Когда водитель становится пешеходом

Обновлено: 04.07.2024

Пешеходный переход — это место где пересекается две дорожные стихии, водители и пешеходы, естественно им нужно каким-либо образом взаимодействовать. И основной зоной этого взаимодействия является пешеходный переход. Для многих еще со времени обучения в автошколе привито мнение, что пешеход на дороге всегда прав и его нужно всегда пропускать — это верное предостережение для водителя, но не правило, и к сожалению это мнение распространилось и среди пешеходов и многие из них уверены, что на дороге их всегда должны пропустить.

Конечно силы пешехода несравнимы с мощностью автомобиля, но это не значит, что пешеход всегда имеет преимущество перед автомобилем только потому что он более слабый участник дорожного движения, а означает, что у пешехода гораздо большая заинтересованность в знании и соблюдении правил дорожного движения.

Мы подробно рассмотрим, как Правила дорожного движения регулируют отношения между водителями и пешеходами.

Правила дорожного движения

Давайте посмотрим, кто же такие водитель и пешеход в рамках Правил дорожного движения.

Определение пешеходного перехода:

Внимательно прочитайте это определение, многие сотрудники ДПС трактуют его не в вашу пользу.

И пешеход, и водитель равноправные участники дорожного движения.

Обязанности пешехода

Обязаннастям пешехода посвящена 4-я глава Правил дорожного движения. Мы подробно рассмотрим только пункты, где пешеходное движение непосредственно пересекается с автомобильный и возникает вопрос приоритета.

4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

  1. Пересекать проезжую часть можно только по пешеходным переходам,
  2. Пересечение проезжей части вне пешеходного перехода это исключение из общего правила.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Самое главное — убедиться в безопасности — это обязанность пешехода, следить за обязанностями водителей пешеход не должен, в первую очередь собственная безопасность,

Не менее важный момент, при отсутствии пешеходного перехода у пешехода нет преимущества перед автомобилем. Не имеет значения на перекрестке осуществляется переход или на другом участке дороги. Нет пешеходного перехода — нет преимущества.

Еще раз обратите внимание, уступить дорогу пешеходу на пешеходном переходе — это обязанность водителя, обязанность пешехода — обеспечить для себя безопасность.

Пешеходный переход

Обязанности водителя

Обязанностям водителя посвящено 90% Правил дорожного движения. В этом материале мы рассматриваем правила, регулирующие приоритет между водителем и пешеходом на проезжей части. Проезд пешеходного перехода регулирует 14-я глава правил дорожного движения. Также ситуации пересечения автомобиля и пешехода встречаются и в других пунктах

  • на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
  • перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
  • в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

При запрещающем сигнале светофора или регулировщика водитель обязан обеспечить беспрепятственный проход для пешеходов

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Отметим в п.14.1, что водитель должен не уступить дорогу, а пропустить пешеходов, вступивших на проезжую часть. Это требование только к нерегулируемым пешеходным переходам.

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22 , движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17-я глава распространяется также и на дворовые территории. Движение в жилых зонах должно осуществляться, не создавая помех пешеходам, но в ту же очередь пешеходы не имеют права препятствовать проезду транспортных средств.

Как мы выяснили Правила дорожного движения достаточно подробно распределяют приоритет между движением пешеходов и транспортных средств и если их соблюдать даже такие разные участники дорожного движения могут бесконфликтно существовать в условиях дорожного движения.

Общие правила поведения участников дорожного движения

Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны:

• знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;

• помнить, что в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств.


Участникам дорожного движения запрещается:

• повреждать или загрязнять покрытие дорог;

• снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;

• оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

Безопасность пешехода на дороге

• Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части дороги.

• Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части дороги пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам.

• В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.

• При следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.

• Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.

Переход проезжей части дороги

• Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеходным переходам. Самый безопасный переход — подземный или надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

• В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора.

• При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны

• На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин.

• Нельзя выбегать на дорогу.

• Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал светофора необходимо осмотреться.

• Не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью.

• Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

• Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.

• При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздержаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.

Безопасность пассажира

• Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).

• Посадку в транспортное средство начинают только при полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая другим пассажирам.

• Войдя в салон транспортного средства, необходимо обратить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.

• При отсутствии свободных мест для сидения, можно стоять в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальное устройство.

• Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, так как она в любой момент может открыться.

• Передвигаться по салону в общественном транспорте рекомендуется только при его полной остановке.

Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае

• Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам, потребовать остановить транспорт и открыть двери.

• При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стекла (при необходимости можно выбить стекла ногами).

• При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.

• В любом транспортном средстве имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

• Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.

• Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транспортного средства, оказать посильную помощь пострадавшим.

Безопасность пассажира в метро

• При спуске в метро на эскалаторе стоять нужно справа, проходить слева.
• Нельзя сидеть и бежать по ступенькам эскалатора.
• Ожидая поезд на платформе, не заходить за ограничительную линию.

• Если что-то из личных вещей упало на рельсы, не следует пытаться достать этот предмет самостоятельно, нужно обратиться к дежурному.

Если в вагоне метро возник пожар:

• немедленно сообщить об этом машинисту поезда по переговорному устройству и в дальнейшем выполнять его команды;

• при появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда необходимо предпринять попытку потушить его, используя имеющийся под сидением огнетушитель или подручные средства;

• ни в коем случае не следует пытаться остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном;

• необходимо оставаться на месте, пока поезд движется в тоннеле;

• при остановке поезда в тоннеле не пытаться покинуть его без команды машиниста;

• не прикасаться к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку;

• после разрешения на выход открыть двери или выбить ногами стекла, выйти из вагона и двигаться вперед по ходу поезда к станции вдоль полотна между рельсами (гуськом, не прикасаясь к токоведущим щитам).

Безопасность пассажира при следовании железнодорожным транспортом

При посадке:
• не бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего поезда;

• во время прохождения поезда находиться на расстоянии не менее двух метров от края платформы;

• подходить к вагону после полной остановки поезда;

• посадку в вагон следует производить только со стороны перрона или посадочной платформы;

• войдя в вагон, достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем положить его на багажную полку и в специальное отделение нижней полки.

В дороге:
• тяжелые вещи необходимо разместить внизу, чтобы при толчке они не упали с багажной полки;

• воду можно пить только из титана, находящегося возле купе проводника, или специально купленную питьевую воду из бутылки;

• во время движения поезда не высовываться из окна;

• не открывать наружные двери и не стоять на подножках во время движения поезда;

• выходя из вагона на остановках, не отходить далеко от поезда; — не трогать без надобности стоп-кран.

Аварийная обстановка в поезде

• В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом проводнику.

• При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана; выходить из вагона можно через двери или через окна.

• Не следует пытаться выпрыгнуть из вагона движущегося поезда или выбраться на крышу.

• Если в условиях пожара поезд продолжает движение, пассажиры должны переходить в конец поезда, плотно закрывая за собой двери.

• Если в случае аварии вагон начал опрокидываться, необходимо ухватиться за выступы полок и другие неподвижные части вагона, закрыть глаза, упереться ногами в верхнюю полку или стену, а после того как вагон обретет устойчивость, осмотреться и наметить путь выхода из него.

Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда

Велосипед и мопед относятся к транспортным средствам. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.

• Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как можно правее.

• Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

• Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
— ездить не держась за руль;
— перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;

• Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению;

• Двигаться по проезжей части дороги при наличии рядом велосипедной дорожки.

• Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выполнять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения.

Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов

• Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя.

• При движении на дорогах в темное время суток велосипеды должны быть оборудованы внешними световыми приборами:
впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — световозвращателем оранжевого или красного цвета.

Световозвращающие элементы

Напоминаем, что согласно пункту 4.1 Правил дорожного движения, люди, находящиеся ночью на проезжей части дороги вне населенной местности, должны иметь световозвращающие приспособления. В сумерках или в темноте пешехода на дороге почти не видно. Благодаря световозвращающим элементам пешеходы в условиях плохой или недостаточной видимости обеспечены безопасностью на дороге. Яркое световое пятно, создаваемое световозвращателем, привлечет внимание водителя и позволит ему вовремя заметить пешехода. Человек, имеющий при себе такой элемент, виден на расстоянии, втрое превышающем способность водителя заметить его без отражателя (130-400м).

Световозвращающий элемент (светоотражатель, фликер, пешеходный катафот и т.д.) является важным элементом пассивной безопасности пешехода и снижает риск наезда на пешехода в тёмное время суток в 6,5 раз. Водители автомобилей в темное время суток обнаруживают пешехода, имеющего светоотражатель, со значительно большего расстояния. При движении с ближним светом фар расстояние обнаружения увеличивается с 25-40 метров до 130-140, а при движении с дальним светом – до 400 метров.

Для лицевой стороны использован световозвращающий материал жёлтого цвета, обладающий наибольшим коэффициентом световозвращения.

Конструкция имеет ряд преимуществ:

• большая площадь светоотражающей поверхности;

• хороша видимость со всех сторон;

• отсутствие необходимости крепления к одежде, возможность надеть (снять) в

• простота и безопасность самостоятельного использования детьми.

Министерство труда и социальной защиты Тульской об Министерство труда и социальной защиты Тульской об Без тегов

Правила дорожного движения (далее — ПДД) должны соблюдать все участники дорожного движения, в том числе и пешеходы. Поэтому, если вы пешеход, необходимо знать ПДД и помнить о том, что может грозить за их нарушение.

Что должен соблюдать пешеход

Вы как пешеход обязаны (п. 7, 17, 20 ПДД):

— двигаться согласно светофорам, дорожным знакам и другим элементам, регулирующим дорожное движение;

— не создавать опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимовежливыми;

— не выпускать детей одних на проезжую часть дороги (далее — автодорога) (кроме жилых и пешеходных зон);

— не загрязнять дороги и окружающую среду;

— обозначать себя фликером, если идете в темное время суток по краю автодороги;

— уйти с автодороги, если к вам приближается транспортное средство (далее — автомобиль) с включенными синими или сине-красными маячками (автомобили ГАИ, МЧС и др.);

— переходить автодорогу в разрешенных местах:

по пешеходному переходу;

на перекрестке по линии тротуаров или обочин (только если нет наземного пешеходного перехода).

На заметку
Обочина примыкает к внешнему краю автодороги и располагается с ней на одном уровне. Отличить их легко, так как обочина выделяется дорожной разметкой или иным конструктивным способом (подп. 2.34 п. 2 ПДД);

по кратчайшему пути на участке, где автодорога хорошо просматривается в обе стороны (только если поблизости нет пешеходных переходов и перекрестков) (подп. 17.2, 17.3 п. 17 ПДД).

Вам как пешеходу запрещено (п. 18, 20 ПДД):

— идти по краю автодороги, если есть другие разрешенные пути.

Обратите внимание!
Вы можете идти по краю автодороги только в случае, если нет других вариантов для движения: тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, обочины. При этом идти можно только навстречу движению автомобилей (ч. 1, 2 подп. 17.1 п. 17 ПДД).
По автодороге в жилой и пешеходной зонах вы можете ходить даже при наличии тротуаров или обочин. Но при этом нельзя препятствовать движению автомобилей (п. 135 ПДД);

— задерживаться и останавливаться на автодороге;

— переходить автодорогу в неположенном месте;

— переходить дорогу, если по ней приближается автомобиль с включенными синими или сине-красными маячками;

— выходить на автодорогу из-за стоящего автомобиля или иного объекта (дерево, дом и др.), не убедившись в отсутствии приближающихся автомобилей.

Что грозит пешеходу за нарушение ПДД

Под нарушением ПДД на практике обычно понимается невыполнение обязанностей и нарушение запретов, которые установлены для участников дорожного движения. За такое нарушение вы как пешеход можете привлекаться к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Если в результате нарушения ПДД вы причинили вред другому лицу или его имуществу, то он может потребовать с вас возмещения такого вреда. Данное требование он вправе заявить, даже если вас уже привлекли к административной или уголовной ответственности. При этом он должен доказать вашу вину в произошедшем (ч. 1 п. 1 ст. 933 ГК).

Так, вы можете нести гражданскую ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, морального вреда, а также материального ущерба.

Пример
В результате ДТП был поврежден автомобиль. Авария произошла по причине действий пешехода, который внезапно выбежал на дорогу перед двигающейся машиной. Ее водителю пришлось резко затормозить, из-за чего машина съехала в кювет и была повреждена. Виновником аварии признан пешеход, который был привлечен к административной ответственности за нарушение ПДД.
Владелец автомобиля вправе предъявить виновнику ДТП иск, чтобы возместить вред, причиненный его имуществу, на основании ст. 933 ГК.

За нарушение ПДД вам могут дать штраф в размере от 1 до 3 БВ (ч. 1 ст. 18.20 КоАП). При этом от ответственности могут осовбодить за отдельные административные проступки и значительные правонарушения при наличии определенных обстоятельств. Например, если правонарушение совершено впервые и нарушитель согласен на вынесение письменного предупреждения (ч. 1, 2 ст. 8.3 КоАП), которое с 1 марта 2021 г. больше не является административным взысканием.

Пример
Сотрудник ГАИ остановил пешехода, который шел по краю дороги по ходу движения автомобилей. Пешеход ранее к ответственности за нарушение ч. 2 подп. 17.1 п. 17 ПДД не привлекался, поэтому ему было объявлено письменное предупреждение. В нем разъяснили, что он должен был двигаться навстречу движению автомобилей, и предупредили об ответственности за повторное нарушение.

За нарушение ПДД в виде повреждения, загрязнения автодороги или другого дорожного сооружения на вас могут наложить штраф в размере от 2 до 5 БВ (ст. 18.29 КоАП).

Размер штрафа может быть и больше, если вы (ч. 2 — 4 ст. 18.20 КоАП):

1) нарушили ПДД в состоянии алкогольного опьянения. То же касается и нарушения в состоянии, вызванном наркотиками и иными веществами, — штраф от 3 до 5 БВ;

2) отказываетесь пройти освидетельствование (проверку на нахождение в состоянии, вызванном алкоголем, наркотиками и иными веществами) — штраф в размере от 3 до 5 БВ;

3) при нарушении ПДД создали аварийную обстановку — штраф в размере от 3 до 8 БВ. То есть ваши действия заставили других участников изменить скорость, направление движения или принять иные меры по обеспечению своей или чужой безопасности, или повлекли повреждение их транспортных средств и имущества. Например, вы резко выскочили на дорогу из-за припаркованного автомобиля, и водителю автомобиля, проезжавшему по дороге, пришлось резко затормозить (примечание к ст. 18.1 КоАП);

4) при нарушении ПДД причинили другому человеку легкое телесное повреждение или ушли с места ДТП, являясь его участником, — штраф в размере от 5 до 20 БВ.

Пример
Пешеход в состоянии алкогольного опьянения выбежал на проезжую часть дороги. В результате этого произошло ДТП: столкнулись два автомобиля. В данном случае пешеход может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.20 КоАП в виде штрафа.

К уголовной ответственности вас могут привлечь за нарушение ПДД, если (ст. 321 УК):

1) при этом вы причинили тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение. Наказание в данном случае может быть в виде:

исправительных работ сроком до 2 лет;

ограничения свободы сроком до 2 лет;

лишения свободы сроком до 2 лет;

2) это повлекло смерть человека. Виновный в данном случае наказывается ограничением или лишением свободы на срок до 5 лет.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ АВТОМОБИЛИСТОВ ГИБДД ДТП

Юрий Панченко

Юрий Панченко запись закреплена

Автоблогер рассказал, когда водитель становится пешеходом по версии ГИБДД

Владислав Невский

Я бы убрал из статьи "поставил на сигнализацию". Сигнализация это необязательный атрибут ТС. Так же, к ТС правила не предъявляют требование закрыть его или поставить на сигнализацию.
Вышел из ТС и всё - пешеход. Даже, если дверь оставить распахнутой.
Но, всё это хорошо только в теории.
На практике у нас нет независимого суда и почти всегда суд принимает сторону ИДПС.

Иван Сидоров

Vladislav, в Японии суд почти всегда (99%) принимает сторону прокуратуры. Но это не мешает им честно трудится в большинстве своем и не разворовывать страну. Просто в судах и в прокуратуре там на порядок более честные граждане.

Владислав Невский

Иван Сидоров

Иван Сидоров

Если водитель вышел из автомобиля, он уже пешеход. Значит продувать обязаны, пока водитель занимает место водителя в машине. Если одну ногу успеет поставить на землю, то результаты освидетельствования на месте незаконны. Тем более они незаконны, если водителю предлагают выйти из машины и проследовать к врачу на освидетельствование.

Вадим Свирин

😇

Иван, Одну ногу . А если нет ног ?, или предположим друзья помогли вынести тело водителя таким образом что ни одна часть его тела не коснулась земли. (и прямиком понесли его за праздничный стол)

Иван Сидоров

Михаил Клонеков

Надо просто описать в обязанностях пешехода как садиться и выходить из машины.
А заглушил машину - стал пассажиром.

Иван Сидоров

Вадим Свирин

Михаил, Вот такая задача: Заглушил машину - стал пассажиром.
Далее решил в кабине попить пивка, потом нечаянно опёрся на рычаг ручного тормоза, машина снялась с тормоза покатилась под уклон и произошло ДТП.
Данное происшествие будет рассматриваться как управление пьяным пасажиром?, или управление пьяным водителем ?

Юрий Панченко

Вадим Свирин

Юрий, В статье ключевое слово "целенаправленно".
Выше в теоретической задаче я употребил слово "нечаянно".
. т.е. опять придётся идти в ВС для установления общественных отношений в категории "глубина умысла" содеянного.

Вадим Свирин

Михаил Клонеков

Вадим, Эта же задача, только начало такое. Водитель ушёл, в машине остался пассажир. Далее.

Не вижу разницы в решении этих задач.

"Механическое транспортное средство" – транспортное средство, приводимое в движение двигателем.

Если движение осуществляется без двигателя - это так же как покатиться на тележке, с той же ответсвенностью. Заглушенный автомобиль - это телега на колесах. Его прохожий может столнуть с горки.

Вадим Свирин

Михаил, Меня совершенно не устраивает упрощение обстоятельств до уровня "заглушил машину - стал пассажиром". Это уровень мышления поколения тик-токеров.

Михаил Клонеков

Вадим Свирин

Дмитрий, Сразу даю теоретическую задачку:
Есть Вася водитель самосвала, который предпринял все меры к самопроизвольному движению ТС, поставил на ручник, вкатил противооткатные устройства, и.т.д. , Но как обычно забыл опустить самосвальный кузов (как это часто случается с водителями самосвалов). Вышел из кабины, и в этот момент гидравлика дала сбой, кузов падает, а там стоял тик-токер снимающий хайп про вонючих водителей самосвалов.
(короче его придавило).
Кем в этом случае является Вася ? (Водителем или Оператором гидравлической самосвальной установки ?)
P\S. если оператором установки, где тогда его удостоверение подтверждающее навыки рабы с этой установкой ?).

Кто виноват: в споре автомобилистов и пешеходов пора поставить точку


Пешеход всегда прав. Но не всегда жив

Представьте: по городу едет автомобиль, водитель смотрит на дорогу, скорость не превышает, правил не нарушает. И вдруг, откуда ни возьмись, из-за припаркованной машины выскакивает пешеход, который так спешил, что не мог пройти лишних 20 метров до перехода или светофора… Визг тормозов, удар, и у одного человека испорчено здоровье, а у второго — жизнь. Ведь с немалой степенью вероятности водитель отправится в тюрьму, потому что в таких случаях доказать, что вина лежит на пешеходе очень и очень сложно.

Водитель всегда виноват, а пешеход?

Вопрос ответственности пешеходов априори является полемическим. Люди, у которых нет машин, однозначно винят в авариях водителей — мол, смотрят в гаджеты, ездят пьяные за рулем, а пешеходы страдают. И, безусловно, безответственных водителей на дорогах хватает.

Но люди, которые сами управляют транспортным средством, знают, что невнимательный пешеход, который выскакивает на дорогу в сумерках или в дождь, в условиях плохой видимости — это кошмар любого водителя. Какой бы хорошей ни была реакция человека, автомобиль не затормозит мгновенно, и последствия для всех могут быть самыми плачевными.

Самая частая причина аварий по вине пешехода в 2020 году — это переход через проезжую часть вне пешеходного перехода в зоне его видимости, затем следуют переход через проезжую часть в неустановленном месте при наличии в зоне видимости перекрестка, нахождение на проезжей части без цели ее перехода. Еще 13,1% случаев приходится на тех, кто перебегал дорогу на красный сигнал светофора.

Конечно, автомобиль — это средство повышенной опасности, и водитель должен быть втройне внимателен на дороге. Спрос с него должен быть гораздо больше, и это правильно. Еще в 2010 году Верховный суд РФ постановил, что в ситуациях, когда водитель сбил пешехода, перебегавшего дорогу в нарушение ПДД, все равно ответственность несет автомобилист. Если пешеход выжил, то водитель возмещает ущерб, причиненный его здоровью. Если же погиб, то оплачивает затраты на похороны и возмещает моральный вред родственникам, кроме того, может понести уголовную ответственность. Фактически была установлена презумпция виновности водителя.

Но вряд ли от этого станет намного легче пешеходам, которые пострадали или даже погибли из-за собственной неосторожности. Людям стоит помнить, что хоть закон на их стороне, они все же не бессмертные. Потому что порой волосы на голове шевелятся от картины, когда мамочка перебегает дорогу где-то в 50 метрах от перехода, уставившись в смартфон, а в метре перед ней катит малыш на самокате или беговеле.

Хорошо, если такие случаи заканчиваются благополучно. Но достаточно посмотреть сводки Госавтоинспекции или тематические подборки на YouTube, если у вас крепкие нервы, чтобы понять, что так бывает далеко не всегда.

30 сентября на севере Петербурга около 9 часов вечера автомобиль Nissan Tiida сбил 63-летнего мужчину. Изначально сообщалось, что сбит мужчина на пешеходном переходе, но, как показывает запись видеорегистратора, который, к счастью, был у водителя, мужчина в темной одежде выскочил прямо на проезжую часть со стороны заправки. Заранее заметить и затормозить его у водителя не было никакой возможности. Мужчина отделался переломом таза.

Нарушителей нужно знать в лицо

Пешеходы же по закону отделываются легче. Как указывает в обосновании своей инициативы Дмитрий Давыдов, действующее законодательство предусматривает предупреждение или штраф в размере 500 рублей, если это не создало помех в движении транспортных средств, и штраф 1 000 рублей, если помехи были созданы. Штраф может возрасти до 1 500 рублей, если был причинен вред здоровью легкой и средней тяжести. Только в случаях создания ДТП с тяжкими последствиями пешеходу может грозить тюремный срок до семи лет.

Но если автомобилисты хотя бы получают штрафы за нарушения, то пешеход может попасться, разве что если перебегает дорогу в неположенном месте прямо возле поста ГАИ. В любом другом случае на небрежность со стороны пешеходов, которые рискуют жизнью ради нескольких сэкономленных минут, закрывают глаза. И совершенно напрасно.

В китайском Цзинане действует похожая система с распознаванием лиц, но там нарушителей-пешеходов не просто штрафуют, а предлагают на выбор заплатить денежный штраф, пройти онлайн-курс по правилам дорожного движения или помогать полицейскому в регулировке движения в течение 20 минут. После внедрения системы количество нарушений со стороны пешеходов сократилось с 200 до 20 случаев в день на одном загруженном перекрестке.

Дорога с двусторонним движением

Если уж такая система разрабатывается, власть должна использовать ее максимально эффективно, с пользой для общества. А с опытом последних лет настроить такую систему и внести необходимые поправки в законодательство будет совсем не сложно, была бы политическая воля.

Вот только внедрение камер по автоматической регистрации нарушений ПДД со стороны водителей на территории всей страны пешеходов совершенно не возмущает. Особенно когда аварийность в зонах наблюдения видеокамерами снижается. Например, в Подмосковье общее количество ДТП на участках измерения средней скорости за 2020 год сократилось на 45% по сравнению с 2019-м, количество погибших и пострадавших уменьшилось на 4%.

Если человек будет знать, что за переход дороги в неположенном месте или пробежку на красный свет ему автоматически прилетит штраф, он дважды подумает, прежде чем нарушать. А в идеале и вовсе отучится от такой пагубной привычки. Все же безопасность на дорогах — это дорога с двусторонним движением, простите за каламбур, и ответственность за нее несут не только водители, но и пешеходы.

Читайте также: