действиях еще в 1662 году пушки и имеющие в каждом

Данные указы были направлены также на дальнейшее разделение пришлого населения и башкир и их противопоставление. В этих целях, во-первых, они поощряли тех служилых мещеряков, которые, сохраняя верность царскому правительству, принимали участие в подавлении башкирских восстаний. Им башкирские земли предоставлялись бесплатно, навечно и безоброчно.

Согласно пунктам 4 и 5 указа от 11 февраля 1736 года лицам, задержавшим башкир с ружьем, полагалась лошадь пойманного, а виновные подлежали ссылке.

Вышеназванным указом (пункт 13) было ограничено и самоуправление башкир. В каждой волости вместо волостных старост избирались два или три старшины, которые должны были исполнять свои обязанности поочередно. Старшины несли ответственность за преступления и выступления башкир в волости. Иыйыны позволялось проводить всего один раз в год с разрешения царской администрации только в местности Чес- ноковка.

Пункт 14 рассматриваемого указа регулировал и духовную жизнь. В каждой дороге позволялось быть только по одному ахуну, всего четыре. Ахуны назначались на должность царской администрацией и при этом приносили особую присягу на верность властям. Ахунам запрещалось обращение в мусульманскую религию лиц из других вер. Строительство школ и мечетей позволялось только на основе особых указов.

В целях усиления притока пришлого населения, главным образом русского, пункт 16 указа отменил запрет продажи башкирских земель.

Царское правительство особо следило, чтобы башкиры-бунтовщики не смогли «плутовские свои замыслы разсевать в жилищах верно-

В войне-восстании 1735-1740 года башкиры потерпели полное военное поражение. Мирные переговоры не осуществлялись, приведение к присяге было принудительным. Но башкиры не считали себя связанными обязательствами, взятыми под угрозой оружия, что наглядно показали события 1755 года.

Таким образом, действия Таймас-тархана и других так называемых верных башкир нельзя считать предательством ни с правовой, ни с морально-этической точки зрения. Каждая родоплеменная организация считалась суверенной и самостоятельно выбирала сюзерена и осуществляла иные действия. И башкиры, упорно продолжающие борьбу и прекратившие бесперспективное сопротивление, были по-своему правы, все они защищали свой народ так, как считали нужным. Политическим элитам пришлось сделать тяжелый выбор между потерей автономии и физи-

ческим выживанием народа. И неподдержка большинством башкир нового всебашкирского хана Карасакала говорит о том, что точка зрения Таймас-батыра возобладала.

Война-восстание 1755-1756 годов. Причина: башкиры не смирились с поражением в войне-восстании 1735-1740 годов. Правительство же продолжало противоправную политику: изымались башкирские земли, было запрещено строительство новых мечетей и школ248, государственная монополия на соль была распространена и на башкир249 и т. д. Не прекращались различные злоупотребления чиновников. Отмену ясака (который был заменен намного более тяжелой250 монополией на соль) башкиры расценили как попытку правительства приравнять их по правовому статусу к крестьянам. По правовым представлениям башкир, выплата ясака служила подтверждением отношений вассалитета и вытекающих из него прав и свобод.

Лидеры башкир Бурзянской волости стали тайно готовить открытое выступление. Однако в организации движения отрицательно сказались последствия действий правительства по ликвидации традиционной структуры самоуправления башкирского народа (запрещение всебаш- кирских йыйынов). В результате война-восстание 1755-1756 годов приняла форму партизанской войны.

Продолжение политики геноцида, выразившегося в физическом уничтожении башкир без определения вины, раздаче жен и детей и т. п.251, вынуждала башкир искать убежища у казахов. По приблизительным данным, в казахские степи ушло до 50 тыс. башкир252. Однако казахи по рекомендации правительства начинают грабеж беженцев, в резуль- гг - 357

тате вспыхивает башкиро-казахская воина .

Война-восстание 1773-1775 годов. Причина: факторы, вызывающие у башкир неприятие имперского правительства, остались прежними. Катализатором движения послужило выступление яицких казаков под предводительством Пугачева. В воззваниях-указах к башкирам Пугачев обещал за поддержку пожаловать их землей, водами, лесами и т. п., свободой вероисповедания, то есть фактически подтверждал изначальные условия вхождения башкир в состав Московского государства, которые

нарушались имперским правительством . В результате абсолютное большинство башкир присоединились к Пугачеву''60.

Подавляющее число исследователей считают восстание под предводительством Пугачева крестьянской войной. Однако основу его военной силы составляли башкиры и казаки (анализ причин, повлекших военный союз казаков и башкир в ряде войн против центрального правительства, проводился выше). Только в ставке Пугачева находилось до 10 тыс. башкир254, общее же число башкир, участвующих в движении Пугачева, оценивается в 50 тыс. воинов255.

Итак, причиной многочисленных конфликтов явились грубые нарушения центральным правительством условий вхождения башкир в состав Русского государства, выразившиеся в различных противоправных действиях (увеличение фискального бремени, изъятие земель, попытки насильственной христианизации и др.).

ные действия против правительственных войск .

Как мы выше отметили, крупнейшие конфликты 1662-1665, 17051711 и 1735-1740 годов сопровождались отказом башкир от российского сюзеренитета, что по международному праву того времени и региона означало, что данные конфликты в юридическом значении есть войны. Данным обстоятельством объясняется участие в конфликтах на стороне башкир кучумовичей, калмыцких тайш, каракалпаков и других лиц, рассчитывающих на роль башкирского сюзерена.

Геноцид башкир. Согласно современным правовым представлениям под определение геноцид подпадают действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы. Государственную политику и действия вооруженных сил российского правительства в ходе отдельных войн-восстаний, безусловно, необходимо квалифици-

ровать как геноцид .

В русле целенаправленной, документально регламентированной политики физическому уничтожению подвергались не только непосредственные участники военных действий, но и гражданское население, осуществлялась раздача детей и т. п. - практически все действия, в современном праве входящие в состав международного преступления геноцид. Следует отметить, что последствия данной политики до сих пор тяжело сказываются на демографическом положении башкир.

Башкиры: особенности характера и традиций


Башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью. И сейчас они сохранили храбрость, обостренное чувство справедливости, гордость, упрямство в отстаивании своих интересов.

При этом, в Башкирии всегда тепло встречали переселенцев, фактически бесплатно предоставляли им землю, не навязывали своих обычаев и верований. Неудивительно, что современные башкиры – очень дружелюбный и гостеприимный народ. Им полностью чужда нетерпимость к представителям других наций.

Древние законы гостеприимства до сих пор чтут и уважают в Башкортостане. К приходу гостей, даже незваных, накрывают богатый стол, а уезжающих – одаривают подарками. Необычна традиция преподносить богатые дары грудному ребенку гостей – считается, что его необходимо задобрить, ведь малыш, в отличии от своих старших родственников, ничего не может съесть в доме хозяина, а значит, может его проклясть.

Традиции и обычаи

всероссийский сабантуй

В современной Башкирии большое значение уделяется традиционному укладу, все национальные праздники празднуются в масштабе республики. А в древности обрядами сопровождались все самые значимые для человека события – рождение ребенка, свадьба, похороны.

Традиционные свадебные обряды башкир - сложные и красивые. За невесту жених выплачивал большой калым. Правда, у экономных всегда был выход: умыкнуть свою ненаглядную. В старину семьи сговаривались породниться еще до рождения детей. А помолвка между женихом и невестой (сыргатуй) проводилась в нежном возрасте 5-12 лет. Позже поиски невесты стали начинаться только при достижении мальчиком половозрелого возраста.

всероссийский сабантуй

Невесту сыну выбирали родители, а затем отправляли в выбранную семью сватов. Свадьбы устраивали с размахом: организовывали скачки, турниры по борьба и, конечно, пир. Первый год молодая жена не могла разговаривать со свекровью и свекром – это было знаком покорности и уважения. При этом этнографы отмечают очень бережное отношение к женщине в башкирской семье.

Если муж поднимал руку на жену или не обеспечивал ее, то дело могло закончиться разводом.

Развод был возможен и в случае измены женщины – в Башкирии строго относились к женскому целомудрию.

Особое отношение у башкир было к рождению ребенка. Так, беременная женщина на время становилась почти "царицей": по обычаю нужно было исполнять все ее прихоти, чтобы обеспечить появление на свет здорового малыша. Детей в башкирских семьях очень любили и редко наказывали. Подчинение было основано только на непререкаемом авторитете отца семейства. Башкирская семья всегда строилась на традиционных ценностях: почитание старших, любовь к детям, духовное развитие и правильное воспитание детей.

дети россии

В башкирской общине огромным уважением пользовались аксакалы, старейшины, хранители знаний. И сейчас настоящий башкир никогда не скажет грубого слова старику или пожилой женщине.

Культура и праздники

Культурное наследие башкирского народа невероятно богато. Героические эпосы ("Урал-батыр", "Акбузат", "Алпамыша" и другие) заставляют погрузиться в воинственное прошлое этого народа. Фольклор включает многочисленные волшебные сказания о людях, божествах и животных.

башкиры в метро

Башкиры очень любили песню и музыку – в копилке народа есть обрядовые, эпические, сатирические, бытовые песни. Кажется, что ни одна минута жизни древнего башкира не проходила без песни! Любили башкиры и танцевать, при этом многие танцы носят сложный, повествовательный характер, превращаясь то ли в пантомиму, то ли в театральное действо.

всероссийский сабантуй

Основные праздники приходились на весенне-летнюю пору, в период расцвета природы. Наиболее известны каргатуй (грачиный праздник, день прилета грачей), майдан (майский праздник), сабантуй (день плуга, окончание посевных работ), который остался самым значимым праздником башкирского народа и отмечается с большим размахом. Летом проходил джиин – праздник, на котором собирались жители нескольких соседних деревень. У женщин был свой праздничный день – обряд "кукушкин чай", к участию в котором мужчины не допускались. В праздничные дни жители сел собирались и устраивали соревнования в борьбе, беге, стрельбе, скачках, заканчивающиеся общей трапезой.

всероссийский сабантуй
всероссийский сабантуй

Скачки всегда были важным элементом празднеств. Ведь башкиры – умелые наездники, в деревнях мальчиков учили верховой езде с раннего возраста. Раньше говорили, что башкиры рождались и умирали в седле, и действительно – большая часть их жизни проходила верхом. Женщины не менее хорошо держались на лошади и при необходимости могли проскакать несколько дней. Они не закрывали лицо, в отличие от других исламских женщин, обладали правом голоса. Пожилые башкирки имели такое же влияние в общине, как и старейшины-аксакалы.

В обрядах и празднованиях наблюдается переплетение мусульманской культуры с древними языческими верованиями, прослеживается почитание сил природы.

Интересные факты о башкирах

- Башкиры сначала использовали руническую тюркскую письменность, затем арабскую. В 1920 годах был разработан алфавит на основе латиницы, а в 1940-х годах башкиры перешли на кириллический алфавит. Но, в отличии от русского, в нем 9 дополнительных букв для отображения специфических звуков.

- Башкортостан – единственное место в России, где сохранилось бортничество, то есть форма пчеловодства с собиранием меда диких пчел из дупел деревьев.

- Любимое блюдо башкир – бешбармак (блюдо из мяса и теста), а любимый напиток – кумыс.

- В Башкирии принято рукопожатие двумя руками – оно символизирует особое уважение. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно.

- Башкиры ставят интересы общины выше личных. У них принято "башкирское братство" – забота каждого о благоденствии своего рода.

- Еще несколько десятилетий назад, задолго до официального запрета мата в публичном пространстве, в башкирском языке отсутствовала ненормативная лексика. Историки связывают это как с нормами, запрещающими сквернословить в присутствии женщин, детей и старейшин, так и с убеждением, что бранные слова наносят вред говорящему. К сожалению, со временем под влиянием других культур эту уникальную и похвальную особенность башкиры потеряли.

- Если написать название Уфа на башкирском языке, то оно будет выглядеть, как ӨФӨ. В народе ее называют "три шурупа" или "три таблетки". Эту стилизованную надпись часто можно встретить на улицах города.

- Башкиры участвовали в разгроме наполеоновской армии во время войны 1812 года. Они были вооружены только луками и стрелами. Несмотря на архаичное оружие, башкиры считались опасными противниками, и европейские солдаты прозвали их Северными амурами.

- Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью.

- У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы.

Башкирские медики выявили новые случаи заболевания ковидом в 32 районах

За день врачи зарегистрировали в Башкортостане 271 новый случай заражения коронавирусом. Все заболевшие живут в 32 районах республики.

В Уфе вирус подхватили 132 местных жителя, в Салавате – 41, в Дюртюлинском районе – 15, а в Октябрьском – девять. Еще по семь человек заболели в Нуримановском районе и Кумертау, шесть – в Уфимском, по четыре – в Илишевском и Калтасинском, по три – в Белебеевском, Дуванском, Иглинском, Туймазинском, Учалинском, Чишминском, Янаульском и Стерлитамаке. В Альшеевском, Белорецком, Бирском, Благовещенском, Мелеузовском, Татышлинском районах и Нефтекамске заболели ковидом по два человека, а в Архангельском, Баймакском, Благоварском, Бураевском, Зилаирском, Кармаскалинском, Салаватском районах и Агидели – по одному местному жителю.


Загляни в будущее

Нумерология – царица наук

День рождения – твой порядковый номер

Два сапога – пара или не пара?!

Что еще почитать

Глава госкомтуризма Башкирии вновь будет поднимать отрасль в Свердловской области

Ученые прокомментировали предновогоднее интервью Радия Хабирова

Многие люди не могут представить свое утро без чашечки кофе, а многие употребляют этот напиток в течение дня неоднократно

Названа опасная для людей с высоким холестерином привычка

Уже завтра начинается Новый, 2022 год, который пройдет под покровительством Голубого Водяного Тигра

Названы знаки зодиака, которым Тигр поможет разбогатеть в 2022 году

Нагиев обратился к внебрачному 13-летнему сыну со сцены

В регионах

В Челябинске на новогоднем корпоративе жена застала мужа с любовницей-блондинкой

Праздник закончился потасовкой на корпоративе одной из челябинских компаний

История ачинской кассирши напоминает детектив и в его лихо закрученном сюжете наметилась любовная линия

Пытки узаконят: издевательства над осуждёнными в ОТБ-1 под Саратовом привели к изменению российского законодательства

Астрологи назвали долгожителей среди знаков зодиака

Фото Видео 9668

В новом году саратовцам могут грозить штрафы за отказ от вакцинации

Работа в охоту: два любимых дела мастера Шмелёва

За день от коронавируса привились 13969 жителей Башкирии

Количество жертв коронавируса в Башкирии достигло 4407

За день двое жителей Башкирии лишились сбережений из-за своей доверчивости

В Нидерландах при запуске самодельной ракеты погиб мальчик

Патриарх Кирилл поздравил верующих с Новым годом

Найдено решение проблемы с трудоустройством инвалидов: учтен шведский опыт

Самое читаемое

Россиян предупредили о крупнейшей с 1990-х денежной реформе

Сразу после новогодних праздников в России начнется крупнейшая с 1990-х годов денежная реформа

Появилась неприятная новость для граждан, ожидавших прибавки к пенсии

Всем россиянам на стоит ждать увеличения пенсии на 1000 рублей с 1 января 2022 года

Ведущий "Умниц и умников" высказался о девятилетней студентке МГУ

Автовзгляд

Правительство готово отменить нештрафуемый порог скорости


АВТОВАЗ назвал точные сроки выхода нового поколения внедорожника LADA Niva


Ульяновский автозавод, как секретное оружие в противостоянии с Америкой


Womanhit

Кадры недели: Песков поцеловал Лазареву, а Бородина показала роскошные подарки 6-летней дочери


Знаки Зодиака, которые могут наладить сексуальную жизнь в 2022 году



Охотники.ру

Лось обошелся браконьеру в 1 миллион 400 тысяч рублей


Охотник потерял ружье при движении на снегоходе


Главный охотник Пензенской области лично ловил браконьеров


Московский Комсомолец

Читателям

Рекламодателям

Соблюдение авторских прав:

За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.

Для читателей:

башкиры и татары отличия

Причины противоречий

татары и башкиры

Однако так не получается. Татары и башкиры – один народ, уверены в Татарстане и многочисленных татарских поселениях Башкорстана. Башкиров обвиняют в искусственной ассимиляции и навязывании языка. Это вместе с требованием, чтобы татарский язык стал вторым государственным в Татарстане.

Итак, историческое доминирование, приближающееся к шовинизму, против навязчивого нациестроительства. Кто больше прав? Башкиры и татары – отличия или идентичность?

Как заморозить этнические конфликты

Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты.

И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья!

башкиры и татары фото

Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары – вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы (кумыки) никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё.

Национальные сложности

Рассмотрим этнический состав поближе. Последняя перепись показала 29% башкир в Башкорстане. Татары составили 25%. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности. Тем не менее, более всего в Башкорстане русских – 36%, и что они об этом думают, никто не спрашивает.

башкиры и татары отличия фото

Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен.

Из истории создания государства

Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ.

Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, башкиры восставали, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились.

разница между татарами и башкирами

Сегодня же границы Башкорстана – часть национального самосознания башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства.

Пакт о ненападении

Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство – всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою.

Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена.

Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе. Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан.

Согласование интересов

Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории – пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции – пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе – должен довольствоваться равноправием.

Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке (при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета). Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским.

башкиры и татары разница

Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет.

Справедливость живёт в аду, а в раю – только любовь

Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир – залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками.

А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории.

башкиры и татары разница в характере

Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит – ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями.

Теперь о русских, коих большинство

Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико.

В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик.

Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" – в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам.

Благие подвижки

Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Рахимова. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта.

Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства.

татары и башкиры один народ

Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов.

Причины противоречий

Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый – субъективный, остальные – вполне объективные.

1. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки.

Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока – просто лидер.

Гаяз Исхаки – лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин – главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились?

2. Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному.

Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз – после 1552 года, затем – в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар.

Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших. Во время голода, случавшегося при царизме периодически – раз в 3-5 лет, а также во время столыпинской реформы в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения.

3. Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель.

Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном – пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика.

4. Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи.

Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство.

5. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар.

При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность. Силой же башкир не были медресе и интеллигентность. Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости.

Несмотря на все эти пункты, вполне дружественными могут быть башкиры и татары. Фото в статье демонстрируют многие моменты действительно братских и добрососедских отношений.

Читайте также: