Каким нормам международного права относятся резолюции генеральной ассамблеи оон

Обновлено: 30.04.2024

каждому члену Организации Объединенных Наций и каждому государству, не состоящему членом Организации, которому соответствующий орган Организации Объединенных Наций может это предложить, стать стороной в этой Конвенции.

О БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ И С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ

ПРОСТИТУЦИИ ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ

Принимая во внимание, что проституция и сопровождающее ее зло, каковым является торговля людьми, преследующая цели проституции, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и угрожают благосостоянию человека, семьи и общества,

Принимая во внимание, что в отношении борьбы с торговлей женщинами и детьми имеют силу нижеследующие международные акты:

1. Международный Договор от 18 мая 1904 года о борьбе с торговлей белыми рабынями с изменениями, внесенными в него Протоколом, утвержденным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 3 декабря 1948 года;

2. Международная Конвенция от 4 мая 1910 года о борьбе с торговлей белыми рабынями с изменениями, внесенными в нее упомянутым выше Протоколом,

3. Международная Конвенция от 30 сентября 1921 года о борьбе с торговлей женщинами и детьми с изменениями, внесенными в нее Протоколом, принятым Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 октября 1947 года;

4. Международная Конвенция от 11 октября 1933 года о борьбе с торговлей совершеннолетними женщинами с изменениями, внесенными в нее указанным Протоколом;

Принимая во внимание, что в 1937 году, Лигой Наций был составлен проект конвенции, расширивший круг действия указанных выше актов.

Принимая во внимание, что новые факторы, возникшие с 1937 года, делают возможным заключение конвенции, объединяющей в себе вышеуказанные акты и включающей основные положения проекта конвенции 1937 года, равно как и желательные поправки к нему,

посему Договаривающиеся Стороны настоящим согласились со следующим:

Стороны в настоящей Конвенции обязуются подвергать наказанию каждого, кто для удовлетворения похоти другого лица:

1. сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица;

2. эксплуатирует проституцию другого лица, даже с согласия этого лица.

Стороны в настоящей Конвенции обязуются, далее, подвергать наказанию каждого, кто:

1. содержит дом терпимости или управляет им, или сознательно финансирует или принимает участие в финансировании дома терпимости;

2. сдает в аренду или снимает здание или другое место, или часть такового, зная, что они будут использованы в целях проституции третьими лицами.

Поскольку это совместимо с требованиями внутреннего законодательства, покушения на совершение любого из предусмотренных в статьях 1 и 2 правонарушений, равно как и действия, подготовительные к совершению таковых, также являются наказуемыми.

Поскольку это совместимо с требованиями внутреннего законодательства, умышленное участие в предусмотренных в статьях 1 и 2 актах также наказуется.

Поскольку это допускается требованиями внутреннего законодательства, акты соучастия рассматриваются как отдельные преступления, если это является необходимым для предупреждения безнаказанности.

В тех случаях, когда потерпевшие лица имеют право на основании внутреннего законодательства выступать истцами в делах, касающихся любых преступлений, предусмотренных настоящей Конвенцией, иностранцы пользуются этим правом наравне с гражданами данного государства.

Каждая сторона в настоящей Конвенции обязуется принимать все необходимые меры для отмены или аннулирования любого действующего закона, постановления или административного распоряжения, в силу которых лица, занимающиеся или подозреваемые в занятии проституцией, либо подлежат особой регистрации, либо должны иметь особый документ, либо подчиняются исключительным требованиям, имеющим своей целью контроль или оповещение.

Приговоры, вынесенные ранее в других государствах за преступления, предусмотренные настоящей Конвенцией, принимаются во внимание, поскольку это допускается внутренним законодательством, для:

1. установления факта рецидивизма;

2. лишения преступника политических и гражданских прав.

Преступления, предусмотренные в статьях 1 и 2 настоящей Конвенции, рассматриваются как преступления, влекущие за собой выдачу, и на них распространяется любой договор о выдаче преступников, который был или будет заключен между любыми сторонами в этой Конвенции.

Те стороны в настоящей Конвенцией, которые не обусловливают выдачу преступников существованием о том договоров, отныне в своих взаимоотношениях признают преступления, предусмотренные в статьях 1 и 2 настоящей Конвенции, преступлениями, влекущими за собой выдачу.

Выдача производится согласно закону того государства, к которому обращено требование о выдаче.

В государствах, в которых принцип выдачи своих граждан не признается законом, граждане, которые возвращаются в свое государство после совершения ими в другом государстве любого из преступлений, указанных в статьях 1 и 2 настоящей Конвенции, подвергаются преследованию и наказанию по суду их собственного государства.

Это положение не применяется, если в делах такого рода, возникающих между сторонами настоящей Конвенции, требование о выдаче иностранца не может быть удовлетворено.

Положения статьи 9 не применяются, если лицо, обвиняемое в совершении преступления, было судимо в другом государстве, и в случае обвинительного приговора отбыло наказание или было от наказания освобождено, или срок его наказания был сокращен в соответствии с законами этого государства.

Ничто в настоящей Конвенции не должно быть истолковано как определение отношения той или иной стороны в ней к общему вопросу о пределах уголовной юрисдикции в соответствии с нормами международного права.

Настоящая Конвенция не нарушает принципа, согласно которому предусмотренные Конвенцией преступления в каждом отдельном государстве определяются, равно как виновные в совершении их лица преследуются и наказываются по законам этого государства.

Стороны в настоящей Конвенции обязуются выполнять в соответствии со своими собственными законами и практикой судебные поручения, относящиеся к предусмотренным в настоящей Конвенции преступлениям.

Передача судебных поручений производится:

1. путем непосредственных сношений между судебными властями; или

2. путем непосредственных сношений между министрами юстиции двух государств или путем непосредственного обращения других надлежащих властей государства, от которого исходит поручение, к министру юстиции государства, к которому оно обращено; или

3. через посредство дипломатических или консульских представителей государства, от которого исходит поручение, государству, к которому оно обращено. Означенный представитель направляет судебное поручение непосредственно соответствующим судебным властям или же властям, указанным правительством того государства, к которому поручение обращено, причем он получает от этих властей непосредственно документы, являющиеся актом выполнения судебного поручения.

В предусмотренных в пунктах 1 и 3 случаях судебное поручение посылается в копии высшим властям того государства, к которому оно обращено.

Если не имеется какого-либо иного соглашения, судебное поручение всегда составляется на языке тех властей, от которых оно исходит, при непременном условии, что государство, к которому поручение обращено, может требовать представления перевода на свой язык, засвидетельствованного теми властями, от которых поручение исходит.

Каждая сторона в настоящей Конвенции уведомляет каждую другую сторону в этой Конвенции о том методе или о тех методах из упомянутых выше, которые будут считаться ею приемлемыми при направлении ей судебных поручений этим другим государством.

Пока какое-либо государство не сделает такого уведомления, существующий в нем порядок в отношении судебных поручений остается в силе.

Выполнение судебных поручений не может служить основанием для требования о возмещении каких бы то ни было расходов или издержек, за исключением расходов по экспертизе.

Ничто в настоящей статье не должно быть истолковано как обязательство сторон в настоящей Конвенции применять в уголовных делах какую-либо форму или какие-либо методы доказательства, несовместимые с их собственными законами.

Каждая сторона в настоящей Конвенции учреждает и содержит орган, которому поручается координация и централизация результатов расследования предусмотренных в настоящей Конвенции преступлений.

Эти органы компилируют всю информацию, собираемую для того, чтобы облегчить предупреждение предусматриваемых в настоящей Конвенции преступлений и наложение наказаний за них, причем эти органы поддерживают тесный контакт с аналогичными органами других стран.

Поскольку это совместимо с требованиями внутреннего законодательства и поскольку это будет признано желательным властями, которым подчинены указанные в статье 14 органы, последние сообщают властям, которым подчинены аналогичные органы в других государствах, следующую информацию:

1. подробности о каждом из предусматриваемых в настоящей Конвенции преступлений и о каждом покушении на совершение такого преступления;

2. подробности о всех случаях розыска, а также уголовного преследования, ареста, осуждения, отказов в допущении и высылке лиц, виновных в совершении преступлений, предусматриваемых в настоящей Конвенции, а также о перемене местожительства таких лиц и любую иную касающуюся их полезную информацию.

Стороны в настоящей Конвенции - через посредство своих правительственных или частных учреждений в области образования, здравоохранения, социального и экономического обслуживания и иных связанных с ним видов обслуживания - обязуются принимать или поощрять все необходимые меры по борьбе с проституцией и по возвращению и приспособлению жертв проституции и предусматриваемых в настоящей Конвенции преступлений к нормальным социальным условиям.

В отношении иммиграции и эмиграции стороны в настоящей Конвенции обязуются принимать и проводить все меры, которые требуются согласно обязательствам, принятым ими на себя в соответствии с настоящей Конвенцией, для пресечения торговли людьми обоего пола, преследующей цели проституции.

В частности, они обязуются:

1. Издавать все необходимые постановления для защиты иммигрантов и эмигрантов и в особенности женщин и детей в пунктах их прибытия и отправления, а также во время их следования;

2. Принимать меры для соответствующего оповещения населения об опасностях упомянутой торговли;

3. Принимать надлежащие меры для обеспечения наблюдения за железнодорожными станциями, авиапортами, портами и другими общественными местами, а также на пути следования, для предупреждения международной торговли людьми, преследующей цели проституции;

4. Принимать все необходимые меры в целях уведомления соответствующих властей о прибытии лиц, которые по имеющимся сведениям prima facie являются главными виновниками, соучастниками или жертвами этой торговли.

Стороны в настоящей Конвенции обязуются - в соответствии с условиями, установленными их собственными законами - собирать сведения о всех иностранцах, занимающихся проституцией, в целях установления их личности и социального положения, а также в целях обнаружения лиц, побудивших их покинуть свое государство. Эти сведения сообщаются властями государства происхождения означенных лиц в целях их последующей репатриации.

Стороны в настоящей Конвенции обязуются в соответствии с условиями, установленными их собственными законами, и не отменяя этим преследования или иных мероприятий, вызываемых нарушением этих законов, и поскольку это возможно:

1. впредь до проведения окончательных мероприятий по репатриации бедствующих лиц, ставших жертвами международной торговли людьми, преследующей цели проституции, принимать надлежащие меры по оказанию им временной помощи и поддержки;

2. репатриировать указанных в статье 18 лиц, если они этого пожелают или если поступило требование об их репатриации со стороны лиц, в чьем распоряжении они состоят, или если имеется основанный на законе приказ об их высылке из страны. Репатриация производится лишь после того, как достигнуто соглашение с государством назначения о личности и гражданстве репатриируемого лица или о месте и дате его прибытия на границу. Каждая сторона в настоящей Конвенции способствует проезду такого лица через свою территорию.

В случаях, когда указанные в предыдущем абзаце лица не могут сами возместить расходов по репатриации и не имеют ни супруга, ни родных, ни опекуна, которые заплатили бы за них, расходы по репатриации до границы, порта отправления или авиапорта, ближайших к государству их происхождения, оплачиваются государством, в котором данные лица проживают, а остальные, связанные с этим, расходы принимает на себя государство их происхождения.

Стороны в настоящей Конвенции принимают необходимые меры по наблюдению за конторами по найму труда, если эти меры ими еще не приняты, в целях ограждения лиц, ищущих работы, в особенности женщин и детей, от опасности возможной их эксплуатации в целях проституции.

Стороны в настоящей Конвенции сообщают Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций о законах и постановлениях, относящихся к предмету настоящей Конвенции и изданных в их государствах, и ежегодно после этого сообщают о законах и постановлениях, которые будут изданы в связи с Конвенцией, а также о всех принятых мерах, касающихся применения настоящей Конвенции. Эта информация периодически опубликовывается Генеральным секретарем и рассылается им всем членам Организации Объединенных Наций, а также не состоящим членами Организации государствам, которым настоящая Конвенция официально сообщается в соответствии со статьей 23.

Если между сторонами настоящей Конвенции возникает спор относительно ее толкования или применения и если этот спор не может быть разрешен иным путем, по требованию любой из сторон в споре, последний передается в Международный Суд.

Настоящая Конвенция открыта для подписания от имени любого члена Организации Объединенных Наций, а также от имени любого другого государства, которому Экономическим и Социальным Советом было обращено соответствующее приглашение.

Настоящая Конвенция подлежит ратификации, и акты ратификации депонируются у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Государства, упоминаемые в первом абзаце и не подписавшие настоящую Конвенцию, могут к ней присоединиться.

Присоединение совершается путем депонирования у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций акта о присоединении.

В настоящей Конвенции слово "государство" включает все колонии и подопечные территории государства, подписавшего настоящую Конвенцию или присоединившегося к ней, и все территории, за которые это государство несет международную ответственность.

Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после даты депонирования второго акта о ратификации или присоединении.

В отношении каждого государства, ратифицирующего настоящую Конвенцию или присоединяющегося к ней после депонирования второго акта о ратификации или присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу через девяносто дней после депонирования этим государством своего акта о ратификации или присоединении.

По истечении пяти лет со времени вступления настоящей Конвенции в силу любая сторона в настоящей Конвенции может денонсировать ее путем письменного уведомления об этом, адресованного Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Такая денонсация вступает в силу в отношении заявляющей о ней стороны через год после даты получения ее заявления Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций.

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет всех членов Организации Объединенных Наций и государства, не состоящие членами Организации и упомянутые в статье 23:

а) об актах подписания, ратификации и присоединения, полученных в соответствии со статьей 23;

б) о дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со статьей 24;

в) о денонсациях, заявления о которых получены в соответствии со статьей 25.

Каждая сторона в настоящей Конвенции обязуется принять в соответствии со своей конституцией законодательные или иные мероприятия, необходимые для того, чтобы обеспечить применение настоящей Конвенции.

Положения настоящей Конвенции, поскольку это касается взаимоотношений между сторонами в ней, отменяют положения международных актов, упоминаемых в пунктах 1, 2, 3 и 4 второго абзаца преамбулы, причем каждый из этих актов считается аннулированным после того, как все стороны в них станут сторонами в настоящей Конвенции.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию, открытую для подписания в Лейк Саксесс, Нью-Йорк, 21 марта тысяча девятьсот пятидесятого года; одна точная заверенная копия Конвенции будет разослана Генеральным секретарем всем государствам - членам Организации Объединенных Наций и всем государствам, не состоящим членами Организации, к которым относятся положения статьи 23.

Ничто в настоящей Конвенции не должно рассматриваться как препятствие к выполнению требований каких-либо законов, устанавливающих более строгие условия для осуществления положений, обеспечивающих борьбу с торговлей людьми и с эксплуатацией других лиц в целях проституции, чем условия, предусмотренные настоящей Конвенцией.

Положения статей 23 - 26 настоящей Конвенции применимы к настоящему Протоколу.

При сдаче ратификационной грамоты СССР были сделаны следующие заявление и оговорка:

"В Советском Союзе устранены социальные условия, порождающие преступления, предусмотренные Конвенцией. Однако, учитывая международное значение борьбы с этими преступлениями, Правительство Советского Союза решило присоединиться к Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, принятой на IV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 2 декабря 1949 года".

"Советский Союз считает для себя необязательными положения статьи 22, предусматривающей, что споры между Договаривающимися Сторонами по вопросам толкования или применения настоящей Конвенции передаются на рассмотрение Международного Суда по требованию любой из сторон в споре, и заявляет, что в отношении подсудности Международному Суду споров по толкованию или применению Конвенции Советский Союз будет придерживаться позиции, согласно которой для передачи того или иного спора на разрешение Международного Суда необходимо в каждом отдельном случае согласие всех спорящих сторон".

СССР снял оговорку по ст. 22 (Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1989 N 10125-XI).

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (англ. Resolution of the General Assembly of the UN) — письменный акт ООН, в решении принятия которого участвуют все члены Ассамблеи и требующий как минимум пятидесятипроцентное большинство при голосовании (50 % и более), чтобы быть утвержденным.

Принятые Ассамблеей резолюции, в отличие от решений Совета Безопасности, не имеют обязательной силы, так как имеют силу рекомендаций, при этом ни одна из наций не может наложить на них вето. Считается, что резолюции Генеральной Ассамблеи ООН имеют большое морально-политическое значение.

Наиболее известные резолюции

  • Резолюция 177 — Планы по формулировке принципов, признанных статутом Нюрнбергского трибунала и нашедших выражение в его решении
  • Резолюция 181 — План ООН по разделу Палестины
  • Резолюция 194 — Палестина. Доклад Посредника ООН в Палестине о достигнутых результатах
  • Резолюция 505 — Угроза политической независимости и территориальной неприкосновенности Китая и миру на Дальнем Востоке, проистекающая из нарушения Советским Союзом Китайско-советского договора о дружбе и союзе от 14 августа1945 года, а также из нарушения Советским Союзом Устава ООН
  • Резолюция 1761 — Политика апартеида, проводимая правительством Южно-Африканской Республики
  • Резолюция 1962 — Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях
  • Резолюция 3068 — Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него
  • Резолюция 44/34 — Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников
  • Резолюция 46/86 — Ликвидация расизма и расовой дискриминации
  • Резолюция 48/114 — Чрезвычайная международная помощь беженцам и перемещенным лицам в Азербайджане.
  • Резолюция 60/285 — Положение на оккупированных территориях Азербайджана.
    — Положение на оккупированных территориях Азербайджана.

См. также

Ссылки

МУНИУЖ • ЮНИДИР • ЮНИКРИ • ЮНИТАР • ЮНРИСД

МАГАТЭ • ОЗХО • ОДВЗЯИ подготовительная комиссия

ЮНОВ • ЮНОГ • ЮНОН

ДВР • ДГАКУ • ДОБ • ДОИ • ДОПМ • ДПВ • ДУ • ДЭСВ • КВПНРМ • КГС • УКГВ • УПВ • УСВН • ЮНОДК

  • Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
  • Списки:ООН

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН" в других словарях:

РЕЗОЛЮЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН — принимаются в письменном виде и имеют, как это предусмотрено ст. 10 Устава ООН, силу рекомендаций. Для обеспечения соблюдения положений, содержащихся в таких резолюциях, не могут применяться какие либо принудительные меры. В этом смысле они сами… … Юридическая энциклопедия

РЕЗОЛЮЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН — акты ООН; принимаются в письменном виде, и хотя имеют силу рекомендаций, помогают сформировать и закрепить нормы и принципы международного права. Наряду с этим Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюции (постановления), которые являются… … Юридический словарь

Резолюции Генеральной ассамблеи ООН — Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (англ. Resolution of the General Assembly of the UN) письменный акт ООН, в решении принятия которого участвуют все члены Ассамблеи и требующий как минимум пятидесятипроцентное большинство при голосовании (50 % … Википедия

РЕЗОЛЮЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН — принимаются в письменном виде и имеют, как это предусмотрено ст. 10 Устава ООН, силу рекомендаций. Для обеспечения соблюдения положений, содержащихся в таких резолюциях, не могут применяться какие либо принудительные меры. В этом смысле они сами… … Энциклопедический словарь экономики и права

резолюции Генеральной Ассамблеи ООН — акты ООН; принимаются в письменном виде, и хотя имеют силу рекомендаций, помогают сформировать и закрепить нормы и принципы международного права. Наряду с этим Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюции (постановления), которые являются… … Большой юридический словарь

ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН РЕЗОЛЮЦИИ — РЕЗОЛЮЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН … Юридическая энциклопедия

ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН РЕЗОЛЮЦИИ — (см. РЕЗОЛЮЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН) … Энциклопедический словарь экономики и права

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН — письменный акт ООН, имеющий силу рекомендаций. Считается, что резолюции Генеральной Ассамблеи ООН имеют большое морально политическое значение. См. также: Генеральная Ассамблея ООН Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Наблюдатели Генеральной ассамблеи ООН — Статус наблюдателя Генеральной Ассамблеи ООН присваивается резолюцией Генеральной Ассамблеи. В настоящее время два государства являются наблюдателями в ООН Святой Престол (Ватикан) и Государство Палестина[1]. Наблюдателем является и… … Википедия


ООН резолюции ( резолюция ООН ) является формальным текст , принятый в Организации Объединенных Наций (ООН) органа. Хотя любой орган ООН может принимать резолюции , на практике большинство резолюций принимает Совет Безопасности или Генеральная Ассамблея .

СОДЕРЖАНИЕ

Разрешение Совету Безопасности принимать обязательные меры в соответствии с главой VI подорвет структурное разделение полномочий, предусмотренное главами VI и VII, соответственно. Вся цель разделения этих глав состоит в том, чтобы провести различие между добровольными и обязательными мерами. В то время как конкретное урегулирование споров, предусмотренное первым, подкрепляется согласием сторон, обязательные меры в соответствии с главой VII характеризуются отсутствием такого согласия. Еще одним свидетельством необязательного характера мер, принимаемых в соответствии с главой VI, является обязанность членов Совета Безопасности, которые являются сторонами в споре, воздерживаться от голосования при принятии резолюций в соответствии с главой VI. Подобного обязательства не существует в отношении обязательных резолюций, принятых в соответствии с главой VII . Если применить эту аргументацию кПо мнению Намибии , решающим моментом является то, что ни одна из статей главы VI не способствует принятию тех обязательных мер, которые были приняты Советом Безопасности в Резолюции 276 (1970) . Резолюция 260 (1970) действительно была принята в терминах Главы VII, даже несмотря на то, что Международный Суд пошел достаточно далеко, чтобы произвести противоположное впечатление. [5]

На практике Совет Безопасности не считает свои решения, выходящие за рамки главы VII, обязательными. [4]

Было предложено, чтобы обязательная триада условий - подавляющее большинство от числа голосующих наций, население которых и взносы в взносы в бюджет ООН составляют большинство от общей суммы - сделала резолюцию Генеральной Ассамблеи обязательной для всех наций; предложение никуда не делось.

Для получения дополнительной информации о конкретных разрешениях см .:

Резолюции Организации Объединенных Наций имеют общий формат. Каждая резолюция состоит из трех частей: заголовка, положений преамбулы и постановляющей части. Вся резолюция состоит из одного длинного предложения с запятыми и точками с запятой, и только одной точкой в ​​самом конце. Заголовок содержит название органа, издавшего резолюцию (будь то Совет Безопасности , Генеральная Ассамблея , вспомогательный орган ГА или любая другая организация, принимающая резолюцию), которая служит предметом предложения; пункты преамбулы (также называемые фразами преамбулы), указывающие структуру, в которой рассматривается проблема, в качестве преамбулыделает в других документах; и постановляющие статьи (также называемые оперативными фразами), в которых орган очерчивает курс действий, которые он будет предпринимать посредством логической последовательности последовательно пронумерованных постановляющих положений (если это Совет Безопасности или орган ООН, определяющий политику в рамках ООН) или рекомендует к выполнению (во многих резолюциях Совета Безопасности и для всех других органов, действующих вне ООН). Каждый пункт постановляющей части требует определенного действия.

Предложения преамбулы и постановляющие почти всегда начинаются с глаголов , иногда изменяются наречиями, а затем продолжаются тем, что тело решает вставить; первое слово всегда выделяется курсивом или подчеркивается . Однако пункты преамбулы не нумеруются, заканчиваются запятыми , а иногда и начинаются с прилагательных ; оперативные пункты пронумерованы, заканчиваться точкой с запятой (для окончательного один, который заканчивается с исключением полной остановки / период ), и никогда не начинают с прилагательными.

Название органа, выдавшего сертификат, можно переместить сверху вниз от пунктов преамбулы; решение сделать это в основном стилистическое, и резолюция по-прежнему представляет собой связное предложение.

Резолюции Организации Объединенных Наций могут быть как резолюциями по существу, так и процедурными резолюциями .

Кроме того, резолюции можно классифицировать по органу, в котором они исходят, например:

Международные организации и конференции на современном этапе являются основным организатором общения государств. Под международной организацией следует понимать объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств – членов [8, с.74-75].

В международных отношениях значительную роль играют как международные организации, так и конференции. Растет их число, умножается ко­личество их участников – государств, все разнообразнее они становятся по объектам деятельности, по объему полномочий, по кругу участников. Все это, а также их мно­гочисленные акты и тенденции к расширению компетенции, обусловленные разными причинами, вызывает появление различных теоретических и политических концепций о роли института международной организации, о юридическом, политическом и мораль­ном значении их актов. Эти акты, хотя и не равнозначные по своему юридическому, политическому и моральному весу, оказывают все большее влияние на развитие со­временного международного права, что особенно относится к резолюциям. Они являются ре­гулятором межгосударственных отношений, оставаясь при этом рекоменда­тельными, а не обязательными нормами.

В теории международного права резолюции направлены на регулирование различных вопросов внутриорганизационного характера, и резолюции, касающиеся отношений международных организаций с государствами или государств между собой. Обязательность первых прямо обусловлена Уставом той либо иной международной организацией к примеру в уставе Организаций объединённых наций прописано данное, второе являются в соответствии с Уставом, как правило, необязательными. Это деление основное, но не исчерпывающее всех оттенков различий между разного рода резолюциями. Резо­люции Генеральной Ассамблеи зачастую играют большую или меньшую роль в про­цессе нормо-образования. Отдельные, очень немногие резолюции, которые направлены на истолкование принципов и норм Устава ООН и против которых не было подано в Ассамблее ни одного голоса, приобретают обязательную силу [10, с.117].

В порядке реализации своих полномочий договоры межправительственных организаций имеют публично-правовой, частноправовой или смешанный характер. В принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.

В учредительных договорах одних организаций (например, НАТО) не содержатся положения о полномочиях на заключение договоров или участие в них. В таких случаях применяются правила подразумеваемой компетенции. В уставах других организаций в четкой форме закрепляются полномочия на заключение международных договоров. Так, ст. 19 Устава ЮНИДО уполномочивает генерального директора от имени этой организации заключать соглашения, устанавливающие соответствующие взаимоотношения с другими организациями системы ООН и другими межправительственными и правительственными организациями. Конвенция об ИНМАРСАТ предусматривает право этой организации заключать соглашения с государствами и международными организациями.

По своей правовой природе и юридической силе договоры международных организаций не отличаются от соглашений, заключенных между первичными субъектами международного права; что прямо отмечено в ст. 3 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

Таким образом, международный характер договоров, заключаемых межгосударственными организациями, определяется следующими факторами:

1) стороны таких соглашений являются субъектами международного права;

2) предмет регулирования входит в сферу международных отношений;

3) устанавливаемые такими договорами нормы, определяющие права и обязанности сторон, входят в систему норм международного права;

4) процедура заключения таких соглашений в основном соответствует процедуре, установленной международным правом для международных соглашений, а существо данного процесса есть согласование воль субъектов международного права;

5) вопросы, возникающие в связи с осуществлением таких договоров, не подпадают под действие национального права государства, если только в самом договоре не предусмотрено иное [10, с. 65-67].

Принятые Ассамблеей резолюции, в отличие от решений Совета Безопасности, не имеют обязательной силы, так как имеют силу рекомендаций, при этом ни одна из стран не может наложить на них вето. Считается, что резолюции Генеральной Ассамблеи ООН имеют большое морально-политическое значение.

Тексты резолюций согласовываются ежегодно между делегациями стран-членов в рамках работы шести комитетов Генеральной ассамблеи ООН:

вопросы разоружения и международной безопасности,

экономические и финансовые вопросы,

социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры,

специальные политические вопросы и вопросы деколонизации,

административно-бюджетные вопросы деятельности самой организации,

вопросы международного права [12, с. 180].

Принцип мирного сосуществования оказывает определяющее влияние на развитие международного сотрудничества. Немаловажными факторами, имеющими значение для дальнейшей интенсификации этого сотрудничества и его распространение на всё новые и новые области, являются: наличие мировой социалистической системы государств, растущее влияние развивающихся стран, научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, требующих согласованных действий всего международного сообщества, развитие мирового рынка, быстрый рост числа и активности международных организаций [7, с. 96].

Вопрос об юридической силе постановлений, принимаемых органами международной организации, устанавливается ее учре­дительным актом. Отдельные постановления органа международ­ной организации могут иметь ту или иную силу для членов этой организации. Постановления, принимаемые органами организа­ции, не одинаковы по своей природе: они обыкновенно в зависи­мости от их обязательной силы подразделяются на два вида - решения, обладающие обязательной юридической силой, и реко­мендации.

Рекомендации международных организаций имеют меньшую юридическую силу по сравнению с международно-правовыми или национальными нормами. Особенно это касается резолюций раз­личных неправительственных международных организаций: постановления этих организаций имеют рекомендательный харак­тер для субъектов международного или национального права (ис­ключение: указанные постановления, согласно учредительным документам международной организации, могут иметь обязатель­ную силу непосредственно для членов организации, которыми в соответствующих случаях могут быть юридические или физические лица), однако финансово-кредитные институты и даже государства и (или) межгосударственные организации могут использовать их для публичного воздействия на те органы и организации, которые препятствуют их деятельности или иным образом нарушают пра­ва, с целью принятия позитивных решений [7, с.319-320]. Несмотря на то что стандарты международных организаций в основном имеют характер рекомендаций, государства, государст­венные органы, должностные лица и т.д. могут быть подвергнуты моральному осуждению в случае отказа от реализации реко­мендаций международных организаций. В рекомендациях орга­нов международной организации выражается ее позиция, воля и оценка поведения государств: рекомендация, одобряющая поли­тику определенной категории лиц, облегчает проведение этой политики; и наоборот, рекомендация, противоречащая интересам каких-либо лиц или государства, затрудняет ее проведение. Госу­дарство и должностные лица, как правило, обязаны оправдывать­ся, почему они не выполняют рекомендаций международной ор­ганизации (которые формируются под воздействием основных и специальных принципов и норм международного права). Существуют способы придания содержанию резолюций юридической силы и тем самым включения его во внутреннее право. Содержащиеся в них правила могут быть признаны нормами обычного международного права или оформлены в качестве постановлений договора. Часто используется такой способ, как отсылка договора к резолюциям конференций или организаций.

В тексте резолюции отражается общий, приемлемый для всех стран уровень понимания рассматриваемых вопросов и задачи сотрудничества по решению соответствующих проблем. Однако общее принципиальное понимание не всегда достижимо, как например, в резолюции о снятии блокады с Кубы, которую ежегодно поддерживают абсолютное большинство стран, осуждая действия США. В случаях наличия принципиальных разногласий со стороны одной страны или между группами стран, резолюция ставится на голосование.

Существуют и государственно-правовые способы придания содержанию резолюций юридической силы. Так, распоряжением Президента РБ о мероприятиях по итогам визита Президента Итальянской Республики (1998 г.) содержанию ряда достигнутых в ходе визита договоренностей была придана сила внутреннего права [18, с.305-306].

По мере усиления значимости резолюций международных конференций государства стремятся повысить их авторитет и действенную силу по сравнению с простыми рекомендациями. Специально оговаривается, что принимаемые акты являются политическими обязательствами, с которыми участники должны сообразовывать свое поведение, в частности учитывать их в своей нормотворческой деятельности.

Анализ учредительных актов и деятельности международных организаций показывает, что права и обязанности государств-членов можно объединить в две категории: индивидуальные и коллективные.

Любой член организации может обладать индивидуальными правами и обязанностями как партнер такой организации (например, в качестве стороны соглашения о штаб-квартире, соглашения о сотрудничестве) или член организации. По мнению Шермерса и Блоккера, членство в международной организации носит двоякий характер: с одной стороны, государства функционируют как отдельные части механизма организации, с другой – являются ее важными партнерами. Таким образом, организация работает на своих членов и со своими членами.

Как правило, индивидуальные права и обязанности закрепляются в учредительных актах или решениях международной организации. Например, часто организация является депозитарием соглашения. К таким обязанностям относится обязанность каждого члена регулярно платить членские взносы, в определенный срок представлять отчеты о выполнении конвенций или учредительного акта.

Коллективные права и обязанности государств-членов закреплены в учредительном акте или резолюциях международных организаций. Такого рода права и обязанности имеют общих адресатов, т. е. обращены ко всем членам или двум и более членам организации, предписывают предпринять совместные действия, затрагивающие интересы всех участников организации [1, с.92-93].

Межправительственные организации системы ООН практикуют при­нятие в форме рекомендаций, и целых сводов правил поведения государств-членов в конкретных сферах межгосударственного сотрудничества. Эти сво­ды правил известны под названием кодексов поведения. В качестве приме­ра можно назвать кодекс поведения государств в сфере передачи высоких технологий (ЮНКТАД), кодекс поведения в сфере ограничительной деловой практики (ЮНКТАД), проект кодекса поведения транснациональных корпораций (ЭКОСОС). Для кодексов поведения характерно, что они пред­ставляют собой свод конкретных правил, направленных на регулирование определенного круга отношений. В этом смысле они являются нормами прямого действия. Так, кодекс передачи технологий предусматривает пере­дачу достижений науки и техники из развитых в развивающиеся страны че­рез определенный порядок оформления лицензий и их продажи, а также через заключение договоров передачи новейших технологий производства и секретов типа ноу-хау. В то же время, являясь достаточно конкретными правилами поведения, кодексы не получают оформления в виде юридичес­ки обязательных международно-правовых актов. Они остаются документами рекомендательного характера, т.е. соответствуют основным характеристи­кам резолюций-рекомендаций международных организаций [4, с.89-90]. .

Рекомендательные нормы играют немаловажную роль в формировании принципов международного права. На современном этапе, благодаря существованию ООН, особенностью превращения политической идеи в принцип международного права является то, что она почти всегда проходит стадию опосредования рекомендательной нормой, сформулированной в резолюциях-рекомендациях. Гибкость этого инструмента позволяет довольно быстро добиться согласования воль относительно содержания принципа, воплощённого в рекомендательной норме.

Таким путём политическая идея получает согласованное нормативное существование, столь важное для правотворческого процесса. Вероятность достижения компромисса государств участников по содержанию рекомендательных норм, затрагивающих внутригосударственные проблемы, выше, чем вероятность достижения согласования воль, облечённого в договорную форму. Поэтому рекомендательные нормы в этой области часто предшествуют правовым [5, с.72].

Необходимым условием эффективности таких рекомендательных норм является правомерность принятой резолюции. Оказывая опосредованное влияние на международные отношения (через международное право), рекомендательные нормы способны воздействовать на международные отношения и непосредственно [1, с.166].

Таким образом, резолюции-рекомендации, такие как деклараций, являются важными программными документами, но не имеют по своей юридической природе обязатель­ного характера применения. Принципы и установленные правила поведения, заявленные в данных документах, могут войти в систему международного публичного права традиционным путем — через имп­лантацию в договорную или обычно-правовую норму.

Читайте также: