Кем утверждается план следственных действий и оперативно розыскных мероприятий по уголовному делу

Обновлено: 25.06.2024

Понятие о планировании расследования преступления и его классификация

Планирование расследования – это процесс, подразумевающий собой установление порядка выполнения следственных действий с целью максимально рационально и эффективно принять решение относительно лица, совершившего преступление.

Виды планирования расследования преступлений, согласно его принципам и элементам, исходной информации и тактическим задачам можно классифицировать на такие категории:

  • Планирование расследования одного уголовного дела;
  • Планирование алгоритма по нескольким уголовным делам, которые уже находятся в производстве следователя или дознавателя;
  • Планирование расследования преступления следственной группой и группой дознавателей;
  • Планирование отдельных следственных действий;
  • Планирование, осуществляемое на отдельных стадиях расследования – начальном и последующем.

В зависимости от планирования устанавливаются виды плана, плановая структура и его содержание.

Составление планирования в письменном виде носит обязательный характер в каждом уголовном деле. При расследовании дела невысокой сложности недопустимо ограничение короткими записями, поскольку неизвестен процесс дальнейшего расследования.

Составные элементы планирования, их характеристика

При составлении планирование того или иного расследования следует произвести ниже представленные процедуры:

  • Тщательный анализ имеющейся информации, фактических данных, причинной связи отдельных фактов и обстоятельств;
  • Установление достоверности, а также полноты обстоятельств и определение возможности получения дополнительных или новых доказательств в ходе расследования;
  • Определение направления расследования с учетом ситуации, сложившейся в процессе проведения расследования;
  • Определение перечня следственных мероприятий, требуемых реализации на определенной стадии расследования с целью проверки версий и установления подлежащих доказыванию обстоятельств;
  • Выбор тактических приемов и технико-криминалистических средств, а также способов применения при проведении следственных действий;
  • Применение результатов, полученных в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности для соответствия предъявляемым требованиям.

При планировании расследования уголовного дела, осуществляемого по форме предварительного расследования, должны быть предусмотрены такие элементы, как:

  • Общая и частная версия;
  • Основания и подтверждения выдвинутых версий;
  • Обстоятельства, которые необходимо подтвердить как в целом, так и на определенном этапе расследования;
  • Следственные и оперативно-розыскные мероприятия, а также последовательность их реализации;
  • Время, место, тактические приемы проведения следственного действия; использование при его осуществлении технических средств и способов;
  • Проведение других процессуальных действий (задержание подозреваемого лица, выбор мер пресечения, поручение проведения оперативно-розыскных действий органам дознания в письменном виде);
  • Исполнители и сроки исполнения следственных мероприятий, зафиксированных в плане;
  • Отметка об исполнении запланированного следственного мероприятия и результат его проведения;
  • Аргументы обвиняемого лица, выдвинутые им в защиту, а также способы их проверки и результат;
  • Дата уведомления окончания предварительного расследования в установленном порядке согласно статье 215 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации;
  • Дату составления заключения об обвинении;
  • Дата передачи уголовного дела с обвинительными решениями непосредственно прокурору;
  • Меры с целью устранения обстоятельств, которые способствовали совершению преступного действия.

План расследования уголовного дела: задачи, особенности

Согласно принципу динамичности в начальный план при выполнении расследования должны быть внесены корректировки до момента окончания проведения предварительного расследования и удовлетворения иска о ходатайстве, поданного одним из участников следственного производства по уголовному по окончании ознакомления с имеющимися материалами.

Такими задачами могут являться установление свидетелей; определение лиц, которые подлежат привлечению в качестве обвиняемых; определение стоимости украденного имущества; применение мер по вопросам возврата этого имущества собственнику.

Этот план должен быть согласован с начальником следственного органа, начальником уголовного розыска и утвержден руководителем органа дознания. Но такой план не соответствует положениям уголовно-процессуального законодательства, принципам планирования, а также составным частям плана расследования уголовного дела.

План расследования уголовного дела, по которому осуществляется процесс дознания, должен отражать в себе все установленные пункты вышеуказанного плана, а также быть дополнен:

  • Доводами подозреваемого, задержанного по подозрению в совершении преступного деяния лица, а также осведомленного дознавателем о подозрении в совершении преступного действия, которые будут выдвинуты в сторону защиты;
  • Методами осуществления проверки доводов и их результат;
  • Датой составления акта об обвинении;
  • Датой ознакомления обвиняемого лица, его защитника с актом об обвинении и материалами уголовного дела;
  • Датой передачи материалов уголовного дела вместе с актом об обвинении прокурору;
  • Перечнем мер, принятых для ликвидации обстоятельств, которые могли способствовать совершению преступного деяния.

Календарный и общий план как неотъемлемая составляющая в планировании расследований

При проведении расследования нескольких уголовных дел, следователем или дознавателем создается сводный календарный план.

Необходимость данного плана обусловлена тем, что невозможно запомнить процессы расследования нескольких уголовных дел. В случае не составления этого плана, весь процесс расследования дел может оказаться безрезультатным.

Календарный план помогает следователю, дознавателю рационально распределять все процессуальные действия каждого уголовного дела в конкретной последовательности. В нем каждую неделю сводятся все запланированные действия следственного процесса, а также мероприятия, которые имеют отношение к уголовным делам, имеющимся в производстве.

Такой вид плана является важнейшей составляющей в процессе расследования, обеспечивающей уровень качества и эффективности проведения всех мероприятий в указанные сроки по всем уголовным делам, имеющимся в производстве.

План должен состоять из таких элементов:

  • Номер уголовного дела;
  • Дата его возбуждения, а также указание пункта, части, статьи Уголовного Кодекса, согласно которым возбуждается уголовного дело;
  • Дата принятия уголовного дела к производству, переданного от следователя или дознавателя;
  • Краткое содержание уголовного дела;
  • Дата вынесения постановления об обвинении лицу;
  • Следственные и другие процессуальные мероприятия, запланированные по дням недели в отношении каждого уголовного дела;
  • Время их проведения и отметка об итоговых результатах;
  • Срок продления следственного процесса и заключения обвиняемых под стражей;
  • Дата исполнения статей 215-217 Уголовно-процессуального Кодекса;
  • Дата создания акта об обвинении и исполнение статьи 225 Кодекса;
  • Дата передачи материалов уголовного дела прокурору вместе с актом об обвинении;
  • Дата и причина прекращения уголовного дела и уголовного преследования;
  • Дата и основание для приостановления предварительного расследования;
  • Применение технических средств при проведении следственных действий.

Если уголовное дело оказывается сложным или является достаточно объемным, то предварительное расследование может быть передано следственной группе. Об этом издается постановление или в самом постановлении о возбуждении уголовного дела проставляется соответствующая запись.

Согласно части 2 статьи 163 Уголовно-процессуального Кодекса руководителем следственного органа принимается решение о проведении предварительного расследования. В постановлении указываются все следователи, на которых возложено проведения предварительного расследования, в частности и следователь, назначенный начальником следственной группы. К этой группе могут быть привлечены должностные лица органов оперативно-розыскной деятельности. Подозреваемый, обвиняемый должен быть уведомлен о составе следственной группы.

Согласно части 3 статьи 163 этого же Кодекса руководителем следственной группы принимается уголовное дело, организуется работа следственной группы и осуществляется руководство действиями других следователей. Следовательно, ответственность за объективное расследование по конкретному уголовному делу возлагается на руководителя следственной группы, а каждый участник несет ответственность за надлежащее исполнение следственных и иных процессуальных мероприятий.

Помимо календарного плана, составляется еще и общие план расследования, проводимого следственной группой. Его подписывает руководитель следственной группы и согласует с начальником следственного органа. В плане устанавливается, каким именно следователем и какие следственные мероприятия проводятся и какие процессуальные решения принимаются. На основе этого плана каждый членом следственной группы составляется собственный индивидуальный план проверки одной или нескольких версий, или расследования преступных действий в указанные общим планом сроки.

Каждому следователю в составе следственной группы предоставляются права, указанные в статье 38 УПК. И каждый из них обязан рассматриваться в качестве равноправного и полноценного участника процессуальных отношений, возникающих в ходе следственного расследования. Следователь вправе самостоятельно определять первоочередность действий и тактические приемы и технические средства, необходимый для достижения установленной цели. Так как абсолютно полная информация по уголовному делу сосредоточена у начальника следственной группы и им контролируется ход выполнения плана расследования, то следователю, перед принятием решения о проведении того или следственного действия, в обязательном порядке необходимо советоваться со своим непосредственным начальником.

По окончании процесса расследования, руководителем следственной группы составляется обвинительное заключение согласно требованиям статьи 220 Уголовно-процессуального Кодекса. Этот документ подписывается исключительно всеми участниками следственной группы и непосредственно руководителем.

Для проведения отдельных следственных действий составляется отдельный план. Структура этого плана должна состоять из таких компонентов:

  • Цель осуществления следственных действий;
  • Вопросы, которые возникают на основании представленных версий и подлежат выяснению;
  • Дата, время, а также тактические приемы реализации следственного действия;
  • Технические средства, которые используются для фиксации хода и результатов проведения следствия;
  • Запись о выполнении и итоговых результатах;
  • Обстоятельства, которые подлежат последующему установлению по окончании проведения определенного следственного действия.

Положения процедуры предварительного дознания не отличаются от процедур предварительного расследования, поэтому вопросы по организации и планировании расследования следственной группы обязаны учитываться при проведении расследования группой дознавателей.

Этапы проведения расследования – классификация, особенности осуществления

Расследования, исходя из характера данных, объема и содержания этих данных, классифицируются на две категории:

  • Первоначальный этап (с начала процесса возбуждения уголовного дела и до установления подозреваемого лица;
  • Последующий этап (с момента допроса подозреваемого по подозрению или обвинению и до момента окончания дознания или предварительного расследования).

Первоначальный этап расследования

Проведение следственных действий должно реализоваться на данном этапе незамедлительно, в обратном случае возможно утеря доказательств и усложнение процесса расследования.

Последующий этап расследования

Последующий этап включает в себя проведение следственных действий, а также дополняются, конкретизируются, уточняются собранные доказательства.

Такими действиями являться проверка показаний на месте преступления, следственный эксперимент, проведение допроса других свидетелей.

Следователем, по получении уголовного дела от органа дознания, должны быть тщательно изучены материалы дела и составлен план последующего этапа проведения расследования совершенного преступления. При составлении плана, следователь обязан руководствоваться обстоятельствами, которые были установлены по уголовному делу органом дознания и имеющимися доказательствами.

В плане последующего этапа расследования должны быть указаны такие составляющие элементы, как:

  • Версии, в частности и версии обвинения, если оно не было издано;
  • Доказательства, на основании которых выдвигались версии;
  • Обстоятельства, подлежащие доказыванию;
  • Перечень следственных и других мероприятий;
  • Перечень тактических приемов проведения следственных действий;
  • Исполнители, сроки осуществления следственных и иных мероприятий;
  • Записи о результатах, которые были получены в результате проведение следственных мероприятий и других процессуальных действий.

Схематическое отображение планирования расследований

Планирование проведения расследований представлено в виде плана, составленного в письменной форме и вспомогательной документации в виде схем, таблиц, карточек, предоставляющей более полное представление об обстоятельствах и упрощающих планирование и процесс расследование.

Ниже представлены образцы планов расследования преступных действий.

Далее представлен краткий план расследования уголовного дела №, возбужденного по факту совершения преступного действия, содержащего признаки преступления, предусмотренного пунктом, частью, статьей Уголовного Кодекса Российской Федерации, по которому обязательно предварительное следствие. Фабула уголовного дела.

Схематическое отображение планирования расследований

Рисунок 1. Образец плана расследования №1

План расследования уголовного дела №, возбужденного по факту совершения преступного действия, предусмотренного пунктом, частью, статьей Уголовного Кодекса Российской Федерации, по которому проводится дознание в общем порядке. Фабула уголовного дела.

Схематическое отображение планирования расследований

Рисунок 2. Образец плана расследования №2

План расследования уголовного дела №, возбужденного в отношении конкретного лица по признакам преступления (фамилия имя отчество подозреваемого), предусмотренного пунктом, частью, статьей Уголовного Кодекса Российской Федерации. Фабула уголовного дела.

Схематическое отображение планирования расследований

Рисунок 3. Образец плана расследования №3

Сводный календарный план расследования по группе уголовных дел, которые находятся в следственном производстве. Фабула уголовного дела.

Схематическое отображение планирования расследований

Рисунок 4. Календарный план расследования

Схематическое отображение планирования расследований

Рисунок 5. План производства следственных действий по уголовному делу

По уголовным делам и преступлениям, совершенными организованными преступными группировками, возможно применение схематического изображения осуществления следственных действий с помощью геометрических фигур. Их обозначают номерами по порядку и объединяют стрелками для выполнения в определенной последовательности и возможности внесения корректировок в связи с дополнительно появляющейся информацией. В каждого обвиняемого в уголовных делах такого характера следует применять схематическое изображение в отношении каждого обвиняемого.

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 - 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) органы федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;

3) таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Комментарии к ст. 157 УПК РФ

1. Перечень следственных действий, которые правомочен производить орган дознания по подведомственным ему делам, по которым предварительное следствие обязательно, законодателем не определен. Соответственно, по определенным коммент. ст. преступлениям дознаватель вправе произвести все и любое следственные действия, когда они являются неотложными. Если, к примеру, допрос свидетеля, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и после прошествия определенного (более 10 дней) времени, значит, оно не неотложное, и, таким образом, орган дознания не вправе его производить по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

2. Факт направления уголовного дела руководителю следственного органа должен быть отражен и в процессуальном, и непроцессуальных документах. Процессуальные документы - это постановление о направлении уголовного дела руководителю следственного органа (иногда его называют постановлением о направлении уголовного дела по подследственности). Непроцессуальными документами следует считать бумаги, оформляемые в канцелярии учреждения и соответствующие учетные карточки.

3. Под руководителем следственного органа в данной статье подразумевается начальник следственного отдела (управления), где работают следователи, которым подследственно производство по данному уголовному делу предварительного следствия.

4. Органам дознания рекомендуется уведомлять такого руководителя следственного органа об обнаружении подследственного следователю преступления не только в момент направления ему уголовного дела, но и сразу после установления подследственности такового.

5. После передачи дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по письменному поручению следователя, которое оформлено со ссылкой на ст. 38 УПК. По поручению следователя, в производстве которого находится уголовное дело, орган дознания вправе по делам, подследственным следователям, самостоятельно производить любое следственное действие.

6. Право органа дознания производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя распространяется и на те случаи, когда расследование начиналось не с дознания, а с предварительного следствия. В любой из ситуаций без поручения следователя орган дознания не должен приступить к процессуальной деятельности, если дело находится в производстве органа предварительного следствия.

7. Каких-либо ограничений по поводу перечня оперативно-розыскных мер, которые принимает орган дознания по переданному следователю уголовному делу, законодатель не предусмотрел.

8. Следователю не рекомендуется предписывать или запрещать органу дознания применение тех или иных оперативно-розыскных мер.

9. Периодичность уведомления следователя о результатах принятия органом дознания оперативно-розыскных мер определяется по согласованию со следователем.

10. Положениями коммент. ст. подведомственность органов федеральной службы безопасности ограничена происшествиями, в которых содержатся признаки таких преступлений, как: контрабанда (ст. 188 УК); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (189 УК); террористический акт (ст. 205 УК); содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК); публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК); организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК); угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК); преступления (за исключением ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. ст. 275 - 281, 283, 284 УК); незаконное пересечение Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 322 УК); организация незаконной миграции (ч. 2 ст. 322.1 УК); противоправное изменение Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 323 УК); разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355 УК) и наемничество (ст. 359 УК).

11. Подведомственность командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов и т.п. ограничена содержащими признаки преступления происшествиями, совершенными подчиненными им военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона и т.п.

12. Исходя из положений ст. 24 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, содержащие признаки объективной стороны состава преступления происшествия, имевшие место на территории гарнизона, но совершенные военнослужащими, не проходящими службу в воинских частях гарнизона, подведомственны начальникам гарнизона, где имело место искомое деяние, как органам дознания.

13. Исходя из положений, закрепленных в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК, по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами, неотложные следственные действия производят начальники учреждений и органов (начальники органа дознания), а также оперуполномоченные (дознаватели) уголовно-исполнительной системы.

14. Употребленное в п. 6 ч. 2 коммент. ст. понятие "иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания" подлежит расширительному толкованию. В соответствии со ст. 40 и ст. 151 УПК дознание производят не только должностные лица, но и учреждения - органы дознания. (О перечне таковых см. комментарий к ст. 40 УПК.)

15. Исходя из содержания п. 1 ч. 2 коммент. ст., компетенция на производство неотложных следственных действий таких органов дознания, как органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ограничена лишь компетенцией специализированных органов дознания, о которых упоминается в п. п. 2 - 6 ч. 2 ст. 157 УПК. И то не в полной мере. Они не вправе производить неотложные следственные действия лишь по тем подведомственным другим органам дознания преступлениям, о которых говорится в п. п. 2 - 6 ч. 2 ст. 157 УПК.

16. В соответствии с п. 3 ч. 2 коммент. ст., п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК и с п. 6 ст. 408 Таможенного кодекса РФ таможенные органы Российской Федерации являются органами дознания по делам о контрабанде (ст. 188 УК) , незаконном экспорте или передаче сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконном выполнении работ (оказании услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК), невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК), невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК) и об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК) .

По делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК, дознаватели таможенных органов Российской Федерации осуществляют дознание в полном объеме.

По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК, дознаватели таможенных органов Российской Федерации осуществляют дознание в полном объеме.

Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного расследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), а также отраслевые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором Российской Федерации.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокурор4ов в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что и является его целью.

Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу закреплены частями 2 и 2.1 ст. 37 УПК РФ.

Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурором признаются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, выполняет иные функции, установленные федеральными законами.

Одним из основных видов деятельности прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В досудебном производстве функцию уголовного преследования прокурор осуществляет путем надзора за уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем и следователем.

Прокурор обладает полномочиями надзора за возбуждением уголовного дела, производством следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.

Кроме того, прокурор проводит проверки по обращениям граждан, поступившим в порядке ст. 123 УПК РФ, отменяет необоснованные и незаконные процессуальные решения, вынесенные следователем и дознавателем, уполномочен требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при производстве предварительного расследования.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства оканчиваются после принятия решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, что выражается в утверждении им обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, либо возвращения уголовного дела для дополнительного расследования.

Таким образом, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства расследования, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, чтобы действия и решения органов следствия и дознания соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

Анализ положений ст. 37 УПК позволяет сделать вывод о том, что в ней изложены полномочия прокурора, которыми он обладает как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в стадии предварительного расследования.

Прокурор не наделен нравом возбуждения уголовных дел, но он, при наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, уполномочен выносить мотивированное постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования можно рассмотреть применительно к отдельным этапам этой стадии: производству следственных и процессуальных действий; привлечению к уголовной ответственности; применению мер процессуального принуждения и мер пресечения; окончанию предварительного расследования.

Прокуроры, осуществляющие надзор, акцентируют внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий. Принимают меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК. Обеспечивают незамедлительную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, а также дает правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или изъятых из оборота.

Осуществляя надзор, прокурор проверяет соблюдение требований ч. 3 ст. 7 УПК о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка. В соответствии с положениями ст. 75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми. Они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться при доказывании любого из обстоятельства, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Придя к выводу, что доказательство получено с нарушениями требований УПК, прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК выносит постановление о признании данного доказательства недопустимым.

В случае приостановления предварительного расследования или прекращении уголовного дела копия соответствующего процессуального решения направляется прокурору для проверки его законности и обоснованности.

Важнейший этап надзорной деятельности – поступление к прокурору уголовного дела для утверждения обвинительного заключения, акта постановления.

Прокурор, прежде чем утвердить указанный процессуальный акт, обязан изучить материалы дела, удостовериться в том, что: уголовное дело возбуждено законно, обоснованно и с соблюдением требований закона; собранные доказательства достаточны, объективно оценены и удовлетворяют требованиям относимости, допустимости, достоверности; выводы следователя, дознавателя соответствуют установленным в ходе расследования обстоятельствам, квалификация содеянного является правильной, доказательная база является достаточной для рассмотрения дела; в суде разрешены все заявленные по делу ходатайства и жалобы; соблюдены в полном объеме право обвиняемого на защиту и требования о языке судопроизводства; не истек срок расследования и содержания под стражей обвиняемого; приняты меры для обеспечения гражданского иска; с материалами дела ознакомлены все лица, в отношении которых законом это предусмотрено; обвинительное заключение удовлетворяет требованиям уголовно-процессуального закона.

Если расследование по делу проведено качественно и всесторонне и нет оснований для возвращения его для производства дополнительного расследования, прокурор утверждает обвинительное заключение, акт, постановление и дело направляет в суд.

Согласно положениям уголовно-процессуального законодательства, прокурор вправе не утвердить обвинительное заключение, акт, постановление и вернуть уголовное дело следователю или дознавателю, признав тем самым проведённое по уголовному делу расследование неудовлетворительным.

В соответствии с частью четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" 1 - приказываем:

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Министр внутренних дел Российской Федерации

В. Колокольцев

Министр обороны Российской Федерации

Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации

А. Бортников

Директор Федеральной службы охраны Российской Федерации

Руководитель Федеральной таможенной службы А. Бельянинов

Директор Службы внешней разведки Российской Федерации

Директор Федеральной службы исполнения наказаний

Г. Корниенко

Директор Федеральной службы Российской Федерации

по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов

Председатель Следственного комитета Российской Федерации

А. Бастрыкин

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст. 3207.

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 1 , результатов ОРД 2 органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" 4 судебным искам.

2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3. Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье) 5 являются Конституция Российской Федераций, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций 6 , Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

4. Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

II. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам)

7. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

9. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления (приложение N 2) руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела.

10. При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

13. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

14. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение N 3).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, - к материалам номенклатурного дела.

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

15. Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

16. К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами 8 .

17. Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

III. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам)

18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

2 В соответствии с подпунктом 36[1] статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940.

5 Далее - "уполномоченные должностные лица (органы)".

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921. Далее - "УПК РФ".

8 Далее - "материалы, документы и иные объекты, полученные при проведении ОРМ".

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 г. Москва "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд"

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 1 , результатов ОРД 2 органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" 4 судебным искам.

2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3. Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье) 5 являются Конституция Российской Федераций, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций 6 , Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

4. Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

7. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

9. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления (приложение N 2) руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела.

10. При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

13. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

14. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение N 3).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, - к материалам номенклатурного дела.

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

15. Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

16. К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами 8 .

17. Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

III. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам)

18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

2 В соответствии с подпунктом 36[1] статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Читайте также: