Когда пост считается недействительным

Обновлено: 25.06.2024

У нас, в Православной Церкви много постов, так что почти целая половина года посвящена посту, напр., в 1880 году было около 200 постных дней. Каждое из четырех времен года: весна, лето, осень и зима имеет у нас по посту. У нас есть посты в честь Господа и Пресв. Богородицы, как Великий, Рождественский и Успенский, и в честь святых Божиих, как Петров, и др. Из сих постов некоторые продолжаются по нескольку недель, напр., до 7-ми, другие однодневные. Кроме того, и не в постное время, от каждой недели отделяется у нас посту по два дня – среда и пяток. Для чего в православной церкви так много времени отделено посту, тогда как в других христианских обществах или меньше, как у католиков, или и совсем нет постов, как у лютеран? Многочисленность постов вполне прилична нашей православной церкви, потому что они в высшей степени душеполезны. Отступив от истины в вероучении Православной Церкви, сии общества отступили от правил и постановлений ее для жизни, напр., и о постах. Лютеране, пожалуй, отвергают и монашество, след. и подвижничество ради царствия Божия. Многочисленные и строгие посты соответствуют духовному характеру нашей Православной Церкви в том отношении, что служат наилучшим пособием в деле угождения Богу и спасения души. Каким же образом пост, т. е. воздержание от излишней и известной мясной, лакомой пищи – и от излишних и известных – горячащих – питий помогает нам в угождении Богу и спасению души?

3. Постом и воздержанием мы делаем некоторого рода вознаграждение за грехи: лишением себя вкусных и приятных яств, каковы мясные, и пития, каковы вина, воздержанием и от простой пищи и пития, мы как-бы платим за те греховные удовольствия, которые часто позволяем себе во всем, наказываем себя тем за них (Аскет, оп. Еп. Игн. т. 1 стр. 355), как наказывают духовники известною епитимией в исправление. Так о преподоб. Макарии известно, что он за стакан вина, который приходилось ему иногда выпить, по целым дням не позволял себе пить воды, Mapиa Египетская за 17 лет, проведенным, во грехах блудодеяния, 47 строго постилась и подвизалась. Подобное значение имели подвиги преп. Арсения Великого, хотя и не относившиеся к посту. Так, когда он был при дворе, то никто не носил лучшей его одежды, за то в скиту никто из иноков не носил худшего его рубища. Также за то, что при дворе наслаждался благовонными курениями и мастями, он производит у себя в келии смрад, никогда не переменяя воды, где мокли прутья для плетения корзин.

Итак, что же после сего значит несоблюдение постов? Посты служат нам пособием в деле угождения Богу и спасения души; следовательно нарушающие посты без особенных, крайне уважительных причин и случаев, о чем будет речь далее – плохие служители Богу и спасению своих душ. Вот, что значит несоблюдение постов!

Но нарушающее посты отчасти для успокоения своей совести, не мирящейся с нарушением их, отчасти по предубеждению против них, в оправдание представляют не мало возражений против постов. Рассмотрим, справедливы ли такие возражения.

Займемся теперь решением вопросов: Кому когда разрешается пост? В том ли только состоит пост, чтобы не есть скоромного и есть умеренно?

Церковные правила о пище на время постов Церковным уставом обыкновенно определяются и назначаются в различные времена различные степени поста: или совершенное неядение, или сухоядение, т. е. хлеб, вода и cyxиe плоды древесные; разрешается вареная пища постная, приготовленная без елея, или иногда бывает разрешение на елей и вино, а в некоторые дни и на рыбу. Строжайший пост назначается уставом церковным для святой четыредесятницы, особенно в первую и страстную седмицы. Ближайший к ней по строгости есть пост Успенский. В Петров пост и Филиппов или Рождественский, церковным уставом несколько облегчается строгость поста. Правило св. апостолов во св. четыредесятницу и всякую среду и пяток всего лета равно законоположили пост. Якоже в св. четыредесятницу, едим также и в среду и пяток всего лета, кроме немощи и праздников (Бол. требн. пр. 211 2 ). Монахи же и понедельник да хранят всего лета, якоже среду и пяток (219).

Против самых правил о посте приходится слышать тоже свои возражения. Рассмотрим, и сии возражения.

Можно ли в пост пить чай и т. п. ? часто спрашивают, пишет один духов. писатель: можно ли в пост и особенно во время говения позволить себе это? И отвечает: истинный пост в том и состоит, чтобы воздерживаться именно от того, что особенно нравится нашей изнеженной и избалованной плоти, будет ли то чай, табак, что бы то ни было. Лишь соображаясь с уставом церковным, все подобные роскоши могут быть допущены разве в те дни, в которые разрешается на вино и елей, и то в узаконенное время, т.-е. после вечерни и преждеосвящ. литургии, а никак отнюдь не утром. (Пис. о Богосл. Белл, стр. 283).

Пост среды и пятка равен великому в том отношении, что в эти дни хранить его должно с вечера и вкушать единожды; питаться же не сухоядением, а варением с елеем и проч., а в некоторые среды и пятки разрешается и на рыбу. Увидим это далее.

В сочельник есть благочестивый обычай вкушать пищу не ранее вечера: в Рождественский не есть до вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении И. Христа, в Крещенский до воды т. е. после водоосвящения, вкусив св. воды.

Источник: О постах в православной церкви / [Соч.] Д.И. Бухарева. - 5-е изд. - Москва : тип. Снегиревых. 1880. - 47 с.

Власти решили усовершенствовать основной регламент о паспорте гражданина Российской Федерации – Положение 1997 года № 828, особенно в части сроков действия и оформления этого удостоверения личности. В данном материале – обзор постановления Правительства РФ от 15.07.2021 № 1205 в части нового и изменений по паспортам РФ с 16 июля 2021 и 2022 года.

Новый срок действия паспорта РФ

Положение о паспорте гражданина РФ, образце бланка и его описании утверждено постановлением Правительства России от 08.07.1997 № 828. С 16 июля 2021 года оно действует в новой редакции благодаря указанному постановлению Правительства РФ от 15.07.2021 № 1205 с изменениями (далее – Постановление № 1205).

Теперь срок действия российских паспортов, подлежащих замене при достижении возраста 20 и 45 лет, продлён до 90 дней.

Отметим, что до 16.07.2021, когда гражданину исполнялось 20 или 45 лет, ему необходимо было сразу же поменять паспорт, так как этот документ автоматически становился недействительным.

Суть в том, что на период оформления нового паспорта, которое занимает от 10 до 30 дней, гражданину выдавали временное удостоверение личности. Однако с таким документом возможности очень ограничены. Например, невозможно оформить в банке кредит или зарегистрироваться на сайте Госуслуг.

Новые правила избавили людей от таких неудобств. Теперь общегражданский паспорт РФ лиц, которым исполнится 20 или 45 лет, будет оставаться действительными до дня оформления нового паспорта, но не более 90 дней после достижения этого возраста (кроме военных по призыву).

То есть, экстренно переоформлять документ сразу после дня рождения больше не нужно.

Новый срок на подачу документов на паспорт подростками

Ещё одна новация, которую ввело Постановление № 1205 с 16 июля 2021 года, – продление срока подачи документов для получения паспорта гражданам, достигшим 14 лет. Теперь это не 30, а 90 дней.

Новый порядок для отметок в паспорте РФ

С 16 июля 2021 года в паспорте РФ проставляют только по желанию гражданина следующие отметки:

  • о регистрации и расторжении брака;
  • о детях (гражданах РФ, не достигших 14 лет);
  • о загранпаспортах;
  • о ранее выданных общегражданских паспортах;
  • о группе крови и резус-факторе (как ранее);
  • об ИНН (как ранее).

Отметки о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета, а также о воинской повинности остались обязательными.

Замена паспорта

Это теперь необходимо сделать в том числе в случае:

  • непригодности паспорта для дальнейшего использования из-за нарушения элементов защиты его бланка паспорта, в результате которого невозможно установить его подлинность и обеспечить защиту от изменения нанесенной на него информации;
  • повреждения, нарушающего целостность бланка паспорта (отсутствие страницы или ее части, предназначенной для внесения отметок/записей);
  • износа (повреждения), при котором невозможно однозначно визуально определить наличие или содержание указанных в паспорте сведений и реквизитов (Ф.И.О., дата и место рождения, пол, наименование органа, выдавшего документ, номер или серия, дата выдачи), машиночитаемой записи либо фотографии.

Заверение данных паспорта

Гражданин для подтверждения изложенных в паспорте сведений и идентификации его личности ставит личную подпись на второй странице бланка паспорта при его получении. Исключение – если от физически не может сделать это.

Новый срок оформления паспорта РФ

С 1 июля 2022 года срок оформления российского паспорта составляет не более 5 рабочих дней независимо от того, подано заявление по месту жительства или по месту пребывания.

До 01.07.2022 срок оформления паспорта РФ такой:

  • 10 дней – если документы поданы по месту жительства;
  • 30 дней – во всех остальных случаях.

Также с 01.07.2022 отменён 30-дневный срок для случаев обращения за выдачей или заменой паспорта РФ не по месту жительства, а также, когда утраченный (похищенный) паспорт выдало другое ОВД.

Кроме того, с 1 июля 2022 года МФЦ и организации социального обслуживания передают поданные гражданами для оформления паспорта РФ документы в ОВД в течение 1 дня (ранее – 3 дня).


Существует в общей сложности около 50-ти действий, которые нарушают пост и требуют его восполнения, но не требуют совершения каффары:

21. Мусафир совершил намерение поститься на следующий день. День наступил, мусафир постился и прибыл в место, где решил остановиться на 15 дней (или больше), и до захода солнца нарушил пост, уже не будучи путником. В этом случае из-за того, что человек был мусафиром, ему делается послабление, и каффара не назначается, хотя прерывать пост для него было харамом.

22. Оседлый мусульманин с ночи обозначил намерение поститься на следующий день и после наступления времени солятуль-фаджр отправился в путь, но в пути нарушил пост. Каффара не налагается как послабление для путника, но если мусафир вернулся домой (например, забыл какую-то вещь), а затем нарушил пост до того, как покинул населённый пункт, он должен совершить каффару.

23. Человек во время Рамадана не ел, не пил и не совершал никаких других действий, нарушающих пост, но при этом не имел намерения поститься.

24. Человек совершает сухур (или половой акт), при этом сомневаясь наступил ли фаджр[1], а в последствии оказывается, что фаджр к тому моменту уже наступил. В данном случае пост нарушается и на человека ложится грех за то, что он не проследил за тем, настал ли уже фаджр, хотя каффару совершать не нужно. Если человеку так и не удалось узнать, наступил ли уже фаджр, когда он совершал сухур (или половой акт), или нет, его пост считается действительным, и на нём не лежит обязанность восстановления дня поста (и тем более каффары).

25. При размышлении о том, наступил ли магриб, уверенность преобладала над сомнением[2], и человек совершил ифтар, но оказалось, что он ошибся и прервал пост раньше времени. Каффару в данном случае совершать не нужно, однако если у человека была уверенность только на 50% и он раньше времени совершил ифтар, на него ложится обязанность каффары, помимо восполнения дня поста. Если человек был уверен, что наступил магриб только на 50%, прервал пост, а потом так и не смог выяснить, вовремя ли он совершил ифтар, его пост считается недействительным, и необходимо будет восстановить этот день. Шейх Абу Джафар высказал мнение, что в данном случае нужно совершить каффару, но в ханафитском мазхабе существует также мнение, что восполнения поста будет достаточно. Если человек примерно на 80% уверен, что магриб ещё не наступил, но всё равно прервал пост, на него в любом случае ложится обязанность совершения каффары, даже если он не смог в последствии выяснить, правильны ли были его предположения.

26. Человек совершил половой акт с мёртвым человеком[3] или с животным. При этом имеет значение, произошло ли семяизвержение. Если семяизвержения не было, пост не нарушается[4].

27. У человека вышло семя в результате мастурбации[5] или в результате трения полового органа мужчины о бедро женщины (без непосредственного полового акта). То же относится к выделению семени в результате прикосновения или поцелуя. Если семяизвержение произошло после прикосновения к половому органу животного, согласно иджме ханафитов, пост не нарушается вообще[6].

28. Человек совершил действия, нарушающие пост, во время поста, который не относился к месяцу Рамадан. Пример: Человек намеренно (не по ошибке) совершил половой акт в день, когда держал пост нафль. В этом случае его пост нарушается, и его нужно восполнить, но каффары не требуется. Если бы он нарушил таким образом пост в Рамадан, то обязан бы был совершить каффару.

29. Женщина выразила намерение на пост с ночи, затем проспала фаджр, и уже после фаджра муж совершил с ней половой акт, пока она спала. В данном случае каффара ложится только на мужчину. То же касается случая, если женщина выразила намерение на пост, а затем сошла с ума, и в этом состоянии муж совершил с ней половой акт.

30. Женщина закапала лекарство или ввела мокрый палец глубоко внутрь своего полового органа.

31. Человек ввёл себе в задний проход палец, смоченный водой (маслом, жиром). Чтобы пост нарушился, необходимо чтобы палец (или клизма) был введён до начала прямой кишки.

32. Человек совершал истинджа[7], и вода попала глубоко внутрь анального отверстия. После совершения истинджа во время поста необходимо осушить омываемое место салфеткой, полотенцем и т. п., чтобы вода не попала внутрь и пост не нарушился[8].

33. Человек (женщина или мужчина) ввёл себе в задний проход посторонний предмет, например, кусок ткани, дерева и т. п., при этом данный предмет полностью вошёл в анальное отверстие[9]. То же касается случая, если женщина полностью ввела посторонний предмет в свой половой орган.

34. Человек сознательно вдохнул дым настолько, что он проник во внутрь. Но данное правило не касается табачного дыма и благовоний. Если человек вдохнул табачный дым, на нём лежит обязанность каффары, помимо восполнения поста.

35. Человек намеренно вызвал рвоту. При намеренном вызове рвоты пост нарушается, согласно самому сильному мнению в ханафитском мазхабе, на котором строится фетва. Однако имам Абу Юсуф, да будет доволен им Аллах, высказал мнение, что пост в данной ситуации нарушается только в том случае, если рвоты было много и она заполнила рот.

36. Человека вырвало без его на то воли, при этом рвоты было много, и она заполнила рот, но он сознательно проглотил рвоту. В данном случае ставится условием, что человек, когда глотал рвоту, помнил, что постится. В противном случае, пост не нарушается вообще. Относительно того, нарушается ли пост в ситуации, когда рвоты было мало и человек проглотил её, есть разногласие.

37. У человека после сухура между зубами застрял кусочек пищи размером с горошину, и он проглотил его. Считается, что проглатывания остатков пищи величиной с горошину легко избежать.

38. Человек не выразил намерение на пост с ночи, затем после фаджра проснулся и по забывчивости поел, не осознавая, что постится, и выразил намерение уже после того, как поел после фаджра[10].

39. Человек упал в обморок и пробыл без сознания весь месяц Рамадан. Он обязан восполнить пост за весь месяц. Если он упал в обморок после того, как выразил намерение с ночи на пост в один из дней, этот день, для которого у него был ният, восполнять не нужно. Этот день не нужно восполнять, даже если человек упал в обморок ночью сразу после того, как выразил намерение поститься на следующий день, и фактически не застал день поста.

Нужно ли продолжать поститься, если твой пост стал недействительным или ты не постился с начала дня по уважительной причине

Если человек совершил действия, нарушающие пост, он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным. То же касается человека, у которого была уважительная причина не соблюдать пост, но затем эта причина исчезла до окончания дня поста. На нём лежит обязанность поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан. Существует несколько категорий таких людей:

[1] В данном случае предполагается, что доля сомнения велика, то есть человек уверен на 50%, но не более.

[3] Как известно, за половой акт с живым человеком каффару совершить нужно.

[4] Хотя сами по себе данные действия являются харамом.

[5] Несмотря на то, что это харам, данное действие требует только восполнения поста без каффары.

[6] Хотя это действие само по себе является харамом.

[7] Очищался от наджасы после отправления большой нужды.

[8] Когда человек садится для отправления большой нужды, часть анального отверстия оказывается снаружи и, если человек недостаточно аккуратен при истинджа, когда он встанет, вода может попасть внутрь.

[9] Т. е. целиком оказался внутри.


Пост (ураза, руза) представляет собой один из столпов ислама, поэтому его соблюдение является для мусульман обязательным.

Обычно под мусульманским постом обыватель понимает воздержание от употребления пищи и питья в светлое время суток. На самом же деле это понятие гораздо шире: в него входит добровольный отказ не только от приёма пищи, но и от совершения каких-либо грехов, совершаемых глазами, руками и языком, а также от некоторых действий. Находясь в состоянии держания уразы, верующий должен чётко осознавать, что он совершает это ради своего Создателя, и не иметь при этом каких-либо иных намерений.

В исламском вероучении, в зависимости от времени соблюдения и значимости, выделяется два вида поста: обязательный (фард) и желательный (суннат).

Первый массово соблюдается мусульманами на протяжении Священного месяца Рамазан, обладающего несравнимым благом для людей. В Своём Писании Аллах напутствует нас:

Придерживающихся уразы в благословенный месяц мусульман ожидает огромная награда, а за её оставление, не имея на то уважительной причины, непременно последует суровое наказание. Доказательством этому служит следующее высказывание Милости миров Мухаммада ﷺ:

Однако Господь сделал обязательным соблюдение уразы не всем людям.

Кому не нужно держать пост

1. Людям, не являющимся мусульманами

Важное условие для соблюдения уразы – это исповедование человеком ислама. Для остальных пост не обязателен. В то же время это не означает, что за проведённые без поста дни в месяцы Рамазан каждому человеку, вне зависимости от его вероисповедания, не придётся нести ответ перед Всевышним в День Великого суда.

Ураза вменяется в качестве обязательной для совершеннолетних. При этом необходимо понимать, что подразумевается совершеннолетие с исламской точки зрения, которое наступает не в 18 лет, как принято в большинстве стран мира, а в период полового созревания, которое у каждого человека наступает по-разному.

3. Умственно недееспособным

Умственная дееспособность перечисляется в числе условий обязательности поста. Иными словами, не находящийся в здравом рассудке человек вправе воздержаться от соблюдения этого столпа ислама.

4. Всем, кто находится в пути

Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороги, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток.

5. Физически больным людям

Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её необходимости.

Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан.

7. Кормящим женщинам

Женщины, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься.

8. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами

В менструальных период и во время послеродовых кровотечений женщины, согласно шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.

9. Людям, находящимся без сознания

Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы.

В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности.

Желательный пост – это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет.

Дни, когда желательно держать уразу

День Арафа – за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад ﷺ пояснял:

День Ашура – постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха ﷺ напутствовал свою умму:

Первые 9 дней месяца Зуль-Хидж а – об этом можно встретить упоминание в хадисе:

Месяц Мухаррам – ураза в этот запретный месяц считается суннатом. Ведь сам Пророк Мухаммад ﷺ как-то изрёк:

Месяц Шаабан – ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего ﷺ усердствовал в соблюдении уразы в месяц Шаабан, кроме некоторых дней.

6 дней месяца Шавваль – так же желательны для поста. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан.

Ураза через день, или пост Пророка Дауда, мир ему, который держал уразу через день и который, как говорил Милость миров Мухаммад ﷺ ,

3 дня в середине каждого месяца – Пророк ﷺ наставлял:

Каждый понедельник и четверг – именно в эти дни Посланник Всевышнего ﷺ регулярно соблюдал уразу.

Время соблюдения поста в исламе

Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток. Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят:

Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи (сухур) до наступления времени фаджр-намаза (как правило, за 30 минут).

Однажды один из подвижников спросил Пророка Мухаммада ﷺ о том, какой временной промежуток должен быть между сухуром и азаном на утренний намаз, на что тот ответил:

Окончание времени соблюдения поста (ифтар) наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговиться, а затем приступить к намазу.

По окончании сухура читается следующая дуа (ният):

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلَّهِ تَعَالَى

Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля

Сразу же после разговения – при ифтаре – произносят дуа:

اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ

Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту

Действия, нарушающие уразу

1. Намеренный приём пищи и курение

Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята. Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу – такой пост будет считаться действительным.

2. Интимная близость

После совершения полового акта пост нарушается. Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции (мастурбации).

3. Закапывание лекарства в нос и уши

Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал, если они попадают в гортань. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают.

4. Проглатывание жидкости при полоскании горла

При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, – попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши.

5. Использование медицинских ингаляторов

Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов.

6. Намеренное вызывание рвоты

Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным.

В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает менструация, ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных.

Польза от соблюдения поста

Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих.

Во-первых , ураза способна ввести человека в райские сады, чему можно найти подтверждение в жизнеописании Пророка ﷺ:

Во-вторых , пост будет служить в качестве заступника мусульманина в Судный день:

В-третьих , ураза влечёт за собой прощение грехов, о чём было сказано ранее.

Кроме того, все просьбы верующего, соблюдающего пост, будут приняты Всевышним. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

Читайте также: