В каких случаях государство освобождает человека от уголовной ответственности за захват заложника

Обновлено: 28.06.2024

Структурно статья 206 УК РФ состоит из четырех частей, при этом часть первая раскрывает термин захвата и удержания, а вторая включает в себя семь квалифицирующих признаков:

  1. Совершение злодеяния группой лиц, вступивших в предварительный сговор между собой. Квалификация их действий, с учетом распределенных ролей, осуществляется через ст. 33 УК РФ;
  2. Совершение захвата, сопряженного с опасным для жизни и здоровья пленников насилием;
  3. Применение в ходе осуществления злодеяния оружия, а равно предметов, используемых как оружие. Этот шаг осуществляется с целью подавления воли плененных лиц к возможному противодействию;
  4. Пленение лица, являющегося для преступника заведомо несовершеннолетним;
  5. Удержание в заложниках беременной женщины. Об этом факте должно быть хорошо известно преступнику. В частности, указанное состояние может быть очевидным и наблюдаться визуально;
  6. Захват в заложники двух и более граждан;
  7. Осуществление преступления из корыстных соображений или по найму.

Ответственность и законное наказание по 206 УК РФ

Ответственность за преступное деяние является жесткой и справедливой мерой и напрямую зависит от его квалификации.
Часть первая предусматривает реальное лишение свободы от 5 до 10 лет.

За совершение действий, содержащих в себе квалифицирующие признаки части второй, установлено наказание в виде лишения свободы от 6 до 15 лет, с прибавлением ограничения свободы от 1 до 2 лет.

Часть третья, устанавливающая ответственность за причинение человеку смерти по неосторожности, а равно наступление иных тяжких последствий, предусматривает лишение свободы от 15 до 25 лет, с прибавлением ограничения свободы от 1 до 2 лет.

Санкция части четвертой рассматриваемой статьи предусматривает альтернативную ответственность за убийство в виде:

  • лишения свободы от 15 до 20 лет;
  • лишения свободы пожизненно.

Действующим примечанием к статье 206 УК РФ предусмотрено, что лицо, инициативно отпустившее заложника, выполнившее требование власти по освобождению гражданина, не привлекается к уголовной ответственности, если в его деянии отсутствуют признаки другого преступления.

Комментарий к статье 206 УК РФ

1. Объективная сторона преступления характеризуется двумя альтернативными действиями:

1) захватом заложника;

2) удержанием заложника.

3. Удержание означает насильственное воспрепятствование возвращению ему свободы, содержание в помещении, которое заложник не может самостоятельно покинуть.

4. Захват заложника — длящееся преступление с формальным составом, признается оконченным с момента лишения потерпевшего фактической свободы. Неудавшаяся попытка захватить заложника квалифицируется как покушение на преступление.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью — принудить государство, организацию или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условие освобождения заложника (обеспечить выезд из страны, передать крупную сумму денег; могут выдвигаться требования политического, имущественного, националистического, религиозного, криминального характера и т.д.).

6. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 14 лет.

7. Если смерть заложникам причиняется умышленно, то деяние должно квалифицироваться по ч. 4 ст. 206.

8. Примечание к ст. 206 предусматривает условия освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно или по требованию властей освободившего заложника, если в его действиях нет иного состава преступления.

Основы поведения при нахождении в роли заложника

Специалистами разработаны правила поведения для лиц, оказавшихся в роли заложников:

Внимание! Соблюдение указанных правил безопасности поможет сохранить жизнь и здоровье и окажет посильную помощь представителям спецслужб в освобождении заложников и ликвидации террористов.

Разница в захвате и похищении человека

Законодатель проводит четкую грань между захватом заложника и похищением человека:

  1. При похищении лица объектом преступления выступает личная безопасность, при захвате заложника — общественная;
  2. Для захвата заложников характерна открытость деяния, о совершенном преступлении сразу же извещаются средства массовой информации. Похищение осуществляется тайно, при этом преступники желают скрыть свое злодеяние, руководствуясь зачастую корыстными мотивами;
  3. При захвате людей в заложники место совершения преступления чаще всего остается неизменным, похищение характеризуется насильственным перемещением лица;
  4. Изъяв человека из привычной ему среды, злоумышленники предъявляют свои требования к узкому кругу лиц, которыми являются его родные и близкие. При захвате заложников требования более глобальны, и часто адресованы государственным органам.

Комментарии к статье, как источник дополнительной информации

Как написать курсовую работу по логопедии

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования — это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Примеры случаев захвата заложников

В истории истекших лет достаточно примеров по захвату заложников, при которых злоумышленниками выдвигались конкретные требования в качестве условий освобождения плененных граждан.
Так, в октябре 2002 года виновным лицам удалось захватить в заложники несколько человек в г. Москве. Условием их освобождения ставилось требование о прекращении боев в Республике Чечня.

Попав в подобную ситуацию, не нужно впадать в отчаяние. Следует набраться мужества и стойко перенести все тяготы и лишения, уготованные судьбой. Необходимо помнить, что помощь рядом, поскольку сотрудники спецслужб уже готовят план по освобождению заложников и уничтожению террористов.

Видео о статье 206 Уголовного кодекса РФ

Замечание 1
Заложник – это человек, захваченный и удерживаемый захватчиком с целью принудить государство, организацию либо отдельных лиц совершить некое действие (либо воздержаться от его совершения), выполнение которого является условия освобождения удерживаемого человека.

При удержании заложника происходит насильственное воспрепятствование возвращению свободы заложнику. Требования лица, удерживающего заложника, могут быть обращены любому государству, организации или какому-либо гражданину.

Захват заложника посягает не только на общественную опасность, но и на здоровье, жизнь, неприкосновенность и личную свободу человека. В отдельных случаях захват заложника может привести к международным осложнениям, то есть признается преступным деянием международного характера. Международная конвенция ООН регламентирует сотрудничество государств в борьбе с захватом заложников.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Захват заложника 440 руб.
  • Реферат Захват заложника 260 руб.
  • Контрольная работа Захват заложника 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Захват заложников происходит открыто или тайно, с насилием или без, опасным или нет для здоровья и жизни способом.

Захват заложника представляет общественную опасность, что заключается в том, что:

  • общественной безопасности нанесен вред;
  • удерживаемое или захваченное лицо лишено свободы;
  • нормальная деятельность организации, государства или гражданина дезорганизована и др.

Лицо, совершает преступление захвата заложника, если он удерживает или захватывает иное лицо, угрожает убийством, наносит физические травмы и т.д. с целью того, чтобы заставить третью сторону (юридическое или физическое лицо, группу лиц, межправительственную международную организацию, государство) совершить определенный акт, как необходимое условие (косвенное или прямое) для освобождения заложника.

1. Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

ж) в отношении двух или более лиц;

з) из корыстных побуждений или по найму, -

наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку, -

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание. Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Статье 206 УК РФ

1. УО за захват заложников установлена 10 июля 1987 г. в связи с ростом международного терроризма и присоединением СССР к Международной конвенции о борьбе с захватом заложников, принятой сессией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г. .
--------------------------------
Сб. международных договоров СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С. 99 - 105.

2. Захват заложников в России - достаточно частое явление, значительно распространившееся в связи с военными действиями в Чечне. Нередки захваты заложников в исправительных учреждениях и следственных изоляторах в целях как совершения побега, так и изменения режима, получения различных привилегий, освобождения отдельных лиц и т.п.

3. Объект преступного посягательства - общественная безопасность. Дополнительный объект - личная свобода человека, а факультативные объекты - жизнь захваченного в качестве заложника.

4. Потерпевший (заложник) - захваченное виновным физическое лицо, гражданин Российской Федерации, иностранец или лицо без гражданства. Заложником может быть как одно лицо, так и группа лиц.

5. Объективная сторона составов преступления состоит в захвате заложника или удержании лица в качестве заложника.

6. Захват заложника - это завладение человеком с последующим ограничением свободы его передвижения. Захват может быть осуществлен тайно или открыто, путем обмана, без насилия или с насилием, в том числе и с применением оружия.

7. Удержание лица в качестве заложника есть насильственное воспрепятствование выходу заложника из того или иного помещения.

8. Требование, предъявленное виновным государству, международной или иной организации или гражданам, может носить как имущественный (денег, транспорта, вещей), так и неимущественный (освободить от занимаемой должности, из заключения, прекратить уголовное преследование и т.п.) характер.

8.1. Наиболее часто захват заложников сопровождается требованием предоставить транспорт (чаще самолет), крупную сумму денежных средств (обычно в иностранной валюте), оружие и наркотики и не препятствовать преступникам вылететь в другую страну.

9. По ч. 1 коммент. статьи следует квалифицировать захват заложника или его удержание, сопровождающиеся насилием, не опасным для жизни и здоровья (см. коммент. к ст. 161), или угрозой насилия. Угроза может быть в форме угрозы убийством (устной или путем демонстрации оружия), угрозы причинения вреда здоровью различной тяжести. Угроза возможна как в момент захвата, так и после него. Она адресуется потерпевшему или его близким, должностным лицам государства (президенту, министрам, главам администраций) или юридическим лицам (администрации исправительного учреждения, руководителю предприятия, организации или учреждения). Угроза должна восприниматься как реальная.

10. Преступление окончено (основным составом) в момент захвата или удержания лица, если захват был осуществлен другими лицами. Само же преступление длящееся, прекращается в момент освобождения заложника из плена как им самим, так и виновным. Продолжительность удержания значения не имеет.

11. Субъективная сторона - прямой умысел и специальная цель - принуждение государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие (освободить арестованного или осужденного, передать деньги и оружие и т.п.) либо воздержаться от совершения какого-либо действия (не возбуждать УД, не разрушать здание или иную постройку, не использовать землю в соответствии с намеченной программой и т.д.) как условия освобождения заложника. Мотивы на квалификацию не влияют.

12. Субъект преступного посягательства - гражданин Российской Федерации, или иностранец, или лицо без гражданства, вменяемое, достигшее 14 лет.

13. Квалифицирующие и особо квалифицирующие обстоятельства, предусмотренные ч. 2 и 3 коммент. статьи, в основном совпадают с таковыми похищения человека (см. коммент. к ст. 126), за исключением признака захвата заложника по найму. В данном случае имеется в виду захват заложника, осуществленный лицом, специально нанятым для этой цели. Исполнителем в этой ситуации выступает лицо (лица), захватывающее заложника или удерживающее человека в качестве заложника за вознаграждение, предложенное подстрекателем или организатором. Вместе с тем следует иметь в виду, что квалифицированный вид захвата заложника (ч. 2) образует лишь реальное применение насилия, опасного для жизни и здоровья, т.е. причинение заложнику или иному лицу, препятствовавшему захвату или удержанию заложника, легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Захват заложника, сопровождавшийся угрозой такого насилия, влечет УО по ч. 1 ст. 206.

14. Об организованной группе (ч. 3) см. коммент. к ст. 126.

15. О причинении по неосторожности смерти человеку (ч. 3) см. коммент. к ст. 126.

16. Тяжкие последствия, предусмотренные ч. 3 коммент. статьи, включают в себя крупный материальный ущерб как результат уничтожения имущества граждан, предприятий и учреждений любой формы собственности, а также международный или межнациональный конфликт, порожденный захватом заложников.

17. Захват заложника отличается от похищения и незаконного лишения свободы открытым и дерзким характером действий виновного и наличием определенных требований, обращенных к государству, международной и иной организации и гражданам.

18. Похищение человека, как и незаконное лишение свободы, может быть актом мести, ревности, ненависти и не сопровождаться какими-либо условиями или требованиями, обращенными к потерпевшему или его близким. Если же упомянутые преступления сопровождались имущественными требованиями, то такие требования предъявляются самому потерпевшему или его близким втайне как от других лиц, так и от правоохранительных органов. Захват заложника является специальной нормой по отношению к незаконному лишению свободы, а поэтому имеет приоритет при конкуренции этих норм.

19. Причинение любого вреда (в том числе и лишение жизни) лицам, захватывающим или удерживающим заложника, является правомерным, если оно совершено в состоянии необходимой обороны. Причинение вреда третьим лицам в процессе пресечения захвата или освобождения заложника следует рассматривать исходя из условий правомерности крайней необходимости и причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.

20. Умышленное причинение смерти в процессе захвата или удержания заложника образует совокупность преступлений - захвата заложника и убийства (п. "в" ч. 2 ст. 105).

21. Умышленное уничтожение и повреждение имущества в процессе захвата заложника влечет УО по ст. 206 и 167.

22. Захват заложника с целью совершить побег из мест лишения свободы образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 206 и 313.

23. В соответствии с примеч. к коммент. статье лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от УО, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Виновный освобождается от УО за захват заложника лишь в том случае, если он, имея возможность удерживать заложника, по своему желанию добровольно и окончательно освободил его. В этих случаях УО возможна лишь за причинение вреда здоровью заложника, повреждение или уничтожение транспортных средств или иного имущества любой формы собственности, использование оружия и другие преступления, предусмотренные соответствующими статьями УК, совершенные в процессе захвата или удержания лица в качестве заложника.

24. Захват заложников согласно ч. 1 является тяжким преступлением, ч. 2 и 3 - особо тяжким.

Другой комментарий к Ст. 206 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется двумя альтернативными действиями - в форме захвата или удержания лица в качестве заложника.

Под захватом следует понимать противоправное ограничение физической свободы одного или нескольких человек, которое сопряжено с перемещением заложника в другое место.

Удержание заложника заключается в противоправном насильственном препятствовании выходу его на свободу. Для удержания характерно оставление заложника в том месте, в каком он находился до начала совершения неправомерных действий.

Альтернативность действий заключается в том, что возможен захват заложника без последующего его удержания (например, если заложник освобождается сразу же после захвата), однако невозможно удержание без предшествующего захвата.

Способы захвата и удержания могут быть различными (прямое применение физического или психического насилия, обман, использование беспомощного состояния потерпевшего и т.д.).

2. Преступление считается оконченным с момента захвата или удержания лица в качестве заложника. Не оказывает влияния на квалификацию содеянного продолжительность времени, в течение которого заложник был лишен возможности свободного передвижения.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью - понуждением государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.

По содержанию требования могут быть различными и носить как имущественный, так и политический характер, например предоставить деньги, транспортные средства, освободить заключенных, отказаться от совершения сделки, прекратить военные действия и т.п.

4. Если в результате захвата заложника происходит умышленное причинение смерти, то деяние лица квалифицируется по ч. 4 без квалификации по совокупности со ст. 105 УК РФ.

Захват граждан в качестве заложников предшествует выдвижению террористами преступных требований к представителям государства под угрозой физического уничтожения лишенных свободы людей.


Характеристика преступления, его признаки


Состав преступления включает в себя четыре взаимосвязанных элемента:

  1. Объектом деяния является общественная безопасность и свобода граждан;
  2. Объективная сторона подразумевает захват либо насильственное удержание человека. Неотъемлемой составляющей выступает выдвижение условий для его освобождения. Окончено злодеяние с момента взятия лица в заложники;
  3. Субъективную сторону характеризует исключительно прямой умысел;
  4. Субъектом преступного деяния выступает дееспособное лицо, достигшее возраста 14 лет.

Привлечению к уголовной ответственности по данной статье подлежат и субъекты, принимающие личное участие в организации и пособничестве преступлению.

Квалификация злодеяния


Структурно статья 206 УК РФ состоит из четырех частей, при этом часть первая раскрывает термин захвата и удержания, а вторая включает в себя семь квалифицирующих признаков:

  1. Совершение злодеяния группой лиц, вступивших в предварительный сговор между собой. Квалификация их действий, с учетом распределенных ролей, осуществляется через ст. 33УК РФ;
  2. Совершение захвата, сопряженного с опасным для жизни и здоровья пленников насилием;
  3. Применение в ходе осуществления злодеяния оружия, а равно предметов, используемых как оружие. Этот шаг осуществляется с целью подавления воли плененных лиц к возможному противодействию;
  4. Пленение лица, являющегося для преступника заведомо несовершеннолетним;
  5. Удержание в заложниках беременной женщины. Об этом факте должно быть хорошо известно преступнику. В частности, указанное состояние может быть очевидным и наблюдаться визуально;
  6. Захват в заложники двух и более граждан;
  7. Осуществление преступления из корыстных соображений или по найму.

Разница в захвате и похищении человека

Законодатель проводит четкую грань между захватом заложника и похищением человека:

  1. При похищении лица объектом преступления выступает личная безопасность, при захвате заложника — общественная;
  2. Для захвата заложников характерна открытость деяния, о совершенном преступлении сразу же извещаются средства массовой информации. Похищение осуществляется тайно, при этом преступники желают скрыть свое злодеяние, руководствуясь зачастую корыстными мотивами;
  3. При захвате людей в заложники место совершения преступления чаще всего остается неизменным, похищение характеризуется насильственным перемещением лица;
  4. Изъяв человека из привычной ему среды, злоумышленники предъявляют свои требования к узкому кругу лиц, которыми являются его родные и близкие. При захвате заложников требования более глобальны, и часто адресованы государственным органам.

Комментарии к статье, как источник дополнительной информации

Примеры случаев захвата заложников

В истории истекших лет достаточно примеров по захвату заложников, при которых злоумышленниками выдвигались конкретные требования в качестве условий освобождения плененных граждан.

Так, в октябре 2002 года виновным лицам удалось захватить в заложники несколько человек в г. Москве. Условием их освобождения ставилось требование о прекращении боев в Республике Чечня.

Попав в подобную ситуацию, не нужно впадать в отчаяние. Следует набраться мужества и стойко перенести все тяготы и лишения, уготованные судьбой. Необходимо помнить, что помощь рядом, поскольку сотрудники спецслужб уже готовят план по освобождению заложников и уничтожению террористов.

4 апреля 2018, 21:04 Янв 27, 2019 12:54 О правонарушениях Ссылка на текущую статью


Юридическая литература и УК РФ характеризуют захват заложников как принудительное ограничение свободы граждан, вернуть которую преступники обещают только в обмен на выполнение их условий. Как любой другой состав преступления, он состоит из нескольких элементов.

Составные элементы

Объектом посягательства является безопасность общества, так как именно она нарушается преступниками. Они могут захватить заложников в любом месте, потому ни один гражданин не защищен от подобных действий. Другими (дополнительными) объектами преступлениями считаются неприкосновенность личности, здоровье и жизнь заложника. Все эти социальные ценности оказываются под угрозой.

Под объективной стороной уголовного преступления подразумевают его отличительные признаки. Для заложничества характерно:

  • либо захват человека или группы лиц;
  • либо насильное удержание (УК РФ, ст. 206, п.1 ).

Оба термина нуждаются в разъяснении. И то, и другое действие совершается либо с насилием, либо с угрозой его применить. Однако захват предполагает принудительное ограничение свободы человека или насильственное доставление его в определенное место. Он сопровождается публичным выдвижением условий, которые нужно выполнить, чтобы сохранить заложникам жизнь и здоровье.

Субъект преступного посягательства – это лицо, способное отвечать перед законом за совершенное им деяние. При захвате заложников таким лицом является вменяемый человек, достигший 14-летия. С этого момента подросток несет ответственность наравне со взрослыми участниками преступного деяния.

Субъективная сторона захвата заложников – это цель, ради которой злоумышленники идут на преступление. Она состоит в понуждении другого лица или государственного органа совершить нужное преступникам действие, или напротив – воздержаться от каких-либо мероприятий. Взамен они обещают освободить захваченных граждан. Данное преступное деяние всегда совершается с прямым умыслом.

Преступление состоялось в тот момент, когда непосредственно произошел захват или началось удержание граждан, захваченных другими злоумышленниками. Сколько длится деяние по времени, значения не имеет.


Отличия от схожих составов

При захвате заложников злоумышленникам неважно, кто окажется в их руках. Жертвами захватчиков обычно становятся случайные, незнакомые им люди.

Заодно отметим, в чем состоит отличие похищения человека от лишения свободы. Похищение предполагает принудительное помещение лица в место, выбранное злоумышленниками. Оно обязательно куда-то доставляется. При незаконном лишении свободы человек остается в привычной обстановке, но не имеет возможности ее покинуть.

Другим отграничением похищения человека от незаконного лишения свободы является минимальный возраст, с которого преступник не избежит уголовной ответственности:

  • 14 лет – при похищении человека;
  • 16 лет – при незаконном лишении его свободы.


Отягчающие обстоятельства

По общему правилу за захват заложников можно лишиться свободы от 5 до 10 лет. Однако при наличии отягчающих обстоятельств наказание будет ужесточаться.

  • захват осуществлялся группой лиц (по предварительному сговору);
  • применялось насилие, опасное для здоровья жизни заложников;
  • среди заложников находились заведомо несовершеннолетние или беременные;
  • преступниками применялось оружие;
  • корыстные мотивы;
  • захват заложников был кем-то оплачен;
  • было захвачено более 2-х лиц.
  • действовала группа лиц;
  • всем заложникам или кому-то из них причинена смерть по неосторожности

О психическом здоровье террориста, захватившего заложников, расскажет эксперт:

Пример правоприменительной практики

Судебная практика по данной статье довольно обширна. Так, 22 сентября 2015 года Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации оставила без изменения апелляционную жалобы осужденного Р., который насильственно удерживал в квартире свою дочь. Преступник угрожал ее убить, требуя от родственников деньги на наркотики. За это деяние он был осужден по ч.2 ст. 206 УК РФ на 8 лет. Р. просил отменить данный приговор, ссылаясь на примечание к этой статье. В жалобе осужденный, в частности, утверждал, что добровольно освободил потерпевшую, о чем имеются свидетельские показания. Однако суд не внял доводам преступника, сочтя, что утверждения свидетелей расходятся с фактическими обстоятельствами дела.

В частности, было зафиксировано, что после передачи требуемой суммы, супруга осужденного попросила отпустить дочь. Однако Р. не только этого не сделал, но озвучил новые угрозы в адрес жизни и здоровья дочери, потребовав еще денег и машину. Лишь вмешательство полицейских позволило дочери обрести свободу. Поэтому оснований для применения примечания к ст. 206 УК и освобождения Р. от уголовной ответственности суд не нашел.

Читайте также: