В каких организациях муниципальное образование не имеет права заимствовать средства

Обновлено: 25.06.2024

  1. Что говорит закон?
  2. Общие сведения о государственных займах
  3. Плюсы и минусы государственных займов
  4. Классификация и виды госзаймов
  5. Обеспечение госзаймов
  6. Оформление договора государственного займа
  7. Управление госдолгом
  8. FAQ
    1. Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?
    2. Какие виды госзаймов бывают?
    3. Кто занимается управлением государственным долгом?

    Особенностью этого вида заимствования выступает оформление посредством эмиссии ценных бумаг, в качестве которых выступают облигации и векселя. Рассмотрим основные формы государственных займов, их классификацию, а также особенности оформления.

    Что говорит закон?

    Базовым документом, который регламентирует порядок осуществления государственных заимствований, выступает Бюджетный кодекс РФ. Он принят после подписания №145-ФЗ (датируется 31.07.1998). Наиболее важные положения по рассматриваемой теме содержит статья 103 БК РФ.

    Важной особенностью Бюджетного кодекса страны, как и большей части других принципиально важных законодательных актов, выступает постоянное и масштабное внесение изменений. Например, только в 2020 году было принято 13 Федеральных законов, содержащих корректировки к БК РФ. Даже в наступившем 2021 году законодатели уже успели принять еще один подобный ФЗ.

    Конечно же, что далеко не все изменения касаются непосредственно государственных займов. Но общая тенденция очевидна и наглядно демонстрирует актуальность бюджетных процессов, происходящих в государстве.

    Общие сведения о государственных займах

    Как было отмечено выше, государственным называется займ, в статусе заемщика по которому выступает государство. В подавляющем большинстве случаев речь идет о денежных средствах, хотя допускаются и иные формы заимствования. Деньги могут быть получены как внутри страны, так и из внешних источников.

    Государственный займ, как и традиционный, носит возвратный характер и предусматривает выплату кредитору процентов. Аналогичным образом применяются и другие базовые условия сделки, в числе которых: сумма и длительность финансирования. По окончании срока действия долг возвращается, а проценты выплачиваются или на регулярной основе, или также по окончании заимствования – вместе с погашением задолженности.

    Плюсы и минусы государственных займов

    Как было отмечено выше, заимствование со стороны государства способно как сыграть важную положительную роль в стабилизации или повышении эффективности бюджетной системы страны, так и выступить явно негативным фактором финансовой политики. Результат привлечения денежных средств определяется грамотностью их последующего практического применения.

    Ключевыми достоинствами государственных займов выступают такие:

    • снижение активности инфляционных процессов, которое достигается изъятием части свободных средств с последующим вложением в наиболее важные отрасли экономики;
    • сокращение бюджетного дефицита простым, доступным и надежным способом, которое носит легко предсказуемый результат;
    • возможность быстрого реагирования со стороны государства на любые кризисные явления, намного превосходящая по оперативности любые альтернативные варианты;
    • очевидная выгодность для всех участников заимствования, каждый из которых решает собственные задачи: государство получает нужные ему средства, кредитор – возможность гарантированно заработать.

    Но решение о государственном заимствовании на любом уровне предполагает обязательный учет недостатком такого способа финансирования потребностей бюджета.

    Наиболее значимыми из них выступают:

    • прямая зависимость объема привлекаемых государством средств и уровня процентных ставок на банковском рынке;
    • большой государственный долг нередко сам становится причиной кризиса или усугубляет уже возникший;
    • полученные таким образом средства не являются доходом бюджета, а потому должны расходоваться аккуратно и взвешенно - иначе вместо снижения инфляции весьма вероятен прямо противоположный процесс;
    • погашение государственных займов происходит за счет бюджета, другими словами – из налогов граждан и организаций, как следствие – чрезмерный рост долга страны вызывает аналогичные изменения в плане фискальной нагрузки на население.

    Приведенные списки достоинств и недостатков наглядно показывают. Государственные займы, как и большую часть масштабных экономических категорий, нельзя отнести к положительным или отрицательным явлениям. В разных ситуациях они могут быть и тем, и другим. Поэтому крайне важно грамотно использовать плюсы при одновременном нивелировании или полном исключении минусов. Конечный результат зависит исключительно от качества и эффективности государственного управления страной.

    Классификация и виды госзаймов

    Важной особенностью рассматриваемого способа заимствования выступает разнообразие. Наиболее наглядно его демонстрирует классификация государственных займов, которая производится по нескольким критериям. Некоторые наиболее значимые из них имеет смысл рассмотреть подробнее.

    По месту размещения и источникам средств различают следующие разновидности государственного займа:

    1. Внешние. Деньги привлекаются из-за пределов страны, причем – в иностранной валюте. Последнее обстоятельство делает такой вариант финансирования более рискованным для заемщика.
    2. Внутренние. Ориентированы на резидентов государства – физические и юридические лица.

    По способу размещения государственные займы делятся на добровольные и принудительные. Первый вариант используется намного чаще и гораздо эффективнее. Второй характерен для чрезвычайных ситуаций, например, военного времени или масштабной техногенной катастрофы.

    Классификация гос. займов по типу кредиторов предусматривает деление на четыре категории:

    • физлица;
    • юрлица;
    • универсальные;
    • специализированные, которые рассчитаны на определенные государственные организации, пенсионные или страховые фонды.

    По эмитентам различают такие виды гос. займов:

    • федеральные, которые осуществляются на уровне страны;
    • субфедеральные, когда средства занимает правительство субъекта РФ для финансирования регионального бюджета;
    • муниципальные, в рамках которых заемщиком выступает городские или другие местные власти.

    Перечень критериев для классификации приведенными выше вовсе не ограничивается. Например, по длительности заимствования различают краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные государственные займы. Первые берутся на срок до года, вторые – свыше пяти лет, третьи – вполне логично - от года до пяти. Другие параметры для разделения госзаймов на виды – способ и порядок выплаты дохода, возможность досрочного погашения займа, способ обращения, цели расходования, метод размещения и т.д.

    Обеспечение госзаймов

    Еще один критерий для классификации, из-за важности выделенный в отдельный подраздел. По этому параметру госзаймы делятся на закладные и беззакладные. Первые предусматривают предоставление заемщиком залога в виде имущества. Такой вариант финансирования активно используется на муниципальном и – несколько реже – на субфедеральном уровне.

    Если речь идет о федеральном масштабе такой вариант финансирования попросту не применяется. Дело в том, что государство считается надежным заемщиком, а потому его финансовые обязательства обеспечиваются ценными бумагами.

    Речь идет об облигациях, самым известным видом которых выступают ОФЗ или облигации федерального займа. Они выпускаются на уровне государства и заслуженно считаются одним из самых защищенных способов инвестирования, причем с относительно высокой доходностью.

    Аналогичные по сути ценные бумаги выпускают и другие органы власти - региональные и муниципальные. Такие облигации уступают ОФЗ по надежности, но нередко превосходят по размеру получаемого дохода.

    Другой вариант обеспечения обязательств государства с помощью ценной бумаги предусматривает выпуск векселей. Последние делятся на простые и переводные. Они представляют больший интерес в качестве платежного, а не инвестиционного инструмента, что при грамотном использовании предоставляет кредитору немало преимуществ.

    Оформление договора государственного займа

    Порядок составления договора госзайма регламентированы положениями статьи 817 ГК РФ. Основным требованием к правильности оформления документа становится обязательное включение в текст существенных условий, к числу которых относятся такие:

    • предмет договора;
    • сумма займа;
    • срок финансирования с указанием даты погашения;
    • процент за пользование заемными средствами;
    • санкции за нарушение условий соглашения;
    • порядок оспаривание договора и урегулирования конфликтных ситуаций.

    Оформление договора государственного займа обычно занимаются квалифицированные юристы федеральных и региональных органов власти. А потому проблем с правильности составления обычно не возникает.

    Управление госдолгом

    Величина государственного долга относится к числу базовых показателей, демонстрирующих уровень развития и финансовой стабильности государства. Основные функции управления госдолгом возложены на профильные федеральные ведомства – Минфин и Центробанк РФ. Основными рычагами воздействия на текущее и прогнозируемое значение параметра выступают такие:

    • изменение ключевой ставки;
    • разработка государственных кредитных программ;
    • корректировка нормативов банковской деятельности;
    • организация и проведение новых заимствований;
    • направление бюджетных средств на погашение существующих задолженностей;
    • перераспределение заимствований между внешними и внутренними;
    • предоставление дополнительных гарантий кредиторам и множество других.

    Важно понимать, что потенциальную опасность несет и слишком большой, и чрезмерно низкий уровень государственного долга. В этом вопросе особенно важное значение приобретает умение найти баланс между стабильностью финансовой системы и созданием возможностей для роста экономики.

    Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?

    Кредитором может стать как физлицо, так и организация, причем и резидент, и нерезидент страны. Заемщиком становится государственные структуры разного уровня – федерального, регионального, муниципального.

    Какие виды госзаймов бывают?

    Классификация государственных займов осуществляется по большому количеству критериев. Чаще всего: по источнику заимствования (внешние, внутренние), по сроку финансирования (кратко-, средне-, долгосрочные) и т.д.

    Кто занимается управлением государственным долгом?

    Основные функции управления госдолгом страны возложены на две структуры – Минфин и ЦБ РФ.

    Вместо вывода

    Государственный займ – это один из эффективных, доступных и быстрых способов финансирования бюджетного дефицита. При грамотном использовании он предоставляет в распоряжении государства удобный инструмент для ликвидации кризиса или активизации роста экономики.

    Сбалансированность местных бюджетов является единственно возможным способом их существования, предписанным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Принцип сбалансированности, закрепленный в статье 33 БК РФ, требует, чтобы объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.

    Большинство местных бюджетов утверждаются с дефицитом 19 . В качестве источников покрытия дефицита местных бюджетов возможно использование муниципальных займов, бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, кредитов кредитных организаций, поступлений от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности субъекта Российской Федерации и изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета (статья 96 БК РФ). Практика показывает, что чаще всего используются следующие источники:

    - изменение остатков средств на счетах по учету средств регионального бюджета;

    - кредиты кредитных организаций.

    Выпуск муниципальных ценных бумаг используется крайне редко, только крупными городами, поскольку эмитирование ценных бумаг требует соблюдения ряда норм бюджетного и гражданского законодательства, что не под силу мелким муниципальным образованиям.

    Статья 107 БК РФ требует установления верхнего предела муниципального долга - не более объема доходов соответствующего бюджета (без финансовой помощи). Указанное требование обычно соблюдается.

    Осуществление муниципальных заимствований и предоставление муниципальных гарантий требует от местных органов власти соблюдения ряда требований, обеспечивающих возможность погашения долговых обязательств. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов бюджета (без финансовой помощи). Предельный размер муниципального долга не должен превышать объем доходов бюджета (без финансовой помощи). Расходы на обслуживание муниципального долга не могут превышать 15% расходов бюджета.

    Муниципальный долг – это обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), принятых на себя муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя муниципальным образованием обязательства третьих лиц (статья 6 БК РФ). Муниципальный долг также определяется как совокупность долговых обязательств муниципального образования (статья 100 БК РФ).

    Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

    кредитных соглашений и договоров;

    займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

    договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

    договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

    Обеспечивается муниципальный долг исключительно муниципальной казной. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации по долгам муниципального образования не отвечают, если муниципальные заимствования не были ими гарантированы. Состав же муниципальной казны определяется статьей 215 ГК РФ, она состоит из средств местного бюджета и иного имущества, не закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за предприятиями и учреждениями. Такое имущество должно иметь специальный режим – режим имущества муниципальной казны, для того чтобы оно могло быть использовано в качестве обеспечения муниципальных долговых обязательств (такой случай предусмотрен в пункте 4 статьи 113 БК РФ).

    Право муниципальных заимствований реализуется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, определенной уставом муниципального образования и Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Так, представительный орган местного самоуправления определяет предел муниципального долга при утверждении местного бюджета на очередной финансовый год (статья 107 БК РФ). Осуществление муниципальных заимствований от имени муниципального образований производит уполномоченный орган (пункт 4 статьи 104 БК РФ). Управление муниципальным долгом осуществляется также уполномоченным органом местного самоуправления (пункт 3 статьи 101 БК РФ). В системе местного самоуправления функции такого уполномоченного органа в соответствии с Уставом могут реализовываться выборным должностным лицом – главой муниципального образования.




    Наиболее сложным для органов местного самоуправления с юридической и экономической точки зрения является выпуск муниципальных ценных бумаг. Использование этого инструмента для финансирования дефицита местного бюджета чревато возникновением нежелательных последствий для местного бюджета в виде огромного муниципального долга, а кроме того, может быть причинен ущерб юридическим и физическим лицам – владельцам муниципальных ценных бумаг. Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит целый ряд ограничений и правил, которые должны соблюдаться муниципальными органами.

    Во-первых, эмиссия муниципальных ценных бумаг подлежит регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации (пункт 2 статьи 114).

    Во-вторых, данные об эмитированных муниципальных ценных бумагах в обязательном порядке вносятся в Долговую книгу Российской Федерации (статья 121).

    В-третьих, эмиссия муниципальных ценных бумаг допускается только при условии соблюдения ограничений статьи 111 БК РФ.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации в отношении местных бюджетов предусматривает такие же последствия, как и для региональных бюджетов при несоблюдении обязательных параметров (пункты 3 и 4 статьи 112). Если муниципальное образование оказывается не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, то уполномоченный орган субъекта Российской Федерации вправе назначить проверку местного бюджета и передать его исполнение под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации.

    Аналогичный подход законодатель применяет и при реформировании местного самоуправления, начиная с 1 января 2008 года при возникновении просроченной задолженности муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств более 30% собственных доходов местных бюджетов вводится временная финансовая администрация. Компетенция временной финансовой администрации одинакова как в отношении регионального бюджета, так и муниципального 21 . Можно обнаружить лишь три отличия в указанной процедуре. Первое, касается органа, решением которого вводится временная финансовая администрация, в отношении регионального бюджета решение принимает Высший Арбитражный суд Российской Федерации, в отношении муниципального – арбитражный суд субъекта Российской Федерации. Второе заключается в том, что инициатором введения временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации может быть только Правительство Российской Федерации, а в муниципальном образовании их несколько – губернатор (Президент) субъекта Российской Федерации, представительный орган самого муниципального образования и глава муниципального образования. Третье отличие самое существенное – дополнительным основанием для введения временной финансовой администрации в муниципальном образовании признается также просроченная задолженность по исполнению бюджетных обязательств размером более 40% от бюджетных ассигнований,при условии выполнения своих обязательств федеральным и региональным бюджетами.


    Совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия)

    Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

    Logo

    Разъяснения об особенностях преобразования муниципальных районов в городские или муниципальные округа Республики Саха (Якутия)

    Разъяснения об особенностях преобразования муниципальных районов в городские или муниципальные округа Республики Саха (Якутия)

    Разъяснения об особенностях преобразования муниципальных районов в городские или муниципальные округа Республики Саха (Якутия)

    «муниципальный округ - несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

    Статья 11 дополнена п. 3.2.; 3.3 и 3.4. следующего содержания:

    «3.2) территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения;

    3.3) в состав территории городского округа входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа, при этом в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации;

    Статья 13 дополнена частью 3.1.-1. следующего содержания:

    «3.1-1. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа.

    При этом, если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется.

    Таким образом, объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия представительных органов соответствующих поселений и муниципального района. Если депутаты двух и более поселений не выразили своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется.

    В соответствии с ч.2. статьи 13 Федерального закона N131-ФЗ «Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

    Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

    В соответствии с п.4) части 3 статьи 28 Федерального закона N131-ФЗ вопросы о преобразовании муниципального образования должны выноситься на публичные слушания.

    Пошаговые действия органов местного самоуправления при преобразовании муниципального района в городской (муниципальный) округ по инициативе органов местного самоуправления

    пп

    действия

    исполнители

    основания

    Подготовка проектов решений представительных органов всех поселений, входящих в состав муниципального района и районного Совета депутатов о согласии на объединение и образование городского (муниципального) округа

    Советы депутатов поселений и районный Совет депутатов

    ч.3.1-1. ст. 13 ФЗ №131-ФЗ

    Назначение публичных слушаний для обсуждения проекта решения представительного органа о согласии на объединение и образование городского (муниципального) округа

    Советы депутатов поселений и районный Совет депутатов

    В соответствии с Уставом МО

    Проведение публичных слушаний по обсуждению проекта решения представительного органа о согласии на объединение и образование городского (муниципального) округа

    Комиссия МО по проведению публичных слушаний

    В соответствии с Уставом МО

    Назначение и проведение сессии Совета депутатов для принятия решения о согласии (не согласии) на объединение и образование городского (муниципального) округа

    Советы депутатов поселений и районный Совет депутатов

    п. 4 ч. 3 ст.28 ФЗ №131-ФЗ

    Решение всех поселений, входящих в состав муниципального района и районного Совета депутатов о согласии на объединение и образование городского (муниципального) округа

    Советы депутатов поселений и районный Совет депутатов

    ч.3.1-1. ст. 13 ФЗ №131-ФЗ

    Подписание главами поселений и главою муниципального района решений, принятых Советами депутатов поселений и районного Совета депутатов

    главы поселений и глава муниципального района

    В соответствии с Уставом МО

    Опубликование (обнародование) решения Совета депутатов о согласии (не согласии) на объединение и образование городского (муниципального) округа

    главы поселений и глава муниципального района

    В соответствии с Уставом МО

    Примечание : если Советы депутатов двух и более поселений не выразили своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется. (ч.3.1-1 ст.13 ФЗ №131-ФЗ).

    Совет депутатов муниципального района

    В порядке законодательной инициативы

    Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я)

    ч 1.1. ст. 10 ФЗ №131-ФЗ

    1. Границы вновь образованного городского (муниципального) округа;
    2. Определение структуры органов местного самоуправления городского (муниципального) округа (при отсутствии инициативы жителей о проведении референдума для определения структуры органов местного самоуправления);
    3. Переходный период для организации и проведения выборов Главы городского (муниципального) округа, выборов депутатов представительного органа городского (муниципального) округа;
    4. Порядок упразднения органов местного самоуправления сельских и городских поселений, как юридических лиц;

    При образовании муниципального округа в структуре местной администрации муниципального округа могут образовываться территориальные органы, на которые возлагается осуществление на соответствующих территориях части функций местной администрации (ч.4. ст. 2 ФЗ №87-ФЗ).

    Разъяснения разработаны Исполнительной дирекцией Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) – ассоциации межмуниципального сотрудничества.

    Читайте также: