Какую информацию предоставляет категория компоненты

Обновлено: 04.07.2024

Информационная система (ИС) - программно-аппаратный комплекс, предназначенный для хранения и обработки информации какой-либо предметной области . База данных - важнейший компонент любой информационной системы. Хорошо структурированная информация в базе данных позволяет не только беспроблемно эксплуатировать систему и выполнять ее текущее обслуживание, но и модифицировать и развивать ее при модернизации предприятия и изменении информационных потоков, законодательства и форм отчетности.

В настоящее время в эксплуатации на крупных предприятиях находятся комплексные ИС управления предприятиями (КИС, корпоративные системы, ERP -системы), такие как R/3 фирмы SAP, Oracle E-Business Suite, BaanERP. Среди российских разработок приближаются по функциональности к системам класса ERP " Галактика ", " Флагман ", " Парус ".

По данным аналитической компании IDC за 2004 г., объем российского рынка интегрированных систем управления предприятием (ИСУП) вырос на 52,8% и достиг 195 млн. долл. Уже третий год подряд темпы его роста превышают аналогичный показатель ИТ отрасли в целом (1.1).

Многие ERP -системы могут устанавливаться и функционировать на различных операционных системах и серверах баз данных ( многоплатформенные системы). База данных подобных систем состоит из нескольких тысяч таблиц (Baan ERP 5.0с - более 2500 таблиц информации по одному предприятию).

Любая сложная система для обеспечения ее надежного функционирования строится как иерархическая система, состоящая из отдельных подсистем и модулей, которые взаимодействуют между собой и используют общую базу данных.

На рис. 1.2 показан полный состав системы BaanERP версии 5.0с ( меню администратора системы) и состав модулей подсистемы " Производство ".


Подсистемы и модули BaanERP 5.0c

На рис. 1.3 приведена схема подсистем и модулей КИС "Флагман".

Схема подсистем и модулей КИС

Понимание принципов разработки, организации и функционирования подобных систем, способов хранения и обработки информации необходимо каждому современному специалисту.

При описании информационной системы предполагается, что она содержит два типа сущностей: операционные сущности, которые выполняют какую-либо обработку (некоторый аналог программы), и пассивные сущности, которые хранят информацию, доступную для пополнения, изменения, поиска, чтения ( база данных ).

При проектировании сложных информационных систем используется метод декомпозиции - система разбивается на составные части, которые связаны, взаимодействуют друг с другом и образуют иерархическую структуру. Иерархический характер сложных систем хорошо согласуется с принципом групповой разработки. В этом случае деятельность каждого участника проекта ограничивается соответствующим иерархическим уровнем.

Классический подход к разработке сложных систем представляет собой структурное проектирование, при котором осуществляется алгоритмическая декомпозиция системы по методу " сверху вниз ". Именно в этом случае можно построить хорошо функционирующую систему с общей базой данных, согласованными форматами использования и обработки информации на всех участках, с оптимальным взаимодействием всех подсистем.

Исторически сложилось так, что некоторые системы разрабатывались по методу " снизу вверх ": вначале создавались отдельные автоматизированные рабочие места (АРМы), затем предпринимались попытки объединения их в единую информационную систему. Подобные разработки для крупных систем не могут быть успешны.

При создании проекта информационной системы для проектирования ее базы данных следует определить:

  1. объекты информационной системы (сущности в концептуальной модели);
  2. их свойства (атрибуты);
  3. взаимодействие объектов (связи) и информационные потоки внутри и между ними.

При этом очень важен анализ существующей практики реализации информационных процессов и нормативной информации (законов, постановлений правительства, отраслевых стандартов), определяющих необходимый объем и формат хранения и передачи информации. Если радикальной перестройки сложившегося информационного процесса не предвидится, следует учитывать имеющиеся формы хранения и обработки информации в виде журналов, ведомостей, таблиц и т.п. бумажных носителей.

Однако предварительно необходимо выполнить анализ возможности перехода на новые системы учета, хранения и обработки информации, возможно, исходя из имеющихся на рынке программных продуктов-аналогов, разработанных крупными информационными компаниями и частично или полностью соответствующими поставленной задаче.

Схема формирования информационной модели представлена на рис.1.4.

Концептуальная модель (см. рис.1.4) - отображает информационные объекты, их свойства и связи между ними без указания способов физического хранения информации (модель предметной области , иногда ее также называют информационно-логической или инфологической моделью). Информационными объектами обычно являются сущности - обособленные объекты или события, информацию о которых необходимо сохранять, имеющие определенные наборы свойств - атрибутов.

Физическая модель - отражает все свойства (атрибуты) информационных объектов базы и связи между ними с учетом способа их хранения - используемой СУБД .

Внутренняя модель - база данных , соответствующая определенной физической модели.

Внешняя модель - комплекс программных и аппаратных средств для работы с базой данных, обеспечивающий процессы создания, хранения, редактирования, удаления и поиска информации, а также решающий задачи выполнения необходимых расчетов и создания выходных печатных форм.

Создание информационной системы ведется в несколько этапов, на каждом из которых конкретизируются и уточняются элементы разрабатываемой системы.

Существуют различные типы схем, иллюстрирующих жизненный цикл разработки ИС. На рис.1.5 показана каскадная схема с обратной связью.


Информация и ее классификация

Информацию можно классифицировать по нескольким видам и в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен – конфиденциальные данные и государственная тайна.

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на информацию:

  1. Свободно распространяемую
  2. Предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях
  3. Которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению
  4. Распространение, которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается
  1. Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
  2. Специальная — содержит специфический набор понятий, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
  3. Секретная — доступ, к которой предоставляется узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
  4. Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий.
  1. Сведения в военной области.
  2. Сведения в области экономики, науки и техники.
  3. Сведения в области внешней политики и экономики.
  4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

Конфиденциальные данные – это информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законами государства и нормами, которые компании устанавливаются самостоятельно. Можно выделит следующие виды конфиденциальных данных:

Персональные данные

Оператором персональных данных является — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Права на обработку персональных данных закреплено в положениях о государственных органах, федеральными законами, лицензиями на работу с персональными данными, которые выдает Роскомнадзор или ФСТЭК.

Компании, которые профессионально работают с персональными данными широкого круга лиц, например, хостинг компании виртуальных серверов или операторы связи, должны войти в реестр, его ведет Роскомнадзор.

Для примера наш хостинг виртуальных серверов VPS.HOUSE осуществляет свою деятельность в рамках законодательства РФ и в соответствии с лицензиями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций №139322 от 25.12.2015 (Телематические услуги связи) и №139323 от 25.12.2015 (Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации).

Исходя из этого любой сайт, на котором есть форма регистрации пользователей, в которой указывается и в последствии обрабатывается информация, относящаяся к персональным данным, является оператором персональных данных.

Для того чтобы обеспечить безопасность и конфиденциальность информации необходимо определить какие бывают носители информации, доступ к которым бывает открытым и закрытым. Соответственно способы и средства защиты подбираются так же в зависимости и от типа носителя.

Основные носители информации:

  • Печатные и электронные средства массовой информации, социальные сети, другие ресурсы в интернете;
  • Сотрудники организации, у которых есть доступ к информации на основании своих дружеских, семейных, профессиональных связей;
  • Средства связи, которые передают или сохраняют информацию: телефоны, АТС, другое телекоммуникационное оборудование;
  • Документы всех типов: личные, служебные, государственные;
  • Программное обеспечение как самостоятельный информационный объект, особенно если его версия дорабатывалась специально для конкретной компании;
  • Электронные носители информации, которые обрабатывают данные в автоматическом порядке.

Классификация средств защиты информации


1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

  • Обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
  • Соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
  • Реализацию права на доступ к информации.
  • Предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
  • Своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
  • Предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
  • Недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
  • Возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
  • Постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;
  • Нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации (п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 242-ФЗ).
  1. Правовой уровень обеспечивает соответствие государственным стандартам в сфере защиты информации и включает авторское право, указы, патенты и должностные инструкции.
    Грамотно выстроенная система защиты не нарушает права пользователей и нормы обработки данных.
  2. Организационный уровень позволяет создать регламент работы пользователей с конфиденциальной информацией, подобрать кадры, организовать работу с документацией и носителями данных.
    Регламент работы пользователей с конфиденциальной информацией называют правилами разграничения доступа. Правила устанавливаются руководством компании совместно со службой безопасности и поставщиком, который внедряет систему безопасности. Цель – создать условия доступа к информационным ресурсам для каждого пользователя, к примеру, право на чтение, редактирование, передачу конфиденциального документа.
    Правила разграничения доступа разрабатываются на организационном уровне и внедряются на этапе работ с технической составляющей системы.
  3. Технический уровень условно разделяют на физический, аппаратный, программный и математический (криптографический).

Средства защиты информации

Средства защиты информации принято делить на нормативные (неформальные) и технические (формальные).

Неформальные средства защиты информации

Неформальными средствами защиты информации – являются нормативные(законодательные), административные(организационные) и морально-этические средства, к которым можно отнести: документы, правила, мероприятия.

Так же некоторые из перечисленных законов были приведены и рассмотрены нами выше, в качестве правовых основ информационной безопасности. Не соблюдение данных законов влечет за собой угрозы информационной безопасности, которые могут привести к значительным последствиям, что в свою очередь наказуемо в соответствии с этими законами в плоть до уголовной ответственности.

Для снижения влияния этих аспектов необходима совокупность организационно-правовых и организационно-технических мероприятий, которые исключали бы или сводили к минимуму возможность возникновения угроз конфиденциальной информации.

В данной административно-организационной деятельности по защите информационной для сотрудников служб безопасности открывается простор для творчества.

Это и архитектурно-планировочные решения, позволяющие защитить переговорные комнаты и кабинеты руководства от прослушивания, и установление различных уровней доступа к информации.

С точки зрения регламентации деятельности персонала важным станет оформление системы запросов на допуск к интернету, внешней электронной почте, другим ресурсам. Отдельным элементом станет получение электронной цифровой подписи для усиления безопасности финансовой и другой информации, которую передают государственным органам по каналам электронной почты.

К морально-этическим средствам можно отнести сложившиеся в обществе или данном коллективе моральные нормы или этические правила, соблюдение которых способствует защите информации, а нарушение их приравнивается к несоблюдению правил поведения в обществе или коллективе. Эти нормы не являются обязательными, как законодательно утвержденные нормы, однако, их несоблюдение ведет к падению авторитета, престижа человека или организации.

Формальные средства защиты информации

Формальные средства защиты – это специальные технические средства и программное обеспечение, которые можно разделить на физические, аппаратные, программные и криптографические.

Физические средства защиты информации – это любые механические, электрические и электронные механизмы, которые функционируют независимо от информационных систем и создают препятствия для доступа к ним.

Замки, в том числе электронные, экраны, жалюзи призваны создавать препятствия для контакта дестабилизирующих факторов с системами. Группа дополняется средствами систем безопасности, например, видеокамерами, видеорегистраторами, датчиками, выявляющие движение или превышение степени электромагнитного излучения в зоне расположения технических средств для снятия информации.

Аппаратный средства защиты информации – это любые электрические, электронные, оптические, лазерные и другие устройства, которые встраиваются в информационные и телекоммуникационные системы: специальные компьютеры, системы контроля сотрудников, защиты серверов и корпоративных сетей. Они препятствуют доступу к информации, в том числе с помощью её маскировки.

Программные средства защиты информации – это простые и комплексные программы, предназначенные для решения задач, связанных с обеспечением информационной безопасности.

Примером комплексных решений служат DLP-системы и SIEM-системы.

Программные средства требовательны к мощности аппаратных устройств, и при установке необходимо предусмотреть дополнительные резервы.

Математический (криптографический) – внедрение криптографических и стенографических методов защиты данных для безопасной передачи по корпоративной или глобальной сети.

Криптография считается одним из самых надежных способов защиты данных, ведь она охраняет саму информацию, а не доступ к ней. Криптографически преобразованная информация обладает повышенной степенью защиты.

Внедрение средств криптографической защиты информации предусматривает создание программно-аппаратного комплекса, архитектура и состав которого определяется, исходя из потребностей конкретного заказчика, требований законодательства, поставленных задач и необходимых методов, и алгоритмов шифрования.

Сюда могут входить программные компоненты шифрования (криптопровайдеры), средства организации VPN, средства удостоверения, средства формирования и проверки ключей и электронной цифровой подписи.

Средства шифрования могут поддерживать алгоритмы шифрования ГОСТ и обеспечивать необходимые классы криптозащиты в зависимости от необходимой степени защиты, нормативной базы и требований совместимости с иными, в том числе, внешними системами. При этом средства шифрования обеспечивают защиту всего множества информационных компонент в том числе файлов, каталогов с файлами, физических и виртуальных носителей информации, целиком серверов и систем хранения данных.

В заключение второй части рассмотрев вкратце основные способы и средства защиты информации, а так же классификацию информации, можно сказать следующее: О том что еще раз подтверждается давно известный тезис, что обеспечение информационной безопасности — это целый комплекс мер, который включает в себя все аспекты защиты информации, к созданию и обеспечению которого, необходимо подходить наиболее тщательно и серьезно.

Для более наглядного представления средства защиты информации, именно как неделимый комплекс мер, представлены ниже на рисунке 2, каждый из кирпичиков которого, представляет собой защиту информации в определенном сегменте, уберите один из кирпичиков и возникнет угроза безопасности.



Рисунок 2. Классификация средства защиты информации.

3.1 компонент (component): Часть, блок или сборочная единица, выполняющая определенную функцию в гидросистеме.

Примечание - Данное определение отличается от приведенного в ИСО 5598, поскольку включает соединители, трубы и шланги, которые исключены из определения ИСО 5598.

3.37 компонент (component): Элемент, рассматриваемый на самом низком уровне анализа системы.

3.3 компонент (component): Элемент, рассматриваемый на самом низком иерархическом уровне при анализе системы.

Компонент - вещество животного, растительного, микробного или минерального происхождения, а также природные или синтезированные пищевые добавки, используемые при подготовке или производстве пищевого продукта или присутствующие в готовом продукте в исходном или измененном виде.

3.4 компонент (component): Любое изделие, имеющее существенное значение для безопасного функционирования оборудования и защитных систем, но не имеющее автономной функции.

3.6 компонент (component): Часть системы, которая поставляется изготовителем в готовом для продажи виде с упаковкой, маркировкой и сопроводительной информацией от изготовителя.

Примечание - Привязи и соединительные элементы являются примерами компонентов системы.

Компонент - составная часть системы или элемента реакторной установки, ограниченная одним или несколькими неразъемными и(или) разъемными соединениями.

3.2 компонент (component): Часть системы, которая поставляется изготовителем в готовом для продажи виде с упаковкой, маркировкой и информацией, предоставляемой изготовителем.

Примечание - Привязи для удержания и позиционирования (включая поясные ремни) и стропы являются примерами компонентов систем. [ЕН 363:2002]

2.2 компонент (component): Часть системы, которая поставляется изготовителем в готовом для продажи виде с упаковкой, маркировкой и инструкцией по применению.

Примечание - Страховочная привязь и строп являются примерами компонентов системы.

3.2 компонент (component): Часть системы, которая поставляется изготовителем в готовом для продажи виде с упаковкой, маркировкой и инструкцией по применению.

Примечание - Страховочная привязь и строп являются примерами компонентов системы. [ЕН 363: 1992]

3.3 компонент: Отдельная часть системы (например, цилиндр, двигатель, клапан, фильтр), состоящая из одной или нескольких деталей, проектируемая как функциональный элемент гидросистемы.

3.3 компонент: Отдельная часть системы (например, цилиндр, двигатель, клапан, фильтр), состоящая из одной или нескольких деталей, проектируемая как функциональный элемент гидро- или пневмосистемы.

3.3 компонент (component): Составная часть газовой смеси, оказывающая влияние на служебные свойства и характеристики газовой смеси (например, в смеси, содержащей 11 % СО2 в аргоне, СО2 считают компонентом, а аргон - основным газом).

3.6 компонент (component): Сущность системы с дискретной структурой в рамках системы, которая взаимодействует с другими компонентами системы, дополняя тем самым систему свойствами и характеристиками на ее самом нижнем уровне.

3.9 компонент (component): Одна из частей, из которых состоит система; компонент может представлять собой часть оборудования или программного обеспечения и может сам состоять из других компонентов.

3.1.2 компонент: Составная часть конструкции изделия (сборочная единица или материал), не являющаяся покупным изделием.

3.24 компонент: Замкнутая часть, комбинация частей или элемент, которые выполняют в системе отдельную функцию.

3.1.11 компонент: Составная часть, рассматриваемая на самом низком уровне анализа объекта железнодорожного транспорта.

3.44 компонент (component): Сущность системы с дискретной структурой в рамках системы, которая взаимодействует с другими компонентами системы, дополняя тем самым систему свойствами и характеристиками на ее самом нижнем уровне.

Смотри также родственные термины:

23 компонент (комбикормовой продукции): Технологически подготовленная составная часть комбикормовой продукции.

3.5 компонент (элемент) (component part): Неразделимая часть электрооборудования.

Примечание - Совокупность таких компонентов может составлять электротехническое устройство.

3.5 компонент (элемент) (component part): Неделимая часть оборудования.

Примечание - Совокупность таких частей составляет электротехническое устройство.

2.13 компонент автоматизированной системы; компонент АС: Часть АС, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое

Элемент одного из видов обеспечений (технического, программного, информационного и др.), выполняющий определенную функцию в подсистеме АС и обеспечивающий ее работу

3.1 компонент в газовой смеси: Химически однородный газ, входящий в состав газовой смеси.

2. КОМПОНЕНТ ВОЗДУШНОГО СУДНА - любая составляющая часть ВС, включая силовую установку, бортовые системы и комплектующие изделия.

3.13 компонент воздушного судна: Любая составляющая часть ВС, включая силовую установку, бортовые системы и комплектующие изделия [1].

1. Компонент волоконно-оптической системы передачи

Изделие оптики, оптоэлектроники или оптико-механическое изделие, являющееся частью волоконно-оптической системы передачи, которое может быть выделено как самостоятельное изделие с точки зрения требований к испытаниям, приемке, поставке и эксплуатации, и предназначенное для выполнения одной или нескольких функций по формированию, передаче, распределению, преобразованию и обработке оптического сигнала

1 компонент волоконно-оптической системы передачи; компонент ВОСП: Изделие оптики, опто-электроники или оптико-механическое изделие, являющееся частью волоконно-оптической системы передачи, которое может быть выделено как самостоятельное изделие с точки зрения требований к испытаниям, приемке, поставке и эксплуатации, и предназначенное для выполнения одной или нескольких функций по передаче, распределению, ответвлению, объединению, коммутации, задержке, преобразованию, формированию, усилению, модуляции оптического сигнала.

4 компонент ВОСП: Изделие оптики, оптоэлектроники или оптико-механическое изделие, являющееся частью ВОСП, которое может быть выделено как самостоятельное изделие с точки зрения требований к испытаниям, приемке, поставке и эксплуатации, и предназначенное для выполнения одной или нескольких функций по формированию, передаче, распределению, преобразованию и обработке оптического сигнала (ГОСТ 26599)

3.3.7. компонент изделия : Деталь (3.8.3), сборочная единица (3.8.6), узел (3.8.7), входящие в состав изделия (3.3.9) и рассматриваемые в его структуре (3.3.8) как единое целое.

3.3.7. компонент изделия : Деталь (3.8.3), сборочная единица (3.8.6), узел (3.8.7), входящие в состав изделия (3.3.9) и рассматриваемые в его структуре (3.3.8) как единое целое.

Компонент измерительной системы (по ГОСТ Р 8.596) - входящее в состав измерительной системы техническое устройство, выполняющее одну из функций, предусмотренных процессом измерений.

Примечание - В соответствии с этими функциями компоненты подразделяют на измерительные, связующие, вычислительные, комплексные и вспомогательные.

3.39 компонент информационных технологий (information technology component): Компонент, необходимый для сбора, обработки, распределения, хранения или проверки данных о деятельности предприятия.

3.45 компонент информационных технологий (information technology component): Компонент, необходимый для сбора, обработки, распределения, хранения или проверки данных о деятельности предприятия.

3. Компонент микросборки

Часть микросборки, которая реализует функцию электрорадиоизделия и может быть выделена как самостоятельное изделие с точки зрения требований к испытаниям, приемке и поставке

89 компонент огнеупора: Вещество, входящее в состав огнеупора или шихты.

3.8 компонент окружающей среды: Взаимосвязанная и взаимозависимая совокупность биосферы, включая человека, почву, подземные воды; атмосферу, включая тропосферу, стратосферу, верхнюю атмосферу, околоземное космическое пространство и поля Земли (электромагнитное, магнитное и т.д.).

3.1.7 компонент отхода: Любая составная часть отхода, для которой можно сформировать показатели, применяемые для оценки опасности отхода для окружающей природной среды;

3.5 компонент портфеля: Проект или программа, которые выполняются в рамках портфеля.

3.46 компонент производственного программного обеспечения (manufacturing software component): Класс ресурса производственного программного обеспечения, предназначенного поддерживать выполнение частной производственной задачи.

3.44 компонент производственной технологии (manufacturing technology component): Компонент, необходимый для управления, преобразования, транспортировки, хранения и верификации сырья, частей, сборочных узлов и конечной продукции.

3.47 компонент производственной технологии (manufacturing technology component): Компонент, необходимый для управления, преобразования, транспортирования, хранения и верификации сырья, частей, сборочных узлов и конечной продукции.

3. Компонент радиоэлектронной схемы

Элемент радиоэлектронной схемы, который не может быть разделен на части, имеющие самостоятельное функциональное назначение

3.1.32 компонент риска (risk component); RX: Составляющая риска, которая зависит от источника и типа повреждений.

2.1.4 компонент системы: Элемент внутри системы, имеющий дискретную структуру, рассматриваемый на конкретном уровне анализа.

3.2 компонент системы (system component): Изделие, используемое в системе кабельных лотков или в системе кабельных лестниц.

В систему входят следующие компоненты:

а) прямая секция кабельного лотка или кабельной лестницы;

б) фасонная секция системы кабельных лотков или кабельных лестниц, используемая для соединения секций, изменения направления кабельной трассы или для ее разветвлений;

в) опорная конструкция;

г) конструкция для установки аппаратов или электрооборудования;

д) вспомогательный элемент.

Примечание - Не все компоненты должны быть обязательно включены в систему. Допускается изготавливать системы с различными комбинациями компонентов.

3.21 компонент системы (subassembly): Любая часть устройства, узел, элемент сети или модуль ОСС, которые содержат оптический излучатель или оптический усилитель.

3.104 компонент системы кабельных или специальных кабельных коробов, предназначенной для установки заподлицо с полом (flushfloor system component): Компонент системы, который в нормальных условиях эксплуатации защищен от воздействия внешней нагрузки материалами чистого пола со всех сторон, кроме верхней поверхности, встроенный заподлицо с верхней поверхностью чистого пола, при допускаемом воздействии на незащищенную поверхность нагрузок, создаваемых движущимся транспортом.

3.2 компонент смеси: Химическое вещество или химическая продукция, присутствующие в конечной продукции в неизмененном виде и оказывающие влияние на опасность.

3.1 компонент смеси: Химическое вещество или химическая продукция, присутствующие в конечной продукции в неизмененном виде и оказывающие влияние на опасность.

4.1.37 компонент твердого топлива из бытовых отходов (component of solid recovered fuel): Часть или доля твердого топлива из бытовых отходов, которая может быть обработана вручную или с использованием простых физических методов.

3.16 компонент траектории пучка: Оптический компонент, который лежит на определенной части хода луча (например, лучи, отраженные от зеркала или сфокусированные линзой).

3.9. компонент фритты: Фритта одной марки, применяемая только как составляющая часть многокомпонентной фритты.

3.9 компонент ЭиРД: Модуль данных (МД), интерактивная техническая публикация (ИЭТП), модуль публикации (МП), иллюстрация и другие информационные объекты, хранящиеся в общей базе данных и предназначенные для формирования комплекта ЭиРД, поставляемого заказчику.

6 компонент электронного датчика [преобразователя физической величины]: Функциональная часть электронного датчика [преобразователя физической величины], предназначенная для реализации предписанной функции.

Примечание - Компонент электронного датчика [преобразователя физической величины] может быть выполнен как самостоятельное изделие, не являющееся средством измерения.

Полезное

Смотреть что такое "компонент" в других словарях:

КОМПОНЕНТ — [лат. componens (components) составляющий] составная часть чего л. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. компонент (лат. componens (compo nentis) составляющий) составная часть чего л. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

компонент — элемент, составляющая, компонента, составная часть, деталь, звено, схема, устройство; фитерал, ингредиент Словарь русских синонимов. компонент см. часть Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… … Словарь синонимов

Компонент — [лат. components составной] – составная часть системы, включающая одно простое или сложное вещество: расширяющийся – часть расширяющегося и/или напрягающего цемента на основе алюминатов, сульфоалюминатов кальция со свободной известью… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

КОМПОНЕНТ — (от латинского componens слагающий, составляющий), составная часть, элемент чего либо … Современная энциклопедия

КОМПОНЕНТ — (от лат. componens составляющий) составная часть, элемент чего либо … Большой Энциклопедический словарь

КОМПОНЕНТ — (от лат. componens составляющий) составная часть, элемент системы. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

КОМПОНЕНТ — КОМПОНЕНТ, компонента, муж. (от лат. componens составляющий) (книжн.). Составной элемент чего нибудь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КОМПОНЕНТ — КОМПОНЕНТ, а, муж. (книжн.). Составная часть чего н. | прил. компонентный, ая, ое. К. анализ (в языкознании: анализ слова по тем смысловым элементам, к рые все вместе образуют его лексическое значение; спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

КОМПОНЕНТ — (от лат. componere – составлять) содействующая сила, частичная причина, оказывающая влияние на продукт, на результат. Пример: свойства вещества и соответствующее освещение тела являются компонентами соответствующего цвета тела. Аналогично говорят … Философская энциклопедия

КОМПОНЕНТ — [componens составляющий] составная часть чего нибудь. В физ. химии и геологии понятие К. используется в связи с правилом фаз для выражения составов фаз физико хим. систем. К. представляют собой индивидуальные вещества, реально присутствующие в… … Геологическая энциклопедия

Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации , необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

АИС – это человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированную подготовку, поиск и обработку информации.

Используется в рамках интегрированных сетевых, компьютерных и коммуникативных технологий для оптимизации экономической и другой деятельности в различных сферах управления.

Техническое обеспечение (ТО) - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Информационное обеспечение (ИО) – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Назначение ИО состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

· Системы обработки данных

· Системы бухгалтерского учета и т.д.

Математическое и программное обеспечение (МО, ПО) - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Организационное обеспечение (ОО) -совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Правовое обеспечение (Пр.О) - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главная цель Пр.О - укрепление законности.

Модели ИС

Наши представления о реальных системах носят приближенный, модельный характер.

Описывая в какой-либо форме реальную систему, мы создаем ее информационную модель . Существуют различные варианты модельного описания систем.

Модель "Черного ящика"

Всякая система – это нечто цельное и выделенное из окружающей среды. Система и среда взаимодействуют между собой.

Модель "черного ящика" используется в тех случаях, когда внутреннее устройство системы не представляет интереса, но важно описать ее внешние взаимодействия.

В любой инструкции по использованию бытовой техники дается описание работы с ней на уровне входов и выходов: как включить, как регулировать работу, что получим на выходе.

Такое представление может быть вполне достаточным для пользователя данной техникой.

• модель черного ящика компьютера

Разумеется, такой модели недостаточно для того, чтобы понять, как функционирует школа.

И все-таки она дает более подробное представление, чем модель "черного ящика".

Модель состава системы

Модель состава системы дает описание входящих в нее элементов и подсистем, но не рассматривает связей между ними.

Структурная модель системы

Такую модель часто называют

структурной схемой.

На структурной схеме отражается состав системы и ее внутренние связи.

Наглядным способом описания структурной модели системы являются графы .

Здесь стрелки обозначают информационные связи между элементами системы. Направление стрелок указывает на направление передачи информации.

Структурную модель удобно изображать в виде графа, который отображает элементный состав системы и структуру связей между ее элементами.

Это не карта местности. Здесь не выдержаны направления по сторонам света, не соблюден масштаб. На этой схеме отражен лишь факт существования пяти поселков и дорожной связи между ними.

Модель объекта

Она представлена в виде информации, что описывает существенные для конкретного случая параметры и переменные, связи между ними, а также входы и выходы для данных, при подаче на которые можно влиять на получаемый результат. Их нельзя увидеть или потрогать. В целом они не имеют материального воплощения, поскольку строятся на использовании одной информации. Сюда относятся данные, что характеризуют состояния объекта, существенные свойства, процессы и явления, а также связь с внешней средой. Это процесс называется описанием информационной модели. Это самый первый шаг проработки.

Полноценной информационной моделью является обычно сложная разработка , которая может иметь много структур , что в рамках статьи сведены в три основных типа:

1. Описательная . Сюда относятся модели, которые создаются на естественных языках. Они могут иметь любую произвольную структуру, которая удовлетворит составляющего их человека.

2. Формальная . Сюда относят модели, которые создаются на формальных языках (научных, профессиональных или специализированных). В качестве примеров можно привести такое: все виды таблиц, формул, граф, карт, схемы и прочих подобных структурных формаций.

3. Хроматические . Сюда относят модели, которые были созданы с применением естественного языка семантики цветовых концептов, а также их онтологических предикатов. Под последними понимают возможность распознавания значений цветовых канонов и смыслов. В качестве примера хроматических моделей можно навести те, что были построены с использованием соответствующей теоретической базы и методологии.

Основной составляющей являются данные, их структура и процедура обработки . Развивая мысль, можно дополнить, что информационная модель является схемой, в которой описана суть определённого объекта , а также все необходимые для его исследования процедуры . Для более полного описания характеристик используют переменные. Они замещают атрибут цели, которая прорабатывается. И здесь имеет значительную важность структура информационной модели.

Опыт практического применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АИС следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать АИС и соответствующие информационные технологии.

Соответственно можно выделить следующие виды АИС :

· автоматизированные системы обработки данных (АСОД);

· автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

· автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

· автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);

· автоматизированные рабочие места (АРМ);

· автоматизированные системы управления (АСУ);

· автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО);

· экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений.

Методологически важно наряду с рассмотренными моделями среды ИС предложить модель создания ИС, которая имела бы те же аспекты функциональных групп компонентов (пользователи, функции, данные, коммуникации). Такой подход обеспечит сквозной процесс проектирования и сопровождения на всех стадиях эксплуатации ИС, а также возможность обоснованного выбора стандартов на разработку систем и документирование проектов.

Определение " компания " является сложной онтологической (понятийной) структурой , состоящей из определенной совокупности сущностей и взаимосвязей . Взаимодействия между ее элементами, определяемые бизнес-логикой и закрепленные в наборе бизнес-правил , и являются деятельностью компании. Информационная система "отражает" логику и правила, организуя и преобразуя информационные потоки, автоматизирует процессы работы с данными и информацией и визуализирует результаты в виде наборов отчетных форм.

Поэтому для начала следует создать бизнес-модель предприятия, являющуюся отображением предприятия и его информационно-управляющей системы.

При создании модели формируется "язык общения" руководителей предприятия, консультантов, разработчиков и будущих пользователей, позволяющий выработать единое представление о том, ЧТО и КАК должна делать система управления предприятием (корпоративная система управления).

Читайте также: