Кем был подписан манифест о привилегиях на разные изобретения

Обновлено: 02.07.2024


Во II разделе Закона определялся порядок выдачи привилегий. Желающий получить привилегию должен был подать прошение в Министерство внутренних дел (сейчас МВД России занимается несколько другими делами!), приложив к нему описание изобретения, в котором необходимо было объяснить подробно пользу, ожидаемую от изобретения. Министерство рассматривало на своем Совете прошение и только в случае признания полезности изобретения направляло прошение на рассмотрение вышестоящего органа правительства России – Государственного совета. При рассмотрении прошения Министерство обязано было предварительно проверить, не была ли уже выдана привилегия на подобное изобретение. В случае поступления прошений о выдаче нескольких привилегий на одно и то же изобретение, привилегия выдавалась тому, кто первый подал прошение. Таким образом, перед выдачей привилегий производилось оценка полезности изобретения и его новизны, правда, только относительно уже выданных привилегий.

III раздел Закона устанавливал форму привилегии, которая включала в себя:

1) имя владельца;

3) описание изобретения;

4) срок действия;

5) уплату пошлины;

6) подпись Министра внутренних дел;

7) печать Министра внутренних дел.


В IV разделе Закона указывались сроки действия привилегий и размеры пошлин. Так, по желанию заявителя привилегии выдавались на 3, 5 или 10 лет. Для интереса будет неплохо узнать, сколько тогда стоило удовольствие для российских подданных получить привилегии: на три года – 300 рублей, на пять лет – 500 рублей, на десять лет – 1500 рублей. По тем временам, это скажем, просто бешенные деньги для простого человека!

Перечень оснований для прекращения действия привилегий был помещен в V разделе Закона. К ним относились истечение срока действия; решение суда, доказывающее отсутствие новизны изобретения на дату подачи прошения о выдачи привилегии по причине раскрытия изобретения в публикациях, сделанных как в России, так и за рубежом, или открытого использования изобретения в России; доказательство невозможности по описанию изобретения получить ожидаемую от него пользу. О прекращении действия привилегии производились необходимые публикации.

В VI разделе Закона раскрывался порядок судебного разбирательства по делам, связанных с выдачей привилегий. Судебное разбирательство осуществлялось в Совете Министерства внутренних дел с приглашением необходимых специалистов по выбору спорящих сторон, в равном для каждой стороны числе. Решение принималось большинством голосов. Жалобы на решения, принятые в ходе судебного разбирательства, окончательно рассматривались Правительствующим сенатом – высшим государственным органом России, подчиненным императору.

В период с 1814 по 1896 годы было выдано 6 333 привилегии.

Постановлением были установлены ежегодные пошлины вместо единовременных. Вводилась льгота для малоимущих русских подданных. Само прошение представляло собой заявление, подаваемое в Комитет по техническим делам, и содержало просьбу о выдаче привилегии на имя одного или нескольких изобретателей. К прошению прилагались: полное описание изобретения или усовершенствования на русском языке, квитанция об уплате пошлины за рассмотрение прошения и публикацию - ну прямо как сейчас! В конце описания должны быть перечислены отличительные особенности заявленного изобретения или усовершенствования, составляющих, по мнению просителя, его новизну. Тем самым фактически впервые было установлено правило выдачи привилегии с формулой изобретения.

Кроме того, впервые Положением был установлен единый срок действия привилегий в России, - 15 лет.

Охрана изобретений в Советской России.

Советским правительством был определен орган, уполномоченный производить оценку полезности изобретений – Комитет по делам изобретений. Из Положения следовала необходимость разграничения личных и имущественных прав на изобретения: личные (авторские) права на изобретение сохранялись за изобретателем, а имущественные права на изобретения передавались государству. Согласно Положению, объявленные достоянием государства изобретения поступали в общее пользование всех граждан и организаций. За изобретателем, чье изобретение объявлялось достоянием государства, в том числе и в принудительном порядке, сохранялось право на получение определенного вознаграждения.

Постановлением были установлены ежегодные пошлины и льготы для неимущих изобретателей при уплате пошлин. Льгота по новизне позволяла авторам изобретений и их правопреемникам получить патент на изобретение в случае его демонстрации на выставке на территории СССР, если заявка на изобретение подавалась в течение 6-и месячного срока со дня открытия выставки (так называемый выставочный приоритет).

Заявка на получение патента должна была содержать:

2) описание изобретения;

3) патентную формулу;

4) чертежи, если они необходимы.

Приоритет изобретения исчислялся с даты поступления заявки в Комитет по делам изобретений или бюро по приему заявок.

Однако Постановлением были установлены льготы для обладателей авторских свидетельств, (но не патентов) на изобретения. В частности, эти льготы касались преимущественного права на получение жилья, на занятие научных должностей по месту работы, на поступление в высшие учебные заведения (причем, эта льгота предоставлялась не только изобретателям, но и их детям!), на получение дополнительного отпуска и путевок в санатории и дома отдыха. Эта политика в области изобретательства принесла свои плоды: с 1931 года по 1941 год в стране было выдано 28 779 авторских свидетельств нам изобретения и всего 1 722 патента.

Постановление упорядочивало финансовую сторону работы по изобретательству, ужесточало плановый характер расходования средств в этой сфере народного хозяйства страны. Во время Великой отечественной войны такой подход к делу изобретательства в основном себя оправдал. Он оправдал себя и во время послевоенного восстановления народного хозяйства СССР, однако в последующий период такое положение вещей стало тормозом в развитии изобретательства в стране.

С 1941 года по 1959 год было выдано 62 382 авторских свидетельства и только 560 патентов.

Первые российские законы о патентном праве – Высочайший манифест от 17 июня 1812 г. и Положение о привилегиях на изобретения от 22 ноября 1833 г. были отражением проприетарной концепции, но при этом не содержали обязанности государственной власти выдать привилегию просителю.

Закон от 30 марта 1880 г., носящий процедурный характер, устранил этот недостаток, после чего, по словам А.А. Пиленко, “выдача привилегий из свободной законодательной функции превращается в связанную подзаконную деятельность административного органа”.

Наиболее совершенным актом, построенным на принципах признания исключительного права, считается Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования от 20 мая 1896 г. (в Своде Законов нормы этого Положения были расположены в т. XI ч. 2 в виде ст. ст. 198.1 – 198.31 Устава о промышленности).


Терминологически русское дореволюционное право так и не избавилось от “привилегии” – термин “патент” если и употреблялся в законодательстве, то только как “патент на привилегию”.

Положение 1896 г. при всей своей прогрессивности так определяло регулируемые отношения: “Для ограждения права исключительного пользования изобретениями и усовершенствованиями, сделанными в области промышленности, могут быть испрашиваемы установленным порядком привилегии” (ст. 1).

По существу же, по Положению 1896 г. условием патентоспособности изобретения или усовершенствования объявлялась существенная новизна (ст. 3) и, видимо, промышленная применимость (п. 5 ст. 29).

Различия между изобретениями и усовершенствованиями не проводилось. Патентным ведомством определялось Министерство торговли и промышленности. Просителю при принятии прошения выдавалось охранительное свидетельство (ст. 7).

Срок действия патента отсчитывался с даты его выдачи: привилегии выдавались “по желанию просителей на срок не более пятнадцати лет, считая со дня подписания патента” (ст. 16). Но срок действия исключительного права начинался с даты публикации о выдаче охранительного свидетельства (ст. 22). Поэтому в тех условиях охранительное свидетельство было совершенно необходимо.

Дело о выдаче привилегии рассматривалось Комитетом по техническим делам при Отделе промышленности Министерства торговли и промышленности (ст. 11). По старому законодательству критерием для выдачи привилегии была целесообразность (“польза”) (по словам А.А. Пиленко, “необходимо было изобретать в том направлении, которое было покровительствуемо правительством”).

Окончательно этот критерий был отменен как раз Положением 1896 г.: решая вопрос о выдаче привилегии, Комитет не вправе был входить “в обсуждение вопросов о пользе или выгоде изобретения или усовершенствования” (ст. 13). Однако даже в Положении 1896 г. сохранилось требование обязательного эксплуатирования привилегий: обязанность лица, получившего привилегию, не позже как в течение пяти лет с момента подписания патента привести в действие свое изобретение под угрозой утраты патента (ст. 24).

Содержание исключительного права на изобретение или усовершенствование определялось следующим образом: “Получивший привилегию имеет право исключительного пользования указанным в ней изобретением или усовершенствованием в течение всего срока действия привилегии и вследствие того может:

  • приводить в исполнение изобретение или усовершенствование, принимать меры к его распространению и дозволять другим пользование оным;
  • отчуждать самую привилегию на весь срок ее действия или на часть сего срока
  • преследовать по суду самовольное пользование его правами по привилегии и всякое иное нарушение сих прав со дня публикации о выдаче охранительного свидетельства, а также искать удовлетворения в понесенных от того убытках” (ст. 22).

Процедуры оспаривания и обжалования:

  • до рассмотрения по существу дела о выдаче привилегии от третьих лиц принимались возражения об отсутствии новизны объекта или заявления о присвоении авторства. В первом случае от просителя истребовались объяснения, а затем разбор возражений и объяснений проходил при рассмотрении по существу дела о выдаче привилегии. Во втором случае в связи с наличием спора о праве “дело о выдаче привилегии прекращается и сторонам предоставляется обратиться к суду” (ст. 10);
  • обжалование просителем решения Комитета по техническим делам (в первую очередь, конечно, об отказе в выдаче привилегии) происходило в административном порядке (ст. ст. 18, 19);
  • признание выданной привилегии недействительной полностью или в части допускалось только в судебном порядке и только в течение двух лет “со дня подробного обнародования привилегии”. По истечении этого срока признание привилегии недействительной допускалось только “по приговору уголовного суда в случае возбуждения уголовного преследования” (ст. 26).

В отношении таких объектов, как промышленный образец (в современной терминологии), вплоть до революции действовало Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели от 11 июля 1864 г.

Обособленность права на промышленный образец от патентного права существовала очень долгое время и объяснялась дискуссионностью вопроса об охране объектов авторского права средствами патентного права, о возможности “к художественным произведениям прикладного искусства применять положение о чистом искусстве”, о двойной охране и т.п.

В проекте Гражданского уложения планировалось сделать главу “Право на изобретение”, состоящую всего из трех статей. В разъяснениях Комиссии по составлению проекта содержалось объяснение, почему в Гражданское уложение в принципе “неудобно” включать весь свод патентного права (в тот момент это было свежее Положение от 20 мая 1896 г.): “…оно содержит в себе много таких правил, которые не относятся к материальному гражданскому праву”.

Давать извлечения из свода патентного права тоже неправильно: многое пришлось бы оставить в специальном законе “и таким образом цельное законоположение было бы разделено на две части”. Но и совсем не упомянуть в Гражданском уложении “о праве изобретателя, составляющем один из видов имущественных прав” тоже нельзя.

В результате предлагалось сохранить целиком специальный патентный закон, а в общегражданском кодифицированном акте поместить только несколько статей самого общего характера, характеризующих исключительное право на изобретение.

Право на промышленный образец (фабричные рисунки и модели) в составе норм, посвященных промышленной собственности, проектом Гражданского уложения не рассматривалось.

Читайте также: