Имеет ли право ученик не сообщать учителю свои результаты на олимпиаде

Обновлено: 25.06.2024

Вы узнаете: что из себя представляет Всероссийская олимпиада школьников. Мы практически на пальцах объясняем, где, когда, по каким предметам и что можно получить в итоге.

Математика Информатика Физика Химия Биология География История Обществознание Право Экономика Русский язык Литература Французский язык Немецкий язык Английский язык Испанский язык Китайский язык Итальянский язык Астрономия Экология Технология Искусство ОБЖ Физическая культура и еще 22 предмета

Всероссийская олимпиада школьников – самая известная олимпиада в стране. Ее проведение даже прописано в Законе об образовании. В ней принимает участие множество школьников, при этом часто они даже не осознают, что участвуют именно во Всероссийской олимпиаде, не понимают, по каким правилам она проходит. Мы описали ключевые моменты, которые позволят если не разобраться досконально, то хотя бы получить общее представление о том, что же такое Всероссийская олимпиада школьников и чего можно от нее ожидать.

1. По каким предметам проводится олимпиада

Она проводится по 24 предметам. При этом олимпиады проходят, в том числе, и по некоторым дисциплинам, не входящим в программу: например, по астрономии, экономике, всевозможным иностранным языкам. Так что всегда есть возможность найти себе олимпиаду по душе.

2. Как устроена олимпиада

Интеллектуальный чемпионат России для всех желающих. Проводится по 24 предметам в четыре этапа для 4-11 классов -->

В олимпиаде четыре этапа и все они проходят очно. Первый этап обычно проводится в школе своими же учителями. Второй этап – муниципальный, в нем соревнуются между собой школьники всего района. На третий уже собираются лучшие школьники региона. А четвертый, заключительный этап – это финал олимпиады, на каждый предмет приезжают 200-300 сильнейших олимпиадников со всей страны.

3. Как попадают из одного этапа в другой?

В первом этапе могут участвовать все желающие. На муниципальный приглашают тех, кто хорошо выступил на школьном, и тех, кто выиграл муниципальный этап в прошлом году. Аналогично на региональном и заключительном этапах.

4. В какие сроки проводится олимпиада?

Школьный этап проходит в начале учебного года (в сентябре-октябре). Конкретные даты олимпиад устанавливает сама школа, так что не пропустите начало! Ведь если вы не выигрывали более старшие этапы в прошлом году, то без школьного этапа вас на них не пустят! Дальше план такой: в ноябре-декабре проходит муниципальный этап, в январе-феврале – региональный, а в марте-апреле – заключительный.

5. С какого возраста можно принимать участие?

Начинать участвовать можно уже с 4-5 класса. При этом для разных этапов возрастные ограничения отличаются. На муниципальном этапе задания предназначены для 7 класса и старше, а начиная с регионального — для 9–11 классов.

6. Как восьмиклассники попадают на финал? Можно ли участвовать за старший класс?

Можно. Только определиться надо сразу. Например, если школьник уже начал участвовать за 8 класс, то на региональный этап его не пустят. А если он с самого начала выполнял задания 9 класса, то может и до финала дойти. Кстати, в истории олимпиады был случай, когда в заключительном этапе участвовал четвероклассник! И он выполнял задания 9 класса, начиная со школьного этапа.

7. Кто придумывает задания?

Тот же, кто определяет критерии отбора на следующий этап. Для школьного этапа задания составляет район, для муниципального – область, а для регионального и заключительного – Минобрнауки. Задания школьного этапа должны быть одинаковые для всего района, задания муниципального – единые для всей области, а задания регионального – одни и те же для всей страны.

8. С чего начать подготовку к участию?

Прежде всего, полезно посмотреть задания школьного этапа прошлых лет: их можно найти на странице нашего специального проекта. Там же есть ссылки на интернет-ресурсы и книги, которые могут пригодиться при подготовке.

9. Победа в финале гарантирует поступление?

При этом засчитывается победа именно в заключительном этапе, предыдущие могут добавить до 10 баллов к портфолио.

10. Если без экзаменов принимают только победителей и призеров заключительного этапа, стоит ли вообще в этом участвовать?

Как минимум стоит попробовать. Хорошо составленный школьный этап замечательно подходит для знакомства с миром олимпиад. А если учитель его еще и качественно проверил и объяснил ошибки, то это принесет реальную пользу и, возможно, откроет предмет с совершенно новой стороны.


Участие в олимпиадах стало популярным способом поступить в вуз, минуя сдачу ЕГЭ. Чем более массовым оно становится, тем более очевидны различные недоработки. Призёр ВсОШ по обществознанию Александра Вайсберг рассказывает, с какими проблемами сталкивается большинство участников олимпиад.

Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) — тот случай, когда хотели как лучше, а получилось как всегда. Олимпиада задумывалась как способ выявления, развития и поощрения талантливой молодёжи. Ставки здесь довольно высоки: победители и призёры заключительного этапа получают право поступления без вступительных испытаний в любой вуз страны, а также приятные бонусы в виде денежных премий, грантов и т. д.

Для многих школьников участие в олимпиадах стало важной частью жизни, источником уверенности в своих силах, способом поиска новых друзей (там проще найти людей, разделяющих твои интересы). Но столь же много и тех, кому оно принесло слёзы разочарования из-за проявленной по отношению к ним несправедливости, ведь когда на кону стопроцентное поступление (или премия, или рейтинг школы), всегда возможна не совсем честная игра. Поэтому я считаю эту тему важной для обсуждения.

Возможно, я далеко не идеальный автор для подобной статьи, потому что в так называемое олимпиадное движение я влилась сравнительно недавно, у меня за плечами всего один Всерос (то есть заключительный этап Всероссийской олимпиады). Однако мне есть с чем сравнивать, ведь я участвовала ещё и в перечневых олимпиадах (олимпиадах, проводимых не министерством образования, сейчас — просвещения, а вузами). К тому же в статье я буду не столько высказывать своё личное мнение, сколько обобщать претензии, которые выдвигают другие олимпиадники.

Организационные проблемы

Самое банальное и вместе с тем несправедливое — это списывание. Контроль за участниками на олимпиадах намного менее жёсткий, чем на ЕГЭ, поэтому пронести с собой телефон часто не составляет труда, особенно на школьном и муниципальном этапе. Казалось бы, мелочь, однако порой списавший может преградить дорогу честно готовившемуся человеку, потому что проходной балл на следующий этап зависит от результатов всех участников.

Кроме того, на олимпиадах не всегда проверяют паспорта участников, поэтому фактически вместо школьника задания может решить молодо выглядящий кандидат наук.

Более масштабная проблема, чем единичное списывание — массовые сливы олимпиадных заданий регионального этапа. В 2017 году попавшие в сеть задания по литературе, экономике и праву вызвали достаточно широкий резонанс, правда, в основном в сравнительно узких олимпиадных кругах. Но в итоге кроме обещаний каких-либо серьёзных мер Министерство образования не приняло.

Однако это важная проблема. Пронесённый телефон может и не пригодиться, потому что олимпиадные задачи не сводятся к формальным ответам на вопросы, которые можно загуглить, но заранее известные задания дают весомое преимущество перед другими участниками.

https://vk.com/typical_olimp

Особенно сложно приходится участникам олимпиад по социально-гуманитарным предметам, где критерии оценивания можно трактовать по-разному, но член жюри может напирать на то, что ответ участника должен в точности совпадать с ключами, иначе высокой оценки ему не видать.

В конце концов голодный, перенервничавший и измученный многочасовым ожиданием в очереди на показ работ и апелляцию школьник трясущейся рукой подписывает согласие с решением жюри. Из-за такого не очень дружелюбного отношения интеллектуальный праздник может превратиться в поле боя, отбивая у ребят желание участвовать в олимпиадах.

Все эти организационные проблемы хотя бы отчасти можно решить с помощью чёткой регламентации проверки и усиления контроля за проведением олимпиады. Проблемы, о которых пойдет речь далее, имеют более сложный и системный характер.

Образовательное неравенство

В столице нашей родины создана целая система олимпиадной подготовки: Центр педагогического мастерства проводит бесплатные занятия для кандидатов в команду Москвы, есть онлайн-курсы для подготовки к муниципальному этапу, Ассоциация победителей олимпиад организует кружки в школах. Широкие образовательные возможности в Москве дополнены солидными премиями — 150 тысяч рублей призёрам и 200 тысяч рублей победителям заключительного этапа.

В большинстве других регионов, в том числе и в Санкт-Петербурге, где живу я, ситуация несколько хуже. В первую очередь олимпиадников раздражает отсутствие или небольшой размер (справедливости ради надо сказать, что в Северной столице премии всё же выплачивают) материальных поощрений. Однако, на мой взгляд, это всё же не главное.

Проблема в гораздо меньшем диапазоне возможностей для одарённых школьников. Мало того что целенаправленная подготовка к олимпиадам в большинстве регионов не ведётся, многие учителя даже не знают о существовании ВсОШ. К примеру, некоторое время назад я решила проведать учителей в своей предыдущей школе, в руках у меня был диплом призёра Всероса, и педагоги начали с любопытством расспрашивать меня о том, что это за олимпиада, по каким предметам она проводится и т. д. А ведь это вполне себе нормальная школа в городе федерального значения, что уж говорить о деревнях и селах.

Источник:https://vk.com/typical_olimp

В итоге почти единственное (за исключением репетиторов или поступления в школу-интернат), что остаётся одарённому школьнику не из Москвы — это самоподготовка, в то время как его столичные коллеги будут заниматься под руководством вузовских преподавателей или студентов, имеющих опыт успешного участия в олимпиадах. Однако это ещё не все различия.

Положим, наш одарённый школьник из небольшого городка или посёлка всё сам разузнал про олимпиаду, нашёл в интернете учебники и задания прошлых лет и дошёл до регионального этапа. Теперь от Всероса и заветного диплома его отделяет только один шаг. Но не тут-то было.

По одной из этих причин они могут занизить участникам баллы. Тогда, если никто не наберёт проходной балл (определяемый Минобром после получения результатов от всех субъектов), на Всерос от всего региона поедет только один человек.

При этом команда Москвы чаще всего состоит из десятков школьников (для сравнения команда Санкт-Петербурга на Всеросе по обществознанию состояла из четырёх человек, Москвы — из 88), порой москвичи составляют больше половины всех участников Всероса (так, например, было на олимпиаде по праву в 2018 году).

Допустим, наш герой оказался настолько упорным и удачливым, что прошёл на заключительный этап. Дело за малым — надо подготовиться. Но так ли просто это сделать, если на естественно-научных олимпиадах есть практический тур, для подготовки к которому требуется специальное лабораторное оборудование, которое имеется далеко не в каждой школе?

На олимпиаде по обществознанию ситуация ненамного лучше. Во втором туре нужно выделить общую идейную основу трех различных текстов. Ни идейная основа, ни логика составителей задания не очевидны. Самостоятельно подготовиться к такому формату и понять, что хотят увидеть проверяющие, непросто, даже если человек обладает широкой эрудицией и хорошим логическим мышлением.

При этом из-за неправильно выделенной общей идеи можно потерять половину баллов. Кроме того, в третьем туре от участников требуется устное выступление, которое тоже оценивают по не совсем понятным критериям.

Самостоятельная подготовка к нему тоже затруднительна, потому что для объективной оценки так или иначе требуется взгляд со стороны. Получается, что олимпиадники из разных регионов находятся в неравных условиях, что противоречит самой сути олимпиады, которая должна была стать не в последнюю очередь социальным лифтом для старшеклассников из отдалённых уголков России, на которой всё должно зависеть исключительно от трудолюбия и способностей человека.

https://vk.com/typical_olimp

Предвидя возможную критику, заранее скажу, что я ни в чем не обвиняю москвичей, занимающих призовые места на олимпиадах. Они тоже приложили очень много усилий и достойны этих побед. Московское правительство не делает ничего предосудительного, выплачивая премии талантливым школьникам.

Вопрос в том, почему этого не делается в других регионах. Соглашусь, что при желании одарённый школьник может сам подготовиться, поступить в интернат, доехать до Москвы на рыбном обозе. Но разве время рыбных обозов и образования как привилегии избранных уже не прошло? Разве не стоит стремиться к равным возможностям для каждого?

Также я понимаю, что кому-то может показаться неуместным обращать внимание на столь незначительные проблемы как списывание и неравенство на олимпиадах, в то время как в некоторых школах туалеты на улицах, а в тюрьмах пытают людей. Но посмею предположить, что все это симптомы одной болезни, одни более, другие менее заметные, поэтому нужно говорить и о том, и о другом. По юношеской наивности я пока что верю в силу слова и в то, что общественное обсуждение способствует решению проблемы.


Участие в олимпиадах стало популярным способом поступить в вуз, минуя сдачу ЕГЭ. Чем более массовым оно становится, тем более очевидны различные недоработки. Призёр ВсОШ по обществознанию Александра Вайсберг рассказывает, с какими проблемами сталкивается большинство участников олимпиад.

Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) — тот случай, когда хотели как лучше, а получилось как всегда. Олимпиада задумывалась как способ выявления, развития и поощрения талантливой молодёжи. Ставки здесь довольно высоки: победители и призёры заключительного этапа получают право поступления без вступительных испытаний в любой вуз страны, а также приятные бонусы в виде денежных премий, грантов и т. д.

Для многих школьников участие в олимпиадах стало важной частью жизни, источником уверенности в своих силах, способом поиска новых друзей (там проще найти людей, разделяющих твои интересы). Но столь же много и тех, кому оно принесло слёзы разочарования из-за проявленной по отношению к ним несправедливости, ведь когда на кону стопроцентное поступление (или премия, или рейтинг школы), всегда возможна не совсем честная игра. Поэтому я считаю эту тему важной для обсуждения.

Возможно, я далеко не идеальный автор для подобной статьи, потому что в так называемое олимпиадное движение я влилась сравнительно недавно, у меня за плечами всего один Всерос (то есть заключительный этап Всероссийской олимпиады). Однако мне есть с чем сравнивать, ведь я участвовала ещё и в перечневых олимпиадах (олимпиадах, проводимых не министерством образования, сейчас — просвещения, а вузами). К тому же в статье я буду не столько высказывать своё личное мнение, сколько обобщать претензии, которые выдвигают другие олимпиадники.

Организационные проблемы

Самое банальное и вместе с тем несправедливое — это списывание. Контроль за участниками на олимпиадах намного менее жёсткий, чем на ЕГЭ, поэтому пронести с собой телефон часто не составляет труда, особенно на школьном и муниципальном этапе. Казалось бы, мелочь, однако порой списавший может преградить дорогу честно готовившемуся человеку, потому что проходной балл на следующий этап зависит от результатов всех участников.

Кроме того, на олимпиадах не всегда проверяют паспорта участников, поэтому фактически вместо школьника задания может решить молодо выглядящий кандидат наук.

Более масштабная проблема, чем единичное списывание — массовые сливы олимпиадных заданий регионального этапа. В 2017 году попавшие в сеть задания по литературе, экономике и праву вызвали достаточно широкий резонанс, правда, в основном в сравнительно узких олимпиадных кругах. Но в итоге кроме обещаний каких-либо серьёзных мер Министерство образования не приняло.

Однако это важная проблема. Пронесённый телефон может и не пригодиться, потому что олимпиадные задачи не сводятся к формальным ответам на вопросы, которые можно загуглить, но заранее известные задания дают весомое преимущество перед другими участниками.

https://vk.com/typical_olimp

Особенно сложно приходится участникам олимпиад по социально-гуманитарным предметам, где критерии оценивания можно трактовать по-разному, но член жюри может напирать на то, что ответ участника должен в точности совпадать с ключами, иначе высокой оценки ему не видать.

В конце концов голодный, перенервничавший и измученный многочасовым ожиданием в очереди на показ работ и апелляцию школьник трясущейся рукой подписывает согласие с решением жюри. Из-за такого не очень дружелюбного отношения интеллектуальный праздник может превратиться в поле боя, отбивая у ребят желание участвовать в олимпиадах.

Все эти организационные проблемы хотя бы отчасти можно решить с помощью чёткой регламентации проверки и усиления контроля за проведением олимпиады. Проблемы, о которых пойдет речь далее, имеют более сложный и системный характер.

Образовательное неравенство

В столице нашей родины создана целая система олимпиадной подготовки: Центр педагогического мастерства проводит бесплатные занятия для кандидатов в команду Москвы, есть онлайн-курсы для подготовки к муниципальному этапу, Ассоциация победителей олимпиад организует кружки в школах. Широкие образовательные возможности в Москве дополнены солидными премиями — 150 тысяч рублей призёрам и 200 тысяч рублей победителям заключительного этапа.

В большинстве других регионов, в том числе и в Санкт-Петербурге, где живу я, ситуация несколько хуже. В первую очередь олимпиадников раздражает отсутствие или небольшой размер (справедливости ради надо сказать, что в Северной столице премии всё же выплачивают) материальных поощрений. Однако, на мой взгляд, это всё же не главное.

Проблема в гораздо меньшем диапазоне возможностей для одарённых школьников. Мало того что целенаправленная подготовка к олимпиадам в большинстве регионов не ведётся, многие учителя даже не знают о существовании ВсОШ. К примеру, некоторое время назад я решила проведать учителей в своей предыдущей школе, в руках у меня был диплом призёра Всероса, и педагоги начали с любопытством расспрашивать меня о том, что это за олимпиада, по каким предметам она проводится и т. д. А ведь это вполне себе нормальная школа в городе федерального значения, что уж говорить о деревнях и селах.

Источник:https://vk.com/typical_olimp

В итоге почти единственное (за исключением репетиторов или поступления в школу-интернат), что остаётся одарённому школьнику не из Москвы — это самоподготовка, в то время как его столичные коллеги будут заниматься под руководством вузовских преподавателей или студентов, имеющих опыт успешного участия в олимпиадах. Однако это ещё не все различия.

Положим, наш одарённый школьник из небольшого городка или посёлка всё сам разузнал про олимпиаду, нашёл в интернете учебники и задания прошлых лет и дошёл до регионального этапа. Теперь от Всероса и заветного диплома его отделяет только один шаг. Но не тут-то было.

По одной из этих причин они могут занизить участникам баллы. Тогда, если никто не наберёт проходной балл (определяемый Минобром после получения результатов от всех субъектов), на Всерос от всего региона поедет только один человек.

При этом команда Москвы чаще всего состоит из десятков школьников (для сравнения команда Санкт-Петербурга на Всеросе по обществознанию состояла из четырёх человек, Москвы — из 88), порой москвичи составляют больше половины всех участников Всероса (так, например, было на олимпиаде по праву в 2018 году).

Допустим, наш герой оказался настолько упорным и удачливым, что прошёл на заключительный этап. Дело за малым — надо подготовиться. Но так ли просто это сделать, если на естественно-научных олимпиадах есть практический тур, для подготовки к которому требуется специальное лабораторное оборудование, которое имеется далеко не в каждой школе?

На олимпиаде по обществознанию ситуация ненамного лучше. Во втором туре нужно выделить общую идейную основу трех различных текстов. Ни идейная основа, ни логика составителей задания не очевидны. Самостоятельно подготовиться к такому формату и понять, что хотят увидеть проверяющие, непросто, даже если человек обладает широкой эрудицией и хорошим логическим мышлением.

При этом из-за неправильно выделенной общей идеи можно потерять половину баллов. Кроме того, в третьем туре от участников требуется устное выступление, которое тоже оценивают по не совсем понятным критериям.

Самостоятельная подготовка к нему тоже затруднительна, потому что для объективной оценки так или иначе требуется взгляд со стороны. Получается, что олимпиадники из разных регионов находятся в неравных условиях, что противоречит самой сути олимпиады, которая должна была стать не в последнюю очередь социальным лифтом для старшеклассников из отдалённых уголков России, на которой всё должно зависеть исключительно от трудолюбия и способностей человека.

https://vk.com/typical_olimp

Предвидя возможную критику, заранее скажу, что я ни в чем не обвиняю москвичей, занимающих призовые места на олимпиадах. Они тоже приложили очень много усилий и достойны этих побед. Московское правительство не делает ничего предосудительного, выплачивая премии талантливым школьникам.

Вопрос в том, почему этого не делается в других регионах. Соглашусь, что при желании одарённый школьник может сам подготовиться, поступить в интернат, доехать до Москвы на рыбном обозе. Но разве время рыбных обозов и образования как привилегии избранных уже не прошло? Разве не стоит стремиться к равным возможностям для каждого?

Также я понимаю, что кому-то может показаться неуместным обращать внимание на столь незначительные проблемы как списывание и неравенство на олимпиадах, в то время как в некоторых школах туалеты на улицах, а в тюрьмах пытают людей. Но посмею предположить, что все это симптомы одной болезни, одни более, другие менее заметные, поэтому нужно говорить и о том, и о другом. По юношеской наивности я пока что верю в силу слова и в то, что общественное обсуждение способствует решению проблемы.

Школа живет по четким правилам - они прописаны в Законе об образовании, местных законах и школьных Уставах.

Кто прав - учитель или ученик? Куда обращаться родителю школьника? В нашей статье мы разбираемся в самых важных ситуациях и конфликтах в школе, которые вызывают больше всего вопросов у родителей и учеников.

Школа живет по четким правилам - они прописаны в Законе об образовании, местных законах и школьных Уставах. Но в некоторых моментах учителям предоставлена свобода действий.


1. Кто может работать учителем

Работать в школе учителем может не только человек с высшим педагогическим образованием. Важно, чтобы у учителя было высшее образование по специальности, связанной с предметом. Например, для физики - физико-технический факультет Университета, для музыки - Консерватория, для МХК - факультет искусствоведения и культурологии.

Любой кандидат в учителя проходит аттестационную комиссию. Комиссия состоит из завучей и учителей, они проводят собеседование, уточняют квалификацию и опыт работы будущего учителя и назначают ему испытательный срок.

Учителем может стать человек с судимостью - но только за мелкие преступления и правонарушения. Если совершено преступление против жизни, здоровья, чести, половой неприкосновенности или общественной нравственности - дорога в школу закрыта. Человек с нетрадиционной ориентацией также имеет право преподавать, но школы, как правило, избегают таких педагогов, хотя эта практика не опирается на закон.

2. Какую ответственность несут учитель и ученик за оскорбление

Ученики по закону имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от оскорбления личности и всех форм физического и психического насилия. Учителя должны соблюдать правовые и нравственные нормы: нельзя ни наедине, ни при всем классе оскорблять ученика, пугать его, заставлять словами или силой выполнить какое-то действие.

За подобный проступок к учителю можно применить дисциплинарные меры, в том числе увольнение. За оскорбления в неприличной форме учитель может получить штраф по ст. 5.61. КоАП РФ.

Также учителя не должны читать личные записки учеников и разглашать их содержание, ведь по Конституции ребенок тоже имеет право на личную тайну. Если вас это коснулось - обратитесь к администрации школы с заявлением.

В то же время педагог имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование любого случая. Если учителя оскорбляет ученик - ребенка могут привлечь к дисциплинарной ответственности: это замечание, выговор или исключение из школы (для детей с 15 лет). Ученика 14-16 лет могут привлечь и к гражданско-правовой ответственности как за причинение морального вреда по ст. 1074 ГК РФ, если учитель подаст иск.


3. Как выставляются отметки и что делать, если отметка кажется несправедливой

В школах должны быть прописаны правила по выставлению отметок: критерии и порядок оценивания за устные ответы, письменные работы, четверть, год. Закон передает вопрос оценивания полностью в ведение школ и только для 9 и 11 класса вводит обязательный порядок:

- итоговые отметки за 9 класс по предметам ОГЭ - это среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления (до 4,4 - округляем до 4, от 4,5 - округляем до 5);

- итоговые отметки за 11 класс - это среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления.

Если ученику и родителям кажется, что учитель несправедливо ставит отметки, снижает оценку за поведение, за отсутствие книг и тетрадей или пропуски занятий, если учитель не выставляет отметки в дневник и не знакомит с результатами контрольных работ, - сперва нужно поговорить с учителем.

Если разъяснения учителя вас не устроят, обратитесь к администрации школы. Придется ознакомиться с локальными актами, где прописаны критерии выставления отметок, и понять, правомерно ли действовал учитель. Если действия учителя кажутся вам несправедливыми - напишите заявление или жалобу на имя директора с просьбой о пересмотре отметки, приведите ваши аргументы. Еще родители могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана в школе), в органы управления образованием и даже в суд.


Школьная форма: правила, требования и наши права

4. Могут ли ребенка не пустить на урок (выгнать с урока), если он нарушил дисциплину

В школьном уставе прописаны требования к школьной форме и внешнему виду учеников, правила поведения на уроке. Но даже если ученик нарушает эти правила: приходит на занятия не в школьной форме, с синими волосами, в туфлях на каблуках, в макияже, опаздывает, плохо ведет себя на уроке, - его все равно не могут выгнать из класса. Такое действие будет грубым нарушением права ребенка на образование, и если будет доказана вина педагога, то его привлекут к дисциплинарной или даже уголовной ответственности (в зависимости от тяжести нарушения).

В каком-то смысле учителя лишены рычагов влияния: они могут сделать замечание, запись в дневнике, могут приглашать родителей для беседы, приглашать завуча в класс для решения сложной ситуации. Школа может собирать педсовет с участием родителей по поводу поведения ученика, подключать школьного психолога или даже детскую комнату милиции. Крайняя мера - исключение из школы.

5. Может ли учитель отнять мобильный телефон у ребенка

Телефон - имущество ученика, и учитель не имеет права отбирать телефон даже временно. Если ребенок пользуется телефоном на уроке, отвлекается и мешает другим детям, учитель может сделать замечание, запись в дневник, провести профилактическую беседу после урока, пригласить родителей в школу.

В некоторых школьных Уставах есть Положения о мобильных устройствах, например, запрет на пользование телефоном в учебное время. Родители знакомятся с Уставом и автоматически соглашаются с этим правилом. За нарушение Устава школа тоже может сделать не так много: сделать ученику замечание или выговор, пригласить родителей на беседу.


6. Могут ли родители посещать уроки

Закон не отвечает прямо на этот вопрос. Но он говорит, что родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием образования, методами обучения и образовательными технологиями. При этом они не имеют права оценивать работу учителя (а посещение уроков - это часть внутришкольного контроля). Да и учителю гарантировано право свободы преподавания и выбора учебных форм.

Поэтому, если у вас есть сомнения и претензии к учителю и вы хотите побывать на его уроках, вопрос нужно решать через учителя и администрацию. В школе должно быть Положение о присутствии родителей на уроках: школа разрабатывает это правило самостоятельно. Поговорите с учителем, обратитесь к завучу или директору и получите разрешение на посещение урока. Конечно, при посещении урока нужно соблюдать правила школьного распорядка, не нарушать ход урока и не отвлекать учителя и детей.

7. Должна ли школа заниматься с детьми дополнительно

Закон предусматривает для длительно болеющих детей обучение на дому или при больницах. Поэтому школьники, которые пропустили уроки по непродолжительной болезни, проходят материал самостоятельно. То же касается “отстающих” детей с трудностями в обучении. Но если у школы есть средства для оплаты дополнительных занятий с детьми - она может их организовать. Также школа может предложить ребенку индивидуальный учебный план. Чтобы решить вопрос - обращайтесь к директору.

Если ученик не справляется с программой, у него к концу года есть академическая задолженность, то школа может предложить семье оставить ребенка на повторное обучение, перевести на обучение по индивидуальному плану или по адаптированным программам. Окончательное решение принимают родители. Если вы не хотите оставлять ребенка на второй год, то академическую задолженность придется погасить не позже, чем через год после ее появления.


8. Когда в школе нужна справка от врача

Медсправки требуются после лечения ребенка в больнице или санатории, для организации обучения на дому, при пропуске занятий из-за болезни, при освобождении от физкультуры по состоянию здоровья, для освобождения от прививок. Если ученик не принес медсправку, в школьном журнале делается отметка об отсутствии по неуважительной причине. Подробности определяются школьным Уставом.

С медсправками связан еще один вопрос: должен ли ученик, освобожденный от физкультуры, сидеть в спортзале во время урока. Ответ таков: ученик освобожден от занятий физкультурой, а не от присутствия на уроке. Учитель физкультуры во время урока отвечает за жизнь и здоровье ученика, поэтому просто так отпустить ученика с урока он не может. Родители могут решить этот вопрос в индивидуальном порядке, обратившись к директору школы.

9. Может ли ученик посещать уроки не со своим классом

Иногда ученику важно бывать на уроках с другим классом или у другого учителя (например, для углубленных занятий или, наоборот, чтобы наверстать пропущенный материал). Это возможно. Требуется согласие самого учителя и директора школы. Но уроки в своем классе пропускать нельзя.

Если весь класс хотел бы заниматься у другого учителя или сменить классного руководителя - ученики и родители имеют право обращаться к директору о замене учителя. Это право должно быть закреплено в Уставе школы.


Как общаться со школьными учителями?

10. Куда жаловаться на нарушение прав школьника

Закон разрешает (и даже рекомендует) нам жаловаться на нарушение порядка и прав ребенка в школе. Куда же писать жалобы и заявления родителям?

- в школьную комиссию по урегулированию споров;

- в вышестоящие органы управления школой;

- в прокуратуру и суд.

Заявление о нарушении прав пишется в двух экземплярах: в месте подачи остается один экземпляр, а второй забираете вы с отметкой о приеме. Если директор бездействует, не рассматривает жалобу родителей и не дает на нее письменный ответ, - это поведение можно обжаловать в суде.


Кто предупрежден - тот вооружен, и мы в этой статье постарались привести вас в боеготовность. Но все же, пусть новый учебный год принесет вам только интересные и приятные вопросы и ответы, а ваши отношения со школой будут теплыми и радостными!

Читайте также: