Какую роль играет уголовное право в жизни общества

Обновлено: 25.06.2024

Функциями уголовного права являются основные направления уголовно-правового воздействия на преступность. Именно в функциях проявляется активная роль уголовного права, его социальное назначение.

Если считать доказанным, что основное социальное назначение права заключается в регулировании общественных отношений, то выражением основной социальной функции уголовного права следует признать уголовно-правовое регулирование.

В то же время в литературе принято говорить и о специальных функциях уголовного права. К таковым обычно относят:

а) охранительную функцию, т. е. функцию охраны общественных отношений от преступных посягательств ;

б) регулятивную функцию, т. е. функцию организации, упорядочивания, урегулирования общественных отношений, возникающих в результате совершения общественно опасных деяний;

в) восстановительную функцию, т. е. функцию восстановления нарушаемых преступлениями общественных отношений .

Охранительная функция уголовного права проявляется в том, что оно, участвуя в регулировании общественных отношений, главным образом охраняет их от наиболее опасных посягательств. Эти нормальные, позитивные отношения непосредственно регулируются нормами других отраслей права: государственного, гражданского, трудового, семейного, таможенного, налогового, административного и т. д. В их регулировании уголовное право играет вспомогательную (охранительную) роль.

Сказанным, однако, не исчерпываются все функции уголовного права. Иначе оно было бы лишь придатком перечисленных отраслей. Уголовное право выполняет и регулятивную функцию, ибо именно оно (и никакая другая отрасль) самым непосредственным образом регулирует отношения, возникающие между государством и гражданами в результате совершения последними общественно опасных деяний. Эти отношения и составляют содержательную сторону регулятивной функции уголовного права.

Что же касается восстановительной функции, то поскольку восстановление причиненного преступлением вреда осуществляется в процессе исполнения наказания (а само такое исполнение реализуется в рамках уголовно-исполнительного права), постольку и восстановительная функция должна рассматриваться как атрибут уголовно-исполнительного, а не уголовного права.

Выполняя рассмотренные выше основные функции, уголовное право оказывает воспитательное воздействие на граждан. В свою очередь осуществление указанных функций подчинено определенным задачам и целям уголовно-правового регулирования.

Еще не так давно перед обществом в нашей стране стояла глобальная задача полного искоренения преступности. И хотя выполнение этой задачи было обставлено целым рядом оговорок (длительный исторический период ее реализации, вспомогательный характер уголовно-правовых мер воздействия и т. д.), многие авторы серьезно полагали, что уголовное право должно быть нацелено на всемерное содействие в борьбе за сокращение, а затем и полное искоренение преступности в нашем государстве. С решением этой задачи функции уголовного права предлагалось считать исчерпанными, а само оно переставало быть необходимым.

Умозрительность и иллюзорность подобных взглядов в настоящее время стали более чем очевидны. Тем не менее и современное общество вынуждено формулировать как общие, так и конкретные (специфические) задачи, стоящие перед уголовным правом. Каковы же они? Общей задачей уголовно-правового регулирования в пореформенный период развития России следует, по-видимому, признать лишь всемерное замедление темпов роста преступности, стабилизацию ее уровня, удержание преступности в контролируемых государством рамках.

Что касается конкретных (специфических) задач, стоящих перед уголовным правом, то они достаточно четко и последовательно изложены в ст. 2 УК РФ 1996 г. К ним относятся: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Все упомянутые в Кодексе задачи можно объединить в три группы: а) охрана интересов личности, общества и государства; б) обеспечение безопасных условий существования всего человечества; в) предупреждение преступлений. Анализ этой классификационной структуры показывает, что, во-первых, в иерархии охраняемых современным российским уголовным правом ценностей на первое место наконец-то поставлена личность во всем многообразии ее проявлений, а уже вслед за ней говорится об охране интересов общества и государства. Во-вторых, применительно к мировому сообществу декларируется гораздо более скромная, но вместе с тем и намного более реалистичная задача не охраны, а обеспечения мира и безопасности человечества. В-третьих, впервые перед уголовным правом самим законодателем поставлена задача предупреждения преступлений.

Перечисленные задачи достигаются путем установления в уголовном законе оснований и принципов уголовной ответственности, за счет определения тех опасных для личности, общества или государства деяний, которые признаются преступлениями, а также посредством установления видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Устанавливая преступность общественно опасных деяний и определяя правовые последствия их совершения (т. е. устанавливая за них уголовную ответственность), уголовное право тем самым организует, упорядочивает общественные отношения, возникающие в результате совершения этих деяний. За счет этого создаются правовые гарантии обоснованного привлечения к уголовной ответственности виновных и недопущение привлечения к ответственности лиц, не совершивших преступлений.

Применение мер уголовной ответственности (наказаний) к лицам, совершившим преступления, в свою очередь, подчинено определенным в законе целям:

– восстановлению социальной справедливости;

– предупреждению совершения новых преступлений (ч. 2 ст. 43 УК).

Достижение указанных целей является средством решения основных задач уголовного права, способом выполнения его основных функций. Но цели при этом не становятся задачами, как ошибочно полагает С. В. Максимов . Все упомянутые понятия являются самостоятельными категориями и выполняют присущее лишь им предназначение в уголовном праве.

Кроме указанных основных задач и целей уголовно-правового регулирования, свои специфические задачи и цели могут иметь отдельные уголовно-правовые институты и нормы (например, институт необходимой обороны или принудительных мер медицинского характера).

Из сказанного следует, что, во-первых, задачи и цели уголовно-правового регулирования имеют иерархическую структуру, находятся на различных уровнях и в отношениях соподчинения и, во-вторых, решение задачи более низкого уровня является средством решения задачи более высокого уровня. Иными словами, цель и средство взаимосвязаны и на различных уровнях меняются местами.

С учетом рассмотренных нами функций, задач и целей современного российского уголовного права можно признать, что в процессе реформирования оно все больше превращается в явление надклассовое, в средство общесоциального регулирования, воплощающее в себе не узкоклассовые ориентиры, а общечеловеческие ценности, международно-правовые принципы, нравственно-этические категории, выработанные человеческой цивилизацией .

Уголовное право в системе российского права. Российское право, если рассматривать его в динамике, как систему, представляет собой единый целостный организм, составными частями которого являются соответствующие отрасли права. Все они взаимосвязаны между собой и, выполняя свои специфические задачи и функции, обеспечивают функционирование правовой системы в целом.

Особое место, которое занимает уголовное право в системе российского права, обусловлено своеобразием его предмета, метода, функций и задач. Это своеобразие проявляется, прежде всего, в том, что предметом уголовно-правового регулирования выступают крайние формы девиантного поведения, наиболее конфликтные, резко отклоняющиеся от нормы отношения, методом же урегулирования этих отношений служит главным образом принуждение, проявляющееся зачастую в крайне жестких, репрессивных формах. Специфика предмета и метода уголовно-правового регулирования определяется, как уже отмечалось, своеобразием функций и задач, стоящих перед данной отраслью права.

Во-вторых, с рядом отраслей уголовное право находится в партнерских, солидарных отношениях. Заметнее всего такое равноправие проявляется во взаимоотношениях уголовного и административного права. Обе указанные отрасли права охраняют примерно одинаковый круг наиболее важных общественных отношений от достаточно опасных посягательств на них, решая одинаковые задачи и применяя при этом сходные (карательные) методы, отличающиеся друг от друга лишь по степени репрессивности.

Наконец, уголовное право во взаимодействии с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом играет определяющую, ведущую роль. Все упомянутые отрасли права (а также тяготеющая к ним совокупность норм о профилактике преступлений, которая пока еще не выделилась в самостоятельную отрасль) составляют в своем единстве правовую основу борьбы с преступностью и в этом смысле представляют собой своеобразную подсистему, надотрасль.

Ведущая роль уголовного права в ней обусловлена тем, что именно эта отрасль определяет, формирует и закрепляет в уголовном законе круг преступного и уголовно наказуемого. Уголовно-процессуальное право представляет собой всего лишь форму существования материального (уголовного) права, являясь необходимым средством и формой развития и реализации уголовно-правовых отношений.

Таким образом, соотношение уголовного права с иными отраслями российского права неоднородно: оно может выражаться в форме и зависимости, и сосуществования, и взаимопроникновения. Более того, на современном этапе развития российского государства мы можем наблюдать столь тесную взаимосвязь некоторых отраслей права, регулирующих отношения в области борьбы с преступностью, что она приводит уже к появлению комплексных межотраслевых институтов. К таковым, например, можно отнести институты условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или смертной казни, имеющие одновременно несколько граней пересечения с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.

См.: Разгильдиев Б. Т. Задачи уголовного права Российской Федерации и их реализация. Саратов, 1993. С. 20. –В последнее время отдельные авторы стали выделять и иные функции уголовного права, в частности предупредительную и воспитательную (см.: Тимохин С. Ю. Функции, задачи и цели уголовного права: проблемы соотношения. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владивосток, 2002).

В. Д. Филимонов охранительную функцию с учетом ее социальной направленности делит на два вида: функцию предупреждения преступлений и их общественно опасных последствий (предупредительная функция) и функцию восстановления порядка общественных отношений, нарушенного совершением преступлений (восстановительная функция) (см.: Филимонов В. Д. Охранительная функция уголовного права. СПб., 2003. С. 60).

Прохоров В. С., Кропачев Н. М., Тарбагаев А. Н.Механизм уголовно-правового регулирования. Красноярск, 1989. С. 44; см. также: Кропачев Н. М. Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. СПб., 1999; Кропачев Н. М., Прохоров В. С. Механизм уголовно-правового регулирования: уголовная ответственность. СПб., 2000; Денисова А. В., Малков В. П. Уголовно-правовые рассогласования: отраслевой и межотраслевой аспекты. Казань, 2006. С. 30.

Реализуя своё социальное предназначение в государственно-организованном обществе, нормы уголовного права выполняют следующие функции:

Специфика и содержание уголовного права обусловливают­ся задачами, стоящими перед этой отраслью права, которые чётко сформулированы в ст. 2, п.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которая играет важную роль. Она по существу раскрывает основное предназначение уголовного права. Задачи уго­ловного права неразрывно связаны с задачами уголовной политики страны и определяются ими.

Актуальность темы обусловлена необходимостью глубокого теоретического осмысления таких фундаментальных понятий уголовного права, как функции и задачи.

Основной целью данной работы является рассмотрение задач и функций уголовного права.

Структура работы состоит из введения, трёх параграфов, заключения и списка используемых источников.

В процессе исследования решаются следующие задачи:

- изучение понятия уголовного права в России

- рассмотрение задач уголовного права

- изучение функций уголовного права

Объект исследования – система уголовного права России, выраженная в первую очередь в уголовном законодательстве Российской Федерации.

Предмет – функции и задачи уголовного права Российской Федерации.

Понятие уголовного права России

Уголовное право как самостоятельная отрасль права пред­ставляет собой совокупность однородных норм права, что по­зволяет ему проявлять свои системные свойства, так как оно имеет свой понятийный фонд, соединяет нормы в определен­ные группы, использует определенные способы создания и толкования уголовно-правовых норм. Поскольку уголовное право охраняет подлинно человеческие (одухотворенные) от­ношения, имеющие свою мораль, религию, национально-исто­рическую специфику, постольку оно есть элемент духовной культуры нации.

Указанная однородность уголовно-правовых норм, в первую очередь, обусловлена их содержанием. Содержательно эти нор­мы сориентированы, с одной стороны, на деяние, которое, со­гласно действующему на данный период времени уголовному законодательству, признается преступлением, с другой - на правоприменителя, который обязан оценивать совершенное виновным деяние как преступление только в соответствии с требованиями уголовного закона и на основании его. Кроме того, однородность норм указанной совокупности находит свое выражение в их общей функциональной направленности. В ко­нечном счете, нормы уголовного права предназначаются для воздействия на отношения между людьми и государством в ли­це соответствующих органов в случае совершения кем-либо преступления и в целях предотвращения подобных деяний.

В связи с тем, что нормы уголовного права существуют и реализуются в целях борьбы с преступными проявлениями, подрывающими личностно-бытовые, общественные или госу­дарственные устои, они выступают необходимым звеном соци­ально-правовой жизни общества. Именно в этом плане об уго­ловном праве можно говорить как об определенного рода соци­альной ценности.

Известно, что необходимость в существовании уголовного права осознается, а тем более воспринимается далеко не всеми членами общества, однако уголовное право не утрачивает от этого своих социально-ценностных свойств. Как раз наоборот, уголовное право утратило бы свое основное назначение, если бы оно ориентировалось только на принцип добровольности исполнения его велений. Разумным требованием уголовно-пра­вовых норм должно признаваться любое его предписание, на­правленное на защиту благ, имеющих общенародное значение без умаления этой значимости для отдельного человека, что имеет в данный момент равно общеобязательную силу для от­ношений между людьми.

Требование немыслимо без принудительного элемента. Именно потому уголовно-правовые нормы наделены властной принудительной силой, гарантом применения которой высту­пает государство. Принудительность уголовно-правовых норм должна быть в равной степени применима ко всем, кто со­вершит преступление. В определенной степени именно этим обусловлен общеобязательный характер норм уголовного права.

Общеобязательность уголовно-правовых норм предполагает свойство троякого рода: с одной стороны, все люди обязаны воздерживаться от нарушения уголовно-правового запрета или выполнять его предписания, с другой - каждый, совершивший преступление, обязан претерпеть воздействие на себе уголовной ответственности, с третьей - правоприменитель обязан (а не имеет право) использовать уголовно-правовые нормы в случаях совершения каким-либо человеком преступ­ления.

Принудительность норм уголовного права, сопряженная с их общеобязательностью, предполагает свойство двоякого рода: во-первых, защитить потерпевшего (обиженного), т. е. восста­новить или компенсировать его права и интересы, нарушенные преступлением; во-вторых, образумить преступника (обидчи­ка), т. е. принудить, его к претерпеванию тех нежелательных для него последствий, которые он должен (по обязанности, добровольно на себя возложенной фактом совершения престу­пления) понести. Иными словами, механизм уголовно-право­вой защиты интересов людей, общества и государства от пре­ступных посягательств есть своего рода удовлетворение по­требностей каждого человека и всех людей вместе в безопасных условиях их природного и социального бытия. Ес­ли право вообще, и уголовное в том числе, не удовлетворяет эти потребности (независимо от причин), то оно как социаль­ный регулятор общественных отношений утрачивает свои нравственные и фактические позиции и теряет свой авторитет среди населения, превращаясь в информационный балласт. Удовлетворение же указанных потребностей утверждает уго­ловное право как необходимый и достаточно эффективный го­сударственно-правовой регулятор отношений между людьми.

Самостоятельность уголовного права не страдает от того, что оно оказывается включенным в систему других обществен­ных регуляторов. Только в их взаимодействии уголовное право и может проявлять свою самостоятельность. Вне их оно теряет свои функции и становится зловещим придатком криминаль­ной стороны жизни общества. Автономность уголовного права, проявляясь в его содержательных и функциональных элемен­тах, имеет практический смысл прежде всего в установлении признаков, совокупность которых позволяет то или иное дея­ние, противоречащее требованиям нравственного, социального, правового и т. д. характера (не уголовно-правовым), признать преступлением и потому влекущим наказание. Преступными и наказуемыми подобные деяния признаются лишь в силу того, что они создают опасность нормальному развитию или даже су­ществованию той или иной сферы человеческого, общественного или государственного бытия, т. е. становятся в силу этого общественно опасными.

Вместе с тем, признавая те или иные общественно опасные деяния преступлениями, уголовное право оказывает влияние на особые социальные отношения, возникающие в связи с совер­шением преступления между виновным в совершении этого преступления и потерпевшим от этого преступления, а через него (или помимо его, если потерпевшего невозможно персо­нифицировать) с государством в лице его соответствующих компетентных органов (дознания, следствия, суда).

Любое посягательство на субъектов общественных отноше­ний, морально одобряемых и нормативно урегулированных, представляет собой определенную опасность. Однако характер и степень этой опасности могут быть различными. Формы офи­циальной реакции должны быть адекватны опасности посяга­тельства на общественные отношения. В менее опасных случа­ях государство (законодатель) ограничивается мерами по вос­становлению нарушенных законных прав потерпевшего, если речь идет о нарушении его имущественных прав, способных к восстановлению (гражданско-правовое воздействие); в отдель­ных (хотя и весьма многочисленных) случаях к нарушителю могут быть применены меры дисциплинарного или админист­ративного воздействия. При более опасных посягательствах на общественные отношения действуют уголовно-правовые пред­писания, предполагающие применение к виновному уголовной ответственности и наказания.

Можно заключить, что уголовное право, учитывая законо­мерности социального развития человека, общества и государ­ства, устанавливает прежде всего основание и пределы уголов­ной ответственности за круг деяний, признаваемых уголовным законом преступлениями, и предусматривает возможность при­менения к лицу, виновному в совершении преступления, опре­деленного наказания. Приведенное подводит к логическому выводу о том, что уголовное право регулирует и случаи освобо­ждения (при наличии законных на то оснований) от уголовной ответственности и наказания.

Важно при этом отметить, что все эти социально-правовые возможности уголовного права обусловливаются положениями, предопределяющими основание и пределы уголовной ответст­венности, и подчинены им.

Бесспорным в связи с этим является утверждение, что нор­мы уголовного права устанавливаются только государством в лице его законодательного органа.

Таким образом, уголовное право есть самостоятельная от­расль единой правовой системы, представляющая собой устанав­ливаемую высшим органом государственной власти совокупность однородных норм, базирующихся на закономерностях социального развития человека, общества и государства, содержащих описание признаков, позволяющих правоприменителю признавать соответ­ствующее деяние преступлением и определяющих основание и пределы уголовной ответственности и наказания за его соверше­ние, а равно условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Задачи уголовного права

Специфика и содержание уголовного права обусловливают­ся задачами, стоящими перед этой отраслью права, которые сформулированы в ст. 2, п.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Задачи уго­ловного права неразрывно связаны с задачами уголовной политики страны и определяются ими. Социальная ценность уголовного права состоит прежде всего в охране об­щественных отношений, а именно мира и безопасности челове­чества, личности, ее прав и свобод, собственности, природной среды, общественных и государственных интересов и всего правопорядка - от преступных посягательств. Для осуществле­ния этих задач уголовное право и уголовное законодательство устанавливают основание и пределы уголовной ответственно­сти, определяют, какие опасные для личности, общества и го­сударства деяния признаются преступлениями, и закрепляют виды наказания и иные меры уголовно-правового воздействия за их совершение. Иными словами, указанные задачи уголов­ное право решает на основе реализации собственных функций. Если исходить из социального назначения уголовного права, то окажется, что обществом и государством на него возлагается задача охраны всей системы общественных отношений от пре­ступных посягательств.

Вместе с тем те, от кого охраняются общественные отноше­ния, не могут рассматриваться посторонними (изгоями) для этих отношений людьми. Они являются носителями, участни­ками, а нередко активными творцами этих отношений. В связи с этим уголовное право играет положительную роль не только в плане охраны общественных отношений от преступных посяга­тельств, но и в плане развития и усовершенствования этих отношений, в воздействии в нужном направлении на сознание и поведение субъектов, вступающих в эти отношения.

Благодаря охранительной, регулятивной и воспитательной ролям, которые уголовное право играет в обществе, оно, в ком­плексе с другими факторами духовного, экономического, поли­тического и идеологического характера, выполняет также зада­чу предупреждения преступлений, ликвидации причин, порож­дающих преступность.

Предупреждение преступлений уголовно-правовыми средст­вами следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, сквозь призму общей превенции уголовного закона, общего предупреж­дения совершения преступлений гражданами под воздействием уголовно-правового механизма и, во-вторых, в плане частной превенции уголовного закона, которая осуществляется путем применения уголовно-правового воздействия к лицам, совер­шившим деяние, содержащее признаки преступления. Иными словами, профилактическая задача с точки зрения уголовного права - это оборотная сторона охранительной задачи, так как охранять означает не только отстоять охраняемый объект в слу­чае преступного нападения на него, устранить нависшую над ним угрозу, но и предупреждать возможные нападения на него как фактом своего активного отражения посягательства, так и фактом самой охраны. Выполняя задачу охра­ны общественных отношений, уголовное право своими усилия­ми способствует их развитию и укреплению в интересах каждо­го члена общества и государства в целом. И именно этим уго­ловное право оказывает заметное влияние на предупреждение преступлений и воспитание людей, на которых распространяет­ся его воздействие, в духе уважительного отношения к закону, и прежде всего к уголовному, и нетерпимого отношения к пре­ступному поведению.

Естественно, что социально-ценностные возможности уго­ловного права не беспредельны, они имеют свои разумные огра­ничения. Какой бы ни была совершенной система уголовного права и отдельные ее подразделения, оно не в состоянии иско­ренить причины преступности. И не потому, что ограниченны­ми являются его внутренние потенциальные возможности, а потому, что большая часть жизни людей находится вне преде­лов уголовно-правового пространства. Можно сказать, что только одна тысячная доля их жизни подлежит уголовному за­кону, остальная часть происходит вне его, в сфере нравов и воззрений общества. Потому-то прогрессивное человечество выработало золотое правило, согласно которому самым эко­номным, однако наиболее эффективным способом борьбы с преступными и иными антиобщественными проступками явля­ется их ранняя профилактика, а она, в свою очередь, требует повседневной заботы о повышении материального благополу­чия людей, росте их культурного уровня и сознательности, пра­вовом и нравственном воспитании.

Иначе говоря, нормы уголовного права выполняют охрани­тельную, профилактическую и воспитательную задачи прежде всего демонстрацией своего существования. Однако было бы иллюзией полагать, что устрашающим эффектом обладает нор­ма (в том числе и уголовного права), применение которой представляет собой лишь абстрактную возможность. Правосудие обязано использовать весь арсенал своих средств для борьбы с преступлениями, только в этом случае оно успешно выполнит свои основные социальные функции.

Функции уголовного права

Через свой регулятивный механизм уголовное право нераз­рывно связано с иными социально-правовыми регуляторами общественных отношений и в содружестве с ними выполняет необходимые для человеческой личной и общественной жизне­деятельности функции, такие как, ох­ранительная, регулятивная и воспитательная функции. Именно в орбите этих, взаимосвязанных, хотя и действующих в различ­ных сферах человеческого общения, функций уголовное право раскрывает и реализует свое специфическое содержание; толь­ко в их сфере уголовно-правовой регулятивный механизм полу­чает искомую энергию, позволяющую ему работать не только в полную силу, но и достаточно эффективно.

Источником энергии является преступление, а оператором, приводящим этот механизм в рабочий режим, выступает пре­ступник. Совершив преступление, он как бы нажимает на ус­ловную кнопку этого механизма.

Социальные ценности, в самом широком понимании этого слова, созданные многовековой деятельностью людей и в силу этого ставшие, как и сами люди, непреходящими общечелове­ческими ценностями, уголовное право в содружестве с другими социально-правовыми регуляторами охраняет от потенциаль­ных (возможных) преступников и преступных посягательств. Своими позитивными, социально-ценностными свойствами содержания уголовное право обращено прежде всего к чест­ным, ответственно поступающим, проявляющим искреннее нормопослушание категориям граждан, побуждая их к включе­нию в сложный, но так необходимый для развития личности, общества и государства охранительный механизм.

Карательными, репрессивными свойствами содержания уго­ловное право в первую очередь обращается к тому, кто совер­шил (либо предпринимает попытки совершить) преступление, т. е. к преступнику либо потенциальному преступнику, стре­мясь всей силой своего принудительного заряда локализовать, а в последующем разрушить возникшее в результате совершенно­го им преступления отклоняющееся (аномальное) отношение. Конечной целью уголовного права в этом плане является уго­ловно-правовая реанимация и уголовно-правовая трансформа­ция возникающих отклоняющихся (аномальных) отношений. Устрашающие атрибуты, неизбежно сопутствующие процессу реализации уголовно-правовых карательных институтов, правда с различной степенью воздействия, сориентированы на всех (в том числе и на тех, кто уже совершил преступление) субъек­тов общественных отношений с целью удержания их от пре­ступного поведения в будущем. Именно в этом и заключается основной смысл регулятивной функции .

Оперативно реагируя на совершенное преступление, нормы уголовного права тем самым предотвращают наступление в бу­дущем более разрушительного (зачастую невосполнимого) вре­да социально значимым интересам людей, как бы упреждая по­тенциально возможные на них преступные посягательства. На этом этапе происходит трансформация регулятивной функции уголовного права в функцию охранительную. Можно сказать, что регулятивная функция есть активная (деятельная) форма охраны субъектов общественных отношений, необходимо про­являющаяся в экстремальных преступных ситуациях.

Правотворческая и правоприменительная деятельность госу­дарства в целом и отдельных его институтов, основанная на уважении прав и свобод отдельного человека и общества в це­лом, благотворно сказывается (должно неизбежно сказываться) на росте правосознания не только законопослушных граждан, но и правонарушителей, что в конечном счете воспитывает та­кое свойство, как правопослушание, заключающееся в добро­вольном и осознанном соблюдении запретов и предписаний, обусловленных государственным принуждением и авторитетом, нравственными ориентирами общества и велениями собствен­ной совести. На реализацию указанных положений сориенти­рована воспитательная функция уголовного права.

Мы рассмотрели актуальную тему, которая обусловлена необходимостью глубокого теоретического осмысления таких фундаментальных понятий уголовного права, как функции и задачи.

Итак, сделаем вывод, что нормы уголовного права выполняют охрани­тельную, профилактическую и воспитательную задачи. Правосудие обязано использовать весь арсенал своих средств для борьбы с преступлениями, только в этом случае оно успешно выполнит свои основные социальные задачи.

Что касается функций уголовного права, можно сделать вывод, что с позиций социального предназначения, социальной роли уголовного права, сохранения качественной определенности общей системы уголовного права следует выделить три его основные функции: охранительную, регулятивную и воспитательную.

Естественно, что функции уголовного права неравнозначны с точки зрения условно ожидаемого соци­ального результата их реализации, но все они бьют в одну и ту же точку - преступность.

Список используемых источников

1.Уголовный Кодекс Российской Федерации −М.: Омега-Л, 2010.-153с.

Человечество - это сложный механизм, который функционирует благодаря внутренним отношениям между отдельными лицами. Но основная проблема состоит в том, что подобного рода взаимодействие очень часто осуществляется хаотично и требует упорядочивания. Изначально люди существовали в небольших группах. Отношения в таких формациях регулировались посредством моральных норм. С развитием государств появилась проблема контроля человеческого взаимодействия, потому что любая страна - это сверхмощная социальная конструкция. Поэтому моральные нормы не могут обеспечить контроль общественных отношений в столь громоздком механизме. В процессе поисков наиболее эффективного способа координирования, были испробованы различные категория.

Одними из них является насилие и религия. Но в практической отрасли данные категории не показали себя столь эффективно, как право. Последняя конструкция была разработана на основе переработанных моральных норм, которые, в свою очередь, санкционированы государством. Помимо того, право имеет множество форм проявления, одной из которых является закон. Он наделен массой характерных признаков и иных особенностей. Стоит также отметить, что законодательство играет достаточно большую роль в процессе привлечения тех или иных лиц к уголовной ответственности. Поэтому в данной статье мы рассмотрим основные задачи не только общих нормативно-правовых актов, но еще и уголовного закона.

функции закона

Что такое закон?

функции закона в праве

Функции закона – это крайне важный вопрос, однако не всем людям понятен факт того, что собой вообще представляет данная юридическая категория. Ранее мы уже указали на тот факт, что право – это основной регулятор общественных отношений, представляющий собой совокупность норм, санкционированных государством. В свою очередь, законом называется форма проявления права. Но такое понятие является широким по своей сути. В более узком смысле закон можно представить как нормативно-правовой акт, принимаемый в установленном порядке специальными органами законодательной власти. Содержание закона полностью состоит из юридических норм, которые влияют на те или иные виды общественных отношений. Помимо того, представленные НПА дает возможность применять методы, способы государственного принуждения и ответственности. Следует помнить, что на сегодняшний день в мире существуют определенные семьи правовых систем. Одной из них является континентальная. Особенность в том, что в этой семье закон является ключевым источником права. В свою очередь, правовую систему Российской Федерации можно отнести к континентальному типу, что обуславливает достаточно большую значимость законов в этом государстве.

Признаки закона

Учитывая большую роль упомянутых НПА в жизни современного общества и некоторых государств, можно вывести наиболее типичные признаки закона, которые характеризуют его. К ним можно отнести следующие, а именно:

  1. Закон – это прежде всего документ, обладающий юридической силой. То есть его нормы оказывают прямое влияние на те или иные отношения путем их координирования.
  2. Упомянутые НПА – это во всех без исключения случаях продукт нормотворческой деятельности, определенного государственного органа власти. Как правило, законы издаются парламентами. Помимо того, их создание представляет собой достаточно сложную процедуру, состоящую из целой системы отдельных шагов.
  3. Законами регулируются наиболее распространенные, иными словами, типичные отношения, возникающие внутри общества.
  4. В континентальной семье права закон представляет собой не только основной источник юридических норм, о чем уже было упомянуто, но еще и высший по своей юридической силе после конституции нормативный акт.
  5. Законы создают определенный базис для правовой деятельности нормотворческих, правоохранительных, судебных и иных подобных органов. Помимо того, данные НПА входят в структуру правового поля государства.

функции закона в обществе

Следует отметить, что законодательная система любого государства, как правило, состоит из целого ряда нормативных актов, которые, в свою очередь, регулируют отдельные виды общественных отношений. К числу подобных относится уголовный закон. В Российской Федерации именно он является центральным актом, которым регламентируются общественные отношения в сфере социально-опасных деяний. Помимо того, представленные признаки обуславливают функции закона в обществе, о чем пойдет речь далее в статье.

Каковы функции закона?

Существует множество распространенных мнений о том, каковы задачи высших нормативных актов в юридической системе государства. Ученые по данному поводу ведут постоянные споры. Но все же, какие функции выполняет закон? Существует мнение о том, что задачи представленных НПА являются смежными с функциональными направлениями права в целом. Данный вывод имеет рациональное зерно, ведь закон – это прежде всего источник и форма выражения юриспруденции. Поэтому можно выделить следующие функции закона: специально юридические и социальные. В первом случае мы говорим о следующих видах, например:

главная функция закона

  • Регулятивная функция выражает саму природу права, которое создано для координации общественных отношений. Иными словами, законы помогают более качественно определять наиболее правильное поведение людей.
  • Охранительная функция позволяет нормам законодательных актов непосредственно защищать наиболее значимые социальные отношения. Более детально это направления действия проявляется в специальных юридических отраслях. Одной из подобных является уголовная.
  • Закон строится прежде всего на идеологии. Впоследствии он несет её в массы. На основе этого можно выделить идеологическую функцию законов.

Функции социальной направленности

Специальные направления действия представленных в статье актов не являются первостепенными. Они, как правило, возникают уже в процессе действия их норм. Более важными являются социальные функции закона, к числу которых относятся следующие, а именно: экономическая, экологическая, политическая и коммуникативная. Все они в той или иной степени регулируют наиболее важные и значимые для общества отношения в основных сферах его действия. Таким образом, представленные функции закона наглядно показывают его первостепенное значение для человечества. Следует отметить, что в большей части современных государств данные направления являются неизменными, хотя роль этих НПА совершенно разная. Некоторые законы, в свою очередь, обладают своими характерными особенностями. Например, основной уголовный нормативный акт регулирует сферу отношений, возникающих на основе социально-опасных деяний, которые реализуют некоторые люди. Он, в свою очередь, входит в систему одноименного законодательства, которое обеспечивает юридическую ответственность за совершения подобного рода действий.

Особенности уголовного законодательства

функции уголовного закона РФ

На сегодняшний день существует множество систем высших нормативных актов, которые создаются с целью регулирования однородных общественных отношений. Уголовное законодательство, в свою очередь, представляет собой целую систему НПА, созданных с целью координирования социальных взаимосвязей в сфере совершения наиболее опасных деяний, то есть преступлений. Данная структура является ничем иным как прямым проявлением уголовного права в целом. В разных странах существует множество подходов к выражению данного законодательства. Одни государства издают множество различных нормативных актов, другие – воплощают все отраслевые принципы и задачи в кодифицированных НПА. Что касается Российской Федерации, то в данной стране существует единый уголовный закон, УК РФ. Он, как и иные подобные НПА, имеет свои функции, структуру и место в юридической системе.

Общее понятие об Уголовном кодексе

Следует помнить, что УК РФ – это прежде всего исключительный нормативный акт, регулирующий одноименную правовую отрасль. Это значит, функции закона в праве уголовного характера имеют массу особенностей, о чем пойдет речь далее. Прежде всего следует упомянуть тот факт, что акт, обеспечивает юридическую охрану общественных отношений от наиболее пагубных, преступных деяний, которые могут совершаться людьми. В нормах уголовного закона также предусмотрены меры и формы наказаний за те или иные преступления. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации был создан в 1996 году.

Структура уголовного закона РФ

какие функции выполняет закон

Функции закона в праве уголовного характера во многом обуславливаются структурой этого нормативного акта. В данном случае большую роль играет принадлежность России к континентальной семье права. На основе этого фактора практически все существующие отрасли структурно делятся на общую и особенную части. Первый элемент уголовного закона содержит в себе нормы, регламентирующие наиболее общие принципы одноименной отрасли. То есть, в данной части можно ознакомиться с категориями преступников, понятием вины, соучастия, незаконченности деяний, возможностью освобождения лица от уголовной ответственности и т. п. Особенная часть в данном случае подразумевает собой конкретный перечень общественно опасных деяний, за которые предусмотрены санкции. Следует отметить, что преступными, считаются только те деяния, которые внесены во вторую часть закона. Любые иные правонарушения будут вызывать ответственность не уголовного, а иного характера.

Функции уголовного закона

Как и в случае с иными юридическими отраслями, уголовная имеет определенные направления своего действия. Они, в свою очередь, реализуются в уголовном законе. Как показывает практика, практически все функции этих НПА направлены на охрану общественных интересов. Это распространенный принцип многих уголовных законов не только на территории РФ, но и других стран. Конечно, существуют некоторые отличия, однако можно выделить наиболее классическую группу функций, которыми наделены все без исключения НПА упомянутой отрасли. Таким образом, уголовный закон выполняет функции следующие:

1. Главная функция закона уголовной направленности - охранительная. Она выражается в том, что нормы этого акта, обеспечивают защиту общественных отношений. В данном случае, уголовно-правовые нормативные акты охраняют все сферы жизнедеятельности человека от преступных посягательств. При этом защита возможна благодаря существованию режима ответственности за совершенные деяния. Она, как правило, представляет собой систему крайне неудовлетворительных мер личного и имущественного характера, которые применяются к виновным в совершении преступлений лицам.

2. Функции закона уголовного характера имеют в своей структуре профилактическое направление. Подобного рода задачи выражаются в том, что соответствующая юридическая отрасль, создает определенного характера препятствия в процессе совершения преступлений. Это характеризуется наличием уголовно-правовых запретов существующих для конкретных деяний. Главное направление профилактической функции основывается на том, чтобы заставить преступника переосмыслить факт своего деяния и отказаться от реализации уголовно-наказуемого умысла. Следует отметить, что в системе этого направления действия, существует два вида профилактики. Первое направлено на весь социум. То есть, уголовный закон не допускает осуществления преступлений любыми лицами. В случае специальной профилактики, действие нормативного акта направлено, прежде всего, на лиц, которые уже совершили уголовно-наказуемые деяния, с целью не допустить повторного совершения преступлений.

3. Основная функция закона в обществе воспитательная, особенно если мы говорим об уголовно-правовой сфере, ведь благодаря существованию этого направления нормативные акты строят определенную идеологию, которая, в свою очередь, развивает убеждение о наивысшей ценности порядка и законности. Помимо того, уголовный закон внушает социуму страх юридической ответственности, которая незамедлительно настает за совершаемые преступления.

Соотношение правосознания и воспитательной функции

социальные функции закона

Задачи, функции уголовного закона, представленные в данной статье, в большинстве случаев зависят от социальных факторов, а не только юридической системы. Возьмем, к примеру, воспитательное направление действия. Данная функция уголовного права корректно работает лишь в том случае, если правосознание социума находится на высоком уровне. То есть, каждый в отдельности человек должен понимать, что такое преступление, и какие последствия за его совершение могут возникнуть. Если общество попросту не воспринимает уголовное право в таком формате, то это значит, что оно еще не сформировало качественную юридическую идеологию. В Российской Федерации большая часть населения в целом понимает суть уголовной отрасли. Люди знают свои права и не пытаются нарушить правомочия других лиц, за исключением некоторых случаев.

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели функции закона в обществе, а также его роль для юридической системы любого государства. Большинство структур, состоящих из подобных НПА, требуют значительной доработки, которая невозможна, без теоретического осмысления проблематики. Мы также представили функции уголовного закона РФ, которые отличаются характерными особенностями и сферой применения.

Право играет важную роль в организации общественной жизни, регулировании человеческого поведения и функционирования коллективов. Вопрос о понятии права является дискуссионным. Существуют разные определения права, которые дают и дают представители разных направлений прецедентного права.

Представители теории естественного права считают, что право содержит абсолютные, неизменные принципы справедливости, проистекающие из самой природы. После исторической школы право развивается органически: оно вытекает из того, как оно формируется исторической жизнью конкретного народа.

Школа психологии объясняет происхождение и функционирование права психологией личности. Они видят в этом продукт психологического отношения, опыта и институтов.

Марксистско-ленинская теория делает акцент на классовую сущность права — волю господствующего класса, возведенную в закон.

Право — это система юридических норм, регулирующих важнейшие общественные отношения на основе справедливости и свободы.

В юридической науке термин право используется в двух смыслах:

  • объективное право (закон как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе правовых норм);
  • субъективное право (право, принадлежащее определенному лицу).

Источники права

Источник (форма) права — это способ закрепления правовых норм.

Виды источников права

Первый источник права следует рассматривать как правовой обычай.

Различают происхождение права в материальном, идеологическом и формальном (правовом) смысле. Источником права в материальном смысле являются сами общественные отношения, т. е. материальные условия в обществе, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. д.

Источником права в идеологическом смысле является правовое сознание и правовая культура. Это означает как правовую осведомленность законодателей, так и правовую осведомленность людей, влияющих на формулирование права.

Правовой источник в формальном (правовом) смысле — это способ закрепления существующих правовых норм. Вы также можете говорить об источниках права в историческом и политическом плане: в историческом плане он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом плане мы понимаем источник права как государство.

Состав и система правовых источников, существующих в данной стране, определяют исторические характеристики и принадлежность правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Таким образом, в англосаксонской правовой системе, в отличие, например, от романо-германской, правовые прецеденты (судебные или административные) имеют важное значение. Доказательство древних обычаев, существующих в этом районе, часто требуется при разрешении юридических споров в английских судах. В религиозно-правовых семьях теологические доктрины могут иметь юридическое значение.

Теория формально определяет следующие правовые источники:

  • нормативный правовой акт;
  • основной нормативный правовой акт (включая конституцию, религиозные тексты);
  • закон;
  • подзаконный нормативный правовой акт;
  • нормативное соглашение (в том числе международные, межправительственные соглашения);
  • правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
  • юридические обычаи;
  • правовая доктрина (включая религиозные догмы);
  • принцип права (включая принципы международного права).

Основные черты и признаки права

  1. Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.
  2. Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и являются обязательными для всех людей и организаций.
  3. Формальная уверенность. Правовые нормы изложены письменно и записаны в различных юридических источниках.
  4. Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, вытекают друг из друга и образуют единую правовую систему.
  5. Государственная гарантия. Реализация правовых норм обеспечивает принудительную силу государства.
  6. Многократность применения. Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Роль права в жизни государства и особенности

Право действует как регулятор общественных отношений, защищая права граждан и государства. Именно поэтому существование и функционирование государства невозможно представить без правовой системы, поскольку в противном случае общественные отношения не будут регулироваться должным образом.

Демократические страны, составляющие большинство современных развитых стран, не имеют возможности осуществлять какую-либо деятельность вне системы общеобязательных правил. В задачи права входит регулирование внутренних отношений в государственном механизме и формирование структуры государства.

Форма правления, политический режим той или иной страны также определяются законом. Право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, представляющих государственные органы.

Право определяет, как должен быть организован государственный аппарат, а также общеобязательные права и обязанности граждан отдельного государства. Законодательная деятельность государства осуществляется посредством закона, определяющего необходимость регулирования (правовой характер) определенных отношений.

Таким образом, с помощью законодательной деятельности государства создаются законы, указы и другие рациональные правовые формы. С другой стороны, право регулирует деятельность государства — оно придает ему правовую форму и вводит в рамки требований права.

Это означает, что право закрепляет интересы наций и национальностей, населяющих многонациональное федеративное государство.

Государство через право выполняет как внешние, так и внутренние функции. И во многом успешность выполнения той или иной функции государства зависит от того, насколько полно это юридически прописано. Право выполняет свои функции с двух сторон: со стороны граждан и со стороны государства.

Право влияет на государство в его отношениях с населением, а само государство влияет через правовую систему (в пределах требований закона). И это право, который определяет пределы вмешательства государства в жизнь граждан.

Различные отрасли права с характеристиками

Отрасль права — это элемент правовой системы, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль отличается оригинальностью предмета и способом правового регулирования.

  1. Предметом правового регулирования является совокупность общественных отношений, регулируемых нормами соответствующей отрасли.
  2. Метод правового регулирования — это методы и способы, которыми нормы, составляющие отрасль, влияют на ее предмет.

Все отрасли права по назначению делятся на:

1. Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:

  • конституционное;
  • гражданское;
  • уголовное;
  • финансовое;
  • административное;
  • семейное;
  • трудовое.

2. Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:

  • уголовно-процессуальное;
  • гражданско-процессуальное право;
  • административно-процессуальное право.

Процессуальное право — это система правил, регулирующих судопроизводство при разрешении споров или установление ответственности за проступки. В России признается пять видов судопроизводства: гражданское, уголовное, административное, арбитражное и конституционное.

По предметному единству отрасли делятся на:

  1. Базовые (также называемые первичными или базовыми) — они не могут включать нормы других отраслей права (конституционного, гражданского, уголовного и т. д.).
  2. Вторичные — сформировалась в разные периоды внутри основных ветвей (семейное, отдельное от гражданского права, уголовно-исполнительное, отдельное от уголовного права).
  3. Комплексные — в юридической литературе с 1940-х гг. выражена идея дополнения правовой системы комплексными отраслями права.

По регулируемым отношениям (по сфере интересов) делятся на:

  1. Публичное право — это совокупность правовых отраслей, которые защищают общие (общественные) интересы на благо всей страны.
  2. Частное право — это совокупность правовых отраслей, обеспечивающих частный интерес отдельного человека, коллектива людей.

Конституция Российской Федерации является отправной точкой для всех отраслей права. В России правовая система охватывает около 30 отраслей.

Читайте также: