Классный час что значит быть ответственным на улицах и дорогах

Обновлено: 02.07.2024

Цель: обобщить и закрепить знания по правилам дорожного движения.

1. прививать навыки осторожного поведения на дороге;

2. воспитывать личность безопасного типа; чувство ответственности;

3. профилактика дорожно-транспортного травматизма на дорогах.

1. История правил дорожного движения (рассказывают ученики)

Правила дорожного движения существуют около 2050 лет

В Древнем Риме, например, где одним из распространенных средств передвижения были колесницы, на улицах Вечного города пришлось вводить одностороннее движение. Первые попытки регулирования на перекрестках предпринимали патриции и торговая знать. Они высылали впереди себя скороходов, которые обеспечивали им свободу продвижения на перекрестах, но это не всегда удавалось. Проблемой ПДД вынужден был заниматься даже сам Гай Юлий Цезарь, по указу которого был создан специальный отряд из вольноотпущенников, занимавшийся регулированием движения на перекрестках Великого Рима.

Первые правила дорожного движения, введенные Юлием Цезарем в 50-х гг. до н.э., запрещали ездить на частных колесницах по улицам Древнего Рима в рабочее время, а иногородним предписывалось оставлять свои транспортные средства за городской чертой и передвигаться пешком или в наемном паланкине – своеобразном такси того времени. Как это похоже на сегодняшние попытки решения транспортной проблемы в современных мегаполисах, не правда ли?

В Европе история регулирования дорожного движения начинается с 1868 г. Именно в этом году в Лондоне на улице перед парламентом установили железнодорожный семафор с цветным диском.

К семафору поставили слугу в шикарной ливрее, который поднимал и опускал стрелу. Скрежет цепи механизма, при помощи которого поднимался семафор, был настолько пронзителен, что лошади вставали на дыбы, и кучера с трудом их успокаивали. Это была первая попытка с помощью механизма регулировать дорожное движение.

В нашей стране первые светофоры для регулирования дорожного движения появились в 1920 г. на улицах Москвы

И в 1968 г., в соответствии с Конвенцией о дорожных знаках и сигналах, во всех странах принята единообразная система расположения сигналов в светофоре: сверху вниз красный, желтый, зеленый.

Любопытно проследить историю возникновения правостороннего движения в мире. Дело в том, что в далеком прошлом путнику приходилось передвигаться, в большинстве своем, вооруженным. При встрече с прохожим человек уступал дорогу, держась правой стороны, чтобы, в случае необходимости, иметь возможность действовать свободной правой рукой с оружием. Постепенно движение по правой стороне дороги вошло в привычку. Именно по этой причине в большинстве стран мира традиционно установилось и правостороннее движение для экипажей.

Однако британцы, во всем имевшие свое собственное мнение, пошли своим путем, организовав левостороннее движение. Их привычку переняли бывшие колонии и доминионы Британской империи и отдельные независимые страны. Сегодня более миллиарда автомобилистов на Кипре, в Бирме, Индии, Индонезии, Непале, Шри-Ланке, Пакистане, Малайзии, Таиланде, Ямайке, Тринидаде, Эфиопии, Гане, Нигерии, Уганде, Сомали, Судане, Танганьики, Южно-Африканской Республике, Австралии, Новой Зеландии, а также Японии движутся по левой стороне дорожного полотна.

В России современная служба ГАИ – ГИБДД родилась сравнительно недавно, в 1936 г. Но появилась она не на ровном месте, а опиралась на опыт предшествующих поколений. Еще во времена правления на Руси Ивана III (XV в.) появились общие правила пользования почтовыми трактами, что позволяло довольно быстро преодолевать большие расстояния на перекладных лошадях. Петр I в начале своего царствования издал прямое указание о соблюдении правил безопасности дорожного движения, которыми запретил ездить без возниц на невзнузданных лошадях.

Детализация правил продолжалась и в XIX веке. В 1809 г. в России создается транспортная полиция в составе 10 окружных транспортных полицейских команд. На эти команды были возложены задачи по обеспечению безопасности движения на реках и дорогах, сопровождению грузов и предотвращению хищения. В их функцию входило наблюдение за исправностью дорог и безопасностью движения по ним гужевого и пешего казенного транспорта.

В начале XX в., когда количество автомобильного и гужевого транспорта значительно выросло, градоначальники распорядились об ограничении скорости езды сначала до 12 верст в час (около 13 км/ч), а в 1907 г. – до 20 (21 км/ч). Первыми в России сложности в передвижении ощутили жители Москвы и Петрограда. Автомобили и мотоциклы в них уже не являлись редкостью и заметно снизили пропускную способность транспортных артерий и безопасность движения.

Именно по этой причине в 1908 г. у чинов полиции, регулирующих движение, появились прообразы нынешних жезлов. Столичные городовые в местах с интенсивным движением были вооружены короткими белыми палочками с коричневой ручкой, которые носились в специальных кожаных чехлах. В дальнейшем короткая белая трость получила свою полосатую окраску, чтобы быть более заметной.

В первое время правила в разных странах отличались друг от друга, и в 1909 г. в Париже собирается международная конференция, на которой принимается решение о единых правилах, общих для всех стран Европы.

Со времени введения Правил 1973 г. практика организации дорожного движения в СССР значительно изменилась, изменилось и законодательство об ответственности в сфере дорожного движения. Рабочие органы Комиссии СЭВ по сотрудничеству в области транспорта и Комитет по внутреннему транспорту ООН сформулировали новые рекомендации, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения.

Современная жизнь и постоянное увеличение транспортного потока требуют все новых и новых корректировок правил передвижения по дорогам, так что процесс совершенствования их остается перманентным.

В современных Правилах дорожного движения ( показывается брошюра с текстом Правил) изложены обязанности водителей, пешеходов, пассажиров, даются описания дорожных знаков, светофоров и др.

2. Помощники на дороге.

Кл. рук: Ребята, давайте вспомним, что является главным помощником на дороге, как для водителя, так и для пешехода. Конечно же, светофор .

ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;

ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);

ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.

Кл. рук: Представим ситуацию, что на главном перекрестке города не работает светофор, кто тогда будет регулировать движение автомобилей и пешеходов? Конечно же, регулировщик дорожного движения.

Жесты регулировщика

n Существует один запрещающий жест регулировщика — вертикально поднятая вверх рука, этот жест запрещает въезд на перекресток, но позволяет тем, кто на перекрестке находится покинуть его.

n Регулировщик обращен к водителю лицом, правая рука вытянута вперед левая опущена или отведена в сторону — разрешает движение направо.

n Регулировщик обращен к водителю боком (левым или правым) руки опущены или отведены в стороны — разрешает движения прямо или направо.

n Регулировщик обращен к водителю левым боком, правая рука вытянута вперед, левая опущена или отведена в сторону — разрешает движение в любых возможных направлениях.

3. Знаки дорожного движения

Дорожные знаки делятся на восемь категорий:

1. Предупреждающие знаки . Имеют треугольную форму. Фон — белый , рисунки — чёрные . Красная окантовка. Предупреждают участников дорожного движения об опасностях.

2. Знаки преимущественного права проезда . Регулируют порядок проезда перекрёстков и узких мест на дорогах. Формы бывают разной.

3. Запрещающие и ограничивающие знаки . Форма — круглая , фон — белый, цвет рисунков — чёрный. Запрещают определённые действия (например, разворот); запрещают движение определённых транспортных средств (например, запрет движения для тракторов)

4. Предписывающие знаки . Форма — круглая, фон — синий , рисунки — белые. Предписывают участникам дорожного движения определённые действия, например направление поворотов.

5. Знаки особых предписаний

6. Информационные знаки, знаки, обозначающие объекты и знаки сервиса . Информируют участников дорожного движения о характере дороги, расположении полос движения и т. д. К этим знакам относятся также указатели направлений и расстояний, километровые знаки, знаки с указанием названий городов и рек. Форма — квадрат или прямоугольник , цвет фона обычно синий (реже — зелёный ), цвет рисунков обычно белый. Информируют участников дорожного движения о разных услугах: автозаправочных станциях , гостиницах , кемпингах . Форма — прямоугольная, цвет фона — белый, цвет рисунков — чёрный, окантовка синяя.

7. Указатели направлений и информационно-указательные знаки

8. Дополнительные таблички . Являются дополнительными к знакам вышеперечисленных категорий. отдельно не используются. Уточняют действия основных знаков по времени (например, только по будним дням) или распространяя их только на определённые категории транспортных средств (например, только для грузовиков), или предоставляют другую дополнительную информацию. Форма — прямоугольная, цвет фона — белый, цвет рисунка — чёрный, окантовка — чёрная/

Кл. рук: Ребята, сейчас вам будут показаны знаки, а вы должны будете вспомнить и определить: как он называется и к какой категории относится.

4. Дорожно – транспортное происшествие

Кл. рук: Итак, если водитель или пешеход не будут соблюдать правила дорожного движения, то это может привести к страшным последствиям, ДТП.

ДТП - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Рассмотрим самые основные причины ДТП:

§ Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом.

§ Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия.

§ Спешка на автобус.

§ Игра на проезжей части

5. Обязанности пешеходов и пассажиров.

Кл. рук: Мы все с вами являемся пешеходами и пассажирами различных транспортных средств. На этом кл. часе мне также хотелось бы вас познакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров.

Пешехо́д — участник дорожного движения , находящийся вне транспортного средства .

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску

Пассажир — человек , который не является членом экипажа и который перевозится транспортным средством в соответствии с гласным или негласным договором перевозки на каком-либо виде транспорта .

Пешеходы обязаны:

Ø Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам . Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя , могут двигаться по краю проезжей части , если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов.

Ø При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

Ø При движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл , мопед , велосипед , в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Пассажиры обязаны:

1. При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле —быть в застегнутом мотошлеме;

2. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

3. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Пассажирам запрещается:

1. Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

2. При поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

3 Открывать двери транспортного средства во время его движения.

6. Памятка для учащихся.

1. Ходите только по тротуару!

2 Переходить улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

3 Переходя улицу посмотрите налево, а дойдя до середины – направо!

4 На улицах и дорогах, где движении регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.

5 Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!

6 Не ездите на подножках и выступах транспорта.

7 Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для перехода местах, соблюдая при этом осторожность.

8 Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части!

Содержимое публикации

Классный час практикум-тренинг по теме "Дорога и мы" для 9 класса

Разработала: Козлова Елена Михайловна - учитель обслуживающего труда

7-9 классов. Целью классного часа является углубление знаний учащихся о правилах дорожного движения; активизация знаний детей в области правил дорожного движения, развитие внимания, сообразительности; воспитание навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

В ходе классного часа используются различные игровые и соревновательные моменты.

Травмы в результате дорожно-транспортных происшествий составляют почти 9% всех неумышленных детских травм. Новизна разрабатываемой темы состоит в привлечении в качестве иллюстративного материала и материала для анализа статистических данных по ДДТТ в ДНР.

Детский травматизм можно предотвратить. Одним из способов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является обучение детей в образовательных учреждениях.

Практическая значимость состоит в создании организационно-педагогических условий для повышения уровня правосознания обучающихся, изучения правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров транспорта.

Ожидаемые результаты: повышение правового сознанияобучающихся и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения - детей;

снижение ДДТТ, повышение безопасности движения транспорта и пешеходов;

совершенствование навыков вождения на велосипеде.

Задачи:
Обучающая - закрепить ранее полученные знания, навыки безопасного поведения на дороге; совершенствовать формы и методы работы по безопасности дорожного движения; учить детей правилам безопасного поведения на улице катаясь на велосипеде;
Развивающая - развивать творческое, диалектическое и логическое мышление, быстроту принятия решения, память, наблюдательность, внимание; развивать лидерские качества ребенка;
Воспитывающая - стимулировать детей к неукоснительному соблюдению правил дорожного движения; предупреждать случаи детского дорожно-транспортного травматизма; создать желание участвовать в соревновательных играх; воспитывать чувства толерантности, взаимовыручки и желания прийти на помощь, коммуникабельность по отношению к сверстникам и взрослым.

Оборудование: велосипед, дорожные знаки, вопросы-задания.


Тип занятия: практикум-тренинг, совершенствование знаний, умений, навыков.

Обеспечение мероприятия:
для оформления территории школьной площадки: разметка перекрестка и полосы препятствий для соревнования, дорожные знаки.

Место проведения: классная комната и школьная площадка.


Структура мероприятия:
1. Организационный момент.
2. Основной момент.

3. Соревнования.
4. Подведение итогов.

Ход классного часа:

Организационный момент. Приветствие учителя и обучающихся.

Добрый день, ребята!

С каждым днём на наших дорогах появляется всё больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов очень большой внимательности.

Транспорт. Дорога. Пешеход. Как неразрывны эти три слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и поговорим.

Основная часть.

В каждом городе огромное количество дорог. Дорога всегда манит.
На какие части делиться дорога? (На тротуар и мостовую (проезжая часть). Мостовая для машин. Тротуар – для пешеходов).

Когда-то, 200 лет назад в столице Франции - Париже – построили новый театр. Богатые зрители ехали в каретах, бедные шли по той же дороге пешком. Неразбериха, толкотня, шум, гам. И многие театралы вместо зрительного зала попали в больницу. Нужно было срочно что-то придумать. Думали-думали и придумали! По обе стороны улицы, ведущей к театру, отгородили небольшие таблички, на которых написали… Что написали?

Дорога для пешеходов. Только написали по-французски. А по-французски дорога для пешеходов звучит ТРОТУАР.

Как нужно двигаться по тротуару? (держаться правой стороны)

Итак, по дорогам движется транспорт, а по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий.

Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибает на дорогах.

Кто виноват в их смерти?

Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.

Участники дорожного движения - пешеход, шофер, пассажир — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать, как взрослые люди, так и дети.

Соревнования.

Предлагаю вам принять участие в занимательной игре, которая поможет вам лучше запомнить правила дорожного движения.

Викторина по ПДД.

1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)

2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).

3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)

4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)

5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)

6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)

7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)

8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)

9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)

10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)

11.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)

12.Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)

13.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)

14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).

15. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры).

16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).

17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).

18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).

19. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).

20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).

21. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).

22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).

23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор, и регулировщик? (регулировщику).

24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).

25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).

26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).

27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).

28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).

29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).

30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).

Практическое занятие - тренинг на знания правил дорожного движения на нерегулируемом перекрестке.

Проводится в классной комнате на карте-макете. Участникам предлагаются задания (дорожные ситуации), которые нужно решить и продемонстрировать при помощи фишек.

В конце выступления судья заполняет протокол, в котором отмечается время прохождения участниками площадки этапа и штрафные баллы.
При определении победителей учитывается количество полученных штрафных баллов.

Часть 4. Подведение итогов.

Объявление и награждение победителей.

-Наш классный час,посвященный профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, подходит к завершению.

Какой главный вывод мы можем сделать?

- Водителям и пешеходам нужно быть дисциплинированными, взаимно вежливыми на дороге. Предупредить беду легче, чем жить с ее последствиями.

- Ребята, спасибо за внимание!

Соблюдайте правила дорожного движения. Помните: дети рождены, чтобы жить. Пусть дорога вашего детства будет доброй!

Соблюдение правил дорожного движения − путь к личной безопасности

Ежедневно мы выходим или выезжаем на улицы, передвигаемся в том или ином направлении на автомобиле, велосипеде, общественном транспорте или пешком. В любом случае необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения, чтобы не подвергать опасности себя и других людей, находящихся на дороге.

В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.

Авторы: Т. В. Субботина, В. Г. Зубков

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Задания для обучающихся [PDF] [DOCX]

Дополнительный материал для учителя [PDF] [DOCX]

Цель: формирование культуры безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, планшет; листы со схемами территории района, где находится образовательная организация; фломастеры, цветные карандаши.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитывая особенности каждого класса, учитель может варьировать задания, их количество и этапы занятия.

Слайд1

Для справки:

Дорожно-транспортные происшествия составляют одну из серьёзных проблем в нашем обществе, и при этом считается, что одна из причин этой проблемы заключается в недостаточной культуре участников дорожного движения: их недисциплинированности и несоблюдении правил дорожного движения.

Вопрос:

Как, на ваш взгляд, связаны правила дорожного движения и личная безопасность?

Опираясь на ответы обучающихся, классный руководитель формулирует цель и задачи классного часа.

Слайд2

Вопросы:

  • Что вы знаете о Правилах дорожного движения?
  • Почему эти правила надо знать и соблюдать?
  • Кто относится к участникам дорожного движения?

Учитель определяет уровень знаний детьми правил дорожного движения, комментирует ответы обучающихся.

Слайд4

Задание:

Рассмотрите слайд и объясните правило перехода дороги.

Слайд5

Вопросы:

  • Что такое перекрёсток?
  • Чем опасен перекрёсток для пешеходов?
  • Какие правила при переходе перекрёстка надо соблюдать?

Слайд6

Вопросы:

  • Что означают сигналы светофора?
  • О чём информирует жёлтый мигающий сигнал светофора?
  • Как перейти улицу, если горит жёлтый мигающий сигнал светофора?

Слайд7

Вопрос:

  • Почему при переходе проезжей части надо смотреть, поворачивая голову направо и налево, даже если на дороге в данный момент нет машин?

Слайд8

Вопрос:

(Можно провести конкурс среди обучающихся: назвать наибольшее количество причин, почему нельзя играть на дороге.)

  • В чём опасность изображённой на слайде ситуации?
  • Какие правила дорожного движения были нарушены?

Слайд10

Вопрос:

  • В чём опасность изображённой на слайде ситуации?

Слайд11

Вопрос:

  • Почему нельзя ходить по проезжей части дороги?

Слайд12

Задание обучающимся:

На слайде названа только одна из причин, по которым дети попадают в ДТП на остановках чаще, чем на перекрёстках. Приведите другие примеры.

Слайд13

Задание:

Каждый разрабатываемый маршрут может быть обсуждён в классе, где группа учеников – разработчиков маршрутного листа – должна объяснить его содержание.

Слайд14

Классный руководитель говорит о рекомендациях к разработке маршрутного листа, в котором сочетаются схемы и описания пути движения школьников из дома в школу и обратно.

Основная цель маршрутного листа − повысить безопасность движения обучающегося, научить его ориентироваться в дорожных ситуациях.

Слайд15

Выбрав вариант движения, ученики наносят его на схему расположения улиц от дома до школы.

Слайд16

Классный руководитель обращает внимание обучающихся на то, что если в маршрут входит поездка на общественном транспорте, то на схеме должно быть приведено расположение улиц вблизи дома (место посадки в общественный транспорт) и расположение улиц вблизи школы (место выхода из общественного транспорта и движения в школу).

Слайд17

Обучающиеся, выполняя задание, выделяют на схеме участки повышенной опасности.

Это, как правило:

  • выход из дома и первый переход через улицу;
  • переход через улицу и перекрёстки;
  • посадка в общественный транспорт (остановка) и выход из него.

Выделяются участки повышенной опасности на нерекомендуемых вариантах движения, чтобы объяснить, в чём их опасность и почему они не рекомендуются.

Слайд18

Классный руководитель обращает внимание школьников на описание в маршруте перехода улицы, если она не регулируется светофором.

Слайд19

Классный руководитель обращает внимание школьников на описание в маршруте перехода улицы, если она регулируется светофором.

Слайд20

Обучающиеся, работая в группах, обсуждают характеристики улиц, по которым они идут в школу.

Слайд21

Обучающиеся вспоминают правила посадки в общественный транспорт , если есть в этом необходимость, вносят эту информацию в маршрутный лист.

Слайд22

Обучающиеся вспоминают правила выхода из общественного транспорта и, если есть в этом необходимость, вносят эту информацию в маршрутный лист.

(Можно провести конкурс на лучшее название слайда.)

Слайд24

На завершающем этапе классного часа для рефлексии рассматриваются ситуационные задачи (приложение). Обучающиеся получают индивидуальные задания. Это могут быть текстовые или тестовые задания (приложение).

Цель:создание условий для формирования осознанного отношения учащихся к соблюдению ППД и правил безопасного поведения

Задачи:
Образовательная: углубление знаний учащихся о правилах дорожного движения.
Развивающая: развитие внимания, сообразительности.
Воспитательная: воспитание навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Ход классного часа:

 Оргмомент( позитивный настрой)

Интенсивность движения на дорогах требует от водителей и пешеходов быть очень внимательными.
От поведения пешеходов, водителей, пассажиров зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети.
Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, вы должны строго соблюдать правила уличного движения. Они не сложные. Сейчас мы с вами их вспомним.

- На какие части делиться дорога?(На тротуар и мостовую. Мостовая для машин. Тротуар – для пешеходов).

Это было 200 лет назад. В столице Франции - Париже – построили новый театр. Богатые зрители ехали в каретах, бедные шли по той же дороге пешком. Неразбериха, толкотня, шум, гам. И многие театралы вместо зрительного зала попали в больницу. Нужно было срочно что-то придумать. Думали-думали и придумали! По обе стороны улицы, ведущей у театру, отгородили небольшие таблички, на которых написали… Что написали?

Дорога для пешеходов. Только написали по-французски. А по-французски дорога для пешеходов звучит ТРОТУАР.

- Как нужно двигаться по тротуару? (держаться правой стороны)
Итак, по дорогам движется транспорт, а по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий.
- Знаете ли вы, когда и при каких обстоятельствах появились первые автомобили?
Свыше 500 лeт тому назад один китайский богдыхан обратил внимание на цветок венчика ветреницы, который под воздействием ветра перекатывался по полю. Так появилось колесо. Первые деревянные, грубые повозки появились во 2-ом тысячелетии до н.э.
Мусколоход, паровая тележка, одноместный экипаж, велосипед, самодвижущийся экипаж, телега, трехколесный экипаж, самодвигающаяся коляска, карета, паровая машина, самокатка, педальний велосипед, электроцикл, бензиновый автомобиль, автомобили с дизельным топливом - вот какой непростой и долгий процесс создания того автомобиля, который мы видим в настоящее время.

В школе вы – ученики,
А в театре – зрители,
А в музее, в зоопарке –
Все мы посетители.
А коль на улицу ты вышел,
Знай, приятель, наперед:
Всех названий стал ты выше,
Стал ты сразу ПЕШЕХОД!

- Чем опасны кусты и деревья, растущие на улице? (Опасность кустов и деревьев в том, что они тоже могут мешать осмотреть улицу, из-за них тоже может неожиданно выехать автомобиль и невидно движущихся по улице автомобилей.)

- Как двигаться по дороге, на которой нет тротуаров? (Когда нет тротуара (за городом), надо идти по левой обочине дороги, чтобы видеть машины, которые движутся навстречу.)

- Чем опасны автомобили с прицепом? (Во-первых, при повороте прицеп заносит, и он может задеть пешеходов.

Во-вторых, невнимательный пешеход, подумав, что автомобиль проехал, начнет переходить проезжую часть и попадет под прицеп.)

Знание дорожных знаков так же важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может. Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов, в сложной дорожной обстановке. Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие - круглые с красной каймой (Ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие — треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. — голубые круглые. Информационно — указательные знаки - они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, 6-угольные.

Памятка.
1.Умей не только видеть, но и слышать улицу.
2.Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза) 3.Контролируй свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля.

Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать Правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах - показатель культуры человека!

ВЫВОД: соблюдайте и знайте правила дорожного движения.
Будьте всегда внимательным на улице.
Ваша внимательность - гарантия вашей безопасности .

Читайте также: