Когда был принят декрет о ликвидации неграмотности

Обновлено: 12.05.2024

Пожилой мужчина выводит первые буквы на занятиях кружка ликбеза

19 июля 2015 года исполняется 95 лет с выхода декрета Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (СНК РСФСР) о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ).

19 июля 1920 года вышел декрет Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (СНК РСФСР) о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ) — специальной организации при Народном комиссариате просвещения (Наркомпрос) РСФСР, руководившей в 1920-х годах обучением неграмотных и малограмотных. Она и была образована для выполнения принятого 26 декабря 1919 года декрета о ликвидации неграмотности населения, в соответствии с которым все не умеющие читать или писать в возрасте от восьми до 50 лет были обязаны обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию.

В декабре 1917 года в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Надежды Крупской, одной из основных задач которого стала организация ликвидации неграмотности (ликбез) в стране.

В мае 1919 года состоялся первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. По инициативе участников съезда в Наркомпросе был подготовлен проект декрета "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России.

В ноябре 1920 года на базе внешкольного отдела Наркомпроса был образован Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), в состав которого была передана созданная Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, состоящая из пяти членов, утверждаемых СНК РСФСР по представлению наркомата.

Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь в создании учебников ей оказывали Максим Горький, Лидия Сейфуллина, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Николай Марр, Владимир Бехтерев и другие.

Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. В начале 1920-х годов программа была уточнена: занятия на ликпункте имели целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства.

Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

В 1920-1924 годах были напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых Элькиной, Бугославской, Курской. В те же годы появились "Рабоче-крестьянский букварь для взрослых" Смушкова и "Букварь для рабочих" Голанта. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).

Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также все грамотное население страны в порядке трудовой повинности.

Большую помощь комиссии оказывало созданное в 1923 году добровольное общество "Долой неграмотность", которую возглавлял Михаил Калинин. Общество через одноименное издательство выпускало газеты и журналы по ликвидации неграмотности, буквари, пропагандистскую и методическую литературу. По данным на 1924 год, в РСФСР общество "Долой неграмотность" содержало свыше 11 тысяч ликпунктов (свыше 500 тысяч учащихся). Во второй половине 1920-х годов оно перенесло основную работу в деревню, где концентрировалась масса неграмотных, направило усилия на шефскую помощь города селу в ликвидации неграмотности.

Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 миллиона. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19-е место в Европе.

В 1928 году по инициативе Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ) работа по ликвидации неграмотности была развернута как всесоюзный культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара, Воронеж, где основная часть неграмотных была обучена силами общественности. В ликвидацию неграмотности в процессе культпохода включались тысячи добровольцев.

14 августа 1930 года вышло постановление ЦИК и СНК СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении", которое ускорило ликвидацию неграмотности населения СССР.

В связи с реорганизацией Наркомпроса РСФСР и ликвидацией Главполитпросвета, постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК РСФСР от 13 февраля 1930 года Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности была переименована во Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности и малограмотности, а 12 сентября 1930 года она была упразднена с передачей функций Центральному штабу ликбез-похода, который был образован на Всероссийском совещании по ликвидации неграмотности (12-17 сентября 1930 года).

К 1934 году проблема неграмотности и малограмотности в СССР была окончательно решена с повсеместным введением всеобщего начального образования.

Центральный штаб ликбез-похода прекратил свою деятельность в связи с осуществлением всеобщего начального обучения.

К началу 1950-х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности.

Для начала поде­лимся мне­нием: навер­ное, лик­без нужен был моло­дой совет­ской вла­сти для более эффек­тив­ной про­па­ганды и управ­ле­ния созна­нием масс.

s1200 - Неграмотная ликвидация

Время пока­зало: экс­пе­ри­мент во мно­гом тра­ги­че­ский. Насе­ле­ние дере­вень хлы­нуло в город, раз­ные куль­туры пере­ме­ша­лись. В первую оче­редь постра­дала город­ская куль­тура, её уро­вень резко упал. Уни­каль­ная кре­стьян­ская куль­тура с её глу­бо­кой духов­ной осно­вой, с мно­го­ве­ко­вым опы­том пра­во­слав­ной веры тоже мно­гое потеряла.

Вспо­ми­на­ется Бул­га­ков и его бес­смерт­ный пер­со­наж Шари­ков: из доб­рого хоро­шего пса он пре­вра­тился в злоб­ного без­нрав­ствен­ного про­ле­та­рия, при­чём без его ведома и согласия…

Правда, писа­тель вер­нул всё на круги своя, а вот в реаль­но­сти ход исто­рии нельзя было изме­нить. Но и это только одно из мне­ний… Дис­кус­сия исто­ри­ков, социо­ло­гов и спе­ци­а­ли­стов от обра­зо­ва­ния на эту тему продолжается.

Кампания была провалена

Игорь Кор­пу­сов, стар­ший пре­по­да­ва­тель Свято-Фила­ре­тов­ского пра­во­славно-хри­сти­ан­ского института:

Цель этого декрета – предо­ста­вить всем воз­мож­ность участ­во­вать в поли­ти­че­ской жизни страны. То есть вовсе не обра­зо­ва­тель­ная. В доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии ситу­а­ция с обра­зо­ва­нием имела суще­ствен­ные недо­статки. Но это обра­зо­ва­ние было добровольным.

Вот это, мне кажется, тоже очень важно зафик­си­ро­вать. И доре­во­лю­ци­он­ные обра­зо­ва­тель­ные про­граммы стро­и­лись, в основ­ном, на прин­ци­пах доступ­но­сти образования.

Для этого Мини­стер­ство про­све­ще­ния про­во­дило две вещи. Во-пер­вых, бес­плат­ное началь­ное обра­зо­ва­ние. Реше­ние о нем было при­нято ещё в 1908 году. Была такая про­грамма: любой потен­ци­аль­ный уче­ник дол­жен жить не дальше, чем в трёх вер­стах от школы. А потом люди решали сами – про­дол­жать обу­че­ние или нет. Был вопрос мотивации.

Есть све­де­ния, что очень мно­гие воз­вра­ща­лись на лик­пункты. Почему? Я думаю, потому, что их обу­чали, а потом они нигде не при­ме­няли эти навыки. Они им были не нужны.

То есть кре­стьяне ста­но­ви­лись объ­ек­том неко­то­рого воз­дей­ствия, а потом ухо­дили в свою при­выч­ную жизнь, и всё, гра­мота забы­ва­лась. Не было моти­ва­ции, а моти­ва­ции не было, потому что заставляли.

230323 original - Неграмотная ликвидация

Несколько слов по поводу фак­тов и цифр. Пер­вая все­рос­сий­ская пере­пись 1897 года зафик­си­ро­вала, что в стране гра­мот­ными явля­ются 31,6% взрос­лого насе­ле­ния. После этого были пред­при­няты важ­ные дей­ствия в этом направлении.

Напри­мер, коли­че­ство началь­ных школ в Рос­сий­ской импе­рии с 1897 года по 1917 год выросло при­бли­зи­тельно в 10 раз. Коли­че­ство про­фес­си­о­наль­ных учи­лищ – в 15 раз. Коли­че­ство сту­ден­тов – в 11 раз. Но вот про­цент­ные пока­за­тели при этом уве­ли­чи­ва­лись незначительно.

Рос­сий­ское обще­ство про­хо­дило этап демо­гра­фи­че­ского раз­ви­тия, име­ну­е­мый демо­гра­фи­че­ским взры­вом. Насе­ле­ние росло очень быстро. Это созда­вало суще­ствен­ные труд­но­сти. Однако негра­мот­ность была поко­лен­че­ской проблемой.

Напри­мер, по Твер­ской обла­сти на 1915 год 88% при­зыв­ни­ков, моло­дые люди 18–20 лет были гра­мот­ными. В стар­ших воз­рас­тах, да, про­цент негра­мот­но­сти был доста­точно высок.

В.И. Ленин гово­рил, что пол­ной лик­ви­да­ции без­гра­мот­но­сти нужно достичь к 10-летию рево­лю­ции в 1927 году. Однако пере­пись 1926 года пока­зала, что в Рос­сии гра­мот­ными явля­ются чуть более 50% населения.

Совет­ская Рос­сия зани­мала 19‑е место в Европе, усту­пая Пор­ту­га­лии и Тур­ции. Пере­пись 1937 года пока­зы­вает, что 26% не умели читать и писать.

Известно, что стало с этой пере­пи­сью. Её орга­ни­за­торы были рас­стре­ляны, пере­пись объ­явили вре­ди­тель­ской. И во время пере­писи 1939 года учли всех, кто умел даже только рас­пи­сы­ваться, полу­чив цифру в почти 90% грамотных.

Но в начале 1958 года выхо­дит сек­рет­ное сов­мест­ное поста­нов­ле­ние ЦК КПСС и Совета мини­стров СССР, кото­рое каса­ется, кстати, не окраин, а РСФСР – о лик­ви­да­ции негра­мот­но­сти. То есть в 1958 году пар­тия и пра­ви­тель­ство ста­вили подоб­ную задачу.

И вот, напри­мер, пере­пись 1959 года пока­зы­вает, что на тер­ри­то­рии РСФСР 7,5 мил­ли­о­нов негра­мот­ных, а 23 мил­ли­она чело­век не имеют началь­ного обра­зо­ва­ния. И надо ска­зать, что именно в тех воз­рас­тах, в кото­рых негра­мот­ность и должна была быть лик­ви­ди­ро­вана в 1920–30‑е годы, фик­си­ру­ется доста­точно высо­кий про­цент неграмотных.

То есть кам­па­ния не затро­нула или не была доста­точно эффек­тив­ной для зна­чи­тель­ного числа граждан.

rota v shkolu 1923 neizvestniy - Неграмотная ликвидация

Сле­ду­ю­щие пере­писи были в 1970 и 1979 годах, и вопрос об обра­зо­ва­нии в них не ста­вился, хотя негра­мот­ные были. Это известно из более позд­них пере­пи­сей, напри­мер 2002 и 2010 годов, кото­рые фик­си­руют негра­мот­ность. Они фик­си­руют её в тех воз­рас­тах, в кото­рых должны были вот эти совет­ские пере­писи их зафиксировать.

Но ста­ти­стика их ста­ра­лась не учи­ты­вать. И даже 1989 году из насе­ле­ния старше 15 лет 7,3 мил­ли­она чело­век в РСФСР не имели началь­ного обра­зо­ва­ния, это при­бли­зи­тельно 5% насе­ле­ния. В итоге, по моему мне­нию, кам­па­ния не решила пер­во­на­чаль­ных задач в коли­че­ствен­ном отношении.

Каче­ствен­ный вопрос ещё более сло­жен. Мне хочется спро­сить, что лучше: вообще негра­мот­ный чело­век, живу­щий некой есте­ствен­ной жиз­нью, или чело­век, кото­рый при­учен мыс­лить на уровне лозун­гов? Явля­ется ли вообще вто­рое гра­мот­но­стью в более глу­бин­ном понимании?

Понятно, что на местах все­гда были поло­жи­тель­ные при­меры. Но в целом не нанесла ли кам­па­ния вреда этому есте­ствен­ному чело­веку? С одной сто­роны, реду­ци­ро­ван­ным под­хо­дом к обу­че­нию, когда чело­веку кажется, что он вроде гра­мо­тен, а на самом деле – нет. А с дру­гой, убий­ством мотивации.

В доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии зара­бот­ная плата рабо­чего и при­ват-доцента раз­ли­ча­лась где-то в 15 раз в пользу при­ват-доцента. То есть быть очень обра­зо­ван­ным было, кроме того, ещё и выгодно. А вот совет­ская система зача­стую людей интел­лек­ту­аль­ного труда и людей физи­че­ского труда прак­ти­че­ски уравнивала.

Трагедия образованного человека

– Обра­зо­ва­ние, пер­во­на­чаль­ные навыки гра­мот­но­сти для госу­дар­ства – это инстру­мент для дости­же­ния соб­ствен­ных целей с исполь­зо­ва­нием опре­де­лён­ного чело­ве­че­ского ресурса.

В XX веке абсо­лютно все страны сто­яли перед про­бле­мой смены эко­но­ми­че­ской фор­ма­ции, пере­хода от аграр­ного обще­ства к индустриальному.

Обра­зо­ва­ние было необ­хо­димо про­сто по объ­ек­тив­ным при­чи­нам. Рабо­чему нужно было хотя бы про­чи­тать инструк­цию к станку, чтобы за ним работать.

Кре­стья­нин, чтобы пере­сесть с лошади на трак­тор, дол­жен был раз­би­рать вся­кие тех­ни­че­ские над­писи. Вопрос в дру­гом: какая миро­воз­зрен­че­ская пер­спек­тива откры­ва­лась перед чело­ве­ком, полу­ча­ю­щим даже самое эле­мен­тар­ное образование.

Да, в XX веке все должны уметь читать. Но зачем граж­да­нину кон­крет­ного госу­дар­ства это уме­ние? Что он будет читать? Совет­ская власть, есте­ственно, выра­щи­вала не абстракт­ного гра­мот­ного чело­века, абстракт­ного рабо­чего, абстракт­ного спе­ци­а­ли­ста. Она выра­щи­вала носи­теля опре­де­лён­ной идео­ло­гии.

Это дол­жен был быть про­ле­та­рий, кото­рый осо­знает свои клас­со­вые инте­ресы, кото­рый объ­еди­ня­ется с дру­гими про­ле­та­ри­ями, чтобы создать госу­дар­ство-фаб­рику, чтобы постро­ить новое обще­ство, где совер­шенно по-иному рас­пре­де­ля­ются мате­ри­аль­ные блага, где фор­ми­ру­ются совер­шенно иные отно­ше­ния между людьми, между чело­ве­ком и природой.

Для такого чело­века или ухо­дят на вто­рой план, или ста­но­вятся каким-то пере­жит­ком, чем-то неваж­ным рели­ги­оз­ные иде­алы, наци­о­наль­ные иде­алы и семей­ные цен­но­сти, кото­рые, как известно, в 1920‑х годах были постав­лены под сомне­ние в Совет­ском Союзе.

Не слу­чайно в том же декрете церкви упо­ми­на­ются в том кон­тек­сте, что их поме­ще­ния можно изы­мать для орга­ни­за­ции пунк­тов по лик­ви­да­ции безграмотности.

До рево­лю­ции суще­ство­вала парал­лель­ная система зем­ских и цер­ковно-при­ход­ских школ, и их сум­мар­ное коли­че­ство (Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство ввело цер­ковно-при­ход­ские школы в госу­дар­ствен­ную систему) к 1919 году было таково, что новые совет­ские школы достигли этого пока­за­теля только к 1927 году.

Боль­ше­вики стро­или новую систему, новую обра­зо­ва­тель­ную инфра­струк­туру, но при этом лик­ви­ди­ро­вали систему цер­ковно-при­ход­ских школ по при­чине её оче­вид­ной идео­ло­ги­че­ской несов­ме­сти­мо­сти с новым госу­дар­ством и его идеологией.

На пла­ка­тах 1920‑х годов поп – мра­ко­бес, про­ти­во­сто­я­щий лик­ви­да­то­рам. Дело, однако, в том, что не мра­ко­бе­сие про­ти­во­сто­яло про­све­ще­нию, а две интер­пре­та­ции идей про­све­ще­ния: ради­кально ате­и­сти­че­ская и анти­на­ци­о­наль­ная про­ти­во­сто­яла рели­ги­оз­ной и опи­ра­ю­щейся на наци­о­наль­ные ценности.

01h early red poster 1 - Неграмотная ликвидация

Очень важно пони­мать, что боль­ше­вики себя вос­при­ни­мали как после­до­ва­тели, про­дол­жа­тели дела эпохи Просвещения.

Некра­сова (кстати, люби­мого поэта Ильи Улья­нова) насаж­дали, как кар­тошку, и Пуш­кина насаж­дали, как кар­тошку, и Досто­ев­ского в 1930‑е годы изда­вали огром­ными тиражами.

В извест­ном ленин­ском плане мону­мен­таль­ной про­па­ганды при­сут­ствуют рус­ские писа­тели, учё­ные, ком­по­зи­торы, пре­по­доб­ный Андрей Руб­лёв.

Есте­ственно, этот про­цесс был противоречивым.

Чело­веку давали инстру­мент. Но к чему он в миро­воз­зрен­че­ском плане выхо­дил, что ему пред­ла­га­лось по полу­че­нии этой доста­точно объ­ём­ной информации?

Он выхо­дил к тому миро­воз­зре­нию, где в основе всего лежит мате­рия, где все духов­ные, интел­лек­ту­аль­ные про­цессы, все дости­же­ния куль­туры объ­яс­ня­ются эко­но­ми­кой, где отри­ца­ется рели­гия, где нельзя смот­реть выше носа, под­ни­мать голову.

Советское поле экспериментов

Алек­сандр Буров, стар­ший науч­ный сотруд­ник Госу­дар­ствен­ного музея исто­рии религии:

Про­цесс, как тут уже было ска­зано, имел вполне кон­крет­ную поли­ти­че­скую цель: читать декреты новой вла­сти. Да, без­гра­мот­ный чело­век по-сво­ему тоже под­вер­жен влиянию.

Пла­кат, кар­тинка имели огром­ное, необы­чай­ное вли­я­ние на чело­века XIX века – с нашей точки зре­ния, без­гра­мот­ного. Однако на гра­мот­ного чело­века имеет совер­шенно сокру­ши­тель­ное вли­я­ние даже отно­си­тельно неболь­шой текст.

Я не так давно гово­рил со своим сыном, кото­рый учится в Гер­ма­нии. Гер­ма­ния, по срав­не­нию с нами – это доста­точно отста­лая страна. Там не рас­пла­чи­ва­ются кар­точ­ками, немцы этого не очень любят, рас­пла­чи­ва­ются налич­ными. Потому что в Гер­ма­нии не очень при­нято экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать над соб­ствен­ным населением.

Только в Рос­сии воз­можны такие сме­лые мас­штаб­ные экс­пе­ри­менты над боль­шим коли­че­ством населения.

И это, с одной сто­роны, дей­стви­тельно очень впе­чат­ля­юще – когда ты чита­ешь об этом на стра­ни­цах учебника.

Дру­гое дело, когда ты себя пред­став­ля­ешь на месте тех людей, над кото­рыми эти экс­пе­ри­менты производят.

Вспо­ми­на­ется экс­пе­ри­мент, кото­рый про­во­дил Э.В. Ильен­ков, извест­ный фило­соф-марк­сист, со сле­по­глу­хо­не­мыми, кото­рых он учил читать пове­сти Л.И. Бреж­нева. Это, пожа­луй, были един­ствен­ные люди, кото­рые дан­ные книги читали.

Очень похоже на кам­па­нию по лик­безу. Учили читать мани­фе­сты совет­ской вла­сти, вос­при­ни­мать боль­ше­вист­скую про­па­ганду, направ­лен­ную на уни­что­же­ние любой куль­туры – и рус­ской, в част­но­сти, на уни­что­же­ние наци­о­наль­ной традиции.

Глядя на цифры, при­ве­дён­ные Иго­рем Михай­ло­ви­чем, можно гово­рить о том, что это же коли­че­ство людей могло полу­чить закон­чен­ное реаль­ное, не направ­лен­ное на чте­ние ком­му­ни­сти­че­ских бро­шюр обра­зо­ва­ние, в есте­ствен­ных усло­виях, без вся­ких сры­вов и бес­смыс­лен­ных самопожертвований…

Возрастная маркировка: 12+

Нам надо, во что бы то ни стало,
поставить себе 3 задачи:
во-первых – учиться;
во-вторых – учиться;
в-третьих – учиться…

В. И. Ленин,
лозунг к агитации за ликвидацию неграмотности

Открывшаяся 3 февраля (21 января ст. стиля) 1907 г. Омская Пушкинская библиотека уже в советское время сыграла очень большую роль в борьбе за грамотность населения России.

Новая власть наделила трудящееся население страны избирательными правами. Однако многие рабочие и крестьяне были лишены возможности обучаться даже основам грамотности, что было препятствием для их полноценного участия в политической жизни общества. Ликвидация неграмотности стала непременным условием обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России.

1bDJ612 ZW0

Ещё в декабре 1917 г. в Народном комиссариате просвещения (Наркомпрос) под руководством Надежды Константиновны Крупской был создан внешкольный отдел, одной из основных задач которого стала организация ликвидации неграмотности (ликбез) в стране.

y5b rMH0Hu8
WMIl3simy1k

Ликвидация неграмотности в Омской области началась уже в 1919 году, когда 13 декабря Омский губернский революционный комитет (Губревком) принял постановление о ликвидации неграмотности на территории всей тогдашней Омской губернии.

К началу нового учебного года было открыто 1179 школ и пунктов ликбеза, а на 1 января 1920 года количество работающих школ достигло 2218. В первые два года годах только в пунктах ликбеза обучалось 16546 человек.

013 Sovetskiy bukvar

В 1920-1924 годах были изданы первые советские массовые буквари для взрослых Д. Элькиной, Д. Бугославской, А.Курской, В. Смушкова и др. Было налажено издание букварей и в Омске:

  • Букварь для взрослых. – Омск : Изд. Сиб. отд. нар. образования, Внешк. подотд. (3-я Гос. тип.), 1920;
  • Русский букварь по Вахтерову для обучения письму и чтению по новой орфографии. – Омск : Изд. Ом. кооператива рабочих и служащих Центросоюза (Тип. Центросоюза), 1922.

С ними можно познакомиться в секторе редких книг и Электронной библиотеке Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина.

022 1920- egg kollektiv bibliotekarey Biblioteka rassadnik kultury
027 1924 g Omskoe bibliotechnoe obedinenie

В ноябре 1926 г. при Библиотеке начал работу кабинет ликвидаторов неграмотности. Сотрудники библиотеки, привлечённые в качестве борцов с безграмотностью, обучали взрослых учеников чтению, письму, счёту. Позднее программа была уточнена (занятия имели целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства).

018 Pismennye raboty uchenikov likvidatsii negramotnosti 1924-1926 7
020 27 05 1926 g likvidatsia negramotnosti uchenicheskaya tetrad

Во втором квартале 1926 г. был создан кружок по изучению читателя, в который входили 13 библиотекарей: 6 работников из Центральной Пушкинской, 6 – из районных и 1 – из библиотеки школы Милиции. Кружок особое внимание уделял методу наблюдения. Обязанностью библиотекарей было ведение дневников наблюдения за читателями, проведение Дней Книги, организация уголков самообразования. В ходе подготовки к каждому мероприятию применялись различные форм библиотечной работы: громкие чтения и обсуждения прочитанного, составление рекомендательных списков и другие.

Ликбе́з (ликвида́ция безгра́мотности) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле — обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.

Содержание

История





Оценки числа грамотного населения на 1914—1917 гг. достаточно сильно разнятся. Часто уровень грамотности на 1914 год в Российской империи оценивается в 30 % от всего населения [4] [5] [6] . Ряд западных ученых оценивают грамотность населения России к 1915 году в 35-38 %. [7] Существует также оценка грамотности населения России в 45 % к 1914 году [8] . Бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56 % грамотных от всего населения России (на 1916 год) [9] .

Организационная основа

В 1920 Совет народных комиссаров принимает декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имеют обязательный характер. Она образуется для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и будет в 1920—1930 руководить обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский [10] .

Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.

1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).

Крупнейшим социальным контингентом, в котором предстояло бороться с неграмотностью, являлись так называемые беспризорники — дети, потерявшие не только родственников, но и место жительства по ходу Первой мировой и Гражданской войн. В РСФСР в 1921 году их насчитывалось 4,5 млн [11] , а в целом по СССР в 1922 году — до 7 млн [12] .

Ликпункты и школы грамоты

Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

Учебно-методическая база

то на следующем основании: пусть крестьяне путём грамоты сами собой находят, чем они обязаны Богу, государю, отечеству и по закону помещику своему [3] .

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1925/26 уч. г. в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты: идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.

Трудности ликбеза и его итоги

Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 года (Народное образование по основному обследованию 1920 г.) [14] , в школах учились всего около 7,3 миллионов учеников (в школах первой ступени — 6 860 328 детей, и в школах второй ступени — 399 825), причём школы в европейской части советской России посещали менее 59 % детей в возрасте 8—12 лет (старше 12 лет — ещё и много меньше).

В годы нэпа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. — соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе — 88,6 и 73,9 %, в селе — 67,3 и 35,4 %).

В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн.

Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.

К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.

Могучая Эпоха Людей из Стали

Могучая Эпоха Людей из Стали

Могучая Эпоха Людей из Стали запись закреплена

К началу ХХ века уровень грамотности в России был очень низким для страны, вступившей на путь индустриального развития. Разные источники приводят цифры от 30 % до 38 % грамотного населения от общего числа жителей России.

Ликвидация неграмотности разворачивалась в тяжелейших условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства. Все снабжающие организации были обязаны удовлетворять нужды ликбеза в первую очередь.

В июле 1920 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ликбез), подчинённую Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.

1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно). Тем, кто обучался грамоте, рабочий день на всё время обучения сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также всё грамотное население страны в порядке трудовой повинности.

В годы НЭПа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. — соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе — 88,6 и 73,9 %, в селе — 67,3 и 35,4 %).

В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн.
Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

К концу 30-х годов массовая безграмотность была преодолена. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89,7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла — 96 %, женщин — 83,9 %, городского населения — 94,9 %, сельского — 86,7 %.
Эти было огромное достижение Советского государства, стоявшего на пороге тяжелейших испытаний.

Читайте также: