Когда была принята декларация о государственном суверенитете рт

Обновлено: 16.05.2024

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально - государственных и национально - культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально - государственном и административно - территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.

Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально - государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

Верховного Совета РСФСР

Судебная практика и законодательство — Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"

В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и статьей 80 Конституции Российской Федерации постановляю:

1. Установить, что за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники:

Руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Постановлением I Съезда народных депутатов РСФСР "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (Основа нового Союзного договора)", Верховный Совет РСФСР постановляет:

В целях защиты экономической основы суверенитета РСФСР, стабилизации и развития народного хозяйства РСФСР, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и признавая право республик, входящих в состав Союза ССР, на исключительное владение, пользование и распоряжение своим национальным богатством, Верховный Совет РСФСР постановляет:

В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 сентября 1991 г. N 1692-1 "О собственности общесоюзных и межреспубликанских общественных организаций и фондов на территории РСФСР", а также в целях предотвращения неправомерного отчуждения имущества Торгово-промышленной палаты СССР Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

Вопрос о порядке назначения министров является подчиненным по отношению к принципу разделения властей, заложенному в данной редакции статьи 92 Конституции, а также в нормах законов РСФСР от 27 октября 1989 года "О выборах народных депутатов РСФСР", от 15 ноября 1990 года "О статусе народного депутата РСФСР" и в статье 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года и получившему специальное закрепление в статье 3 Конституции в редакции от 21 апреля 1992 года.

Статья 1. Законы и иные акты высших органов государственной власти Союза ССР, указы и другие акты Президента СССР, акты Совета Министров СССР, министерств и ведомств СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией Союзу ССР в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР", действуют на территории РСФСР непосредственно.

Статья 2. Нормы законодательных и иных актов Союза ССР применяются на территории РСФСР, если они не противоречат Декларации о государственном суверенитете РСФСР, другим законодательным актам РСФСР.

Статья 3. Краевые, областные, автономных областей, автономных округов, районные, городские, районные в городе, поселковые и сельские Советы народных депутатов, их исполнительные органы в период проведения экономической реформы при решении вопросов, возникающих во взаимоотношениях Советов народных депутатов и исполнительных комитетов различных уровней, руководствуются принципами обязательности решений и подотчетности, закрепленными в Конституции РСФСР и законах РСФСР.

взаимодействие с союзными органами управления по защите интересов участников хозяйственного оборота, действующих на территории Республики, в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР;

методическое руководство созданием всех видов новых экономических структур, основанных на разнообразных формах собственности, а также малых предприятий и оказание практической помощи в их деятельности.

Президент Российской Федерации Владимир Путин, президент Татарстана Рустам Минниханов, первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев

30 августа — День Республики Татарстан. За 30 лет регион прошел путь от "суверенного государства" до фактически равного с другими субъектами РФ статуса. Обозреватель "Idel.Реалии" Руслан Аблякимов выяснил, как в республике проходила десуверенизация и как многие страны мира взяли курс на децентрализацию.

"СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО" ТАТАРСТАН

30 августа 1990 года Верховный Совет Татарской АССР провозгласил Декларацию о государственном суверенитете. Следствием ее стало проведение в 1992 году референдума о самоопределении Татарстана, который, однако, затрагивал не вопрос о независимости, а вопрос о суверенитете. В бюллетенях это было прописано так: "Согласны ли вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?"

Верховный Совет России потребовал отменить решение о проведении референдума, с претензиями выступили Конституционный Суд РФ и лично Борис Ельцин. Не допустить открытия участков для голосования попытались сотрудники Генеральной прокуратуры РФ. В то же время ставка противников суверенитета Татарстана была сделана не только на срыв голосования, но и на агитацию за вариант "против".

Несмотря на давление федеральных властей, 22 марта 1992 года референдум в Татарстане состоялся. Работали все избирательные участки, насилие применено не было. 61,4 % татарстанцев при явке в 81,7 % поддержали суверенитет республики. 30 ноября 1992 года была принята новая Конституция Татарстана, объявившая республику "суверенным государством".

Москва признала права Татарстана на формирование бюджета и налоговой политики, ведение международной политики и, что важно для нефтеносного региона, — распоряжение собственными недрами и землей

Принятая в 1992 году Конституция республики провозгласила кроме, собственно, государственного суверенитета, равноправие русского и татарского языков, а также верховенство на территории региона республиканских законов над федеральными. Татарстан принял на себя статус "субъекта международного права, ассоциированного с Российской Федерацией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения", который был подписан в 1994 году. Согласно последнему, Москва признала права Татарстана на формирование бюджета и налоговой политики, ведение международной политики и, что важно для нефтеносного региона, — распоряжение собственными недрами и землей.

Благодаря заключенному в 1994 году Договору о разграничении полномочий Татарстан вошел в правовое поле РФ. Вторая редакция Договора истекла летом 2017 года.

пожалуйста, подождите

Дети суверенитета. Посвящается Дню Республики Татарстан

No media source currently available

ВСЁ БЫЛО ХОРОШО, ПОКА НЕ ПОЯВИЛСЯ ПУТИН

Такое положение дел просуществовало до прихода к власти Владимира Путина. В 2000 году начался новый этап взаимоотношений Москвы с субъектами РФ. Наметился явный тренд на укрепление федеральной власти: ослабление федеративных начал, жесткая централизация и ограничение прав регионов. Во многом этому способствовали упадок этнической мобильности в республиках, финансовая зависимость последних от дотаций из Москвы.

Одно из первых нововведений Путина — федеральные округа — снизили роль регионов, значимость губернаторов начала падать. Новые административно-территориальные единицы по большому счету стали попыткой реорганизации государственного устройства России и последующего отказа от национально-территориального принципа образования некоторых регионов страны.

Многие увидели в создании федеральных округов и назначении в них полномочных представителей президента РФ, большинство из которых были бывшими военнослужащими, возрождение института генерал-губернаторства.

6 вещей, которые упустил Татарстан

пожалуйста, подождите

6 вещей, которые упустил Татарстан

No media source currently available

При Путине Российская Федерация начала приобретать все больше признаков унитарного государства. Из Конституции Татарстана в первую очередь убрали упоминание о суверенитете, о праве республики распоряжаться природными ресурсами и примате местных законов над федеральными. Руководство региона в каждом вопросе послушно исполняло волю Москвы. По мнению профессора Казанского университета Мидхата Фарукшина, такое поведение политической элиты Татарстана можно считать закономерным. Первый президент республики Минтимер Шаймиев в разные годы, словно флюгер, улавливал лейтмотив эпохи, явно ему следуя: поддерживая то Перестройку, то ГКЧП, то суверенизацию Татарстана, а в конце концов — тренд на централизацию.

Первый президент республики Минтимер Шаймиев в разные годы, словно флюгер, улавливал лейтмотив эпохи, явно ему следуя: поддерживая то Перестройку, то ГКЧП, то суверенизацию Татарстана, а в конце концов — тренд на централизацию

Фарукшин в своей книге "Лицо и маска: заметки о политическом лидерстве в Татарстане, 1989-2005 гг" указывает, что главными выгодопреобретателями суверенизации Татарстана стали политические элиты республики. Этот процесс подразумевался ими как расширение их собственных прав по управлению регионом. Народ республики от суверенитета ничего не получил, этим и объясняется его прохладное отношение к данной проблеме, серьезных протестов по поводу урезания прав и полномочий Татарстана не было.

Окончательно закопать остатки самостоятельности республики Москве удалось в 2017 году. Кремль отказался продлевать федеративный договор с Татарстаном, а позже развернул кампанию по отмене обязательного преподавания родных языков во всех национальных регионах России. Руководство Татарстана и здесь подчинилось воле Москвы.

Процесс отмены обязательного изучения татарского языка в школах не был безболезненным для жителей республики. Прокуратура устраивала проверки в школах, родители протестовали и подавали петиции. Как бы то ни было, один из символов национальной идентичности Татарстана пал, и если раньше дети в средней школе изучали татарский язык и литературу по 5-6 часов в неделю, сейчас ученики, родители которых выбрали изучение национального языка, получают знания 1-2 раза в неделю.

Читайте также: