Кем разрабатывалась теория правового государства

Обновлено: 30.06.2024

1 - Античный
Поиск принципов, форм, конструкций для установления связей, зависимостей , согласованного взимодействия права и власти.
Работы Аристотеля, Цицерона и Платона и значительной части средневековья. Так, в работах Макиавелли, Бодена говорится о равенстве всех перед законом и обеспечение индивидуальный свободы.

2 - Период ранних буржуазных революций
Главная цель государства: гарантии каждому в сохранении жизни, личной свободы, охране частной собственности, обеспечении неотъемлемых прав, а для этого нужно разделение и взаимное сдерживание властей. Этот период имеет практический итог: Конституция США 1867 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Классическим выразителем идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели - сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от "непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека".

Основоположником теории разделения властей принято считать французского юристаXVIII в. Ш. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

3 этап - в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых И. Канта (1724-1804) и Г. Гегеля (1770-1831).

И. Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а правовом обществе. Государство он понимал как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Право у Канта было тесно связано с моралью. И правовые, и моральные нормы имеют один источник - категорический императив: "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер. Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную теоретическую модель правового государства. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как "царство реализованной свободы", одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом.

Но, несмотря на обилие работ о правовом государстве немецких ученых, Германия в течение всего XIX в. оставалась полицейским государством.

Автором термина "правовое государство" считается представитель немецкого либерализма К. Велькер, который впервые его употребил в 1813 г., но ввел этот термин в научный оборот и дал его юридический анализ его единомышленник Р. фон Моль.

4 этап — относится к ХХ веку.

В него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дврркин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и США) и др.

Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социалистического правового государства.

Конституция РФ 1993 года провозглашает Россию правовым государством — одно из важнейших положений Конституции РФ.

Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой:

1) признаются и гарантируются естественные права человека; существуют эффективные процедуры защиты прав и свобод;

2) реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; судебная власть независима и авторитетна в обществе;

3) обеспечивается верховенство закона (закон соблюдают все и всегда, закон справедлив, он не отменяет и не умаляет естественных прав и свобод человека; подзаконные акты не противоречат законам);

4) существует взаимная ответственность граждан и государства.

Предпосылкой становления правового государства является наличие гражданского общества. Гражданское общество - это совокупность общественных отношений и общественных институтов, которые способны ограничить деятельность государства. Гражданское общество является предпосылкой формирования правового государства. Признаки гражданского общества:

1) высокая социальная активность граждан;

2) сформированный средний класс собственников, который придает стабильность всему обществу и государству;

3) первичность общества и вторичность государства: не общество служит государству, а государство обществу;

4) способность общества правовыми средствами нейтрализовать произвол государства;

5) развитая и эффективная система местного самоуправления, при которой вопросы местного значения (водо- и газоснабжение, благоустройство населенных пунктов, городской транспорт и жилье) решаются без участия государства за счет средств местного бюджета.

Условия построения правового государства: разгосударствление собственности, становление рыночной экономики; формирование среднего класса собственников; правовое воспитание и образование, формирование правовой и политической культуры граждан, преодоление массового правового нигилизма; социальный мир; деидеологизация государства; политический плюрализм, независимость СМИ; невмешательство государства в частную жизнь граждан.

Таким образом, правовое государство может быть сформировано при наличии комплекса условий, сложившихся в гражданском обществе.

На органы юстиции возлагаются следующие задачи:

участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ;

проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

организационно-правовое обеспечение судебной реформы;

государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней;

государственная регистрация политических партий;

регулирование сферы правового обслуживания;

контроль за исполнением законодательства;

правовая информатизация и т.д.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.


Проблема построения правового государства всегда волновала мыслителей древности, средневековья, современности и находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как называлось это государство. Смысл идеи правового государства у мыслителей, политических и общественных деятелей отличался. Однако независимо от взглядов и суждений о правовом государстве, существование последнего неизменно ассоциировалось с торжеством гуманизма, закона, законности, и справедливости.

Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях мыслителей, философов, историков, юристов Древней Греции, Рима, Индии и других стран. Древнегреческий философ Платон утверждал о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью, неизбежна близкая гибель государства, а там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идёт не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях.

С идеями мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме тесно пересекаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных мыслителей и философов. Особенно отчётливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля Цицерона.

Основой теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому под действие закона должны попадать все, а не только определённая категория граждан. Существенным оказалось выработанное им положение, согласно которому любому закону должно быть свойственно не только принуждать силой и угрозами, но и необходимость убеждать. Выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, к борьбе за свободу и справедливость, за гуманное и справедливое отношение государственных органов к свободным гражданам послужили первыми идеями построения правового государства.

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей изложены в трактатах А.Сенеки, — одного из древнеримских философов. Все люди согласно учению Сенеки, равны между собой. Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, превращавшиеся постепенно в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в государстве и обществе должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в Древнем Китае и Индии. В Китае ещё в глубокой древности философами и юристами проводилась мысль о том, что в государстве должен царить порядок, основанный на законе. Правитель должен быть справедливым и добиваться порядка в стране не силой, а спокойным и грамотным руководством.

Все эти учения о государстве и праве, исследователей стали основой всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.

Большую роль в развитии учения о государстве и праве в средние века сыграл учёный-богослов Фома Аквинский (Аквинат), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии.

От Аристотеля Фома Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе своей существо общительное, в нём изначально заложено стремление объединяться и жить в государстве, ибо в одиночку он не может полностью самореализоваться. По этой причине и возникает государство. Цель государственности — общее благосостояние, обеспечение условий для достойной, разумной жизни.

Сущность власти — это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведён богом и по своей сути власть есть установление божественное. Поэтому она всегда несёт только добро, нечто хорошее и благое. Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, и противоречат интересам церкви, настолько народ вправе оказывать сопротивление этим действиям. Правитель, который властвует вопреки законам бога и основам морали, который превышает свою компетенцию и делает жизнь народа чрезмерно тяжёлой, такой правитель превращается в тирана.

1) вечный закон (закон Мироздания) — основанный на общих принципах божественного разума управляющего вселенной;

2) естественный закон — это решение людей отличающихся добродетелью о том, как правильно следует поступать в силу природных свойств человека;

3) позитивный закон — закон созданный правителем, который должен быть добродетельным, заботиться о своём народе, не преследовать личной выгоды и направлять общество на правильный естественный путь совместного бытия;

4) Божественный закон, то есть законы Библии и церкви.

Фома Аквинский построил и концепцию права. По его теории право — это состояние справедливости, это упорядоченный комплекс существующих связей. Право никто не устанавливает, оно уже существует, главным существенным признаком права является справедливость. Аквинат выделял следующие виды права: естественное право, право народов, позитивное право и божественное право. Как в своей теории закона, так и в концепции права Фома Аквинский настойчиво проводил мысль, о том что правовым человеческое общество является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву и основано на справедливости.

Значительный вклад в развитие учений о государстве и праве внёс итальянский политический мыслитель — Марсилий Падуанский. Народ, согласно его учению, — это источник всякой власти, носитель суверенитета и верховный законодатель.

Государственная власть действует, прежде всего, посредством издания законов. Они суть веления подкрепляемые угрозой реального наказания или обещанием реальной награды. Этим законы государства отличаются от законов божьих. Право издавать юридические законы имеет народ, а законодательствовать должны наиболее достойные, выбираемые народом люди.

Марсилий Падуанский одним из первых стал проводить чёткое различие между законодательной и исполнительной властями, что является существенным признаком правового государства. По его мнению, власть законодательная определяет компетенцию и организацию исполнительной власти. Последняя вообще, действует благодаря тому авторитету, которым её наделяет законодатель и, призвана строго держаться рамках закона. Большое значение Марсилий Падуанский отводил выборности, как принципу наиболее лучшего подбора должностных кадров. Даже в условиях монархии, которая казалась ему наилучшим государственным устройством, должен был действовать этот принцип. Избираемый монарх, как правило, наиболее подходящий правитель, а потому избирательная монархия гораздо предпочтительнее монархии наследственной. Марсилий Падуанский доказательно отстаивал самостоятельность государства в вопросах связанных с отправлением публичной власти. Его мысли о праве народа издавать законы, о разделении законодательной и исполнительной властей, об обязательности закона для всех лиц государства, в том числе и для правителей благотворно повлияли на формирование в эпоху Возрождения и в новое время представлений о правовом государстве.

Идея правового государства нашла значительное освещение и дальнейшее развитие в произведениях юристов, философов, политологов и социологов нового времени. В этот период она начинает закрепляться в прямой или косвенной форме в законодательстве. Основное внимание в разработке теории правового государства уделяется не только его основным чертам и признакам, но и наиболее важным условиям их формирования.

Идеи правовой государственности в современную эпоху развивались в русле достижений предшествующей политико-правовой мысли и, прежде всего, естественно-правовых представлений о свободе и правах человека, о приоритете естественного права над позитивным правом и государством, о правовых формах осуществления государственной власти, о разграничении властей, о взаимной ответственности государства и личности друг перед другом и т. д. Юридическое мировоззрение каждого нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе и правах человека.

Ряд положений, существенных для теории и практики правовой государственности, было обосновано английским мыслителем Джоном Локком. В его трактовке идея господства права выступает в виде государства, в котором верховенствует гражданский закон, соответствующий вечному и всеобъемлющему закону природы. В таком государстве провозглашены (конституционные) законы, признаются естественные неотчуждаемые права и свободы личности, осуществлено разделение властей. Локку принадлежат многие положения прав и свобод гражданина в условиях правовой государственности.

Концепция разделения властей получила свою последовательную и систематическую разработку в творчестве французского юриста Шарля Луи Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти -законодательную, исполнительную и судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью, необходим такой порядок управления государством, при котором различные власти могли бы взаимно контролировать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношении к государственному устройству. При этом он подчёркивает, что свобода состоит не в том, чтобы делать то, что хочется, свобода есть право делать всё, что дозволено законами. Другой аспект свободы, на который обращает внимание Монтескье, — это политическая свобода в её отношении к отдельному гражданину. В этом смысле политическая свобода заключается в свободе гражданина. Рассматривая средства обеспечения такой безопасности, Монтескье придаёт особое значение качественности уголовных законов и судопроизводства.

Идеи Локка и Монтескье и, прежде всего о разделении властей и обеспечении прав и свобод граждан оказали заметное влияние на последующие теоретические представления о правовом государстве.

Существенный вклад в развитие теории и практики правовой государственности внесли Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон, Дж. Адамс, Дж. Мэдисон и другие. Идеи правового государства уже в конце 18 века нашли своё закрепление в таких официальных актах, как Декларация независимости США (1776 г.), Конституция США (1787 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.).

С философским обоснованием теории правового государства в конце 18 века выступил И.Кант. Он отмечал, что государство — это объединение людей, подчинённых правовым законам. Благо государства по Канту, состоит в согласованности государственного устройства с правовыми принципами, и стремиться к такой согласованности нас обязывает разум через безусловный принцип поведения. Смысл этого безусловного принципа поведения в сфере государственности предстаёт у Канта, как необходимость правовой организации государства с разделением властей (законодательной, исполнительной и судебной). В соответствии с наличием или отсутствием принципа разделения властей Кант различает две формы правления: республику (по сути, правовое государство) и деспотию. Характеризуя различные власти, Кант подчёркивал, что правосудие должно осуществляться избранным народом судом присяжных. Определяющее значение в его теории, исходившей из идеи народного суверенитета, придаётся разграничению законодательной и исполнительной властей. Применительно к законодателю Кант формулирует следующий ограничительный принцип его деятельности: то, что народ не может решить относительно самого себя, то и законодатель не может решить относительно народа. Правовое государство выступает в трактовке Канта, как та идеальная конструкция государства, которая воплощает в себе требования разума и законности и отвечает требованиям организации общественной и государственно-правовой жизни.

Большой вклад в развитие теории правового государства внёс немецкий философ Г.Гегель. У Гегеля правовое государство — это действительность. Действительность по Гегелю — разумна, а разумное — действительно. Такую разумную действительность он называет идеей права. Человек по Гегелю свободен именно, как духовное существо. Свобода людей и государственно-правовых форм их жизни — продукт длительного исторического развития, в процессе которого человек формирует самого себя в качестве свободной личности, но в тоже время подчиняющегося общепринятым, законным правилам поведения. Право по Гегелю — это действительность свободы или идея свободы. Государство согласно Гегелю, — это тоже право, но развитое право, включающее в себя все остальные более абстрактные права (права личности, семьи, общества). В этой иерархии прав государство, как наиболее конкретное право стоит на вершине правовой пирамиды. С этим связано гегелевское возвышение государства и чуть ли не его обожествление. Всё это подтверждает, что Гегель — этатист (государственник). Но Гегель — правовой этатист, он обосновывает, восхваляет и обожествляет именно правовое государство, он подчиняет права индивидов и общества государству не как аппарату насилия, а как более высокому праву, справедливому и законному.

В конкретно-историческом плане Гегель, как мыслитель начала 19 века считал, что идея свободы достигла наибольшего практического осуществления именно в конституционной монархии, основанной на принципе разделения властей. Надлежащее разделение властей в государстве Гегель считал гарантией публичной свободы. В целом вся гегелевская конструкция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех внеправовых форм применения силы со стороны частных лиц и государственных властей.

Несмотря на то, что проблема построения правового государства рассматривались ещё древними мыслителями, философами, юристами и историками, этот вопрос остаётся актуальным и в настоящее время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в том, что эта идея полна гуманизма и справедливости, но и в постоянном поиске путей наиболее эффективного и быстрого претворения этой идеи в жизнь.

2. Общая теория права. /Под ред. А. С. Пиголкина — М.1998.

3. Юридический энциклопедический словарь./Под ред. А. Я. Сухарева — М.: Сов. энциклопедия, 1987.

4. Комаров С. А. Теория государства и права. — М., Инфра, 2001.

5. Лазарев В. В. Общая теория государства и права — М., Инфра, 2000.

6. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. — М., Инфра, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, государство, идея, исполнительная власть, правовая государственность, том, государственная власть, государственное устройство, Древняя Греция, политическая свобода.

Похожие статьи

Принцип разделения властей — важнейший атрибут. | «Молодой

Демократия как политическое явление появилось еще в Древней Греции. Но тогда, ее не связывали с принципом разделения властей. Почему? Видимо это было связано с особенностями полисного развития греческих государств.

Конституционные принципы правового государства в странах.

Вершиной государственности западная политико-правовая мысль называет правовое государство, как такую форму государственности, где государство (государственный аппарат).

Общественный договор как основа политической концепции.

опровергнуть учение о божественном и абсолютном праве монарха (концепция Р.Филмера) и создать теорию, которая сможет примирить свободу гражданина с политической властью; обосновать государственный строй, который соответствует человеческой природе.

Государство и государственные устройства в философии.

государство, государственное устройство, наилучшее государственное устройство, политическое общение, форма правления, правильное государственное устройство, власть, гражданин, добродетель, должность.

Гарантии публичного права в рамках концепции Г. Еллинека.

Важнейшим же проявлением политических гарантий, согласно концепции, является разделение властей, упорядочивающее устройство государственных органов. Во многом вопрос сводится к границам полномочий главы государства (монарха).

Философские категории закона и закономерности в сравнительном.

коллегиальное государственное управление, Древняя Греция, элемент, страна мира, исполнительная власть, местное самоуправление, парламентская республика, Маркс, Рим, общественное развитие.

О форме государственного устройства России в широком.

– во-вторых, содержание государства как взаимодействие определённой совокупности институтов: государственный суверенитет, правовая система, компетенция государства, органы государства, гражданство, государственная территория, символы государства

Некоторые вопросы теоретико-правовых концепций мер.

Ключевые слова: государственное принуждение, меры государственного принуждения, государственное принуждение в Древнерусском государстве. Безусловным утверждением является то обстоятельство, что российская государственность, отечественная правовая.

Принцип разделения властей — важнейший атрибут. | «Молодой

Демократия как политическое явление появилось еще в Древней Греции. Но тогда, ее не связывали с принципом разделения властей. Почему? Видимо это было связано с особенностями полисного развития греческих государств.

Конституционные принципы правового государства в странах.

Вершиной государственности западная политико-правовая мысль называет правовое государство, как такую форму государственности, где государство (государственный аппарат).

Общественный договор как основа политической концепции.

опровергнуть учение о божественном и абсолютном праве монарха (концепция Р.Филмера) и создать теорию, которая сможет примирить свободу гражданина с политической властью; обосновать государственный строй, который соответствует человеческой природе.

Государство и государственные устройства в философии.

государство, государственное устройство, наилучшее государственное устройство, политическое общение, форма правления, правильное государственное устройство, власть, гражданин, добродетель, должность.

Гарантии публичного права в рамках концепции Г. Еллинека.

Важнейшим же проявлением политических гарантий, согласно концепции, является разделение властей, упорядочивающее устройство государственных органов. Во многом вопрос сводится к границам полномочий главы государства (монарха).

Философские категории закона и закономерности в сравнительном.

коллегиальное государственное управление, Древняя Греция, элемент, страна мира, исполнительная власть, местное самоуправление, парламентская республика, Маркс, Рим, общественное развитие.

О форме государственного устройства России в широком.

– во-вторых, содержание государства как взаимодействие определённой совокупности институтов: государственный суверенитет, правовая система, компетенция государства, органы государства, гражданство, государственная территория, символы государства

Некоторые вопросы теоретико-правовых концепций мер.

Ключевые слова: государственное принуждение, меры государственного принуждения, государственное принуждение в Древнерусском государстве. Безусловным утверждением является то обстоятельство, что российская государственность, отечественная правовая.

Читайте также: