Кого призывает автор устами гражданина идти в огонь за честь отчизны поэт и гражданин

Обновлено: 02.07.2024

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт и Гражданин.
История создания – Работа над произведением началась в 1855 году, а закончил ее поэт в 1856. Впервые опубликовано в качестве предисловия к сборнику стихов Некрасова.

Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в обществе.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено в виде диалога между гражданином и поэтом. В ходе их разговора автор высказывает свои мысли по поводу ключевой проблемы. Стих делится не на строфы, а на реплики. Автор указывает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, некоторые строки не рифмуются.

Стихотворение представляет собой диалог между поэтом и гражданином, который является отражением размышлений автора.

О чем спорят герои стихотворения?

Кто победил в этом споре?

(В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения).

(Муза — 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.)

А как изображает поэт Музу?

Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт создал в своем творчестве.

в) «Элегия (1874)

Записываем определение жанра элегии.

— жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.

Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена?

(В первой строфе поэт обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.)

О чем говорится во второй строфе стихотворения?

(Во второй строфе поэт выразил свое отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).

Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов?

(Размышляя о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).

О чем говорится в четвертой строфе стихотворения?

(Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.

Некрасовская муза — страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу).

Имя Некрасова, как общественного певца в самом широком и глубоком смысле этого слова, всегда будет занимать одно из почетных мест в русской литературе. Некрасов – поэт, творчество которого коснулось самых болезненных тем русской жизни. Воспитавший себя по большей мере сам, Некрасов достиг больших высот на поэтическом поприще. Его поэзия без устали призывала встать на дорогу борьбы за угнетенный народ.

Ведущая тема этого произведения – роль поэта и поэзии в обществе, гражданская миссия поэта.

В этом произведении в целом отражены взгляды передовых демократических кругов общества на задачи литературы.

Начинается стихотворение с замечания гражданина в адрес поэта. Гражданин взывает к сознанию поэта; его цель – заставить поэта действовать, но тот, отстаивая правоту своих убеждений, предлагает гражданину прочесть строки, написанные Пушкиным.

Кульминацией этого произведения является фраза, её же назовём и главной мыслью стихотворения:

Эта фраза является своеобразной квинтэссенцией полемики поэта и гражданина.

Стихотворение написано на особом нерве, оно не лишено ярких образных деталей. Речи поэта и гражданина убедительны, в них нет фальши. Оно написано на высоких эмоциональных нотах.

В этом стихотворении обращает на себя внимание то, что автор пытается в некоторой степени подтрунивать над некоторыми своими произведениями и выказывает сомнения, какого же толка поэт Некрасов. На это можно сказать, что время не лжет, а оно показало, что поэзия Некрасова актуальна, и влияние самого автора на последующие поколения поэтов и саму поэзию огромно.

История создания

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

Тема и идея стихотворения

В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народ, его права.

Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – определение роли поэта и поэзии. Для Некрасова эта роль связана с твёрдой гражданской позицией.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.

Размер и рифмовка

Опять один, опять суров,

Лежит — и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит —

И будет мой портрет готов.

Хорош портрет! Ни благородства,

Ни красоты в нем нет, поверь,

А просто пошлое юродство.

Лежать умеет дикий зверь…

Да глядеть обидно.

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Вариант 1

Николай Некрасов – человек весьма самокритичный. Ведь именно он, в отличии от многих поэтов, относился к себе, а вернее, к своему творчеству, очень иронично. Его совсем не смущало, что он слишком сильно строго относиться к себе. Этот человек возможно и не обладал тем талантом, который был у Пушкина – быть прямолинейным и вместе с тем очень ироничным – но Некрасов все же имел свое своеобразное обаяние, которое нельзя не заметить и не отличить.

Некрасов родился в первой половине девятнадцатого века, и именно тогда, к несчастью самого поэта, знаменитый Пушкин был в расцвете своей славы и поэзии. Некрасову же тогда было всего лишь четыре года.

Это произведение относится к тому типу, когда в нем описывается процесс спора между двумя или несколькими людьми. В данном случае – между двумя. Один из спорящих людей – поэт, который занимается литературным искусством. Эта личность как бы олицетворяет самого Некрасова. Второй человек – простой гражданин своего города, который достаточно начитан и образован весьма неплохо.

Вариант 2

Лирика Н. А. Некрасова и стала той новой силой, которая воспевала патриотизм и любовь к родному народу. Он переосмысливает назначение поэта и поэзии. Некрасов отходит от традиций в русской поэзии и вырабатывает свое отношение к творчеству, искусству.

Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни:

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше:

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Можно пересчитать тех, кто действительно искренно любит родную землю. Остальные же – обыватели, которым ни до чего нет дела:

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Неудивительно, что данные строчки стали афоризмом.

Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким.

Когда бы знали жизнь мою,

Мою любовь, мои волненья…

Угрюм и полон озлобленья,

У двери гроба я стою…

Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть:

Под игом лет душа погнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна.

Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Сейчас он уже не знает, является ли его творчество случайностью или ему была уготована эта судьба:

Увы! кто знает? рок суровый

Все скрыл в глубокой темноте,

Но шел один венок терновый

К твоей угрюмой красоте.

Только теперь понял поэт, что жизнь – это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.

Вариант 1

История создания

Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарем, борцом за свободу народа и справедливость.

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народ, его права.

Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.

Композиция

Стих написан в форме диалога между поэтом и гражданином, это позволило Н. Некрасову показать взгляды двух сторон. Формально стихотворение делится не на строфы, а на реплики. Автор обозначает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр произведения – гражданская лирика. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.

Вариант 2

Литературное направление и жанр

Образы Поэта и Гражданина

В образе Гражданина отражены взгляды революционных демократов: самого Некрасова, Чернышевского, Белинского. С другой стороны, с поэтом Некрасов тоже отождествляет себя.

Поэт пассивен: один, суров, лежит, хандрит.

Гражданин подобен совести человека, не дающей жить для себя. Он указывает на лучшие черты характера Поэта, которые тот в себе заглушает: чувство долга, сердечная прямота, дарованье, сила, меткость. Гражданин призывает проснуться (метафора), смело громить пороки.

В монологе Гражданина с помощью метафор раскрывается его жизненное кредо. Если Пушкин – солнце, то Поэт — свет факела. Но и тусклый свет разгоняет мрак ночи. Гражданин возвещает: как сын не может смотреть на горе матери, так достойный гражданин должен идти в огонь за честь отчизны, убежденья, любовь (художественный параллелизм).

Поэт оправдывается своим несовершенством.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – определение роли поэта и поэзии. Для Некрасова эта роль связана с твёрдой гражданской позицией.

Размер и рифмовка

Вариант 3

Н. А. Некрасов — один из авторов, поднимающих самые болезненные темы русской жизни и всего народа. Будучи убежденным демократом, он имел собственное мнение по поводу предназначения поэта.

История создания

Жанр, направление и размер

Стихотворение Некрасова написано в жанре гражданской лирики, так как сам Николай Алексеевич являлся приверженцем реализма даже в поэзии. В стихотворной форме он передавал важное общественно-политическое содержание.

Размер стихотворения ямб, типы рифмы — перекрёстная и кольцевая рифмовка. Произведение имеет вид диалога между гражданином и поэтом.

Образы и символы

В произведении нельзя выделить одного главного героя, так как обоих автор выделяет с разных сторон, противопоставляя их образы друг другу.

Образ Гражданина является собирательным, так как объединяет в себе взгляды самого автора, а также писателя Чернышевского и критика Белинского. В произведении данный герой проявляет типичные качества для сознательного жителя демократического государства. Он знает свои права и обязанности, требуя того же от государства. Его реплики пропитаны политическим настроением того времени, мыслями Некрасова о положении народа.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения — определение роли поэта и поэзии в обществе. Автор настаивает на том, что творец должен тонко понимать свое время и делать то, что необходимо эпохе. Гражданин призывает собеседника осмотреться и понять, что в данный момент народу нужен голос, который озвучит его нужды и требования. Он сравнивает пушкинское дарование и то, чем наделен Поэт из стихотворения, и приходит к выводу, что они разные, потому что время изменилось. Сейчас нужна не красота слога, а сила голоса.

Другая тема – судьба народа. Большинство сладкоголосых певцов равнодушно к ней, но истинный поэт должен защищать интересы простых людей, обращать внимание общества на их горести. Пока власть играет мускулами и бахвалится, народ страдает под гнетом самодержавия, и есть только один человек, способный донести эту правду до высших чинов – поэт.

Еще одна тема – гражданское самосознание. Каждый человек должен найти в себе гражданина, которого заботит судьба страны. Только так народ сформирует деятельное и сознательное общество, которое будет отстаивать его интересы перед властью. Некрасов подает свой пример, ведь разговор Гражданина и Поэта происходит внутри него каждый раз, когда праведное негодование заставляет его браться за перо.

Настроение стихотворения – это мотивация к действию. Пока поэт лежит и ленится, его дело никто не сделает. Если вначале он думает, что поэзия – это то, что способно помочь народу, то в финале его мнение меняется. Гражданин силой своего пыла переубеждает его.

Основная идея

Средства художественной выразительности

Автор использует мнимую антитезу образов гражданина и поэта, их предназначений, но в финале доказывает, что эти понятия неразделимы.

Вариант 1

Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию.

Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова, а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке.

Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что любовная лирика, так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом?

Вариант 2

Поэтический диалог Николая Алексеевича Некрасова "Поэт и гражданин" — один из ярчайших образцов русской гражданской поэзии. Автор здесь представил себя в двух лицах — и гражданина, и поэта.
Судя по содержанию диалога можно предположить, что от имени Поэта говорит его рассудок, а от имени Гражданина – совесть.
Гражданин упрекает поэта в бездействии, когда Родина-мать в беде:

"В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…"

Поэт, как бы не желая вступать в спор, пытается прикрыться цитатой из Пушкина:

“Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв”,
Хотя и сам осознаёт свою неправоту,- у Пушкина много произведений именно такого гражданского накала, о каком говорит Гражданин.

Но Пушкина нет и потому Гражданин продолжает:

“Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…”

Совесть поэта упрекает его рассудок – в годину горя стыдно воспевать природные красы и ласки с милыми.
И ещё более усиливает упрёки:

"Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь…"

В годину горя! А горе Поэт не только видит повсеместно, но и сам хлебнул его в своей жизни достаточно. И лира его вовсе не спит, не молчит, но горюет о том, что мало видит поддержки в обществе. Мало вокруг него людей с активной гражданской позицией. А преследования, репрессии нарастают. И вот уже совесть с разумом соединяются в едином:

“Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!”

Некрасов опубликовал это стихотворение в своём сборнике стихотворений (1856 г.), Чернышевский в журнале “Современник” перепечатал “Поэта и гражданина”. И “Современник”, и сборник Некрасова попали в опалу. Перепечатка стихотворения и статей о нём была запрещена.

Много трудностей и бед выпало и на долю Некрасова. Его журналы арестовывались или закрывались, произведения запрещались к печати. Это подрывало и без того слабое здоровье поэта. 27 декабря 1857 года в возрасте 56 лет он скончался.
Хоронили поэта на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В день похорон был очень сильный мороз, но проститься с поэтом пришли тысячи человек, в большинстве – молодёжь. С прощальным словом выступил Достоевский, поставивший Некрасова в ряд: Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Однако, из толпы раздавались крики: “выше Пушкина!” Так высоко в то время ценила молодёжь гражданскую поэзию Некрасова.

К гражданской поэзии можно отнести множество произведений поэтов и до Некрасова. Один их ярчайших примеров - стихотворение Гавриила Романовича Державина "Властителям и судиям". Со времени рождения этого стихотворения прошло более двух веков. Вот уже и 21-й век на дворе, а для России актуальность мыслей, высказанных в этом стихотворении Поэтом, не только не канула в прошлом, но, приобретя новые одеяния, взывает к власти с не меньшей силой, чем в прошлые века. Власти всё так же, не смотря на происходящие в стране потрясения, остаются глухи к голосу поэтов-граждан, поэтов, составляющих совесть народа.
Как и во времена Державина (и много-много ранее), так и ныне у власти

"Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса."

Немало было в прошлом произведений гражданской поэзии и после Некрасова. Здесь большой простор и для тематики, и для поэтического накала. Некрасовская поэзия тем и характерна, что она в значительной мере сконцентрировала в себе то и другое.

Но время неумолимо течёт, рождаются новые и новые имена, новые и новые поэтические произведения. Не уходит ли время гражданской позиции в поэзии?
Гражданская позиция в поэзии, диктуется мировоззрением поэта, его отношением к окружающей действительности, тем, что он считает главенствующим в жизни. Если беды народа остро отдаются на сердце поэта, в его душе, то и содержание его творчества наполняется соответствующим образом. Поэт возмущается и порой бунтует против порядков в государстве, приносящих народу беды. А поскольку порядки в государстве устанавливает власть, то поэт попадает в неугодные, против него ополчается цензура, а порою применяются и прямые репрессии.

Так какова же она сегодня — гражданская поэзия?

Захожу на Стихи.ру – крупнейший российский литературный портал, предоставляющий авторам возможность свободной публикации произведений. Однако, рубрики "Гражданская поэзия" тут не нахожу. Есть правда рубрика "лирика гражданская", но само определение "лирика" в моём представлении может быть лишь частью гражданской поэзии, и далеко не главной. Понятие "лирика" восходит к древности, когда стихи пели, и потому оно связано с лирой — символом музыки в древности. Но как связать с музыкой вот эти слова (авторов не указываю, так как они и без меня очень широко известны):

"глаголом жечь сердца людей"?

"Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!"?

"Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо".

Это всё несомненно — гражданская поэзия, но никак не лирика.
А к "лирике гражданской" я отнёс бы вот такие слова, автор которых несомненно — Гражданин своей страны:

"Если крикнет рать святая:
'Кинь ты Русь, живи в раю!'
Я скажу: 'Не надо рая,
Дайте родину мою'."

Так что же мы видим в современной гражданской поэзии на примере сайта "Стихи.ру"?

На страницах Стихиры вижу немало стихов, в которых авторы оплакивают развал СССР, последовавшие в результате этого беды России. Иные пишут об этом в сатирической форме, другие высмеивают “рулевых” приведших страну к развалу. Как пример, приведу отрывок одного из стихотворений (а их последовало огромное множество), рождённых реакцией на широко известное высказывание нашего Премьера во время его пребывания в Крыму. Ответ пенсионерке на жалобу о слишком малой пенсии и отсутствии её индексации СМИ широко распространили, представив его слова в сжатом виде: “денег нет, но вы держитесь”.

“А россиянам наш премьер
Даёт такой ответ:
В России в целом всё О КЕЙ!
Но просто — ДЕНЕГ НЕТ.

Но вы держитесь, – всё путём,
Не упрекайте нас.
Как только деньги мы найдём,
Накормим вас тот чАс!

Рубрика “Лирика гражданская” на Стихире очень активно наполняется. Ежедневно тут публикуется от 700 до 1600 публикаций. Конечно, не все их них являются стихотворениями,- поэтическая дисциплина на сайтах со свободной публикацией сильно хромает, но большая часть всё же – стихи, хотя некоторые из них в эту рубрику вставлены по ошибке.
Из стихотворений, которые по тематике более-менее соответствуют определению “гражданские”, большую часть я отнёс бы к лирическим (я не говорю о качестве, а лишь о содержании). Стихотворений с явно выраженной гражданской позицией значительно меньше. К тому же многие из них декларативны, обличают всё и вся вообще:

“наш мир становится безумным”,
”одна нажива их [людей] земной удел”,
”Люди сверхприбыли извлекают”.

“С чего начинается Родина?
С предательства нашей страны,
С развала Союза Республик,
Которому были верны.

А может, она начинается
С измены всех наших верхов
И с места, где совесть кончается
У властных продажных дельцов.”

“Во Емеля создал царство!
От стыда б сгорел и бес.
В этом самом государстве
Кто не трудится, тот ест.”

А вот и прямой мостик от некрасовской поэзии к современной. Привожу лишь конец стихотворения:

“Так быть девизу и светить!
И будет он для всех наказом -
‘Поэтом можешь ты не быть,
Но Человеком быть Обязан !!’”

“Вой на Руси стоит великий,
Но терпеливо ждёт народ,
Что вдруг прозреет светлоликий
И сам по старости уйдёт.”

Кормили нас лживыми фразами,
Что все мы в едином строю,
А сами уловками разными
Всё прятали прибыль свою.

Я не критик, не литературовед, не мне давать обзоры, рецепты, поучения поэтам. Приведённые выше материалы – лишь попытка для себя оценить связь моих стихов, моей гражданской позиции с нынешними поэтическими тенденциями в этой области поэзии.
С некоторыми прекрасными поэтическими произведениями гражданской поэзии вы можете познакомиться, перейдя по даным мною ссылкам на странице “Ссылки” моего поэтического сайта. Назову таких замечательных современных поэтов, как Николай Зиновьев, Геннадий Красников, Николай Мельников. Много и других замечательных имён всходит на небосводе нашей поэзии.
Как пример гражданской поэзии высочайшего накала привожу заключительные строки из стихотворения Геннадия Красникова “Опять пред нами тёмная завеса” - http://stihi.pro/1616-nepovinovenie.html (на других сайтах оно под названием "Пора менять"):

Кто рвал хоругви наши и знамёна,
кто в наших детях души убивал, –
мы этих бесов вспомним поимённо,
как никогда никто не вспоминал.

Чего уж там, нас так и так осудят.
Переживём и этот катаклизм,
и пусть нам общим памятником будет
разрушенный в боях либерализм!

Вы не можете подсказать, где в интернете можно найти стихи Геннадия Красникова
и Владимира Цыбина в хорошей полноте?

Уважаемый Серж, извинте, но в интернете мне не покажут больше, чем вам. Задаёте в ПОИСК - Геннадий Красников все стихи (так же и для Цыбина). Что есть в интернете – увидите, чего нет, - надо искать их книги.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Анализ стихотворения — Поэт и гражданин. Русский язык и литература

Николай Алексеевич Некрасов довольно часто поднимал проблемы общества и простых людей в своих произведениях. Можно сказать, что он восстал против условностей поэзии своего века, пошёл против устоявшихся традиций и вкусов. Возможно, именно поэтому Некрасова часто критиковали ещё при жизни, и даже после смерти, а его стиль и вовсе не признавали за поэзию.

Некрасов – поэт-реалист, который ставит во главу проблемы простого народа, проблемы выбора и гражданской позиции. Николай Алексеевич задается вопросом – а необходимо ли отражать в своём творчестве свои настроения, убеждения и взгляды?

С другой стороны Поэт – пассивная сторона общества и лично Некрасова. Образ сурового и одинокого человека. По всей видимости, в образе Поэта автору лучше всего было заложить основу пассивной стороны общества. Ведь именно поэт как никто другой талантлив, поэтому имеет возможность служить обществу во блага через свои произведения. Но Поэт не развивается, не служит обществу, оправдывая, что многие видят лишь одну дорогу славы. Проблема как нельзя актуальна и сейчас, когда талантливые в своей сфере люди не реализуют свой потенциал, а лишь творят только в рамках норм и моралей.

В оправдание Поэт приводит произведения Пушкина, которые имели колоссальный успех. Однако же стихотворения Пушкина певучи и красивы, но кроме как удовольствия они не приносят. Безусловно, они построены верно, читать их легко и приятно. Но сам Некрасов ассоциирует себя с Поэтом, и признает, что это вполне способно принести больше пользы обществу. Сравнивая себя с Поэтом из своего произведения, Некрасов признает, что он совсем не Пушкин, и славы его он не добился. Но в плане служения народу Некрасов своим творчеством добился большего, в чем и проявляется активная сторона, лучшие качества Гражданина.

И сам Поэт уже понял, что ошибся, перестав служить отчизне. Избрав пассивную сторону, Поэт не только не стал служить во благо обществу, но и остался без музы. Творя лишь в рамках морали и устоев общества, сложно реализовать свой потенциал в полной мере.

Некрасов сделал гражданскую позицию основной темой своих произведений, и сам всю жизнь ей соответствовал. Желает он, чтобы и общество склонялось к позиции Гражданина. Вот почему стихотворение так популярно, несмотря на сложность его построения и восприятия.

Вариант 2

Некрасов известен во многом благодаря лирике социальной тематики. Он довольно много писал про состояние народа, его угнетение и подобное. При этом он активно спорил с людьми, которые считали задачей искусства только чистое искусство.

Его стихотворение Поэт и гражданин представляет собой своеобразную самокритику и рефлексию, а также некий призыв к поэтам, творцам и другим людям, которые могут влиять на социальную ситуацию своими действиями и высказываниями. Удивительно, но, вероятно, эти стороны дела, которые представляет автор, со временем не меняются и мне хотелось бы выделить тут две полярные позиции, которые видны даже при поверхностном взгляде.

Наверное, такие противоположности являются главными в этом стихотворении. По крайней мере, мне так кажется. Все остальные рассуждения о доле поэта, который разочаровался, а также не смог вершить серьезное дело по причине собственной молодости и перспектив, которые ему рисовала жизнь, кажутся вторичными.

Своеобразная дружеская перепалка между поэтом и гражданином тоже кажется во многом наигранной и чем-то наподобие забавы, которую использует Некрасов для того чтобы потешить собственное эго. Он рассуждает, как человек понимающий ситуацию, как тот, кто способен легко прочитывать основные тезисы противоположных сторон и взаимные претензии. Тем не менее, все его рассуждению скатываются к довольно банальным порочным кругам, разочарованности и надменности.

Более ничего я в этих стихах не наблюдаю и в очередной раз убеждаюсь в том насколько мелочными и глупыми они выглядят на фоне чистого искусства. К примеру, работ таких современников Некрасова как Тютчев или Фет.

Поэт и гражданин — анализ

Николай Некрасов – это писатель, поэт и просто человек очень творческий. Именно потому все его произведения очень необычны, и таят в себе очень многие важные мысли и чувства.(Биография поэта)

Некрасов признавал только самым лучшим поэтом – Пушкина. Но эти мысли были больше у Некрасова в молодом возрасте, но когда он подрос, стал взрослее, он стал считать уже не так. Когда он вырос, он стал более взрослым и творческой личностью. И даже прославился, как достаточно известным литератором.

Между поэтом и гражданином продолжается полемичный разговор. Гражданин спорит, что Пушкин не был таким поэтом, потому что он обладал всеми качествами, которые должен обладать поэт. Но обладает ли сам Некрасов таким характером, и такими важными и нужными эмоциями, чтобы полностью быть таким, как Пушкин, который помогал народу.

Читайте также: