Какие обязанности есть у школьника при дистанционном обучении

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток – у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969 г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

Актуальность и перспективность данного опыта: актуальность данного опыта обусловлена несколькими причинами:

– неготовностью участников образовательного процесса к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.

– дистанционное обучение оказывает позитивное влияние на школьников, т.к. повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучаемого за счёт самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно выполнять задания;

– полученные навыки работы с компьютером и умение обучаться дистанционно помогут обучающимся в дальнейшей социализации.

Теоретическая база опыта:

Проблемам дистанционного обучения посвящены работы Могилева А.В., Полат Е.С., Хуторского А.В., Ястребцевой Е.Н. и др.

Новизна опыта использование средств дистанционного для предоставление обучающимся в образовательных учреждениях возможности освоения основных и дополнительных образовательных программ.

Цель исследования: выявление особенностей использования компьютерных технологий и форм дистанционного обучения.

Объект исследования: дистанционное обучение.

Предмет исследования: процесс организации обучения в дистанционной форме.

Гипотеза исследования: дистанционное обучение является новой формой обучения.

Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ, в том числе и при изучении информатики.

Адресная направленность опыта: учителям информатики, учителям общеобразовательной школы.

1 .1 Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса

До недавнего времени такие понятия, как дистанционное обучение, заочное обучение, открытое обучение и др., практически не разделялись. Но в настоящее время дистанционное обучение (ДО) доказало свою значимость и востребованность. В образовательном сообществе осознано, что у дистанционного обучения хорошие перспективы, связанные с реализацией обучения через всю жизнь. Однако до сих пор актуален вопрос: ДО – это форма обучения или технология? Что является серьезной проблемой, так как от понимания этого вопроса зависят стратегия, тактика реализации ДО, а соответственно, и подготовка преподавателей к работе в ДО.

ДО (лаборатории ДО ИОСО РАО) – «форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технолог или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

1.2 Технологии дистанционного обучения

Таким образом, под технологиями ДО понимают:

CD-технология (во временных требованиях – кейс-технология) – учебные материалы предоставляют учащимся на печатных и мультимедийных (дискеты, CD - ROM , DVD ) носителях. Она применяется, как правило, в сочетании с очными формами занятий: обзорными лекциями, семинарами, тренингами, консультациями и контрольными работами. Часть общения с преподавателем (например, консультации), а также получение информации из электронных библиотек и баз данных вузов могут осуществляться через Интернет.

Сетевая технология – использование компьютерных обучающих программ и электронных учебников, которые размещаются на интернет-серверах школ, на сайтах учителей. Через Интернет можно связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Проведение лекции и семинары в режиме реального времени. Сетевое обучение может быть организовано как автономно, так и на основе развертывания информационно-образовательных сред.

Телевизионно-спутникова я технология организационно схожа с сетевой, только контакт (лекции и семинары) осуществляется по спутниковым каналам связи.

Помимо этих трех указанных технологий в настоящее время все чаще используется гибридная модель, сочетающая очные и дистанционные периоды обучения.

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

создания образовательного пространства;

формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;

развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

1.3 Средства дистанционного обучения

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);

пересылка данных (услуги FTR-серверов);

гипертекстовые среды ( WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW – документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);

ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);

1.4 Методика дистанционного обучения

Организация работы тьютора

Инновационность дистанционного обучения проявляется в новой специализации преподавателя – тьютора, который осуществляет учебно-методическое обеспечение и решает организационные вопросы, связанные с контролем успеваемости и качеством усвоения учебного материала обучающимися в процессе обучения.

Функции тьютора:

помогает обучающемуся дидактически правильно организовать процесс обучения;

мотивирует на эффективное усвоение знаний, умений и навыков;

разрабатывает программно-методическое обеспечение;

организует и управляет учебным процессом;

контролирует выполнение индивидуальных планов обучения;

создает благоприятные для обучения организационно-психологические условия, облегчающие и содействующие эффективному процессу самообразования.

При дистанционном обучении общение между учащимся и преподавателем происходит отстранённо, посредством телекоммуникаций. В практике применения дистанционного обучения используются специфические методики синхронного и асинхронного обучения. Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение. Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение.

Быть более личностно-ориентированы на учащегося и его состояние здоровья с учётом заболевания, предполагать более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию, постановку цели и задач обучения, доставку необходимых учебных материалов;

Выделять в качестве ключевого понятия дистанционного обучения – интерактивность, обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, предоставлять возможность группового обучения;

Осуществлять обратную связь как оперативную, пооперационной, так и отсроченную в виде внешней оценки;

Формировать и поддерживать мотивацию;

Обеспечивать выбор содержательного модуля программы, что позволяет обучаемому иметь возможность осознавать свое продвижение от модуля к модулю, даёт возможность бы выбора любого модуля по своему усмотрению или по усмотрению учителя, в зависимости от уровня облученности.

Отличие дистанционных методов обучения от традиционных, заключается в следующем:

повышение роли самостоятельной работы школьника;

приобретение учеником умений, необходимых для дальнейшей жизни;

усиление личностной значимости образования.

Таким образом, методы дистанционного обучения, на наш взгляд, базируется на основе деятельностного обучения, используя индивидуальный, дифференцированый и личностно-ориентированный подходы.

Учитель моделирует для ученика ситуации, в которых формируется его компьютерная, функциональная, предметная грамотность на основе личных потребностей в процессе приобретения опыта.

Известно, что использование ИКТ обеспечивает:

повышение эффективности и качества процесса обучения;

обеспечение побудительных мотивов (стимула), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации при решении задач из различных предметных областей.

Методы дистанционного обучения используют в предметном обучении обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, пользовательские программы, самостоятельную работу, тренинги, контролирующие программы. При использовании дистанционных методов обучения меняются методы контроля. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным контролем имеет существенное преимущества, которые состоят в следующем:

осуществляется индивидуализация контроля знаний (учет разной скорости работы учащихся, дифференциация работ по степени трудности);

повышается объективность оценки;

ученик видит детальную картину собственных недоработок;

оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени. Формы контроля также носят разнообразный характер: задания, задачи, тесты (открытые, закрытые), самоконтроль, взаимоконтроль, творческие задания.

Компьютер выдает результаты выполнения заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени; сравнивает показатели различных учащихся по решению одних и тех же задач. Учащийся сам может выбрать предпочтительную форму помощи.

Методы дистанционного обучения детей с ОВЗ приводят к формированию ууд школьников, включающих метапредметные, личностные и предметные результаты.

Во ФГОС под метапредметными результатами понимаются обобщенные способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты обучающихся представлены освоенными универсальными учебными действиями (УУД), обеспечивающими овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В круг этих УУД включает познавательные, регулятивные, коммуникативные умения. Выбор УУД метапредметной направленности во многом обусловлен сущностными потребностями детей в приобретении компетенций, необходимых для получения образования. Качество полученного образования оценивается по состоянию предметных, метапредметных и личностных результатов.

Домашнее обучение - новый закон

Как перейти

Эта статья наглядно покажет, какие плюсы и минусы имеет домашнее обучение и семейное. Мы обсудим, как перейти и учиться дистанционно, разберем новый закон об образовании 2020 — 2021 — какие изменения произошли в России в этом году.

Домашнее обучение - новый закон

Домашнее обучение — новый закон

Закон об образовании и домашнем обучении

Статьи, касающиеся альтернативных вариантов получения образования:

  • Ст. 16 дает определение понятию дистанционного обучения в школе и регламентирует реализацию программ с использованием IT-технологий;
  • Ст.17 устанавливает возможность обучаться очно, заочно, а также получать образование в домашних условиях;
  • Ст. 44 касается прав и обязанностей родителей;
  • В ст. 63 говорится о том, что родители могут выбирать программы для детей, проходящих индивидуальное обучение на дому.

Школы, где есть экстернат, не имеют права отказать родителям в приеме или переводе ребенка на семейное, домашнее или дистанционное образование.

Виды дистанционного обучения на дому

Надомное и дистанционное обучение представляют собой особые условия организации занятий. Ребенок зачисляется в школу и является полноценным участником образовательного процесса. Семейное образование – внешкольное. Его организацией занимаются родители.

Домашнее обучение

Обучение с педагогом на дому

Надомные занятия организуются для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Педагоги занимаются с ними дома по общей или специальной адаптированной программе. Она составляется исходя из психофизического состояния ребенка и в соответствии с его интеллектуальными возможностями.

В процессе обучения ребенок должен освоить образовательные программы начального, основного и (по желанию) среднего образования. В учебный план включаются дисциплины:

  • Русский язык;
  • Литература;
  • Математика;
  • Биология;
  • Химия;
  • Физика;
  • География;
  • История;
  • Иностранный язык;
  • Совмещенный курс окружающего мира и ОБЖ.

Продолжительность уроков регулируется в зависимости от состояния здоровья. Составляет от 25 минут до 1.5-2 часов в день.

В соответствии с санитарными нормами недельная нагрузка составляет:

  • Не более 8 часов в начальной школе;
  • 10 часов для учеников 5-8 классов;
  • 11 часов в 9 классе;
  • 12 часов для старшеклассников.

Дети получают учебники, пособия, пользуются школьной библиотекой. Как и другие ученики, пишут контрольные работы, проходят тестирования, сдают экзамены. Надомное обучение может проводиться дистанционно в заочной форме. Но такой способ больше подходит старшеклассникам, способным самостоятельно организовать свое рабочее время.

Дистанционно могут обучаться дети с сохранным интеллектом, не имеющие медицинских противопоказаний к использованию монитора. За получение образования и аттестата отвечает образовательное учреждение.

Кто имеет право на домашнее обучение

На надомное образование в России имеют право дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды. Существует перечень болезней, при которых их переводят на индивидуальное обучение на дому. Он утвержден приказом Минздрава № 436н от 20.06.2016 г.

  • Соматические (телесные) заболевания;
  • Психоневрологические (шизофрения, острые психозы, тяжелые неврозы);
  • Продолжительное восстановление после хирургических вмешательств или травм, нарушения поведения.

Решение о необходимости надомного образования принимает психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В своих рекомендациях она указывает степень ограничения способности ребенка к обучению.

Как перевести ребенка на надомное обучение

Как перейти на надомное обучение

Узнать, как перевести ребенка на домашнее обучение можно в школе или департаменте образования. Что нужно сделать родителям:

Родители первоклассника с ОВЗ должны обратиться в департамент (отдел) образования. Им дадут список школ, куда можно прикрепить ребенка. После получения необходимых справок директор школы издает соответствующий приказ. В нем указывается учебная программа и преподаватели, которые будут вести занятия.

Родителям выдается журнал учета часов, освоенного материала и успеваемости ученика. В конце года по этому журналу выставляются итоговые оценки. В случае успешного освоения программы он переводится в следующий класс.

Семейное обучение

Количество детей, получающих семейное образование, с каждым годом становится больше. Многие родители считают, что такое домашнее обучение позволит раскрыть способности и творческий потенциал лучше, чем школа. Принимая решение о переходе на домашнее обучения без участия школы, они берут на себя ответственность за качество образования.

Семейное обучение

Что заставляет родителей выбирать домашнее обучение:

  • Ребенок сильно опережает своих сверстников в развитии, дома он сможет осваивать предметы по индивидуальному плану.
  • Родителям по роду деятельности приходится часто переезжать, а ребенку – менять школы.
  • Ребенок занимается профессиональным спортом, музыкой, живописью, другими видами искусства, что отнимает у него много времени. К тому же занятия могут не совпадать со школьным расписанием.
  • Религиозные или идеологические убеждения, не позволяющие родителям отдавать детей в школу;
  • Неразрешимые конфликты с одноклассниками и учителями.
  • Школьник может сам изъявить желание перевестись на домашнее обучение.

Семейное образование могут давать сами родители или нанимать для этого репетиторов. Форму выбирают с учетом мнения ребенка. Он может учиться очно-заочно или заочно. В Москве, например, работают центры домашнего обучения, работающие в удаленном режиме.

Программа составляется с соблюдением государственных образовательных стандартов. Количество часов по предметам и недельная нагрузка устанавливается родителями самостоятельно или по договоренности с преподавателями.

Достоинство семейного образования заключается в возможности уделить больше времени тем предметам, которые интересуют ребенка. Школа, где ученик числится экстерном, контролирует выполнение учебного плана.

Аттестация обязательна

Если учащийся не аттестован, он должен ликвидировать задолженность в установленные школой сроки. Иначе ему придется вернуться в класс и получать образование в очной форме.

Как перейти на семейное обучение

Если ребенок идет в первый класс, можно выбирать любую школу независимо от места жительства. Важно, чтобы в ее уставе было прописано положение о домашнем образовании и экстернате.

Как перейти на семейное обучение:

  1. Подать заявление директору школы.
  2. Известить о переводе местный отдел образования.
  3. После издания директором школы приказа заключить договор.

В отличие от надомной формы, семейная не предусматривает бесплатных визитов педагогов на дом и согласования с методистами учебной программы. Она оставляется на усмотрение родителей.

Оформление документов

Перевод на семейное обучение оформляется следующими документами:

  • Заявлением на имя директора об отчислении ребенка из школы. Родители получают на руки личное дело со школьной медицинской картой, справками о результатах ежегодных итоговых контрольных работ и освоении учебных программ.

Заявлением в любую школу о прохождении промежуточных аттестаций и зачисления ребенка в качестве экстерна. В заявлении также можно просить о предоставлении возможности пользоваться школьной библиотекой и посещать лабораторные занятия по некоторым предметам.

В договоре о допуске к аттестациям и экзаменам устанавливается порядок посещения необходимых практических и лабораторных занятий, график консультаций, сдачи контрольных работ и экзаменов. По согласованию с педагогами вы можете заменить форму аттестации. Например, заменить контрольную работу рефератом. В договоре также прописываются права и обязанности школы, родителей и ученика.

Как учиться дистанционно

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение имеет две разновидности:

  • Электронное обучение на курсах онлайн — чаще всего безличного участия преподавателя;
  • Дистанционное — когда педагог и ученик контактируют при помощи программ (видеосвязи, электронной почты, в режиме конференций).

Школы пользуются программой Zoom, Яндекс.учебник, ЯКласс, Учи.ру. Если низкое качество интернета не позволяет пользоваться специализированными сайтами, ученик может получать задание на электронную почту и через мессенджеры. Выполненное домашнее задание тем же путем отправляется на проверку. Контрольные работы тоже могут проводиться и сдаваться онлайн. Оформляется дистанционное обучение так же, как семейное.

Права и обязанности родителей

Согласно новому закону об образовании, родители обязаны обеспечить:

  • Условия для учебы и усвоение ребенком учебного материала;
  • посещение консультаций, лабораторных практикумов и явку на контрольные работы, аттестации и экзамены;
  • Информирование образовательного учреждения об участии в аттестации педагогов, обучающих ребенка дома.

Родители имеют право:

  • Получать от территориальных органов образования информацию о том, как перевести ребенка на домашнее обучение;
  • Знакомиться с образовательными программами, участвовать в составлении плана индивидуального обучения на дому;
  • Присутствовать на консультациях и аттестациях;
  • Приглашать преподавателей по своему выбору или обучать детей самостоятельно;
  • Получать социальную поддержку и (в отдельных регионах) компенсацию затрат на семейное образование.
  • Получать от школы методическую помощь.

Права и обязанности школы

Образовательная организация обязана:

  • Выдать учебники, пособия, литературу из фонда школьной библиотеки;
  • Оказывать консультативную и методическую помощь;
  • При досрочном прохождении курса обеспечить досрочную аттестацию;
  • по заявлению родителей перевести ребенка обратно на школьное обучение;
  • при успешном прохождении школьной программы допустить ученика к экзаменам и выдать ему аттестат об образовании.

Школа имеет право контролировать индивидуальное обучение на дому и освоение детьми образовательных программ.

Как сдавать промежуточную аттестацию

Документы выкладываются на сайте образовательного учреждения для открытого просмотра. Родители перед заключением договора должны ознакомиться с ними, чтобы понимать, каким образом будут проверяться знания ребенка. Если таких актов нет, то родители вправе выдвигать свои условия.

Аттестация на дистанционном обучении

В соответствии с договором контрольный материал можно сдавать один раз в четверть, в полугодие или сразу за весь учебный год. Время проведения аттестации может не совпадать с общепринятыми сроками. Все зависит от темпа освоения учебного материала.

Как проходит аттестация:

  • Учащийся получает контрольное задание, делает его дома в письменном виде, а в день аттестации приносит и сдает учителю;
  • В виде диктанта, сочинения, изложения, письменных тестов по математике;
  • В форме собеседования, реферата, презентации по географии, истории, биологии, обществознанию, иностранному языку.

Собеседования могут проходить в школе или по видеосвязи. Допускается в один день сдать два смежных предмета, например, историю и обществознание. мы подробно описываем в этой статье, как написать сочинение на высокий балл, даже если вы учитесь дома.

Как сдавать ЕГЭ и ОГЭ

Здоровые дети, получавшие образование по семейной форме или дистанционно, успешно освоившие учебную программу, допускаются к экзаменам и сдают их как все школьники:

  • Для допуска к выпускным экзаменом ученик должен успешно пройти все промежуточные аттестации;
  • В выпускных классах проводятся ОГЭ и ЕГЭ по двум обязательным предметам -русскому языку и математике, остальные — по выбору выпускника;
  • Для всех учащихся независимо от того, где и в какой форме они обучались, устанавливаются единые дни сдачи экзаменов.

Детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) предоставляются специальные условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В зависимости от мобильности ребенка, он может сдавать выпускные экзамены в школе, дома или в медицинском учреждении. Испытание проводится в присутствии одного из родителей, а также медицинского работника. Время выполнения заданий для детей-инвалидов увеличивается на 1,5 часа. Если экзамен занимает более 4 часов, детей обеспечивают питанием.

ОГЭ и ЕГЭ вне школы проводится с выполнением минимальных требований:

  • Назначается руководитель пункта проведения экзаменов;
  • Присутствует один организатор и представитель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии);
  • Организуется видеонаблюдение. ГИА (государственная итоговая аттестация) для детей с ОВЗ проводится по единому графику для всех выпускников.

Дети-инвалиды на надомном обучении имеют право заменить ОГЭ и ЕГЭ на государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Для этого родители заблаговременно подают заявление в школу. В нем указываются предметы, по которым ребенок будет сдавать экзамен.

Особенность Государственных выпускных экзаменов для инвалидов – пятибалльная шкала оценок.

ГВЭ сдается по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. Дополнительных предметов может быть не более двух. Выпускник, сдавший госэкзамен, получает аттестат и вправе подать документы в ВУЗ. Однако его не зачислят по баллам, как ребят, сдавших ЕГЭ. Для таких абитуриентов ВУЗ организует вступительные испытания.

Можно ли отказаться от домашнего обучения

Отказ от дистанционного обучения

Возможность отказа от домашнего обучения и возвращения к традиционной форме школьного образования оговорена в законе (ст.44).

Для обратного перевода достаточно написать заявление и вернуть в школу личное дело. В него будут вложены табели успеваемости и пройденных за время домашнего обучения аттестаций.

Изменения в законе в 2020-2021 году

Закон № 164-ФЗ от 08.06.2020 г. (СМИ окрестили его новым законом о дистанционном обучении) закрепляет положения об электронном образовании в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или их угрозы, а также при введении режима повышенной готовности. В нем также говорится о равнозначности выданных в этот период бумажных и электронных копий аттестатов.

Изменения в законе о дистанционном, семейном, домашнем обучении в 2022 году

Новый приказ Минпросвещения России №115 от 22 марта 2021 года

Этот документ относится к дистанционному обучению косвенно. Он регулирует процесс изучения школьных программ, контролирует деятельность школ. Так как на семейном или дистанционном обучении происходит зачисление в школу, то родителям-дистанционникам это будет также интересно.

Что нового:

Согласно ст. 63 закона об образовании, родители обязаны сообщить в местное самоуправление о своем решении перейти на дистанционное обучение с ребенком. Теперь этот срок точно установлен — минимум 15 календарных дней до начала учебного года.

Весь текст за 2 минуты

  • На основании закона родителям предоставляется возможность выбирать для своих детей формы получения образования. При надомном образование ребенка обучают дома школьные учителя. За получение образования отвечает школа.
  • Семейное образование предусматривает обязанность родителей обеспечить образовательный процесс, приглашая платных преподавателей, занимаясь с детьми самостоятельно или пользуясь услугами онлайн-школ.
  • Дистанционное обучение – это вариант организации учебного процесса, им могут воспользоваться все дети, обучающиеся дома.
  • Переход на домашнее образование осуществляется по заявлению родителей. Территориальные органы должны оповещаться о решении родителей, так как они ведут учет детей, получающих образование вне школы. Родители заключают договор со школой, в котором оговариваются все нюансы обучения и аттестации ребенка.

Выбирая домашнюю форму обучения, родителям нужно учитывать не только достоинства подобного образования, но и некоторые трудности – необходимость постоянного контроля, немалые финансовые вложения и отсутствие контакта ребенка с коллективом.

С 23 марта по 12 апреля в столице закроют все школы, чтобы не допустить распространения коронавируса. Это не каникулы: детям предстоит учиться на удаленке. Мы изучили методические материалы для учителей, а также поговорили с педагогом, много лет занимавшим пост директора столичной школы №1298, ныне — уполномоченным по правам ребенка в городе Москве Ольгой Ярославской, чтобы ответить на вопросы о дистанционном обучении, о том, какие сложности с этим связаны и что предстоит пережить родителям.

Что значит "дистанционное обучение"? У ребенка будут все уроки по обычному школьному расписанию, но онлайн?

Нет. Школа не может требовать, чтобы ребенок по 45 минут без перерыва сидел у экрана. Онлайн-уроки для детей ощутимо короче обычных школьных — длятся не более 20 минут. Каждая школа, каждый учитель составляет свое расписание для конкретного класса, проводит с ребятами онлайн-конференции, индивидуальные уроки, общается с ними по телефону. Важно: дистанционное образование — это когда во время урока дети общаются с учителем, а не когда вместо занятий получают в электронном дневнике задание от учителя прочитать несколько параграфов и сделать конспект. Дистанционное обучение — это всегда вербальное общение с учителем. Если детям дают задания, а потом их проверяют — это самостоятельное электронное обучение, а не дистанционное.

Учитель также может использовать в работе с ребенком материалы Московской электронной школы (МЭШ) — масштабного образовательного проекта, состоящего из сотен онлайн-уроков от лучших российских педагогов, из творческих заданий и тестов. Они разбиты по темам и классам. Но если ребенок посмотрел такой урок, он все равно должен получить разъяснение и от своего учителя.

В интернете также доступен образовательный телеканал Мособр.ТВ, на котором в режиме прямого эфира можно смотреть ролики с уроками и лекциями по разным предметам.

Сервис "Яндекс.Учебник" предоставляет школьникам 1–5-х классов более 35 тыс. заданий разного уровня сложности, которые учитель и ученик могут использовать в работе.

Дистанционное обучение подразумевает индивидуальный подход к ребенку. Каждый учитель знает своих сильных, средних, слабых учеников. На удаленке у него есть возможность больше общаться с ребенком тет-а-тет, составляя задания специально для него. Сложившаяся ситуация новая и для детей, и для учителей. Кто-то из детей поймет, что ему интереснее и удобнее учиться именно так. А для учителей это вызов проявить себя и свои компетенции в IT-сфере, которым его учили не один год.

Как учителя будут контролировать усвоение детьми материала? Это вообще возможно на удаленке?

Возможно, детей будут делить на небольшие группы в зависимости от их успеваемости и заниматься сразу с группой через онлайн-конференциии. Это экономит учителю время и позволяет понять, кто понял материал, а кто нет. Если ребенок не усвоил тему, учитель может позаниматься по Skype индивидуально. Дети также будут выполнять самостоятельные работы, задания, которые позволят оценить их знания.

А ставить оценки и задавать домашние задания будут?

На дистанционном обучении дети выполняют много самостоятельной работы — по сути, она и есть домашняя. Малышам оценки обычно не ставят. Оценивать ли детей постарше — решает школа, учитель.

А что с дисциплиной? Учитель будет отмечать, кто был на уроке, а кто не был?

Во время дистанционного обучения ребенку важно организовать и соблюдать режим дня.

"Не надо спать до полудня, а потом приступать к урокам, — говорит Ольга Ярославская. — Родителям лучше поднимать ребенка примерно в то же время, что и обычно. Встали, покормили завтраком, переодели — не обязательно в школьную форму, но не должно быть никаких уроков в пижаме, с бабушкой или мамой, которые периодически подставляют на рабочий стол еду или ведут разговоры на посторонние темы".

Если родители не смогут создать дома рабочую обстановку и атмосферу, ничего не получится. Нужно объяснить ребенку, что просто это новый формат учебы. "Вот твое расписание, вот тебе будильник, часы. До часа дня ты работаешь. Потом обед. Потом свободное время".

"Ребенок тоже еще не знает, что значит учиться на удаленке, — отмечает Ярославская. — Не исключаю, что многим детям понравится так работать и они захотят остаться на дистанционном обучении и дальше. Но для этого нужна высокая организованность всей семьи".

Важно не забывать о физической активности. Ребенок может выходить на прогулку с собакой, пойти с родителями, с братом или сестрой в ближайший парк или сквер. Главное — не собираться с друзьями, одноклассниками, сократить контакты до минимума.

Нужно ли родителям теперь больше заниматься с детьми, объяснять темы вместо учителя?

Да, скорее всего, сейчас ребенку понадобится больше помощи, чем обычно. Увеличиваются объемы самостоятельной работы, а значит, будет больше вопросов, на которые ребенок захочет получить ответы.

И если в точных науках не все родители могут помочь, то выполнение заданий по русскому, литературе, истории, географии — повод для обсуждений, бесед, игр с ребенком.

Ольга Ярославская предостерегает родителей от соблазна делать задания за ученика:

"Часто нам проще сесть и быстро все сделать самим, чем объяснять, проверять, тратить на это время и эмоции. И все же лучше стараться мотивировать ребенка, стараться его заинтересовать и подвести к тому, что он справится с заданием сам".

Вопросы по организации дистанционного обучения для детей родители могут задать как учителю ребенка, так и на бесплатной горячей линии Министерства просвещения России. Здесь же представлена подробная информация о ресурсах, которые предназначены для учебы на удаленке.

Какие будут сложности?

"Сейчас проект "Московская электронная школа" проходит серьезную проверку, потому что так массово дети к нему пока не обращались, — объясняет Ольга Ярославская. — Ситуация длительного карантина выявит слабые места, над которыми надо работать.

Есть вопросы, с которыми мы сейчас сталкиваемся и над которыми работаем: как будут получать образование дети, у которых нет гаджетов? Выдержит ли интернет? Он должен быть высокоскоростным для виртуального общения, готовы ли школьные серверы к тому, чтобы сразу охватить большое количество учеников?

На учителя сейчас возрастает нагрузка. Это проверка и педагогов, их готовности так работать с большим количеством детей. Учитель — первый человек, который заинтересован в том, чтобы все получилось, потому что школьной программы никто не отменял и потом именно с учителя спросят, если у детей в знаниях будут пробелы. Уверена, что для талантливого учителя карантин — дополнительная возможность проявить креативность, придумывать нестандартные решения".

Модернизация российского образования обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожиданиям. Прежняя система образования сегодня уже в значительной мере не способна обеспечить достижение необходимого образовательного уровня. Поэтому, задачи модернизации образования направлены на повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества.

В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у обучающихся метаумений (общих умений, востребованных в разных предметных областях), на повышение доли самостоятельной работы, на формирование у них оценочной самостоятельности. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно - ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося. В этих условиях широкое использование дистанционных образовательных технологий в школьном образовании становится требованием времени.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Министерства образования, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

Согласно статьи 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ:

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

Какое применение могут получить дистанционные образовательные технологии в модернизации школьного образования?

1. Возможность значительно разнообразить направления профильного обучения, давая обучающимся возможность более четкой профессиональной ориентации. У них появляется достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах.

2. Возможность частичной замены классно-урочных занятий на самостоятельные виды деятельности, не требующие значительных интеллектуальных усилий для их осмысления

3. Возможность получения качественного образования детям-инвалидам и возможность повышения уровня знаний одаренным детям (особенно в сельской местности).

4. Возможность реализации основных принципов личностно - ориентированного подхода обучения. Данный подход предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умение работать с информацией. Дистанционное обучение обеспечивает максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь, и, таким образом, индивидуализацию обучения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, ДОТ стали активным участниками нашего образования, помогая разнообразить формы и методы учебного процесса и помогая реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Безусловно, форма работы с дистанционными образовательными технологиями очень удобная и полезная, как показывает практика. Отметим плюсы дистанционных образовательных технологий:

1. Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим обучающимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

2. Свобода и гибкость - обучающийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

3. Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.

4. Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

5. Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

6. Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

7. Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

8. Объективность - в результате использования интерактивных практикумов, различных форм тестирования оценка знаний может проходить в автоматическом режиме, без участия преподавателя. Это исключает предвзятость.

Несмотря на многочисленные положительные моменты применения ДОТ в школе, оно ограничено рядом факторов:

1. Недостаточная мотивация школьников к учебе, следовательно, необходимость более жесткого контроля, чем в других случаях;

2. Неумение в связи с возрастом и соответствующим уровнем развития организовать свою работу, что требует от преподавателя разработки плана обучения в деталях;

3. Необходимость проверки знаний зачастую в очном режиме;

4. Учащимся с ослабленным здоровьем визит учителя требуется не только как элемент собственно образовательного процесса, но как один из каналов связи с внешним миром, от которого они часто оторваны.

Подводя итог, можно сказать, что для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия: наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанционных учеников, наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, хорошей подготовки дистанционных уроков, наличие подготовленных локальных координаторов, систематическое проведение дистанционных занятий, моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.

Оптимальные результаты дистанционного урока могут быть получены, когда:

1. Тщательно разработан высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный ресурс и его локальная версия.

2. Инструкция локальным координаторам и учащимся составлена грамотно и с учетом особенностей урока.

3. Локальный координатор добросовестно выполняет свои функции, делает всё возможное для помощи учителю, чей урок он проводит.

4. Учащиеся хорошо подготовлены и владеют предложенным материалом.

5. Связь учителя с локальным координатором через интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными способами.

6. Проведению урока не мешают внешние отвлекающие факторы.

Очень часто дистанционные уроки применяются по отношению к тем детям, которые пропускают занятия по болезни, или в отношении детей-инвалидов.

Занимаясь дистанционным образованием в школе на протяжении нескольких лет, пришла к следующим выводам:

1. Занятия на дистанционном обучении помогают обучащимся более успешно сдать экзамены;

2. Обучающиеся научились организовывать свою работу, самостоятельно выполнять предложенные им задания;

4. Была возможность заменить часть домашнего задания по математике тестами, предложенными учащимися по различным темам;

Был предоставлен 0,5 часа для консультаций учителя-тьютора (Обучающие активнее задают свои вопросы при непосредственном общении с преподавателем, чем через электронную почту. В идеале, было бы хорошо, если учитель-тьютор работал в данной школе, это способствовало бы более успешной организации данного вида обучения. К сожалению, наши учителя, редко соглашаются на тьюторство);

5. Не все учащиеся могут самостоятельно работать, и за их работой должен осуществляться постоянный контроль со стороны тьютора (низкая мотивация обучающихся и слабый контроль со стороны родителей);

6. Существовала необходимость разбора заданий в очном режиме (на консультации)

Особенно актуально дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие школьники обучаются на дому в удобное время и в оптимальном темпе. Личный опыт работы с обучающимися с ОВЗ подтверждает, что использование дистанционных технологий помогает индивидуализировать обучение, создать ситуацию успеха, обеспечить деятельностный подход, ориентировать на самообразование и саморазвитие.

Дистанционные уроки с детьми-инвалидами проводятся в режиме онлайн. Учебные занятия проводятся, как правило, во второй половине дня, это связано с техническими возможностями и загруженностью учителя. Всегда четко обозначается время, когда ученик и учитель встречаются в Skype.

Также выделяется время на получение от ученика отсканированной копии домашнего задания, его проверки, сканирования проверенной работы и последующей отправки назад обучающемуся. Все отсканированные письменные работы хранятся в отдельных папках.

При планировании дистанционного урока учитываю, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. будет происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и обученности.

Практика показывает, что в режиме Skype обучающиеся, как правило. отвлекаться и даже сбивают темп учебного занятия. Для решения этих проблем целесообразно:

o давать учебный материал дозированно и с учетом индивидуального уровня подготовленности обучающихся;

o использовать разнообразные виды деятельности, менять их в рамках одного учебного занятия;

o чередовать материалы, содержащие звуковую и визуальную информацию;

В дистанционном режиме по электронной почте или через Skype осуществляю пересылку учебных материалов (текстовую информацию и видеоматериалы). Контролирую уровень усвоения учебного материала с помощью системы тестов и контрольных вопросов для обучающихся. Для этих целей использую возможности компьютерного тестирования и обработки результатов.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что использование дистанционных образовательных технологий позволяет:

· организовать разнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

· применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

· диагностировать интеллектуальные возможности школьников, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;

· управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;

· создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности школьников, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

· работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками;

· интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся, повысить темп урока;

· повысить мотивацию к обучению;

· привести к резкому повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся;

· обеспечить положительную динамику уровня обученности по предметам;

· психологически подготовить учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ;

· научить распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут снизить баллы;

· повысить информационную культуру учащихся;

· привить навыки самостоятельной работы с учебным материалом (особенно при использовании дистанционного обучения).

· организовать работу с детьми ОВЗ, давая возможность получить качественное образование;

· организовать работу с одаренными детьми.

В заключении, хочется скачать, что применение дистанционных образовательных технологий открывает перспективное направление в обучении. позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации в течение всей жизни.

1. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Читайте также: