Когда заработает росреестр 2017

Обновлено: 30.06.2024

Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии игнорирует граждан, заплативших за услуги, но не получивших их. Сроки перевалили за десятикратные. Ведомство на связь не выходит, деньги не возвращает. Типичное мошенничество, квалифицирует такие действия закон. Но в Росреестре, видимо, считают, что им можно.

Юлия Сунцова

Сколько реальных сделок тормозится из-за такой халатности?

Но самые большие приключения в электронных чертогах Россреестра поджидали на следующем шагу.

Изначально ведомство уведомило о том, что необходимая выписка будет готова в течение трех дней.

- Срок исполнения запроса на предоставление сведений из ЕГРН – три дня, - подтвердила девушка из справочной. Потом удивилась, что не три и посоветовала написать в электронную техподдержку, так как в телефонной техподдержке помочь мне, по ее словам, ничем не могут.

Всё это понятно, выражаю сочувствие, но ответ-то когда ждать? – вступила я в переписку с Госведомством.

В ответ на следующий день пришло письмо до боли знакомое по содержанию, синтаксису и пунктуации:

Аналогичным образом закончилось рассмотрение пяти моих претензий в адрес Росреестра. Сомнений в том, что нас вежливо послали в. общаться с роботом, и живой специалист нам не светит, не осталось.

На горячей линии ведомства по-прежнему отвечали, что вопрос может решиться только через электронную техподдержку.

В итоге 27 декабря мне пришлось потребовать у робота возвращения денежных средств за неоказанную услугу. В ответ на это письмо обиделись все – на него вообще никто не ответил, даже мой киборг-собеседник оставил гневную претензию без внимания.

С 2014 года на переход Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в электронный документооборот потрачены миллиарды рублей из бюджета.

Министерство экономического развития совместно с Правительством России ставили 1 января 2017 года финальной датой по введению в эксплуатацию электронного сервиса ЕГРН, при помощи которого россияне смогли бы через интернет зарегистрировать права на собственность, получить в электронном виде выписки по интересующим объектам недвижимости, в том числе, осведомиться по кадастровой оценке с целью дальнейших налоговых расчетов и т.д.

На первой волне цифровизации Росреестра (2014-2016гг), согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок РФ, заключается 16 госконтрактов на сумму 1,927 млрд рублей, и эти транши не обходятся без скандалов.

На основе некорректной кадастровой оценки жилой собственности физлиц налоговая насчитывает завышенные взносы тысячам собственников (и это еще не все проверили и не все поняли). Реестр жилья при этом оказался для перепроверок недоступным, а все попытки связаться с ведомством по всевозможным каналам для разъяснений ни к чему не привели.

В эти же годы реализация Росреестром трудоемкой задачи по сведению воедино двух массивов данных – единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН) - то и дело обрастала сводками о мошеннических операциях и вспышках коррупции из-за многочисленных уязвимостей создаваемых систем. Реформа по защите права собственности на первых порах привела к обратному эффекту. Квартиры превращались в гаражи, а некоторое имущество переносилось в новые системы с ошибками. Руководитель Росреестра Виктория Абрамченко лично признавалась в 1% ошибочных записей в новом реестре (то есть пострадало примерно 3 млн собственников – всем им предстояло самостоятельно заниматься переоформлением документов, а части – обращаться в суд).

Конец 2019 – новый скандал. Массовые задержки и сбои при выдаче выписок ЕГРН и прекращение предоставления отдельных услуг. На этот раз Росреестр винит Федеральную службу судебных приставов, приостанавливает прием запросов от них и просит государство раскошелиться на расширение мощностей.

Месяцами ранее в перебоях в своей работе Росреестр обвинил коммерческие онлайн-сервисы, выступающие посредниками между гражданами и ведомством при заказе и выкупе выписок.

Как сейчас обстоит ситуация, и в чем причина таких сбоев, разбиралась корреспондент РИАМО.

О том, что в начале сентября 2019 года в Управлении Росреестра по Московской области произошла техническая неполадка в работе информационных систем, стало известно не сразу. Риелторы и их клиенты забили тревогу в начале октября, когда многие ждали свои документы уже почти месяц вместо положенных 10 дней.

При попытке оформить электронную регистрацию сделок с недвижимостью пользователи сталкивались с ошибками системы или большими задержками, причем документы, поданные офлайн или через платные сервисы, тоже сильно задерживались.

Сорванные сделки, потерянное время и деньги, даже риск остаться без жилья – это лишь малая часть того, с чем столкнулись граждане. На портале ЦИАН пользователи жаловались на срыв всех сроков, а также на отсутствие какой-либо информации от ведомства, в частности, периодически неработающий единый справочный телефон.

Например, те, кто подавали заявку в Росреестр в конце августа, в начале октября документы еще не получали. Статусы заявок либо не менялись, либо их не находили вообще.

Пользователь nadyezhda2000 поделилась своим алгоритмом действий, который в итоге привел к успеху:

Как жителям Подмосковья получить документы из МФЦ на дом>>

Многие жители региона писали жалобы в различные инстанции, а самые отчаянные лично отправлялись в подмосковное Управление Росреестра, чтобы все-таки получить свои документы со скандалом и боем. Для этого требовалась предварительная запись.

Cейчас подмосковный Росреестр работает в усиленном режиме – даже по выходным и с привлечением регистраторов из других регионов, чтобы быстрее обработать накопившиеся пакеты документов. Задолженность по выдаче документов обещают полностью устранить до 1 ноября 2019 года. Чтобы убедиться в этом, ккорреспондент РИАМО посетила Управление Росреестра по Московской области, которое находится на Поклонной улице в Москве. В помещении для приема граждан малолюдно – посетители в основном приходят по рабочим вопросам. О проблемах со сбоем они знают, но лично не сталкивались.

Как следует из объявления на инфоэкране, в настоящий момент работа технических систем восстановлена, проводятся рабочие встречи со строительными и кредитными организациями, работает call-центр.

По словам сотрудников управления, ситуация стабилизируется –количество разбираемых пакетов документов приблизилась к нормальному уровню: ежедневно обрабатывается 11,5 тысяч пакетов документов.

Как оплатить налог на имущество в Москве >>

Этот сбой – не первый в Росреестре за последнее время. Подобная ситуация случилась в августе 2018 года, когда из-за сбоя работы Ростелекома, который обслуживает серверы Росреестра, работа замерла на целый месяц. Две недели в ноябре 2018 года потребовалось, чтоб восстановить работу системы после хакерских атак. Небольшой сбой был и в начале мая 2019 года из-за внеплановых технических работ, тогда его устранили за неделю.

По словам юриста группы компаний SRG Михаил Прихожана, проблемы начались еще в 2017 году, когда произошло объединение двух систем – Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости. С момента их объединения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) новый объединенный информационный ресурс не работал несколько месяцев: с 1 января 2017 года до конца февраля – начала марта 2017 года.

По его словам, система предоставления сведений из ЕГРН постоянно работала со сбоями. Больше всего страдали те, кто хотел получить сведения из реестра путем запроса в электронном виде. Задержки в предоставлении сведений могли составлять до трех месяцев и более.

Очередной сбой в Федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости создал трудности правообладателям объектов недвижимости и другим заинтересованным лицам, вынужденным порой нести материальные потери из-за срыва сделок.

Хотя по закону орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, примеров привлечения за это к ответственности представителей Росреестра пока нет, добавил юрист.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Сотрудники Росреестра обратились к Путину. ПО, которое стоит 2 миллиарда и три года - не работает

Сотрудники пишут Путину и прокурорам, что 218 ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2017 года, фактически не работает. То есть государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав на территории всей Российской Федерации вообще не осуществляется по причине невозможности работы Единого Государственного Реестра Недвижимости (ЕГРН), так как сведения, содержащиеся в ЕГРН, в нарушение требований указанного федерального закона недостоверны.

То есть по сути ЕГРН – единый информационный ресурс, который должен был объединить базы данных государственного реестра недвижимости и государственного кадастра недвижимости – фикция! Его нет, хотя за 3 года на его создание потрачено порядка 2 млрд (!) рублей. Представляете себе масштаб распила.

Руководство Росреестра, что следует из письма, тщательно скрывает этот факт, вплоть до того, что издало соответствующий приказ, запрещающий сотрудникам даже инициировать обсуждение данной темы в СМИ и соцсетях. Ну и как об этом не написать?! :)

Проверил информацию. Зашел на сайт ЕГРН. Попытка получить выписку через сайт закончилась крахом, так как разделы не работают (хотя с 1 января 2017 года обещали все сделать – обманули, стало быть).


Может я что-то не так понимаю.

Документы сейчас подаются только через кадастр, хотя решение о регистрации и ответственность за него лежит на регистраторах, а проверить данные кадастра из-за недоработанных баз данных регистраторы не могут… Соответственно, в случае возможных(!) злоупотреблений, они и будут виноваты. Круг замкнулся. Люди начинают увольняться, чтобы не стать козлами отпущения. Всем ведь понятно, что у нас виноватых назначают.

Не ясно только, на что рассчитывает Абрамченко со своей командой, пытаясь спрятать шило в мешке. В информационном обществе такое поведение попросту недальновидно. Все тайное становится явным.

Кстати, нынешняя команда руководства Росреестра весьма эпична. Чего только стоит руководитель управления госслужбы и кадровой политики Росреестра, отставной полковник милиции И.В. Павливкер. Память у меня хорошая. Помню и этого господина. Правда, все аккуратно подчистили, и сейчас информации в сети осталось очень мало, хотя это имя в свое время гремело на всю Москву. Но то, что сумел найти, весьма ярко его характеризует…

"Президенту Российской Федерации
Владимиру Владимировичу Путину
ул. Ильинка, д. 23, 103132, Москва, Россия

копия: Генеральная прокуратура
Российской Федерации
ГСП-3, 125993, г.Москва,
ул.Большая Дмитровка, 15а

копия: Министру экономического развития
Российской Федерации
М.С. Орешкину
ГСП-3,125993, г. Москва,
А-47, 1-я Тверская-Ямская ул., д.1,3

Уважаемый Владимир Владимирович!

Статья 7 указанного федерального закона устанавливает, что ведение ЕГРН осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений. Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за ведение ЕГРН, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Согласно данным официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, для целей создания ФГИС ЕГРН Росреестром с 2014 г. по 2016 г. было заключено 16 государственных контрактов на сумму свыше 1 926 931 701 руб.

Несмотря на все усилия государства по обеспечению создания ЕГРН, потраченные бюджетные средства, ЕГРН в нарушение требований указанного федерального закона не создан и не функционирует.

До сих пор работе ЕГРН препятствуют следующие недоработки:

ФГИС ЕГРН предполагает консолидацию и использование единого информационного пространства сведений существующих баз данных ГКН и ЕГРП, а также информационных систем спутников, таких как реестр кадастровых инженеров, информационная система государственного земельного надзора, единой электронной картографической основы и т.д.

Так, объединению подлежат 83 базы данных АИС КН и 83 базы данных ЕГРП (не считаю Республику Крым и г. Севастополь). Всего около 300 млн. объектов недвижимости, каждых из которых имеет десятки уникальных характеристик, таких как кадастровых номер, сведения о правах, площади, кадастровой оценке, истории изменений характеристик и т.д.

Кроме семантических сведений об объектах недвижимости консолидации подлежат и сведения о координатах и иных пространственных данных объектов землеустройства.

Однако реализации экстерриториальной государственной регистрации препятствует до сих пор не реализованная стратегия архивного хранения, подразумевающая перевод в электронный вид документов архивного хранения на местах. Причем данный факт делает невозможным реализацию не только федерального экстерриториального принципа, но и регионального.

ФГИС ЕГРН должен функционировать по централизованной схеме без необходимости сохранения на местах серверных мощностей. Однако при этом требуется развитие сети каналов передачи данных. С учетом введения в действие ЕГРН существующая сеть каналов передачи данных не способна обеспечить корректное функционирование ЕГРН.

ФГИС ЕГРН подразумевает оснащение каждого работника приема заявителей, а также государственных регистраторов и иных работников производственных отделов усиленными квалифицированными электронными подписями, Однако не должным образом была рассчитана потребность в закупке физических носителей УКЭП, а также сами лимиты потребности в УКЭП. Таким образом, работы по выпуску УКЭП в необходимом для работы с 01.01.2017 в условиях действия положений федерального закона выполнены не были.

Особенно следует отметить, что плановая дата завершения работ по миграции баз данных ГКН и ЕГРП в ФГИС ЕГРН по контракту Росреестра намечена на 12.01.2017, то есть в 2017 году работа Росреестра осознанно осуществляется с использованием неактуальной базы данных ЕГРН, что прямо нарушает требования федерального закона.

Подсистема приема и обработки документов (ППОЗ) разрабатывалась как автоматизированная среда управления бизнес процессом приема, распределения на работников, маршрутизации выдачи готовых документов, администрирования пошлин и плат за оказания услуги, а также для проведения автоматических первичных проверок поступивших от заявителя документов.

Кроме того, регулярные сбои были и при работе ППОЗ в части межведомственных запросов по проверке личности заявителя и подлинности удостоверяющих личность документов. В ходе тестирования выводились ошибки в отношении реально существующих паспортов.

Разработчик сообщал на указанные замечания о неготовности внешних информационных систем поставщиков сведений для ППОЗ.

Подсистема кадастрового учета и регистрации прав (ПКУРП) в ходе опытной эксплуатации также продемонстрировала свою неготовность.

Так, не проработан вопрос совершенствования набора сервисов межведомственного взаимодействия. В систему перенесены все существовавшие на момент разработки сервисы без каких-либо изменений. При этом работоспособность этой функциональности даже с учетом сохранения существующих ресурсов продемонстрирована не была. В ответ на межведомственные запросы загружались ответы на иные объекты недвижимости, что также свидетельствует об имитации их работы.

Вовсе не реализована в ПКУРП стадия определения кадастровой стоимости.

Кроме того, нарекания вызывает и алгоритм пространственного анализа, не выявляющих ряд ошибок по заявлениям, ошибки пространственного анализа по которым были автоматически выявлены в АИС ГКН.

Полностью отсутствует и форматно логический контроль вносимых в основные и дополнительные характеристики объектов недвижимости сведений, что позволяло ставить на учет в тестовом режиме объекты с отрицательной площадью.

Не продемонстрирована и процедура предоставления сведений ЕГРН по запросу.

Подсистема Миграция создана для выполнения работ по объединению и переносу в ЕГРН сведений ГКН и ЕГРП из унаследованных информационных систем (АИС ГКН и АИС ЕГРП).

При этом требуется соблюдать требования Порядка ведения ЕГРН, утвержденные Приказом Министерства экономического развития России орт 16.12.2015 № 943.

Процесс миграции, начиная с сентября 2016 г., перешел в стадию хаотичного исправления и повторения ранее исправленных ошибок.

При этом произошла подмена понятий миграции и гармонизации, то есть повышения качества данный. В силу различных объективных причин, в том числе и нормативных, сведения ГКН и ЕГРП в настоящее время не гармонизированы, содержат ряд технических и кадастровых ошибок, исправление которых зачастую невозможно без волеизъявления правообладателя. Работы по повышению качества данных унаследованных учетных систем ведутся с момента их внедрения и в перспективе могут быть завершены не ранее 2018 года, или только после создания качественно ЕЭКО ведения ЕГРН.

Однако при этом выполнены все необходимые работы по сопоставлению сведений ГКН и ЕГРП по кадастровому номеру, что в совокупности с применением требований Порядка ведения ЕГРН в части приоритетности сведений, позволяет выполнить миграцию. Предполагается, что объединение задач миграции и повышения качества данных является инструментом перекладывания ответственности на заказчика за срыв сроков миграции.

Возникают вопросы и в качестве реализации технологии процесса и алгоритма миграции. Так, миграция кадастрового квартала из 10 000 объектов недвижимости занимает без малого 10 часов.

Подсистему ведения пространственных данных и вовсе протестировать не представилось возможным. Задания по миграции объектов землеустройства завершаются ошибками, а проверить качество их миграции по заранее мигрированным разработчиком сведений не представилось возможным по причине отсутствия таковых сведений.

Отдельным вопросом следует отметить способ миграции элементов картографической основы ведения кадастра. Разъяснений по реализации указанного процесса представлено не было.

При этом в функциональности ПМО были заявлены не только задачи по автоматической подготовке отчетов, но и автоматические выгрузки во внешние системы (ФНС, Росимущество) по заранее запрограммированному графику.

Также следует отметить, что ПМО не предусматривает запрос отчетов аппаратов территориальных органов Росреестра от своих территориальных отделов. Таким образом, в случае необходимости представления территориальными отделами территориального органа Росреестра информации для отчета в свой аппарат управления, такое взаимодействие придется выполнить иными, отличными от ПМО средствами.

Учитывая непродолжительность обучения, а также отсутствие самостоятельно наработанных практических навыков по работе в ФГИС ЕГРН, эффективность такого обучения можно поставить под сомнение.

Однако следует отметить, что в настоящее время АИС ГКН и АИС Юстиция также не готовы к реализации Федерального закона.

Так, существующие бизнес процессы не позволяют соблюдать очередность прохождения стадий учетно-регистрационной процедуры. Не реализованы новые формы уведомлений о принятом решения и исходящих документов в виде выписок из ЕГРН. Не предусмотрены и новые причины приостановлений.

Кроме того, полностью отсутствует и механизм уведомления заявителя о ходе рассмотрения заявления. Уведомления правообладателя о внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного взаимодействия, или о получении органом регистрации запроса о предоставлении сведений по принадлежащему ему объекту недвижимости.

Все эти уведомления и информирования обязательны с 01.01.2017 г., тем не менее не реализуются в настоящее время, что является нарушением требований федерального закона.

Кроме того, для приема заявителей продолжается использование предыдущей версии ПК ПВД, не поддерживающего работу с новыми формами заявлений, для которых, кстати, Росреестром так и не были разработаны соответствующие XML-схемы, что делает невозможным доработку МФЦ своих, отличных от ПК ПВД, программных средств приема заявителей по услугам Росреестра.

Однако, ПК ПВД 3 в условиях переноса внедрения ФГИС ЕГРН, с 01.01.2017 неприменим, так как несовместим с АИС ГКН и АИС ЕГРП.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав на территории всей Российской Федерации фактически не осуществляется по причине невозможности работы ЕГРН, сведения, содержащиеся в ЕГРН, в нарушение требований указанного федерального закона недостоверны.

Несмотря на указанный запрет, мы, коллектив сотрудников центрального аппарата Росреестра, вынуждены обратиться к Вам с настоящим письмом.

Людям попросту затыкают рот, поэтому они и рассылают письмо журналистам и блогерам. И это самое разумное, что можно сделать в подобной сложной ситуации. Не хотел бы я быть на их месте. Надеюсь, письмо будет рассмотрено - виновные наказаны, а невиновные не пострадают.

Наша история войны с Росреестром началась в 2013 году, когда только появился кадастровый учет ОКС (объектов капитального строительства). Именно в 2013 году из БТИ были переданы все документы и данные в Кадастровую палату и Росреестр для организации Единого государственного реестра недвижимости.

Сколько всего произошло с того времени и до текущего момента в кадастровой отрасли знают только опытные специалисты: новые законы, смена руководителей Росреестра, сокращение штата кадастровых палат, сотни и тысячи разъяснений своих законов от МинЭкономРазвития.

И все это время наши инженеры пытаются понять, что же от нас хочет увидеть регистратор Росреестра в подготовленных технических планах? На сегодняшний день мы обработали почти 7000 приостановок Росреестра и сделали свои, возможно субъективные, но построенные на реальном опыте выводы о том, как работает система кадастрового учета и регистрации недвижимости в нашей стране.

Рассказ будет основан только на опыте работы с коммерческими зданиями и помещениями - именно на них специализируется наша компания.

Что такое приостановка простыми словами у органов регистрации недвижимости — законный инструмент не выполнять свою работу, придраться к ошибкам (существующим или надуманным), вечный источник возможности применения альтернативного консенсуса с заинтересованным лицом.

Есть замечательная 26 статья ФЗ №218 — основания и сроки приостановок. Сейчас там много пунктов, но если коротко - в случае, когда документы на регистрацию или кадастровый учет подготовлены неправильно, это является основанием для приостановки.

Приостановка выдается на три месяца. Ее можно обжаловать в Апелляционной комиссии и суде. Комиссия - спорный момент, так как за все время ее существования в Москве не было ни одного решения в пользу заявителя.

Как думаете, имеет ли значение для Росреестра, что написано в этой статье? Пфф - конечно нет! Росреестр плевать хотел на какие-то там пункты закона или приказов, а тем более - на здравый смысл. Сейчас расскажу об этом подробнее.

В реальности, все приказы и законы, которые существуют, Росреестр использует только в свою сторону, а точнее - не в пользу заявителя. Конечно, очень часто кадастровые инженеры ошибаются, даже самые лучшие могут прикрепить не тот файл. Но в реальности ошибок инженеров, которые могут препятствовать регистрации, очень мало.

Другая сторона вопроса - если заявление в Росреестре не "сопровождают", то часто при личном общении говорят: "Как я вам проведу заявление с первого раза? Могут подумать что это коррупция".

Общая загруженность специалистов

Примерно 30-50% приостановок приходят полностью скопированными из прошлого текста приостановки по этому объекту, либо вообще из другого дела. Как я уже говорил, специалисты Росреестра перегружены, при этом руководство постоянно уменьшает их количество (посмотрите статьи о сокращении штата в Москве).

Низкая квалификация сотрудников Росреестра и кадастровых инженеров

На текущий момент в Росреестре Москвы прекращена деятельность Кадастровой палаты и всей обработкой документов занимаются сотрудники Росреестра, а бывшие специалисты Кадастровой палаты частично перешли на другие должности, где иногда проверяют заявления.

Ситуация обычно выглядит так: Кадастровый инженер 45 лет, работающий с 2011 года, подает технический план для кадастрового учета изменений помещения 100 кв.м., а сотрудник Росреестра, 24 года, работающий в Росреестре 3 месяца, выдает приостановку о том, что графическая часть не соответствует нормам Градостроительного кодекса. Часто и кадастровые инженеры ошибаются, но таких ошибок становится все меньше, ведь сейчас ужесточили правила аттестации специалистов в кадастре: наличие высшего профильного образования, реальная стажировка 2 года (и за этим очень жесткий контроль, подделать не получится) на должности помощника кадастрового инженера (даже геодезисты с 20-летним опытом нанимаются работать помощниками ради стажа).

Как определить незаконность приостановки?

1. В приостановке несколько пунктов - чем больше замечаний указано в приостановке, тем она выглядит убедительнее и сложнее оспаривается в суде;

2. Размытые формулировки в приостановках. Опять же, сложно оспорить то, о чем непонятно написано.

3. Использование пункта об "Условных обозначениях". Если видите этот пункт в приостановке, можете не сомневаться, регистратор уже передал ваш объект на "контроль". Суть пункта "Условные обозначения" в том, что в Приказе №953 указано определенное точное количество условных обозначений и Росреестр считает, что может сам решать, какие из них нужно было добавить в технический план, а какие - нет. В суде этот пункт может быть истрактован как угодно - юрист Росреестра приведет регистратора, который ткнет пальцем в план этажа и скажет, что вот здесь условные обозначения указаны неверно. Все, судья уйдет думать, и скорее всего сделает вывод, что Росреестру виднее - он же госорган (хотя самим судьям уже надоели эти суды и наглость органа регистрации).

4. Нерешаемые пункты приостановки. К примеру, поменяли Вы размер окна в своем нежилом здании. Росреестр пишет - "не предоставлен согласованный в Архитектуре проект". И суть в том, что с ноября 2018 года наша уважаемая Москомархитектура не согласовывает такие проекты, в связи с отсутствием полномочий (долгая история, но если кратко, то на них писали жалобы в прокуратору, о том, что этот орган не имеет права согласовывать изменение фасадов нежилых зданий, в итоге они прекратили эту деятельность). Полномочия уже три года никак не могут передать (проект постановления правительства Москвы завис два года назад и никаких подвижек по нему нет) и все это время измененные фасады нежилых зданий согласованию не подлежат ни при каких условиях.

Наша организация прошла все этапы, от гнева до смирения, а затем - до суда, а потом - до создания своего алгоритма борьбы с приостановками:

1. Выполняйте технические планы без ошибок. Самое главное правило, от которого зависит успех всего процесса. Как это реализовано у нас: есть чек-лист из более чем 50 требований, которые обязательно должны быть соблюдены инженером в техническом плане. Мы этот чек-лист взяли не только из своего опыта, но и судебной практики, которая показала, как положительно выигрывать дела, не давая шанса Росреестру. За контроль качества отвечает кадастровый инженер, который сам не изготавливал конкретный технический план.

2. Выписывайте все пункты приостановок и готовьтесь к ним заранее. Вот первая часть нашей таблицы - таблица гугл. Всего в ней около 50 пунктов - пригодится многим начинающим инженерам или заказчикам. Если пост наберет 1000 лайков, выложим свои наработки по остальным пунктам приостановок, а также - чек-лист и алгоритм контроля качества.

Внедряйте контроль качества, проверяйте свои техпланы на предмет будущих приостановок Росрестра.

3. Пишите жалобы в сервис "Ваш Контроль". На момент написания статьи это - единственная жалоба, которая поможет сдвинуть мертвое заявление с места. Как минимум, этот механизм позволит узнать рабочий телефон исполнителя в Росреестре (с 2020 года попасть в Росреестр сложно, из-за антиковидных ограничений, а если вы ведете учет всех регистраторов и их телефонов, как мы, и знаете, что регистраторы постоянно меняются/увольняются, чуть ли не каждые три месяца, найти возможность связаться для разъяснения ситуации будет проще).

4. Обращайтесь в суды, но не просто так, а с определенным алгоритмом работы. Вот обязательный минимум для борьбы с Росреестром:

4.1 Подать на регистрацию идеально выверенный технический план, желательно онлайн с ЭЦП (так им сложнее манипулировать сроками). Это один из самых важных пунктов. Лучше переподать заявление, если в нем есть реальные ошибки, и еще подождать три месяца до обращения в суд, чем зря потратить год из-за запятой (будьте уверены, ваш технический план "пропылесосит" весь отдел Росреестра);

4.2 Подождите 3 месяца, а потом - пройдите Апелляционную комиссию Росреестра. Если кто думает, что там решают проблемы, то нет - это один из барьеров, придуманный Росреестром для уменьшения количества судебных дел. Как выглядит классическая комиссия: сидят 5 человек, из Управления Росреестра, СРО Кадастровых инженеров и БТИ. Вы приходите, говорите: "Почему мне написали, что у меня неправильно называется "подвал", если он четко прописан - "подвал"?" Вам отвечают любую, граничащую с бредом, информацию: "Подвал" это не "подвал", а "подвал-0". Вот и все - дальше ждете отказа. Некоторые заказчики приходят туда ругаться, но мы стараемся отговорить их от этого, так как вся процедура является чисто формальной.

4.3 Подавайте заявление в суд. Кадастровый инженер может подавать от своего имени, если приостановка выдана на заявление по его техническому плану. Мы периодически судимся от своего имени с Росреестром, хотя судов становится значительно меньше, чем это было 2 года назад. Вот пример одного из положительных решений в нашу пользу - кад арбитр. К 2021 году мы поимели большую положительную судебную практику в Москве, любой пункт приостановки сейчас обжалован нами и можно использовать это по аналогии применяя наш опыт. Является ли суд стопроцентным вариантом? Нет, к сожалению многое зависит от судьи. Бывают случаи, когда придет регистратор по заявлению на заседание, ткнет пальцем в документ и скажет: "Здесь условные обозначения нарушены - толщина стен 0,5 мм, а так как это несущая стена, должны быть 0,7 мм". И лояльная Росреестру судья ответит на это: "Ясно, в иске отказать!". И никого не волнует, что технически и логически была высказана и поддержана судом абсолютно недоказуемая и необоснованная ложь. У нас был случай: получили приостановку на том основании, что "с улицы в окне помещения видна перегородка, значит это - изменение фасада, а согласования в Москомархитектуре на нее не получено". И мы проиграли первую инстанцию, но апелляция и кассация встала на нашу сторону и признали решение суда первой инстанции полностью незаконным (хотя мы его считаем просто абсурдным). Вот решение суда по этому делу - кад арбитр.

После того, как будет выигран суд в первой инстанции, юрист Росреестра в последний для подачи жалобы день отправит ее в апелляцию. После проигрыша апелляции будет и кассационная инстанция - это стандартный регламент юристов Росреестра.

4.4 Когда Вы получите исполнительный лист и подумаете, что уже на "финишной прямой" регистрации, подадите его в Росреестр - он снова выдаст приостановку. Вы удивитесь, но Росреестр не может зарегистрировать сведения просто по исполнительному листу - ему нужен технический план, в который нужно вставить исполнительный лист (хотя это и идет вразрез логики и нашей правовой системы).

Цель Росреестра - максимально затягивать сроки, устраивая препятствия для этого на каждом шагу

Получая приостановку, каждый заказчик делает для себя только один вывод:

"В техническом плане обнаружены ошибки, нужно предъявить это кадастровому инженеру, который выполнил технический план".

При этом редко кто вообще вчитывается в текст приостановки и разбирает ее пункты. Крайним остается кадастровый инженер несмотря ни на что и вопреки всему.

Наша организация работает в 4 регионах России: Москва и МО, Санкт-Петербург и ЛО. В областях примерно все одинаково - с приостановками можно работать без суда, главное - взаимодействие с регистратором и его требованиями.

Отдельно хочу отметить Санкт-Петербург. Сейчас здесь первичной обработкой заявлений занимается все та же Кадастровая палата, а уже потом Росреестр делает свою проверку. Это лучшая Кадастровая палата в России, она единственная сохранила правило - связываться с инженерами и обсуждать выявленные нарушения. От меня и от всех кадастровых инженеров нашей организации большая благодарность за их подход к работе!

Приостановки от Росрестра сейчас такая же обычная практика, как и сам кадастровый учет и регистрация прав. Если у вас коммерческое помещение, будьте уверены, что так просто и быстро реализовать свои планы не получится.

А всем, кто столкнулся с приостановками - можете заполнить заявку на новый технический план с проработкой приостановки - здесь (просьба учитывать, что мы работаем только с ОКС коммерческого типа - зданиями и помещениями, и не берем в работу частные дома, квартиры, земельные участки).

Остальным читателям мы желаем как можно реже иметь необходимостей взаимодействовать с Управлением Росреестра по Москве - нервы будут крепче.

Читайте также: