Какое государство имеет особый международный правовой и религиозный статус

Обновлено: 30.06.2024

Россия возвращает себе свой имперский статус - это невозможно не признавать. И даже объявленный Год культурного наследия России - прямое тому подтверждение.

Президент России Владимир Путин объявил 2022-й Годом культурного наследия народов нашей страны. Глава государства предложил проработать программу, которая будет учитывать национальные особенности каждого региона России.

Год культурного наследия народов России предполагает популяризацию народного искусства. Кроме того, особое внимание уделяется традиционным ценностям и этнокультурному многообразию страны. Кабмин России согласно указу президента сформирует оргкомитет, который займётся планированием мероприятий.

Стоит отметить, что Год культурного наследия народов крайне важен, так как Россия - это многонациональная и многоконфессиональная страна. И объявление Года культурного наследия лучшим образом демонстрирует наш статус империи. Только империя берёт под своё крыло самые разные народы и гарантирует сохранность их традиций - занимается развитием, а не подавлением.

Русские - имперский народ

Об имперском статусе русского народа говорил ранее и учредитель "Первого русского" Константин Малофеев. В ходе встречи с академистами в рамках большого проекта Царьграда "Империя" Малофеев ответил на вопрос: русский - это существительное или прилагательное? "И то и другое", - подчеркнул учредитель Царьграда.

Русским может быть человек, который любит Россию, говорит на русском языке и живёт в России. А может ли быть русским человек, который русский по крови, но не любящий Россию, клевещущий на неё, стремящийся её покинуть? Ответ очевиден. Это всё, что нужно знать о национализме, подчеркнул учредитель "Первого русского":

Русские никогда бы не стали имперским народом, если бы мы, как малые народы, цеплялись за кровь. В каждом из вас, безусловно, намешано много кровей. Так уж мы образовались как народ. Но поэтому мы и создали это самое великое государство в мире. Если бы мы, как малые народы, оберегали свою "генетическую чистоту", то и остались бы малым народом. Вот именно потому, что многие ручьи сливаются в русском море, именно от этой нашей психологии мы говорим: "русский чеченец", "русский татарин", "русский армянин". "Русским грузином" Сталин себя называл. Вот от этого мы и есть государствообразующий имперский народ. Настоящий русский - это тот, кто любит Россию, и тот, кто относится к России как к своей главной национальной идее. К государству, а не к крови.

Так что же такое империя?

Чуть раньше в этих понятиях на страницах Царьграда разбирался руководитель идеологической редакции "Первого русского" Михаил Тюренков.

Для большинства учившихся в советское время империя и империализм – нечто отжившее и однозначно негативное. Или скорее негативное. Государство, порабощающее и угнетающее колонии. Кроме того, многие отождествляют империю и монархию, ну а былые отличники и твёрдые хорошисты вспоминают "империализм как высшую стадию капитализма" и то, что большевики именовали Первую мировую войну империалистической.

На самом деле всё совсем не так. Империи бывали разными - "чёрными, белыми, красными". И даже Советский Союз, чьи создатели сделали всё, чтобы похоронить заживо Российскую Империю, во многом сохранял имперские черты. И современная Россия, именуемая Российской Федерацией, лишь отчасти носит федеративный характер, в своей же глубинной сущности остаётся империей.

Но вернёмся к определению самого понятия. Довольно широко и точно в ходе состоявшейся 22 июля 2021 года онлайн-конференции уже упомянутого Общественного совета по празднованию 300-летия Российской Империи его дал президент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик Российской академии наук Сергей Карпов. В том числе сделав это и "от противного" - в стиле византийского "апофатического" богословия, с которым академик Карпов, выдающийся русский историк-византинист, знаком не понаслышке:

В слове "империя" прежде всего отражена державность. Кроме того, в это понятие входят такие важнейшие вещи, как наднациональный характер государства, его универсалистский и миссионерский характер, попечительство императора над тем населением, которое он опекает и защищает. Это интегральность всех границ, всех территорий, входящих в состав империи. Империя - это не региональное государство, но государство всемирно-исторического значения.

Итак, империя - это суверенное государство-цивилизация, основанное на чётких религиозно-миссионерских основаниях, объединённое языком и культурой государствообразующего народа, однако не являющееся его "национальным государством", но имеющее полиэтнический (многонациональный) характер. Подлинная империя никогда не порабощает малые народы и не ассимилирует их, но включает как органичные части "цветущей сложности" в единую патриархальную большую "семью", главой которой является самодержавный (имеющий всю полноту власти и ответственности) суверен-император. Причём далеко не всегда таковым является наследственный монарх.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Существует множество мнений относительно правового статуса Государства Палестина как среди государств международного сообщества, так и среди ученых-юристов, но существует общее мнение, что Государство Палестина является суверенным де-юре . [1] [2] [3] [4] С ноября 2012 года она не является членом-наблюдателем в Организации Объединенных Наций . [5] [6] По состоянию на 31 июля 2019 года ее признали 138 стран.

Содержание

Устав ООН защищает территориальную целостность или политическую независимость любого государства от угрозы силой или ее применения. Филип Джессап был представителем Соединенных Штатов в Организации Объединенных Наций и судьей Международного Суда. Во время слушаний в Совете Безопасности относительно заявки Израиля на членство в ООН он сказал:

В 2009 году Рияд аль-Малики, министр иностранных дел Палестины в Палестинской национальной администрации , представил доказательства того, что Палестина получила юридическое признание в качестве государства 67 других стран и имеет двусторонние соглашения с государствами Латинской Америки, Азии, Африки и Европы. . [13]

Многие государства признали Государство Палестина с 1988 года. В соответствии с принципами обычного международного права, когда правительство признано другим правительством, признание имеет обратную силу и подтверждает все действия и поведение правительства, признанные таким образом, с начала его существование. [14]

Мнение европейских государств , не получившее полного признания, было высказано президентом Франции Франсуа Миттераном, который заявил: «Многие европейские страны не готовы признать палестинское государство. Другие думают, что между признанием и непризнанием есть значительные степени; Я среди них ". [20] Но после того, как ООП признала государство Израиль, Миттеран приветствовал лидера ООП Ясира Арафата в Париже в мае 1989 года. [21]

Резолюция конференции в Сан-Ремо содержала пункт о защите всех этих прав. Конференция приняла условия мандата, касающиеся Палестины, при том понимании, что в процесс было включено - устно юридическое обязательство мандатной державы, что оно не повлечет за собой отказ от прав, которыми до сих пор пользовались нееврейские общины. в Палестине. [35] Проект мандатов для Месопотамии и Палестины, а также все послевоенные мирные договоры содержали статьи о защите меньшинств. В мандатах содержится ссылка на обязательную юрисдикцию Постоянной палаты международного правосудия в случае возникновения каких-либо споров. [36]

Статья 28 Мандата требует, чтобы эти права гарантировались бессрочно под международными гарантиями. [30] План Генеральной Ассамблеи для будущего правительства Палестины поместил эти права под защиту ООН как часть плана защиты меньшинств . [37] Требовалось, чтобы они были признаны в Декларации, воплощенной в основных законах штатов, и в их конституциях. План раздела также содержал положения, которые связывали новые государства международными соглашениями и конвенциями, участником которых стала Палестина, и возлагали на них ответственность по ее финансовым обязательствам. [38] Декларации Независимого Государства Израиль и Независимого Государства Палестина признали защищаемые права и были приняты как соответствующие резолюции 181 (II) ООН. [39]

Джейкоб Робинсон был советником по правовым вопросам делегации Еврейского агентства для Палестины при Организации Объединенных Наций во время специальной сессии Генеральной Ассамблеи в 1947 году. [40] Он сообщил сионистской исполнительной власти, что временные государства возникли в результате принятия резолюции от 29 ноября 1947 года. [41] : 279

Такие эксперты, как Даниэль Бенолиэль, Ронен Перри и Николас Стефанопулос, [50] Дор Голд , [51] Малкольм Шоу [52], также считают провозглашение независимости Палестины нарушением соглашений Осло.

Президент Аббас сказал, что Государство Палестина уже существует и что текущая битва заключается в признании государственной границы. [65]

Существует множество мнений относительно правового статуса Государства Палестина как среди государств международного сообщества, так и среди ученых-юристов, но есть общее мнение, что Государство Палестина является суверенным де-юре . С ноября 2012 года она не является членом-наблюдателем при Организации Объединенных Наций . По состоянию на 31 июля 2019 года ее признали в общей сложности 138 стран.

СОДЕРЖАНИЕ

Государственность для целей Устава ООН

Устав ООН защищает территориальную целостность или политическую независимость любого государства от угрозы силой или ее применения. Филип Джессап был представителем Соединенных Штатов в Организации Объединенных Наций и судьей Международного Суда. Во время слушаний в Совете Безопасности по поводу заявки Израиля на членство в ООН он сказал:

Палестины в Палестинской национальной администрации , представил доказательства того, что Палестина получила юридическое признание в качестве государства 67 другими странами и имеет двусторонние соглашения с государствами Латинской Америки, Азии, Африки и Европы. .

Декларация и акт государственной доктрины

Многие государства признали Государство Палестина с 1988 года. В соответствии с принципами обычного международного права, когда правительство признано другим правительством, признание имеет обратную силу и подтверждает все действия и поведение правительства, признанные таким образом с начала его существование.

Мнение европейских государств , не получившее полного признания, было высказано президентом Франции Франсуа Миттераном, который заявил: «Многие европейские страны не готовы признать палестинское государство. Другие думают, что между признанием и непризнанием есть значительные степени; Я среди них ". Но после того, как ООП признала государство Израиль, Миттеран приветствовал лидера ООП Ясира Арафата в Париже в мае 1989 года.

Последствия оккупации


Решения международных и национальных трибуналов

Правопреемство

Резолюция конференции в Сан-Ремо содержала пункт о защите всех этих прав. Конференция приняла условия мандата в отношении Палестины при том понимании, что в процесс было включено - устно юридическое обязательство Мандатной державы, что оно не повлечет за собой отказ от прав, которыми до сих пор пользовались нееврейские общины. в Палестине. Проект мандатов для Месопотамии и Палестины, а также все послевоенные мирные договоры содержали статьи о защите меньшинств. В мандатах содержится ссылка на обязательную юрисдикцию Постоянной палаты международного правосудия в случае возникновения каких-либо споров.

Статья 28 Мандата требует, чтобы эти права гарантировались на постоянной основе под международной гарантией. План Генеральной Ассамблеи для будущего правительства Палестины поместил эти права под защиту ООН как часть плана защиты меньшинств . Требовалось, чтобы они были признаны в Декларации, воплощенной в основных законах штатов, и в их конституциях. План раздела также содержал положения, которые связывали новые государства международными соглашениями и конвенциями, участником которых стала Палестина, и возлагали на них ответственность по ее финансовым обязательствам. Декларации Независимого Государства Израиль и Независимого Государства Палестина признали защищаемые права и были приняты как соответствующие резолюции 181 (II) ООН.

Мнения чиновников и ученых-правоведов

Джейкоб Робинсон был советником по правовым вопросам делегации Еврейского агентства для Палестины при Организации Объединенных Наций во время специальной сессии Генеральной Ассамблеи в 1947 году. Он сообщил сионистской исполнительной власти, что временные государства возникли в результате резолюции от 29 ноября. 1947 г.

Такие эксперты, как Даниэль Бенолиэль, Ронен Перри и Николас Стефанопулос, Дор Голд , Малкольм Шоу, также считают провозглашение независимости Палестины нарушением соглашений Осло.

Президент Аббас сказал, что Государство Палестина уже существует и что сейчас идет борьба за признание границы государства.


1. Дьяченко С.В Особенности международной правосубъектности Святого Престола: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2008. – С. 10-26.

5. Лычковский П.Ю Суверенитет и международная правосубъектность Святого Престола // Журнал международного права и международных отношений. – 2011. - №3. – С. 17-20.

На международной арене Ватикан признается особой политико-религиозной или политико-правовой единицей, имеющей необычный статус. Ватикан является самым маленьким государственно-подобным образованием в мире, и располагается на территории столицы Италии – Рима. Занимаемая площадь Ватикана составляет 0,439 кв. км. (43,9 га). Численность Ватикана на 2017 г составляет 1000 человек, около половины из которых имеют гражданство остальные имеют разрешение на постоянное или временное проживание ввиду своей деятельности (в соответствии с Законом о гражданстве и праве пребывания (7 июня 1929 г., № 3)). Однако, более одной трети населения, имеющих гражданство, фактически не проживают на территории государства, а, являясь представителями Святого Престола, находятся на постоянном проживании в других государствах [2]. Гражданство Ватикана не получается при рождении и не передается по наследству, его можно получить только ввиду занимаемой должности, вследствие служения Католической Церкви и Папе (iure officii). Особый статус Ватикана состоит в том, что он является вспомогательной суверенной территорией официального центра Римской Католической Церкви – Святого Престола. Вопрос о том, является ли Ватикан государством, является спорным, поскольку, обладая практически всеми признаками государственности (территорией, суверенитетом, законодательным органом, населением, наличием гимна и флага и т.д.), большинство из них являются дискуссионными. Например, несмотря на издание собственных законодательных актов Комиссией или Папой, направленные непосредственно на урегулирование церковных вопросов, на территории Ватикана действует Итальянское законодательство. Таким образом, единого мнения относительно признания Ватикана государством не существует, однако нельзя отрицать определенные ограничения, регламентированные Латеранскими соглашениями 1929 г.

Государственное устройство Ватикана определяется Основным Законом Государства Града Ватикан 2000 г, в соответствии с которым всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти обладает Верховный Понтифик, который избирается на пожизненный срок. В период вакантности престола (Sede vacante) полномочия Папы делегируются Коллегии Кардиналов, которая может издавать законодательные акты только в случае срочной необходимости (ст.1). Кроме того, правом осуществления законодательной власти наделяется Комиссия, которая в свою очередь состоит из Кардинала-председателя и других Кардиналов, избираемых на срок в 5 лет (ст.3). Исполнительная власть вверена председателю Комиссии при содействии Генерального Секретаря и Заместителя Генерального Секретаря (ст.5). В подчинении Генерального Секретаря находится Губернаторство, которое состоит из Центральных Дирекций и Департаментов (ст. 9) [7]. Однако немаловажным является то, что вопросы исключительной важности на последнем этапе должны быть рассмотрены непосредственно фигурой Верховного Понтифика – Папой Римским.

Ввиду религиозной специфики Святого Престола, его особые методы ведения внешней политики имеют определенные отличительные черты. Во-первых, для достижения различных внешнеполитических целей Святой Престол, кроме использования возможностей центральных органов управления РКЦ и дипломатических представителей Ватикана в других государствах, прибегает к широким ресурсам национальных церквей. Во-вторых, важным направлением деятельности является обеспечение единства церкви путем коммуникации папских нунциев, Римским Папой и епископами. Кроме того, важнейшей отличительной характеристикой ведения внешней политики Святого Престола является защита всех привилегий РКЦ, религиозных прав и свобод личности. Также, признается нейтралитет Святого Престола в международных отношениях, который регламентирован ст. 24 Латеранского договора 1924 г. Святой Престол осуждает любые формы использования военных ресурсов при решении международных споров, выражая необходимость урегулирования конфликтов исключительно мирным путем с помощью переговоров. Таким образом, Святой Престол выражает абсолютный нейтралитет в международной политической деятельности, за исключением вопросов предупреждения военных действий, активной пасторской деятельности РКЦ и отстаивания государственного международного суверенитета. По поводу исторического изменения приоритетов деятельности Святого Престола, Дж. Курт отметил, что коллапс светской власти Святого Престола обернулся экспансией его духовного авторитета.

Советник Представительства Святого Престола в Российской Федерации Монсиньор Иван Юркович выделяет три канала реализации внешней политики Святого Престола на международной арене в связи с его активным участием в международных отношениях по определённым вопросам. В первую очередь участие осуществляется за счет Папской деятельности, выраженной в его апостольских поездках, учениях, проповедничестве и другой деятельности, отведенной к исключительному ведению Папы Римского. Еще одним звеном осуществления является апостольская деятельность Государственного Секретариата, который ответственен за ведение дипломатических отношений Святого Престола с другими государствами. Третий канал представляет собой Папское Представительство за рубежом, которое обеспечивает присутствие духовного представителя при отдельных Церквях и при Правительстве в других государствах [6]. Кроме того, полномочные Представительства могут быть направлены для участия в международных совещаниях и конференциях в качестве Папских делегатов или наблюдателей. При исполнении функций постоянного представителя при главе государства и представителя РКЦ, Папский Представитель наделяется дипломатическим рангом Посла и выполняет функции старшего при дипломатическом корпусе страны аккредитации. Если же сторона не поддерживает дипломатических отношений с теократическим государством, Полномочные Представительства направляются исключительно для осуществления деятельности духовного представителя РКЦ. Продвижение Папских Представительств в отдельные государства объясняется одной из особенностей ведения внешней политики Святого Престола, направленной на укрепление мировой религиозной составляющей. Кроме того, для выполнения особых миссий, Папа назначает легатов как своих личных представителей. Более того, помимо осуществления функций Папского Представительства за рубежом, Святой Престол может принимать представителей других государств на территории Ватикана с различными миссиями [9, c.57].

Так, Святой Престол является независимым субъектом международных отношений и участником различных международных договоров. Юридическое оформление сотрудничества Святого Престола с другими государствами регламентируются конкордатами, которые по своей правовой природе аналогичны международному договору, однако их отличительной особенностью является то, что объект правового регулирования может регулировать отношения и международного, и внутригосударственного характера. К таким отношениям относятся: принципы двусторонних отношений со Святым Престолом, правовое положение, условие деятельности, порядок взаимодействия и др. Комиссией международного права конкордаты признаются источниками международного права, к которым применимы положения Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 г. Конкордат может быть заключен в виде единого акта, в виде двух самостоятельных законодательных актов или же в виде церковного документа [1, c.24].

Таким образом, факт международного признания Святого Престола как суверенного руководящего центра РКЦ определяет его международную правосубъектность и признает его суверенитет и значимость не только в религиозных вопросах, но и в мировой политике. Святой престол, имея свои Представительства в различных государствах и являясь участником международных организаций, занимает определенный политический нейтралитет. Ввиду его духовной природы, ставит перед собой задачи распространения принципов справедливости, поддержания мира, защиты этического начала в международных отношениях, истинной природы человека, свободы, социальной справедливости и солидарности. Деятельность и заинтересованность Святого Престола в глобальных мировых вопросах постоянно расширяется из-за стремления отказа от военных действий и приходу к новой концепции мирового порядка. Участие Святого Престола в международных отношениях обуславливается лишь его духовной миссией, и, не являясь политической властью, Святой престол представляет собой сильную моральную и духовную силу, которая играет значительную роль на международной арене.

Международное право - государство

Международное право в первую очередь регулирует отношения между государствами, определяя их взаимные права и обязанности, поэтому необходимо иметь четкое представление о том, чем является государство с точки зрения международного права. На этот вопрос можно привести несколько развернутых вариантов ответа. Однако следует отметить, что, как правило, на практике спорные ситуации возникают по различного рода конкретным вопросам, на которые не влияет трактовка правовых критериев.

В Конвенции Монтевидео 1933 года, дающей определение прав и обязанностей государств, в статье 1 закрепляются четыре признака государства, как субъекта международного права:

  1. постоянное население;
  2. определённая территория;
  3. собственное правительство;
  4. способность к вступлению в отношения с другими государствами.

Территория.

Территориальный суверенитет … включает исключительное право на выражение деятельности государства. Как следствие этого права существуют обязанности: защищать на своей территории права других государств, в частности, их право на целостность и неприкосновенность в мирное и военное время, вместе с правами, на которые могут рассчитывать граждане любого государство, находящиеся на иностранной территории. Таким образом без проявления его территориального суверенитета соответствующим обстоятельствам образом, государство не может исполнять эту обязанность. Территориальный суверенитет не может быть ограничен самостоятельно в негативном аспекте, т. е. без учета деятельности других государств; ибо он служит для разделения между народами пространства, на котором ведется деятельность человека, с гарантиями минимальной защиты для них в любом месте, на страже которых стоит международное право.

Важно отметить, что понятие территории определяется как географической регион, обособленный границами от других регионов и объединенный общностью правовой системы (например, Дания и Гренландия, Франция и Мартиника, Восточный и Западный Пакистан до отделения Бангладеш в 1971 году). Оно включает воздушное пространство над землей (хотя нет соглашения о его точном верхнем пределе) и подземные недра, теоретически расположенные до центра земного шара. Оно также включает территориальное море – зону моря шириной до двенадцати миль, примыкающую к береговой линии.

Таким образом, делимитация государственных границ имеет решающее значение. Но абсолютная определенность в отношении государственной границы на практике не требуется; многие государства безрезультатно ведут пограничные споры со своими соседями с давних времен. В деле о континентальном шельфе в Северном море Международный суд постановил:

Принадлежность конкретного участка, рассматривается как принадлежность объекта, способа точного определения границ которого не существует, что-то большее чем неподдающееся определению границы может повлиять на территориальные права. Например, нет правила о том, что сухопутные границы государства должны быть полностью установлены и известны, как это часто можно видеть в различных местах и долгие периоды времени.

Важно то, чтобы государством постоянно контролировался достаточно целостный участок территории. Таким образом Израиль признается как государство, несмотря на неопределенность положения своих границ в продолжающемся арабо-израильском конфликте.

Население.

Численность населения, а также размер территории могут быть очень незначительными. При этом возникает проблема так называемых карликовый государств, которые признаны в качестве равноправных членов в Организации Объединенных Наций. Город-государство Ватикан, правительством которого является Святой престол, – административный центр Католической церкви представляет собой особый случай. Несмотря на небольшое население, Ватиканом (или Святым престолом) установлены дипломатические отношения со многими государствами, заключено значительное количество международных соглашений и принимается активное участие в деятельности международных организаций (но не является членом ООН). Однако, многие его государственные функции в действительности выполняются Италией.

Дееспособное правительство.

Наличие дееспособного правительства, управляющего территорией и населением, является третьим ключевым элементом, который в сочетании с двумя предыдущими характеризует государство с точки зрения международного права. Существуют два аспекта, вытекающих из наличия дееспособного управления правительством: один внутренний, другой внешний. Внутренний – существование правительства, обладающего способностью устанавливать и поддерживать правовой порядок с позиции конституционной автономии. Внешний означает способность действовать самостоятельно на международном уровне, не будучи юридически зависимым от других государств в рамках международного правопорядка.

Факт существования правительства, однако, сам по себе не является достаточным условием, если оно не в состоянии осуществлять эффективные управленческие функции. В 1920 году, Международным Комитетом юристов представлен доклад о статусе Финляндии, в котором обосновывается мнение, что она в юридическом отношении не стала суверенным государством

… трудно сказать, с какой точно даты Финляндская Республика в юридическом отношении состоялась как суверенное государство. Это событие, конечно, не могло иметь места до создания стабильной организационно-политической системы и до достаточно серьезного укрепления публичной власти, чтобы утвердиться на всей территории государства без помощи иностранных войск. Представляется, что это произошло именно в мае 1918 года, когда закончилась гражданская война и иностранные войска начали выводиться из страны, так что с этого времени стало возможным мало-помалу восстановление порядка и нормальной политической и социальной жизнь.

То обстоятельство, что временная недееспособность правительства сразу не оказывает влияния на юридическое существование государства, показывает не только то, что надо проводить различие между государством и правительством, но также отражает интерес международной системы в поддержании стабильности и желании избежать преждевременного изменения статус-кво, поскольку правительство не всегда лишено возможности восстановить свою дееспособность. Другая сторона медали заключается в том, что требование дееспособного правительства применяется строго, когда часть населения государства хочет отделиться и сформировать новое государство. Нет в международном праве нормы, запрещающей отделение территории от существующего государства; также не существует какой-либо нормы, запрещающей сепаратистские движения, направленные на разделение единого государства на несколько самостоятельных. Каким бы ни был исход борьбы, он должен быть принят как закон в глазах международного права. Вмешательства третьих государств в поддержке повстанцев запрещается.

Кроме того важно отметить, что международное право в принципе безразлично к характеру внутренней политической структуры государства, будь она построена основе западной концепции демократии и верховенства закона, руководства единственной правящей партии, исламских представлений о государстве и обществе, монархи или республики, или любых других форм авторитарного или неавторитарного правления. Правило единое и требует только того, что правительство должно зарекомендовать себя на практике. Законность или правомерность его учреждения не имеет решающего значения для критерия государственности. Хотя Священный союз, заключенный в Европе после наполеоновских войн, пытался найти другое решение, революции и свержения правительств были узаконены международным правом; единственный актуальный вопрос: достигли ли они успеха. Выбор типа власти является внутригосударственной заботой, и эта свобода является важнейшим условием для мирного сосуществование в гетерогенной среде международного сообщества. Таким же образом, международное право не углубляется в вопрос, признает ли население легитимность власти стоящей во главе государства. Также оно не привязывается к фактической форме правления, являющейся демократической в каком-либо отношении или построенной на иного рода принципах.

Способность вести отношения с другими странами.

Наличие последнего признака (d) Конвенции Монтевидео, предложенного Латиноамериканской концепцией, часто приводится в литературе, но не является общепризнанной необходимостью. Например, Гвинея-Бисау было признано государством в 1970-е годы США и Германией на основании только первых трех признаков. В своде норм (третье издание) Американского института права присутствует этот признак хотя дополняется определенными характеристиками:

Субъект не является государством, если не обладает компетенцией, согласно собственной конституционной системе, устанавливать международные отношения с другими государствами, а также политические, технические и финансовые возможности для осуществления этого.

Фактически даже в статье 3 Конвенции Монтевидео представлены различные точки зрения:

Политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость, обеспечивать свою сохранность и процветание и, следовательно, самоорганизовываться как считает нужным, законодательно закрепляя свои интересы, управляя своими делами и определяя юрисдикцию и компетенцию своих судов. Осуществление этих прав не имеет никаких других условий, кроме осуществления прав других государств согласно международному праву.

Хотя это утверждение имеют прямое отношение к теме обсуждения правовых эффектов признания государственности, оно также подразумевает, что само существование государства не в последнюю очередь зависит от его отношения с другими государствам, а также собственного внешнеполитического потенциала.

Самоопределение и признание как дополнительный признак.

Некоторые авторы делают ссылки на дополнительные факторы, которые могут иметь значение в качестве признаков государств, такие как самоопределение и признание. Однако, эти признаки не считаются принципиальными элементами государственности и обычно уславливаются, что по существу они вытекают из вопроса территориальной эффективности.

Признание другими государствами, как правило, является не более чем доказательство того, что три требования перечисленные выше соблюдены. В большинстве случаев факты представляются настолько ясными, что признание не имеет никакого значения, но при неоднозначных ситуациях признание может иметь существенное влияние. Например, признание для карликовых государств, таких как Монако и Ватикан, имеет решающее значение, иначе возможно сомнение, что их территория и население имеют достаточный размер для представления их государствами в глазах международного права. Похожие соображения применяются в случае сепаратизма; победа одной или другой стороны создает бесспорную ситуацию, в которой международное право нельзя игнорировать, и никакие признания или непризнания не изменят правового положения. Так Родезия (ныне Зимбабве) провозгласила свою независимость в 1965, но мировое сообщество по призыву Великобритании отказалось признать ее независимость. В 1970 году Родезия была провозглашена республикой, что также не получило международного признания. Только в 1980 году после затяжной гражданской войны, политических преобразований, смены названия и других государственных символов Зимбабве было признано как суверенное государство.

Федеративные государства.

Международное право имеет дело лишь с государствами, обладающими правоспособностью в сфере международных отношений; следовательно, федеративные государства рассматривается как субъекты международного права, но составные регионы федерации – нет. Если член федерации действует несовместимым с международными обязательствами федеративного государство образом, федеративное государство несет всю полноту ответственности по международному праву. Например, когда толпа линчевали некоторых итальянских граждан в Новом Орлеане в 1891, в США приняли на себя обязательства по выплате компенсаций в Италию, хотя предотвращении правонарушений и наказание преступников входит исключительно в компетенцию штата Луизиана, а не федеральных органов власти.

Хотя обычной практикой является положение, что иностранные дела находятся исключительно в компетенции федеральных властей, существует несколько примеров федеративных конституций, согласно которым, регионам-членам федерации предоставлена ограниченная правоспособность вступать в международные отношения. Например, в 1944 году в Конституцию бывшего СССР были внесены поправки, которые позволили Украине и Белоруссии (двум республикам в составе СССР), стать членами ООН наряду с СССР; назначение этого механизма – предоставить СССР три голоса вместо одного. Другие подобные примеры на таком уровне международных дипломатических отношений трудно найти. Представительства немецких федеральных земель Германии на европейском уровне в Брюсселе имеют иной характер. Конституцией США допускается заключение штатами договоров или соглашений с иностранными государствами только с согласия Конгресса, но с существенными ограничениями как в объеме, так и в содержании. Так не допускается обмена послами (только коммерческие представители) или вообще запрещается вступать в отношения с иностранными государствами. В последние годы провинцией Квебек были подписаны договоры по вопросам культурного характера с Францией и другими франкоязычными странами, в рамках полномочий, делегированных федеральными органами Канады. В тоже время в Европе на пути к ЕС было несколько этапов развития прямого приграничного сотрудничества между субъектами на местном и региональном уровне.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Читайте также: