Является ли украина правопреемником ссср

Обновлено: 25.06.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Изучая любой эпизод украинской истории, сразу поищи, где здесь измена. Это будет ключом для понимания ситуации.


10 марта 1919, в разгар гражданской войны, большевиками была провозглашена самостоятельная Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР; первоначально – Украинская Социалистическая Советская Республика) со столицей в Харькове, находящаяся в военном союзе с РСФСР. По окончании военных действий правительство Ленина определило восточную границу УССР. При этом в состав УССР были включены не только южные губернии (Новороссия), но и западная часть бывшей Области Войска Донского, ликвидированной большевиками. Таврическая губерния отошла к РСФСР.

30 декабря 1922, подписав Союзный договор, Украинская ССР совместно с РСФСР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР вошла в состав СССР.

В 1945 году к УССР было присоединено Закарпатье, в 1954 году по инициативе Никиты Хрущёва из состава РСФСР был передан Крым.

24 августа 1991 Верховная рада (Верховный Совет) провозгласила независимость Украины.

Советская Украина была создана в 1919 году. Потом, в течение долгих лет государственного строительства, пройдя периоды тяжёлых испытаний и потрясений, народ Советской Украины создавал материальную основу существования страны, строил фабрики, заводы.

Советская Украина стала страной с мощным интеллектуальным и промышленным потенциалом, приобрела авторитет в мире, и, в частности, стала одной из стран – основателей ООН.

24.08.1991 года

Некоторые авторы считают, что Советская Украина прекратила своё существование 24.08.1991 года на основании Постановления ВР и Акта о провозглашении независимости Украины.

Давайте разбираться с первоисточниками. Действовали на территории УССР Конституция и законы УССР до 24.08.1991 года? Действовали. Конституция УССР была принята 20.04.1978 г. и была отменена лишь в 1996 году. Так что Конституция УССР продолжала действовать и после 24.08.1991 г. Так когда же прекратила существование Советская Украина?

Далее. В 1990 году в Советской Украине прошли выборы. Самых достойных народ выбрал народными депутатами. Эти достойные народные избранники обещали своим избирателям - народу Советской Украины честно выполнять свои обязанности, согласно Конституции УССР (то, что позже, в Конституции 1996 года было формализовано в виде стипуляции - присяги). О сложении с себя обязанностей народных депутатов Советской Украины в связи с провозглашением независимости я что-то не слышал. Итак, на 24.08.1991 года действуют Конституция и законы УССР, избранные народные депутаты, уполномоченные народом представлять народные интересы собираются в здании Верховного Совета и … 321 голосом принимают Постановление и Акт о провозглашении независимости Украины.

С правовой точки зрения эти 321 народный депутат Советской Украины превысили свои полномочия и голосованием 24.08.1991 за Постановление и Акт провозглашения независимости нарушили закон УРСР о референдуме. То, что это голосование произошло в стенах Верховной Рады УССР, не отменяет самого факта измены депутатов данным ими народу обещаниям соблюдать законы УССР, т.е. другими словами - их присяге народу.

Говоря прямо, без экивоков, 24.08.1991 года в стенах Верховной Рады УРСР свершился антиконституционный националистический переворот, который может быть квалифицирован как измена Родине.

И, кстати, некоторые депутаты в зале ВР УССР 24.08.1991 отмечали в своих выступлениях, что самоопределение без учёта мнения народа – нарушение закона. Это зафиксировано стенограммой внеочередного заседания ВР.

Разумеется, юристам известно, что нормативный акт, принятый неуполномоченным на то органом, является ничтожным с момента издания. А ВР УССР не была народом уполномочена менять строй и форму правления в стране, менять её название и государственные символы.

Давайте уберём слово из названия.

Странно, но 24.08.1991 г., изменив присяге данной народу, Верховный Совет УССР не самораспустился. Депутаты с значками народных депутатов УССР продолжали заседать в Верховном Совете УССР. Конституция УССР продолжала действовать. Не было и индивидуальных заявлений о сложении депутатских полномочий в связи с изменением строя и формы правления в стране. Не было назначения новых выборов в представительские органы новой Украины. Когда же Советская Украина прекратила своё существование?

Если принять тезис, что вопрос о власти связан с вопросом о собственности, то надо, наверное, отметить момент, когда в Советской Украине была изменена форма собственности. Этот момент легко отследить по стенограммам заседаний Верховной Рады.

Вот как это произошло - фрагмент стенограммы заседания ВР от 17.09.1991 года:

ШИШКИН В.И. Предлагается внести изменения в статью 4.(Конституции УССР) Исключить слово "социалистической", а дальше по тексту. (. )

Есть общее понятие законности. Нет законности капиталистической, социалистической или феодальной, есть просто законность, поэтому слово "социалистической" как идеологизированное наслоение предложено снять, а дальше по тексту.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. "На основі законності. "

ШИШКИН В.И. Да, "на основі законності". Дальше. Слова "радянська держава" заменить на "держава Україна". Речь идет о названии нашего государства.

Что же делать?

Как известно, ничто доброе не строится на лжи, подлости и предательстве. Прошедшее с 1991 года являются этому прекрасной иллюстрацией.
Источник

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.



Вопрос не риторический. Учитывая что нынешняя Украина правоприемница УНР просуществовавшей в 1917-1919 годах. Акт правоприемства УНР нынешней Украиной был официально оформлен 22 августа 1992 года.

вопрос выталкивания Закарпатья из состава Украины, который сейчас киевские власти реализуют в Закарпатье может плохо завершиться для киевских властей! Русины хотят, чтобы Закарпатье осталось в составе Украины! Единственное, во всех смыслах этого слова, что сейчас связывает нынешнюю Украину и Закарпатье - Закарпатский областной референдум 1991 года! Все остальное это влажные бандеровские фантазии не подкрепленные ни одним Международным Договором! Точка.
Яценюк сегодня заявил о вкладе Украины в Победу над фашизмом. Ложь уровня "сатана". Украина внесла колоссальный вклад в нашу победу. Но - УКРАИНА СОВЕТСКАЯ. Моя родная УССР. Та, которая сейчас под запретом по закону "о десоветизации". УКРАИНА МАЙДАННАЯ в лице своих "героев"-полицаев и подонков из ОУН и УПА - это вклад в продление жизни нацистского чудовища.
Как же в этой связи быть с Закарпатьем? Ведь к уенеровской Украине, каковой сейчас является нынешняя Украина, Закарпатье кроме как Итогами Закарпатского областного референдума 1991 г. , ничего другого, никак не связывает и не связывало, от слова совсем! Тут и с УССР куча вопросов возникало по Закарпатью, но там хоть привязка к Международным договорам, а вот к УНР вообще ничего общего нет с территорией Русинов на юг от Карпат! Тут еще и десоветизацию провели на законодательном уровне, а Москаль так и вообще решил признать Итоги Закарпатского областного референдума недействительными . Т.е. практически Закарпатье руками украинской власти уже вытолкали из Украины, но при этом пытаются обвинить Русинов, которые через реализацию Итогов Закарпатского областного референдума 1991 года хотят остаться в составе Украины!

Так что? Украине в Закарпатье конец? Референдум то был двуединый! Это так на секундочку! Ждем когда суд признает, что Закарпатский областной референдум 1991 года недействительный! Тогда и Общеукраинский референдум 1991 года недействительны? Причем автоматически! Это вообще упрощает задачу руками самой украинской фемиды!

Нынешняя Украина правоприемница УНР, к которой территория Русинов на юг от Карпат не имеет абсолютно никакого отношения, от слова совсем!
Декоммунизацию Закарпатья Москаль завершил, но после этого возникает вопрос, а какое отношение Закарпатье имеет к УНР? Территория Русинов на юг от Карпат связана с СССР и Украинской ССР, но никак и никогда с УНР! Читаем :
« 22 августа 1992 года, когда третий президент УНР в изгнании Мыкола Плавьюк во время торжественного заседания Верховной Рады Украины передавал государственные символы УНР недавно избранному первому Президенту независимой Украины Леониду Кравчуку, Президент Украины сказал: „Принимая символы УНР, мы этим подчеркиваем, что свою родословную продолжаем от Украинской Народной Республики, а до этого — от тех исторических времен, которые представляют силу и величие нашего народа“. И с этим нельзя не согласиться.

Вот эта мысль — то, что Украина „ведет свою родословную от УНР“, четко проводится и в материалах, подготовленных в президентском лагере, которые оказались в нашем распоряжении. Но в них разработчики проекта идут дальше — объявляют принятие Конституции 1996 г. и политреформы 2004-го „конституционным переворотом“ и „попранием суверенной воли народа“ — т. е. как бы отходом от идей Украинской Народной Республики .

Не потому ли "Боязнь разбудить русинское самосознание и вызвать законную критику, политики Киева в русинском вопросе толкают украинские госструктуры на логичный в их положении шаг: политизировать русинское движение и вытолкнуть его в нишу сепаратизма."

P.S. Не забываем, что Нюрбергский трибунал в 1945 году всех последователей УНР признал военными преступниками: армии УНР, Галицкой армии, УПА, преступлениях ОУН-УПА, СС Галичина, батальоны Роланд и Нахтигаль..

Вопрос не в культуре и религии (допускаю что я не прав), на пальцах, мы впрягаемся за сербов постоянно (не всегда правильно на мой взгляд, они тоже чувствуя амбала за плечами бывает наглеют) а вот за русинов?, кто это? они же не русские, они же сами по себе (не то что поддерживают Россию или Русский мир) (где не трогают то и родина) они никого из русских не интересуют, поэтому я и утверждаю, что их ждёт судьба евреев и цыган, никто не встанет на их защиту, не поедут добровольцы и не пойдёт гуманитарка, они же сами ПО СЕБЕ, вот об этом я и хотел сказать хотелось добавить отличие: у казахов, у казаха Родина там где его ценят и где его любят: у русских это моя земля где я родился, это моя Родина русины скорее всего будут ассимилированы или уничтожены (такова судьба нацменьшенства, они националисты, русины в чехии и т. д.), если не сбегут, такова судьба в Европе малых народов без зубов, и не надо говорить что сколько веков живём, мир изменчив, а современный тем более

Не думал - не гадал, что "скандал" с особым мнением судьи Конституционного Суда России Константина Арановского выйдет за пределы совсем уж маргинальных околоюридических слоёв в духе "СССР до сих пор существует, поэтому России налоги платить не буду", ан нет: все комментируют, есть даже оскорбившиеся.

Понятно, что "для массового использования" существует миф о том, что Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (переименованная в 1992 году в Российскую Федерацию" является "единственным правопреемником" СССР, состоявшего из 15 республик, в которых у РСФСР в скором времени не было даже большинства населения, равно как "правопреемником" Российской Империи, Киевской Руси и прочих государственно-правовых образований, существовавших на этой территории. Иногда даже появляются мнения к правопреемству с Золотой Ордой, но это уже к психиатрам, как я считаю. А вот с СССР разберёмся поподробнее.

Правопреемством в юридической науке называют переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. Правопреемство может возникать в силу закона, договора или иных юридических оснований.

Практика в отношении правопреемства государств является крайне противоречивой и разнообразной. Основополагающими международно-правовыми документами в отношении правопреемства можно обозначить Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года. Оба этих документа в отношении России в силу не вступили, но на них ссылаются как Европейский суд по правам человека, так и иные межгосударственные органы, в том числе органы СНГ при разделе СССР между союзными республиками.

Конвенции определяют четыре вида государств применительно к рассматриваемым правоотношениям: "государство-предшественник", "государство-преемник", "новое независимое государство" и "третье государство", более подробно можно уточнить в их текстах.

Одним из основных вопросов, для которых используются эти понятия, являются вопросы преемственности территории, гражданства, внешнеэкономических связей. По вопросам гражданства при разделении государств есть целый ряд международных актов - Резолюция N 55/153 Генеральной Ассамблеи ООН "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств", Конвенция Совета Европы о недопущении безгражданства в связи с правопреемством государств (CETS N 200), и т.д.

Теперь обратимся к Советскому Союзу. Первичным документом о разделе Союза ССР являются, на самом деле, не Беловежские соглашения, подписанные 8 декабря 1991 года, а подписанный четырьмя днями ранее в Москве между СССР и 8 бывшими союзными республиками Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР. В соответствии с указанным договором СССР был указан как "государство-предшественник", а все 15 бывших союзных республик - как государства-преемники, а также разделены долги и имущество СССР в определённых процентах.

В дополнение к вышеуказанному Договору 13 марта 1992 года было подписано Соглашение о дополнениях к Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, в соответствии с которым был создан Межгосударственный совет по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов Союза ССР во главе с Россией и Украиной, уполномоченным банком был назначен Внешэкономбанк.

20 марта 1992 года в Киеве было принято Решение Совета глав государств СНГ
"О правопреемстве в отношении Договоров, государственной собственности, архивов, долгов и активов бывшего СССР", в котором государства-участники СНГ были названы в качестве правопреемников прав и обязательств бывшего Союза ССР. В его развитие 6 июля 1992 года было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом с определёнными процентами долгов и актовов всех союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики, а также, по мере развития двухсторонних связей России и других бывших республик СССР, двухсторонние соглашения между ними о реализации схемы "долги в обмен на имущество".

Также есть можнество других соглашений в рамках СНГ - от раздела инвентарного парка вагонов до морских судов. государственных архивов, культурных ценностей и активов Госбанка СССР. При этом в некоторых из них участвовали даже государства Прибалтики, ведь имущество при "разводе" делить как-то надо, Россия и Украина делили друг с другом Черноморский флот ещё несколько лет после раздела СССР, а всё это время на боевых кораблях поднимали флаги СССР и играл гимн давно уже не существующего государства.

Но это про экономику. С политикой всё несколько проще и сложнее одновременно. Нотой Министерства иностранных дел России от 13 января 1992 г. N 11/Угп были уведомлены иностранные государства о том, что Российская Федерация является "государством-продолжателем Союза ССР" в отношении международных договоров СССР. Понятно, что в одностороннем порядке такие дела не делаются, но в течение последующих нескольких лет такая формулировка прослеживалась в целом ряде двусторонних договоров России с государствами, не входившими с состав СССР, особенно при ревизии международных договоров. При этом интересна формулировка в двустороннем договоре между Россией и Словакией об инвентаризации нормативно-правовой базы и действии двусторонних договоров от 31 октября 1995 году, где Россия названа "государством-продолжателем" СССР, а Словакия - "одним из Правопреемников Чешской и Словацкой Федеративной Республики". Государством-продолжателем СССР Россия, в частности, названа в двусторонних договорах с Францией, Венгрией, Японией, ФРГ, Италией и многими другими государствами. То есть, говоря внешнеполитически, "Россия - это и есть СССР".

Фактически, внешне так оно и было: послы СССР в иностранных государствах стали послами России (другие республики в посольства не пустили), все советские конвенции и международные договоры продолжили действовать для России, фактически даже бывших советских граждан за рубежом СССР паспортизировали паспортами Российской Федерации (что привело к последующему выборочному пересмотру решений, так как законом России о гражданстве это предусмотрено не было). Представитель СССР при ООН с 1990 года Юлий Воронцов с 24 декабря 1991 года "явочным порядком" стал представителем России и пробыл на своём посту до 1994 года (операция "по смене таблички", как он потом скажет в одном из интервью). Вместе с тем, даже "смене таблички" предшествовало принятие Решения Совета глав государств СНГ от 21.12.1991 о членстве государств Содружества в ООН и других международных организациях, в соответствии с которым Государства Содружества "поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", а "Республика Беларусь, РСФСР, Украина окажут другим государствам Содружества поддержку в решении вопросов их полноправного членства в ООН и других международных организациях."

Это, кстати, резко отличается от преемства дипломатических представительств Российской Империи и РСФСР: молодой советской республике пришлось назначать новых послов, а за старые здания посольств ещё долго бороться. При этом Украина и Беларусь вполне себе продолжили занимать представительства УССР и БССР при ООН, так же точно "поменяв таблички" на кабинетах и столах заседаний.

При этом термин "государство-продолжатель" явно не означает полной ответственности по долгам и обязательствам предшествующего государства (Постановление ЕСПЧ от 08.07.2004
"Дело "Илашку и другие (Ilascu and others) против Молдавии и Российской Федерации"), в каждом конкретном случае его надо рассматривать отдельно.

Что можно сказать по итогам:

- Является ли Россия государством-правопреемником СССР? Несомненно, равно как и Украина, Беларусь или Туркменистан, как бы они сейчас от этого ни открещивались: СССР является государством-предшественником в отношении всех республик, на которые он распался.

- Является ли государство-продолжатель "правопреемником № 1"? Не является: России пришлось индивидуально с остальными правопреемниками решать вопросы правопреемства по долгам и имуществу бывшего СССР.

- Должна ли Россия продолжать политику СССР на международной арене и во внутренних отношениях? Нет, потому что Россия - это самостоятельное независимое государство, действующее на основании Конституции, Декларации о государственном суверенитете и преследующее иные цели, чем СССР.

- Была ли возможность у России стать правопреемником не СССР, а Российской Империи или Золотой Орды? Конечно нет, ведь каждое правопреемство уникально и идёт по отношению к предшественнику, а не к древним государствам. Нельзя при универсальном правопреемстве взять "наследство" прадеда, не приняв при этом наследства отца.

- Что с того, что прошёл этот спор? А ничего, прошло уже почти 30 лет, в международном праве давно уже всё устаканилось, это просто ликбез такой был.

Не думал - не гадал, что "скандал" с особым мнением судьи Конституционного Суда России Константина Арановского выйдет за пределы совсем уж маргинальных околоюридических слоёв в духе "СССР до сих пор существует, поэтому России налоги платить не буду", ан нет: все комментируют, есть даже оскорбившиеся.

Понятно, что "для массового использования" существует миф о том, что Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (переименованная в 1992 году в Российскую Федерацию" является "единственным правопреемником" СССР, состоявшего из 15 республик, в которых у РСФСР в скором времени не было даже большинства населения, равно как "правопреемником" Российской Империи, Киевской Руси и прочих государственно-правовых образований, существовавших на этой территории. Иногда даже появляются мнения к правопреемству с Золотой Ордой, но это уже к психиатрам, как я считаю. А вот с СССР разберёмся поподробнее.

Правопреемством в юридической науке называют переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. Правопреемство может возникать в силу закона, договора или иных юридических оснований.

Практика в отношении правопреемства государств является крайне противоречивой и разнообразной. Основополагающими международно-правовыми документами в отношении правопреемства можно обозначить Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года. Оба этих документа в отношении России в силу не вступили, но на них ссылаются как Европейский суд по правам человека, так и иные межгосударственные органы, в том числе органы СНГ при разделе СССР между союзными республиками.

Конвенции определяют четыре вида государств применительно к рассматриваемым правоотношениям: "государство-предшественник", "государство-преемник", "новое независимое государство" и "третье государство", более подробно можно уточнить в их текстах.

Одним из основных вопросов, для которых используются эти понятия, являются вопросы преемственности территории, гражданства, внешнеэкономических связей. По вопросам гражданства при разделении государств есть целый ряд международных актов - Резолюция N 55/153 Генеральной Ассамблеи ООН "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств", Конвенция Совета Европы о недопущении безгражданства в связи с правопреемством государств (CETS N 200), и т.д.

Теперь обратимся к Советскому Союзу. Первичным документом о разделе Союза ССР являются, на самом деле, не Беловежские соглашения, подписанные 8 декабря 1991 года, а подписанный четырьмя днями ранее в Москве между СССР и 8 бывшими союзными республиками Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР. В соответствии с указанным договором СССР был указан как "государство-предшественник", а все 15 бывших союзных республик - как государства-преемники, а также разделены долги и имущество СССР в определённых процентах.

В дополнение к вышеуказанному Договору 13 марта 1992 года было подписано Соглашение о дополнениях к Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, в соответствии с которым был создан Межгосударственный совет по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов Союза ССР во главе с Россией и Украиной, уполномоченным банком был назначен Внешэкономбанк.

20 марта 1992 года в Киеве было принято Решение Совета глав государств СНГ
"О правопреемстве в отношении Договоров, государственной собственности, архивов, долгов и активов бывшего СССР", в котором государства-участники СНГ были названы в качестве правопреемников прав и обязательств бывшего Союза ССР. В его развитие 6 июля 1992 года было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом с определёнными процентами долгов и актовов всех союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики, а также, по мере развития двухсторонних связей России и других бывших республик СССР, двухсторонние соглашения между ними о реализации схемы "долги в обмен на имущество".

Также есть можнество других соглашений в рамках СНГ - от раздела инвентарного парка вагонов до морских судов. государственных архивов, культурных ценностей и активов Госбанка СССР. При этом в некоторых из них участвовали даже государства Прибалтики, ведь имущество при "разводе" делить как-то надо, Россия и Украина делили друг с другом Черноморский флот ещё несколько лет после раздела СССР, а всё это время на боевых кораблях поднимали флаги СССР и играл гимн давно уже не существующего государства.

Но это про экономику. С политикой всё несколько проще и сложнее одновременно. Нотой Министерства иностранных дел России от 13 января 1992 г. N 11/Угп были уведомлены иностранные государства о том, что Российская Федерация является "государством-продолжателем Союза ССР" в отношении международных договоров СССР. Понятно, что в одностороннем порядке такие дела не делаются, но в течение последующих нескольких лет такая формулировка прослеживалась в целом ряде двусторонних договоров России с государствами, не входившими с состав СССР, особенно при ревизии международных договоров. При этом интересна формулировка в двустороннем договоре между Россией и Словакией об инвентаризации нормативно-правовой базы и действии двусторонних договоров от 31 октября 1995 году, где Россия названа "государством-продолжателем" СССР, а Словакия - "одним из Правопреемников Чешской и Словацкой Федеративной Республики". Государством-продолжателем СССР Россия, в частности, названа в двусторонних договорах с Францией, Венгрией, Японией, ФРГ, Италией и многими другими государствами. То есть, говоря внешнеполитически, "Россия - это и есть СССР".

Фактически, внешне так оно и было: послы СССР в иностранных государствах стали послами России (другие республики в посольства не пустили), все советские конвенции и международные договоры продолжили действовать для России, фактически даже бывших советских граждан за рубежом СССР паспортизировали паспортами Российской Федерации (что привело к последующему выборочному пересмотру решений, так как законом России о гражданстве это предусмотрено не было). Представитель СССР при ООН с 1990 года Юлий Воронцов с 24 декабря 1991 года "явочным порядком" стал представителем России и пробыл на своём посту до 1994 года (операция "по смене таблички", как он потом скажет в одном из интервью). Вместе с тем, даже "смене таблички" предшествовало принятие Решения Совета глав государств СНГ от 21.12.1991 о членстве государств Содружества в ООН и других международных организациях, в соответствии с которым Государства Содружества "поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", а "Республика Беларусь, РСФСР, Украина окажут другим государствам Содружества поддержку в решении вопросов их полноправного членства в ООН и других международных организациях."

Это, кстати, резко отличается от преемства дипломатических представительств Российской Империи и РСФСР: молодой советской республике пришлось назначать новых послов, а за старые здания посольств ещё долго бороться. При этом Украина и Беларусь вполне себе продолжили занимать представительства УССР и БССР при ООН, так же точно "поменяв таблички" на кабинетах и столах заседаний.

При этом термин "государство-продолжатель" явно не означает полной ответственности по долгам и обязательствам предшествующего государства (Постановление ЕСПЧ от 08.07.2004
"Дело "Илашку и другие (Ilascu and others) против Молдавии и Российской Федерации"), в каждом конкретном случае его надо рассматривать отдельно.

Что можно сказать по итогам:

- Является ли Россия государством-правопреемником СССР? Несомненно, равно как и Украина, Беларусь или Туркменистан, как бы они сейчас от этого ни открещивались: СССР является государством-предшественником в отношении всех республик, на которые он распался.

- Является ли государство-продолжатель "правопреемником № 1"? Не является: России пришлось индивидуально с остальными правопреемниками решать вопросы правопреемства по долгам и имуществу бывшего СССР.

- Должна ли Россия продолжать политику СССР на международной арене и во внутренних отношениях? Нет, потому что Россия - это самостоятельное независимое государство, действующее на основании Конституции, Декларации о государственном суверенитете и преследующее иные цели, чем СССР.

- Была ли возможность у России стать правопреемником не СССР, а Российской Империи или Золотой Орды? Конечно нет, ведь каждое правопреемство уникально и идёт по отношению к предшественнику, а не к древним государствам. Нельзя при универсальном правопреемстве взять "наследство" прадеда, не приняв при этом наследства отца.

- Что с того, что прошёл этот спор? А ничего, прошло уже почти 30 лет, в международном праве давно уже всё устаканилось, это просто ликбез такой был.

Читайте также: