Кодификация как форма систематизации права сохранится и в ближайшем будущем

Обновлено: 04.07.2024


В процессе систематизации можно выделить нисходящее и восходящее направление. При нисходящем направлении систематизация законодательства проходит путь от общего к конкретному, например, принимаются Основы законодательства, затем отраслевые кодексы и, далее, специализированные кодексы. При восходящем направлении систематизация законодательства проходит путь от конкретного к общему, например, вначале отдельные законы учитываются, затем инкорпорируются, далее принимается ряд консолидированных актов, за которыми идет принятие кодификационных актов, завершается развитие принятием Свода законов.

В науке определение субъекта систематизации позволило выделить такие ее виды, как официальная, официозная и неофициальная. Официальная систематизация имеет место в том случае, если ее результат принят или санкционирован правотворческим органом. Официозная систематизация имеет место в случае, когда работа систематизирующим органом проводится по поручению правотворческого органа, но не получает санкции последнего. Субъектами неофициальной систематизации являются издательства, научные и учебные учреждения, а также частные лица.

Выбор определенного способа расположения нормативного материала при систематизации нормативных правовых актов позволяет выделить такие ее виды как хронологическая, предметная и алфавитная.

Хронологическая систематизация основана на расположении систематизируемого нормативного материала в зависимости от даты его принятия. Предметная систематизация основана на расположении систематизируемого нормативного материала по предметному признаку (отраслям и институтам права, сфере деятельности), а алфавитная— по алфавиту.

Систематизация нормативных правовых актов предполагает использование широкого спектра приемов и способов юридической техники, различное сочетание которых позволяет вести речь о нескольких видах этой деятельности по совершенствованию законодательства. Относительно количества видов систематизации в теории права также нет на сегодняшний момент единой точки зрения. Классификацию видов систематизации нормативных правовых актов возможно провести по различным основаниям.

Среди множества точек зрения относительно количества видов систематизации верной необходимо признать позицию группы авторов, классифицирующих систематизацию с выделением в качестве ее видов инкорпорацию, консолидацию и кодификацию. Кроме того, следует отметить, что А. Ф. Шебанов [6, с. 152] и Д. А. Керимов [3, с. 90] рассматривают консолидацию как наивысшую разновидность инкорпорации, не выделяя ее в самостоятельный вид систематизации законодательства. С этой точкой зрения мы не можем согласиться, поскольку среди задач, которые призвана решать консолидация, практическими всеми исследователями определяется изменение содержания форм права. Вместе с тем, Ряд исследователей относит кодификацию к правотворческой, а не систематизационной деятельности. На наш взгляд, подобный подход сильно искажая предмет и методы кодификации, сужает сферу ее функций. Здесь, прежде всего, хотелось подчеркнуть, что никто из отечественных исследователей не отрицает, что в ходе кодификации нормы, их элементы не только создаются вновь. Полагаем, что, следует согласиться с Мнением В. Н. Карташова, полагающему, что кодификационная деятельность имеет смешанный характер, входя в сферу как систематизационной, так и правотворческой практики [1, с. 442].

Наряду с инкорпорацией, консолидацией и кодификацией отдельные исследователи уверенно выделяют в качестве вида систематизации учет нормативных правовых актов (А. С. Пиголкин [5, с. 31–32], Т. В. Кашанина [2, с. 332]). Согласно классической характеристике учета, данный вид соответствует способу систематизации, при котором производится инвентаризация, отбор и обобщение нормативных правовых актов субъектом правотворческой или правоприменительной деятельности в соответствии с предметом их деятельности.

Самостоятельным видом систематизации большинством авторов признается инкорпорация. Согласно устоявшемуся мнению инкорпорация соответствует способу систематизации, при котором происходит объединение нормативных правовых актов по каким-либо признакам в сборники. При применении инкорпорации новый нормативный правовой акт не принимается, а систематизируемые нормативные правовые акты остаются без изменений.

В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную (осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа [органов], который утверждает или иным способом официально одобряет подготовленное Собрание), официозную (полуофициальную) (правотворческий орган поручает издание собраний и сборников законодательства, но официально не утверждает и не одобряет его) и неофициальную (осуществляется субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе).

Наиболее приоритетным и политически значимым видом систематизации нормативных правовых актов принято считать кодификацию. В научной среде устоялось мнение о том, что кодификация является наиболее совершенной, прогрессивной и эффективной формой систематизации действующего законодательства.

Определение существенных отличий кодификации от прочих видов систематизации позволяет назвать следующие ее неотъемлемые признаки: субъектом кодификации может выступать только нормотворческий орган соответствующего уровня; все обработанные нормативные правовые акты заменяются одним новым; применяется внешняя и внутренняя обработка нормативного материала с возможностью кардинального изменения правовой материи путем создания новых норм права, отменой или модификацией действующих. Наличие существенных признаков кодификации позволяет сформулировать следующую дефиницию.

Кодификацию следует понимать как вид систематизации законодательства, в процессе которого нормотворческий орган все выбранные внешне и внутренне обработанные нормативные правовые акты заменяет одним новым с одновременной возможностью кардинального изменения правовой материи путем изменения норм права.

Необходимо подчеркнуть, что кодификация законодательства не представляет собой однообразной деятельности. В зависимости от комбинаций ряда существенных факторов, кодификация может быть классифицирована по различным основаниям на следующие типы: в зависимости от обрабатываемого нормативного материала на вертикальную и горизонтальную; в зависимости от объема обрабатываемого нормативного материала различают всеобщую, отраслевую и специальную (комплексную) кодификацию.

Итак, сравнительный анализ признаков и сущности системы права и системы законодательства, являющих собой результат систематизационной практики различного уровня и характера, позволяет определить, что систематизация права — это прежде всего доктринальная юридическая деятельность, а систематизация законодательства является наиболее реальным ее воплощением. В этой связи систематизация права представляется нам как особый вид юридической деятельности, в своей реализации проявляющийся как постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В систематизации нормативных правовых актов традиционно различают правотворческий и информационно-правовой аспекты.

Учитывая указанные нами суждения о системе права и системе законодательства, а также о значении систематизации, полагаем, что целью систематизации законодательства является приведение нормативных правовых актов, через их упорядочение, в согласованную систему, актуально и наиболее объективно отражающую систему права.

Вышеперечисленные положения о направлениях систематизации права показывают, что классификация видов и форм систематизации нормативных правовых актов в зависимости от используемого в юридической практике способа не имеет однозначной структуры (разными авторами выделяются и различные виды систематизации, и различное их количество) и нуждается в дальнейшем теоретическом исследовании с целью выявления наличия самостоятельности отдельных видов систематизации и признания их таковыми. Вместе с тем, занимая ведущее место среди видов систематизации законодательства, официальная инкорпорация, а также консолидация и кодификация способны в кратчайшие сроки решить основные задачи правовой систематизации и достигнуть ее основной цели.

  1. Карташов, В. Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2 т. Т.I /В. Н. Карташов; Яросл. гос. ун-т.– Ярославль: ЯрГУ, 2005.С. 442.
  2. Кашанина, Т. В. Юридическая техника. — М., 2007. — С. 332.
  3. Керимов, Д. А. Законодательная техника. — М., 1998. — С. 90.
  4. Михайлов, О. В. Систематизация нормативно-правовых актов как способ их совершенствования. — М., 2003. — С. 98.
  5. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А. С. Пиголкина. — СПб., 2003.-С. 31–32.
  6. Шебанов, А. Ф. Систематизация законодательства — важное условие совершенствования советского права // Право и коммунизм. — М., 1965. — С. 152.

Основные термины (генерируются автоматически): акт, правотворческий орган, вид систематизации, кодификация, систематизация законодательства, кардинальное изменение, нормативный материал, обрабатываемый нормативный материал, правовая материя, систематизируемый нормативный материал.

Похожие статьи

Учёт и систематизация нормативных-правовых актов в РФ.

В данной статье анализируется процесс учета и систематизации муниципальных нормативно- правовых актов. Ключевые слова: систематизация нормативно — правовых актов, учёт нормативно- правовых актов.

Систематизация налогового законодательства | Молодой ученый

Систематизация налогового законодательства — это упорядочение нормативных правовых актов

В юридической науке выделяют четыре вида систематизации налогового законодательства: учет нормативных актов, инкорпорацию, консолидацию, кодификацию.

К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт. Государствами устанавливается определенный порядок в общественных отношениях с помощью законодательства.

Проблемы кодификации права социального обеспечения в России

В статье подробно анализируется проблема кодификации нормативных правовых актов касающихся социального обеспечения. Так же выражаются взгляды ученых, предлагаются пути решения.

Кодификация нормативных правовых актов субъекта РФ

Кодификация как деятельность по систематизации и коренной переработке действующего законодательства путем разработки и принятия нового нормативно-правового акта – кодекса является высшей ступенью процесса регулирования общественных отношений.

Локальные нормативные акты вне системы нормативных.

Ключевые слова: систематизация нормативно — правовых актов, учёт нормативно- правовых актов.

правотворческая деятельность, Российская Федерация, правотворческий процесс, правотворчество, акт, нормативно-правовой акт, нормативный материал.

К вопросу о необходимости кодификации избирательного.

Кодификация нормативных правовых актов субъекта РФ. Согласно мнению Ю.А. Тихомирова [3] принятие в ряде субъектов Российской Федерации кодексов (Библиотечного, Избирательного, Музейного, Трудового и др.) неоправданно.

Правовая доктрина и ее участие в систематизации источников.

Четкость изложения нормативных правовых актов и правильная их систематизация в значительной мере зависят от применяемых в законодательстве терминов, которые ставят правовые понятия в точно определенные рамки.

Регулирование миграционных отношений в Таджикистане.

Помимо законов и иных нормативно — правовых актов, подзаконных актов, к источникам миграционного права, следует отнести судебные

Такое многообразие выдвигает на первый план задачу систематизации нормативного правового материала в области миграции.

Похожие статьи

Учёт и систематизация нормативных-правовых актов в РФ.

В данной статье анализируется процесс учета и систематизации муниципальных нормативно- правовых актов. Ключевые слова: систематизация нормативно — правовых актов, учёт нормативно- правовых актов.

Систематизация налогового законодательства | Молодой ученый

Систематизация налогового законодательства — это упорядочение нормативных правовых актов

В юридической науке выделяют четыре вида систематизации налогового законодательства: учет нормативных актов, инкорпорацию, консолидацию, кодификацию.

К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт. Государствами устанавливается определенный порядок в общественных отношениях с помощью законодательства.

Проблемы кодификации права социального обеспечения в России

В статье подробно анализируется проблема кодификации нормативных правовых актов касающихся социального обеспечения. Так же выражаются взгляды ученых, предлагаются пути решения.

Кодификация нормативных правовых актов субъекта РФ

Кодификация как деятельность по систематизации и коренной переработке действующего законодательства путем разработки и принятия нового нормативно-правового акта – кодекса является высшей ступенью процесса регулирования общественных отношений.

Локальные нормативные акты вне системы нормативных.

Ключевые слова: систематизация нормативно — правовых актов, учёт нормативно- правовых актов.

правотворческая деятельность, Российская Федерация, правотворческий процесс, правотворчество, акт, нормативно-правовой акт, нормативный материал.

К вопросу о необходимости кодификации избирательного.

Кодификация нормативных правовых актов субъекта РФ. Согласно мнению Ю.А. Тихомирова [3] принятие в ряде субъектов Российской Федерации кодексов (Библиотечного, Избирательного, Музейного, Трудового и др.) неоправданно.

Правовая доктрина и ее участие в систематизации источников.

Четкость изложения нормативных правовых актов и правильная их систематизация в значительной мере зависят от применяемых в законодательстве терминов, которые ставят правовые понятия в точно определенные рамки.

Регулирование миграционных отношений в Таджикистане.

Помимо законов и иных нормативно — правовых актов, подзаконных актов, к источникам миграционного права, следует отнести судебные

Такое многообразие выдвигает на первый план задачу систематизации нормативного правового материала в области миграции.

Для того чтобы законодательная система при любых обстоятельствах оставалась системой, содержащей взаимосвязанные элементы, обладающей нужной и вполне достаточной их совокупностью, являющейся внутренне согласованной и непротиворечивой, а также нормальным образом функционировала, развивалась и совершенствовалась, необходимо обеспечивать ей постоянное воздействие систематизации (специального процесса). В данной статье в полной мере рассмотрена деятельность правотворческих органов по систематизации, а также все аспекты, так или иначе затрагивающие актуальную тему.

Понятие

cистематизация нормативных правовых актов

Под систематизацией в настоящее время необходимо понимать деятельность со стороны правотворческих органов, связанную с упорядочением и совершенствованием нормативного материала посредством его внутренней и внешней обработки для поддержания абсолютной системности действующего законодательства, а также обеспечения правовых субъектов необходимой информацией нормативно-правовой природы.

Для чего нужна систематизация нормативных правовых актов ? Необходимость операции обусловлена в первую очередь тем, что сегодня непрерывным образом осуществляется процесс издания принципиально новых актов. Кроме этого, из-за воздействия временного фактора некоторые акты правового характера по факту утрачивают существующую ранее силу, устаревают. Нередко случается так, что накапливаются существенные противоречия между различными предписаниями юридического значения.

Необходимость систематизации

Актуальные на сегодняшний день цели систематизации нормативно-правовых актов основаны на существующей необходимости в ней:

  • Для доступности действующего законодательства.
  • Для удобства использования законодательства при необходимости.
  • Для устранения неэффективных и устаревших правовых нормативов.
  • Для абсолютного разрешения конфликтов юридической природы.
  • Для ликвидации актуальных пробелов.

Важно отметить, что упорядоченное посредством систематизации нормативных правовых актов российское законодательство в любом случае позволяет достаточно быстро и эффективно ориентироваться в действующей совокупности актов. Таким образом, периодическое осуществление рассматриваемой операции предполагает быстрое нахождение необходимых юридических актов. Помимо этого, здесь актуально установление их взаимосвязей с иными актами подобной природы, выявление коллизии, некоторых изменений и так далее.

Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды

кодификация - это.

Как выяснилось, под систематизацией анализируемых позиций следует понимать деятельность, направленную на совершенствование и максимально грамотное упорядочение правовых актов через их внешнюю и, конечно же, внутреннюю обработку с целью воздействия на отношения в обществе системным образом. Иными словами, это не что иное, как приведение действующего законодательства в оптимально работающую систему.

Систематизация нормативных правовых актов, понятие и виды ее в соответствии с современной юриспруденцией включают три наиболее используемых способа (вида). Так, систематизация может производиться посредством:

  • Инкорпорации.
  • Консолидации.
  • Кодификации.

Инкорпорация. Пример инкорпорации

систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды

В настоящее время под инкорпорацией необходимо понимать способ (методику, разновидность) систематизации, в соответствии с которым правовые акты так или иначе подвергаются исключительно внешней обработке или же не подвергаются таковой вовсе. Помимо этого, размещаются они в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, предметном, который по-другому именуется систематическим, и так далее) в единых сборниках соответствующего образца, а также изданиях аналогичного направления. Систематизация нормативных правовых актов предполагает инкорпорацию конкретного вида. Так, на сегодняшний день принято выделять следующие разновидности рассматриваемой категории:

Особенности инкорпорации

Инкорпорация в качестве способа систематизации нормативных правовых актов наделяется следующими характеристиками:

  • Возможность существования как в официальном, так и в неофициальном плане.
  • Субъектами инкорпорации могу выступать как частные лица и общественные организации, так и государственные органы.
  • Инкорпорация ни при каких обстоятельствах не касается нормативного содержания правового акта: нормативы права подлежат инкорпорации в том виде, в котором они действуют при систематизации нормативных правовых актов .
  • Нормативные акты могут подлежать инкорпорации как в виде, принятом правотворческими органами, так и подвергаться рассматриваемой ниже внешней обработке.

Внешний тип обработки

упорядочение правовых норм

В чем же состоит внешняя обработка действующих правовых актов? Здесь уместен следующий алгоритм:

  • Из основного содержания удаляются отдельные абзацы, пункты и статьи, которые утратили силу. В то же время в материал включаются все последующие непосредственно с момента формирования акта изменения.
  • Происходит исключение частей, в содержании которых нет предписаний нормативного характера.
  • В результате осуществления инкорпорации издается собрание законодательства, специальных сборник законов или другой нормативный акт.

Интересно отметить, что особым видом собрания законодательства на сегодняшний день выступает свод законов, представляющий собой:

  • Собрание актуального на данный момент законодательства в инкорпорированном виде без каких-либо исключений.
  • Источник официальной публикации.
  • Инкорпорированное издание правовых актов высших организаций государственного типа власти (исполнительной и законодательной).

Консолидация

Теперь целесообразно будет полноценным образом рассмотреть консолидацию как разновидность систематизации нормативно-правовых актов, а также систему консолидации . Важно отметить, в представленном случае несколько нормативных актов, близких по содержанию, сводятся в единый, укрупненный (масштабный) акт нормативно-правовой природы для того, чтобы преодолеть множественность нормативных актов, а также обеспечить единство правового регулирования. В настоящее время консолидации свойственны следующие особенности:

  • Является своеобразным правотворческим приемом (кстати, инкорпорация, пусть даже официальная, не имеет никакого отношения к правотворчеству).
  • Производится исключительно правотворческими органами. Помимо этого, ее проведение уместно лишь в отношении лишь тех правовых актов, которые приняты ими.
  • В случае консолидации объединенные правовые акты утрачивают ранее существующую силу, а на их замену становится вновь сформированный акт нормативно-правовой природы, имеющий соответствующие официальные реквизиты (дату принятия, наименование, определяющий номер и, конечно же, подпись непосредственного должностного лица).

Необходимо дополнить, что в соответствии со своей природой консолидация занимает промежуточную позицию между кодификацией и инкорпорацией.

Кодификация

система консолидации

Следующая разновидность (методика) систематизации нормативно-правовых актов – это кодификация . Как и рассмотренные выше категории, она наделена определенными характеристиками индивидуального масштаба. Помимо этого, данный метод является наиболее популярным на сегодняшний день. Кодификация – это такая разновидность систематизации, которая имеет правотворческую природу и направлена на формирование принципиально нового нормативно-правового акта сводного типа (кодекса, основ законодательства и так далее) посредством коренной переработки актуального ранее законодательства для абсолютного обеспечения единого регулирования конкретной социальной сферы, которое так или иначе должно быть внутренне согласованным.

Особенности кодификации

пример инкорпорации

Как и две представленные выше категории, кодификация определяется индивидуальными характеристиками, среди которых следующие пункты:

Кодификационные акты

деятельность правотворческих органов

Важно отметить, что кодификационные акты классифицируются в соответствии с тремя разновидностями, среди которых следующие пункты:

  • Основы действующего законодательства, которые устанавливают важнейшие нормативные модельные положения той или иной отрасли или области управления со стороны государства в условиях федерации.
  • Кодекс-комплекс, который является комплексом правовых нормативов, объединенных в едином акте и регулирующих конкретную область общественной жизни (к примеру, уголовную или гражданскую).
  • Положение или устав, которые являются комплексными актами специального действия. Важно отметить, что издание их осуществляется не только посредством законодательных, но и с помощью иных правотворческих органов (правительством, президентом и так далее).

В заключение целесообразным будет отметить существующие на сегодняшний день в российском государстве проблемы систематизации нормативных правовых актов. Таким образом, среди них актуальными являются следующие пункты:

  • Недостаточно эффективная обработка единой внутренней структуры касательно систематизации актов нормативно-правовой природы в плане согласованности.
  • Наличие большого количества формально действующих, но по факту утративших собственную силу законодательных и других нормативных актов.
  • Факт, предполагающий то, что некоторые нормативные акты, вплоть до уставов и конструкций субъектов российского государства, не согласованы с федеральными.

В процессе рассмотрения материала, затрагивающего вопросы систематизации нормативно-правовых актов Российской Федерации, выяснилось, что сегодня существует немало проблемных пунктов данной темы (к примеру, система источников действующего права так или иначе испытывает нужду в четком разделении труда, а также ясно поставленных целях). Тем не менее соответствующие органы государственной власти активно занимаются данными вопросами и, конечно же, все в большей мере совершенствуют совокупную систему.

кодификация

Кодификация – в общем понятии – это переработка какого-либо текста, его упорядочивание, путем разделения на абзацы, графы, главы и подглавы, выделения цитат и ссылок, для более легкой работы с этим текстом. Кодификация повсеместно используется для написания книг, газетных и журнальных статей и везде, где необходима работа с текстами. В юриспруденции кодификация применяется, как способ систематизации, совершенствования законодательства. В результате кодификации принимаются новые кодифицированные акты, среди которых имеются своды законов, положения, уставы, регламенты, основы законодательства и кодексы.

Кодификация — это упорядочивание определенного текста, то есть перенумерация его частей или разделение на главы, подглавы и параграфы. Также применяется для облегчения цитирования и ссылок в момент работы с имеющимся текстом. Кодификация является важной и прогрессивной частью в разного рода древних и современных текстов. Кодификация используется для составления дайджестов, книг, журналов и прочего.

Кодификация в юриспруденции — это метод систематизации, состоящий в глубокой переработке, изменении и обновлении некоторых правовых норм указанной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта.

К таковым кодификационным актам относят своды законов, положения, основы законодательства, кодексы, регламенты, уставы и прочее.

Рассмотрим, более детально, что значит кодификация.

Кодификационный акт характеризуется качественной новизной нормативно-правовых положений, которые в нем содержатся. Это совершенно новый акт
и по форме, и по нормативно-правовому содержанию, а также характеру. Определенные кодификационные акты, включая уголовный кодекс, гражданский кодекс и семейный кодекс РФ, носят так называемый общеотраслевой характер и включают в себя абсолютно все основные нормы указанной отрасли права. Другие акты кодификационного характера объединяют в себе нормы права указанной правовой подотрасли, например, таможенный кодекс таможенного союза, бюджетный кодекс и прочие; или даже института, например, устав патрульно-постовой службы, устав железных дорог, и прочие.

Систематизация законов страны по конкретным отраслям права происходит зачастую с пересмотром уже имеющегося или отменой несколько устаревшего законодательства.

Проведение кодификации


Кодификация всегда носит официальный характер. При проведении кодификации часть устаревшего нормативно-правового материала отбрасывается, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта вместе с сопутствующим специфическим содержанием.

Для кодификации присущи определенные признаки, среди которых таковые: ею занимаются исключительно компетентные правотворческие организации на базе конституционных или иных законных полномочий. По сути, кодификация – это деятельность, направленная на формирование нового нормативно-правового акта, который включает нормы, определенно отличающиеся от действовавших ранее.

Кодификационный акт представляет собой сводный акт, который соединяет воедино нормы разных актов, что регулируют ту же самую область отношений общественного характера. Кодификационный акт служит основным актом в указанной правовой отрасли, например, семейный кодекс и земельный кодекс. Кодификационные акты в принципе рассчитаны на продолжительное регулирование отношений общественного характера.

Кодификационные акты по своему содержанию, а также наименованию могут подразделяться на ряд основных видов.

Основы законодательства – это определенный вид кодификационного акта, который устанавливает одни из важнейших положений конкретной отрасли права или сферы госуправления. В федеративных государствах законодательные основы составляют нормативно-правовую базу в отношении кодификационной деятельности отдельных субъектов федерации.

Кодекс – это традиционный вид кодификационного акта, который детально регулирует конкретную сферу схожих общественных отношений. Создание
кодексов – это один из самых эффективных способов решения проблем с ликвидацией множественности актов, которые действуют по одним и тем же вопросам.


Устав – это нормативно-правовой акт, который регулирует определенную сферу госдеятельности, например, устав железных дорог или общественные уставы.

Положение – это нормативно-правовой акт, который детально регламентирует ряд вопросов, касательно статуса либо организации деятельности субъектов права, например, государственного органа, учреждения или организации.

Правила – это нормативно-правовой акт, который определяет порядок организации любого рода деятельности.

Кодификация как форма систематизации государства

На сегодняшнем этапе общественного развития систематизация нормативно-правовых актов осуществляется уже на стадии их опубликования в официальных информационных источниках. В таких изданиях они расположены по конкретной системе, в зависимости от юридической силы, принявшего их органа, юридической природы – нормативные они или ненормативные и прочее. Также каждому акту присваивается номер.

Кодификация законодательства – это вид коренной переработки нормативных актов, которые уже действуют в указанной сфере отношений, а также способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности и расчистки нормативного массива, а также уход от устаревших или не рентабельных норм.


При проведении процесса кодификации составитель спешит объединить и систематизировать рентабельные действующие нормы и переработать их содержание, а также согласованно изложить нормативные предписания, организовать наибольшую полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Ее цель – критически переосмыслить уже действующие нормы и устранить противоречия или несогласованности.

Можно сказать, что кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация. Ведь при проведения кодификации происходит качественный пересмотр действующих юридических норм, устранение несогласованностей, дублирований, противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отменяются неэффективные и устаревшие нормы.

Нормативный материал приводится законодателем в стройную, то есть во внутренне согласованную правовую систему. Таким образом, в замен ранее действовавшему большому количеству юридических нормативных документов предложен единый сводный акт, а его изданием достигается четкость, а также эффективность правового регулирования.

Кодификация — это также форма правотворчества. Она служит обобщением работающей регуляции, которая направлена на ликвидацию новых норм, отображающих возникшие потребности общественной практики и преодолевающих пробелы правовой регуляции.

Кодификация — это и форма усовершенствования законодательства в сущности.

Ее итогом есть новый возведенный законодательный акт относительно стабильного содержания, например, кодекс, положение, устав. Он замещает ранее действующие нормативные акты по этому вопросу. Сочетание в кодификации упорядочивание и обновление законодательство позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.

Кодификация – это также деятельность определенных правотворческих государственных органов по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта. Она осуществляется при помощи глубокой, всесторонней переработки действующего законодательства, а также внесения в него необходимых изменений. Кодификация может сопровождаться обработкой нормативных актов, с целью придать им последовательность, непротиворечивость и полноту.

Отличительные особенности кодификации

Кодификация характерна рядом отличительных черт:


  • в кодификационном акте формулируются нормы, которые регулируют наиболее важные и принципиальные вопросы, связанные с общественной жизнью и, которые определяют нормативные основы определенной отрасли законодательства;
  • данный акт регулирует достаточно большую сферу отношений, среди которых: брачно-семейные ,имущественные, трудовые отношения или борьба с преступностью и прочее.);
  • как итог усовершенствования законодательства, кодификационный акт являет собой некий сводный акт или упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он служит единым и внутренне связанным документом, который включает в себя проверенные жизнью или общественной практикой установленные нормы и новые правила, которые обусловлены динамикой социальной жизни или выявленными потребностями развития общества;
  • кодификация рассчитана в первую очередь на создание намного более устойчивых и стабильных норм, что рассчитаны на длительный период действия. Эффективность такого кодификационного акта очень зависит от объективных тенденций развития отношений, и их динамики;
  • предмет кодификации определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли. Таким образом, кодификация укрепляет системность нормативных актов, а также их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт возглавляет целую цепь взаимосвязанных нормативных актов, которые образуют определенную отрасль или подотрасль законодательства;
  • акт кодификации имеет значительный объем и сложную структуру. Можно сказать, что это своеобразный увеличенный блок законодательства, который обеспечивает более правильное построение системы нормативных предписаний и удобство их использования.

Кодификация в юридической практике

В юридической практике принято различать несколько видов кодификации:

  • всеобщая кодификация. Это принятие серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и создание объединенной внутренне согласованной системы таких актов, например, свод законов государства.
  • отраслевая кодификация. Охватывает законодательство определенной отрасли, например, уголовный или гражданский кодексы.
  • межотраслевая. Допускает объединение правовых норм по принципу регуляции значительной совокупности общественных отношений в сфере госдеятельности, отрасли хозяйства или социально-культурного строительства, например, воздушный кодекс, кодекс торговой мореходности и др. Такая кодификация служит дополнительным направлением кодификационных работ, имеющих существенное значение.
  • специальная. Это издание актов, которые регулируют конкретный правовой институт, например, кодекс торгового мореплавания, таможенный кодекс, кодекс об административных правонарушениях, и прочие.

Кодифицируемые акты внешне могут выражаться в разного рода формах. Одна из них — это основы законодательства, активно используемые законодательной практикой.

Основы законодательства обычно возглавляют те или другие отрасли или институты права, обеспечивают взаимная согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Обычно они разделяются на больших, отделены подразделы. У них определяются единственные для всех субъектов принципы регуляции, предоставляются определения важных понятий, которые используются в соответствующей сфере.

Однако наиболее употребляемым видом кодифицируемого акта является кодекс. Это большой возведенный акт, что детально и конкретно регулирует определенную сферу отношений и подлежит непосредственному приложению. Он может полностью поглощать все нормы определенной отрасли, например, криминальный кодекс, или содержать значительную по объему и наиболее важную часть таковых норм, например, кодекс законов о труде, гражданский кодекс. Рядом с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются нормы непосредственной регуляции, конкретные варианты поведения, что составляют основное их содержание.

Кодекс — это оптимальный вариант обобщения и систематизации законодательства по определенным направлениям, а также это действенное средство ликвидации большей части актов по одинаковым вопросам.

Теория права по характеру отношений, которые регулируются, делит все кодексы на отраслевые или межотраслевые. Отраслевые регулируют указанную сферу отношений общественного характера, которая определяет разделение права на определенные отрасли, включая криминальный и гражданский кодексы, а также кодекс законов о труде и т.д. Межотраслевой кодекс систематизирует нормы, которые собранны вместе не по отраслям права, а по другим основаниям, например сфера госдеятельности или отрасль хозяйства и социально-культурного строительства, а также объединенные
единственной концепцией, общими принципами регуляции значительной сферы отношений, включая воздушный кодекс, таможенный кодекс и т.д.

Интересы создание единой и логично согласованной системы законодательства подразумевает наличие преимущества в законодательной деятельности отраслевым кодексам как актам, непосредственно отображающим научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правовой регуляции. Если речь идет о принятии комплексных кодексов, тогда оно призвано быть дополнительным направлением выполнения кодификационных работ.

В юриспруденции существуют и иные виды кодификационных актов, среди которых: уставы, правила, положения и т.д.

Уставы — это своего рода комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение конкретных органов или определенную сферу госдеятельности. Как пример, можно выделить устав железных дорог.


Положения – регламентируют правовое состояние, задание и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, организаций и учреждений. Это кодификационные акты специального действия, выдающиеся не только лишь законодательными, однако и иными правотворческими органами.

Правила обычно содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации любого рода деятельности.

Иногда кодифицируемый акт может быть принят в форме закона без дополнительного названия, например, закон об образовании и другие. Отнесение того или другого закона к разряду кодификационных осуществляется в зависимости от его содержания, объема и сферы регуляции общественных отношений, направленности, на объединения действующих норм и одновременного внесения нормативных новелл.

Кодификация очень сильно способствует усилению стабильности действующего законодательства, а также созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов и обеспечивает оптимальную сбаласированность между уже действующими нормами. Также она является базой для создания в действующем законодательстве укрупненных нормативных блоков. Кодификация дает возможность решить две взаимосвязанные задачи – совершенствование и содержания, и формы законодательства. В перспективе, такие кодификационные акты должны стать основой для правотворческой и, конечно, законодательной деятельности.

Множественность и фрагментарность законов, их узкая тематика — это существенный недостаток законодательства, и он будет становиться все более рельефным с последующим формированием правовой системы, углублением правовой регуляции. Но, несмотря на это, необходимость быстро и оперативно заполнять пробелы в уже действующей регуляции, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, последующей демократизации общественной жизни, динамика социальных превращений объективно, требует от законодателя принимать отдельные акты из узких вопросов. В итоге, нормативный массив довольно интенсивно растет и, одновременно с этим, создается больше возможностей для появления новых несогласованностей и противоречий в действующей регуляции.


В перспективе, издание таких кодификационных актов должно перерасти в важную форму законотворчества. Главный путь преодоления множественности ряда нормативных актов, а также несогласованностей и противоречий регуляции — это рост внимания к кодификации законодательства и принятие соответствующих законов из увеличенных блоков регуляции. Необходимо совмещать отраслевую и межотраслевуе кодификации, при этом предоставляя определенное преимущество последний.

Итак, кодификация являет собой особый метод правотворчества. При проведении процесса кодификации, нормативный материал подвергается глубокой, коренной переработке и по своей форме, и по своему содержанию. Целью кодификации служит структурирование отрасли, под отрасли или правового института.

Мы коротко рассмотрели что такое кодификация, ее виды, суть и целесообразность проведения. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое - Кодификация, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность - это анонимно и всем видно.


В процессе систематизации можно выделить нисходящее и восходящее направление. При нисходящем направлении систематизация законодательства проходит путь от общего к конкретному, например, принимаются Основы законодательства, затем отраслевые кодексы и, далее, специализированные кодексы. При восходящем направлении систематизация законодательства проходит путь от конкретного к общему, например, вначале отдельные законы учитываются, затем инкорпорируются, далее принимается ряд консолидированных актов, за которыми идет принятие кодификационных актов, завершается развитие принятием Свода законов.

В науке определение субъекта систематизации позволило выделить такие ее виды, как официальная, официозная и неофициальная. Официальная систематизация имеет место в том случае, если ее результат принят или санкционирован правотворческим органом. Официозная систематизация имеет место в случае, когда работа систематизирующим органом проводится по поручению правотворческого органа, но не получает санкции последнего. Субъектами неофициальной систематизации являются издательства, научные и учебные учреждения, а также частные лица.

Выбор определенного способа расположения нормативного материала при систематизации нормативных правовых актов позволяет выделить такие ее виды как хронологическая, предметная и алфавитная.

Хронологическая систематизация основана на расположении систематизируемого нормативного материала в зависимости от даты его принятия. Предметная систематизация основана на расположении систематизируемого нормативного материала по предметному признаку (отраслям и институтам права, сфере деятельности), а алфавитная— по алфавиту.

Систематизация нормативных правовых актов предполагает использование широкого спектра приемов и способов юридической техники, различное сочетание которых позволяет вести речь о нескольких видах этой деятельности по совершенствованию законодательства. Относительно количества видов систематизации в теории права также нет на сегодняшний момент единой точки зрения. Классификацию видов систематизации нормативных правовых актов возможно провести по различным основаниям.

Среди множества точек зрения относительно количества видов систематизации верной необходимо признать позицию группы авторов, классифицирующих систематизацию с выделением в качестве ее видов инкорпорацию, консолидацию и кодификацию. Кроме того, следует отметить, что А. Ф. Шебанов [6, с. 152] и Д. А. Керимов [3, с. 90] рассматривают консолидацию как наивысшую разновидность инкорпорации, не выделяя ее в самостоятельный вид систематизации законодательства. С этой точкой зрения мы не можем согласиться, поскольку среди задач, которые призвана решать консолидация, практическими всеми исследователями определяется изменение содержания форм права. Вместе с тем, Ряд исследователей относит кодификацию к правотворческой, а не систематизационной деятельности. На наш взгляд, подобный подход сильно искажая предмет и методы кодификации, сужает сферу ее функций. Здесь, прежде всего, хотелось подчеркнуть, что никто из отечественных исследователей не отрицает, что в ходе кодификации нормы, их элементы не только создаются вновь. Полагаем, что, следует согласиться с Мнением В. Н. Карташова, полагающему, что кодификационная деятельность имеет смешанный характер, входя в сферу как систематизационной, так и правотворческой практики [1, с. 442].

Наряду с инкорпорацией, консолидацией и кодификацией отдельные исследователи уверенно выделяют в качестве вида систематизации учет нормативных правовых актов (А. С. Пиголкин [5, с. 31–32], Т. В. Кашанина [2, с. 332]). Согласно классической характеристике учета, данный вид соответствует способу систематизации, при котором производится инвентаризация, отбор и обобщение нормативных правовых актов субъектом правотворческой или правоприменительной деятельности в соответствии с предметом их деятельности.

Самостоятельным видом систематизации большинством авторов признается инкорпорация. Согласно устоявшемуся мнению инкорпорация соответствует способу систематизации, при котором происходит объединение нормативных правовых актов по каким-либо признакам в сборники. При применении инкорпорации новый нормативный правовой акт не принимается, а систематизируемые нормативные правовые акты остаются без изменений.

В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную (осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа [органов], который утверждает или иным способом официально одобряет подготовленное Собрание), официозную (полуофициальную) (правотворческий орган поручает издание собраний и сборников законодательства, но официально не утверждает и не одобряет его) и неофициальную (осуществляется субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе).

Наиболее приоритетным и политически значимым видом систематизации нормативных правовых актов принято считать кодификацию. В научной среде устоялось мнение о том, что кодификация является наиболее совершенной, прогрессивной и эффективной формой систематизации действующего законодательства.

Определение существенных отличий кодификации от прочих видов систематизации позволяет назвать следующие ее неотъемлемые признаки: субъектом кодификации может выступать только нормотворческий орган соответствующего уровня; все обработанные нормативные правовые акты заменяются одним новым; применяется внешняя и внутренняя обработка нормативного материала с возможностью кардинального изменения правовой материи путем создания новых норм права, отменой или модификацией действующих. Наличие существенных признаков кодификации позволяет сформулировать следующую дефиницию.

Кодификацию следует понимать как вид систематизации законодательства, в процессе которого нормотворческий орган все выбранные внешне и внутренне обработанные нормативные правовые акты заменяет одним новым с одновременной возможностью кардинального изменения правовой материи путем изменения норм права.

Необходимо подчеркнуть, что кодификация законодательства не представляет собой однообразной деятельности. В зависимости от комбинаций ряда существенных факторов, кодификация может быть классифицирована по различным основаниям на следующие типы: в зависимости от обрабатываемого нормативного материала на вертикальную и горизонтальную; в зависимости от объема обрабатываемого нормативного материала различают всеобщую, отраслевую и специальную (комплексную) кодификацию.

Итак, сравнительный анализ признаков и сущности системы права и системы законодательства, являющих собой результат систематизационной практики различного уровня и характера, позволяет определить, что систематизация права — это прежде всего доктринальная юридическая деятельность, а систематизация законодательства является наиболее реальным ее воплощением. В этой связи систематизация права представляется нам как особый вид юридической деятельности, в своей реализации проявляющийся как постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В систематизации нормативных правовых актов традиционно различают правотворческий и информационно-правовой аспекты.

Учитывая указанные нами суждения о системе права и системе законодательства, а также о значении систематизации, полагаем, что целью систематизации законодательства является приведение нормативных правовых актов, через их упорядочение, в согласованную систему, актуально и наиболее объективно отражающую систему права.

Вышеперечисленные положения о направлениях систематизации права показывают, что классификация видов и форм систематизации нормативных правовых актов в зависимости от используемого в юридической практике способа не имеет однозначной структуры (разными авторами выделяются и различные виды систематизации, и различное их количество) и нуждается в дальнейшем теоретическом исследовании с целью выявления наличия самостоятельности отдельных видов систематизации и признания их таковыми. Вместе с тем, занимая ведущее место среди видов систематизации законодательства, официальная инкорпорация, а также консолидация и кодификация способны в кратчайшие сроки решить основные задачи правовой систематизации и достигнуть ее основной цели.

  1. Карташов, В. Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2 т. Т.I /В. Н. Карташов; Яросл. гос. ун-т.– Ярославль: ЯрГУ, 2005.С. 442.
  2. Кашанина, Т. В. Юридическая техника. — М., 2007. — С. 332.
  3. Керимов, Д. А. Законодательная техника. — М., 1998. — С. 90.
  4. Михайлов, О. В. Систематизация нормативно-правовых актов как способ их совершенствования. — М., 2003. — С. 98.
  5. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А. С. Пиголкина. — СПб., 2003.-С. 31–32.
  6. Шебанов, А. Ф. Систематизация законодательства — важное условие совершенствования советского права // Право и коммунизм. — М., 1965. — С. 152.

Основные термины (генерируются автоматически): акт, правотворческий орган, вид систематизации, кодификация, систематизация законодательства, кардинальное изменение, нормативный материал, обрабатываемый нормативный материал, правовая материя, систематизируемый нормативный материал.

Похожие статьи

Учёт и систематизация нормативных-правовых актов в РФ.

В данной статье анализируется процесс учета и систематизации муниципальных нормативно- правовых актов. Ключевые слова: систематизация нормативно — правовых актов, учёт нормативно- правовых актов.

Систематизация налогового законодательства | Молодой ученый

Систематизация налогового законодательства — это упорядочение нормативных правовых актов

В юридической науке выделяют четыре вида систематизации налогового законодательства: учет нормативных актов, инкорпорацию, консолидацию, кодификацию.

К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт. Государствами устанавливается определенный порядок в общественных отношениях с помощью законодательства.

Проблемы кодификации права социального обеспечения в России

В статье подробно анализируется проблема кодификации нормативных правовых актов касающихся социального обеспечения. Так же выражаются взгляды ученых, предлагаются пути решения.

Кодификация нормативных правовых актов субъекта РФ

Кодификация как деятельность по систематизации и коренной переработке действующего законодательства путем разработки и принятия нового нормативно-правового акта – кодекса является высшей ступенью процесса регулирования общественных отношений.

Локальные нормативные акты вне системы нормативных.

Ключевые слова: систематизация нормативно — правовых актов, учёт нормативно- правовых актов.

правотворческая деятельность, Российская Федерация, правотворческий процесс, правотворчество, акт, нормативно-правовой акт, нормативный материал.

К вопросу о необходимости кодификации избирательного.

Кодификация нормативных правовых актов субъекта РФ. Согласно мнению Ю.А. Тихомирова [3] принятие в ряде субъектов Российской Федерации кодексов (Библиотечного, Избирательного, Музейного, Трудового и др.) неоправданно.

Правовая доктрина и ее участие в систематизации источников.

Четкость изложения нормативных правовых актов и правильная их систематизация в значительной мере зависят от применяемых в законодательстве терминов, которые ставят правовые понятия в точно определенные рамки.

Регулирование миграционных отношений в Таджикистане.

Помимо законов и иных нормативно — правовых актов, подзаконных актов, к источникам миграционного права, следует отнести судебные

Такое многообразие выдвигает на первый план задачу систематизации нормативного правового материала в области миграции.

Похожие статьи

Учёт и систематизация нормативных-правовых актов в РФ.

В данной статье анализируется процесс учета и систематизации муниципальных нормативно- правовых актов. Ключевые слова: систематизация нормативно — правовых актов, учёт нормативно- правовых актов.

Систематизация налогового законодательства | Молодой ученый

Систематизация налогового законодательства — это упорядочение нормативных правовых актов

В юридической науке выделяют четыре вида систематизации налогового законодательства: учет нормативных актов, инкорпорацию, консолидацию, кодификацию.

К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт. Государствами устанавливается определенный порядок в общественных отношениях с помощью законодательства.

Проблемы кодификации права социального обеспечения в России

В статье подробно анализируется проблема кодификации нормативных правовых актов касающихся социального обеспечения. Так же выражаются взгляды ученых, предлагаются пути решения.

Кодификация нормативных правовых актов субъекта РФ

Кодификация как деятельность по систематизации и коренной переработке действующего законодательства путем разработки и принятия нового нормативно-правового акта – кодекса является высшей ступенью процесса регулирования общественных отношений.

Локальные нормативные акты вне системы нормативных.

Ключевые слова: систематизация нормативно — правовых актов, учёт нормативно- правовых актов.

правотворческая деятельность, Российская Федерация, правотворческий процесс, правотворчество, акт, нормативно-правовой акт, нормативный материал.

К вопросу о необходимости кодификации избирательного.

Кодификация нормативных правовых актов субъекта РФ. Согласно мнению Ю.А. Тихомирова [3] принятие в ряде субъектов Российской Федерации кодексов (Библиотечного, Избирательного, Музейного, Трудового и др.) неоправданно.

Правовая доктрина и ее участие в систематизации источников.

Четкость изложения нормативных правовых актов и правильная их систематизация в значительной мере зависят от применяемых в законодательстве терминов, которые ставят правовые понятия в точно определенные рамки.

Регулирование миграционных отношений в Таджикистане.

Помимо законов и иных нормативно — правовых актов, подзаконных актов, к источникам миграционного права, следует отнести судебные

Такое многообразие выдвигает на первый план задачу систематизации нормативного правового материала в области миграции.

Читайте также: