Каким образом изменилась законодательная база в чем суть укрепления вертикали власти

Обновлено: 05.07.2024

14 марта 2004 г. Президентом РФ на второй срок был переизбран В. Путин, получивший 71,3% голосов.

После победы Путина на президентских выборах, Сурков, к должности заместителя руководителя Администрации Президента, присовокупил статус Помощника Президента. В его руках оказались организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента по вопросам внутренней политики, федеративных и межнациональных отношений; общее руководство деятельностью Управления Президента РФ по внутренней политике; взаимодействие Президента с Советом Федерации, Государственной Думой, Центральной избирательной комиссией, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, с органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, со средствами массовой информации. Под его значительным контролем оказались и такие сферы как культура и искусство.

Подмяв под себя информационное поле, Сурков единолично устанавливал правила игры, сообразуя их в соответствии со своими представлениями, но от имени высшей власти, т.е. от имени В. Путина. Постепенно, шаг за шагом он смог сосредоточить управление внутренними политическими процессами в своих руках. Будущие изменения в идеологической или политической сферах, создание, роспуск и взаимные поглощения политических партий, санкционировалось только им.

Однако спустя год выяснилось, что закон не работает. Построенное жильё оказалось невостребованным, а у 31 млн. российских семей желавших улучшить свое жильё, отсутствовали средства на получение ипотеки. В апреле 2005 г. В. Путин на заседании Президиума Госсовета по существу признал провал этого закона и предложил создать Национальный совет по жилищной политике для решения этой проблемы.

В 2004 г. Государственная Дума изменила структуру официальных государственных праздников в России, увеличив число официальных выходных в начале января. Так в России с 1 января 2005 г. появились новогодние каникулы протяженностью до 10 дней.

– Отменялись прямые выборы высших должностных лиц субъектов РФ, которые отныне должны были избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства.

– Вводилась пропорциональная система выборов в Государственную Думу, и отменялись выборы по одномандатным округам.

– Создавалась Общественная палата, где, по предложению Путина, открывалась площадка для широкого диалога и проведения общественной экспертизы ключевых государственных решений.

Право Президента назначать глав регионов и возможность их снимать, в конкретно исторических условиях России начала XXI века, было вынужденным. Этим правовым актом: во-первых, укреплялась целостность российского государства; во-вторых, если не прекращалась, то, по меньшей мере, ослаблялась клановая борьба за губернаторское кресло; в-третьих, ответственность за качественную работу рекомендуемого претендента отныне возлагалась на Президента. С другой стороны, новоиспечённый губернатор не чувствовал ответственности и перед населением региона, т.к. отныне вынужден был выстраивать вассальные отношения с Администрацией Президента.

Президент приободрял оппозиционеров тем, что обещал учесть их мнение в случае победы их партий на выборах в региональные парламенты.

На V съезде партии, прошедшем 27 ноября 2004 г. была изменена структура руководящих органов партии. По Уставу создавалось много руководящих партийных органов и должностей со своими политическими и исполнительно-распорядительными функциями – Председатель Партии, Высший совет, Бюро Высшего совета Партии, Генеральный совет Партии, Президиум Генерального совета, Секретарь Президиума Генерального совета, Центральный исполнительный комитет, Руководитель ЦИК, Центральная контрольно-ревизионная комиссия, Президиум ЦКРК, Председатель ЦКРК. Был упразднен Центральный политсовет, функции которого перешли к Генеральному совету; состав Генерального совета, Высшего совета и Центрального исполкома расширен; Грызлов, оставаясь председателем Высшего совета, был избран также и Председателем партии; Лужков, Шойгу и Шаймиев остались сопредседателями Высшего совета, Богомолов – секретарём Генерального совета, а Волков – председателем Центрального исполкома.

Запутанная система внутреннего руководства гарантировала от появления самостоятельной политической фигуры, и укрепляло управление партией со стороны Администрации Президента.

Окончательным завершением строительства вертикали власти в это время можно считать реформу избирательной системы в России.

В ряды партийцев приняли двух олимпийских чемпионов: А. Сихарулидзе и С. Журову.

Совершенно в иную, чем рейтинг партии, сторону развивалась экономика страны. Лишь топливно-энергетический комплекс демонстрировал динамику. Доля ТЭК в экономике страны к 2005 г. возросла до 40 %, в то время как в СССР в 1980 г. она составляла 12%. А вот, например, показатель потребления металла в России на душу населения в конце 2006 г. составил всего 155 кг. В то время как в США и развитых странах Европы уровень этого потребления равнялся 400-500 кг., а в КНР достиг 200 кг. Производство металлообрабатывающего оборудования в России стало меньше, чем в Японии в 82 раза, в Германии в 50 раз, в Китае в 31 раз. Советский Союз по этому показателю был вторым в мире, совсем немного уступая США. Подобное положение было практически во всех перерабатывающих отраслях экономики.

Оптимизма не внушали изношенная материально-техническая база промышленности, потеря значительной части квалифицированных кадров промышленных рабочих, развал фундаментальной и прикладной науки. Россия потеряла и продовольственную независимость. Из-за границы ввозили практически все виды продовольствия: от мяса до молока.

В этот период принимались и другие законы, вызвавшие в обществе разочарование. Среди них была и ратификация договора о передаче Китаю речных островов в Хабаровском крае, где в 1969 г., погибли десятки военнослужащих отстаивавших территориальную целостность Советского Союза.

Содействовал этому процессу и высокий рейтинг Президента РФ, имя которого было тесным образом связано с партией. Высокие цены на нефть позволяли прикрыть вопиющий разрыв в доходах различных слоёв населения. В целом же стратегический курс страны, сочетающий в себе либерализацию экономики с идеей целостности страны, остался неизменным.

Политическая жизнь в стране в одночасье стала интереснее, и в ближайшие годы нам, может быть, будет за чем следить.

Сегодня россияне внезапно переместились в новую политическую реальность. Владимир Путин анонсировал самые решительные правки Конституции РФ за всю ее историю, приближающие Россию к парламентско-президентской республике и позволяющие Путину сохранить реальную власть после четвертого срока.

Уже через два часа Дмитрий Медведев ушел в отставку с поста премьера, а еще через два — Путин объявил, что его преемником станет глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.

Как изменится политическая система

Поправки в Конституцию, предложенные Владимиром Путиным, — самые радикальные за 27-летнюю историю российского основного закона. Они расширяют полномочия парламента, ослабляют президента, фактически уничтожают независимость высших судов и вводят в вертикаль власти новый элемент — Государственный совет с пока непонятными полномочиями.

Усиление парламента

Госдума и Совет Федерации получат право реально влиять на состав правительства. Сейчас парламент согласовывает предложенную президентом кандидатуру премьера, а в назначении министров вообще не участвует.

Ослабление президента

Помимо потери важных полномочий за счет усиления роли парламента, следующий президент РФ лишится возможности повторить рокировку Владимира Путина, вернувшегося на третий и четвертый срок после перерыва.

Новая роль Госсовета

Путин учредил Государственный совет в 2000 году в качестве декоративной замены Совета Федерации для губернаторов, которых тогда изгнали из верхней палаты парламента. Сейчас это совещательная структура при президенте, которая даже не имеет статуса государственного органа.

Ослабление высших судов

Полномочия Конституционного суда формально расширятся — ему дадут право проверять на соответствие Конституции и отклонять любые законопроекты и нормативно-правовые акты госорганов. Но при этом независимость высших судов фактически уничтожается — президенту будет дано право предлагать Совету Федерации увольнять судей Конституционного и Верховного судов.

Сейчас СФ может сделать это только по представлению самих судов. После реформы КС и ВС по уровню независимости будут мало отличаться от правового управления администрации президента.

Будущее Владимира Путина

Кто станет президентом

Если Владимир Путин уйдет с поста президента, это значит, что перед новыми выборами предстоит кастинг преемников. До сегодняшнего дня главным кандидатом на эту роль был Дмитрий Медведев — хотя бы формально: в случае болезни или смерти Владимира Путина и.о. президента стал бы именно он.

Теперь, на специально учрежденной должности заместителя Путина в Совете безопасности, Медведев будет только одним из кандидатов.

Причины отставки Медведева толком объявлены не были — ни Путиным, ни им самим. Соцсети премьера хранят молчание. Forbes со ссылкой на одного из чиновников написал, что причиной может быть недовольство Путина исполнением нацпроектов.

Нацпроекты ни при чем, считает собеседник The Bell во власти: да, недорабатывал, но главное — все чаще мечтал о преемничестве и просто его ждал, рассуждает он. Вопрос о политическом будущем Медведева сейчас, вероятно, неясен и самому Медведеву.

Через похожий процесс мы уже проходили в 2005–2007 году. Тогда Владимир Путин два года выбирал между Дмитрием Медведевым и Сергеем Ивановым и окончательно определился в самый последний момент — в декабре 2007-го, за три месяца до президентских выборов.

Роль Михаила Мишустина

Технократ Мишустин не выглядит кандидатом на роль преемника. Политологи сравнивают его с техническим премьером Зубковым. При этом Мишустин намного моложе и слывет одним из самых эффективных государственных менеджеров. За 10 лет руководства ФНС он сделал российскую налоговую службу одной из самых технически оснащенных и прогрессивных в мире.

Михаил Мишустин

Михаил Мишустин. Фото: ТАСС

Владимир Путин сменил Медведева на главу ФНС Михаила Мишустина

Что выйдет из конституционной реформы Владимира Путина, сейчас вряд ли может предсказать даже сам Владимир Путин. Понятно одно: политическая жизнь в стране в одночасье стала интереснее, и в ближайшие годы нам, может быть, будет за чем следить.

Сущность вертикали государственной власти в Российской Федерации на современном этапе ее развития

Властная вертикаль государственного управления – это такая структура государственного управления, которая предусматривает движение властных полномочий от низшего муниципального уровня власти до высшего уровня власти, сосредотачивая в своих руках решение глобальных государственных дел.

Путин занял должность Президента России в 2000 году. Изначально его деятельность на посту Президента страны была направлена на продолжение реализации политических идей предыдущего Президента России Бориса Николаевича Ельцина. Президент стремился к упрочению своего положения в системе власти, усилению степени централизации власти и максимально качественному взаимодействию различных ветвей государственного управления. В первые дни своего президентства Путин провозглашает идею снижения влияния элиты на власть, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве повода к реализации такой инициативы Президента стали сепаратистские призывы губернаторов, которые были рассмотрены как покушение на вертикаль власти. В 2004 году в поддержку этой идеи Президентом был предложено переход от выборной системы губернаторов к назначению глав субъектов РФ непосредственно главой государства. Для бывших глав регионов был сформирован специальный орган, получивший название Государственного совета.

Стремление к построению вертикали власти в России было основано на представлении о том, что эффективное решение государственных задач возможно только таким способом. В результате, начиная с 2000 года, в жизнь активно внедрялись реформы, стремящиеся к расширению и упрочению вертикали власти в России.

Дополнительным катализатором укрепления властной вертикали стали события в Беслане, показавшие необходимость борьбы с проявлениями сепаратизма и экстремизма на территории Северного Кавказа. По словам Президента, основной причиной такого трагического акта стало ослабление власти федерации и низкая эффективность государственного управления.

Укреплению властной вертикали в России способствовало проведение административной и территориальные реформы. Административная реформа была направлена на изменение исполнительной власти за счет конкретизации полномочий органов этой власти. Систему федеральных органов государственного управления разбили на три вида:

  • во-первых, министерства, которые отвечали за разработку государственной политики и ее практическую реализацию;
  • во-вторых, службы федерального уровня, которые должны осуществлять контроль и надзор в определенных сферах жизнедеятельности общества;
  • в-третьих, агентства, которые осуществляют предоставление услуг гражданам, распоряжение имуществом государства.

Назначение территориальной реформы состояло в объединение отдельных округов, областей в края.

Признаки властной вертикали государственного управления в России

Для российской системы управления характерны некоторые особенности, обусловленные властной вертикалью.

Отличительные характеристики властной вертикали государственного управления в России включают в себя:

  • во-первых, постепенное понижение степени участия населения в осуществлении государственной политики. Российская система формирования государственной власти периодически, причем достаточно часто, подвергается существенным изменениям. Зачастую избираемые должности государственного управления переходят в разряд назначаемых, так это случилось с губернаторами регионов. В результате таких реформ населения меньше участвует в формировании органов государственной власти и отстраняется от формирования вертикали государственного управления, принудительно передовая эту функцию главе государства;
  • во-вторых, высокий уровень подчиненности муниципального управления государственному управлению. Конституция Российской Федерации выводит систему муниципального управления из системы государственного управления, однако государство сохраняет за собой функции нормативно-правового регулирования муниципального управления, в том числе на региональном уровне;
  • в-третьих, использование инициативных представителей населения вертикалью власти для достижения поставленных целей. Российская власть поддерживает формирование общественных организаций, включающих в свой состав политически активное население с целью поддержки действующей государственной власти в виде отслеживания исполнения ее распоряжений.

Путин Реформы: пенсионная реформа (2002), реформа государственного медицинского страхования и льготного лекарственного обеспечения (монетизация льгот – 2005), судебная реформа, реформа местного самоуправления, военная реформа, банковская реформа (2001-2004), реформа ЖКХ; реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

Принятие Земельного (2001) и Трудового кодекса

Судебная реформа. В 2001 году президент Путин подписал пакет федеральных законов о судебной реформе. 1 июля 2002 года вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, существенно расширивший полномочия защитника: подозреваемому разрешается общение с адвокатом наедине и без ограничения количества встреч; в случае отсутствия у подозреваемого средств на оплату услуг адвоката он должен быть предоставлен за счёт государства. В соответствии с требованиями судебной реформы, отменяется несменяемость и пожизненное назначение судей; судьи назначаются первоначально на три года и могут быть отстранены от исполнения обязанностей по решению квалификационной комиссии. Также продлён мороторий на смертную казнь. Начиная с 2005 года, количество заключённых начало увеличиваться, достигнув в 2006 году 883 тыс. чел., в 2007 году - 888 тыс. чел. (для сравнения - максимальная численность заключённых в СССР составляла 2 млн 650 тыс. 747 чел в 1950 году). Россия занимает второе место в мире после США по количеству заключённых на 100 тыс. чел. населения. Реформа в целом благотворно повлияет суды, но всё же остаётся проблема большой коррумпированности в стране (уже в 2009г. мы заняли 146 место), взяточничества должностных лиц, что мешает вершиться справедливому правосудию.

Критики говорят, что за полтора года президентства Медведев не вышел из тени влиятельного предшественника, ныне премьера Владимира Путина, а воплощение обещанных реформ невозможно без обрушения путинской вертикали власти.

3) Реформа МВД. Кадровый состав планируется сократить почти вдвое, а финансироваться министерство будет только из федерального бюджета. Кроме того, МВД избавится от целого ряда функций, включая содержание медвытрезвителей и проведение техосмотра машин, это перейдёт в частные руки. Новый законопроект должен исключить подобное взяточничество, в том числе за счет большого числа пунктов и усиления ответственности компании, проводящей техосмотр. У МВД отберут также право выдворять из России иностранцев и лиц без гражданства. Кроме того, медвытрезвители при органах внутренних дел перейдут в систему Минздрава. В свете целого ряда происшествий, в которых сотрудники правоохранительных органов являлись главными обвиняемыми, президент России предложил наказывать милиционеров за уголовные преступления жестче, чем обычных граждан.

6) Начата при Медведеве еще и реформа образования. Активное внедрение единого государственного экзамена, внедрение элементов Болонского процесса, переводящего систему российского высшего образования на единые в Европой и США стандарты - вот ее самые заметные штрихи. Они происходят на фоне двукратного сокращения числа учащихся из-за демографической ямы, резкого снижения качества образования и массовой критики изъянов ЕГЭ, тотальной коррумпированности дошкольных, средних и высших образовательных учреждений и решительных попыток Русской православной церкви вторгнуться в образовательный процесс. В сельских школах сокращены социальные педагоги, социальные работники, психологи, а также вожатые. Это скоро произойдёт и в городских школах. Наше Министерство образования не считает нужными эти профессии, а может просто хочет сократить расходы на сферу образования, также как и здравоохранение.

7) Чем дальше, тем все очевиднее становится, что главный винтик в системе, который и нужно менять в первую очередь, это суд. Но именно о его решительной настройке со дня инаугурации президент говорил меньше всего. Мимо его традиционно активной реакции прошли скандалы с отставками судей Конституционного суда, обвинениями в давлении на подчиненных в адрес главы Мосгорсуда, подтвержденные решением Европейского суда по правам человека. Замят, оказался и бунт арбитражных судей. За его молчаливой подписью продолжил сворачиваться суд присяжных, при смерти из-за финансового кризиса и фактического банкротства муниципалитетов оказались мировая юстиция. Единственный значимый элемент вялотекущей судебной реформы - внедрение принципа открытости судебной информации (закон 262) - вступает в силу лишь летом этого года, ложась на неподготовленную почву.

Вертикаль власти Путина

Через полтора месяца минет двенадцать лет, как в России и за её пределами громко зазвучало имя В.В.Путина. Давайте разберёмся, что характерно для эпохи его правления и к чему пришло российское государство?

Прежде чем говорить о том, какую вертикаль власти выстроил В.В.Путин, будучи президентом РФ, и какие политические реформы он произвёл, следует вспомнить, что представляла собой Россия Б.Ельцина.

В своё время Ельцин провёл массу демократических реформ и преобразований, вершиной которых стала новая Конституция. Конечно, по большому счёту она очень напоминала Конституцию США, с коей, в принципе, и была списана. В Российском правительстве появились совершенно новые посты – вице-президента и госсекретаря, заменив министра иностранных дел. Первым вице-президентом стал А.Руцкой, а госсекретарём – Г.Бурбулис.

Далее в России появился двухпалатный парламент. В Верхней палате его – Совете Федерации – заседали всенародно избранные губернаторы из 89-ти субъектов Федерации. Губернаторы имели практически неограниченные полномочия, депутатскую неприкосновенность. Избирались на пост губернатора на местах, напрямую жителями каждого российского региона.

Такое положение дел ослабляло центральную вертикаль власти и становилось серьёзной угрозой целостности и безопасности всей России. Это хорошо понимал кадровый советский разведчик, офицер КГБ СССР В.Путин, ставший преемником Ельцина на посту президента России.

Прежде всего, президент добился отмены выборов губернаторов – их теперь назначало главное лицо в государстве, т.е. он сам совместно с Законодательным Собранием субъекта Федерации.

Была проведена реформа и Верхней Палаты: заседания губернаторов там были отменены. Их сменили представители каждого отдельно взятого региона. Это понизило значимость как самого Совета Федерации, так и губернаторов.

Для усиления президентского контроля на местах, Россия была разделена на 7 федеральных округов. Во главе каждого стал назначенный Путиным полномочный представитель президента РФ. Таким образом, главе государства удалось выстроить жёсткую вертикаль власти – исполнительной, находящейся под его личным контролем, от налаженной работы которой очень многое зависит в государстве. Благодаря этому, без одобрения Путина теперь не решается ни один серьёзный вопрос жизнедеятельности того или иного региона страны.Таким образом, строптивые губернаторы были постепенно оттеснены со своих постов, их заменили верные Кремлю люди, над которыми дополнительно надзирал полпред президента в каждом округе.

Хорошо понимая, что вертикаль власти – это ряд мер и действий, которые должны максимально повысить подотчётность и зависимость всех органов власти от руководящего центра, т.е. президента, Путин распространяет сферу своего влияния и на Госдуму.

В своё время она считала себя чуть ли не самостоятельным органом управления в России и даже объявляла импичмент Б.Ельцину.

Вертикаль власти Путина оказалась настолько сильна, что Владимир Владимирович не побоялся на 4 года отдать свой кабинет и кресло президента Д. Медведеву, своему давнему соратнику по работе в Питерской мэрии.

Взгляд со стороны

Можно по-разному оценивать действия В.В.Путина. Многие либералы называют это авторитаризмом, тоталитаризмом и т.д., и по-своему правы. И всё же Путин, с нашей точки зрения, со всеми его недемократическими реформами по праву может считаться собирателем земли русской. Он буквально уберёг Россию от повторения судьбы СССР.

Стоит ещё добавить, что по Путину вертикаль власти – это тесное взаимодействие законодательных и исполнительных органов, реализация идеи единого экономического и таможенного пространства на территории бывшего СССР, развал которого он считает крупнейшей геополитической катастрофой 20-го века.

Всё это повышает авторитет России и самого Путина в мире, возводя его в ранг суперлидера супердержавы

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Реформы государственного управления. Укрепление вертикали власти. В.В. Путин, Д.А. Медведев.

Реформы государственного управления. Укрепление вертикали власти. В.В. Путин, Д.А. Медведев.

Реформы государственного управления. Укрепление вертикали власти. В.В. Путин, Д.А. Медведев.

Крайне важную новость, не получившую достаточно внимания в экспертном сообществе, анализирует на сайте Московского Центра Карнеги политолог Татьяна Становая.

Он не просто встраивает всю иерархию власти – федеральную, исполнительную и муниципальную – в единую вертикаль, но и, по сути, подчиняет законодательную власть исполнительной, региональную – федеральной, замыкая все на президента. Появляется четкая субординация, а сдержки и противовесы перенастроены в пользу подчинения и контроля. 9 декабряГосдума приняла его во втором чтении со значимыми поправками.

По новому закону о публичной власти теперь:

- президент может без объяснения причин увольнять глав регионов;

- выносить предупреждения и выговоры главам регионов и приостанавливать законы, принятые губернаторами;

- если глава региона игнорирует предупреждение, президент теперь официально может просто убрать его;

- вроде бы, главы регионов ещё могут обратиться в Верховный суд и оспорить решение президентам, но у президента теперь есть право импичмента в отношении любого судьи (поэтому если судья хочет остаться судьёй, он будет официально делать всё, что говорит президент);

- главы регионов теперь официально обязаны согласовывать с центром кандидатуры министров - финансов, здравоохранения, образования, ЖКХ.

- в то же время отменяется ограничение на число сроков глав регионов (неугодных убрать, угодных посадить пожизненно);

- прокуроры (это, на секунду, гособвинитель - т.е. сторона перманентно заинтересованная в репрессиях) теперь могут выступать с инициативами законопроектов;

- многие вопросы взаимоотношений центра и регионов теперь контролируются Госсоветом;

- губернаторы теперь могут делать то же, что делает президент в отношении них, в отношении глав муниципальной власти (выговоры, предупреждения, произвольные увольнения + роспуск регионального парламента);

- кроме того, депутаты теперь госслужащие, и на них навешиваются все те же недавние ограничения (иностранные счета, гражданство и пр.)

- депутатам больше нельзя в произвольном месте проводить встречи с избирателями, что оппозиционными депутатами использовалось как лазейка для легального проведения митингов - теперь только по согласованию и в специальном помещении;

- для депутатов теперь придумали кучу самых разных возможных нарушений, которые позволяют в случае чего их наказывать вплоть до лишения полномочий;

Таким образом, резюмирует эксперт, с принятием нового закона о публичной власти Россия начинает напоминать гигантскую матрешку, где местная власть встроена внутрь региональной, региональные парламенты – внутрь губернатора, губернаторы и региональные министры – внутрь федерального правительства. И все это накрыто сверху одним большим президентом, который руководит всем, включая народ – как ни голосуй, президент, если что, поправит.

Все это ведет не только к более жесткой субординации и подотчетности, но и к уничтожению всего политического – сворачивается региональная автономия, сокращаются возможности для системной оппозиции, закатывается в вертикаль местное самоуправление – до недавнего времени единственный уровень, доступный для критиков власти.

Такая конструкция, на сегодня крепкая и сплоченная, становится чудовищно опасной, если представить, что во главе России – политически слабый глава государства. Подмена сдержек и противовесов системой тотальной взаимной подчиненности и подотчетности может привести к институциональному хаосу и юридическим клинчам, если режим станет слабым – без мощной партии власти и рейтингов Путина 60%.

Президент мечтал уничтожить конъюнктурно возникшую ельцинскую Конституцию и разработать на смену ей долгий конституционный путинизм. Но первый же серьезный политический кризис может показать, что конъюнктурным окажется именно путинизм, неприспособленный к деконцентрации политической власти.

С абсолютной вертикализацией власти, появляется и совершенная круговая порука, не оставляющая ничего от системы сдержек и противовесов, и уж тем более от местного самоуправления.

Читайте также: