Когда учредили министерство внутренних дел российской империи

Обновлено: 28.06.2024

20 сентября 1802 года (по новому стилю) император Александр I взамен коллегий создает восемь министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Был учрежден также Комитет министров.

Управление страной было разделено на две большие сферы: внутреннюю и внешнюю. Внешнюю деятельность в основном осуществляло Министерство иностранных дел, а во время войн — также военное и морское ведомства.

Внутренние задачи решали остальные министерства, из них самый значительный объем работы приходился на Министерство внутренних дел.

МВД занималось торговлей (ярмарками), промыслами; наделением казенными землями; реализацией всех мер сначала по усилению крепостничества, а потом по освобождению крестьян от крепостной зависимости; переселением (в том числе иностранными выходцами); содержанием и обустройством дорог, а также судоходством; медициной и ветеринарией по всей стране; статистикой; почтой; цензурой; обустройством и управлением присоединяемых территорий; приказами общественного призрения; реализацией городских, земских, рекрутских повинностей; взиманием податей и недоимок. Особо выделялись дела евреев и цыган, управление духовными делами других вероисповеданий (протестантство, ислам, иудаизм).

И только потом уже ставились задачи чисто полицейские: установление и поддержание спокойствия, борьба с беглыми и дезертирами, взятие под стражу и т. д. По задачам, их характеру и объему МВД того времени существенно отличалось от современного.

Первым министром внутренних дел был назначен видный государственный деятель В.П. Кочубей. Ему довелось работать министром внутренних дел дважды: в 1802-1807 и 1819-1823 годах. Всего же в этой должности за два века служило 63 человека.

С момента создания МВД контролировало управление территориями всей страны через губернаторов, которые являлись и старшими полицейскими начальниками в своих губерниях.

Для реализации названных выше задач в МВД создавались или упразднялись определенные структуры: канцелярии, департаменты, главные управления, экспедиции, комитеты, отделения, столы.

При министре был образован Департамент внутренних дел с подразделением на четыре экспедиции (подобие нынешних главков).

1. экспедиция заведовала делами народного продовольствия и соляной части.

2. делами о спокойствии и благочинии (полицейскими) и состояла из двух отделений.

- были возложены дела по земской (сельской) полиции, т. е. сведения о происшествиях, распоряжения о безопасности движения на дорогах и реках, повиновении крестьян законной власти, случаи ересей и рассеивание ложных слухов, сведения о земских повинностях крестьян (денежные сборы на содержание почт, исправление дорог, сопровождение колодников и другие предметы по этой части, не относящиеся к казенным доходам), ограждение крестьян от произвольных требований. Кроме того, отделение занималось генеральным межеванием по наделению казенных крестьян землею и регистрацией вообще всех поземельных владений.

- были вверены дела городских полиций: забота о безопасности улиц и домов от пожаров и воровства, содержание полицейской команды, поддержание общественного порядка, контроль за хождением запрещенных книг, надзор за подозрительными сообществами и людьми, сведения о городских общественных доходах, сборах и повинностях, способах уравнения в постое, об освещении и содержании мостов, ночной стражи и пожарных служителей, о состоянии губернских рот и штатных команд.

3. экспедиция занималась государственным хозяйством и мануфактурами,

4. делами медицинской коллегии и приказов общественного призрения.

В 1806 году к МВД был присоединен почтовый департамент. Министерство внутренних дел немало сделало для становления почт и телеграфа. В последующем это направление так же, как промышленность, строительство, продовольственное дело, торговля, стало самостоятельным ведомством.

Многие структуры, действующие в МВД и поныне, были созданы или сразу в момент образования Министерства внутренних дел, или некоторое время спустя. Между тем отсчет своего существования многие главки МВД и другие службы неоправданно и исторически неточно ведут лишь с советского времени.

Сразу после образования МВД в 1802 году появились такие службы, действующие и поныне, как , например, канцелярия МВД, архив и подразделения статистики (теперь административный департамент и Главный информационно-аналитический центр МВД). Все организационное управление медициной в России, как уже отмечалось, тоже начиналось из МВД.

17 августа 1810 года по проекту М.М. Сперанского из МВД выделилось министерство полиции. После разделения МВД на два ведомства в ведении Министерства внутренних дел остались фабрики и заводы, торговля, промыслы, сельское хозяйство, реализация мероприятий по крепостному состоянию крестьян, переселенческие дела, строительство, почтовое управление.

К министерству полиции отошли продовольственная часть, губернское управление, соблюдение порядка, руководство полицией, в том числе политической, благоустройство дорог, деревень, городов, приказы общественного призрения, врачебная часть.

Однако создание министерства полиции было признано неоправданным, и в 1819 году было упразднено, а его аппарат вновь включен в состав МВД.

Тема работы актуальна потому, что в России интенсивно шел необратимый процесс становления новых капиталистических отношений, а самодержавие послушно выполняло волю крепостников, которые и не думали ни о каких конституционных преобразованиях.

Еще во времена Екатерины II внутренние дела пришли в упадок. Администрация как высшая, так и местная была развращена. Расстройство финансовое, взяточничество чиновников, снисходительность императрицы к фаворитам ни для кого не были тайной. Вот письмо Александра 1 графу Кочубею: “Наши дела в неимоверном беспорядке. Грабеж со всех сторон; порядок, кажется, изгнан отовсюду”.

Русское самодержавие в первой половине XIX в. свое высшее назначение видело в том, чтобы отстоять во что бы то ни стало всевластие трона. И эту цель можно было достичь или путем откровенной реакции, или приспособлением развивающихся капиталистических отношений к нуждам и запросам господствующего класса. Как известно, русское самодержавие выбрало второй путь. В своих замыслах Александр 1 вынужден был пойти дальше воззрений своей “августейшей бабки”.

Актуальность нашего исследования определила цель работы:

Целью работы является рассмотрение создания структуры и задач МВД в 1802-1825 гг. XIX века.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

1. Создание МВД с 1802-1811 г., его структура и задачи.

2. Министерство полиции России: причины создания, структура и задачи.

3. Присоединение Министерства полиции к МВД.

Содержание

I. Создание МВД с 1802-1811 г., его структура и задачи.

Реформа органов государственного управления. Создание Министерства внутренних дел.

В первые десятилетия XIX в. в России произошли существенные изменения в организации государственного аппарата. Созданная в это время система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями до 1906 г., когда была учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты "Основные законы Российской Империи", ставшие по существу первой Конституцией России. .

Реформа государственных учреждений определялась как внутренними причинами - необходимостью приведения в соответствие системы управления с изменявшимися социально-экономическими условиями, для обеспечения традиционного в России деятельного участия государства в экономической, общественной жизни, так и внешними обстоятельствами - прежде всего войнами с наполеоновской Францией.

Следует учитывать и субъективные факторы проведения реформ в это время, игравшими не последнюю роль в истории России, а именно политическую ориентацию и преобразовательные планы вступившего на престол в 1801 г. императора Александра I и его ближайшего окружения. Начало царствования Александра I "характеризуется горячим и искренним приступом к реформам по инициативе самого юного императора. В то же время это был период самых розовых, хотя и очень неопределенных надежд и ожиданий со стороны общества!'1.




Реформы государственного аппарата вызвали надежды в одних и опасения в других кругах русского общества (оказавшиеся напрасными), расценивавших их как начало движения в сторону ограничения самодержавия, к конституционной монархии.

В это время декларировалось повышение роли Сената в управлении государством: был создан высший законосовещательный орган "Непременный совет", преобразованный вскоре в Государственный совет, был организован Комитет министров; проводились другие изменения в системе государственного управления, предпринималась очередная попытка кодификации российского законодательства.

Важной частью реформы системы государственных органов, событием внутриполитической жизни страны было образование в сентябре 1802 г. новых органов центрального управления - министерств

В Манифесте 8 сентября 1802 г. об образовании восьми министерств (военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, Министерства финансов) определял функции каждого из них, прин-ципы их взаимодействия между собой и с другими государственными учреждениями.

Структура и задачи МВД с 1802 – 1811 г.

Компетенция Министерства внутренних дел и задачи, стоявшие перед ним, были определены в статье IV Манифеста о создании министерств. Министр внутренних дел был обязан "заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи", что определило сосредоточение в МВД помимо руководства полицией, исполнение большого объема внутренних функций государства.

МВД руководило всеми отраслями государственной промышленности (кроме горной): государственного строительства, торговли, почтой и др.

Структура центрального аппарата МВД Российской Империи в 1802 г. (2)











Первым министром внутренних дел стал один из ближайших друзей Александра I 34-летний граф, впоследствии князь, председатель Государственного Совета и Комитета министров при Николае I Виктор Павлович Кочубей, который пригласил на службу в МВД М.М. Сперанского, образованнейшего человека своего времени, ставшего одним из крупнейших государственных деятелей России XIX в. Он возглавил главное структурное подразделение МВД - Департамент внутренних дел, в состав которого входили четыре так называемые экспедиции. Руководство полицией сосредоточивалось во второй экспедиции Департамента - экспедиции спокойствия и благочиния, состоявшей из двух отделений. Первому отделению подчинялась сельская, второму - городская полиция.

На первое отделение возлагались - сбор ведомостей о происшествиях, предотвращение "ложных слухов" писем, ересей. а главное - наблюдение "за неповиновением крестьян законной власти". Второе отделение, как руководившее городской полицией, занималось, по существу, контролем за соблюдением Устава благочиния, а также состоянием и содержанием полицейских и пожарных команд.

Губернаторы, являвшиеся чиновниками Министерства внутренних дел, начиная с 1805 г., представляли в МВД ежегодные отчеты, по содержанию и форме соответствовавшие ежегодным отчетам министра царю. Аналогично министерскому, в губернаторском отчете специальный раздел посвящался деятельности полиции.

Отчеты Министерства внутренних дел о своей деятельности публиковались в издаваемом с 1804 г. МВД "Санкт-Петербургском журнале". Это имело большой общественный резонанс, так как впервые широкая общественность стала получать многие сведения о положении в Империи, в том числе о состоянии преступности, числе несчастных случаев, пожаров и т.д. Данные о состоянии преступности считались одним из основных документов "доброго или худого устройства полиции"3.

Одним из первых вопросов, который пришлось решать руководству МВД, было материальное обеспечение служащих полиции, которые не могли жить по средствам из-за мизерности получаемых ими окладов, что нередко приводило к реализации ими возможностей, имевшихся у полицейских для получения "небезгрешных доходов". По инициативе МВД в сметы городских расходов были включены специальные статьи на содержание полиции "на жалованье по штату, на провиант и обмундирование, на фураж, содержание пожарного инвентаря, на дрова, свечи”4.

Компетенция второй экспедиции Департамента полиции МВД, распределение функций между входившими в нее двумя отделениями, место ее в системе других структурных подразделений претерпели изменения в 1806 г.

По сравнению с предыдущим периодом, новое распределение функций между отделениями было более сложным - проводилось не по видам полиций (сельская и городская), а по отраслям деятельности, полицейских органов, что больше соответствовало централизованному, "министерскому" характеру управления полицией. Функции каждого отделения определялись более подробно и были добавлены новые.

Первое отделение собирало сведения по губерниям о всех происшествиях, занималось "делами цензуры", контролировало проведение массовых зрелищ, публичных собраний. Комплектование полицейских команд, назначение, увольнение, награждение полицейских чиновников - также находилось в ведении первого отделения. Рассмотрение жалоб на полицию по поводу "медлительности, проволочки, насилии личном и имущественном" было компетенцией второго отделения. Таким образом, управление кадрами полиции было централизовано, вопросы прохождения службы полицейскими чиновниками решались в министерстве. Это было одним из условий относительной независимости и самостоятельности полиции от руководства местной администрации. Второе отделение занималось и вопросами "прямого неповиновения власти и восстановления порядка".

image_pdf
image_print

С начала формирования Российского государства охрана общественного порядка, обеспечение внутренней безопасности и понуждение граждан к исполнению законов являются функцией органов внутренних дел.

В IX–X вв. в Древней Руси, как и в других государствах того времени, правоохранительные функции выполняли те, кто осуществлял общее управление и вершил суд – князь, его дружинники и слуги, а с XI в. – еще и владельцы земли, переходившей по наследству, – бояре-вотчинники. Им помогали тиуны, мечники, праветчики, доводчики, дворские, пристава, проводившие розыск, суд, взимавшие в пользу князя судебные пошлины.

В XVII в. для розыска беглых крепостных крестьян был создан Сыскной приказ.

Учреждение регулярной полиции стало следствием укрепления абсолютной монархии при Петре I. В 1718 г. Петр I подписал указ о введении в Санкт-Петербурге Генерал-полицмейстерской канцелярии, руководимой генерал-полицмейстером, и утвердил для нее инструкцию. На эту должность был назначен Антон Девиер (1673—1745), который сформировал полицейский штат (10 офицеров, 180 нижних чинов), пожарную команду и начал проводить благоустройство города.

Среди первых полицейских было довольно много иностранцев. Русский самодержец постоянно приглашал их из европейских государств, чтобы перенять полезный опыт.

Опираясь на исторические источники, можно сказать, что российская полиция тогда работала весьма эффективно, и это позволило значительно снизить уровень преступности в стране.

В 1802 г. в ходе реформ государственного управления, проведенных по указанию Александра I, было создано Министерство внутренних дел Российской империи, которое наряду с решением проблем социального обеспечения населения занималось и охраной общественного порядка.

Первым министром внутренних дел стал потомственный аристократ Виктор Павлович Кочубей (1768—1834) – крупнейший государственный деятель первой половины XIX в. Тогда министр внутренних дел считался первым министром империи; он представлял свои доклады лично государю. По его рекомендации царь назначал губернаторов, отчитывавшихся перед министром.

Во второй половине XIX в. чиновники министерства внутренних дел активно участвовали в подготовке и проведении крестьянской реформы. После отмены крепостного права в 1861 г. функции МВД расширились: оно вело надзор за органами земского и городского самоуправления, получившими значительные полномочия, осуществляло борьбу с разного рода политическими террористами.

Первая русская революция 1905—1907 гг. сделала возможным провозглашение свободы слова, печати, собраний и союзов. Задачей МВД, губернаторов и полиции было реализовать эти свободы в рамках существовавшего закона. В 1906 г. министром внутренних дел стал Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911), один из крупнейших реформаторов России, сторонник идеи правового государства. При нем деятельность сыскных отделений российской полиции получила соответствующую требованиям времени правовую основу. Однако предложенный им проект дальнейших реформ полиции, направленный на ее усиление в рамках правового поля, не был принят Государственной думой.

В годы гражданской войны (1918—1920) милиция была переведена на военное положение, продолжала борьбу с усилившейся преступностью, детской беспризорностью.

В годы Новой экономической политики (1921—1929) военные функции милиции отпали, усилилась борьба с экономической преступностью и налоговыми нарушениями, была введена должность участкового надзирателя (позднее – участкового инспектора), отвечавшего за общественный порядок на своем участке.

В процессе формирования административно-командной системы в конце 20-х годов усилилась тенденция к централизации милиции и всей правоохранительной системы. 10 июля 1934 года был создан новый Народный Комиссариат внутренних дел СССР, объединивший органы внутренних дел, государственной безопасности, пограничные и внутренние войска в масштабах всего Советского Союза. В составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции (РКМ) НКВД СССР были образованы новые специализированные подразделения: Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС); усилилась роль милиции по обеспечению правопорядка на железнодорожном транспорте; приняты инструкции участковым уполномоченным в городе и на селе.

Такая концентрация власти в одном органе административной власти, который оказался вне контроля государства и общества, с одной стороны, к сожалению, привела к многочисленным нарушениям законности, с другой стороны – это позволило органам внутренних дел успешнее бороться с общеуголовной преступностью и в определенной мере снизить ее.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) органы внутренних дел вместе с армией и чекистами успешно боролись с врагом. Помимо несения службы в тылу, они участвовали в боевых действиях на полях сражений, в составе партизанских отрядов, диверсионно-разведывательных групп. Тысячи бойцов – солдат и командиров внутренних войск, сотрудников милиции были награждены государственными наградами.

В марте 1946 г. НКВД СССР, как и другие наркоматы, был переименован в Министерство внутренних дел СССР. Некоторое время министерство выполняло еще и функции по обеспечению государственной безопасности, но затем органы госбезопасности были выведены из системы МВД. В результате проведения реформ в июле 1966 г. было образовано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка (МООП) СССР. В 1968 г. Оно было переименовано в Министерство внутренних дел СССР. До 1984 года им руководил Николай Анисимович Щелоков (1910—1984). На этом посту он прослужил дольше других министров и наркомов – 16 лет. При нем была усовершенствована структура центрального аппарата МВД СССР, укреплена материально-техническая база органов внутренних дел, открыты высшие школы милиции и Академия МВД; больше внимание стало уделяться профилактике преступности.

Сложная экономическая и политическая обстановка привела к резкому росту преступности, возникновению национальных конфликтов. Это создавало прямую угрозу существованию российской государственности как таковой. Даже в этот сложный период сотрудники министерства внутренних дел приняли участие в формировании правовых основ деятельности милиции в постсоветской России. Заметна их роль в разработке Административного, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, положений и инструкций, необходимых в новой обстановке. Они несли боевую службу по восстановлению и укреплению конституционного порядка в Кавказском регионе. Достойно они несут службу и сейчас, продолжают традиции своих давних предков.

Читайте также: