Когда учреждена должность верховного комиссара оон по правам человека

Обновлено: 02.07.2024

Принимаю Наш сайт сохранит анонимные идентификаторы (cookie-файлы) на ваше устройство. Это способствует персонализации контента, а также используется в статистических целях. Вы можете отключить использование cookie-файлов, изменив настройки Вашего браузера. Пользуясь этим сайтом при настройках браузера по умолчанию, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов и сохранение информации на Вашем устройстве.

Категории

Указатель

Другое

Учрежденная ООН система поощрения и защиты прав человека опирается на работу постоянных учреждений, дополняющих гарантии и процедуры, закрепленные в различных международных конвенциях в области прав человека. Речь идет об Управлении Верховного комиссара по правам человека, куда входит Совет по правам человека, заменивший в 2006 году Комиссию по правам человека. Эти изменения были предприняты для обеспечения преемственности и непрерывности в работе этих органов, а также чтобы ограничить их политизацию.

Пост Верховного комиссара по правам человека (UNHCHR, United Nations High Commissioner for Human Rights) был учрежден 20 декабря 1993 года резолюцией №48/181 Генеральной Ассамблеи ООН согласно рекомендациям Венской декларации и Программы действий от 25 июня 1993 года. В 1997 году Центр ООН по правам человека и Канцелярия Верховного комиссара ООН по правам человека были объединены в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), которое находится в Женеве.

Управление включает в себя несколько отделов, подчиняющихся Верховному Комиссару, имеющему ранг заместителя Генерального секретаря ООН. С первого сентября 2014 года этот пост занимает Зейд Раад аль Хусейн. Ему помогают Заместитель Верховного комиссара, сотрудники управления и административный отдел. Небольшой офисв Нью-Йорке обеспечивает представительство Верховного комиссара в ООН.

Помимо Канцелярии Верховного комиссара и ряда отделов, подотчетных Заместителю Верховного комиссара, в состав УВКПЧ входят четыре основных департамента: Департамент по работе с миссиями на местах и технического сотрудничества, Департамент по вопросам исследований и права на развитие, Департамент по обеспечению работы Совета по правам человека и специальных процедур и Департамент по вопросам договоров в области прав человека. Бюджет УВКПЧ в 2010 году составлял 180 миллионов долларов; причем 70 миллионов долларов поступили из регулярного бюджета ООН, а остальные средства из добровольных взносов государств. Доля добровольных взносов значительно выросла с 2005 по 2009 гг.

Для содействия международному сотрудничеству в деле защиты прав человека, взяв на себя, в частности, координацию деятельности и поощряя политические акции в системе ООН, УВКПЧ:

— содействует всеобщей ратификации и приведению в действие международных конвенций и других документов, а также способствует созданию новых правовых норм;

— руководит информационными службами различных программ ООН по правам человека, в том числе центром документации и библиотекой, осуществляет анализ политических событий, проводит исследования и дает советы в различных вопросах, а именно в практической деятельности органов ООН и в других процедурах;

— содействует созданию национальных структур по защите прав человека, в частности, участвуя в организации деятельности и операциях на местах, где, по просьбе правительств, занимается обучением, дает советы, обеспечивает техническую помощь в вопросах соблюдения прав человека и заведует добровольными взносами для полевых миссий;

— оказывает поддержку в деле расследования фактов и нарушений прав человека, назначая специальных докладчиков и создавая рабочие группы при Совете по правам человека (ранее Комиссии по правам человека) или при различных комитетах ООН, созданных путем международных соглашений;

— поощряет международные органы по правам человека и органы, созданные путем соглашений. УВКПЧ планирует, подготавливает и руководит регулярными и специальными заседаниями Совета по правам человека, его Консультативного комитета, а также Универсального периодического обзора (см. ниже).

права человека; Комитет по правам человека; Комитет против пыток; Комитет по правам ребенка; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин; женщина; ребенок; дискриминация; индивидуальные жалобы (средства правовой защиты)

В экстренной ситуации УВКПЧ работает в сотрудничестве с соответствующими подразделениями ООН. Он участвует в работе Межучережденческого постоянного комитета ООН (МПК), который подчиняется Управлению по координации гуманитарных вопросов (УКГВ). УВКПЧ главным образом сотрудничает с УКГВ для разработки подходовв области соблюдения прав человека(в первую очередь, в области гуманитарной деятельности).

Комиссия по правам человека была учреждена в 1946 году Экономическим и Социальным Советом в соответствии со статьей 68 Устава Организации Объединенных Наций. Комиссия была уполномочена в отношении всех государств-членов ООН, независимо от того, подписывали ли они международные конвенции в области прав человека или нет. Статус Комиссии был определен и дополнен двумя резолюциями Экономического и Социального Совета ООН в 1946 году (резолюция №5.1 от 16 февраля и резолюция №9.2 от 21 июня), благодаря которым в мандат поощрения вошла также защитаправ человека.

15 марта 2006 году в рамках реформы системы ООН Генеральная Ассамблея приняла резолюцию №60/251 о создании Совета по правам человека, пришедшего на смену бывшей Комиссии по правам человека. Эта реформа имела целью упрочить авторитет и надежность Организация Объединенных Наций в области прав человека, избежав одновременно чрезмерной политизации вновь созданного органа.

В то время как Комиссия подчинялась Экономическому и Социальному Совету, Совет по правам человека является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. ЧленамиСовета по правам человека, как и бывшей Комиссии, остаются не независимые эксперты, а все те же дипломаты, связанные со своими правительствами, несмотря на изменения, внесенные в способ их назначения.

Экономический и Социальный Совет выбирал 54 государства для членства в прежней Комиссии. Каждое государство затем назначало своего представителя, проведя консультации с Генеральным секретарем ООН. Сейчас Совет состоит из представителей 47 государств-членов, избираемых большинством голосов членов Генеральной Ассамблеи в ходе прямого тайного голосования отдельно по каждой кандидатуре с учетом принципа справедливого географического распределения: 13 мест для группы государств Африки, 13 для государств Азии, 6 для государств Восточной Европы, 8 для государств Латинской Америки и Карибского бассейна, 7 для государств Западной Европы и других государств. Члены избираются сроком на три года и не имеют права на немедленное переизбрание после двух следующих друг за другом сроков. Наконец, Генеральная Ассамблея большинством в две трети голосов присутствующих членом может решить приостановить членство в Совете по правам человека государства за вопиющие и систематические нарушения прав человека. Впервые этой прерогативой Совет воспользовался в феврале 2011 года. В ответ на нарушения прав человека, совершенные режимом Каддафи на национальной территории в отношении манифестантов, Совет по правам человека приостановил членство Ливии.

В отличие от Комиссии, проводившей заседания раз в год, Совет проводит не менее трех регулярных сессийв год. Обычно Совет заседает в течение двух трехнедельных сессий, одной в мае, другой в сентябре, и проводит одну четырехнедельную сессию в марте. В дополнение к этому Совет может проводить внеочередные сессии. С 2006 года Совет собирался на такие чрезвычайные сессии четырнадцать раз; например, в феврале 2011 для обзора ситуации в области прав человека в Ливии, или в июне 2012 года по вопросу конфликта в Сирии (Сирийская Арабская Республика).

Любая НПО может обратиться в Совет, но только те, за кем Экономическим и Социальным Советом признан консультативный статус, могут участвовать в работе сессий Консультативного комитета Совета в качестве наблюдателей. Они также могут выступать с письменными или устными заявлениями.

Мандат Совета схож с мандатом прежней Комиссии; система специальных процедур была сохранена, были также созданы новые процедуры.

1. Поощрение прав человека

Основной задачей Совета является разработка юридических документов. В 1946 году Комиссия была создана для подготовки проекта правозащитного текста и конвенций в области прав человека. Комиссия стоит у истоков составления Всеобщей декларации прав человека 1948 года и двух пактов 1966 г. о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах.

2. Защита прав человека и специальные процедуры

В период с 1946 по 1967 год в изначальном мандате Комиссии не было предусмотрено ни контролирующего механизма, ни мер воздействия в случае ухудшения ситуации с правами человека в различных странах. Эти механизмы были добавлены в виде специальных процедур, учрежденных резолюциями Экономического и Социального Совета в 1967 году (рез. №1235) и в 1970 (рез. №1503). Эти процедуры нельзя использовать как средства индивидуальной правовой защиты даже в случае серьезных нарушений, но они помогают создать международное давление на государства, делая возможным проведение исследования и обсуждение ситуаций массовых и грубых нарушений прав человека в некоторых странах.

а. Процедура рассмотрения жалоб

Совет принимает решение по каждой ситуации, доведенной до его сведения. У Совета есть четыре варианта действий в зависимости от тяжести ситуации и доброй воли, проявленной соответствующим государством. В порядке возрастания тяжести Совет может: отклонить рассмотрение ситуации; оставить ситуацию на рассмотрение и запросить соответствующее государство предоставить дополнительную информацию; назначить независимого эксперта для контроля ситуации и информирования Совета или перейти к публичному рассмотрению ситуации.

б. Универсальный периодический обзор

Создание Универсального периодического обзора – это одно из главных нововведений, ставших результатом реформирования системы ООН в области поощрения и защиты прав человека. Универсальный периодический обзор (УПО), проходящий раз в четыре года, представляет собой механизм обзора информации по правам человека во всех 193 государствах-членах ООН. Этот процесс добавляется к другим обязательствам, содержащимся в различных международных конвенциях. Его цель – проверять законодательные меры и практики каждого государства, принятые для повышения эффективности и соблюдения прав человека. УПО обязывает государства представлять принятые ими меры для улучшения ситуации в области прав человека на своей территории и выполнять свои обязательства в этой сфере.

Раз в четыре года все государства-члены ООН и государства, находящиеся в статусе обозревателя, проходят обзор; порядок рассмотрения стран следует принципу справедливого географического распределения.

Обзор каждого государства проходит на основании нескольких документов:

  • информация от соответствующего государства, подготовленная для обзора, которая обычно имеет форму национального доклада;
  • подготовленная Управлением Верховного комиссара по правам человека подборка информации, содержащейся в докладах договорных органов (комитетов экспертов), специальных процедур (Специальные докладчики и Рабочие группы), включая замечания и комментарии соответствующего государства, и в других соответствующих официальных документах Организации Объединенных Наций, в частности ЮНИСЕФ;
  • дополнительная достоверная и надежная информация, представленная другими заинтересованными сторонами: международными организациями, НПО, национальными правозащитными учреждениями и т.д.

Секретариат ООН — это один из основных институтов Организации Объединенных Наций. Данный орган несет ответственность за функционирование этой организации. Секретариат составляют представители служащих из разных стран, которые занимаются обслуживанием иных основных органов ООН. Они также проводят практическую работу по реализации всевозможных решений, принятых в ООН. Служащие Секретариата в своей работе подотчетны исключительно ООН. Они не имеют права запрашивать или получать никаких указаний у правительства или властей. Членами ООН являются государства, которые должны безоговорочно уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря и других представителей Секретариата, не оказывая никакого воздействия во время выполнении ими прямых указаний ООН.

Генеральный секретарь ООН, его функции и обязанности

Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей, согласно предложениям Совета Безопасности ООН. Генсек может занимать свой пост в течение 5 лет и может быть выбран повторно. Сегодня на этом посту находится Антониу Гутерреш из Португалии.

Генеральный секретарь — самое главное административное должностное лицо ООН.

Как глава администрации (равно как и его персонал) он никоим образом не должен совершать действия, которые могут отразиться на его статусе, как международного должностного лица. Генсек имеет право передавать Совету Безопасности любые мысли о том, что что-то несет угрозу международной безопасности.

Главной ключевой особенностью деятельности Секретариата ООН является то, что в Уставе ООН нет конкретных обязанностей.

За счет подобного распределения обязанностей, роль Секретариата постоянно растёт. Что касается его деятельности в сфере защиты прав человека, то она носит более общий характер. Эти функции выполняют головные подразделения, находящиеся в Женеве и Нью-Йорке, а также другие представительства Организации Объединенных Наций на местах. Координирует действия Управление Верховного комиссара по правам человека. Данное Управление было создано в 1994-м году.

С 1946 по 1982 г. работа Секретариата в сфере прав человека проводилась специальным Отделом по правам человека, чья деятельность заключалась в обслуживании работы разных институтов ООН. К ним относятся Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, КПЧ, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и др.

ООН и защита прав человека. История, проблемы и противоречия

В 1982-м году был создан Центр по правам человека. ЦПЧ стал заниматься не только обслуживанием Секретариата, но и координацией деятельности в сфере прав человека в системе Организации. Работа во многом заключалась в подготовке разнообразных исследований, направленных на защиту прав человека, создании докладов о реализации, разработке и осуществлению программ технического содействия странам в области защиты прав. Также ЦПЧ занимался пропагандистской и информационной работой.

Огромную роль в развитии работы Секретариата Организации Объединенных Наций сыграла Венская конференция ООН по правам человека, которая состоялась в 1993-м году. В ней отметили потребность расширения деятельности Центра по правам человека. В основном это касалось поощрения человеческих прав, важности технического содействия.

В 1947-м году, во время создания проекта Всеобщей декларации прав человека, французский представитель Рене Кассен предложил создать пост генерального атторнея, который будет нести ответственность за защиту прав человека. Лицо, которое будет занимать эту должность, также будет представлять интересы истцов в судебных разбирательствах. Однако, несмотря на такую инициативу и перспективу, предложение Кассена было отвергнуто.

В 1950-1951 гг. государство Уругвай также выдвигало подобные идеи во время создания Международного пакта по правам человека. Новый институт ООН, в лице генерального атторнея или Верховного комиссара, должен был получить много полномочий. Предложение также не было принято.

В 1965-м году схожее предложение поступило от представителей Коста-Рики. Генеральная Ассамблея поручила КПЧ и ЭКОСОС заняться вопросом рассмотрения того, необходим ли пост Верховного комиссара. Несмотря на то, что предложение КПЧ было одобрено ЭКОСОС, оно не была рассмотрено Ассамблеей. Аналогичная ситуация происходила и в последующие годы, когда подобные предложения выдвигали некоторые страны Латинской Америки и Европы.

После конференции в Вене было принято решение о создании Рабочей группы, которая будет заниматься разработкой мандата Верховного комиссара. Переговоры проходили очень долго и напряженно. В результате представленный Рабочей группой проект все же был одобрен Третьим комитетом без голосования.

Так, 20 декабря 1993 года на пленарном заседании Ассамблеи наконец-то было принято решение об учреждении нового поста верховного комиссара ООН.

Комитет по правам человека ООН (КПЧ, CCPR) – один из 10 договорных органов Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ,OHCHR). Он учрежден в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года (вступил в силу в 1976 году). Основные функции – рассмотрение докладов стран-участниц Пакта, надзор за его исполнением, подготовка общих комментариев к нему и рассмотрение жалоб на нарушения этого международного акта.

Положение КПЧ в системе международных органов по правам человека

Современная международная правовая система защиты прав человека базируется на Международном билле о правах человека – триаде международных актов, куда входят:

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 года.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах и два (первый и второй) факультативных протокола к нему.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и факультативный протокол к нему.

В отличие от Декларации, которая носила и носит только рекомендательный характер, Пакты, вступившие в силу в 1976 году, позволили придать декларируемым правам человека юридически обязательный для стран-участниц характер. Кроме того, они расширили перечень признаваемых на международном уровне прав, а также создали правовые механизмы мониторинга их соблюдения, контроля и защиты.

Пределы компетенции международного комитета по правам человека ООНограничены действием Международного пакта о гражданских и политических правах. Этот документ подписан и ратифицирован 168 странами мира, в том числе США, всеми странами Европы и Россией как правопреемницей СССР.

Система Пакта включает и два факультативных протокола:

  1. Первый был принят в 1976 году в целях создания процедуры рассмотрения обращений (жалоб) о нарушениях Пакта. Протокол подписан и ратифицирован не всеми участниками Пакта – только 115 государствами. СССР (теперь и Россия) – участник Протокола с 1991 года.
  2. Второй протокол ориентирован на запрет (отмену) наказания в виде смертной казни. Он вступил в силу в 1991 году, спустя два года после принятия. Участников этого Протокола еще меньше – только 82 страны.

Именно за счет Протоколов компетенция КПЧ дополнилась функциями приема и рассмотрения жалоб на нарушения Пакта, а также надзорными функциями в сфере применения (отмены) смертной казни.

Вопросы соблюдения Пакта об экономических, социальных и культурных правах являются компетенцией другого органа ООН – Комитета по экономическим, социальным и культурным правам.

Таким образом, Комитет по правам человека ООНи Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН – ключевые инстанции в системе международных органов по правам человека. Их на уровне ООН дополняют еще 8 комитетов, созданных в соответствии с международными договорами (соглашениями). Правда, у каждого из них существенно более узкая специализация – права ребенка, права инвалидов, ликвидация расовой дискриминации, ликвидация дискриминации женщин, запрет пыток и другие.

Основные факты о деятельности Комитета по правам человека

Международный комитет по правам человека ООН создан в 1977 году в соответствии со статьей 28 Пакта о гражданских и политических правах.

В состав Комитета входят 18 членов – экспертов, каждый из которых является гражданином одной определенной страны из числа стран-участниц Пакта и избирается на 4-летний срок. Одно государство-участник Пакта вправе выдвинуть одну кандидатуру эксперта в Комитет. Выборы и, соответственно, обновление половины состава Комитета происходят каждые 2 года в ходе ежегодной сессии Генассамблеи ООН путем проведения тайного голосования. Ключевой принцип формирования (выборов) Комитета – справедливое распределение членов по географическому признаку и представленность всех основных правовых систем мира.

Допускается переизбрание кандидата на второй срок. Если член Комитета подает в отставку или умирает, формально должны проводиться дополнительные выборы. Однако сложилась практика замещения выбывшего члена Комитета другим от того же самого государства. Большинство экспертов – в прошлом юристы, имеющие опыт работы в судах или занимавшиеся научной деятельностью.

Члены-комитета, как граждане и представители определенной страны, имеют возможность в пределах полномочий контактировать и взаимодействовать с органами власти своего государства. Однако в процессе осуществления своих обязанностей должны действовать объективно и беспристрастно. Если подается жалоба в отношении определенного государства или представляется доклад определенного государства, его представитель из числа членов Комитета не может участвовать в рассмотрении такого обращения. При наличии сомнений в своей объективности и беспристрастности любой член Комитета вправе заявить самоотвод независимо от характера жалобы и доклада.

В структуру Комитета, помимо непосредственного его членов, входят:

  1. Председатель – глава Комитета.
  2. Три заместителя председателя.
  3. Докладчик – ответственный за подготовку ежегодного доклада на Генассамблее ООН.
  4. Три специальных докладчика, которым Комитет поручает выполнение определенных задач.

Эти лица избираются членами Комитета на 2 года.

Органом постоянной организационно-административной работы является Секретариат Комитета. Его сотрудники предоставляются в распоряжение Комитета Генеральным секретарем ООН. Офис Секретариата находится в Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека, Женева, Швейцария.

Основной режим деятельности Комитета – предварительное недельное заседание рабочей группы и проведение трехнедельной сессии. Пленарные сессии (заседания) проводятся согласно графику (календарю) ежегодной работы, обычно трижды в год (март-апрель, июнь-июль и октябрь-ноябрь). Как правило, Комитет заседает в Женеве или Нью-Йорке – в Швейцарском Отделении ООН или Центральном аппарате ООН соответственно. Но возможно проведение выездных сессий – по приглашению какого-либо государства и на его территории. Календарь сессий публикуется Комитетом по правам человека ООНна сайтеУправления Верховного комиссара ООН.

  • заслушиваются отчетные доклады 5-7 стран-участниц Пакта;
  • рассматриваются доклады по странам и разные целевые группы вопросов, подготовленные (отобранные) рабочей группой;
  • разрешаются по существу индивидуальные жалобы на нарушения Пакта.

Компетенция Комитета по правам человека

Основная компетенция Комитета по правам человека ООН – мониторинг и контроль соблюдения странами-участницами Пакта о гражданских и политических правах и факультативных протоколов к нему. Для этой цели каждое государство обязано регулярно отчитываться перед Комитетом, предоставляя соответствующие доклады. Доклады предоставляются по запросу Комитета, обычно – раз в 4 года. Для стран, которые только стали участниками Пакта, первый срок доклада – спустя один год после присоединения к этому международному договору. Комитет заслушивает доклады в рамках пленарной сессии, по итогам чего готовит свои рекомендации – заключительные замечания.

Самый важный доклад – первоначальный. Он должен охватывать все положения Пакта и показывать ситуацию в стране по исполнению политических и гражданских прав человека в целом. Практически аналогичные требования предъявляются к периодическому докладу, который готовится на фоне произошедших кардинальных изменений в стране, например, в случае смены строя, системы власти в стране. Другие доклады носят краткий характер. В них акцент делается на тех проблемах, которые были затронуты Комитетом ранее и по поводу которых давались замечания.

Заслушивание доклада – не формальный отчет о ситуации в стране и ее оценка. Практикуемый формат – конструктивный диалог членов Комитета и представителей делегации заслушиваемой страны. Замечания включают результаты такого диалога, выводы из доклада и его обсуждения, оценку ситуации с правами человека в стране (положительные и отрицательные моменты) и рекомендации.

Вторая важная компетенция международного комитета по правам человека ООН– рассмотрение жалоб на нарушение прав человека, закрепленных Пактом. Комитет рассматривает индивидуальные и межгосударственные обращения. Предварительно жалобы проходят оценку приемлемости – соответствия по форме и содержанию требованиям Пакта и Протокола №1. Затем следует, как правило, длительный процесс запроса, получения, обмена информацией и документами между сторонами дела. Если жалобу сочтут приемлемой и подлежащей удовлетворению, то государству-нарушителю первично будет предложено устранить выявленные нарушения, в том числе, возможно, путем выплаты пострадавшей стороне компенсации. Затем следует процедура установления контакта и взаимодействия сторон, цель которой – восстановить нарушенные права и создать условия по недопущению аналогичных нарушений в будущем. Не все, но большинство удовлетворенных Комитетом жалоб позволили восстановить нарушенные права и (или) компенсировать потери.

На современном этапе Комитет по правам человека ООН занимает ведущие позиции в вопросах мониторинга, контроля соблюдения политических и гражданских прав человека, а также их защиты на международном уровне. Несмотря на то, что юридические механизмы Комитета можно счесть не столь эффективными, как, скажем, у Европейского суда по правам человека, у него намного более широкий территориальный охват деятельности. Кроме того, работа Комитета направлена, прежде всего, на предупреждение нарушения права человека и на исправление ситуации в тех, странах, где проблема стоит наиболее остро.

К тому же, Комитет может оказаться единственной инстанцией, куда можно пожаловаться. Например, если жалобу в ЕСПЧ не приняли или истек срок обращения. Поэтому возможность обращения в Комитет по правам человека никогда не нужно сбрасывать со счетов.

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights (OHCHR) является главным органом ООН в области защиты прав человека, оно возглавляет международные усилия по обеспечению прав человека и следит за соблюдением и защитой прав человека, гарантируемых Всеобщей декларацией прав человека. УВКПЧ было основано Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году

УВКПЧ разоблачает случаи нарушения прав человека, где бы они ни происходили и дает им объективную оценку. УВКПЧ является координационным центром деятельности Организации Объединённых Наций по правам человека

Основные задачи:

обеспечение защиты прав человека для всех людей, разработка новых стандартов в области прав человека;

содействие индивидуальным лицам в осуществлении прав человека;

поддержка деятельности ответственных за соблюдение прав человека в области применения и реализации этих прав;

реагирование на экстренные случаи нарушения прав человека, представляющие собой критическую или хроническую ситуацию, в особенности, если речь идет об угрозе человеческой жизни;

защита наиболее уязвимых групп; осуществление гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав, в том числе права на развитие;

сотрудничество с правительствами, законодательными органами, судами, национальными институтами, гражданским обществом, региональными и международными организациями, а также системой ООН в целях развития и укрепления возможностей по обеспечению защиты прав человека в соответствии с международными стандартами;

содействие ратификации договоров о правах человека. принятие мер в отношении серьёзных нарушений прав человека и принятие предупредительных действий

Почтовый адрес: Управление Верховного комиссара по правам человека(Office of the High Commissioner for Human Rights (OHCHR) Швейцария, CH-1211, Женева 10, Дворец Наций Palais des Nations CH-1211 Geneva 10, Switzerland

Перед тем, как обратиться в УВКПЧ, следует ознакомиться с руководством. В противном случае Вы можете не получить ответ на Ваш вопрос.

Вопросы общего характера

Телефон: +41 22 917 9220

Вопросы о деятельности национальных институтов

Отдел по вопросам гражданского общества

Телефон: +41 22 917 9656

Секция донорских и внешних связей

Телефон: +41 22 917 93 17

Отдел по специальным процедурам

Отдел обращений и жалоб

Факс: +41 22 917 9006

Запросы общего характера по деятельности специальных процедур

Отдел обращений и жалоб

Факс: +41 22 917 9022

Департамент по работе с миссиями на местах и технического сотрудничества

Секция Африки

Тел. +41 22 928 9694

Секция Ближнего Востока и Северной Африки

Тел. +41 22 928 9153

Секция Азии и Тихого океана

Тел. +41 22 928 9659

Секция Европы и Центральной Азии

Тел. +41 22 928 9291

Секция Америки

Тел. + 41 22 928 9167

Секция по обслуживанию миссий и подразделения быстрого реагирования

Тел. +41 22 928 9166

Секция национальных учреждений и региональных механизмов

Тел. +41 22 928 9467

Фонд добровольных взносов для технического сотрудничества

Тел. +41 22 928 9287

УВКПЧ и национальные правозащитные учреждения (НПЗУ)

Секция национальных учреждений и региональных механизмов (СНУРМ) УВКПЧ

содействие созданию и укреплению Национальных правозащитных учреждений (НПЗУ) и сотрудничество с ними по вопросам предотвращения применения пыток и унижающего достоинство обращения, казней без судебного разбирательства, произвольного задержания или недобровольных исчезновений;

изучение проектов законов, касающихся НПЗУ и консультирование о соответствии с Парижскими принципами; разработка руководящих записок, методологических инструментов и наилучших практик по вопросам, касающимся НПЗУ;

содействие взаимодействию НПЗУ с международной системой по правам человека, включая договорные органы, специальные процедуры;

оказание поддержки региональным и субрегиональным сетям НПЗУ

Нью-Йоркское отделение Управления Верховного комиссара по правам человека

Основная деятельность Управления Верховного комиссара ООН по правам человека осуществляется в Женеве, Швейцария. Нью-Йоркское отделение занимается вопросами прав человека от его имени в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке

Нью-Йоркское отделение Управления Верховного комиссара по правам человека добивается интеграции норм и стандартов в области прав человека в процесс выработки решений и в оперативную деятельность межправительственных органов, расположенных в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке

Контакты Нью-Йоркского отделения Управления Верховного комиссара по правам человека

В письменной форме:

Адрес: Штаб-квартира ООН (UN Headquarters) New York, NY 10017 USA Личное посещение УВКПЧ в Нью-Йорке: Адрес: 5-й этаж One UN Plaza (DC-1) 44th Street and 1st Avenue Нью-Йорк, США

ТАСС-ДОСЬЕ. 19 июня США объявили о выходе из Совета ООН по правам человека. По словам постоянного представителя страны при ООН Никки Хейли, организация действует предвзято по отношению к США и Израилю. Это первый случай, когда страна покидает Совет. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории Совета ООН по правам человека, его членстве, структуре и деятельности, а также позиции США.

История создания

Задачи Совета

СПЧ является постоянным межправительственным органом. В отличие от Комиссии, которая действовала при Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОС), СПЧ - вспомогательный орган ГА ООН. В его компетенцию входит рассмотрение ситуаций, связанных с нарушением прав человека, и оказание технической помощи государствам по выполнению обязательств в этой области. Совет выносит рекомендации ГА ООН по дальнейшему развитию международного права в области прав человека. СПЧ работает в тесном сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека.

Состав Совета

СПЧ состоит из 47 государств, которые избираются большинством членов ГА ООН прямым голосованием по принципу географического распределения (по 13 мест имеют государства Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона; восемь мест у стран Латинской Америки и Карибского бассейна; семь мест закреплены за Западной Европой и другими государствами и шесть - за восточноевропейскими государствами). В ходе избрания членов СПЧ Генассамблея принимает во внимание вклад государств-кандидатов в деятельность по защите прав человека, а также их добровольные обязательства в этой сфере. Члены Совета исполняют свои обязанности в течение трех лет и не имеют права на переизбрание после двух сроков подряд. Ежегодно состав обновляется на одну треть.

ГА ООН может приостановить членство в Совете страны, которая совершает систематические нарушения прав человека. До сих пор такое решение принималось лишь в марте 2011 года в отношении Ливии, где разгорелся политический кризис. В ноябре того же года, после свержения режима Муаммара Каддафи, членство страны было восстановлено.

Руководство Советом осуществляет бюро, состоящее из председателя и четырех его заместителей (все они представляют пять региональных групп). Срок полномочий бюро - один год, без возможности переизбрания на второй срок подряд. В 2018 году организацию возглавляет представитель Словении Воислав Шуц.

Штаб-квартира СПЧ - в Женеве.

Деятельность

Совет проводит не менее трех сессий в год. Кроме того, он собирается на специальные сессии, в том числе для рассмотрения тревожных ситуаций с правами человека в отдельных странах по требованию одного из своих членов и при поддержке одной трети состава. В ходе сессий принимаются резолюции (с 2006 года - свыше 1,5 тыс.; в них рассматривались вопросы, связанные с террористической деятельностью, нарушением демократических свобод, прав детей и женщин, гендерным неравенством; всего более 120 тем).

В 2007 года Совет установил процедуру рассмотрения жалоб (от отдельных лиц или неправительственных организаций), чтобы реагировать на случаи нарушения прав человека в любой точке мира. К настоящему моменту рассмотрено 14 исков, в том числе по ситуации с правами человека в Киргизии, в Узбекистане, в Туркменистане, в Иране, в Ираке.

С 2008 года Совет применяет (раз в четыре года) контрольный механизм - Универсальный периодический обзор. В его рамках каждая страна-член ООН информирует о предпринятых ею мерах по улучшению положения в области прав человека.

Кроме того, в Совете действуют рабочие группы, специальные докладчики, представители и независимые эксперты, которые осуществляют мониторинг, проводят исследования и консультации как по общим темам, так и по ситуации в ряде стран. Предусмотрены ежегодные отчеты докладчиков перед СПЧ, который в свою очередь отчитывается перед ГА ООН.

В разные годы при Совете были созданы специальные комиссии по расследованию фактов нарушений прав человека в ряде государств. Так, с 2011 года действует комиссия по Сирии. В последнем докладе, представленном на 37-й сессии СПЧ (февраль-март 2018 года), указывается на продолжающиеся в стране нарушения прав человека, включая "пытки в заключении, насильственные исчезновения, сексуальное и гендерное насилие, нападения на медицинские и образовательные учреждения" и др. При этом подчеркивается, что ни одна из сторон не соблюдает своих обязательств по защите мирных жителей.

Также действуют миссия независимых экспертов по расследованию нарушений прав человека в Бурунди, комиссия по Южному Судану (с 2016), группа экспертов по Йемену (с 2017 года) и др.

Закончили деятельность комиссии по изучению ситуации в Ливии (2011-2012), по КНДР (2013-2014), Эритрее (2014-2016) и др.

США в СПЧ

США впервые были избраны в состав СПЧ в мае 2009 года (на срок с 1 января 2010 года до 31 декабря 2012 года), переизбраны в ноябре 2012 года (до конца 2015 года). В третий раз страна стала членом СПЧ 1 января 2017 года, срок должен был истечь в конце 2019 года.

По словам председателя СПЧ Воислава Шуца, решение о замене страны в составе организации должна принять ГА ООН.

США и ранее говорили о возможности покинуть СПЧ. Так, в марте 2017 года заместитель помощника госсекретаря Эрин Беркли заявила, что администрация президента США Дональда Трампа рассматривает вопрос об участии страны в работе Совета "исходя из возможности реформирования его деятельности и сбалансированности повестки дня". Американские СМИ указывали, что Совет "предвзято относится к Израилю".

В мае 2018 года на специальной сессии, посвященной обострению ситуации на оккупированных Израилем палестинских территориях, США обвинили СПЧ в одностороннем подходе к оценке событий в секторе Газа, отметив, что "реальной причиной вспышки насилия стали действия палестинского движения "Хамас".

Заявив 19 июня о выходе из СПЧ, Никки Хейли подчеркнула, что США "будут готовы вновь присоединиться" к организации, если в ней будет проведена реформа.

Читайте также: