Классный час правовая культура как составляющая общей культуры личности

Обновлено: 25.06.2024

Вступая в жизнь, молодым людям необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм.

Очевидно, что без правовых знаний просто невозможно стать полноценным гражданином, получить профессию, стать конкурентоспособным на рынке труда. Будущее современного человека, прежде всего, связывается с необходимостью найти своё место в мире профессий — профессий престижных, нужных обществу. Таким образом, важнейшей функцией современного образования становится процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации.

В настоящее время у большей части современной молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, молодые люди должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.

Анализ научной литературы и практики по формированию правовой культуры у подрастающего поколения позволил нам выявить следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в гражданах с высоким уровнем правовой культуры и низкой результативностью процесса правового образования;

– между развитой теоретической базой по правовому образованию и недостаточной практической разработанностью проблемы формирования правовой культуры обучающихся, в целостном педагогическом процессе школы;

Исходя из данных противоречий, можно выделить проблему, заключающуюся в необходимости изучения формирования правовой культуры, в особенности, правовой социализации школьника и особенностей интерпретации правовых норм под влиянием образовательного процесса, которые должны быть отражены в программе развития школы.

Однако проблеме формирования нравственно-правовых представлений школьников в системе образования уделено недостаточно внимания.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и, достигнув взрослого состояния, человек вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям - при переходе из одной социальной среды в другую.

Важнейшим элементом социализации является семья. Она составляет первое и самое близкое "социальное окружение" ребенка, и при этом сама входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток.

Одновременно семья - это и институт, который больше всего способен принести вред в процессе социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи, то есть отсутствие одного из родителей, девиации в поведении родителей, жестокое обращение с детьми - все это накладывает неизгладимый отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка.

Школа, как элемент социализации, принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами.

Еще одним важным элементом социализации является окружение сверстников. Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем слабее влияние на него родителей и учителей, тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания со стороны родителей.

Среди других элементов социализации следует выделить средства массовой информации и в первую очередь телевидение, социальные сети, компьютерные игры. Их влияние на все группы населения, и в особенности на детей и подростков огромно.

Началом правовой социализации учащимися становится усвоение в детстве норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований.

В процессе правовой социализации происходит постепенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функционировании гражданского общества и государства.

Таким образом, оптимальные формы работы по правовой социализации подростков должны отвечать следующим требованиям:

- позволять переживать ситуации реализации своих прав или препятствий и затруднений в пользовании своими правами;

- заставлять задумываться над проблемами прав человека в отношениях между людьми, а также между гражданином и государством;

- приводить к необходимости сформулировать свое собственное (а не социально желательное) мнение и свободно его высказать;

- учить общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами отдельных людей в обществе;

- создавать атмосферу равноправия и уважения, без которой говорить о правах человека просто бессмысленно.

Следует отметить, что рассматривая вопрос о формировании правовой культуры школьников, необходимо учитывать психологический, социологический, профилактический и воспитательный аспекты.

Социализация является эффективным качественным результатом воспитания, одного из аспектов образования. А формирование правовой культуры личности происходит в процессе правовой социализации, суть которой заключается в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии.

Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

· оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;

· использование ситуаций, максимально приближенных к реальности; оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;

· повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава

Учебно-воспитательная работа в условиях образовательной среды является важнейшим структурным компонентом процесса формирования нравственно-правовых ценностей школьника.

Формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования. Для более успешного и интенсивного развития правосознания обучающихся необходима организация соответствующей деятельности, в результате которой станет возможно развитие правового мышления и правового сознания детей в целом.

При проведении работы по формированию правовой грамотности школьников необходимо учитывать следующие особенности работы:

1. Учет возрастных и психологофизиологических особенностей школьников, а так же специфику интересов.

2. Формирование воспитывающей среды для школьников,

учитывающей их кругозор, широту интересов, способности и возможности.

3. Параллельно с групповой работой, уделялось внимание индивидуальному подходу к осуществлению психологической и социальнопедагогической работы по формированию правовой культуры школьников.

4. Учитывалась заинтересованность обучающихся в

самодетерминации через создание для них условий социализации и

При проведении психологопедагогической работы со школьниками

необходимо выделили следующие методы и формы работы:

· традиционный анализ конкретных ситуаций (глубокое исследование реальной или имитированной ситуации),

· метод проигрывания ролей,

· брейнсторминг (мозговые штурмы),

· метод морфологического анализа (коллективное принятие решений),

· формат одного вопроса,

Анализируя результаты работы по формированию правовой грамотности школьников можно отметить, что:

· Увеличился процент школьников, умеющих грамотно контактировать со сверстниками и педагогами, решать конфликты, уметь отстаивать свою точку зрения, знать свои права и уметь их отстаивать.

· Обучающиеся начинают более открыто высказывать свою точку зрения, отстаивая свои права, и становятся, более независимы от чужого влияния.

· После получения представления, знания у школьников сложились определенные установки и правильное понимание своих прав и обязанностей. Формируются правовые убеждения, умения, навыки и привычки, которые являются мотивами правомерного поведения.

· Повышается уровень социальной зрелости обучающихся, направленный на сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере образования и профессиональной сфере, ориентируемый на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала.

Однако, еще велик процент школьников, для которых характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов.

Кроме этого, можно выделить группу учащихся, у которых наблюдается

отсутствие интереса к учебе. В структуре ценностных ориентаций у этих обучающихся преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные

ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти школьники психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Правовая социализация учащихся должна рассматриваться как процесс приобщения школьников к социально-правовой среде, реализуемой через познание и осмысление правовых принципов и норм, формирование эмоционально-оценочного отношения, овладение навыками правового поведения и общения, освоение прав и обязанностей, формирование правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, умение применять на практике полученные правовые знания, оценивать собственную и совместную деятельность.

2. Основными психологическими компонентами правовой социализации учащегося являются: познавательный (освоение правовых норм, приобретение знаний правовых отношений); ценностно-ориентационный (регуляция поведения личности с позиции правовых норм, оценка собственной и совместной деятельности, понимание ее правовой значимости); деятельностный (активность личности в правоприменительной деятельности, проявление ее индивидуальности).

3. Психологическим механизмом правовой социализации является взаимосвязь мотивов, целей, средств и результатов процесса овладения старшеклассниками ценностями и правовыми нормами, принятыми в обществе.

4. Психологическими условиями, обеспечивающими эффективную правовую социализацию, учащихся являются:

- организация взаимодействия педагогов и учащихся, направленного на формирование правового сознания и правового поведения (сотрудничество, партнерство, лидерская позиция взрослого);

- интеграция теоретического и практического видов подготовки учащихся к правоприменительным действиям;

- учет динамики социальной ситуации развития старших школьников;

- психолого-педагогическое и информационное обеспечение процесса правовой социализации учащихся старших классов.

В наше время образование является той сферой духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Поэтому, одним из главных вопросов образования становится вопрос нравственного воспитания обучающего, в которой самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая ценность.

Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Г.С. Абрамова. М.: Академический проект: Алма мастер, 2005.- 704 с.

2. Айзерман, JI. С. Уроки нравственного прозрения/ JI. С. Айзерман. М.: Педагогика, 2003.-129 с.

3. Андреева Г.М., Хелкима К.Н., Дубровская Е.М. и др. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ сер. 14. Психология - 2007 - № 4 - С.31 - 41.

4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2009 - 376с.

5. Беляев, М.Ф. Основные положения психологии интереса / М.Ф. Беляев // Уч. Зап. Иркутского ГПИ. - Иркутск, 2000. - Вып. V . - С. 212 - 257.

6. Белякович, Н.Н. Права и свободы человека: практ. пособие/ Н.Н.Белякович. Мн.: Молодежное научное общество, 2001. - 174 с.

7. Блюмкин, В. А. Нравственное воспитание (философско-эстетические основы) / В. А. Блюмкин. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990.-143 с.

8. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 2002. - С.7-45.

9. Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. М.: Знание, 2007. - 64 с.

10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 2004. - т. 4. - 432 с.

11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 2003. - т.3. - С.5 - 329.

12. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация личности.// Сов. Педагогика - 2001 - №2 - С.38 - 43.

13. Гуляхин В.Н. Правовая социализация человека//М:Юстицинформ, 2014.-282 с.

14. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977.-333 с.

15. Забавский, И. В. Общая теория права: учебно-метод. комплекс/И.В.Забавский. Мн.:Веды, 2004.- 186 с.

16. Заяцковский О.А. Проблемы правовой социализации в условиях аналитики российского общества//Вестник балтийского университет . 2010 - № 9

17. Иванов, Г. И. Права человека: История, теория, современность / Г.И.Иванов. Мн.: НИУП, 2002. - 184 с.

18. Кацубо, С.П., Жорова, М.А. Семья в жизни человека: правовые основы. - Гомель: Рес. унит. предприятие "Центр науч.-тех. и деловой информации", 2003. - 88 с.

2. Организовать проектную работу в гру ппах . С этой ц елью необходимо:

1.1 Обеспечить учащихся теоретическими материалами по заданной теме;

1.2 Составить опросник для проведения социологического исследования у чащих ся

3. Создать общий проект на тему « Состояни е правовой культуры учащихся и пути ее

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Урок представляет собой работу над единым проектом, который предс тоит создать из

На предшествующем уроке класс делится на 3 проектные гр у ппы, каждая из которых

получает задание подготовить мини - проект на предложенную тему:

3. Статистические данные о состоянии правовой к у льтуры граждан России (из материалов

исходя из личного опыта, пу т ем проведения мозгового штурма, используя

Учитель знакомит учащихся с задачами у рока и со общает о том, что основной его целью

является создание коллективного проекта, который носит практико - ориентированный

характер с элементами исследования и предполагает создание некоего конечного

продукта в виде перечня рекомендаций для реше ния выявленной в ходе исследования

2. Презентация группами подготовленных мини - проектов и их обсуж дение.

целесообразнее включить детей со слаборазвитыми коммуникативными компетенциями,

После знакомства с резу льтатами социологи ческого опроса, проведенного гру ппой №2,

учащимся предлагается проанализировать полученные данные с точки зрения:

- владения учащимися элементарными правовыми знаниями ;

- готовности их быть законопослушными гражданами (в том числе в школе) ;

Нетрудно догадаться, что независимо от полученных цифровых значений, бу дет сделан

вывод о необходимости повышения уровня правовой культуры.

Перечень мероприятий, направленных на достижение данной цели, эт о задача группы №3.

2. Работа над основным проектом «Состояние правовой культуры уч ащихся и пути

Учитель объясняет, что в ходе проведенной работы, у чащиеся принципе с оздали п роект,

осталось придать ему законченный вид. Для этого у чащимся необходимо :

- четко сформулировать проблему, цель и задачи проекта;

Основная работа заключается в умении объединить все полученные в ходе

предварительной работы материалы, сделать грамотные выводы и оформить полученный

Определить уровень правовой ку льт уры у ч - ся МБОУ СОШ №1 и п редложить пути

2. Провести опрос учащихся школы с целью определения уровня их правовой ку льт уры .

3. Выявить основные проблемы во взаимоотношениях закона и молодежи

Состояние правовой культуры современных школьников оставляет желать лу чшего и

стребует специально организованной работы для ее по вышения.

Рекомендации по проведению мероприятий, направле нных на повышение правовой

1. Какой документ определяет права молодежи в нашей

стране? ____________________________________________________________________

2. Кто защищает твои права ? __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Ты соблюдаешь все законы, с которыми сталкиваешься в жизни ?

Почему ? ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Почему? ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. С какого минимального возраста ты несешь правовую ответственность

8. Считаешь ли ты современные российские законы справедливыми?

Почему?______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9. Считаешь ли ты труд работников правоохранительных органов достойным уважения?

Почему? ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

10 . Почему, на твой взгляд, люди чаще всего нару шают законы в нашей стране?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В нашем городе? _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Степень развития правовой культуры достаточна важна. Че ловек с разви тыми

правовыми чувствами , по меньшей мере , не станет правонарушителем, он буде т вести

себя в соответствии с законами, окажется законопослушным гражданином, а это в наше

время , изобилующее нарушениями социальных норм, не так уж и плохо. Еще лучше

осознать необходимость в элементарных правоохранительной активности, умении и

способности защищать права свои и окру жающих людей.

В процессе работы , направленной на развитие правовой культуры школьников, должны

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед любым государством, – правовая культура личности, так как она имеет непосредственное влияние на общее развитие социума и всего государства. Это теоретическая основа государства и составляющая других форм правовой культуры:

Взаимодействие между индивидуумами в обществе регламентируется законодательными актами. Правовая культура проявляется в трудовых отношениях, общечеловеческих и социальных, в профессиональных группах, этнических и других общественных формированиях. Поэтому для каждого государства очень важно обучение основам права своих граждан на постоянной основе, так как эта ценность является основополагающей для развития полноценного социума.

правовая культура личности

Терминология

Культура как таковая – это прогресс в развитии человечества, который определяется не материальными факторами, а духовными. Это те показатели, которых добились люди за сотни лет существования во всех сферах жизни, благодаря которым улучшили условия жизни, то есть совершенствовали форму своего существования.

Правовая культура – это достижения человечества в сфере развития правоотношений и самого государства, в формировании прав и свобод каждого гражданина. Она является неотъемлемой частью общей духовной целостности общества.

Виды правовой культуры

Выделяют 3 ее вида в зависимости от носителя:

- культура отдельной группы;

- правовая культура личности.

Поговорим о каждом виде отдельно.

Культура общества

Это система ценностей, накопленная людьми в конкретном обществе. Составляющие элементы:

- юридическая практика в государстве;

- соблюдение законов и порядка;

- общий уровень правосознания;

- общее состояние законодательной базы и прочие.

правосознание это

Культура группы

Многие специалисты в области права против выделения этого пункта в классификации, тем более выделения как отдельного вида, так как для нее характерны все факторы, которые присущи правовой культуре общества. Основной акцент правовой культуры группы – это то, как отдельно взятый человек строит свои отношения в отдельной взятой группе, среди друзей или на работе.

Культура личности

Правовая культура личности - это уровень правового развития, социализации и воспитания каждого гражданина страны. Важно понимать, насколько гражданами усвоены основы и как они используются на практике. Характерные особенности:

- информирование и формирование юридической зрелости каждой личности;

- превращение полученных знаний в привычку и норму поведения;

- готовность каждого человека действовать согласно установленным правовым нормам;

- умение отстаивать свои права, если они нарушены.

Основной акцент – это не только знание юридических правил, но и использование знаний на практике, причем постоянно. Правоотношения с другими субъектами права, окружающей средой должны строиться только с соблюдением законов.

Специфика правовой культуры личности

Любая культура – это прежде всего стремление к цивилизованному образу жизни, повышение духовных, поведенческих, интеллектуальных и психологических ценностей отдельно взятой личности и общественности в целом. Правовая культура личности – это не только понимание правовых основ и процессов, но и неукоснительное соблюдение закона. При этом поведение человека не должно постоянно стимулироваться правоохранительными органами, выработанные обществом нормы должны стать привычными для каждого его члена.

правосознание это

Ниже перечислим элементы правовой культуры личности. Их три, и все они важны. Итак, это:

- знание законодательства, причем не только теоретическое, но и практическое применение знаний на практике, соблюдение законов;

- привычка, точнее, формирование личного отношения к праву, что должно прослеживаться в правомерном и законопослушном поведении;

- умение индивидуума применять на практике свои знания в сфере юриспруденции, способность защитить свои права и свободы, не нарушая при этом закона.

Правосознание

Правосознание – это неразрывная связующая между обществом, личностью и правовой культурой. Оценка и критика, пожелания и ожидания в конкретной сфере права, осознание социальной деятельности. Культура полностью опирается на правовое сознание, и наоборот.

Функции правосознания

1. Познавательная. Это осознание человека правовых явлений и правоотношений в целом.

2. Оценочная. Это формирование представлений о праве и самой идее правового общества. На основе этих представлений каждая личность строит свое негативное или позитивное отношение к отдельным нормам и к законодательству в целом.

3. Регулятивная. Это полное понимание и построение модели поведения согласно нормам действующего права.

знание законодательства

Формирование правовой культуры

Верховенства права можно достичь исключительно в обществе, где правосознание максимально развито, поэтому одна из самых основных задач любого правительства – воспитание ответственности за свои действия у граждан. Именно воспитание правовой культуры – это одна из самых эффективных мер по предотвращению правонарушений и борьбе с преступностью.

Правовое воспитание включает в себя систематическое воздействие на сознание индивидуумов, формирование культуры поведения каждого члена общества. И достигается оно за счет следующих средств:

1. Правовое обучение. Суть методики в том, чтобы передать каждому гражданину все накопленные знания в обществе в сфере правоотношений. Научить каждую личность защищать свои права, отказаться от нарушения закона, сформировать позитивное отношение к законодательству. Естественно, к каждому гражданину должен быть индивидуальный подход. Обучение проводится в школах, средних и высших заведениях, на лекциях и семинарах.

2. Правовая пропаганда неразрывно связана с обучением. Кто-то будет соблюдать правила только на основании того, что он имеет общее представление о праве и законодательстве. В других личностях необходимо воспитывать правосознание постоянно через лекции и специальных пропагандистские мероприятия. Понятное дело, что не требуется от каждого гражданина знания законов на уровне опытного юриста, но основы обязан знать каждый.

3. Юридическая практика. Вне зависимости от того, сколько правительство страны тратит на пропаганду и обучение, повышение правосознания своих граждан, без нормальной работы судебных инстанций, прокуратуры и правоохранителей правовая культура общества не будет существовать в государстве. Любой гражданин будет поступать так же, как судебные и властные структуры. Если чиновники обходят закон, то и граждане будут пытаться его обойти.

Юридическая практика на фоне государственного правосознания – это устранение бюрократизма и взяточничества.

4. Самовоспитание. Не на последнем месте стоит самовоспитание. Если гражданин осознает, что он должен следовать букве закона, заниматься повышением уровня образования, то это огромная профилактика противоправных действий. Такой линии поведения должны придерживаться не только юристы-практики, но и все граждане страны.

правосознание это

- повышение профессионализма государственных чиновников всех уровней;

- практическая реализация конституционной нормы – верховенства права;

- поощрение правомерного поведения, а не только воздействие через карательные меры на правонарушителей.

Наряду с этим гражданин должен понимать, что все правовые и гражданские институты направлены на реализацию его прав, их защиту. А это прямая обязанность государства.

Социализация личности в области права

Не на последнем месте стоит и правовая социализация личности. Социализация в рамках философии и психологии рассматривается как становление личности, развитие и формирование социальной сущности каждого гражданина. Правовая социализация – это одна из составляющих общей социализации индивидуума.

Составляющие правовой культуры и социализации реализуются следующими путями:

- формирование отношения личности к другим индивидуумам;

- поведение гражданина в целом в обществе и его отношение к государству;

- отношение к самому себе.

Для формирования правовой социализации необходим постоянный анализ, и не только положительных факторов. Очень важно, какие компоненты права оказывают негативное влияние на личность человека. Это может быть неточность формулирования отдельных норм закона, противоречивость актов, сложность и объемность сводов законодательных актов. Все это может приводить к тому, что человек начинает антиобщественную деятельность, в некоторых случаях может дойти даже до бунтов. Тогда происходит так, что социализация и правосознание – это не норма для членов общества, а в результате растут преступность и неповиновение.

На практике государство обязано постоянно обновлять компоненты и нормы социальной среды, адаптировать их к нынешним реалиям и стремиться к формированию демократии в обществе со всеми признаками гуманизма и справедливости.

Правомерное поведение: понятие, признаки, виды

Правомерное поведения трактуется как таковое, что полностью соответствует нормам, принятым в конкретном обществе. Оно должно одобряться всеми членами общества и быть общественно полезным. Давайте попробуем разграничить полезность и правомерность. Например, можно и не ходить на выборы - это вполне правомерно, но не имеет никакой пользы для общества.

Признаки правомерности действий

1. Внешне поведение выражается в действии или бездействии, главное - чтобы все было в рамках дозволенного.

2. Поведение является юридически значимым, то есть влечет за собой юридические последствия.

3. Носит осознанный характер.

4. Со стороны государства поощряется путем разрешительных и охранительных норм.

По социальной значимости правомерное поведение может быть:

  • необходимым для всего общества в целом (к примеру, необходимость отслужить в армии);
  • желательным для государства (например, научные исследования);
  • допустимым, то есть таким, которое, может, и порицается членами общества, но вполне допустимо по нормам законодательства (например, деятельность религиозных обществ).

правовая культура личности

Правомерное поведение классифицируется и по мотивам совершения поступков:

1. Социально-активное поведение – это действия индивидуумов, полностью совпадающие с нормами закона. Объект права полностью осознает и принимает действующее право и порядок.

3. Маргинальное поведение. Характеризуется тем, что индивидуум следует предписаниям действующих норм только под влиянием угрозы или по принуждению. Лишь только послабляется контроль со стороны государства, поведение маргинала сразу становится противоположным и противоправным.

Гражданская и правовая культура: объединяющие факторы

Безусловно, правовая культура - это многослойное и значимое явление. Но оно немыслимо без гражданской культуры. Гражданская и правовая культура личности неразрывно связаны и не могут существовать друг без друга.

элементы правовой культуры личности

Гражданская культура – это качество человека, которое включает в себя уважение к окружающим, любовь к Родине, толерантность к другим расам и вероисповеданиям. Сама гражданская ответственность есть не что иное, как результат воспитания в правовой сфере, политической и моральной. Основы гражданской культуры закладываются в семье и учебных заведениях. В школе дети познают основы государства и права, основы управления государством, формирования властных структур, права и обязанности граждан и правительства. В формировании правовой и гражданской ответственности имеет большое значение и семья: от мнения и общественной позиции родителей зависит и отношение к обществу детей.

На сегодняшний день не все страны могут похвастаться хотя бы средним уровнем правовой культуры своего населения, а у многих вообще отсутствует правовая культура общества, что подтверждается высоким уровнем преступности. Как правило, тому виной отсутствие общедоступности к нормативным документам, слабая пропаганда и практически полное отсутствие желания у правительства повышать уровень гражданской и правовой культуры, вовлекать население в правотворческую деятельность.


Воспитание растущего поколения в России сегодня происходит в условиях становления правового государства, изменений в различных сферах общественной жизни. Создание демократического законного государства связано с процессом формирования правовой культуры общества.

Правовая культура обеспечивает предоставления свободы и безопасности личности, гарантирует правовую защиту человека и формирует гражданскую активность, основывает моральную атмосферу, где все люди защищены от произвола и могут беспрепятственно осуществлять свое творчество.

В то же время криминализация нашего общества, связанная с возрастанием молодежной преступности, юридический нигилизм, недостаточная инициативность правоохранительных органов и многие другие проблемы потребовали пересмотра ряда положений правовой культуры. В настоящее время использовать юридические, нормативные акты должен уметь каждый гражданин России, начиная с малого возраста. Это может быть реализовано только при условии формирования правовой культуры.

Одной из особенностей зрелого общества является существование совершенной системы правового регулирования. Основа этой системы – высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в нашей стране демократического государства, нужно воспитывать активных молодых людей с выработанным знанием права.

Человек, достигший восемнадцати лет, будучи абсолютно дееспособным гражданином должен ясно знать свои права и обязанности. К сожалению, в наше время молодые люди не обладают в полной мере такими знаниями. В чем же причина такого невежества? Причин много: и нежелание ребенка получать эти знания, и недостаточно качественная работа специалистов в этом плане, и ограниченность школьной программы. Некоторые школьники просто не понимают, зачем им нужны правовые знания, ведь многие из них еще не попадали в такие ситуации, когда нужно их применить. Задача учителей – объяснить ребенку всю важность и значимость правовой культуры. В стандартной программе обучения обучающиеся касаются этого на уроках обществознания, а кроме того – только на классных часах и факультативах.

Для формирования этих качеств необходимо разнообразие форм: не только лекций и бесед, но и практикумов, на которых учитель предлагает ученикам разобрать различные правовые ситуации [1].

Конечно, ребенок, не достигший восемнадцати лет, сможет защищать некоторые свои права только в присутствии своего законного представителя (например, если дело касается серьезных разбирательств в суде по поводу насилия над ребенком, жестокого обращения). Однако знания, отношения и опыт, составляющие правовую культуру, будут востребованы в различных жизненных ситуациях, в том числе, в таких, где от наличия у ребёнка правовой культуры зависит его личная безопасность.

В современных исследованиях проблем правового воспитания определяются задачи, формы и средства формирования правовой культуры школьников.

- расширять у школьников запас правовых знаний, знакомить их с правовым и политическим устройством общества, формировать базу правового и политического сознания личности;

- научить школьников приемам безопасного и ответственного поведения, воспитать умения пользоваться своими правами, личными свободами и следовать своим обязанностям, научить ребят разбирать политическую информацию;

Итак, правовая культура – это совокупность правовых знаний и умений, моральных и правовых ценностных идеалов личности, которые реализуются в процессе жизнедеятельности людей, соблюдение правовых требований и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности, поэтому ее изучение необходимо в школах нашей страны. Целенаправленное формирование правовой культуры школьника – необходимое условие его личной безопасности, и ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы уметь пользоваться ими в любой жизненной ситуации, где это необходимо.

1. Завьялова М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся [Текст] / М.С.Завьялова // Современные технологии образования: сборник научных трудов 5-й межрегиональной заочно научно-практической конференции. – Красноярск: КГУ, 2006. С.30-45.

2. Соломенко Л.Д. Формирование правовой культуры учащихся [Текст] / Л.Д. Соломенко // Практика административной работы в школе. – 2003. – №3. – С.54-58.

3. Тихонравов Ю.В. Основы философии права : учеб. пособие [Текст] / Ю.В. Тихонравов. – М. : Вестник, 2003.

Читайте также: