Кого из перечисленных ученых можно отнести к представителям классической школы уголовного права

Обновлено: 30.06.2024

(ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты)

На правах рукописи

ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Конспект лекций

Электронный образовательный ресурс

(для студентов всех форм обучения)

Составитель: к.ю.н., доцент Кириленко В.С.

к.ю.н., доцент Шишкин А.А.

Рассмотрен и рекомендован для использования в учебном процессе на заседании кафедры УПД.

Протокол № __ от ____2016 г.

ШАХТЫ 2016

Тема 1. Просветительно-гуманистическая теория уголовного права

В своей работе Беккария четко сформулировал важнейшие принципы уголовного права:

-наказания за преступления могут быть установлены только законом;

-судья не может, даже под предлогом ревностного служения общественному благу, увеличивать меру установленного в законе наказания;

-суровость наказания должна зависеть от тяжести преступления.

Мыслитель был одним из первых, кто затронул проблему стимулов и ограничений в уголовном праве. Так, он писал: «В Германии и во Франции колесуют без всякого различия как тех, кто совершает кражи на больших дорогах, так и тех совершает убийство с грабежом. Как же не понимают, что это значит толкать грабителя на убийство для уничтожения объектов и свидетелей их преступлений.

Основные положения просветительно-гуманистической теории сводятся следующему:

-необходимо минимизировать применение смертной казни (особенно в таких жестоких формах, как колесование и сожжение на костре);

-преступность и наказуемость деяний должна быть установлена законом;

-религиозные преступления не должны быть наказуемы или, по крайней мере, наказуемы жестоко;

-суровость наказания должна зависеть от тяжести совершенного преступления;

-цель наказания заключается не в возмездии за преступление, а в общей и частной превенции.

Тема 2. Классическая школа уголовного права

Классическая школа уголовного права, возникшая после Французской революции 1789 г., основывалась преимущественно на положениях просветительно-гуманистической теории и немецкой классической философии. Классической эта школа называется потому, что в ее рамках впервые сложилась целостная система уголовно-правовых догм.

А. Фейербах является видным представителем этой школы. Опираясь на идеи Беккария, он сформулировал важные принципы уголовного права (изложив их в латинских формулах):

Кроме того, А. Фейербахом были разработаны такие институты уголовного права, как состав преступления, вина, покушение, соучастие.

Наказания ученый подразделял на две группы: наказания угрожаемые и наказания причиняемые. Цель первых - отвращение страхом от преступления, цель вторых - демонстрация действенности закона.

Таким обратом, классическая школа уголовного права базируется на следующих принципах:

-нет преступления, и нет наказания, не указанного в законе;

-кара (возмездие) за совершенное преступление является главной целью наказания;

-свобода воли человека предопределяет его ответственность за свои деяния.

Невменяемый не обладает свободой воли, а потому не может быть привлечен к уголовной ответственности;

- ужесточение уголовного законодательства способствует удержанию людей от преступлении.

Классическая школа уголовного права нередко рассматривается как учение об уголовно-правовом деянии. Основное внимание уделяется формально-юридическим конструкциям, точному описанию в законе всех признаков преступления, в то время как личность преступника практически не учитывается. Соответственно, сторонники классической школы считают, что наказывается преступное деяние, а не человек (деятель), его совершивший.

Неоклассическое направление уголовного права несколько отступает от ортодоксальных догм и модифицирует ряд положений классической школы.

Представитель неоклассицизма А. Принс считал необходимым смягчить меры уголовной репрессии, сделав их более гуманными. По его мнению, для борьбы с преступностью необходим целый комплекс мероприятий: социальные меры предупреждения противоправных деяний, судебные и пенитенциарные меры.

Ученый выступал за создание нескольких типов пенитенциарных учреждений, которые будут различаться режимом содержания преступников.

Франц фон Лист в своих трудах также уточняет ряд положений классической школы. Наибольший интерес вызывает его отношение к уголовной репрессии как цели наказания. Так, он считал, что кратковременное лишение свободы не исправляет, не устрашает и не обезвреживает преступника, а толкает его на совершение других преступлений. Поэтому минимальный срок лишения свободы не должен быть менее одного года.

школа уголовного права, одно из направлений в буржуазной теории уголовного права, возникшее в 18 в. в период борьбы буржуазии с феодализмом. Основой воззрений представителей К. ш. у. п. стали отрицание принципов феодального уголовного права и защита демократических принципов уголовной ответственности и применения наказаний, провозгласивших формальное равенство всех перед законом. Это положение утвердилось как реакция на феодальное право привилегий и неравенство сословий. К. ш. у. п. на базе общих исходных положений объединяет ряд концепций и национальных вариантов, связанных с особенностями исторического развития той или иной страны. В Великобритании, где идеи, характерные для К. ш. у. п., появились ранее, чем в др. странах, выразителями новых правовых идей в области уголовного права, построенных на компромиссе буржуазии и аристократии, были философ Дж. Локк и правовед У. Блэкстон. Локк, по выражению Ф. Энгельса, был '. в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1688 года' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 419). Утверждение Локка, что только закон может быть мерилом хорошего и дурного, стало основой принципа К. ш. у. п. - nullum crimeu, nulla poena sine lege ('нет преступления, нет наказания без указания об этом в законе'). Уголовно-правовые взгляды Блэкстона отрицали концепцию Локка о принадлежности человеку естественных прав, которые должны отражаться в законах. Однако он выдвигал много компромиссных положений (например, защита сложившегося при феодализме так называемого общего права ). Возврат ко многим положениям феодального права весьма характерен для английского учёного 19 в. И. Бентама

Во Франции большое влияние на развитие буржуазных отношений в области уголовного права оказали французские просветители и энциклопедисты, выдвинувшие, в частности, концепцию естественного права, лежащую в основе К. ш. у. п. В Германии ее видным представителем был А. Фейербах . Крупнейшим представителем К. ш. у. п. является итальянский учёный Ч. Беккариа , в работе которого 'О преступлениях и наказаниях' (1764) наиболее четко выражены взгляды этого направления. Беккариа считал, что преступления появляются не только в результате нарушений договоров, но и в связи с искажениями людьми божественных и естественных законов, однако сферу преступного он ограничивал областью нарушения законов. Беккариа выдвинул ряд основополагающих принципов уголовной ответственности: 'наказание должно быть соразмерно преступлению, мерилом которого является фактический вред'; 'каждый гражданин может делать все, что не противно законам, однако за нарушение закона следует наказание'. Беккариа отрицал понятие наказания как истязания и мучения. Цель наказания он видел в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения преступлений. Прогрессивный характер носили выдвинутые Беккариа положения: 'никто не может быть назван преступником, пока не вынесен обвинительный приговор' и 'только законы могут устанавливать наказание за преступления'.

Гуманные принципы К. ш. у. п. выражали интересы стремившегося к власти класса буржуазии, вели к утверждению нового, буржуазного права, сменившего феодальное право сословий и привилегий.

К. ш. у. п. имела весьма широкое распространение в дореволюционной России. Принципы этой школы разделяли З. А. Горюшкин, Н. Н. Сандунов. И. Ф. Тимковский, А. П. Куницын, В. Г. Кукольник и др. К представителям К. ш. у. п. в России 2-й половине 19 - начале 20 вв. относятся А. С. Жиряев, В. Д. Спасович, П. Д. Калмыков, А. В. Лохвицкий, Н. А. Неклюдов, А. Ф. Кистяковский, Н. Д. Сергиевский, Н. С. Таганцев .

Неспособность К. ш. у. п. решить проблемы борьбы с ростом преступности в капиталистических государствах привела к возникновению новых направлений буржуазного уголовного права. Определённой реакцией на догматические рецепты К. ш. у. п. явилась антропологическая школа уголовного права .

Лит.: Беккариа Ч., О преступлениях и наказаниях, пер., М., 1939; Таганцев Н. С., Русское уголовное право, часть общая, т. 2, 2 изд., СПБ, 1902; Познышев С. В., Основные начала науки уголовного права. Общая часть уголовного права, 2 изд., М., 1912; Решетников Ф. М., Уголовное право буржуазных стран, в. 2, М., 1966.

Основные школы уголовного права

В данной статье мы разберём основные школы уголовного права.

Классическая школа

У данной школы нет одного отца-основателя. Классическое направление в уголовном праве появилось в качестве ответа на уголовный произвол Средневековья, когда далеко не каждый нарушитель закона привлекался к суду как из-за своего происхождения, так и просто из-за неумения расследовать преступления (криминалистика как наука появится лишь в 19-м веке).

Своего пика данное направление достигло в трудах Ансельма Фейербаха (деда философа Людвига Фейербаха), благодаря которому в 1813-м году принято Баварское Уголовное Уложение – редкий случай, когда идеи одного человека почти целиком становятся законом.

Основой классического уголовного права стали принципы, которые в 21-м веке кажутся самоочевидными:

Также в классической школе не было ни условно-досрочного освобождения (оно появится во Франции в конце 19-го века), ни возможности назначать наказание мягче, чем указано в законе.

Неоклассическая школа

Известна полемика того же Фейербаха с другим немецким юристом Грольманом, выступавшим за большее внимание к личности преступника и увеличение разницы между пределами наказания до нескольких раз. Фейербах воспринимал предложения Грольмана как размывание принципов уголовного права.

Неоклассики не сильно отдалились от классиков по основным подходам в уголовном праве: они также выступают за признание уголовного закона единственным источником уголовного права и считают, что слишком большая разница между минимумом и максимумом наказания за одно преступление (несколько десятков раз) сводит на нет эффективность наказания и принцип справедливости.

Антропологическая школа

По мнению Ломброзо, человек склонен к преступлениям, поскольку он изначально зол. Преступники – люди ненормальной природы, а преступления – следствия их врождённых способностей. А значит, и наказание не может (и не должно) предотвращать преступления и исправлять преступников. Поэтому основными наказаниями должны стать смертная казнь и заключение на неопределённо-длительные сроки.

Ломброзо выделил четыре группы преступников:

Также учёный призывал изучать людей в целом и преступников в частности не в тиши кабинетов, а в непосредственном общении с ними.

Учение Ломброзо стало опровергаться ещё при его жизни.

Социологическая школа

По мнению Листа, система наказаний должна быть гибкой и учитывать каждый случай отдельно. Мера наказания исходит из его целей. Всех преступников учёный разделил на три группы:

Примером социологических идей в уголовном праве являются меры безопасности. В Норвегии применяется сдерживание – продление тюремного заключения на 5 лет преступнику (количество продлений не ограничено). Скорее всего, сдерживание будет применено и к Андерсу Брейвику, осуждённому на 21 год (максимальное наказание в Норвегии в мирное время).

Одной из спорных идей социологического направления являются неопределённые сроки наказания, которые стали применяться в США с 1870-х гг. Лист писал, что при наказании за кражу (до 5 лет заключения) вряд ли суд сможет вынести наилучший из 1825 вариантов приговора (5*365). Решение о сроке пребывания заключённого учёный возлагал на администрацию исправительного учреждения.

Другим спорным положением данной школы является большая ответственность руководителей преступных групп по сравнению с непосредственными исполнителями. Теперь наказание за сам факт участия в банде или в преступном сообществе наказывается едва ли не жёстче, чем совершение самих преступлений.

На одной из лекций по криминологии преподаватель спросил у нас, кто является более опасным: преступник, совершающий преступления в группе, или преступник, действующий в одиночку. Моё мнение совпало с позицией преподавателя: опаснее является тот преступник, который действует в одиночку. Он сам всё продумывает, осуществляет и несёт всю ответственность. Хотя ограбить, убить или изнасиловать жертву проще с сообщниками, наказание каждого из соучастников не должно быть выше наказания преступника-одиночки. Нужно наказывать за само преступление. Количество лиц, его совершивших, не играет решающей роли.

Борьба направлений

Если раньше преступник, совершивший тяжкое преступление, мог избежать многих лет тюрьмы лишь в исключительных случаях, то теперь оснований для назначения ему мягкого, чуть ли не символического наказания стало больше.

Как это ни удивительно звучит, но опыт Советского Союза, фашистской Италии и некоторых других недемократических стран дали уголовному праву много полезного в вопросах борьбы с преступностью. Речь идёт не о смертной казни, а о судопроизводстве без проволочек, эффективности продолжительных наказаний, участковых, комнатах милиции, дружинниках, доносительстве и прочих новшествах, которые были использованы и развитыми странами.

Новая социальная защита

Школа новой социальной защиты появилась в Италии после Второй мировой войны. Её основателем является Филиппо Грамматика, идеи которого основаны на трудах бельгийского юриста А. Принса.

Данная школа - попытка найти баланс между социологическим и классическим началами в уголовном праве, поэтому является своеобразным частичным возвратом в сторону классической школы, с преобладанием социологических идей и подходов.

Если неоклассическая школа была шагом в сторону социологии, то школа новой социальной защиты – шагом в сторону классической школы. Это значит, что в науке уголовного права с середины 20-го века наблюдается сближение (конвергенция) классической и социологической школ.

Школа новой социальной защиты разделяется на два направления:

Вслед за Листом Ансель утверждал, что к каждому преступнику должен быть индивидуальный подход. Основная цель – ресоциализация преступника, возврат его в общество.

Уголовное право в начале 21 века

Неотвратимость наказания – то с чем согласны все. Однако и продолжительность наказания либо его размер тоже играет не последнюю роль. Если бы было верно мнение, что ужесточение наказания не снижает уровня соответствующих преступлений, то тогда не имело бы значения, к какому сроку приговаривать убийцу или разбойника: к одному месяцу или 20 годам тюрьмы. Даже при почти полной раскрываемости преступник готов совершить нужное ему преступление, если наказание за него будет недостаточно суровым. Франц фон Лист говорил о 6 неделях как минимуме.

На мой же взгляд, минимальным сроком заключения должен быть срок от 3 до 6 лет (УДО – через 2/3 срока). Это значит, что в моём случае наименьшее возможное заключение составляет 2 года. Но и этот срок не является главным. Главным является понимание того, что срок заключения должен составлять хотя бы один год для более-менее существенного воздействия на осуждённого (кстати, в Украине лишение свободы назначается на срок от 1 года до 15 лет).

А что говорит наука об эффективности заключения за одно преступление? Если обобщить данные Листа и современные исследования, то выводы весьма любопытные:

  • в пределах 1 года заключения эффективность наказания возрастает медленно (примерно по формуле y= корень из x);
  • затем от 1-2 лет до 7-8 лет эффективность резко возрастает;
  • от 8 до 15 лет рост эффективности снова замедляется;
  • наконец, от 15 лет эффективность остаётся на прежнем уровне: преступнику не важно, какое наказание его ждёт: 20 лет заключения, пожизненное или смертная казнь.

Как бороться с такими серийными преступниками?

Есть три основных пути:

Итак, к началу 21 века в уголовном праве наблюдается смешение идей различных направлений. Данное смешение рано называть общемировым кризисом, хотя вред от излишней гуманизации (то есть, радикального смягчения) наказаний виден даже неспециалистам: надежды на эффективность символичных штрафов и краткосрочных заключений провалились почти везде.

Основные школы уголовного права

В данной статье мы разберём основные школы уголовного права.

Классическая школа

У данной школы нет одного отца-основателя. Классическое направление в уголовном праве появилось в качестве ответа на уголовный произвол Средневековья, когда далеко не каждый нарушитель закона привлекался к суду как из-за своего происхождения, так и просто из-за неумения расследовать преступления (криминалистика как наука появится лишь в 19-м веке).

Своего пика данное направление достигло в трудах Ансельма Фейербаха (деда философа Людвига Фейербаха), благодаря которому в 1813-м году принято Баварское Уголовное Уложение – редкий случай, когда идеи одного человека почти целиком становятся законом.

Основой классического уголовного права стали принципы, которые в 21-м веке кажутся самоочевидными:

Также в классической школе не было ни условно-досрочного освобождения (оно появится во Франции в конце 19-го века), ни возможности назначать наказание мягче, чем указано в законе.

Неоклассическая школа

Известна полемика того же Фейербаха с другим немецким юристом Грольманом, выступавшим за большее внимание к личности преступника и увеличение разницы между пределами наказания до нескольких раз. Фейербах воспринимал предложения Грольмана как размывание принципов уголовного права.

Неоклассики не сильно отдалились от классиков по основным подходам в уголовном праве: они также выступают за признание уголовного закона единственным источником уголовного права и считают, что слишком большая разница между минимумом и максимумом наказания за одно преступление (несколько десятков раз) сводит на нет эффективность наказания и принцип справедливости.

Антропологическая школа

По мнению Ломброзо, человек склонен к преступлениям, поскольку он изначально зол. Преступники – люди ненормальной природы, а преступления – следствия их врождённых способностей. А значит, и наказание не может (и не должно) предотвращать преступления и исправлять преступников. Поэтому основными наказаниями должны стать смертная казнь и заключение на неопределённо-длительные сроки.

Ломброзо выделил четыре группы преступников:

Также учёный призывал изучать людей в целом и преступников в частности не в тиши кабинетов, а в непосредственном общении с ними.

Учение Ломброзо стало опровергаться ещё при его жизни.

Социологическая школа

По мнению Листа, система наказаний должна быть гибкой и учитывать каждый случай отдельно. Мера наказания исходит из его целей. Всех преступников учёный разделил на три группы:

Примером социологических идей в уголовном праве являются меры безопасности. В Норвегии применяется сдерживание – продление тюремного заключения на 5 лет преступнику (количество продлений не ограничено). Скорее всего, сдерживание будет применено и к Андерсу Брейвику, осуждённому на 21 год (максимальное наказание в Норвегии в мирное время).

Одной из спорных идей социологического направления являются неопределённые сроки наказания, которые стали применяться в США с 1870-х гг. Лист писал, что при наказании за кражу (до 5 лет заключения) вряд ли суд сможет вынести наилучший из 1825 вариантов приговора (5*365). Решение о сроке пребывания заключённого учёный возлагал на администрацию исправительного учреждения.

Другим спорным положением данной школы является большая ответственность руководителей преступных групп по сравнению с непосредственными исполнителями. Теперь наказание за сам факт участия в банде или в преступном сообществе наказывается едва ли не жёстче, чем совершение самих преступлений.

На одной из лекций по криминологии преподаватель спросил у нас, кто является более опасным: преступник, совершающий преступления в группе, или преступник, действующий в одиночку. Моё мнение совпало с позицией преподавателя: опаснее является тот преступник, который действует в одиночку. Он сам всё продумывает, осуществляет и несёт всю ответственность. Хотя ограбить, убить или изнасиловать жертву проще с сообщниками, наказание каждого из соучастников не должно быть выше наказания преступника-одиночки. Нужно наказывать за само преступление. Количество лиц, его совершивших, не играет решающей роли.

Борьба направлений

Если раньше преступник, совершивший тяжкое преступление, мог избежать многих лет тюрьмы лишь в исключительных случаях, то теперь оснований для назначения ему мягкого, чуть ли не символического наказания стало больше.

Как это ни удивительно звучит, но опыт Советского Союза, фашистской Италии и некоторых других недемократических стран дали уголовному праву много полезного в вопросах борьбы с преступностью. Речь идёт не о смертной казни, а о судопроизводстве без проволочек, эффективности продолжительных наказаний, участковых, комнатах милиции, дружинниках, доносительстве и прочих новшествах, которые были использованы и развитыми странами.

Новая социальная защита

Школа новой социальной защиты появилась в Италии после Второй мировой войны. Её основателем является Филиппо Грамматика, идеи которого основаны на трудах бельгийского юриста А. Принса.

Данная школа - попытка найти баланс между социологическим и классическим началами в уголовном праве, поэтому является своеобразным частичным возвратом в сторону классической школы, с преобладанием социологических идей и подходов.

Если неоклассическая школа была шагом в сторону социологии, то школа новой социальной защиты – шагом в сторону классической школы. Это значит, что в науке уголовного права с середины 20-го века наблюдается сближение (конвергенция) классической и социологической школ.

Школа новой социальной защиты разделяется на два направления:

Вслед за Листом Ансель утверждал, что к каждому преступнику должен быть индивидуальный подход. Основная цель – ресоциализация преступника, возврат его в общество.

Уголовное право в начале 21 века

Неотвратимость наказания – то с чем согласны все. Однако и продолжительность наказания либо его размер тоже играет не последнюю роль. Если бы было верно мнение, что ужесточение наказания не снижает уровня соответствующих преступлений, то тогда не имело бы значения, к какому сроку приговаривать убийцу или разбойника: к одному месяцу или 20 годам тюрьмы. Даже при почти полной раскрываемости преступник готов совершить нужное ему преступление, если наказание за него будет недостаточно суровым. Франц фон Лист говорил о 6 неделях как минимуме.

На мой же взгляд, минимальным сроком заключения должен быть срок от 3 до 6 лет (УДО – через 2/3 срока). Это значит, что в моём случае наименьшее возможное заключение составляет 2 года. Но и этот срок не является главным. Главным является понимание того, что срок заключения должен составлять хотя бы один год для более-менее существенного воздействия на осуждённого (кстати, в Украине лишение свободы назначается на срок от 1 года до 15 лет).

А что говорит наука об эффективности заключения за одно преступление? Если обобщить данные Листа и современные исследования, то выводы весьма любопытные:

  • в пределах 1 года заключения эффективность наказания возрастает медленно (примерно по формуле y= корень из x);
  • затем от 1-2 лет до 7-8 лет эффективность резко возрастает;
  • от 8 до 15 лет рост эффективности снова замедляется;
  • наконец, от 15 лет эффективность остаётся на прежнем уровне: преступнику не важно, какое наказание его ждёт: 20 лет заключения, пожизненное или смертная казнь.

Как бороться с такими серийными преступниками?

Есть три основных пути:

Итак, к началу 21 века в уголовном праве наблюдается смешение идей различных направлений. Данное смешение рано называть общемировым кризисом, хотя вред от излишней гуманизации (то есть, радикального смягчения) наказаний виден даже неспециалистам: надежды на эффективность символичных штрафов и краткосрочных заключений провалились почти везде.

Читайте также: