Когда работодатель будет обязан вести учет и рассмотрение микротравм в 2022 году

Обновлено: 02.07.2024

В начале года мы, как обычно, знакомим читателей с изменениями, которые внесены в трудовое законодательство в прошедшем году и вступают в силу в текущем. В 2021 году непосредственно в Трудовой кодекс внесено не так много поправок, но отдельные из них являются существенными, например новые положения о переходе на электронный документооборот и изменения в главе, посвященной охране труда, которые начнут действовать с 1 марта 2022 года. Есть нововведения и в социальной сфере.

В материале расскажем о тех внесенных в Трудовой кодекс поправках, которые уже вступили в силу в 2022 году, и о тех, которые вступят в силу в этом году. Кроме того, напомним, какие нововведения были в прошедшем, 2021 году.

Изменения, вступающие в силу в 2022 году

Кадровый электронный документооборот

Положения об электронном документообороте в сфере труда вступили в силу в конце 2021 года, а точнее 22 ноября 2021 года.

Теперь работодатели могут создавать, подписывать, использовать и хранить кадровые документы в электронном виде без их дублирования на бумажном носителе.

Электронный документооборот можно применять в отношении практически всех кадровых документов, для которых предусмотрена обязательная бумажная форма. Новые правила не распространяются:

на трудовые книжки и сведения о трудовой деятельности;

на акты о несчастном случае на производстве;

на приказы (распоряжения) об увольнении;

на документы, которые подтверждают прохождение инструктажей по охране труда.

При приеме на работу соискатель может предъявить свои документы в электронном виде.

Переход на электронный документооборот является добровольным. Решение о его введении необходимо закрепить в локальном нормативном акте с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

Новые правила можно применять в отношении сотрудников только с их письменного согласия. С 1 января 2022 года не нужно спрашивать разрешения на использование безбумажного формата у тех лиц, которые по состоянию на 31 декабря 2021 года не имеют опыта работы.

Порядок осуществления кадрового электронного документооборота утверждается с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

Стороны трудовых отношений подписывают документы электронной подписью. Вид подписи зависит от выбранной работодателем информационной системы и вида самих документов.

В настоящее время работодатель может устанавливать произвольный формат электронных документов. Требования к составу и форматам электронных документов нужно будет учитывать с 1 марта 2023 года.

Охрана труда

Основными нововведениями являются:

регистрация микротравм, выяснение обстоятельств и причин, которые привели к микротравмам;

обязанность работодателя не допускать к работе тех сотрудников, которые не применяют обязательные СИЗ;

обязанность работодателя приостановить работу, если по результатам СОУТ условия труда будут отнесены к опасным;

право организации вести электронный документооборот в области охраны труда;

право работодателя на видео-, аудиозапись или иную фиксацию производственного процесса;

обязанность работодателя оплатить работнику время простоя в размере среднего заработка, если он не обеспечил работника средствами защиты.

С 1 марта 2022 года также начнут действовать новые нормативные правовые акты, устанавливающие:

форму и порядок подачи декларации соответствия условий труда (Приказ Минтруда России от 17.06.2021 № 406н);

общие требования к организации безопасного рабочего места (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 774н);

основные требования к правилам и инструкциям по охране труда (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н);

примерное положение о комитете по охране труда (Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 650н);

примерное положение о системе управления охраной труда (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н).

Новый порядок расчета пособий

С 1 января 2022 года вступило в силу Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.09.2021 № 1540.

Аналогичное положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, утратило силу.

В порядок исчисления пособий внесены незначительные изменения. В частности, размер пособия по временной нетрудоспособности, рассчитанный за месяц, должен быть не менее МРОТ с учетом районного коэффициента. Дневной заработок определяется путем деления МРОТ с учетом районного коэффициента на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности.

Также теперь применяется районный коэффициент при расчете пособий с использованием МРОТ для адвокатов, ИП, нотариусов (занимающихся частной практикой), иных лиц, занимающихся частной практикой, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (при расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам) и для других лиц, если они проживают в местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате.

Конкретизирован порядок исчисления пособий для совместителей. Так, если совместитель в течение двух предшествующих календарных лет работал у одного или нескольких других работодателей, то он вправе выбрать для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком любого из текущих работодателей (то есть у которых он работает на момент наступления страхового случая). Размер пособия рассчитывается исходя из среднего заработка, выплачиваемого выбранным работодателем.

Электронная форма листков нетрудоспособности

С 1 января 2022 года листки нетрудоспособности выдаются всем в электронном виде.

Работодатели должны обеспечить прием и оплату электронных больничных листов, а также информировать своих сотрудников по вопросам их получения.

Теперь работникам не нужно представлять распечатку больничного листа, талоны из медицинской организации и другие виды бумажных носителей кадровой службе и бухгалтерии. Для приема листка нетрудоспособности на оплату достаточно получить его номер – по телефону, по электронной почте.

Ответственность за непредставление сведений в ФСС

В соответствии с этой статьей:

за непредставление или несвоевременное представление работодателем документов в ФСС установлен штраф в размере 200 руб. за каждый документ;

за непредставление или несвоевременное представление информации, необходимой для назначения и выплаты пособия, – штраф в размере 5 000 руб. за каждый выявленный случай;

за представление недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, или за их сокрытие, если это повлекло несение ФСС дополнительных расходов, – штраф в размере 20% от суммы расходов, но не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб.

Удержания из зарплаты

Если исполнительный лист поступит работодателю с 1 февраля 2022 года (по общим правилам он поступает судебному приставу-исполнителю), нужно будет удержать денежные средства из заработной платы работника так, чтобы у него осталась сумма прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Исключение составляют требования:

о взыскании алиментов;

о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;

о возмещении вреда в связи с потерей кормильца;

о возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Квоты для инвалидов

если число работников более 100 человек, то квота составляет от 2 до 4% от среднесписочной численности работников;

если число работников от 35 до 100 человек, то квота – до 3%.

Конкретный размер квоты устанавливается законом субъекта РФ.

При определении среднесписочной численности работников не учитываются:

работники филиалов и представительств, расположенных в других регионах;

работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и/или опасным.

Филиалы и представительства должны соблюдать квоту отдельно по своей численности работников.

Обязанность работодателя по соблюдению квоты считается выполненной только при заключении трудового договора с инвалидом.

Основные изменения, вступившие в силу в 2021 году

Представим эти изменения в таблице.

Дата вступления изменений в силу

Суть изменений

Нормативно-правовой акт, которым внесены изменения

Сокращен перечень работ, на которых запрещено трудиться женщинам

Приказ Минтруда России от 18.07.2019 № 512н

Утверждены новые формы уведомлений о приеме на работу и об увольнении иностранцев

Приказ МВД России от 30.07.2020 № 536

Обновлены особенности режима рабочего времени водителей

Приказ Минтранса России от 16.10.2020 № 424

Установлены новые правила дистанционной работы

Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ (изложены в новой редакции ст. 312.1–312.5 ТК РФ и введены ст. 312.6–312.9 ТК РФ)

Утверждены новые правила проведения обязательных медосмотров на выявление ВИЧ-инфекции

Приказ Минздрава России от 20.10.2020 № 1129н

Расширен перечень работников, имеющих детей, которые могут брать отпуск в любое время

Федеральный закон от 09.03.2021 № 34-ФЗ (изложена в новой редакции ст. 262.2 ТК РФ)

Ужесточена ответственность за нарушения в области персональных данных

Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ

Утвержден новый перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ

Приказ Минтруда России и Мин­здрава России от 31.12.2020 № 988н/1420

Утвержден порядок проведения медосмотров

Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н

Утвержден новый перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение такой службы

Приказ Минтруда России от 24.02.2021 № 85н

Установлены специальные сроки для подачи работником иска о возмещении морального вреда

Федеральный закон от 05.04.2021 № 74-ФЗ (изложены в новой редакции ст. 391, 392 ТК РФ)

Установлены особенности оценки квалификации работников в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений

Федеральный закон от 20.04.2021 № 99-ФЗ (введена ст. 351.6 ТК РФ)

Утверждены новая форма СЗВ-М и порядок ее заполнения

Постановление Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п

Федеральный закон от 28.06.2021 № 219-ФЗ

Установлены особенности регулирования труда работников госорганов, не являющихся госслужащими

Федеральный закон от 30.04.2021 № 109-ФЗ (изложены в новой редакции ст. 168, 169 ТК РФ)

Установлено обязательное досудебное обжалование решений ГИТ

Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 № 663

Введено ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медорганизации в ранние сроки беременности

Федеральный закон от 26.05.2021 № 151-ФЗ

Обновлена форма СЗВ-ТД

Постановление Правления ПФ РФ от 27.10.2020 № 769п

Введены ограничения на замещение должностей с допуском к гостайне

Федеральный закон от 30.04.2021 № 109-ФЗ (введена ст. 349.6 ТК РФ)

Введена обязательная (один раз в пять лет) аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников

Федеральный закон от 20.04.2021 № 93-ФЗ

Утверждено новое положение о проверках работодателей

Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230

Утвержден новый порядок ведения и хранения трудовых книжек

Приказ Минтруда России от 19.05.2021 № 320н

Установлено, что трудовые книжки нового образца вводятся в действие с 1 января 2023 года

Постановление Правительства РФ от 24.07.2021 № 1250

Установлено, что больничный лист по уходу за больным ребенком в возрасте до 8 лет оплачивается в размере 100% среднего заработка

Федеральный закон от 26.05.2021 № 151-ФЗ

Утверждены новые требования к комплектации аптечки для оказания первой помощи работникам

Приказ Минздрава России от 15.12.2020 № 1331н

Установлено, что на лабораторные исследования в случае угрозы распространения инфекционных и других заболеваний направляет работодатель

Приказ Минздрава России от 18.05.2021 № 464н

Утверждены правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом

Приказ Минтранса России от 30.04.2021 № 145

Приказ Минтруда России от 22.04.2021 № 274н

Отменена обязанность работодателя оформлять приказ о приеме на работу

Федеральный закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ (изложена в новой редакции ст. 68 ТК РФ)

Установлены новые гарантии работникам-инвалидам, работникам, ухаживающим за инвалидами, и работникам, имеющим детей

Федеральный закон от 19.11.2021 № 372-ФЗ (изложены в новой редакции ст. 96, 99, 167, 259 ТК РФ)

Установлены новые обязанности для иностранных работников (дактилоскопическая регистрация, фотографирование и др.)

С 1 марта 2022 года на работодателей возлагается обязанность вести учет микротравм работников и выяснять обстоятельства и причины, которые привели к их возникновению. Такая обязанность появится в связи с внесением изменений в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ.

Что такое микротравмы?

Вопросы, связанные с регистрацией (учетом) микротравм, урегулированы новой редакцией ст. 226 Трудового кодекса РФ.

Микроповреждения (микротравмы) – это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, которые участвуют в производственной деятельности работодателя, при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя (его представителя). При этом должно соблюдаться условие, что полученные микротравмы не повлекли расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности (ч. 1 ст. 226 ТК РФ).

Регистрировать микротравмы, а также выяснять обстоятельства и причины их возникновения работодатель должен в случае обращения пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю (его представителю) (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Другими словами, работодателю не придется регистрировать и расследовать каждую ссадину, ушиб или синяк, полученный работником. Необходимость проведения расследования возникает, только если работник сам обратился к своему непосредственному или вышестоящему руководителю либо представителю работодателя. Законодательство не предусматривает оформление сотрудником письменного заявления. Следовательно, обращение сотрудника в связи с полученной им микротравмой может быть устным.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 226 ТК РФ Минтрудом России разработан проект Рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников (далее – Рекомендации). В настоящее время проект проходит процедуру общественного обсуждения, после которого будет проводиться антикоррупционная экспертиза этого документа.

Этот документ носит для работодателей рекомендательный характер и не содержит обязательных требований.

Зачем нужен учет микротравм?

Для того чтобы работодатель мог повысить эффективность, необходимо учитывать микротравмы:

  • проведения системных мероприятий по управлению профессиональными рисками, связанных с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней таких рисков;
  • улучшения условий и охраны труда.

Как организовать учет микротравм?

В Рекомендациях приведен примерный перечень мероприятий, направленных на организацию учета и рассмотрения обстоятельств и причин, которые привели к возникновению микроповреждений (микротравм) работников (п. 3 Рекомендаций).

1) утвердить локальным нормативным актом порядок учета микроповреждений (микротравм) работников с учетом особенностей организационной структуры, специфики, характера производственной деятельности. Такой ЛНА принимается с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии);

2) ознакомить должностных лиц с порядком учета микроповреждений (микротравм) работников;

3) проинформировать работников о действиях при получении микроповреждения (микротравмы);

4) организовать рассмотрение обстоятельств, выявление причин, приводящих к микроповреждениям (микротравмам) работников.

Для фиксации результатов рассмотрения используется один из следующих документов:

  • справка о рассмотрении обстоятельств и причин, которые привели к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника. Работодатель может использовать рекомендуемый образец справки, который приведен в приложении № 1 к Рекомендациям;
  • другой документ, определенный работодателем (например, это может быть акт или протокол). Если работодатель использует такой документ, целесообразно, чтобы в нем в числе прочего содержались рекомендуемые сведения, отраженные в справке;

5) обеспечить доступность в организации (структурных подразделениях) бланка справки (другого документа) в электронном виде или на бумажном носителе;

6) организовать регистрацию микроповреждений (микротравм).

Для регистрации полученных работниками микротравм используется один из следующих документов:

  • журнал учета микроповреждений (микротравм) работников. Работодатель может использовать рекомендуемый образец журнала, который приведен в приложении № 2 к Рекомендациям;
  • другой документ, определенный работодателем (например, это может быть книга учета микроповреждений (микротравм) работников). Если работодатель использует такой документ, целесообразно, чтобы в нем содержались рекомендуемые сведения, отраженные в журнале;

7) установить место и сроки хранения справки и журнала или других документов, определенных работодателем. Рекомендованный срок хранения справки и журнала составляет не менее 1 года.

Оформлять документы, связанные с регистрацией микротравм и расследованием причин их возникновения (справку, журнал, другие документы), работодатель может в электронном виде. При этом используется электронная подпись или любой другой способ в соответствии с законодательством РФ, который позволяет идентифицировать личность работника, составившего справку и ведущего журнал (п. 4 Рекомендаций).

Порядок учета микротравм

Под учетом микротравм работников понимается процедура сбора и регистрации информации о микроповреждениях (микротравмах) (п. 2 Рекомендаций). Работодатель должен самостоятельно определить порядок, в котором он будет учитывать микротравмы работников (с учетом специфики своей деятельности).

Минтрудом России рекомендован следующий порядок учета микротравм.

1. Пострадавший сотрудник обращается к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю (его представителю) по факту получения им микротравмы.

Если сотрудник обратился к медицинскому работнику по поводу полученной им микротравмы, он сообщает об этом непосредственному или вышестоящему руководителю пострадавшего.

Такое обращение сотрудника является основанием для регистрации микротравмы, а также выяснения обстоятельств и причин ее возникновения (п. 5 Рекомендаций).

Пострадавший сотрудник имеет право:

  • лично или через своих представителей (включая представителей профсоюза) участвовать в рассмотрении обстоятельств и причин, которые привели к получению им микротравмы;
  • знакомиться с результатами такого рассмотрения.

2. Руководитель сотрудника или представитель работодателя при получении информации об обращении по поводу микротравмы (п. 6, 7 Рекомендаций):

1) убеждается в том, что сотруднику оказана первая помощь или медицинская помощь;

  • фамилию, имя, отчество (при наличии) пострадавшего работника, должность, структурное подразделение;
  • место, дату и время получения работником микроповреждения (микротравмы);
  • характер (описание) микротравмы;
  • краткую информацию об обстоятельствах получения работником микроповреждения (микротравмы).

3. Специалист по охране труда (иное уполномоченное лицо) выясняет обстоятельства и причины получения сотрудником микротравмы в течение 3 календарных дней после получения соответствующей информации. Он может продлить время расследования не более чем на 2 календарных дня, если есть причины, объективно препятствующие завершению в установленный срок рассмотрения обстоятельств и причин, которые привели к получению сотрудником микротравмы. К числу таких причин, в частности, относится отсутствие объяснения пострадавшего сотрудника (п. 8 Рекомендаций).

В этот период специалист по охране труда может:

  • запросить объяснение пострадавшего сотрудника об обстоятельствах получения микротравмы. Он может запросить объяснение любым доступным способом, определенным работодателем;
  • провести осмотр места происшествия;
  • опросить очевидцев происшествия, руководителей сотрудника (например, руководителя структурного подразделения, в котором он трудится).

4. Документально оформить результаты выяснения обстоятельств получения сотрудником микротравмы (п. 9, 10 Рекомендаций).

Специалист по охране труда (иное уполномоченное лицо) по результатам рассмотрения составляет:

  • справку о рассмотрении обстоятельств и причин, которые привели к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника. Можно использовать рекомендуемый образец справки, который приведен в приложении № 1 к Рекомендациям;
  • или другой документ, определенный работодателем (например, это может быть акт или протокол).

В справке (другом документе) специалист, в частности, описывает причины, которые привели к получению сотрудником микротравмы, и вносит предложения по их устранению.

Специалист по охране труда (иное уполномоченное лицо) также заполняет:

  • журнал учета микроповреждений (микротравм) работников. Можно использовать рекомендуемый образец журнала, который приведен в приложении № 2 к Рекомендациям;
  • или другой документ, определенный работодателем (например, это может быть книга учета микроповреждений (микротравм) работников).

В журнале (другом документе) специалист, в частности, описывает причины, которые привели к получению сотрудником микротравмы, последствия микротравмы и указывает принятые меры.

Специалисту по охране труда (иному уполномоченному лицу) рекомендуется составить перечень мероприятий по устранению причин, которые привели к получению сотрудником микротравмы. Такой перечень оформляется в свободной форме. Специалист по охране труда привлекает к его разработке руководителя структурного подразделения, в котором трудится пострадавший работник (п. 10 Рекомендаций).

В 2021 году изменения были связаны с вступлением в действие закона об удаленной работе, корректировками по отчетной форме СЗВ-ТД и электронным трудовым книжкам. До 15 ноября продлили период эксперимента по внедрению кадрового ЭДО. После этого должна появиться информация о том, какие документы будут формироваться в электронном виде.

Ограничения из-за распространения COVID-19 продлены до 2022 года. Вполне возможно, что дата будет смещена, если ситуация ухудшится.

Перенос выходных в 2022 году

В ст. 112 ТК указаны все праздники. Однако ежегодно Правительство РФ определяет переносы для того, чтобы выходные и праздничные дни использовались рационально.

Согласно Постановлению Правительства от 16.09.2021 г. № 1564 определены переносы в 2022 году. Новогодние праздники будут длиться с 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года.

Доля иностранных сотрудников в 2022 году

На основании Постановления Правительства от 07.10.2021 г. № 1706 определена допустимая доля сотрудников-иностранцев на 2022 год.

В документе указываются такие виды деятельности как выращивание овощей, лесоводство и лесозаготовки, обработка древесины и производство деревянных изделий, строительство, оптовые продажи пиломатериалов, розничная торговля в нестационарных торговых точках и т.д.

На основании документа установлено, что хозяйствующие субъекты обязаны до конца 2021 года привести численность иностранных сотрудников в соответствие с положениями данного документа.

Повышение МРОТ на 6,4%

Рассматривается законопроект № 1258300-7, согласно которому планируется с 1 января 2022 года повысить МРОТ до 13 617 руб./мес.

В пояснительной записке к документу сказано, что увеличение МРОТ в 2022 году по отношению к 2021 году (12 792 руб./мес.) составит 825 руб., т.е. будет рост МРОТ на 6,4%.

Поправки по охране труда

На основании Федерального закона от 02.07.2021 г. № 311-ФЗ будут введены корректировки в ТК РФ, которые начнут действовать с 1 марта 2022 года.

В частности, изменения будут следующие:

  • установят порядок управления профрисками на рабочих местах;
  • запретят работать в опасных условиях;
  • разрешат проводить видео-, аудио- и иные виды фиксации рабочих процессов;
  • введут обязательное ведение работодателями учета микротравм;
  • появятся конкретные статьи по несчастным случаям и микротравмам.

Ограничения для водителей такси и общественного транспорта

Рассматривается законопроект № 1256989-7, согласно которому планируется, что с 1 сентября 2022 года управлять легковыми такси и общественным транспортом смогут только те лица, у которых нет судимости за некоторые виды преступлений.

Соответствующие корректировки будут внесены в гл. 51 ТК РФ.

Сотрудники обязаны до 1 марта 2023 года подать работодателю справку об отсутствии (наличии) судимости и (или) факта уголовного преследования. При невыполнении данного требования работодатель обязан отстранить работника от выполнения трудовых обязанностей.

Новые требования к сотрудникам, осуществляющим перевозки

О таких требованиях должны знать компании и ИП, осуществляющие коммерческие перевозки или перевозки для своих целей автобусами и грузовиками.

До 1 января 2027 года к таким работникам будет предъявляться больше требований, которые закреплены в Приказах Минтранса от 31.07.2020 г. и от 29.07.2020 г. № 264.

К примеру, водители легковых автомобилей должны понимать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в т.ч. при использовании специальных устройств для инвалидов.

На основании требований регламентируются новые правила профотбора и обучения работников, чья трудовая деятельность основана на эксплуатации автомобилей.

Порядок расчета среднего заработка

В соответствии с Постановлением Правительства от 14.09.2021 г. № 1552 с 25 сентября 2021 года действует обновленный порядок исчисления среднего заработка.

Установлено, что средний заработок рассчитывается делением доходов человека, на которые начислены страхвзносы на ОПС за расчетный период, на число месяцев в этом же периоде.

При этом учитываются такие виды выплат для исчисления:

  • зарплата, начисленная по ставкам и тарифам, по сдельным расценкам и т.п.;
  • зарплата в натуральной форме;
  • разница в должностных окладах сотрудников, которые перешли на нижеоплачиваемую работу с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы;
  • надбавки и доплаты;
  • премии и вознаграждения.

Эта информация будет содержать сведения о потребностях в сотрудниках, об условиях их привлечения к работе и наличии свободных мест.

На данный момент Минтруд подготовил проект приказа, предусматривающего формы, по которым нужно будет направлять информацию о потребностях в кадрах.

Порядок передачи информации в центр занятости

Правительство РФ разработало проект постановления, в котором указало, в какие сроки работодатели обязаны передавать информацию в службу занятости для помощи в занятости граждан.

Сказано, что сведения о вакансиях потребуется подавать не позже дня, следующего за днем их появления. Передача информации о банкротстве и о работе по трудоустройству инвалидов должна будет осуществляться не позже 10-го рабочего дня месяца, идущем за отчетным.

Квота для трудоустройства инвалидов

На основании поправок в Закон от 19.04.1991 г. № 1032-I предпринимателям вменили обязанность фактически принимать на работу соискателей с инвалидностью для выполнения квоты.

Соответственно, нельзя будет удовлетворять требование по квотам формально, создавая рабочие места для таких граждан только на бумаге. Корректировки вступят в действие с 1 марта 2022 года.

Требование о трудоустройстве будет зависеть от численности сотрудников. Если работников больше 100 человек, нужно будет трудоустроить инвалидов от 2% до 4% среднесписочной численности сотрудников.

Если сотрудников от 35 до 100 человек, тогда работников-инвалидов должно быть в пределах 3% среднесписочной численности.

Перечень работ, на которых имеется ограничение по применению женского труда

На основании Приказа Минтруда от 13.05.2021 г. № 313y внесены поправки, которые будут действовать с 1 марта 2022 года по 1 марта 2028 года. На их основании расширится перечень профессий для женщин.

Чтобы подтвердить безопасные условия труда при осуществлении работ из списка будет достаточно результатов СОУТ. При этом не нужно будет проводить госэкспертизу.

Изменения трудового законодательства в 2021 году

Напоминаем о том, какие изменения в трудовом законодательстве были в 2021 году. Они повлияют на работу с персоналом и в следующих периодах, в т.ч. и в 2022 году.

Ограничения из-за коронавируса

На основании Постановления Главного санитарного врача РФ от 13.11.2020 г. № 35 продлены ограничения и период действия санитарно-эпидемиологических правил по профилактике COVID-19 до 2022 года.

Соответственно, организации, ИП и госучреждения обязаны обеспечить организационные, профилактические, санитарно-противоэпидемические меры для предупреждения возникновения и распространения COVID-19.

При этом требования различаются в зависимости от сферы деятельности, однако существуют обязанности, распространяемые на всех. К примеру, к ним относятся дезинфекция рабочих помещений, выявление сотрудников и посетителей с признаками инфекций через измерение температуры, обеспечение персонала СИЗ и дезинфицирующими средствами и т.д.

Электронные трудовые книжки для вновь трудоустраивающихся работников

Если сотрудник будет впервые устраиваться на работу в 2022 году, на него трудовую книжку нужно вести только в электронном формате. Данное правило уже действует с 2021 года.

Бумажная трудовая продолжает вестись только по тем сотрудникам, которые в заявлении о выборе способа ведения указали, что именно в бумажном виде. Такое заявление сотрудники должны были подать работодателю до конца 2020 года. Для них трудовые книжки продолжают вестись в двух форматах — и бумажном, и электронном.

Если же сотрудник подал заявление, в котором выбрал ведение в электронном формате, то он уже получил бумажную трудовую на руки.

Введение электронных трудовых характеризуется такими преимуществами:

  • нельзя подделать документ;
  • минимизируется риск утраты сведений о профессиональной деятельности;
  • информация защищается от ошибок, допускаемых при ручном заполнении трудовой книжки;
  • упрощается ведение кадрового делопроизводства;
  • вводятся стандарты, кадровые сведения хранятся в специализированных базах данных, а сотрудники могут контролировать информацию в онлайн режиме.

Формат электронной трудовой книжки

На основании Закона от 24.02.2021 г. № 30-ФЗ расширили формат электронной трудовой книжки.

Раньше было установлено, что в электронной трудовой книжке информация о трудовом стаже указывается только с 2020 года. Но в 2021 году внесли изменения — если работник захочет, информация в электронной трудовой будет внесена и за все предыдущие периоды. Но для этого человеку нужно подать соответствующее заявление в ПФР.

Кроме того, в электронной трудовой книжке содержится такая информация:

  • о работнике;
  • о месте работы;
  • о датах приема и увольнения;
  • о причине расторжения трудового договора.

Эксперимент по внедрению кадрового электронного документооборота

На основании Закона от 24.03.2021 г. № 53-ФЗ установлено, что данный эксперимент был продлен до 15 ноября 2021 года. В нем участвовали работодатели, добровольно изъявившие такое желание.

Данный эксперимент помог определиться с тем, какие кадровые документы требуется перевести в электронный формат без создания дубликата на бумаге.

Эксперимент закончен, а по его итогам подготовят предложения о внесении корректировок в трудовое законодательство. Кроме того, станет ясно, как именно вести кадровый ЭДО.

Обновите 1С:ЗУП до последней версии!

  • Настроим 1С:ЗУП под изменения законодательства и новые введения в связи с ограничениями из-за самоизоляции;
  • Настроим электронный кадровый документооборот с сотрудниками;
  • Настроим интеграцию 1С:ЗУП с Корпоративным порталом или создадим его;
  • Подключим 1С:Кабинет сотрудника и обучим работе в нем.

Форма СТД-ПФР

На основании Приказа Минтруда от 17.09.2020 г. № 618н утверждена новая редакция бланка отчетной формы СТД-ПФР, в которой отражаются сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационной системы ПФР. Согласно корректировкам, в документ можно вносить информацию о периодах до 2020 года. С этой целью в бланк добавили таблицу, состоящую из двух граф:

  • Работодатель (наименование), регистрационный номер в ПФР;
  • Периоды работы.

Скорректированный бланк уже начал и должен далее применяться с 14 декабря 2020 года.

Расчет среднесписочной численности

Согласно Приказу Росстата от 17.11.2020 г. № 706 внесены корректировки с 2021 года в правила заполнения отчетной формы П-4 о среднесписочной численности и зарплате сотрудников.

К примеру, дополнили список категорий сотрудников, которых надо указывать в отчете. Так, в качестве целых единиц учитываются беременные сотрудницы, которые освобождены от работы до предоставления другой работы, исключающей влияние негативных производственных факторов.

Кроме того, еще одно нововведение касается исчисления средней численности работников на ГПХ договорах. На основании приказа Росстата внесены уточнения относительно периода действия ГПХ договора в ситуации, когда дата его заключения не совпадает с датой начала выполнения работ или оказания услуг. В данном случае при расчете берется период выполнения задач, которые являются предметом ГПХ договора.

Штрафы по СЗВ-ТД

На основании Закона от 01.04.2020 г. № 90-ФЗ внесены корректировки в ст. 15.33.2 КоАП РФ. Данная статья связана с административной ответственностью за непредставление или представление неполной или недостоверной информации о трудовой деятельности работника.

Эта информация указана в п. 2.1 ст. 6 Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, а именно — название страхователя, информация о приеме на работу, переводах, об увольнении, основаниях и причинах расторжения трудового договора и т.п.

Если работодатель не сдает СЗВ-ТД в установленные сроки, применяется ответственность в виде предупреждения или штрафа 300-500 руб. Но она применяется только в случаях, когда несоответствия обнаружат ПФР или Роструд. Когда работодатель сам обнаруживает ошибку и подает скорректированный СЗВ-ТД, штраф не назначается.

Поможем настроить заполнение форм СЗВ в 1С:ЗУП. Звоните!

Закон об удаленной работе

В ТК РФ внесены корректировки на основании Закона от 08.12.2020 г. № 407-ФЗ, согласно которым проясняется понятие удаленной работы. Она может быть постоянной, временной (не больше полугода) или периодической.

В законе сказано, что варианты удаленной работы могут чередоваться с работой на стационарном рабочем месте.

При этом важно учесть следующее:

  • законом установлены гарантии по оплате труда удаленного сотрудника. Иными словами, работодатель не вправе снизить зарплату из-за того, что сотрудник переведен на удаленную работу;
  • работодатель обязан обеспечить работника необходимыми средствами и инструментами при временном переводе на дистанционку. Если работник использует свои средства труда, то должен получать за это компенсацию.

Уведомление о трудовой деятельности иностранцев

Согласно Приказу МВД от 30.07.2020 г. № 536 утверждены новые формы уведомлений, которые связаны с трудовой деятельностью иностранных работников в РФ:

Как изменится Трудовой кодекс с марта 2022 года: читайте обзор поправок

Федеральный закон от 02.07.21 № 311-ФЗ внес в Трудовой кодекс многочисленные изменения и дополнения, касающиеся охраны труда. Так, у работодателей появятся новые обязанности — приостановить работу, если условия на рабочем месте признаны опасными; вести учет микротравм сотрудников и проч. Не обойдется и без новых возможностей. Всем компаниям и ИП разрешат вести видеосъемку производственного процесса и показывать записи инспекторам по труду. Эти и другие новшества начнут действовать с марта 2022 года.

Вводная часть

Сразу отметим, что большинство поправок являются скорее формальными, чем практическими. В частности, положения о несчастных случаях на производстве выделены в отдельную главу 36.1 ТК РФ. А правила, относящиеся к службе охраны труда, будут изложены в статье 223 ТК РФ (сейчас это ст. 217 ТК РФ).

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

В настоящей статье расскажем об этом и других изменениях, имеющих практическое применение. Все новшества вступят в силу 1 марта 2022 года.

Запрет на работу в опасных условиях

Что делать дальше?

ВАЖНО

Запрет, установленный статьей 214.1 ТК РФ, не применяется при устранении и предотвращении последствий чрезвычайных ситуаций. А также при определенных видах работ, перечень которых должно утвердить Правительство.

Отдельно оговорено, какие гарантии получат сотрудники, отстраненные от работы в связи с опасными условиями. Эти гарантии перечислены в части 3 новой редакции статьи 216.1 ТК РФ. К ним относятся: сохранение места работы и среднего заработка. Если работник даст согласие, его переведут на другое место с зарплатой не ниже среднего заработка по прежней работе.

СПРАВКА

Съемка производственного процесса

У организаций и ИП появятся дополнительные полномочия в области охраны труда. На основании новой статьи 214.2 ТК РФ все работодатели смогут:

  • проводить дистанционную аудио- и видеосъемку, а также иными способами фиксировать процесс производства. Записи можно хранить. Если сотрудник захочет знать, каким устройством его снимают, то согласно новой статье 216.2 ТК РФ работодатель обязан дать такую информацию;
  • вести электронный документооборот в области охраны труда;

Подготовить документы по охране труда в специальном сервисе Попробовать бесплатно

  • предоставлять региональным инспекциям труда доступ к наблюдениям за производственным процессом и к базам электронных документов в области охраны труда.

Добавим, что у работодателей и сейчас есть право на видеофиксацию производственного процесса. Но оно действует не везде, а только в отдельных отраслях. Для каждой такой отрасли издан приказ Минтруда об утверждении правил по охране труда. Например, для автотранспорта — приказ от 09.12.20 № 871н, для строительства — приказ от 11.12.20 № 883н и т.д.

Учет микротравм сотрудников

В ней появится следующее определение. Микроповреждения (они же микротравмы) — это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, не повлекшие расстройства здоровья или временной нетрудоспособности.

Работодатель обязан учесть микротравмы, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности. Но не в любом случае, а только если человек сам сообщит о повреждении своему начальнику. Рекомендации по учету микротравм должен утвердить Минтруд. На сегодняшний день уже разработан проект таких рекомендаций.

Нормы выдачи средств индивидуальной защиты

Комментируемые поправки сохранят за работодателями обязанность обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Их необходимо выдавать для защиты от вредных и опасных факторов производственной среды, от загрязнений и на работах, выполняемых в особых температурных условиях.

В новой редакции статьи 221 ТК РФ появится список изделий, которые относятся к СИЗ. В него входит спецодежда, специальная обувь, дерматологические средства защиты. Плюс к ним — СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, а также средства защиты от падения с высоты. Перечень является открытым. При необходимости в него включают и другие пункты.

На основании комментируемых поправок Минтруд должен утвердить единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств (новая редакция ст. 221 ТК РФ). Когда именно это произойдет, пока не известно. Но даже после появления новых норм организациям и предпринимателям будет разрешено использовать те, что действуют сейчас. Правда, есть ограничение по времени. После 31 декабря 2024 года придется перейти на новые нормы (п. 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ).

С 1 марта 2022 года у работодателей появится еще одна забота — вести учет микротравм своих работников. Узнайте, что такое микротравмы, зачем их учитывать и как подготовится к новой обязанности.

Микротравмы — что это и зачем их учитывать

В целях минимизации производственных травм Минтруд подготовил изменения в ТК РФ по части охраны труда, которые вступят в силу 1 марта 2022 года (Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ).

Теперь работодатель должен предупредить не только наступление несчастных случаев и развития профзаболеваний, после которых работник идет на больничный, но и мелкие повреждения — ссадины, кровоподтеки, поверхностные раны, ушибы мягких тканей, полученные работниками при выполнении трудовых обязанностей и поручений работодателя, но не повлекшие расстройства здоровья и необходимости брать больничный. Такие повреждения называются микротравмами и будут регулироваться новой нормой — ст. 226 ТК РФ.

Чтобы защитить персонал от микротравм, работодателю придется контролировать обстановку — учитывать факты ушибов, выявлять причины, устранять травмоопасные предметы.

Микроповреждения нужно фиксировать не только у работников, исполняющих обязанности по трудовому договору (ч. 2 ст. 227 ТК РФ).

Под новую норму попадают и другие лица:

  • проходящие производственную практику;
  • трудящиеся по ученическим договорам;
  • лишенные свободы, но привлеченные к труду;
  • страдающие психическими расстройствами, привлекаемые к труду на лечебно-производственных предприятиях (по медицинским показаниям в порядке трудовой терапии);
  • привлекаемые к общественно полезным работам;
  • члены крестьянских (фермерских) хозяйств и производственных кооперативов, принимающих участие в их трудовой деятельности.

Пример

Окно в кабинете секретаря Елены закрывается на старый заржавевший шпингалет. Девушке трудно открывать и закрывать окно. Прилагая усилия, она ломает ногти, царапает кожу. Все эти повреждения — микротравмы. Если раньше директору не было до этого дела, то теперь будет. Согласно новой ст. 226 ТК РФ девушка сможет официально заявить руководству о своих повреждениях. А оно обязано отреагировать — зарегистрировать факт травмирования работника и решить проблему.

Как вести учет микротравм

Согласно п. 2 Рекомендаций под учетом микроповреждений работников следует понимать сбор и регистрацию информации о полученных микротравмах. Работодатель будет вести такой учет самостоятельно исходя из специфики деятельности предприятия.

Основание для начала расследования — обращение пострадавшего работника к непосредственному или вышестоящему руководству. Если работник сначала пошел в медкабинет организации, то сообщит о травме уже медсестра. В свою очередь, руководитель, получив информацию, должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая и (или) медицинская помощь.

Далее следует разобраться: где, когда и при каких обстоятельствах работник получил травму. А начать нужно с самого работника — любым способом запросите у него объяснения о случившемся и осмотрите место происшествия. Если пострадавший отказался пояснять ситуацию или его доводы неубедительны, то руководство вправе провести самостоятельную проверку обстоятельств и опросить очевидцев.

Минтруд рекомендует проводить такие проверки в течение 3 календарных дней. Однако если ситуация спорная, нет объяснений пострадавшего или появились другие объективные обстоятельства, мешающие закончить проверку вовремя, то можно продлить ее еще на 2 дня (п. 8 Рекомендаций).

Каждый случай получения работником микротравмы нужно будет фиксировать документально:

  • в Справке о рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника — приложение № 1 к Рекомендациям;
  • в Журнале учета микроповреждений (микротравм) работников — приложение № 2 к Рекомендациям.

Рекомендуем подготовиться к учету микротравм, который станет обязательным с 1 марта 2022 года, заблаговременно. Разработайте и утвердите новый локальный акт организации, содержащий порядок проведения расследования и учета микротравм. Назначьте ответственных лиц, которые будут заниматься регистрацией и расследованием микротравм — специалиста по охране труда, кадровика, юриста.

Продумайте и закрепите свод правил для работников — как действовать при получении микротравмы, кому, в какой форме и в какие сроки нужно сообщить о происшествии. С новыми положениями нужно будет ознакомить работников.

Заранее утвердить формы документов — Справки и Журнала. Можно использовать рекомендуемые образцы из приложений к Рекомендациям, но не запрещено создать и свои бланки, добавляя в них графы из рекомендуемых образцов.

Определите место и сроки хранения Справки и Журнала. Минтруд рекомендует хранить такие документы не менее 1 года (п. 3 Рекомендаций).

Читайте также: