Карта как объект авторского права

Обновлено: 30.06.2024

Здравствуйте. Если лицо делает фото или ксерокопию старинной карты и ставит на неё свою роспись, имеет ли это лицо авторское право на эту копию? Я знаю что старинные карты являются народным достоянием и авторства на них нет, так как авторов давно нет в живых. Прошу помощи по данному вопросу. Как пример привожу цитату с одного сайта торгующего старыми картами.

"После того, как мы нашли, заказали и оплатили сканирование карты в архиве, нами приобретаются законные права на этот скан. Именно на скан, а не на саму карту. Приведу аналогию. Вы сфотографировали например Кремль, а ваше фото опубликовал какой-нибудь журнал. Но права на эту фотографию (не на сам Кремль :-) у вас. Доказав авторство можно реально судиться и выиграть дело.

Ну а чтобы хоть как-то защитить свои права и с легкостью доказать авторство - и производится клеймение сканов (копирайт). На копирайте обычно указывается логотип нашего сайта. Мало кто выложит клейменую карту в интернете или будет перепродавать. Даже затертое клеймо легко выявляется и любой суд легко признает наши права.

Поскольку имеются попытки перепродажи наших карт то я, как владелец исходников и клейма, согласно закона об авторских правах оставляю за собой право защищать свои Авторские права. Согласно закона об авторском праве, изображение полученное фотографическим или иными подобными методами является объектом авторского права (прим. - на сами оригиналы старинных карт и книг нет ни у кого авторских прав ввиду временного периода). Картинка, имеющая наше клеймо не подлежит опубликованию или перепродаже без нашего разрешения."

Имеет ли это заявление юридическую или какую иную силу? или это просто набор красивых слов?

Здравствуйте, Борис Иванович!

В соответствии с частью 1 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ объектами авторских прав являются произведения искусства, в том числе фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

При этом абзац второй пункта 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ №5 Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

Поскольку сканирование изображения таким творческим трудом не является, результат сканирования законодательством об авторских правах не охраняется.

В соответствии с частью 2 статьи 1260 Гражданского кодекса РФ составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

То есть не на изображения в сборнике, а на расположение этих изображений внутри сборника.

Конечно же сканы не являются объектами авторского права.

Статья 1259 ГК РФ дает исчерпывающий перечень объектов авторских прав:

Поэтому, приведенная Вами цитата не имеет под собой правового обоснования, сканы карт не будут являться объектом авторского права.

Сканирование считается репродуцированием.

Ключевое понятие авторского права — продукт творческой деятельности.

Поскольку скан не будет относиться к творчеству, то на него не будет и распространятся авторское право.

Согласно действующему законодательству, авторские права на фотографии принадлежат

Залилов Фидан

Скан не относится к фото. Скан — это репродукция.

Фотография же — это искусство получения фотоснимков, где творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции

В данном случае по-моему мнению на сам скан у сайта будет авторское право, при условии, что сканирование будет произведено легально, в соответствии с законом. Не на карту, а именно на скан, если осуществлена какая то обработка фото или допустим как пишут проставлено указание, чей скан.

Саму же карту Вы можете использовать и из другого источника, например сайта библиотеки, где карта выложена, для каких то целей. При условии, что нет наследников правообладателя, либо самого правообладателя. Тут еще вопрос, что за карта и когда выпущена.

Статья 1259. Объекты авторских прав
1. Объектами авторских прав являются

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

6. Не являются объектами авторских прав:1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние
1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Имеет ли это заявление юридическую или какую иную силу? или это просто набор красивых слов?

Сергей

Исходя из вышеизложенного, частично думаю правда, но только в отношении какой то обработки карты или еще оформления и т.д., а не самой карты как объекта.

Если можно еще уточните мне, а фотография карты? На неё то же не распространяется право. карта 19 век. И дает ли нанесение адреса сайта на это фото или скан какие либо права ?

Сергей

Всё таки если это просто скан или фото карты, которая находится в общем доступе, то считаю не будет там авторского права. А вот если карта как то изменена, добавлены какие то элементы (не клеймо сайта), то авторское право распространяется на сами изменения, но не на карту и не на фото в целом.

Добавлю, он мог бы быть признан публикатором с соответствующими правами, если бы ранее эта карта нигде не публиковалась, не выставлялась на всеобщее обозрение и т.д. В данном случае такого как понимаю, нет.

Статья 1337. Публикатор
1. Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние (статья 1282) либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Любое фото,
Согласно действующему законодательству, авторские права на фотографии принадлежат фотографу, он априори является автором и имеет все соответствующие права. Авторские права на фотографию подразделяются на две группы – имущественные и личные права. К личным авторским правам фотографа относят следующие: право авторства, право на имя, право на обнародование и на защиту репутации. Право авторства распространяется не только на саму фотографию, но и на ее отдельные детали. Присвоение права авторства считается гражданским правонарушением, а в некоторых ситуациях – даже уголовным преступлением, и преследуется законом. Право подписать фотографию своим именем или псевдонимом, либо анонимно выпускать ее в свет входит в понятие права на имя.
К имущественным авторским правам фотографа относится право фотографа на запрет или разрешение использования фотографии через воспроизведение и распространение, а также публичный показ, тиражирование, продажа или бесплатная раздача экземпляров фотографии.
Любая часть оригинальной фотографии охраняется авторским правом. Причем неважно, сколь малой эта часть является.
Личные права неотделимы от авторских, а вот имущественные права могут быть переданы автором или перейти по закону к другим лицам – гражданам или организациям.
Защищается авторским правом на основании статьи 1265 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Фотография относится к произведениям искусства точно так же, как живопись, графика, скульптура, рисунок, карикатура, комикс, эскиз дизайна, макет и т.д., и ее автор обладает всеми имущественными и неимущественными правами на этот объект уже только потому, что он ее сотворил.
Автор может публиковать сделанное им фото под собственным именем или псевдонимом, получать за публикацию гонорар или размещать фотоиллюстрацию совершенно бесплатно, использовать ее для коллажа или в качестве заставки, посылать фотографии друзьям по электронной почте, дарить и делать с ней вообще все, что угодно.
Всем остальным на размещение фотографии и любое использование необходимо иметь письменно оформленное разрешение автора на совершение этих действий. Автор фотоснимка вправе передать свои имущественные права иным лицам, заключив с ними лицензионный договор, но авторство все равно сохраняется за тем, кто фотоизображение сделал.
Авторские права фотографа возникают с момент создания фотографии и продолжают действовать на протяжении всей жизни автора, а также в течении 50 лет после его смерти.
В ст. 1301 ГК РФ установлена компенсация за нарушение исключительных имущественных прав, в том числе за использование фотографий без согласия автора, но с указанием его имени:
Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной
правообладатель наряду с использованием других применимых способов
защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном
размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя
из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за
правомерное использование произведения.

Рекомендации в настройках фото-камеры данные о себе (поле owner / владелец, authour / автор и т.п.). Укажите данные таким образом, чтобы не составляло проблем установить Вашу личность. Как минимум: имя, фамилия и иная информация (например, адрес Вашего сайта или номер паспорта или др.).



Одним из наиболее актуальных вопросов сегодня остаются вопросы соблюдения авторского права в интернете при работе с материалами научных и прикладных исследований, графической продукции, в частности картографическими данными; аудио- и видео-, фотоматериалами (в том числе аэрофотоснимками и космическими снимками).

Действующим международным и российским законодательством картографическая продукция отнесена к объектам интеллектуальной собственности и рассматривается как объект авторского права. К картографической продукции относятся географические карты, атласы, данные дистанционного зондирования Земли, в том числе спутниковые снимки (в 2D, в 3D-форматах, печатные и цифровые/электронные версии).

Географические данные, представленные в цифровом формате, являются цифровой информацией и представляют собой результат творческого труда, в том числе по переработке массивов данных спутниковых снимков. Эта цифровая информация является цифровой базой данных, признаваемой в силу части IV Гражданского кодекса РФ объектом авторских прав, и обеспечивается в соответствии с разделом VII ГК РФ правовой охраной.

Применение цифровой информации осуществляется пользователями в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным соглашением, заключаемым между правообладателем и пользователем.

Основными способами использования цифровых карт являются:

— изготовление копии на электронном носителе,
— переработка и создание производных и новых продуктов на основе исходной цифровой карты,
— запись на сервер производных и новых цифровых карт для дальнейшего использования в сети Интернет,
— воспроизведение в сети Интернет.

Вопросы переработки цифровых карт с правовой точки зрения в настоящее время мало исследованы. Возможности математической переработки электронных карт практически не ограничены. Является ли такая переработка творчеством? У кого возникают права на новое картографическое произведение? Эти вопросы требуют дополнительного изучения.

Создание нового цифрового картографического произведения является творческим процессом. Цифровые карты могут быть созданы с помощью автоматизированных технологий путем непосредственных измерений на местности, измерений по стереофотограмметрическим моделям (создание первичных карт), оцифровки содержания уже созданных карт (создание производных карт). В результате такой переработки создается новое картографическое произведение — электронная карта, однако использовать ее без разрешения обладателя прав на исходную карту неправомерно. В отличие от информационного и программного обеспечения, применяемого только в качестве инструментария для создания карты и не влияющего на ее правовой статус, использование исходной карты невозможно без разрешения правообладателя.

Чтобы предупредить о правилах использования картографической и спутниковой информации разработчики картографических веб-сервисов публикуют лицензии конечного пользователя. Соблюдение лицензии (а значит и авторских прав) является обязательным условием для работы с данными на законных основаниях.

В настоящее время все большее распространение получает ситуация, когда в ходе проверок уполномоченных органов, выявляется незаконное использование авторских продуктов, будь то картографические продукты или программное обсечение или другие результаты интеллектуальной деятельности.

В то же время, есть несколько способов избежать наказания. Во-первых, можно создать на базе существующей карты технологически новое изображение (поменять гарнитуру шрифтов, цвета разных объектов), а не банально копировать фрагмент из атласов или иных источников. Во-вторых, можно использовать в качестве оригинала космические снимки, доступ к которым сегодня является весьма демократичным.

Опираясь на изложенные выше примеры, можно сформулировать следующие направления развития интернет-права в российском обществе:

Правосознание интернет-пользователей включает в себя существующие типичные представления о разных правовых явлениях в сети Интернет, такие как нормы общепринятого поведения, принципы, правоотношениях, ответственность и т.д. Однако, такие представления, к сожалению, пока не носят систематизированный характер и основаны в большинстве случаев не на знаниях, а на ощущениях. Источниками формирования этих понятий в интернет-среде является чаще всего непроверенная информация. Именно поэтому такие представления нельзя отождествлять с объективными знаниями.

Ведущую роль в формировании правовой культуры интернет-пользователей играют правовые установки самих субъектов интернет-правоотношений, которые помогают качественному переходу абстрактных понятий и ценностей в реальную жизнь или деловую практику в Интернете.
Использование данных в открытом доступе в сети интернет должно регулироваться не только разделом об интеллектуальном праве. Целесообразно говорить о совокупности норм права, включающей в себя интеллектуальные права, в том числе авторские права и права на базы данных, а также другие права.

Правообладатели и официальные распространители данных должны размещать Лицензию конечного пользователя в удобном для этого самого пользователя месте. Скачивание, копирование, или любое действие, совершаемое пользователем с открытыми данными должно сопровождаться обязательным уведомлением о его согласии с условиями лицензионного соглашения конечного пользователя.

Ответственность должна быть не просто предусмотрена, но и осуществляться на практике. Выигранные суды и неизбежность реальной ответственности – наилучший пример для соблюдения законных прав и интересов правообладателя данных, размещенных в открытом доступе в сети интернет. Положительные прецеденты наступления реальной, а не теоретической ответственности – лучший стимул для соблюдения прав пользователем. Также необходимо предусмотреть наступление ответственности не только по российскому законодательству, но и ответственность всех субъектов интернет-отношений в соответствии с действующим международным частным и публичным правом. Что касается эффективности такого правоприменения, к примеру, могли бы составляться реестры недобросовестных пользователей, в которых фиксировались бы правонарушители. Такие списки можно сделать общедоступными с обязательной регулярной публикацией в Интернете, что сыграло бы неоценимую роль в развитии электронной торговли, и способствовало бы повышению уровня доверия интернет-пользователей.

Таким образом, формирование информационного общества, коммуникационной основой которого является Интернет, невозможно без формирования и развития правовой культуры гражданского общества, которые должны способствовать повышению активности участия граждан в формировании властных структур, законодательном процессе.

Вопросы формирования правовой культуры и легального использования открытых данных должны стать основой для создания условий роста и значимости права в жизни гражданского общества в России. Правовую культуру нужно рассматривать не только как совокупность элементов относящихся к сфере права, но и как важный регулятор социальных отношений.

— Как ещё можно обосновать то, что маршрут не является объектом авторского права и его могут использовать другие люди для создания своих туристических карт и это не будет нарушением авторского права? Как думаете?

-->

См.: п. 5 ст. 1259 ГК РФ: "Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования".
Можно ещё учебники по авторскому праву почитать. Рекомендую: С.А. Судариков. Авторское право. - М.: Проспект, 2010.
Позволю себе зацитировать:
"Картографические произведения - это воплощённые на материальном носителе двухмерные и трёхмерные изображения архитектурных, географических, топографических и иных объектов, имеющих отношение к науке, технике, строительству" (Параграф 4.12, стр. 109). Ключевое: воплощённые на материальном носителе.

Полностью согласна со ссылкой на пункт 5 статья 1259.
Да и сам вопрос поставлен некорректно. Авторское право вообще ни на что "получить" нельзя- пункт 4 статьи 1259 ГК РФ.

Да, некорректно вопрос поставлен.

Декларация 3-НДФЛ. Составлю и сдам в ИФНС.

Цена: 500 руб.

Людмила, в вопросе:
"Можно ли получить авторское право на карту?" имеется в виду "Является ли карта объектом авторского права?".

И про ссылку на п.5 не поняла. Маршрут карты вроде не подходит под описание тех объектов, на которые не распространяется авторское право". Или может Вы что-то другое имели в виду?

Сама карта, или на бумажном носителе или на электронном является объектом авторского права, если на ней есть какие элементы творчества (обозначения и и.д.). Специальная регистрация этого права не предусмотрена.
Если Вы нанесли какой то маршрут на уже имеющуюся (кем то ранее созданную карту) - то нового объекта авторского права не создано.
Разработанный маршрут сам по себе объектом авторского права не является.
Очень важно, к чему вопрос - Вы просто интересуетесь, или есть какая то ситуация, в которой усматривается нарушение?

Лариса, это реальный вопрос клиента, на который я готовлю ответ. Поэтому подробно изучаю данную тему. Клиент создал туристическую карту (нарисовал), и создал маршрут. Мне нужно подготовить ответ. В топике я написала примерный ответ, но вот все таки не знаю как правильней будет сказать юридическим языком, почему маршрут не является объектом авторского права.

Ваш клиент карту не создал. Вот Колумб или Магеллан создавали карту, а Ваш клиент срисовал (скопировал) имеющуюся, ранее кем-то созданную карту.

Ирина, а как объяснить клиенту, что маршрут не является объектом авторского права? :)

Декларация по пиву. Составлю.

Цена: 1 000 руб.

Лилия, Вам Евгений Хомутов очень правильно указал нормативное обоснование, и довести до понимания клиента очень просто: Вы разъясните, что объекты авторского права прямо перечислены в законе, а понятие маршрут раскрывается как направление движения объекта, относительно определённых географических ориентиров и координат, с указанием основных пунктов, в тот перечень объектов авторского права не включено.

Акцентируйте, что вот если Ваш клиент сочинит песню про этот маршрут, даже на мотив *что вижу то пою*, то песня будет подлежать защите как авторское произведение, и Вы будете рады представлять его интересы как автора по отношению к песне.:)))

Если и тогда не поймет, посылайте . по маршруту

Людмила,
"Ключевое: воплощённые на материальном носителе."
А материальным носителем можно назвать документ? Или что входит в понятие "материальный носитель"?

материальный носитель - это любой материальный объект или среда, способный достаточно длительное время сохранять (нести) в своей структуре занесённую в/на него информацию.

пример 1. Скалы - материальный носитель. Рисунки на этих скалах - информация.
пример 2. Виниловая пластинка, кассета, диск - материальный носитель. Песня, любые звуки, фото, и прочее, записанное на этом носителе - информация.
пример 3. Лист бумаги - материальный носитель. Буквы, цифры и знаки на этом листе - информация. Всё вместе - может быть документ, а может и не быть документом.

Вполне понятно, большое спасибо!

Ответ Ирины Максюты о материальном носителе считаю исчерпывающим.

Декларация по алкоголю. Составлю.

Цена: 1 000 руб.

Получить авторское право на маршрут не представляется возможным.

Евгений, спасибо. Как это юридически грамотно можно обосновать клиенту?

согласно ч.1 ст. 1255 ГК РФ объектами авторского права являются: права на произведения науки, литературы и искусства
Маршрут не относится ни к одной из вышеуказанных категорий.

Людмила, большое спасибо за советы!
Евгений, спасибо за ответ!

Цена договорная

Туристический маршрут, нанесённый на карту местности (иными словами: ИЗОБРАЖЕНИЕ) может являться объектом авторско-правовой охраны как ЧАСТЬ картографического произведения (См.: п. 7 ст. 1259 ГК), если он является результатом ТВОРЧЕСКОГО труда. Однако доказательственная презумпция на часть произведения не распространяется, необходимо будет экспертное заключение. Пока нет такого заключения: не является.

Согласна, причем если результатом творческого труда является то, как он воспроизведен на материальном носителе. Авторское право распространяется на форму, а не на содержание, поэтому если мы говорим о маршруте как таковом - то см. пункт 5 статьи 1259

Именно. Если говорить о туристическом маршруте как таковом, то он не объект АП в силу пункта 5 ст. 1259.

Здраствуйте я думаю тур маршрут не может быть объектом авторского права я живу в Казахстане в наших законах это не является объектом авторского права

А в Казахстане тоже Гражданский Кодекс? А что является у вас объектами авторского права?

В сфере авторско-правовых отношений подлежат государственной регистрации (которая не является обязательной, а осуществляется по желанию правообладателя) всего два объекта - программа для ЭВМ и база данных (ст. 1262 ГК). Песня в три блатных аккорда (а также иная песня или иной объект АП) регистрации не подлежат. Все объекты АП охраняются вне зависимости от их регистрации. Автору конференции вовсе не нужно, чтобы туристический маршрут охранялся АП.

Валерий, спасибо за рекомендации. Мне нужно грамотно юридически обосновать, почему на маршрут в карте не распространяется авторское право.

А Вы попытайтесь, попытка не пытка. Вот тогда все и узнаем.

турмаршрут не может быть объектом Авторского права- если это не экскюзив, это всего лишь часть чужого бизнеса

Как грамотно юридически обосновать, почему на маршрут в карте не распространяется авторское право?

А мне опять не понятно: авторские права на маршрут - это, типа, чужие здесь не ходят? Или, "ты сюда не ходи, ты туда ходи. Здесь снег-башка, совсем больно будет"?

Нет, Олег. Если говорим, об авторском праве, тогда объект - карта местности с нанесённым на эту карту туристическим маршрутом (картографическое произведение). Сам нанесённый на карту местности маршрут как часть картографического произведения - едва ли объект авторского права. А вот если говорить о маршруте как таковом (вне нанесения на карту местности и вне его закрепления на ином материальном носителе) - то, теоретически говоря (если он вновь открыт) он мог бы являться объектом ноу-хау (права на секрет производства) - глава 75 ГК. Это иная подотрасль права интеллектуальной собственности. Вот тогда, да: "чужие здесь не ходЮт, ты сюда не ходи, ты туда ходи!" Однако всё это ровно до тех пор, пока на карту местности его не нанесли или иным путём с секретностью объекта ноу-хау не спалились (См.: 1465, 1467 ГК).

Людмила, я все равно не понимаю. Карты местности (географические, экологические, политические и пр.) у нас выпускаются государством. Есть возможность получить съемки местности со спутников. Какое здесь может быть авторское право. ЛЮБОЙ маршрут, как способ преодоления расстояния от точки А в точку Б УЖЕ существует в природе. И никто ничего здесь создать в принципе не может.

Про карты местности как объекты авторского права я тебе, Олег, пояснить мало что могу. Про картину маслом, монумент на площади, произведение архитектуры, дизайна и пр. - как объект АП - пояснить могу подробно со всей проблематикой. А карты - не моя область. Я только смутно догадываюсь, что до того как карты местности выпустило государство их кто то создавал. Полагаю, что целые трудовые (авторские) коллективы и, следовательно, карты местности - служебные произведения. Исключительные права на них принадлежат специализированным учреждениям. Государственным, я полагаю. Про туристический маршрут ты не прав концептуально. В материальном мире (природе) объективно существует местность, произвольные точки А, Б, С, Д. на ней, которых дурная бесконечность. Туристический маршрут - есть своего рода концепция (о том, что нужно идти из точки А в точку Б) плюс набор определённых сведений (о характере местности, трудностях пути, местах остановок, системе безопасности, чтобы "снег в башка не попал"), необходимых для её реализации. Если рассматривать (новый) туристический маршрут как ноу-хау, то должен быть, я полагаю, ещё некий элемент - бизнес-идея, в основе которой лежит расчёт на целевую аудиторию и хорошо продуман способ её организации. Как о так, я думаю.

Людмила, Вы думаете маршрут - это концепция? Почему?
И про ноу-хау вообще не поняла. То есть если кто-то нашел новый маршрут, которого нет ещё нигде в мире на карте, это будет ноу-хау до тех пор, пока этот маршрут не будет нанесен на карту или не станет известен кому-то ещё?

Не нравится слово "концепция", возьмите понятие "идея". В основе создания любого НОВОГО результата интеллектуальной деятельности всегда лежит идея (концепция). Однако сама по себе она не есть объект правовой защиты как РИД.
Чтобы правильно соориентировать своего клиента, необходимо выяснить ЧТО ИМЕННО он создал? (Какой именно РИД?) И КАК НАМЕРЕН использовать РИД?
Он разработал новый маршрут? Он создал новую туристическую карту маршрута? (Не согласна с мнением коллег, что само по себе использование уже существующих карт местности лишает вновь создаваемый объект авторско-правовой защиты, поскольку есть понятие переработанное произведение; при этом такая переработка не должна нарушать авторских прав иных субъектов).
Если в его намерения входит водить туристов по вновь открытому туристическому маршруту, то, как говорит Олег Шорохов, пусть спрячет свою карту под подушку - ничего о ней не рассказывает и никому её не показывает. Будет ноу-хау (секрет производства) - нематериальный актив его бизнеса. Ровно до тех пор, пока данный секрет не будет раскрыт посторонними лицами. При этом вовсе не важно, сколь оригинальна его карта и является ли она сама по себе результатом творческого труда.
Если он желает извлечь доход от публикации и распространения опубликованной карты туристического маршрута (с одновременным пресечением её несанкционированного распространения третьими лицами), тогда необходима авторско-правовая защита. Тогда важно, чтобы данная карта с нанесённым на ней маршрутом (а не только изображение самого маршрута на карте!) являлась результатом творческого труда - т.е. объектом авторского права. Как видите, две возможные, но ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИЕ цели. И разные юридические подходы - концепции, если хотите.

По поводу прав РФ - Олег говорит верно. Последний нормативный акт на эту тему - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.2012 №793. А о своих исключительных правах в области картографии РФ в лице Правительства еще с 2004 года заявило. Так что Лилин клиент с этой темой опоздал)))
На самом деле, скорее всего речь идет не о тех картах по поводу которых постановление 793, а что то типа красочной карты туриста, на которой указаны предлагаемые маршруты. Так если у этой карты есть своя оформительская специфика (в том числе и нанесенные маршруты) - вполне самостоятельный объект авторского права. Со мной как то информацией поделилась патентная поверенная, что как раз была в суде экспертом на предмет нарушения авторских прав на карту Пушкинского парка. Так суд пришел к выводу, что если такие карты парка отличаются - разные цвета, условные обозначения и т.д., то это - разные объекты авторского права. Смысл был в том, что один предприниматель считал, что те, кто печатает свои карты Пушкинского парка его права нарушают, так как он первый начал))) Так нарушение - если его карту воспроизведут один в один. А так - у каждого свой объект. Это как иллюстрации разных авторов к одной и той же книге все равно самостоятельные объекты, даже если персонажи одни и те же.
А сам маршрут - как способ попасть из А в Б - объектом авторского права не будет

Лариса, интересный случай, рассмешили )) Да, я полностью с Вами согласна. Действительно, карты бывают разные, с разным дизайном. Но вот одинаковый маршрут могут использовать те, кто хочет.

Да верно. Карту можно переработать не только с точки зрения оформительской специфики, хотя и это тоже. Туристическая карта, я полагаю, вообще может изображать только часть местности и в ином масштабе (по сравнению с уже изданными картами), с нанесением новых объектов - в том числе объектов туристического маршрута. Её можно так и назвать "карта туристического маршрута такого-то", указать места отдыха, внести свои условные обозначения чего-либо важного (информации для туриста - там магазины, тут злачные места
:-)), потом нанять хороших дизайнеров - вот и объект АП. Нам бы такие проблемы! :-))

Кстати, Олег, вспомнила случай, когда карта местности однозначно являлась объектом авторского права частного лица. Была однажды в гостях у городского сумасшедшего (шизофреника, полагаю). Тот показывал в компе результаты своей бурной творческой деятельности. На карту Челябинской области, используя линии рельефа местности, этот деятель наносил изображения, по стилю напоминающие первобытные рисунки. И завиральные истории придумывал. Типа, здесь комета упала (получилась ледяная женщина), а здесь атланты горы подпилили (получилось ещё нечто символичное). Выглядело забавно и на географические сказочки для детей вполне тянуло. Однако в силу неадекватности автор настаивал на научной ценности своих произведений.

Я когда участвую в экскурсиях по горам, обязательно на каждом маршруте есть место, где *вот тут был прикован цепями Прометей и его клювал орёл. Я тэбэ гаварю, тут, што ты, мнэ нэ вэришь, пайдём у Рафика спросишь*.

Можно вообще литературный сборник издать под названием "Туристический маршрут такой-то": включить туда и карту, и конкретное описание местности с фотографиями, и местный фольклор там же зафиксировать. Опять таки будет объект АП.

Именно ноу-хау. Но секрет производства - эта такая ёмкая фраза. Производить ведь можно и материльные объекты, и нематериальные объекты (знания, методы, приёмы). Что касается охраноспособности - то она лежит исключительно на плечах владельца.

Другое сопоставление, которое можно применить. Защита от копирайта "туристического марштура". Но у нас в отличии от США такое законодательство отсутствует.

Олег, не совсем. Имеется в виду, что автор туристической карты создал ее и не хочет, чтобы такую карту использовали другие. Мне нужно грамотно юридически обосновать, что маршрут в этой карте могут использовать другие люди и это не будет нарушением. В отличие от того, если бы использовали ее карту полностью.

Пусть спрячет карту под подушку. Никто использовать не будет. А маршрутом пользоваться он запретить никому не может, так как он существует независимо от воли человека. Он может как ноу=хау использовать маршрут со своими авторскими специальными обозначениями, не используемыми в обычном обиходе и не нанесенные на общераспространяемые карты.

А он ее продает?

Думаю, что он ее использует, в том числе и в продажах, либо прилагает к путевке. А это важно?

Здравствуйте. Если лицо делает фото или ксерокопию старинной карты и ставит на неё свою роспись, имеет ли это лицо авторское право на эту копию? Я знаю что старинные карты являются народным достоянием и авторства на них нет, так как авторов давно нет в живых. Прошу помощи по данному вопросу. Как пример привожу цитату с одного сайта торгующего старыми картами.

"После того, как мы нашли, заказали и оплатили сканирование карты в архиве, нами приобретаются законные права на этот скан. Именно на скан, а не на саму карту. Приведу аналогию. Вы сфотографировали например Кремль, а ваше фото опубликовал какой-нибудь журнал. Но права на эту фотографию (не на сам Кремль :-) у вас. Доказав авторство можно реально судиться и выиграть дело.

Ну а чтобы хоть как-то защитить свои права и с легкостью доказать авторство - и производится клеймение сканов (копирайт). На копирайте обычно указывается логотип нашего сайта. Мало кто выложит клейменую карту в интернете или будет перепродавать. Даже затертое клеймо легко выявляется и любой суд легко признает наши права.

Поскольку имеются попытки перепродажи наших карт то я, как владелец исходников и клейма, согласно закона об авторских правах оставляю за собой право защищать свои Авторские права. Согласно закона об авторском праве, изображение полученное фотографическим или иными подобными методами является объектом авторского права (прим. - на сами оригиналы старинных карт и книг нет ни у кого авторских прав ввиду временного периода). Картинка, имеющая наше клеймо не подлежит опубликованию или перепродаже без нашего разрешения."

Имеет ли это заявление юридическую или какую иную силу? или это просто набор красивых слов?

Здравствуйте, Борис Иванович!

В соответствии с частью 1 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ объектами авторских прав являются произведения искусства, в том числе фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

При этом абзац второй пункта 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ №5 Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

Поскольку сканирование изображения таким творческим трудом не является, результат сканирования законодательством об авторских правах не охраняется.

В соответствии с частью 2 статьи 1260 Гражданского кодекса РФ составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

То есть не на изображения в сборнике, а на расположение этих изображений внутри сборника.

Конечно же сканы не являются объектами авторского права.

Статья 1259 ГК РФ дает исчерпывающий перечень объектов авторских прав:

Поэтому, приведенная Вами цитата не имеет под собой правового обоснования, сканы карт не будут являться объектом авторского права.

Сканирование считается репродуцированием.

Ключевое понятие авторского права — продукт творческой деятельности.

Поскольку скан не будет относиться к творчеству, то на него не будет и распространятся авторское право.

Согласно действующему законодательству, авторские права на фотографии принадлежат

Залилов Фидан

Скан не относится к фото. Скан — это репродукция.

Фотография же — это искусство получения фотоснимков, где творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции

В данном случае по-моему мнению на сам скан у сайта будет авторское право, при условии, что сканирование будет произведено легально, в соответствии с законом. Не на карту, а именно на скан, если осуществлена какая то обработка фото или допустим как пишут проставлено указание, чей скан.

Саму же карту Вы можете использовать и из другого источника, например сайта библиотеки, где карта выложена, для каких то целей. При условии, что нет наследников правообладателя, либо самого правообладателя. Тут еще вопрос, что за карта и когда выпущена.

Статья 1259. Объекты авторских прав
1. Объектами авторских прав являются

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

6. Не являются объектами авторских прав:1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние
1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Имеет ли это заявление юридическую или какую иную силу? или это просто набор красивых слов?

Сергей

Исходя из вышеизложенного, частично думаю правда, но только в отношении какой то обработки карты или еще оформления и т.д., а не самой карты как объекта.

Если можно еще уточните мне, а фотография карты? На неё то же не распространяется право. карта 19 век. И дает ли нанесение адреса сайта на это фото или скан какие либо права ?

Сергей

Всё таки если это просто скан или фото карты, которая находится в общем доступе, то считаю не будет там авторского права. А вот если карта как то изменена, добавлены какие то элементы (не клеймо сайта), то авторское право распространяется на сами изменения, но не на карту и не на фото в целом.

Добавлю, он мог бы быть признан публикатором с соответствующими правами, если бы ранее эта карта нигде не публиковалась, не выставлялась на всеобщее обозрение и т.д. В данном случае такого как понимаю, нет.

Статья 1337. Публикатор
1. Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние (статья 1282) либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Любое фото,
Согласно действующему законодательству, авторские права на фотографии принадлежат фотографу, он априори является автором и имеет все соответствующие права. Авторские права на фотографию подразделяются на две группы – имущественные и личные права. К личным авторским правам фотографа относят следующие: право авторства, право на имя, право на обнародование и на защиту репутации. Право авторства распространяется не только на саму фотографию, но и на ее отдельные детали. Присвоение права авторства считается гражданским правонарушением, а в некоторых ситуациях – даже уголовным преступлением, и преследуется законом. Право подписать фотографию своим именем или псевдонимом, либо анонимно выпускать ее в свет входит в понятие права на имя.
К имущественным авторским правам фотографа относится право фотографа на запрет или разрешение использования фотографии через воспроизведение и распространение, а также публичный показ, тиражирование, продажа или бесплатная раздача экземпляров фотографии.
Любая часть оригинальной фотографии охраняется авторским правом. Причем неважно, сколь малой эта часть является.
Личные права неотделимы от авторских, а вот имущественные права могут быть переданы автором или перейти по закону к другим лицам – гражданам или организациям.
Защищается авторским правом на основании статьи 1265 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Фотография относится к произведениям искусства точно так же, как живопись, графика, скульптура, рисунок, карикатура, комикс, эскиз дизайна, макет и т.д., и ее автор обладает всеми имущественными и неимущественными правами на этот объект уже только потому, что он ее сотворил.
Автор может публиковать сделанное им фото под собственным именем или псевдонимом, получать за публикацию гонорар или размещать фотоиллюстрацию совершенно бесплатно, использовать ее для коллажа или в качестве заставки, посылать фотографии друзьям по электронной почте, дарить и делать с ней вообще все, что угодно.
Всем остальным на размещение фотографии и любое использование необходимо иметь письменно оформленное разрешение автора на совершение этих действий. Автор фотоснимка вправе передать свои имущественные права иным лицам, заключив с ними лицензионный договор, но авторство все равно сохраняется за тем, кто фотоизображение сделал.
Авторские права фотографа возникают с момент создания фотографии и продолжают действовать на протяжении всей жизни автора, а также в течении 50 лет после его смерти.
В ст. 1301 ГК РФ установлена компенсация за нарушение исключительных имущественных прав, в том числе за использование фотографий без согласия автора, но с указанием его имени:
Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной
правообладатель наряду с использованием других применимых способов
защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном
размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя
из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за
правомерное использование произведения.

Рекомендации в настройках фото-камеры данные о себе (поле owner / владелец, authour / автор и т.п.). Укажите данные таким образом, чтобы не составляло проблем установить Вашу личность. Как минимум: имя, фамилия и иная информация (например, адрес Вашего сайта или номер паспорта или др.).

Авторское право помогает создателям какого-то нового интеллектуального продукта защититься от плагиата и воровства идей. Каждый автор стремится оберегать свое творчество и интеллектуальную собственность. С помощью данного института гражданских правоотношений охраняются музыкальные композиции, литературные произведения, предметы искусства и даже базы данных.

Моральные права автора на его труд действуют бессрочно. То есть, создав что-то, этот человек навсегда остается создателем. А вот имущественные права на использование результата творчества можно передавать другим людям.

Срок защиты авторства в отношении имущественных интересов чаще всего равняется 70 годам после смерти создателя. По истечении этого периода результат творчества становится общественным достоянием.

У нас в стране большое количество начинающих авторов. Но далеко не каждый из них осведомлен о своих правах. В данной статье мы раскроем основополагающие моменты. Но если вы уже столкнулись с неприятностями, и авторство вашего труда присвоил себе другой человек, то мы настоятельно советуем обратиться к профессионалу по решению таких вопросов.

Субъекты авторского права

Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.

Когда автор решает передать другому человеку возможность материально использовать произведение, то сам он в дальнейшем уже не сможет этого делать. Здесь возникает приобретенное право. И теперь использовать интеллектуальную собственность в имущественных целях может только новый владелец, который именуется правообладателем.

На практике правообладателями выступают следующие группы лиц:

  • предприятия — например, литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании и все те, кто заинтересован в монетизации результата творческой деятельности оригинального автора;
  • работодатели — если автор работал в штате этой фирмы и в результате профессиональной деятельности создал шедевр;
  • заказчики — если изначально автор выполнял работу по заказу или техническому заданию другого человека;
  • наследники.

Напомним, что правопреемники обладают только имущественными правами на труд, но в моральной точки зрения создатель объекта навсегда остается его автором.

В этом случае на каждом произведении автора новый правообладатель должен указывать символ охраны авторского права. Он должен быть размещен на каждом новом экземпляре и выглядеть следующим образом: © Иванов И.И., 2006. Важно отметить имя автора и год первой публикации его произведения.

Такую систему оповещения об авторстве придумали в Женеве в 1952 году. Тогда была издана Всемирная конвенция. Однако на данный момент этот значок зачастую носит информационный характер о том, что материал был скопирован.

Объекты авторского права

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ приведен достаточно полный список объектов авторского права. Ими являются любые предметы интеллектуальной собственности и результаты творческой деятельности: например, музыка, книги, научные статьи, базы данных и многое другое.

А что, если вы переработали чужое произведение и привнесли туда что-то свое? Такой труд называется производным и также охраняется законом. Такая же ситуация с составными произведениями, когда автор структурировал разные результаты творчества и собрал из них новый уникальный материал.

Объектами авторского права могут быть как опубликованные материалы, так и не изданные. Если произведение не было передано в массовую публикацию, но выражено в письменной или устной форме, в видеоформате или в форме звукозаписи, то такой объект интеллектуальной собственности тоже будет охраняться законом.

В этом вопросе будет проще уточнить, что НЕ принадлежит к объектам авторского права:

Таким образом, объектами могут выступать любые результаты интеллектуального труда, которые не попадают в список выше. Стоит отметить и то, что объектом может быть и часть произведения, и конкретный персонаж.

Защита авторских прав

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Согласно статье 1255 Гражданского Кодекса РФ, если автор создал произведение, то он может:

  • распоряжаться трудом на свое усмотрение, а также передать его для коммерческого использования другому человеку;
  • навсегда закрепить за собой моральное авторство на произведение;
  • требовать печать имени на экземплярах даже при условии отчуждения исключительного права;
  • опубликовать свой труд и запустить его в массовое обращение;
  • настаивать на неприкосновенности результатов его творчества.

Если какой-то человек прочитал в книге замысловатую фразу и решил сделать вид, что он сам ее придумал, то это будет нарушением — плагиатом.

А если, например, издатель выпустил новую книгу на основании уже существующей и указал там другого автора, то это грубое нарушения имущественных прав. Для таких случаев существует два громких и неприятных слова: фальсификат и пиратство.

Главным методом защиты от пиратства и кражи интеллектуальной собственности являются доказательства. То есть вам нужно иметь подтверждение того, что изначально материал принадлежал именно вам. Сформировать такие доказательства можно следующими способами:

  • публикация произведения в открытых источниках (СМИ);
  • депонирование в авторском обществе или юридической компании;
  • нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения;
  • использование специальных интернет-сервисов.

Эти методы не обеспечивают автору 100% защиты от фальсификата и плагиата. Однако они могут зафиксировать факт, что ваши публикации и экземпляры существовали на определенную дату.

Ответственность за нарушение авторских прав

Если замечено нарушение имущественных прав, то автор или другой обладатель исключительных прав может обратиться в суд с целью возмещения убытков. Однако статьями 1250, 1252, 1253 Гражданского Кодекса РФ зафиксированы и другие меры ответственности, а именно выплата компенсации:

  • в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Во время рассмотрения дела суд приостанавливает использование произведения. То есть производство новых экземпляров и их продажа прекращается.

Такими действиями закон ограждает истинного правообладателя от контрафактных произведений. Также суд может арестовать и изъять все имеющиеся в наличии экземпляры произведения и оборудование, которое необходимо для изготовления.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Читайте также: