Когда был издан декрет о передаче всех церковных заведений в ведение комиссариата просвещения

Обновлено: 28.06.2024

Наро́дный комиссариа́т просвеще́ния (Наркомпрос) — государственный орган РСФСР, контролировавший в 1920—1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др. В настоящее время государственное регулирование в данных областях осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации.

Содержание

История

Председателем комиссии был назначен нарком Луначарский; в её состав входили Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, П. Н. Лепешинский и др.

Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос) был сформирован 18 июня 1918 г.; заместителем А. В. Луначарского стал историк М. Н. Покровский. При этом Комиссия по просвещению реформировалась в выборно-представительный орган и сосредоточилась на вопросах развития народного образования.

Система народного просвещения и Наркомпрос

С первых дней своего функционирования Государственная Комиссия и Наркомпрос взяли курс на унификацию школьных заведений и централизацию управления деятельностью сети учреждений системы народного просвещения. 23 февраля 1918 г. было принято постановление о том, что все начальные, средние, высшие, открытые и закрытые, общеобразовательные и специальные учебные заведения, казенные, общественные и частные, числящиеся в различных ведомствах, переводятся в ведение Наркомпроса со всеми помещениями, имуществом и капиталами, находящимися в их пользовании, а также ассигновками и кредитами. Работа по воплощению в жизнь этого постановления завершилась дополнительным декретом от 5 июня 1918 г. о переходе учебных заведений в ведение Наркомпроса. Согласно одному из положений этого декрета, все кредиты из казны, отпускавшиеся по сметам и штатам всех ведомств на нужды народного образования, теперь перечислялись в смету Наркомпроса. 26 июня 1918 г. было опубликовано положение об организации дела народного образования в Российской республике. В нём указывалось, что на местах руководство делом народного образования (дошкольного, школьного и внешкольного), за исключением высшего, ведают Отделы народного образования, образуемые при исполкомах областных, губернских, уездных и волостных Советов Рабочих и Крестьянских депутатов. [4]

Литературно-издательский отдел Наркомпроса

ЛИО Наркомпроса был создан декретом ВЦИК в ноябре 1917 года в качестве государственного издательства. Заведующим был назначен П. Лебедев-Полянский. В литературно-художественную комиссию входили А. Блок, П. Керженцев, А. Серафимович. После переезда правительства в Москву в марте 1918 в комиссию вошли В. Брюсов, В. Вересаев, И. Грабарь.

Основной задачей ЛИО было издание русской классики. Вышли сочинения Чернышевского, Тургенева, начали выходить собрания сочинений Пушкина, Герцена, изданы отдельные книги Белинского, Гоголя, Гончарова, Достоевского, Жуковского, Кольцова, Крылова, Никитина, Помяловского, Салтыкова-Щедрина, Успенского, Чехова, Толстого; всего 115 книг.

В конце 1919 года ЛИО был упразднён в связи с организацией при Наркомпросе Госиздата РСФСР.

Отдел изобразительных искусств Наркомпроса

Отдел изобразительных искусств Наркомпроса (ИЗО) был утверждён постановлением Государственной комиссии по просвещению 22 мая 1918 г. Ещё ранее, 29 января 1918 г., постановлением Наркомпроса был утверждён заведующим ИЗО художник Д. П. Штеренберг. В художественную коллегию отдела входили: Д. П. Штеренберг,Н. И. Альтман, П. К. Ваулин, А. Е. Карев, А. Т. Матвеев, Н. Н. Пунин, С. В. Чехонин, Г. С. Ятманов. Позднее в коллегию были включены архитекторы (петроградский подотдел) — Л. А. Ильин, А. Е. Белогруд , В. И. Дубенецкий, Л. В. Руднев, Э. Я. Штальберг, В. А. Щуко, (московский подотдел) — И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский, А. В. Щусев и художники В. Д. Баранов-Россинэ, И. С. Школьник, В. В. Маяковский, О. М. Брик [5] .

Tеатральный отдел Наркомпроса

Оценка деятельности

Условия времени, отсутствие опыта, а также большой объём нечётко поставленных задач привели к тому, что деятельность Наркомпроса носила стихийный характер и имела громоздкую организационную структуру (в его составе было более 400 административных подразделений). Вместе с тем, в связи с важностью задач, поставленных перед этой организацией, её деятельности уделяли много внимания Коммунистическая партия и лично В. И. Ленин. В декабре 1920 г. — январе 1921 г. партийное совещание по вопросам народного образования приняло ряд важных решений по основным проблемам высшей школы (о реформе высшей школы, о рабочих факультетах, о подготовке преподавателей вузов по обществоведению и др.), а также постановление о реорганизации Наркомпроса. Новое Положение о работе Наркомпроса (утверждено Декретом СНК 11 февраля 1921) разрабатывалось по решению Пленума ЦК РКП(б) комиссией во главе с Лениным. Наркомпрос сыграл важную роль в спасении культурного наследия в годы войны и разрухи. В 1929 г. А. В. Луначарский освобождён от обязанностей Народного комиссара, его сменил А. С. Бубнов, проводивший жёсткую административную линию.

Подразделения Наркомпроса

Согласно Декрету Совнаркома от 11 февраля 1921 г. [8] , Наркомпрос подразделялся на:

  • Академический центр (в составе научной (Главнаука) и художественной секций, Главархива и Главмузея)
  • Организационный центр
  • Главное управление социального воспитания и политехнического образования детей до 15-ти лет
  • Главное управление профессионально-политехнических школ (с 15-ти лет) и высших учебных заведений (Главпрофобр)
  • Главное внешкольное управление (Главполитпросвет)
  • Главное управление государственным издательством (Госиздат)
  • Совет по делам просвещения национальных меньшинств

Согласно Декрету об объединении театрального дела от августа 1919 года был добавлен

Первые декреты Советской власти по народному образованию и проведение их в жизнь. Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожив старый эксплуататорский строй, положила начало коренной перестройке всей общественной жизни, в том числе и народного образования. Коммунистическая партия в своей программе по народному образованию поставила историческую задачу — превратить школу из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического переустройства общества.

Революционная перестройка всей системы народного образования началась с первых дней социалистической революции. Декретом от 9 ноября 1917 года была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования.

Народный комиссар по просвещению Анатолий Васильевич Луначарский (1875—1933), выполняя волю Коммунистической партии и Советского правительства, обратился с воззваниями к населению, к учительству и учащимся. В этих воззваниях он изложил основные принципы и задачи Советского правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, демократизация народного образования, учет местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы. Учащие и учащиеся призывались сблизиться с рабочей массой, идти вместе с революционным народом, укреплять завоевания Октября.

Началась ликвидация старой системы управления народным образованием. Управление начальными и средними школами на местах передавалось Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

В январе 1918 года были ликвидированы учебные округа, упразднены должности директоров и инспекторов народных училищ.

Были ликвидированы сословные и национальные ограничения, уничтожена прежняя неравноправность женщин в области образования (как и в других областях общественной жизни). В мае 1918 года постановлением Наркомпроса во всех учебных заведениях было введено совместное обучение учащихся обоего пола.

5 июня 1918 г. был принят декрет СНК о передаче в ведение Народного Комиссариата по просвещению всех учебных и общеобразовательных учреждений и заведений. Сосредоточение всех общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в ведении Наркомпроса обеспечивало единство школьной реформы.

Позже, в 1929 году, когда в связи с размахом социалистической индустриализации возникла огромная потребность в инженерно-технических кадрах, профессиональные учебные заведения были переданы в ведение различных наркоматов в соответствии со своей специальностью.

Большое значение для улучшения учебной работы школы и облегчения работы учителей имел декрет о введении новой орфографии (октябрь 1918 года), так как в старой школе очень много времени и сил уходило на изучение трудной орфографии в ущерб развитию речи и знакомству с классическими художественными произведениями.

На I Всероссийском съезде по просвещению (25 августа—4 сентября 1918 года) была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет и II ступень — 4 года; в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу. Этим была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ, существовавшая до Октябрьской революции.

Проведение в жизнь декретов и мероприятий Советского правительства встретило бешеное сопротивление со стороны контрреволюционных элементов — буржуазии, помещиков, высокооплачиваемых слоев чиновничества и части интеллигенции. Чиновники министерства народного просвещения после перехода власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов не явились на работу, объявили забастовку. Государственный комитет по народному образованию, созданный после Февральской революции, отверг предложения наркома просвещения А. В. Луначарского о сотрудничестве. Попечители учебных округов, директора и инспектора народных училищ, директора гимназий и других средних учебных заведений саботировали проведение в жизнь декретов Советского правительства, некоторые из них вступали в контрреволюционные организации для борьбы с Советской властью, запугивали учителей и т. п. Коммунистическая партия и Советское правительство, осуществляя в широких масштабах организаторскую и воспитательную работу среди интеллигенции и опираясь на ее передовую, демократически настроенную часть, успешно преодолели это сопротивление, неустанно продолжая революционную перестройку школы.

Борьба за учительство.

Съезды учителей и деятелей народного образования. Учительство в своей массе отнеслось к Октябрьской революции положительно, передовое учительство — восторженно. Но некоторая часть учителей, преимущественно средней школы (гимназий, реальных училищ и др.), враждебно встретила революционные преобразования, вступила на путь борьбы против Советской власти, поддержала контрреволюционную деятельность Всероссийского учительского союза (ВУСа), принявшего участие в заговоре, организованном белогвардейцами.

Всероссийский учительский союз организовал в Москве забастовку учителей (декабрь 1917 года до начала марта 1918 года), но она была быстро прекращена по настоянию подавляющего большинства учителей и вопреки требованиям руководства ВУСа. Кратковременные учительские забастовки имели место и в некоторых других городах.

В 1918 году было организовано в центре и на местах 164 учительских съезда и 81 съезд работников отделов народного образования, на которых освещались политические вопросы (о задачах пролетарской революции, о международном положении и др.) и велась энергичная пропаганда революционных принципов организации народного образования, целей, задач и принципов советской школы.

Огромное политическое значение имело выступление на этом съезде В. И. Ленина: он вскрыл классовую сущность буржуазной школы, ярко осветил связь культурной работы с задачами социалистической революции.

Вскоре был создан новый профессиональный союз работников просвещения и социалистической культуры, имевший более широкий состав членов. На учредительном съезде, созванном летом 1919 года, участвовали представители 70 тысяч членов этого союза.

Большую роль в переподготовке учительства сыграли учительские курсы. Только летом 1918 года было проведено более 100 краткосрочных педагогических курсов. На них читались лекции по политическим и педагогическим вопросам. В 1920 году были организованы губернские и уездные учительские курсы по изучению Советской Конституции и различных вопросов политического характера.

Проявлением большой заботы об учителях было постановление Совета Народных Комиссаров от 2 января 1918 года о прибавке народным учителям заработной платы до 100 рублей в месяц (за ноябрь-декабрь 1917 года) и об установлении месячного оклада в 150—200 рублей начиная с января 1918 года.

В первые годы остро встал вопрос о подготовке новых учительских кадров в связи с тем, что сеть школ быстро росла. Учительские семинарии были преобразованы в трехгодичные педагогические курсы, увеличено их число. В учебные планы педагогических курсов были включены социология, политэкономия, история социализма, Советская Конституция, основные принципы единой трудовой школы. Почти все учительские институты преобразованы в высшие педагогические учебные заведения для подготовки учителей школ второй ступени; были открыты новые педагогические институты.

К концу 1920 года в РСФСР было 57 высших педагогических учебных заведений, в которых обучалось свыше 10 тысяч студентов, 154 трехгодичных педагогических курсов для подготовки учителей школы I ступени и 90 одногодичных педагогических курсов с 24 тысячами учащихся.

В результате огромной разъяснительной работы, проведенной Коммунистической партией и Советским правительством среди учительства, провозглашения и осуществления на практике самых прогрессивных принципов организации народного образования учительство страны приняло активное участие в строительстве новой школы.

К концу 1918 года Всероссийский учительский союз потерял всякое влияние среди учительских масс и был распущен постановлением ВЦИК от 23 декабря 1918 года.

Программа РКП (б) в области народного образования. В марте 1919 года на VIII съезде РКП (б) была принята Программа партии, проект которой был разработан В. И. Лениным. Требования Программы, относящиеся к народному образованию, гласили: «В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества.

С этой целью программа указывала как на ближайшую задачу на необходимость дальнейшего развития уже установленных Советской властью основ школьного и просветительного дела.

«I) Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет.

2) Создание сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т.п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщин.

3) Полное осуществление принципов единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола, безусловно светской, т.е. свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общественно производительным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества.

4) Снабжение всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства.

5) Подготовление новых кадров работников просвещения, проникнутых идеями коммунизма.

7) Всесторонняя государственная помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян (создание сети учреждений внешкольного образования: библиотек, школ для взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекций, кинематографов, студий и т. п.).

Рост школьной сети.

Организация общественного дошкольного воспитания. Детские дома. За короткий период, 1918—1920 годы, число школ и учащихся, несмотря на трудные военные условия, сильно возросло.

Таким образом, количество школ увеличилось на 13 тысяч, а число учащихся — почти на 2 миллиона. Особенно быстро росло чиело средних школ: в 1920/21 учебном году по сравнению с 1914/15 учебным годом оно возросло больше, чем вдвое, достигнув 4163. Наиболее быстрый рост числа средних школ происходил в сельских местностях: в 1914/15 учебном году в сельских местностях дореволюционной России было всего 72 средние школы (к тому же это были почти исключительно школы пригородов и дачных поселков), а в 1920/21 учебном году сельских средних школ стало 2144, и обучались в них главным образом дети крестьян.

Состав учащихся в средних школах коренным образом изменился: до революции в них учились дети помещиков, буржуазии, чиновников, буржуазной интеллигенции; теперь преобладающее число учащихся в средних школах составляли дети рабочих и крестьян.

Для детей рабочих и крестьян, не имевших возможности при царизме обучаться в средней школе и вышедших уже из школьного возраста, в 1919 году стали организовываться учебные заведения нового типа — рабочие факультеты (рабфаки), дававшие в течение 4 лет среднее образование, достаточное для поступления в высшую школу.

До первой мировой войны 1914—1918 годов в царской России насчитывалось свыше 2 1/2 миллионов беспризорных детей. Бездомность детей еще более усилилась во время мировой войны и в годы интервенции и гражданской войны. Перед Советским правительством остро встала задача борьбы с беспризорностью детей. Надо было спасти сотни тысяч детей от физической гибели и морального разложения. Для этого стали создаваться детские дома. К началу 1921 года в республике существовало уже свыше 5 тысяч детских домов, в которых воспитывалось 260 тысяч беспризорных детей.

В следующем году число детских домов достигло 7815 с 415 тысячами воспитанников.

Национальная политика Советской власти в области просвещения.

С 1918 года в местностях, населенных нерусскими народами, стали создаваться на родных языках этих народов органы управления школами и просветительными учреждениями.

В Народном Комиссариате по делам национальностей была организована сначала культурно-просветительная комиссия, а затем — национальные культурно-просветительные отделы (Белорусский, Латышский, Татаро-Башкирский, Украинский, Киргизский и др.). В течение 1919—1920 годов были созваны в Москве и на местах съезды по просвещению национальностей (Всероссийское совещание по просвещению национальностей—Москва, 1919; съезд по просвещению чувашей — Казань, 1919; съезд работников просвещения мари — Казань, 1920, и др.).

Началась усиленная работа по подготовке национальных педагогических кадров, по изданию национальных учебников, а для народов, не имевших письменности, — по созданию алфавитов на языках этих народов.

Несмотря на очень трудные условия (гражданскую войну, продовольственные затруднения, отсутствие национальных кадров учителей и др.), сеть школ и число учащихся в некоторых национальных районах возросли. В Татарской республике, по данным обследования 1920 года, из 236 тысяч учащихся 105 тысяч обучались уже на родном языке. Сеть школ в Чувашии в 1920 году выросла по сравнению с 1914 годом в 2 1/2 раза. Подобный же быстрый рост числа школ наблюдался и в других районах Поволжья, в Средней Азии.

Огромным достижением Советской власти было создание для нерусских народов средних общеобразовательных школ.

Учебный план и учебно-воспитательная работа советской школы.

В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план советской школы, в дальнейшем эти учебные планы совершенствовались. Однако основные принципы и характерные черты, отличавшие их от учебных планов школы дореволюционной России, были уже ярко выражены в этом первом по времени советском учебном плане: большое внимание отводилось на изучение основ наук о природе (физике, химии, биологии), об обществе, значительное место занимало физическое и эстетическое воспитание. Объяснительная записка указывала, что время на работу на пришкольном участке и в мастерских включается в учебные предметы, в связи с которыми ведется ручной труд. Этот учебный план имел рекомендательный, а не обязательный характер.

Содержание учебно-воспитательной работы в тех школах, где работали передовые учителя, изменилось уже в течение первого года после Октябрьской революции. На уроках истории давалось научное освещение событий. При изучении литературы много внимания уделялось знакомству учащихся с произведениями лучших русских писателей; учащиеся писали об этих произведениях рефераты, которые читались и обсуждались в классе.

Преподавание математики, физики, химии значительно расширилось, приобрело более живой характер. Учителя стремились связывать даваемые по этим предметам знания с техникой, сопровождать уроки лабораторными занятиями, экскурсиями и работой на пришкольных участках. Эти стремления, однако, не всегда удавалось провести в жизнь вследствие недостаточного оборудования школ.

Изменилась идейная направленность преподавания общественных наук, сообщались сведения по политической экономии, истории революционного движения и социализма. Детям говорили о защите молодой Советской республики от внешних и внутренних врагов, о героических подвигах Красной Армии.

Передовые учителя обращали большое внимание на воспитание детей в духе коллективизма, на трудовое воспитание. Многим городским и сельским школам были отведены пришкольные участки, которые обрабатывались силами учащихся; получаемые продукты шли на школьные завтраки.

Некоторым школам удалось создать хорошие мастерские (столярные, слесарные, переплетные и др.), в которых велись уроки труда, ремонтировалась и изготовлялась школьная мебель, учебные принадлежности. В школах городов и сел дети стали заниматься гимнастикой, спортом, знакомиться с искусством. Физическому и эстетическому воспитанию впервые стали уделять большое внимание в сельских школах. Школы становились центрами культурно-просветительной работы на селе. Делались первые попытки в области политехнизации школы.

В годы гражданской войны советские учителя и учащиеся внесли посильный вклад в дело защиты молодой республики от иностранных интервентов и белогвардейцев: некоторые учителя вступили в ряды Красной гвардии и партизан; школьники заготавливали белье для воинов Красной Армии, оказывали помощь семьям красноармейцев в обработке земли, для чего организовывались дружины из учащихся. Решающую роль в этом сыграли первые школьные комсомольские организации.

Местные отделы народного образования и объединения учителей разрабатывали учебные планы и программы с краеведческим уклоном. Эта программно-методическая работа будила творческую мысль, призывала интересоваться опытом лучших учителей.

В школах стали создаваться ученические организации, которые участвовали в переустройстве школы на новых началах, в общеполезной работе, проводили культурные мероприятия среди населения и т. д. Застрельщиками этих начинаний были комсомольцы и юные коммунисты.

Советская школа в первые годы ее строительства имела огромные достижения в осуществлении подлинно демократических, гуманных и научных принципов организации, содержания и методов учебно-воспитательной работы с учащимися.

Наряду с большими достижениями в советской школе имелись и некоторые недостатки: отсутствие обязательных учебных планов и программ, что затрудняло работу учителей; в преподавании некоторых предметов в разных классах был ненужный концентризм, отсутствовали переводные экзамены, были отменены домашние работы учащихся.

Перемены в области образования в России 1917-1920 (Декреты, постановления).

Революционная перестройка всей системы народного образования началась с первых дней социалистической революции. Декретом от 9 ноября (по старому стилю) 1917г. была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования.

Народный комиссар по просвещению Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933гг.) по поручению ком. партии и сов. Правительства обратился с воззваниями к населению, к учительству и к учащимся. В этих воззваниях он изложил основные принципы и задачи советского правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, учет местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы.

11 декабря 1917 г. было принято постановление "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению". Все учебные заведения находившиеся ранее в введении церкви, преобразовывались в светские.

20 января 1918 г. был принят подписанный Лениным декрет совета народных комиссаров "О свободе совести, церковных и религиозных обществах", провозгласивший отделение церкви от государства и школы от церкви. Этим декретом объявлялась свобода совести, отменялись всякие ограничения и привилегии, связанные с принадлежностью к тому или иному вероисповеданию: указывалось, что каждый может, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Были ликвидированы сословные и национальные ограничения, уничтожена прежняя неравность женщин в области образования, как и в других областях общественной жизни. В мае 1918 г. постановлением Наркомпроса во всех учебных заведения было введено совместное обучение учащихся обоего пола.

5 июня 1918 г. был принят декрет СНК о передаче в введение Народного Комиссариата по просвещению, всех учебных и общеобразовательных учреждений и заведений. Это обеспечило единство школьной реформы. Большое значение для улучшения учебной работы школы и обеспечения работы учителей имел декрет о введении новой орфографии (октябрь 1918 г.), так как в старой школе очень много времени и сил уходило на изучение трудной орфографии в ущерб развитию речи и знакомству с классическими художественными произведениями.

На первом Всероссийском съезде по просвещению (25 августа – 4 сентября 1918 г.) была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень – 5 лет и II ступень – 4 года, в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу. Этим была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ, существовавшая до Октябрьской революции.

В течении 1918 года в Государственной комиссии по просвещению под руководством А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, Пантелея Николаевича Лепешинского шла усиленная разработка "Основных принципов единой трудовой школы". Затем они были опубликованы под названием "Декларация о единой трудовой школе". В этой декларации были провозглашены новые идейно-политические и научно-педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности советской школы. Основное внимание "Декларация" уделяла вопросам демократизации школы, устанавливалась общедоступность и бесплатность школы.

В области содержания и методов учебной работы "Декларация" выступала против формализма и схоластики, требовала учета интересов учащихся, развития их активности и самодеятельности, развития детского творчества, тесной связи школы с жизнью.

Утверждалось научно-материалистическое содержание образования и прогрессивные методы учебно-воспитательной работы, рекомендовались производительный труд учащихся, работа на пришкольных участках, самообслуживание учеников в школе. Большое место отводилось всестороннему развитию личности: физическому, эстетическому, нравственному.

26 декабря 1919 года был принят декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", который обязывал все население от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. По всей стране появились десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности и школ для малограмотных. Учителя, грамотные комсомольцы, коммунисты и др. посланные партией грамотные люди занимались с тремя, четырьмя и даже с одиночками, обучали их грамоте и письму. Это был всенародный поход против безграмотности.

1. \u0427\u0442\u043e \u043f\u0440\u0435\u0434\u0443\u0441\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0432\u0430\u043b\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0430 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u043d\u043e\u0439 \u0440\u0435\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u0438 \u0432 \u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u0441\u043a\u043e\u043c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435

\u041a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u043d\u0430\u044f \u0440\u0435\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u044f \u043f\u0440\u0435\u0434\u0443\u0441\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0432\u0430\u043b\u0430 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u043c\u0435\u0440\u043e\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u044f: \u043b\u0438\u043a\u0432\u0438\u0434\u0430\u0446\u0438\u044f \u043d\u0435\u0433\u0440\u0430\u043c\u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0438 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0438\u0445 \u0438 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d, \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u0438\u0441\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u044b \u0438 \u00ab\u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u0438\u0441\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0442\u0435\u043b\u043b\u0438\u0433\u0435\u043d\u0446\u0438\u0438\u00bb, \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0435 \u043d\u0430\u0443\u043a\u0438 \u0438 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043f\u043e\u0434 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0440\u043e\u043b\u0435\u043c \u043f\u0430\u0440\u0442\u0438\u0438.

2. \u0420\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435 \u043e \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0435 \u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0432 \u0441\u0444\u0435\u0440\u0435 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0435 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0440\u0435\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0433\u043e\u0434\u044b. \u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u044b\u043c \u043a\u0430\u043a \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0431\u044b\u0441\u0442\u0440\u0435\u0435 \u043f\u043e\u0431\u0435\u0434\u0438\u0442\u044c \u043d\u0435\u0433\u0440\u0430\u043c\u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c?

\u041c\u0435\u0440\u043e\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u044f \u0432 \u0432 \u0441\u0444\u0435\u0440\u0435 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f: \u00ab\u041f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e \u0435\u0434\u0438\u043d\u043e\u0439 \u0442\u0440\u0443\u0434\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0448\u043a\u043e\u043b\u0435 \u0420\u0421\u0424\u0421\u0420\u00bb 1918 \u0433\u043e\u0434\u0430, \u0414\u0435\u043a\u0440\u0435\u0442 \u0421\u041d\u041a 1918 \u0433\u043e\u0434\u0430, \u043f\u043e \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c\u0443 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0438\u0435 \u043c\u043e\u0433\u043b\u0438 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u0442\u044c \u0432 \u0432\u0443\u0437\u044b \u0438 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442\u044b, \u00a0\u043d\u0430\u043b\u0430\u0436\u0438\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0441 \u0443\u0447\u0435\u043d\u044b\u043c\u0438. \u0411\u044b\u043b\u043e \u0432\u0430\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0431\u0435\u0434\u0438\u0442\u044c \u043d\u0435\u0433\u0440\u0430\u043c\u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c, \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u0432 \u0438\u043d\u0434\u0443\u0441\u0442\u0440\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0435 \u0442\u0440\u0435\u0431\u043e\u0432\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0433\u0440\u0430\u043c\u043e\u0442\u043d\u044b\u0435 \u0441\u043f\u0435\u0446\u0438\u0430\u043b\u0438\u0441\u0442\u044b, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0443\u043c\u0435\u044e\u0442 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u0441 \u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u043a\u043e\u0439.

3. \u041a\u0430\u043a\u0438\u0435 \u043d\u0430\u0443\u0447\u043d\u044b\u0435 \u0438\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u0438\u0432\u0430\u043b\u043e \u0421\u043e\u0432\u0435\u0442\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0435 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0440\u0435\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0433\u043e\u0434\u044b. \u041a\u0430\u043a\u043e\u0435 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u044d\u0442\u043e \u0438\u043c\u0435\u043b\u043e?

\u0418\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0432 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0431\u0438\u043e\u0445\u0438\u043c\u0438\u0438, \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0435 \u0440\u0430\u0434\u0438\u0435\u0432\u044b\u0445, \u043f\u0438\u0449\u0435\u0432\u044b\u0445 \u0443\u0434\u043e\u0431\u0440\u0435\u043d\u0438\u0439, \u0432 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438 \u043d\u0430\u0443\u0447\u043d\u043e-\u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u0444\u0435\u0440\u044b. \u0422\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0421\u0421\u0421\u0420 \u043e\u0442\u0434\u0430\u0432\u0430\u043b\u043e \u0432\u043d\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044e \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043d\u0430\u0443\u043a. \u0412 \u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d\u0430 \u0421\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u0438\u0441\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0410\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043d\u0430\u0443\u043a.

4. \u041e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0438\u0442\u0435, \u043f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c \u0437\u0430\u043d\u044f\u043b\u0430 \u0440\u0435\u0437\u043a\u043e \u043d\u0435\u0433\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u0443\u044e \u043f\u043e\u0437\u0438\u0446\u0438\u044e \u043f\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a \u0446\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438. \u0412 \u043a\u0430\u043a\u0438\u0445 \u043c\u0435\u0440\u0430\u0445 \u044d\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u043e\u0441\u044c?

\u0421\u043e\u0432\u0435\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c \u0437\u0430\u043d\u044f\u043b\u0430 \u0440\u0435\u0437\u043a\u043e \u043d\u0435\u0433\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u0443\u044e \u043f\u043e\u0437\u0438\u0446\u0438\u044e \u043f\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a \u0446\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438, \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u044b\u0432\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043d\u0430 \u0438\u0434\u0435\u044f\u0445 \u043c\u0430\u0440\u043a\u0441\u0438\u0437\u043c\u0430-\u043b\u0435\u043d\u0438\u043d\u0438\u0437\u043c\u0430, \u0442\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u0438\u0437\u043c\u0435. \u041a\u0440\u043e\u043c\u0435 \u0442\u043e\u0433\u043e, \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0442\u0440\u0435\u0431\u0443\u0435\u0442 \u0438\u0441\u043a\u043e\u0440\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441\u0442\u0430\u0440\u044b\u0445 \u0443\u0441\u0442\u043e\u0435\u0432, \u043f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0432\u0435\u0441\u0442\u0438 \u043a\u0430\u0442\u0435\u0433\u043e\u0440\u0438\u0447\u043d\u0443\u044e \u0432\u043e\u0439\u043d\u0443 \u0441 \u0440\u0435\u043b\u0438\u0433\u0438\u0435\u0439.

\u041d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440, \u0432 \u0434\u0435\u043a\u0430\u0431\u0440\u0435 1917 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u0432\u044b\u0448\u0435\u043b \u0434\u0435\u043a\u0440\u0435\u0442 \u043e \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434\u0430\u0447\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0445 \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0443\u0447\u0435\u0431\u043d\u044b\u0445 \u0437\u0430\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0432 \u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u041a\u043e\u043c\u0438\u0441\u0441\u0430\u0440\u0438\u0430\u0442\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0432\u0435\u0449\u0435\u043d\u0438\u044f. \u0412 \u0442\u043e \u0436\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0431\u044b\u043b \u0438\u0437\u0434\u0430\u043b \u0434\u0435\u043a\u0440\u0435\u0442 \u043e \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u043c \u0431\u0440\u0430\u043a\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0434\u0435\u043b\u0430\u043b \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0431\u0440\u0430\u043a \u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u044b\u043c \u0434\u0435\u043b\u043e\u043c.

\u0412 1918 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u043b\u0438 \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e \u043f\u0435\u0440\u0435\u0432\u043e\u0434\u0435 \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043d\u0434\u0440\u043e-\u041d\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043b\u0430\u0432\u0440\u044b \u0432 \u041a\u043e\u043c\u0438\u0441\u0441\u0430\u0440\u0438\u0430\u0442 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0438\u0437\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f. ">]" data-test="answer-box-list">

Читайте также: