Когда был принят декрет о ликвидации неграмотности
Обновлено: 12.05.2024
19 июля 2015 года исполняется 95 лет с выхода декрета Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (СНК РСФСР) о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ).
19 июля 1920 года вышел декрет Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (СНК РСФСР) о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ) — специальной организации при Народном комиссариате просвещения (Наркомпрос) РСФСР, руководившей в 1920-х годах обучением неграмотных и малограмотных. Она и была образована для выполнения принятого 26 декабря 1919 года декрета о ликвидации неграмотности населения, в соответствии с которым все не умеющие читать или писать в возрасте от восьми до 50 лет были обязаны обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию.
В декабре 1917 года в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Надежды Крупской, одной из основных задач которого стала организация ликвидации неграмотности (ликбез) в стране.
В мае 1919 года состоялся первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. По инициативе участников съезда в Наркомпросе был подготовлен проект декрета "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России.
В ноябре 1920 года на базе внешкольного отдела Наркомпроса был образован Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), в состав которого была передана созданная Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, состоящая из пяти членов, утверждаемых СНК РСФСР по представлению наркомата.
Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь в создании учебников ей оказывали Максим Горький, Лидия Сейфуллина, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Николай Марр, Владимир Бехтерев и другие.
Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. В начале 1920-х годов программа была уточнена: занятия на ликпункте имели целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства.
Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.
В 1920-1924 годах были напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых Элькиной, Бугославской, Курской. В те же годы появились "Рабоче-крестьянский букварь для взрослых" Смушкова и "Букварь для рабочих" Голанта. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).
Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также все грамотное население страны в порядке трудовой повинности.
Большую помощь комиссии оказывало созданное в 1923 году добровольное общество "Долой неграмотность", которую возглавлял Михаил Калинин. Общество через одноименное издательство выпускало газеты и журналы по ликвидации неграмотности, буквари, пропагандистскую и методическую литературу. По данным на 1924 год, в РСФСР общество "Долой неграмотность" содержало свыше 11 тысяч ликпунктов (свыше 500 тысяч учащихся). Во второй половине 1920-х годов оно перенесло основную работу в деревню, где концентрировалась масса неграмотных, направило усилия на шефскую помощь города селу в ликвидации неграмотности.
Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 миллиона. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19-е место в Европе.
В 1928 году по инициативе Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ) работа по ликвидации неграмотности была развернута как всесоюзный культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара, Воронеж, где основная часть неграмотных была обучена силами общественности. В ликвидацию неграмотности в процессе культпохода включались тысячи добровольцев.
14 августа 1930 года вышло постановление ЦИК и СНК СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении", которое ускорило ликвидацию неграмотности населения СССР.
В связи с реорганизацией Наркомпроса РСФСР и ликвидацией Главполитпросвета, постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК РСФСР от 13 февраля 1930 года Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности была переименована во Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности и малограмотности, а 12 сентября 1930 года она была упразднена с передачей функций Центральному штабу ликбез-похода, который был образован на Всероссийском совещании по ликвидации неграмотности (12-17 сентября 1930 года).
К 1934 году проблема неграмотности и малограмотности в СССР была окончательно решена с повсеместным введением всеобщего начального образования.
Центральный штаб ликбез-похода прекратил свою деятельность в связи с осуществлением всеобщего начального обучения.
К началу 1950-х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности.
Для начала поделимся мнением: наверное, ликбез нужен был молодой советской власти для более эффективной пропаганды и управления сознанием масс.
Время показало: эксперимент во многом трагический. Население деревень хлынуло в город, разные культуры перемешались. В первую очередь пострадала городская культура, её уровень резко упал. Уникальная крестьянская культура с её глубокой духовной основой, с многовековым опытом православной веры тоже многое потеряла.
Вспоминается Булгаков и его бессмертный персонаж Шариков: из доброго хорошего пса он превратился в злобного безнравственного пролетария, причём без его ведома и согласия…
Правда, писатель вернул всё на круги своя, а вот в реальности ход истории нельзя было изменить. Но и это только одно из мнений… Дискуссия историков, социологов и специалистов от образования на эту тему продолжается.
Кампания была провалена
Игорь Корпусов, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института:
Цель этого декрета – предоставить всем возможность участвовать в политической жизни страны. То есть вовсе не образовательная. В дореволюционной России ситуация с образованием имела существенные недостатки. Но это образование было добровольным.
Вот это, мне кажется, тоже очень важно зафиксировать. И дореволюционные образовательные программы строились, в основном, на принципах доступности образования.
Для этого Министерство просвещения проводило две вещи. Во-первых, бесплатное начальное образование. Решение о нем было принято ещё в 1908 году. Была такая программа: любой потенциальный ученик должен жить не дальше, чем в трёх верстах от школы. А потом люди решали сами – продолжать обучение или нет. Был вопрос мотивации.
Есть сведения, что очень многие возвращались на ликпункты. Почему? Я думаю, потому, что их обучали, а потом они нигде не применяли эти навыки. Они им были не нужны.
То есть крестьяне становились объектом некоторого воздействия, а потом уходили в свою привычную жизнь, и всё, грамота забывалась. Не было мотивации, а мотивации не было, потому что заставляли.
Несколько слов по поводу фактов и цифр. Первая всероссийская перепись 1897 года зафиксировала, что в стране грамотными являются 31,6% взрослого населения. После этого были предприняты важные действия в этом направлении.
Например, количество начальных школ в Российской империи с 1897 года по 1917 год выросло приблизительно в 10 раз. Количество профессиональных училищ – в 15 раз. Количество студентов – в 11 раз. Но вот процентные показатели при этом увеличивались незначительно.
Российское общество проходило этап демографического развития, именуемый демографическим взрывом. Население росло очень быстро. Это создавало существенные трудности. Однако неграмотность была поколенческой проблемой.
Например, по Тверской области на 1915 год 88% призывников, молодые люди 18–20 лет были грамотными. В старших возрастах, да, процент неграмотности был достаточно высок.
В.И. Ленин говорил, что полной ликвидации безграмотности нужно достичь к 10-летию революции в 1927 году. Однако перепись 1926 года показала, что в России грамотными являются чуть более 50% населения.
Советская Россия занимала 19‑е место в Европе, уступая Португалии и Турции. Перепись 1937 года показывает, что 26% не умели читать и писать.
Известно, что стало с этой переписью. Её организаторы были расстреляны, перепись объявили вредительской. И во время переписи 1939 года учли всех, кто умел даже только расписываться, получив цифру в почти 90% грамотных.
Но в начале 1958 года выходит секретное совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которое касается, кстати, не окраин, а РСФСР – о ликвидации неграмотности. То есть в 1958 году партия и правительство ставили подобную задачу.
И вот, например, перепись 1959 года показывает, что на территории РСФСР 7,5 миллионов неграмотных, а 23 миллиона человек не имеют начального образования. И надо сказать, что именно в тех возрастах, в которых неграмотность и должна была быть ликвидирована в 1920–30‑е годы, фиксируется достаточно высокий процент неграмотных.
То есть кампания не затронула или не была достаточно эффективной для значительного числа граждан.
Следующие переписи были в 1970 и 1979 годах, и вопрос об образовании в них не ставился, хотя неграмотные были. Это известно из более поздних переписей, например 2002 и 2010 годов, которые фиксируют неграмотность. Они фиксируют её в тех возрастах, в которых должны были вот эти советские переписи их зафиксировать.
Но статистика их старалась не учитывать. И даже 1989 году из населения старше 15 лет 7,3 миллиона человек в РСФСР не имели начального образования, это приблизительно 5% населения. В итоге, по моему мнению, кампания не решила первоначальных задач в количественном отношении.
Качественный вопрос ещё более сложен. Мне хочется спросить, что лучше: вообще неграмотный человек, живущий некой естественной жизнью, или человек, который приучен мыслить на уровне лозунгов? Является ли вообще второе грамотностью в более глубинном понимании?
Понятно, что на местах всегда были положительные примеры. Но в целом не нанесла ли кампания вреда этому естественному человеку? С одной стороны, редуцированным подходом к обучению, когда человеку кажется, что он вроде грамотен, а на самом деле – нет. А с другой, убийством мотивации.
В дореволюционной России заработная плата рабочего и приват-доцента различалась где-то в 15 раз в пользу приват-доцента. То есть быть очень образованным было, кроме того, ещё и выгодно. А вот советская система зачастую людей интеллектуального труда и людей физического труда практически уравнивала.
Трагедия образованного человека
– Образование, первоначальные навыки грамотности для государства – это инструмент для достижения собственных целей с использованием определённого человеческого ресурса.
В XX веке абсолютно все страны стояли перед проблемой смены экономической формации, перехода от аграрного общества к индустриальному.
Образование было необходимо просто по объективным причинам. Рабочему нужно было хотя бы прочитать инструкцию к станку, чтобы за ним работать.
Крестьянин, чтобы пересесть с лошади на трактор, должен был разбирать всякие технические надписи. Вопрос в другом: какая мировоззренческая перспектива открывалась перед человеком, получающим даже самое элементарное образование.
Да, в XX веке все должны уметь читать. Но зачем гражданину конкретного государства это умение? Что он будет читать? Советская власть, естественно, выращивала не абстрактного грамотного человека, абстрактного рабочего, абстрактного специалиста. Она выращивала носителя определённой идеологии.
Это должен был быть пролетарий, который осознает свои классовые интересы, который объединяется с другими пролетариями, чтобы создать государство-фабрику, чтобы построить новое общество, где совершенно по-иному распределяются материальные блага, где формируются совершенно иные отношения между людьми, между человеком и природой.
Для такого человека или уходят на второй план, или становятся каким-то пережитком, чем-то неважным религиозные идеалы, национальные идеалы и семейные ценности, которые, как известно, в 1920‑х годах были поставлены под сомнение в Советском Союзе.
Не случайно в том же декрете церкви упоминаются в том контексте, что их помещения можно изымать для организации пунктов по ликвидации безграмотности.
До революции существовала параллельная система земских и церковно-приходских школ, и их суммарное количество (Временное правительство ввело церковно-приходские школы в государственную систему) к 1919 году было таково, что новые советские школы достигли этого показателя только к 1927 году.
Большевики строили новую систему, новую образовательную инфраструктуру, но при этом ликвидировали систему церковно-приходских школ по причине её очевидной идеологической несовместимости с новым государством и его идеологией.
На плакатах 1920‑х годов поп – мракобес, противостоящий ликвидаторам. Дело, однако, в том, что не мракобесие противостояло просвещению, а две интерпретации идей просвещения: радикально атеистическая и антинациональная противостояла религиозной и опирающейся на национальные ценности.
Очень важно понимать, что большевики себя воспринимали как последователи, продолжатели дела эпохи Просвещения.
Некрасова (кстати, любимого поэта Ильи Ульянова) насаждали, как картошку, и Пушкина насаждали, как картошку, и Достоевского в 1930‑е годы издавали огромными тиражами.
В известном ленинском плане монументальной пропаганды присутствуют русские писатели, учёные, композиторы, преподобный Андрей Рублёв.
Естественно, этот процесс был противоречивым.
Человеку давали инструмент. Но к чему он в мировоззренческом плане выходил, что ему предлагалось по получении этой достаточно объёмной информации?
Он выходил к тому мировоззрению, где в основе всего лежит материя, где все духовные, интеллектуальные процессы, все достижения культуры объясняются экономикой, где отрицается религия, где нельзя смотреть выше носа, поднимать голову.
Советское поле экспериментов
Александр Буров, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии:
Процесс, как тут уже было сказано, имел вполне конкретную политическую цель: читать декреты новой власти. Да, безграмотный человек по-своему тоже подвержен влиянию.
Плакат, картинка имели огромное, необычайное влияние на человека XIX века – с нашей точки зрения, безграмотного. Однако на грамотного человека имеет совершенно сокрушительное влияние даже относительно небольшой текст.
Я не так давно говорил со своим сыном, который учится в Германии. Германия, по сравнению с нами – это достаточно отсталая страна. Там не расплачиваются карточками, немцы этого не очень любят, расплачиваются наличными. Потому что в Германии не очень принято экспериментировать над собственным населением.
Только в России возможны такие смелые масштабные эксперименты над большим количеством населения.
И это, с одной стороны, действительно очень впечатляюще – когда ты читаешь об этом на страницах учебника.
Другое дело, когда ты себя представляешь на месте тех людей, над которыми эти эксперименты производят.
Вспоминается эксперимент, который проводил Э.В. Ильенков, известный философ-марксист, со слепоглухонемыми, которых он учил читать повести Л.И. Брежнева. Это, пожалуй, были единственные люди, которые данные книги читали.
Очень похоже на кампанию по ликбезу. Учили читать манифесты советской власти, воспринимать большевистскую пропаганду, направленную на уничтожение любой культуры – и русской, в частности, на уничтожение национальной традиции.
Глядя на цифры, приведённые Игорем Михайловичем, можно говорить о том, что это же количество людей могло получить законченное реальное, не направленное на чтение коммунистических брошюр образование, в естественных условиях, без всяких срывов и бессмысленных самопожертвований…
Возрастная маркировка: 12+
Нам надо, во что бы то ни стало,
поставить себе 3 задачи:
во-первых – учиться;
во-вторых – учиться;
в-третьих – учиться…
В. И. Ленин,
лозунг к агитации за ликвидацию неграмотности
Открывшаяся 3 февраля (21 января ст. стиля) 1907 г. Омская Пушкинская библиотека уже в советское время сыграла очень большую роль в борьбе за грамотность населения России.
Новая власть наделила трудящееся население страны избирательными правами. Однако многие рабочие и крестьяне были лишены возможности обучаться даже основам грамотности, что было препятствием для их полноценного участия в политической жизни общества. Ликвидация неграмотности стала непременным условием обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России.
Ещё в декабре 1917 г. в Народном комиссариате просвещения (Наркомпрос) под руководством Надежды Константиновны Крупской был создан внешкольный отдел, одной из основных задач которого стала организация ликвидации неграмотности (ликбез) в стране.
Ликвидация неграмотности в Омской области началась уже в 1919 году, когда 13 декабря Омский губернский революционный комитет (Губревком) принял постановление о ликвидации неграмотности на территории всей тогдашней Омской губернии.
К началу нового учебного года было открыто 1179 школ и пунктов ликбеза, а на 1 января 1920 года количество работающих школ достигло 2218. В первые два года годах только в пунктах ликбеза обучалось 16546 человек.
В 1920-1924 годах были изданы первые советские массовые буквари для взрослых Д. Элькиной, Д. Бугославской, А.Курской, В. Смушкова и др. Было налажено издание букварей и в Омске:
- Букварь для взрослых. – Омск : Изд. Сиб. отд. нар. образования, Внешк. подотд. (3-я Гос. тип.), 1920;
- Русский букварь по Вахтерову для обучения письму и чтению по новой орфографии. – Омск : Изд. Ом. кооператива рабочих и служащих Центросоюза (Тип. Центросоюза), 1922.
С ними можно познакомиться в секторе редких книг и Электронной библиотеке Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина.
В ноябре 1926 г. при Библиотеке начал работу кабинет ликвидаторов неграмотности. Сотрудники библиотеки, привлечённые в качестве борцов с безграмотностью, обучали взрослых учеников чтению, письму, счёту. Позднее программа была уточнена (занятия имели целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства).
Во втором квартале 1926 г. был создан кружок по изучению читателя, в который входили 13 библиотекарей: 6 работников из Центральной Пушкинской, 6 – из районных и 1 – из библиотеки школы Милиции. Кружок особое внимание уделял методу наблюдения. Обязанностью библиотекарей было ведение дневников наблюдения за читателями, проведение Дней Книги, организация уголков самообразования. В ходе подготовки к каждому мероприятию применялись различные форм библиотечной работы: громкие чтения и обсуждения прочитанного, составление рекомендательных списков и другие.
Ликбе́з (ликвида́ция безгра́мотности) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле — обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.
Содержание
История
Оценки числа грамотного населения на 1914—1917 гг. достаточно сильно разнятся. Часто уровень грамотности на 1914 год в Российской империи оценивается в 30 % от всего населения [4] [5] [6] . Ряд западных ученых оценивают грамотность населения России к 1915 году в 35-38 %. [7] Существует также оценка грамотности населения России в 45 % к 1914 году [8] . Бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56 % грамотных от всего населения России (на 1916 год) [9] .
Организационная основа
В 1920 Совет народных комиссаров принимает декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имеют обязательный характер. Она образуется для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и будет в 1920—1930 руководить обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский [10] .
Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.
1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).
Крупнейшим социальным контингентом, в котором предстояло бороться с неграмотностью, являлись так называемые беспризорники — дети, потерявшие не только родственников, но и место жительства по ходу Первой мировой и Гражданской войн. В РСФСР в 1921 году их насчитывалось 4,5 млн [11] , а в целом по СССР в 1922 году — до 7 млн [12] .
Ликпункты и школы грамоты
Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.
Учебно-методическая база
то на следующем основании: пусть крестьяне путём грамоты сами собой находят, чем они обязаны Богу, государю, отечеству и по закону помещику своему [3] .
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1925/26 уч. г. в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты: идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.
Трудности ликбеза и его итоги
Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 года (Народное образование по основному обследованию 1920 г.) [14] , в школах учились всего около 7,3 миллионов учеников (в школах первой ступени — 6 860 328 детей, и в школах второй ступени — 399 825), причём школы в европейской части советской России посещали менее 59 % детей в возрасте 8—12 лет (старше 12 лет — ещё и много меньше).
В годы нэпа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. — соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе — 88,6 и 73,9 %, в селе — 67,3 и 35,4 %).
В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн.
Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.
По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.
Могучая Эпоха Людей из Стали запись закреплена
К началу ХХ века уровень грамотности в России был очень низким для страны, вступившей на путь индустриального развития. Разные источники приводят цифры от 30 % до 38 % грамотного населения от общего числа жителей России.
Ликвидация неграмотности разворачивалась в тяжелейших условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства. Все снабжающие организации были обязаны удовлетворять нужды ликбеза в первую очередь.
В июле 1920 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ликбез), подчинённую Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.
1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно). Тем, кто обучался грамоте, рабочий день на всё время обучения сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также всё грамотное население страны в порядке трудовой повинности.
В годы НЭПа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. — соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе — 88,6 и 73,9 %, в селе — 67,3 и 35,4 %).
В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн.
Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.
К концу 30-х годов массовая безграмотность была преодолена. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89,7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла — 96 %, женщин — 83,9 %, городского населения — 94,9 %, сельского — 86,7 %.
Эти было огромное достижение Советского государства, стоявшего на пороге тяжелейших испытаний.
Читайте также:
- Директор ателье по ремонту одежды щербаков в отделении милиции заявил что 15 июля
- Как сделать паспорт байкала
- Какая форма отбора сохраняет уклонения от среднего значения признака
- Считаются ли алименты доходом при оформлении статуса малоимущей семьи
- Каким нормам международного права относятся резолюции генеральной ассамблеи оон