Кем определяются виды периодичность порядок проведения и оформления осмотров и проверок жд пути

Обновлено: 02.07.2024

Организация текущего содержания пути включает в себя систематический надзор за комплексом сооружений пути и путевых устройств и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимально допускаемыми, установленными приказом начальника дирекции инфраструктуры, скоростями и предусматривает:

периодические осмотры и проверки пути, стрелочных переводов, искусственных сооружений, переездов и путевых устройств;

выполнение неотложных мер по обеспечению безопасности движения с установленными скоростями по результатам осмотров и проверок пути;

планирование и выполнение плановых работ по текущему содержанию, направленных на предупреждение появления неисправностей пути и продление сроков службы элементов верхнего строения пути;

подготовку специалистов и техническую учебу работников пути.

Основным методом организации текущего содержания пути является участковый метод [1; 35].

Задачей текущего содержания пути является предупреждение возникновения расстройств пути по параметрам рельсовой колеи и состоянию элементов верхнего строения пути, своевременное устранение всех возникших расстройств и неисправностей, если расстройства по объему не требуют проведения ремонтных работ.

Оценка технического состояния пути помимо информации о состоянии отдельных элементов верхнего строения, земляного полотна и искусственных сооружений, а также геометрических параметров рельсовой колеи, должна позволять выявлять их взаимосвязь, что необходимо для

4.2. Осмотры и проверки пути и сооружений

Проверки и осмотры пути назначаются для:

своевременного выявления расстройств пути, угрожающих безопасности движения поездов;

получения информации, необходимой для планирования работ по техническому обслуживанию пути и оценке качества работ по текущему содержанию пути;

Основными задачами осмотров и проверок пути являются: определение соответствия фактического технического состояния

элементов пути, его сооружений и устройств тем скоростям и нагрузкам, которые установлены для проверяемого участка;

выявление возникающих неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов с установленными скоростями и принятие неотложных мер по их устранению;

своевременное обнаружение и оценка отступлений в содержании пути и стрелочных переводов, дефектов рельсов, скреплений, шпал, неисправности балластной призмы и других элементов железнодорожного пути;

определение периодичности проверки пути и сооружений диагностическими средствами;

определение профилактических мер, необходимых для предупреждения появления неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов;

определение технического состояния пути и его элементов с целью планирования сезонных и годовых профилактических работ по текущему содержанию и ремонту пути;

определение потребности материалов верхнего строения пути для выполнения путевых работ;

оценка качества содержания пути, стрелочных переводов, искусственных сооружений, земляного полотна и других устройств по каждому километру, объекту, линейному участку (околотку), эксплуатационному участку, дистанции (при весеннем и осеннем осмотрах пути);

К отступлениям и дефектам, угрожающим безопасности движения поездов, относятся:

остродефектные или лопнувшие рельсы, накладки, рельсовые элементы стрелочных переводов;

отступления IV степени геометрических параметров рельсовой колеи, а также другие виды опасных отступлений, обнаруживаемые путеизмерительным вагоном;

зазоры между подошвой рельса и подкладками с выходом рельса из реборд подкладок на трёх и более шпалах подряд;

отбои наружных рельсов в кривых с отжатием костылей на участках с деревянными шпалами (на стрелочных переводах с деревянными брусьями);

кусты негодных деревянных шпал; наличие разрывов стыков

наличие угона плетей бесстыкового пути, углов в плане, ослабленных клеммных и закладных болтов, шурупов, клемм;

неприлегание более чем на 4 мм шейки остряка стрелки или подвижного сердечника крестовины к упорным накладкам, а также подошвы остряка или сердечника крестовины к подушкам;

Проверки пути осуществляются с помощью автоматизированных (ЦНИИ-4, КВЛ-П, Интеграл, Эра) или ручных средств (тележек, ручных шаблонов) диагностики в соответствии с утвержденными планами проверок или специальных указаний.

Для каждого диагностического средства в нормативной документации на порядок его работы определен порядок хранения данных на самом средстве и порядок передачи данных в ПЧ и в ДИЦДМ.

.6. Кроме индивидуальных осмотров для всесторонней оценки состояния пути и сооружений проводятся комиссионные осмотры:

комиссионный весенний и осенний осмотры пути и сооружений; месячные комиссионные осмотры пути и стрелочных переводов на

Цель проведения сплошного весеннего комиссионного осмотра пути, искусственных сооружений, земляного полотна и путевых обустройств – проверка и обеспечение готовности путевого хозяйства к устойчивой и

безопасной работе в период выхода пути из зимы и в наступающем летнем сезоне.

Основной задачей весеннего комиссионного осмотра является:

получение объективной комплексной оценки состояния объектов инфраструктуры путевого хозяйства и выявление их несоответствия требованиям нормативных документов;

разработка и реализация в летний период корректирующих мер по устранению выявленных несоответствий, выполнение установленного объема ремонтно-путевых работ, плана по текущему содержанию, выправке пути с максимальным выполнением объемов работ по снижению дефектности его элементов, недопущению роста длительных предупреждений об ограничении скорости движения поездов и обеспечения безопасности движения поездов в целом.

При проведении весеннего осмотра особое внимание должно уделяться: километрам с неудовлетворительной и удовлетворительной балловой

состоянию дефектных рельсов, соответствию геометрических размеров дефектов книгам формы ПУ-2а, корректировки, при необходимости, планов их замены;

участкам пути, подверженным выплескам и разжижению балластного

состоянию бесстыкового пути с проверкой динамометрическими

ключами качества закрепления закладных и клеммных болтов, шурупов и специальными устройствами степени прижатия клемм при анкерных скреплениях, соответствия фактических и расчетных температур закрепления рельсовых плетей;

состоянию кривых участков пути и в первую очередь тех, параметры которых не соответствуют установленной скорости движения поездов;

состоянию водоотводов, труб, деформирующихся участков земляного полотна;

состоянию пути на подходах к искусственным сооружениям;

дефектным искусственным сооружениям и деформирующимся и неустойчивым участкам земляного полотна;

участкам пути, где капитальный ремонт был выполнении в зимнее время и местам зимней укладки плетей бесстыкового пути.

Цель проведения сплошного осеннего комиссионного осмотра пути, искусственных сооружений, земляного полотна и путевых обустройств – проверка и обеспечение готовности путевого хозяйства к устойчивой и безопасной работе в наступающем зимнем сезоне, а также разработка комплекса плановых работ, связанных с текущем содержанием пути и ремонтами пути на следующий год.

Основными задачами осеннего комиссионного осмотра объектов инфраструктуры путевого хозяйства является:

получение объективной комплексной оценки состояния объектов инфраструктуры путевого хозяйства и выявление их несоответствия требованиям нормативной документов;

приведение установленных скоростей движения к фактическому состоянию пути.

При проведении осеннего комиссионного осмотра, как и при весеннем осмотре:

проводят (с использованием средств дефектоскопии) осмотр рельсов, обращая при этом внимание на их маркировку, степень износа, наличие ступенек в стыках, рельсов нестандартной длины и с нетиповыми болтовыми отверстиями. Проверяют записи в книгах ПУ-2 и ПУ-2а, наличие и маркировку покилометрового запаса и его соответствие лежащим в пути рельсам;

проводят выверку данных с результатами весеннего осмотра пути и книгами формы ПУ-5, проверяют соответствие числа изъятых и уложенных за отчетный период шпал актам формы ПУ-48;

проверяют состояние скрепления, степень закрепления клеммных, закладных и стыковых болтов, шурупов, наличие отсутствующих и неработающих противоугонов, наличие наддернутых костылей, смещение и перекос подкладок, наличие и состояние амортизирующих прокладок, состояние изолирующих стыков и рельсовых соединителей;

на станциях проверяют состояние закрестовинных кривых и зазоров в задних стыках крестовин, состояние водоотводных лотков и ливневой канализации;

проверяют своевременность замены укороченных рельсов, уложенных в путь в период высоких температур, а также регулировку стыковых зазоров и закрепление пути от угона;

проверяют своевременность уборки материалов верхнего строения пути с перегонов и станций.

По результатам осмотра разрабатывается план работ, предусматривающий устранение выявленных несоответствий в содержании

Осмотры пути должностными лицами подразделяются:

на натурные – с инструментальным измерением регламентируемых параметров пути;

на осмотры при сопровождении путеизмерительных и дефектоскопных средств, а также проездом в локомотиве, хвостовом вагоне или дрезине;

текущие – производимые должностными лицами в границах вверенного им подразделения или объекта – контролерами состояния железнодорожного пути, дорожными, мостовыми, тоннельными мастерами и мастерами по земляному полотну, начальниками участка;

комиссионные – начальниками дистанций пути и их заместителями; совместно-комиссионные – с представителями других служб и ведомств,

дорожными мастерами, начальниками участков, начальниками дистанций пути и их заместителями;

постоянные – осуществляемые бригадирами пути и контролерами состояния железнодорожного пути;

периодические – установленные соответствующими нормативными документами (контролерами состояния железнодорожного пути, дорожными

мастерами, начальниками участков, начальниками дистанций пути и их заместителями);

внеочередные – связанные с погодными явлениями (ливневыми или затяжными дождями; летом с наступлением температур, близких к наивысшей для данной местности, а зимой при понижении температуры на 60 о С и более по сравнению с температурой закрепления рельсовых плетей или при температуре воздуха минус 30 о С; в период паводка, на участках с больным земляным полотном (бригадиры пути, контролеры состояния железнодорожного пути, дорожные и мостовые мастера), проводимые вышестоящими руководителями или по их указанию;

Регламентированные виды, порядок и сроки осмотров и проверок пути, стрелочных переводов, сооружений, путевых устройств и рельсовых цепей приведены в таблице 4.2.

Рельсовая колея осматривается, в том числе с помощью бинокля, на предмет выявления местных неровностей пути в профиле и плане, требующих устранения (в профиле – просмотром сбоку по поверхности головок рельсовых нитей впереди находящегося участка пути; в плане – по внутренней боковой грани головки рельса: в прямых – по рихтовочной нити, в кривых – по наружной).

Проверка ширины рельсовой колеи и уровня производиться по ходу осмотра выборочно шаблоном типа ЦУП и используются данные последнего промера пути путеизмерительным вагоном или путеизмерительной тележкой. При осмотре и проверке рельсовой колеи особое внимание уделяется: обнаружению на звеньевом пути зазоров между рельсом и подкладкой (зимой напресовка), при которых подошва рельса оказывается выше реборд подкладок; переводным и закрестовинным кривым, кривым малого радиуса.

Стыковые зазоры осматриваются сплошь. Для измерения зазоров используется металлический клин или универсальный шаблон модели 00316 с делениями который заводится в зазор с внешней (не рабочей) грани головки рельсов на уровне средней ее части. Стыковые зазоры должны соответствовать таблице 3.3.. Обнаруженные в стыках чрезмерно растянутые, а в летний период нулевые зазоры, должны быть отрегулированы.

При осмотре скреплений выявляются изношенные, неработающие, негодные и отсутствующие скрепления. К негодным (с учетом отсутствующих) относятся: на звеньевом пути на деревянных шпалах – изломанные подкладки, противоугоны, накладки, в т.ч. переходные, основные костыли, шурупы при скреплении КД; на бесстыковом пути с железобетонными шпалами – изломанные подкладки, негодные прокладки, закладные и клеммные болты, шурупы, клеммы, анкеры. Дефекты определяются визуально.

Негодность скреплений определяется выборочно на каждом пикете на одном 25 м звене при деревянных шпалах и на отрезке пути длиной 25 м при железобетонных шпалах на бесстыковом пути.

Техническое состояние скреплений определяется и оценивается в зависимости от доли (процента) негодных скреплений на пикете и определяется как сумма процентов вышеуказанных негодных элементов скреплений.

На пути с железобетонными шпалами подсчитывается суммарный процент для скреплений: КБ - подкладок и закладных болтов; ЖБР-65 и ЖБР-65Ш, W-30 – закладных болтов или шурупов и клемм; ЖБР-65ПШМ, ЖБР-65ПШ – подкладок и шурупов; АРС и Pandrol – анкеров и клемм; на пути с деревянными шпалами – подкладок и рабочих костылей. Пример. На звеньевом пути негодных подкладок – 20%, костылей – 15%. Следовательно, сумма процентов негодных элементов составит 20 + 15 = 35%.

На железобетонных шпалах выявляются: поперечные изломы, выколы и разрушения бетона, трещины, оголение арматуры [15].

При осмотре рельсовых цепей и изолирующих стыков выявляются оторвавшиеся рельсовые соединители, участки с загрязнителями под подошвой рельса, вызывающими утечку кодировочного тока, а также

При осмотрах стрелочных переводах проверяются: прямолинейность пути по контррельсовой нити прямого направления и

плавность кривизны переводной и закрестовинных кривых (визуально или по ординатам);

соответствие фактического состояния стрелочного перевода нормам устройства и содержания в плане и профиле;

состояние деревянных и железобетонных брусьев и шпал, наличие

состояние рельсов, крестовин, контррельсов, скреплений, зазоров и ступенек в стыках, изолирующих стыках;

состояние балластной призмы, водоотводов.

Бесстыковой путь проверяется на соответствие фактического состояния нормам устройства и его содержания. При этом особое внимание обращается на:

наличие в пути неровностей в плане (визуально и по ленте путеизмерительного вагона);

угон плетей (по маячным шпалам, створам и следам клемм на подошве рельса);

величину стыковых зазоров в уравнительных пролетах и местах временного восстановления плетей (визуально и измерительным инструментом);

состояние балластной призмы, размеров плеча (визуально и с применением рулетки);

читаемость маркировки плети.

Земляное полотно осматривается и проверяется на наличие: внутренних (невидимых) дефектов типа корыт, лож, мешков (по

появлению в этих местах выплесков и просадок пути под проходящими поездами в дождливую погоду);

обвала откоса выемки (по появлению на пути отдельных камней, гальки и грунта);

деформации пути на карстовом месте, над трубопроводными пересечениями и шахтными выработками (видимая на глаз впадина на пути, где ранее была ровная площадка);

оползня откоса высокой насыпи (направленной в сторону оси пути микротрещины на обочине земляного полотна);

заиливания или засорения кюветов, нагорных канав, резервов, открытых дренажей (визуально по отложению на дне ила или засорителей);

При осмотре искусственных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, виадуков, тоннелей, труб и других сооружений) проверяется:

состояние верхнего строения пути, балластной призмы, мостового полотна, сопряжение насыпей с устоями пролетных строений (визуально, с промером шаблоном типа ЦУП, использованием лент путеизмерительного вагона, рулетки, металлической линейки, штангенциркуля);

прочность прикрепления охранных приспособлений и пешеходного настила (остукивание крепежных болтов молоточком);

состояние подмостового русла, регуляционных сооружений (размывы, нарушения мощения конусов и дамб, изменения русла реки, чистота русел), режима водотоков и наледей визуально;

ниги проверок формы ПУ-28, ПУ-29, ПУ-30 бригадиров пути, контролеров состояния пути дорожных мастеров, начальников участков должны ежемесячно проверяться руководителями дистанций пути с

Организация работы средств диагностики проводится по графикам, утвержденным руководством службы пути.

Проверке пути путеизмерительным вагоном подлежат все главные пути, где реализуются скорости движения поездов 25 км/ч и более, или обращаются пассажирские поезда, независимо от их количества. Периодичность проверок устанавливается приказом начальника дирекции инфраструктуры.

При обнаружении путеизмерительным вагоном опасных отступлений начальник путеизмерительного вагона или его заместитель обязан ограничить скорость или закрыть движение поездов, выдав заявку на это дежурному по станции или поездному диспетчеру.

Начальник путеизмерительного вагона по окончанию проверки вручает сопровождающему путеизмерительный вагон руководителю дистанции пути под расписку покилометровую распечатку записи диаграмм всех контролируемых параметров и результаты оценки состояния рельсовой колеи с отметками выявленных отступлений; электронные носители информации о состоянии рельсовой колеи.

После анализа распечаток начальник дистанции пути (заместитель начальника) дает указание начальнику участка, дорожным мастерам об устранении выявленных неисправностей пути. Об устранении неисправностей дорожный мастер делает запись на распечатке.

Не позднее суток после прохода путеизмерительного вагона работниками вагона составляется ведомость оценки состояния пути, один экземпляр которой вместе с распечаткой отправляется начальнику дистанции пути, другой – начальнику службы пути.

Сравнивая распечатки и оценочные ведомости разных проходов путеизмерительного вагона, начальник дистанции пути, заместитель начальника дистанции пути, начальник участка, дорожные мастера и бригадиры пути должны анализировать изменения, происходящие в пути, выявлять неблагополучные места и принимать необходимые меры к повышению стабильности пути.

Основные неисправности и отступления в содержании пути и стрелочных переводов и допускаемые скорости движения в зависимости от их величин приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1. Неисправности и отступления в содержании пути и стрелочных переводов, при которых ограничивается скорость

Регулярные осмотры и проверки пути – лучшая гарантия обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов в путевом хозяйстве. Подъездные железнодорожные пути необщего пользования – не исключение. ООО "Трудовой десант" проводит профессиональный осмотр железнодорожного пути и оценку его технического состояния.

Осмотры пути

Сроки проведения и задачи комиссионных осмотров путей

Мы рекомендуем проводить комиссионные осмотры пути в плановом порядке два раза в год:

  • Весенний комиссионный осмотр – апрель-май;
  • Осенний комиссионный осмотр – сентябрь-октябрь;

Сплошной весенний комиссионный осмотр пути, земляного полотна и путевых устройств необходим для проверки готовности путевого хозяйства к бесперебойной и безопасной работе после его выхода из зимы и в наступающем летнем сезоне.

Основными задачами весеннего комиссионного осмотра объектов путевого хозяйства можно назвать получение объективной комплексной оценки состояния путевого хозяйства, выявление несоответствий требованиям нормативных документов и определение объемов и сроков выполнения ремонтно-путевых работ по приведению характеристик пути к нормативным показателям.

Сплошной осенний комиссионный осмотр пути, земляного полотна и путевых устройств необходим для проверки готовности путевого хозяйства к бесперебойной и безопасной работе в наступающем зимнем сезоне, когда некоторые виды отдельных путевых работ выполнить будет уже практически невозможно по причине наступления отрицательных температур.

Основными задачами осеннего комиссионного осмотра объектов путевого хозяйства можно назвать получение комплексной информации о состоянии путевого хозяйства по результатам выполненных за летний период ремонтно-путевых работ, выявление случаев несоответствия требованиям нормативных документов с целью их оперативного устранения до вхождения в зиму.

Способы контроля, состав комиссии и результаты комплексного комиссионного осмотра пути

Способы контроля объектов путевого хозяйства

Для получения по-настоящему комплексной и достоверной оценки состояния путевого хозяйства мы используем одновременно четыре доступных способа контроля:

1. Натурный осмотр:
1.1. Визуальный осмотр,
1.2. Инструментальный контроль рельсов и элементов стрелочных переводов,
2. Проверка пути с применением путеизмерительной тележки ПТ-7МК,
3. Ультразвуковая дефектоскопия рельсов и стрелочных переводов.

Состав комиссии по осмотру пути

  • Начальник службы пути
  • Дорожный мастер
  • Оператор путеизмерительной тележки
  • Оператор дефектоскопной тележки

Натурный осмотр

Натурный осмотр верхнего строения пути включает в себя сразу два способа контроля – визуальный осмотр с применением инструментального контроля рельсов и элементов стрелочных переводов там, где это требуется.

Визуальный осмотр

Проверка технического состояния верхнего строения железнодорожного пути осуществляется визуально при проведении натурного осмотра. Проведение осмотра технического состояния железнодорожного пути выявляет следующие неисправности:

  • Количество негодных элементов верхнего строения пути на километре (рельсы, шпалы);
  • Количество шпал расположенных не по эпюре;
  • Закрепление пути (количество отсутствующих костылей, болтов, подкладок, нашпальной и подрельсовой резины, противоугонов);
  • Отступления стыковых зазоров от номинальной величины (места, где необходимо производить регулировку стыковых зазоров, менять торцевую изоляцию);
  • Места, требующие оправки или пополнения балластной призмы;
  • Количество отсутствующих путевых знаков, километровых и пикетных столбиков.

Инструментальный контроль рельсов и элементов стрелочных переводов

Инструментальный контроль рельсов и элементов стрелочных переводов

Проверка пути с применением путеизмерительной тележки ПТ-7МК

Одновременно с проведением натурного осмотра и инструментальным контролем рельсов и элементов стрелочных переводов, проводится сплошная проверка состояния рельсовой колеи путеизмерительной тележкой ПТ-7МК. Данный способ проверки позволяет на 100% выявить отступления параметров состояния рельсовой колеи от нормативов.

Отступления делятся на следующие виды:

  • Отступления по ширине колеи;
  • Отступления по уровню;
  • Отступления по перекосам;
  • Отступления по просадкам;

Проверка пути с применением путеизмерительной тележки ПТ-7МК

Ультразвуковая дефектоскопия рельсов и стрелочных переводов

Ультразвуковая дефектоскопия рельсов и стрелочных переводов

Результаты комплексного комиссионного осмотра пути

По результатам сплошного комплексного весеннего или осеннего комиссионного осмотра пути, земляного полотна и путевых устройств издается комплект исполнительной документации, в состав которого входят:

Виды, порядок и сроки осмотров и проверок пути, стрелочных переводов и сооружений, проводимых бригадиром пути в соответствии с инструкциями ЦП-774 (по текущему содержанию) и ЦП-483 (по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России) указаны в табл. 8.1.

Виды, порядок и сроки осмотров и проверок пути, стрелочных переводов и сооружений бригадиром пути




При наружных осмотрах выявляется целостность элементов верхнего строения пути, земляного полотна, сооружений, путевых устройств и переездов, а также отсутствие загромождений на пути. При этом прежде всего должно быть обращено внимание на провисание рельсов; наличие резких просадок, углов и извилин в плане; слитных зазоров в стыках, угрожающих выбросом пути; растянутых зазоров, приводящих к срезу стыковых болтов; просвет между подошвой рельса и балластом. Проверятся также наличие трещин и изломов в рельсах, уровень затяжки стыковых, клеммных и закладных болтов, достаточность и работоспособность противоугонов, костылей; плавность отводов при росте и осадке пучин; отсутствие просадок, выплесков; оценивается и фиксируется по дефектности состояние подкладок, нашпальных и подрельсовых прокладок, исправность рельсовых соединителей и изолирующих стыков.

Особенно тщательно проверяется состояние пути на участках, подлежащих ремонту, на которых могут возникнуть грубые неисправности, угрожающие безопасности движения.

Рельсовая колея осматривается, в том числе с помощью бинокля, на предмет выявления местных неровностей пути в профиле и плане, требующих устранения (в профиле — просмотром сбоку по поверхности головок рельсовых нитей впереди находящегося участка пути; в плане — по внутренней боковой грани головки рельса: в прямых — по рихтовочной нити; в кривых — по наружной).

Проверка ширины рельсовой колеи и уровня производится по ходу осмотра выборочно шаблоном ЦУП. При осмотре и проверке рельсовой колеи особое внимание уделяется переходным кривым и кривым малого радиуса.

Рельсы осматриваются на предмет их целостности, наличия в них трещин, вертикальных и горизонтальных ступенек в стыках, седловин (в том числе в местах сварки), пробуксовок, волнообразного износа, бокового износа головки в кривых, изогнутости концов и других видимых дефектов. При этом при необходимости величины обнаруженных отступлений от норм содержания и дефекты определяются с помощью ручных измерительных средств.

Стыковые зазоры осматриваются сплошь и измеряются выборочно — при периодическом осмотре пути; сплошь — дорожным мастером в установленные Инструкцией по текущему содержанию пути ЦП-774 сроки и при комиссионных осмотрах. При этом обнаруженные в стыках чрезмерно растянутые, а в летний период нулевые зазоры, должны быть отрегулированы.

При осмотре скреплений выявляются (выборочно) число неработающих и отсутствующих противоугонов на звеньевом пути с деревянными шпалами (в том числе отошедших от шпал или упирающихся в металлические подкладки); наличие наддернутых костылей; пучинных карточек на деревянных шпалах; незакрепленных, а также изогнутых и отсутствующих клеммных и закладных болтов; изломанных или отсутствующих пружинных шайб; выдавленных из-под подкладок и негодных резиновых прокладок при скреплении типа КБ на железобетонных шпалах и др.

Степень закрепления болтов проверяется выборочно путем остукивания их молоточком (шатающийся при ударе болт считается слабо закрепленным).

При осмотре деревянных шпал выявляются кусты и общее число негодных шпал.

При осмотре балластной призмы определяют места с недостаточными поперечными ее размерами, неполным заполнением балластом шпальных ящиков, недостаточными размерами плеч за торцами шпал, выплесками и другими отступлениями.

Рельсовые цепи и изолирующие стыки осматриваются на предмет выявления оторвавшихся рельсовых соединителей; наличия загрязнителей под подошвой рельса, нарушающих нормальное прохождение тока по рельсам, а также изношенных или изломавшихся изолирующих деталей скреплений в изолирующих стыках и на закладных болтах, изломанных тарельчатых шайб и др.




При осмотре покилометрового запаса рельсов проверяется их число, тип и величина износа на соответствие лежащим в пути рельсам, правильность маркировки.

На стрелочных переводах осматриваются и проверяются прямолинейность по контррельсовой нити прямого направления и плавность кривизны переводной кривой (визуально или, при необходимости, по ординатам); плотность прилегания остряка к рамному рельсу, упорным накладкам, опорным подушкам; взаимное положение остряка и рамного рельса (понижение, укрытие); выкрашивание остряка, износ и дефектность металлических частей, состояние скреплений, рельсовых цепей, водоотводов. Выявляются кусты негодных переводных брусьев (деревянных). Осматривается балластная призма на наличие загрязненности и несоблюдение размеров.

При осмотре закрестовинных кривых проверяется их состояние на предмет отсутствия грубых отступлений в плане и профиле, достаточной прочности прикрепления рельсов к шпалам, отсутствия отбоев наружной нити кривой (при деревянных шпалах), бокового износа рельсов.

Выборочные измерения ширины колеи и уровня при осмотрах и проверках пути производятся путевым шаблоном ЦУП. При осмотре и проверке стрелочных переводов дополнительно применяют шаблон КОР, щуп толщиной 4 мм для проверки стрелок на замыкание; штангенциркуль.

Дополнительные осмотры на участках звеньевого и бесстыкового пути производятся при особо высоких температурах воздуха в летнее время с целью выявления сдвижек пути, углов в плане и своевременного принятия мер по предотвращению выбросов пути При этом особое внимание уделяется местам с недостаточным сопротивлением поперечному сдвигу пути, участкам с рельсовыми плетями, закрепленными при температуре ниже оптимального интервала. При особо низких температурах воздуха (ниже -30 °С) обращается внимание на величину стыковых зазоров в первую очередь в зонах уравнительных рельсов, и на целостность колеи.

При осмотре и проверке пути с локомотива или задней площадки поезда обращается внимание на плавность движения и общее состояние пути (разбросанность материалов верхнего строения, наличие на пути растительности, нарушение состояния водоотводов и др.). Полоса отвода осматривается на предмет захламленности порубочными остатками, материалами верхнего строения пути, наличия и исправности снегозащитных устройств (зимой) и ограждений на пути от попадания скота.

Необходимо знать приемы выявления наиболее опасных неисправностей пути и признаки их зарождения.

На всем протяжении с целью обеспечения стабильного положения пути должно быть обеспеченно плотное опирание шпал на балласт. При несвоевременном выполнении работ по выправке пути с подбивкой шпал вследствие накопления остаточных деформаций в балласте, прежде всего в зоне стыков (в том числе сварных), появляются отрясенные шпалы. Признаком отрясенности шпал является провисание рельса над плоскостью всей прокладки, сопровождающееся наддергиванием основных костылей, повышенными динамическими воздействиями подвижного состава с потайными толчками, ведущее к образованию просадок, углов в плане, а при загрязненном балласте — к появлению выплесков.

На участках бесстыкового пути с высокой грузонапряженностью достаточно часто под средней частью подошвы рельса на железобетонных шпалах происходит излом подкладок (рис. 8.1). Такие изломы создают опасность выкола подошвы рельса из-за кромочного опирания ее на изломанную подкладку. В кривых излом трех подкладок КБ-65 подряд над наружной нитью вызывает упругое отжатие головки рельса под поездом до 5—8 мм. При несвоевременной замене изломанных подкладок происходит интенсивное расстройство промежуточных скреплений на соседних шпалах и уширение колеи.


В свою очередь состояние скреплений определяет, особенно в кривых, стабильность рельсовой колеи. Несмотря на то, что стабильность рельсовой колеи на железобетонных шпалах выше, чем на деревянных, тем не менее из-за большей боковой жесткости скрепления КБ в кривых радиусом менее 600 м происходит постоянное разрушение резиновых прокладок в местах их контакта с наружной кромкой прокладки (рис. 8.2). Особенно интенсивно такой процесс идет по наружным нитям кривых, где подкладки после разрушения резины упираются в бетон шпалы и скалывают его.


Признаками угона пути являются натиры вдоль верхней грани подошвы рельса от клемм в результате сдвижки плети (рис. 8.3). Причинами угона являются продольные силы в рельсах от воздействия колес подвижного состава, когда промежуточные скрепления не обеспечивают достаточную связь подошвы с основанием (болты не закреплены), и силы трения на контакте колесо-рельс от торможения направлены в сторону движения. На двухпутных участках угон пути, как правило, совпадает с направлением движения поездов, а на однопутных — с направлением преимущественного грузопотока. Угон пути в сочетании с продольными температурными силами, действующими в рельсах, может стать причиной потери устойчивости — выброса бесстыкового пути с искривлением рельсошпальной решетки в вертикальной и горизонтальной плоскости.

В зимний период в кривых участках пути с деревянными шпалами создается опасность образования напрессовки снега на подкладке под подошвой рельса. Определяющим образование напрессовки является локальное, вначале на 2—3-х шпалах, уширение колеи, наледи из-за выхода подошвы рельса из реборд подкладок (рис. 8.4).



Образование напресовки снега на подкладках с наледями наиболее вероятно на участках, где осенью не были выполнены работы по подбивке отрясенных шпал, по ликвидации потайных толчков, просадок и провисов рельсов. Начальными признаками образования напрессовки и наледей, а также отбоя рельсовой нити могут служить следующие признаки: взбугривание плотно слежавшегося снега с внешней стороны рельса и образование с внутренней трещин; отрясение около рельса снега, льда, грязи, иногда с измельчением до порошкообразного состояния; местная разуклонка рельсов с уширением колеи по сравнению с соседними участками на 2 — 3 мм; наличие угла в плане.

Систематический осмотр земляного полотна, его укрепительных, защитных и водоотводных устройств осуществляется обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений, бригадирами пути, бригадирами специализированных бригад по земляному полотну. Лица, осуществляющие систематический надзор, обязаны следить за исправным состоянием земляного полотна, укрепительных, защитных и водоотводных сооружений, выявлять все дефекты, своевременно организуя выполнение необходимых работ по поддержанию сооружений в исправности. Осмотру подвергаются все элементы земляного полотна, укрепительные, защитные и водоотводные сооружения. Особое внимание должно быть уделено специальным сооружениям: дренажам, штольням, водобойным колодцам, перепадам, быстротокам, улавливающим и подпорным стенам, берегоукрепительным сооружениям.

Порядок осмотра и наблюдений за неустойчивыми участками земляного полотна, подверженными обвалам, оползням, размывам и другим деформациям, угрожающим безопасному движению поездов, должен устанавливаться для каждого участка специальной местной инструкцией. Для таких мест начальник дистанции пути назначает более частые сроки осмотра, вплоть до непрерывного наблюдения.

Текущие осмотры земляного полотна и его сооружений производятся дорожными мастерами, мастерами по земляному полотну и старшими дорожными мастерами с привлечением бригадиров пути и бригадиров специализированных бригад по земляному полотну. При проведении текущих осмотров выявляются места с нарушениями водоотводных сооружений, повреждениями укрепительных и защитных устройств, трещины и разрывы на обочинах, откосах, а также другие дефекты и деформации. Осмотры, проводимые в периоды подготовки к пропуску весенних и ливневых вод, должны выявлять наличие выпусков из дренажей, канав и русел водопропускных труб, своевременность вскрытий от снега, а также выполнение плана мероприятий по водоборьбе. К текущему осмотру относятся также наблюдения за работой дренажных сооружений и обеспечение пропуска ливневых и паводковых вод.

Сроки проведения текущих осмотров земляного полотна и состав участников осмотра увязываются со сроками проведения натурных осмотров пути.

Периодические осмотры земляного полотна, его укрепительных, защитных и водоотводных сооружений проводятся начальником дистанции пути, его заместителем по инженерным сооружениям или главным инженером дистанции пути совместно с дорожными мастерами и мастерами по земляному полотну в сроки, устанавливаемые службой пути железной дороги в зависимости от состояния земляного полотна, но не реже двух раз в год: весной — после таяния снега и осенью — до начала периода дождей.

При периодическом осмотре производится детальная проверка общего состояния земляного полотна, укрепительных, защитных и водоотводных сооружений с осуществлением в случае необходимости инструментальных и других измерений. При этом выявляются дефекты, устанавливаются причины возникающих расстройств, составляется перечень необходимых профилактических и ремонтных работ с указанием сроков их выполнения, проверяется полнота и качество ранее выполненных работ, даются указания о порядке дальнейшего надзора и установления наблюдений.

В ходе проведения периодических осмотров необходимо обследовать участки, прилегающие к полосе отвода, где имеются возведенные (или возводимые) постройки, автомобильные дороги, плотины, пруды, отстойники промышленных вод, открытые котлованы, которые могут нарушить нормальный сток весенних и ливневых вод, вызвать подпор воды у искусственных сооружений и размыв земляного полотна.

Бригадиры пути и другие лица, назначаемые для осмотра пути, при проведении осмотров переездов, в т.ч. совместно с электромеханиками и электромонтерами должны по кругу своих обязанностей проверять состояние проезжей части, желобов, настилов; состояние и действие автоматики на переездах; видимости огней заградительных и переездных светофоров; действие заградительной сигнализации; устройств заграждения на переезде и т.д. в соответствии с требованиями и периодичностью, установленными

Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов и Инструкцией по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки. При обнаружении неисправностей должны приниматься меры по их устранению.

Книга приема и сдачи дежурств и осмотра устройств на переезде должна проверяться при каждой проверке содержания и обслуживания переезда бригадиром пути — не реже четырех раз в месяц, а также при каждом посещении переезда. О результатах проверки и данных распоряжениях должны быть сделаны записи в указанной книге.

Виды, порядок и сроки осмотров и проверок пути, стрелочных переводов и сооружений, проводимых бригадиром пути в соответствии с инструкциями ЦП-774 (по текущему содержанию) и ЦП-483 (по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России) указаны в табл. 8.1.


Виды, порядок и сроки осмотров и проверок пути, стрелочных переводов и сооружений бригадиром пути



При наружных осмотрах выявляется целостность элементов верхнего строения пути, земляного полотна, сооружений, путевых устройств и переездов, а также отсутствие загромождений на пути. При этом прежде всего должно быть обращено внимание на провисание рельсов; наличие резких просадок, углов и извилин в плане; слитных зазоров в стыках, угрожающих выбросом пути; растянутых зазоров, приводящих к срезу стыковых болтов; просвет между подошвой рельса и балластом. Проверятся также наличие трещин и изломов в рельсах, уровень затяжки стыковых, клеммных и закладных болтов, достаточность и работоспособность противоугонов, костылей; плавность отводов при росте и осадке пучин; отсутствие просадок, выплесков; оценивается и фиксируется по дефектности состояние подкладок, нашпальных и подрельсовых прокладок, исправность рельсовых соединителей и изолирующих стыков.

Особенно тщательно проверяется состояние пути на участках, подлежащих ремонту, на которых могут возникнуть грубые неисправности, угрожающие безопасности движения.

Рельсовая колея осматривается, в том числе с помощью бинокля, на предмет выявления местных неровностей пути в профиле и плане, требующих устранения (в профиле — просмотром сбоку по поверхности головок рельсовых нитей впереди находящегося участка пути; в плане — по внутренней боковой грани головки рельса: в прямых — по рихтовочной нити; в кривых — по наружной).

Проверка ширины рельсовой колеи и уровня производится по ходу осмотра выборочно шаблоном ЦУП. При осмотре и проверке рельсовой колеи особое внимание уделяется переходным кривым и кривым малого радиуса.

Рельсы осматриваются на предмет их целостности, наличия в них трещин, вертикальных и горизонтальных ступенек в стыках, седловин (в том числе в местах сварки), пробуксовок, волнообразного износа, бокового износа головки в кривых, изогнутости концов и других видимых дефектов. При этом при необходимости величины обнаруженных отступлений от норм содержания и дефекты определяются с помощью ручных измерительных средств.

Стыковые зазоры осматриваются сплошь и измеряются выборочно — при периодическом осмотре пути; сплошь — дорожным мастером в установленные Инструкцией по текущему содержанию пути ЦП-774 сроки и при комиссионных осмотрах. При этом обнаруженные в стыках чрезмерно растянутые, а в летний период нулевые зазоры, должны быть отрегулированы.

При осмотре скреплений выявляются (выборочно) число неработающих и отсутствующих противоугонов на звеньевом пути с деревянными шпалами (в том числе отошедших от шпал или упирающихся в металлические подкладки); наличие наддернутых костылей; пучинных карточек на деревянных шпалах; незакрепленных, а также изогнутых и отсутствующих клеммных и закладных болтов; изломанных или отсутствующих пружинных шайб; выдавленных из-под подкладок и негодных резиновых прокладок при скреплении типа КБ на железобетонных шпалах и др.

Степень закрепления болтов проверяется выборочно путем остукивания их молоточком (шатающийся при ударе болт считается слабо закрепленным).

При осмотре деревянных шпал выявляются кусты и общее число негодных шпал.

При осмотре балластной призмы определяют места с недостаточными поперечными ее размерами, неполным заполнением балластом шпальных ящиков, недостаточными размерами плеч за торцами шпал, выплесками и другими отступлениями.

Рельсовые цепи и изолирующие стыки осматриваются на предмет выявления оторвавшихся рельсовых соединителей; наличия загрязнителей под подошвой рельса, нарушающих нормальное прохождение тока по рельсам, а также изношенных или изломавшихся изолирующих деталей скреплений в изолирующих стыках и на закладных болтах, изломанных тарельчатых шайб и др.

При осмотре покилометрового запаса рельсов проверяется их число, тип и величина износа на соответствие лежащим в пути рельсам, правильность маркировки.

На стрелочных переводах осматриваются и проверяются прямолинейность по контррельсовой нити прямого направления и плавность кривизны переводной кривой (визуально или, при необходимости, по ординатам); плотность прилегания остряка к рамному рельсу, упорным накладкам, опорным подушкам; взаимное положение остряка и рамного рельса (понижение, укрытие); выкрашивание остряка, износ и дефектность металлических частей, состояние скреплений, рельсовых цепей, водоотводов. Выявляются кусты негодных переводных брусьев (деревянных). Осматривается балластная призма на наличие загрязненности и несоблюдение размеров.

При осмотре закрестовинных кривых проверяется их состояние на предмет отсутствия грубых отступлений в плане и профиле, достаточной прочности прикрепления рельсов к шпалам, отсутствия отбоев наружной нити кривой (при деревянных шпалах), бокового износа рельсов.

Выборочные измерения ширины колеи и уровня при осмотрах и проверках пути производятся путевым шаблоном ЦУП. При осмотре и проверке стрелочных переводов дополнительно применяют шаблон КОР, щуп толщиной 4 мм для проверки стрелок на замыкание; штангенциркуль.

Дополнительные осмотры на участках звеньевого и бесстыкового пути производятся при особо высоких температурах воздуха в летнее время с целью выявления сдвижек пути, углов в плане и своевременного принятия мер по предотвращению выбросов пути При этом особое внимание уделяется местам с недостаточным сопротивлением поперечному сдвигу пути, участкам с рельсовыми плетями, закрепленными при температуре ниже оптимального интервала. При особо низких температурах воздуха (ниже -30 °С) обращается внимание на величину стыковых зазоров в первую очередь в зонах уравнительных рельсов, и на целостность колеи.

При осмотре и проверке пути с локомотива или задней площадки поезда обращается внимание на плавность движения и общее состояние пути (разбросанность материалов верхнего строения, наличие на пути растительности, нарушение состояния водоотводов и др.). Полоса отвода осматривается на предмет захламленности порубочными остатками, материалами верхнего строения пути, наличия и исправности снегозащитных устройств (зимой) и ограждений на пути от попадания скота.

Необходимо знать приемы выявления наиболее опасных неисправностей пути и признаки их зарождения.

На всем протяжении с целью обеспечения стабильного положения пути должно быть обеспеченно плотное опирание шпал на балласт. При несвоевременном выполнении работ по выправке пути с подбивкой шпал вследствие накопления остаточных деформаций в балласте, прежде всего в зоне стыков (в том числе сварных), появляются отрясенные шпалы. Признаком от-рясенности шпал является провисание рельса над плоскостью всей прокладки, сопровождающееся наддергиванием основных костылей, повышенными динамическими воздействиями подвижного состава с потайными толчками, ведущее к образованию просадок, углов в плане, а при загрязненном балласте — к появлению выплесков.

На участках бесстыкового пути с высокой грузонапряженностью достаточно часто под средней частью подошвы рельса на железобетонных шпалах происходит излом подкладок (рис. 8.1). Такие изломы создают опасность выкола подошвы рельса из-за кромочного опирания ее на изломанную подкладку. В кривых излом трех подкладок КБ-65 подряд над наружной нитью вызывает упругое от-жатие головки рельса под поездом до 5—8 мм. При несвоевременной замене изломанных подкладок происходит интенсивное расстройство промежуточных скреплений на соседних шпалах и уширение колеи.


В свою очередь состояние скреплений определяет, особенно в кривых, стабильность рельсовой колеи. Несмотря на то, что стабильность рельсовой колеи на железобетонных шпалах выше, чем на деревянных, тем не менее из-за большей боковой жесткости скрепления КБ в кривых радиусом менее 600 м происходит постоянное разрушение резиновых прокладок в местах их контакта с наружной кромкой прокладки (рис. 8.2). Особенно интенсивно такой процесс идет по наружным нитям кривых, где подкладки после разрушения резины упираются в бетон шпалы и скалывают его.


Признаками угона пути являются натиры вдоль верхней грани подошвы рельса от клемм в результате сдвижки плети (рис. 8.3). Причинами угона являются продольные силы в рельсах от воздействия колес подвижного состава, когда промежуточные скрепления не обеспечивают достаточную связь подошвы с основанием (болты не закреплены), и силы трения на контакте колесо-рельс от торможения направлены в сторону движения. На двухпутных участках угон пути, как правило, совпадает с направлением движения поездов, а на однопутных — с направлением преимущественного грузопотока. Угон пути в сочетании с продольными температурными силами, действующими в рельсах, может стать причиной потери устойчивости — выброса бесстыкового пути с искривлением рельсошпальной решетки в вертикальной и горизонтальной плоскости.

В зимний период в кривых участках пути с деревянными шпалами создается опасность образования напрессовки снега на подкладке под подошвой рельса. Определяющим образование напрессовки является локальное, вначале на 2—3-х шпалах, уширение колеи, наледи из-за выхода подошвы рельса из реборд подкладок (рис. 8.4).



Образование напресовки снега на подкладках с наледями наиболее вероятно на участках, где осенью не были выполнены работы по подбивке отрясенных шпал, по ликвидации потайных толчков, просадок и провисов рельсов. Начальными признаками образования напрессовки и наледей, а также отбоя рельсовой нити могут служить следующие признаки: взбугривание плотно слежавшегося снега с внешней стороны рельса и образование с внутренней трещин; отрясение около рельса снега, льда, грязи, иногда с измельчением до порошкообразного состояния; местная разуклонка рельсов с уширением колеи по сравнению с соседними участками на 2 — 3 мм; наличие угла в плане.

Систематический осмотр земляного полотна, его укрепительных, защитных и водоотводных устройств осуществляется обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений, бригадирами пути, бригадирами специализированных бригад по земляному полотну. Лица, осуществляющие систематический надзор, обязаны следить за исправным состоянием земляного полотна, укрепительных, защитных и водоотводных сооружений, выявлять все дефекты, своевременно организуя выполнение необходимых работ по поддержанию сооружений в исправности. Осмотру подвергаются все элементы земляного полотна, укрепительные, защитные и водоотводные сооружения. Особое внимание должно быть уделено специальным сооружениям: дренажам, штольням, водобойным колодцам, перепадам, быстротокам, улавливающим и подпорным стенам, берегоукрепительным сооружениям.

Порядок осмотра и наблюдений за неустойчивыми участками земляного полотна, подверженными обвалам, оползням, размывам и другим деформациям, угрожающим безопасному движению поездов, должен устанавливаться для каждого участка специальной местной инструкцией. Для таких мест начальник дистанции пути назначает более частые сроки осмотра, вплоть до непрерывного наблюдения.

Текущие осмотры земляного полотна и его сооружений производятся дорожными мастерами, мастерами по земляному полотну и старшими дорожными мастерами с привлечением бригадиров пути и бригадиров специализированных бригад по земляному полотну. При проведении текущих осмотров выявляются места с нарушениями водоотводных сооружений, повреждениями укрепительных и защитных устройств, трещины и разрывы на обочинах, откосах, а также другие дефекты и деформации. Осмотры, проводимые в периоды подготовки к пропуску весенних и ливневых вод, должны выявлять наличие выпусков из дренажей, канав и русел водопропускных труб, своевременность вскрытий от снега, а также выполнение плана мероприятий по водоборьбе. К текущему осмотру относятся также наблюдения за работой дренажных сооружений и обеспечение пропуска ливневых и паводковых вод.

Сроки проведения текущих осмотров земляного полотна и состав участников осмотра увязываются со сроками проведения натурных осмотров пути.

Периодические осмотры земляного полотна, его укрепительных, защитных и водоотводных сооружений проводятся начальником дистанции пути, его заместителем по инженерным сооружениям или главным инженером дистанции пути совместно с дорожными мастерами и мастерами по земляному полотну в сроки, устанавливаемые службой пути железной дороги в зависимости от состояния земляного полотна, но не реже двух раз в год: весной — после таяния снега и осенью — до начала периода дождей.

При периодическом осмотре производится детальная проверка общего состояния земляного полотна, укрепительных, защитных и водоотводных сооружений с осуществлением в случае необходимости инструментальных и других измерений. При этом выявляются дефекты, устанавливаются причины возникающих расстройств, составляется перечень необходимых профилактических и ремонтных работ с указанием сроков их выполнения, проверяется полнота и качество ранее выполненных работ, даются указания о порядке дальнейшего надзора и установления наблюдений.

В ходе проведения периодических осмотров необходимо обследовать участки, прилегающие к полосе отвода, где имеются возведенные (или возводимые) постройки, автомобильные дороги, плотины, пруды, отстойники промышленных вод, открытые котлованы, которые могут нарушить нормальный сток весенних и ливневых вод, вызвать подпор воды у искусственных сооружений и размыв земляного полотна.

Бригадиры пути и другие лица, назначаемые для осмотра пути, при проведении осмотров переездов, в т.ч. совместно с электромеханиками и электромонтерами должны по кругу своих обязанностей проверять состояние проезжей части, желобов, настилов; состояние и действие автоматики на переездах; видимости огней заградительных и переездных светофоров; действие заградительной сигнализации; устройств заграждения на переезде и т.д. в соответствии с требованиями и периодичностью, установленными Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов и Инструкцией по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки. При обнаружении неисправностей должны приниматься меры по их устранению.

Книга приема и сдачи дежурств и осмотра устройств на переезде должна проверяться при каждой проверке содержания и обслуживания переезда бригадиром пути — не реже четырех раз в месяц, а также при каждом посещении переезда. О результатах проверки и данных распоряжениях должны быть сделаны записи в указанной книге.

Admin добавил 09.06.2011 в 15:08
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор

Читайте также: