Какую функцию осуществляют родители воспитывая своего ребенка

Обновлено: 07.07.2024

Воспитательное воздействие человек испытывает на протяжении всей свой жизни. Оно начинается с первого ласкового прикосновения матери и продолжается в процессе взросления через общение, наглядные примеры и жизненные ситуации.

Воспитание семейное – ядро, на базе которого строится успешное воздействие других воспитательных институтов: школы, социума, искусства и т. д.

Что включает в себя понятие семейное воспитание, каким оно должно быть с точки зрения педагогической науки, попытаемся разобраться в нашей статье.


Сущность определения

По сути, воспитание в семье начинается еще в утробе матери. Ведь давно доказан тот факт, что на определенной стадии развития ребенок начинает ощущать настроение матери, ее самочувствие, отношение к происходящему.

Если появление малыша ждут, разговаривают с ним, представляют, каким он появится на свет, то он чувствует защищенность, ему спокойно. Поэтому и развитие всех физиологических и психологических процессов происходит своевременно и правильно.

В чем же особенности воспитания в семье и почему этому процессу отводится такая большая роль?


Семейное воспитание – это совокупность процессов воздействия на формирование личности. При этом специфика этого воздействия определяется тем, что семьей называют и ее членов, и место, где малыш постоянно проживает. Следовательно, семейные отношения – единственная возможность ежеминутно влиять на сознание и развитие ребенка.

В первые годы жизни малыша семья заменяет ему все воспитательные факторы:

  • Социум (родители и другие близкие родственники являются его общественным окружением);
  • Искусство и литературу (восприятие источников происходит через призму отношений взрослых);
  • Друзей (малыши в этом возрасте еще не могут делать четких разграничений между собой и другими людьми);
  • Информационные источники (их предоставляет семья в том объеме и содержании, в котором считает нужным).

Следовательно, на раннем этапе развития личности семья как фактор воспитания является единственным источником воздействия на подрастающего человека. Этот тезис уже не требует доказательств, так же как и утверждение, что дети являются точной копией родителей.

Специфика воздействия

Семья как институт воспитания в процессе воздействия на личность целенаправленно или на уровне подсознания выполняет ряд функций:

  1. Репродуктивная. Продолжение рода – задача скорее интуитивная. Это заложенная на генетическом уровне потребность производить себе подобных.
  2. Социальная. Взрослые члены семьи передают годами сложившийся социальный опыт, навыки общения в социуме, правила и запреты в поведении.
  3. Хозяйственная. Эта функция включает в себя возможности обеспечения уровня материального благополучия конкретной семьей.
  4. Эмоциональная. Задача семьи – обеспечить удовлетворение малыша в гармоничном общении, любви, принятии и психологическом комфорте.

Несмотря на то, что семья является основой воспитания, она все равно подвержена влиянию общества. Ведь интимность родственной связи, кровные узы, общее мышление и нравственные устои не исключают взаимодействия с социальной средой, к которой младшее поколение начинает постепенно приобщаться, посещая детский сад, школу, общаясь со сверстниками.

Поэтому нужно рассматривать семью как социальный институт, с помощью которого происходит не только обучение навыкам взаимодействия с другими членами общества, но и соблюдение определенных рамок поведения в социуме, выходить за которые нельзя.

Цели, содержание, методы

Содержание семейного воспитания у всех родителей разное. Однако все воспитательные процессы (как на интуитивном, так и осознанном уровне) подчиняются одной цели: сформировать такую среду воспитания и развития, при которой личность вырастет нравственной, интеллектуально и физически развитой, готовой решать проблемы жизненных реалий.

При этом семья как фактор воспитания обязана использовать все виды воздействия на ребенка, чтобы его развитие было гармоничным.

Семейное воспитание должно включать в себя такие направления:


То, каким образом, в какой последовательности и объеме воплощаются данные факторы, зависит от особенностей определенной семьи.

К ним относятся такие индивидуальные семейные черты:

  • Состояние физического здоровья всех членов ячейки общества;
  • Психологический климат отношений;
  • Генетические особенности;
  • Материальное положение;
  • Социальный статус;
  • Моральный и культурный потенциал;
  • Количество членов семьи.

Исходя из этих факторов, происходит выбор методики воспитательного воздействия.

Методику подбирают так, чтобы оказывать целенаправленное воздействие на личность ребенка в воспитательных целях.

Различают такие методы правильного воспитания:

  • Убеждение;
  • Похвала;
  • Перспектива;
  • Наказания;
  • Пример из личной жизни.

Для того чтобы правильно сориентироваться в выборе методов, родители должны учитывать интересы, способности, особенности психического и эмоционального развития детей.


Принципы семейного воспитания

Сущность принципов воспитания в семье сводится к таким общим положениям:

  • Уважение к желаниям, потребностям и интересам ребенка;
  • Признание крохи полноправным членом не только семейного общества, но и социального окружения;
  • Восприятие достоинств и недостатков личности в качестве его индивидуальности;
  • Формулирование требований, соответствующих возрастным и индивидуальным способностям ребенка;
  • Создание атмосферы, отвечающей комфорту в эмоциональной, душевной и физической сфере;
  • Обеспечение необходимой помощи в сложных для детей жизненных обстоятельствах;
  • Соблюдение последовательности и регулярности предъявляемых требований.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что воспитание начинается с семьи и продолжается в новой ячейке общества, которую создают выросшие и сформированные личности.

При этом негативное воздействие родительского воспитания проявляется так же ярко, как и положительное.


Рассмотрим факторы, которые не содействуют гармоничному развитию подрастающего человека, а мешают развивающейся личности:

  • Чрезмерное внимание материальным ценностям;
  • Отсутствие или недостаток необходимых для нормальной жизнедеятельности вещей;
  • Недостаточное внимание нравственному и духовному развитию;
  • Авторитарность, подавление собственных интересов, мыслей и стремление детей, навязывание своего мнения;
  • Отсутствие наказания, поощряющее вседозволенность;
  • Жестокость, применение физического насилия в виде наказания;
  • Фанатизм в следовании выбранной методики воспитания.

Следует отметить, что понятия положительных и отрицательных факторов воздействия на ребенка, не носят категоричного характера. К исключениям относятся лишь противоправные деяния взрослых и случаи физического насилия в семье. Во всех остальных случаях выбор методов, принципов и содержания семейного воспитания зависит исключительно от индивидуальных характеристик и особенностей ячейки общества.

Несколько советов

Мир и гармония в семье, уважительное отношение, понимание и сочувствие, принятие индивидуальных особенностей личности – залог успешности семейного воспитания.

Эмоциональная наполненность положительными эмоциями от самых близких и родных людей позволит маленькому человеку стать настоящей взрослой личностью, которая умеет нести ответственность за свои поступки, четко ставить цели и следовать им.


Человек как личность начинает формироваться в семье. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности; те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.

Палкина Людмила Васильевна Октябрьская средняя школа район Магжана Жумабаева Северо – Казахстанская область

Описание разработки

Человек как личность начинает формироваться в семье. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности; те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.

Ребенок - дошкольник, повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило мать, бабушка. В моем классе – это Бари С. , Алексеева Н. , Сарычев С. – восп. отчим.

Однако, если со стороны матери, отца, других членов семьи, любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней: ( все ребенку и ничего от него, ) или очень непоследовательной: ( то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В другом случае, когда детям недостает любви, рано или поздно это скажется на их духовном и нервно - психологическом развитии.

Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянно конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Поэтому таким семьям надо помогать в воспитании детей.

Чем больше мать и отец познают ребенка, интересуются его делами в школе, садике, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье.

Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.

Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей жизни, становятся образцом для подражания.

К сожалению дети: дошкольного и школьного возраста подражают нередко и дурному: так как жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника неблагоприятная обстановка в семье, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости. Но одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, играть, читать, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес родителей к их жизни.

Одно из важнейших условий семейного воспитания – это авторитет родителей. Авторитет держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Нам педагогам, также необходимо поддерживать авторитет родителей, бабушек, дедушек, используя для этого любые подходящие ситуации.

- Какое у тебя красивое платье?

- Кто тебе его купил?

- Хорошая у тебя бабушка, заботливая, руки у нее золотые.

Л. С. Макаренко вывел несколько видов ложного авторитета родителей, самым распространенным видом – это авторитет любви. Родители в таких семья захваливают ребенка, демонстрируют свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери, создает в семье эгоиста, который подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Ребенок живет в атмосфере всепрощенства, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети начинают командовать родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, который не признает запретов.

Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой – напряжение порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.

Основное влияние на развитие личности ребенка имеет семья – это родители и родственники.

Содержимое разработки

Раздел. Преподавание в начальной школе. Классное руководство.

Учитель начальных классов Палкина Людмила Васильевна. Октябрьская средняя школа район Магжана Жумабаева Северо – Казахстанская область

Роль семьи в воспитании ребенка

Человек как личность начинает формироваться в семье. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности; те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.

Ребенок-дошкольник, повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило мать, бабушка. В моем классе – это Бари С., Алексеева Н., Сарычев С. – восп. отчим.

Однако, если со стороны матери, отца, других членов семьи, любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней: ( все ребенку и ничего от него,) или очень непоследовательной: ( то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В другом случае, когда детям недостает любви, рано или поздно это скажется на их духовном и нервно-психологическом развитии.

Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянно конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Поэтому таким семьям надо помогать в воспитании детей.

Чем больше мать и отец познают ребенка, интересуются его делами в школе, садике, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье.

Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.

Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей жизни, становятся образцом для подражания.

К сожалению дети: дошкольного и школьного возраста подражают нередко и дурному: так как жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника неблагоприятная обстановка в семье, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости. Но одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, играть, читать, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес родителей к их жизни.

Одно из важнейших условий семейного воспитания – это авторитет родителей. Авторитет держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Нам педагогам, также необходимо поддерживать авторитет родителей, бабушек, дедушек, используя для этого любые подходящие ситуации.

- Какое у тебя красивое платье?

- Кто тебе его купил?

- Хорошая у тебя бабушка, заботливая, руки у нее золотые.

Л. С. Макаренко вывел несколько видов ложного авторитета родителей, самым распространенным видом – это авторитет любви. Родители в таких семья захваливают ребенка, демонстрируют свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери, создает в семье эгоиста, который подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Ребенок живет в атмосфере всепрощенства, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети начинают командовать родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, который не признает запретов.

Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой – напряжение порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.

Основное влияние на развитие личности ребенка имеет семья – это родители и родственники.


-75%

Есте­ствен­ные раз­но­гла­сия между роди­те­лями по вос­пи­та­нию не все­гда поло­жи­тельно отра­жа­ются на лич­но­сти ребёнка. Но ведь можно нахо­дить общие реше­ния, кото­рые отве­чают этапу раз­ви­тия чада и не нару­шают хруп­кий семей­ный мир.

Когда в родителях согласья нет

При­чин раз­но­гла­сий в вос­пи­та­нии может быть мно­же­ство. Но, обоб­щая, ска­жем: истоки раз­но­гла­сий между роди­те­лями в отно­ше­нии вос­пи­та­ния их детей лежат, прежде всего, в раз­ли­чии их соб­ствен­ного опыта, выне­сен­ного из детства.

chto delat esli roditeli rugajutsya 1 - Родительские разногласия в воспитании и их влияние на ребёнка

Напри­мер, если на ребёнка роди­тели кри­чат, при­чем с пол­ной уве­рен­но­стью, что взрос­лый имеет право на крик и что ребё­нок заслу­жи­вает этого, – он посте­пенно усва­и­вает пра­вило, что вся­кий чело­век имеет право на крик.

Роди­тели копи­руют модель вос­пи­та­ния, кото­рая была при­нята в их семье, поэтому всту­па­ю­щие в брак люди при­хо­дят в семью с раз­ными вос­пи­та­тель­ными уста­нов­ками и уста­нов­ками на отно­ше­ния между людьми вообще, а они усва­и­ва­ются очень рано под вли­я­нием семьи и дет­ского жиз­нен­ного опыта.

У одних к два­дцати годам может быть сфор­ми­ро­вана уста­новка на авто­ри­тар­ность, на семей­ную власть, а у дру­гих – на демо­кра­тич­ность, на диалог.

Влияние разногласий на ребёнка

Серьез­ным раз­но­гла­сием в семье часто ста­но­вится выбор стиля вос­пи­та­ния: стро­го­сти или мяг­ко­сти, авто­ри­та­ризма или демо­кра­тии, гипе­ро­пеки или невме­ша­тель­ства, и т. д. В сто­рон­ни­ках того или иного типа вос­пи­та­ния нехватки не наблюдается.

Пре­пят­ствием к выбору опти­маль­ного стиля вос­пи­та­ния могут высту­пать раз­ли­чия в харак­те­рах роди­те­лей. В то время как педан­тич­ный, застре­ва­ю­щий на мело­чах, гнев­ли­вый отец тре­бует бес­пре­ко­слов­ного послу­ша­ния и момен­таль­ного выпол­не­ния при­ка­зов, более мяг­кая по харак­теру мама, напро­тив, пота­кает всем сла­бо­стям и капри­зам ребёнка.

Такая ситу­а­ция может при­ве­сти либо к повы­ше­нию уровня тре­вож­но­сти у ребёнка за счет посто­ян­ного напря­жен­ного ожи­да­ния и неопре­де­лен­но­сти: нака­жут ли его за этот посту­пок или похва­лят, либо к раз­ви­тию хит­ро­сти и склон­но­сти к манипулированию.

Не научен­ные в дет­стве любить, не име­ю­щие надеж­ной под­держки, они не знают, что ста­нов­ле­ние силь­ной лич­но­сти воз­можно, когда есть ощу­ще­ние, что тебя пони­мают и одобряют.

Нередко раз­но­гла­сия между чле­нами семьи пере­хо­дят в откры­тую кон­фрон­та­цию, и тогда ребё­нок ока­зы­ва­ется в самой непри­ят­ной роли: залож­ни­ком роди­тель­ских кон­флик­тов, он вынуж­ден выби­рать, как ему себя вести в про­ти­во­ре­чи­вой ситуации.

А что же делать ребёнку, кото­рый хочет быть хоро­шим и для мамы, и папы, а еще и для бабушки с дедуш­кой – ведь они все любимы им? Ему тяжело не только выби­рать линию пове­де­ния, но и вообще выби­рать между люби­мыми зна­чи­мыми взрос­лыми – для него это не под силу!

Ребёнку, кото­рый вос­пи­ты­ва­ется в про­ти­во­ре­чи­вой среде, сложно выра­бо­тать соб­ствен­ные нрав­ствен­ные уста­новки, прин­ципы и убеждения.

Он вынуж­ден хит­рить и под­стра­и­ваться под каж­дого: полу­ча­ется, что уже с мла­ден­че­ства роди­тели вынуж­дают дитя учиться манипулировать.

На фоне несо­гла­сия в семье у ребёнка могут начаться нев­ро­ти­че­ские про­яв­ле­ния: ему бывает эле­мен­тарно страшно, когда роди­тели ссорятся.

Чем вести бес­по­лез­ные кро­во­про­лит­ные войны, отста­и­вая свой стиль вос­пи­та­ния, целе­со­об­раз­нее обра­титься к спе­ци­а­ли­сту, благо пси­хо­ло­ги­че­ская служба в наши дни давно уже не явля­ется экзо­ти­кой, и помощь семей­ного пси­хо­те­ра­певта в совре­мен­ном мире доступна каж­дой семье.

Что делать?

Прежде всего, важно осо­знать: един­ство пози­ции – вещь очень важ­ная. Для того чтобы прийти к еди­ному зна­ме­на­телю, в первую оче­редь надо понять, что стоит за пози­цией каж­дого из вас, уточ­нить, что каж­дый из роди­те­лей имеет в виду.

Если любое реше­ние при­ни­ма­ется в штыки, идеи отвер­га­ются, а дости­же­ния обес­це­ни­ва­ются, то это исто­рия не про вос­пи­та­ние, а про то, кто в доме глав­ный, кто хоро­ший, а кто пло­хой. Это серьез­ный повод для визита к семей­ному психологу.

Если же роди­тели про­сто выросли в семьях с раз­ными цен­но­стями, то сле­дует поста­раться вме­сте про­яс­нить, что стоит за их поже­ла­ни­ями к ребёнку.

Когда согласованность родителей особенно важна?

Сле­дует особо выде­лить четыре дет­ских воз­раст­ных пози­ции, когда для нор­маль­ного раз­ви­тия лич­но­сти ребёнка осо­бенно важна согла­со­ван­ность роди­тель­ских взгля­дов и принципов.

Воз­раст 3 лет

Надо ста­раться вос­при­ни­мать любую ситу­а­цию с ребён­ком этого воз­раста с тер­пе­нием и чув­ством юмора вне зави­си­мо­сти от вашего настро­е­ния. Не сле­дует повы­шать голос. Тем более не стоит при­бе­гать к физи­че­скому нака­за­нию. Мно­гие роди­тели, чтобы чадо не лезло к запре­щен­ным пред­ме­там, про­сто шле­пают ребёнка по рукам.

Очень важ­ная вещь: для ребёнка в этом воз­расте необ­хо­дима чет­кая пози­ция внутри семьи. Если жен­щина в курсе того, что вле­чет за собой этот воз­раст, ей обя­за­тельно надо под­го­то­вить отца к про­хож­де­нию этого этапа.

Есть муж­чины, кото­рые легче вза­и­мо­дей­ствуют с малень­ким ребён­ком, а труд­нее – с под­рост­ком. Дру­гие, наобо­рот, не знают, о чем гово­рить, пока ребё­нок не имеет своей точки зрения.

Чаще всего с малень­кими детьми отцы не вклю­ча­ются во вза­и­мо­дей­ствие, а ребёнку отец нужен все­гда: ребё­нок дол­жен на себе чув­ство­вать отцов­ский взгляд, неважно, маль­чик это или девочка. Отец необ­хо­димо обя­зан быть вклю­чен­ным в про­хож­де­ние ребён­ком этих труд­ных воз­рас­тов, это его роди­тель­ский долг. И к этому его нужно готовить.

Все мы пре­красно пони­маем, насколько заняты наши сего­дняш­ние муж­чины на работе, но маль­чи­кам необ­хо­димо муж­ское вос­пи­та­ние. Хорошо, когда есть хоро­ший дед, или хоро­ший тре­нер, или заме­ча­тель­ный учи­тель, но отца не заме­нит никто.

В про­тив­ном слу­чае из-за недо­статка обще­ния с отцом ребё­нок из мамы частенько делает объ­ект ком­пен­са­ции: гру­бит ей, пре­не­бре­гает ее прось­бами и настав­ле­ни­ями, пока­зы­вает, как может вести себя мужчина.

А мать никак не может понять при­чину такого отно­ше­ния к ней. Почему жен­щина из маль­чика не может вос­пи­тать насто­я­щего муж­чину? Да потому что дух у нее жен­ский. Какая бы умная ни была жен­щина, она не в состо­я­нии все­лить дух воина в мальчика.

Воз­раст 7 лет

Сле­ду­ю­щий труд­ный для роди­те­лей воз­раст – это воз­раст при­мерно семи лет.

Это время поступ­ле­ния в школу тоже в основ­ном падает на жен­щину, и здесь воз­ни­кает масса раз­но­гла­сий по выбору школы или типа образования.

В конце кон­цов, надо найти время и вме­сте съез­дить в школу, поскольку выбор школы – очень серьез­ное дело. Мы пре­красно знаем, если ребё­нок в началь­ных клас­сах поме­няет не одну школу, дальше он не захо­чет учиться!

Важно, чтобы роди­тели ходили на роди­тель­ское собра­ние: оба или по оче­реди, но чтобы школь­ная жизнь ребёнка не была про­бле­мой только матери.

Под­рост­ко­вый возраст

Здесь совер­шенно необ­хо­димо посиль­ное уча­стие отца.

Надо пред­ста­вить себе, что у вашего ребёнка, подо­шед­шего к этому воз­расту, по-дру­гому откры­ва­ются глаза на мир: он начи­нает видеть, кто такие на самом деле его отец и мать, какие между ними на самом деле отно­ше­ния, и папа и мама теряют свой пье­де­стал, их незыб­ле­мый авто­ри­тет падает.

Хочется напом­нить, что такое насто­я­щий авто­ри­тет, кто пред­став­ляет собой вли­я­тель­ную фигуру для ребёнка – это чело­век, кото­рого хочется слу­шать, чьей ком­пе­тент­но­сти он дове­ряет. Это чело­век, кото­рый ему пока­зы­вает, как быть по-насто­я­щему любящим.

Эта роди­тель­ская нота­ция с дол­жен­ство­ва­нием, пред­пи­сы­ва­нием – сущее нака­за­ние! Если у одного роди­теля авто­ри­тет дей­стви­тельно есть, а у дру­гого нет, о какой согла­со­ван­но­сти мы говорим?

Под­лин­ная власть – это власть чело­века силь­ного по своей натуре, по харак­теру, по нерв­ной системе, но это боль­шая редкость.

Посмот­рите кру­гом – у таких мате­рей, кото­рые коман­дуют, не имея внут­рен­них осно­ва­ний, очень упря­мые дети: как только уви­дите упря­мого ребёнка, знайте, мама у него со вто­рич­ной власт­но­стью, а бабушка – с подлинной.

На самом деле для раз­ви­тия ребёнку не нужна власт­ность матери: иде­альна мать, обла­да­ю­щая твер­до­стью, последовательностью.

Она не обе­щает того, чего не сде­лает, дер­жит слово, у нее есть прин­ципы, кото­рые она не нару­шает, но она все­гда смот­рит, годятся ли ее прин­ципы окру­жа­ю­щим ее людям, и поэтому она авторитетна!

Когда жен­щина твер­дая, разум­ная, авто­ри­тет­ная в семье, она нико­гда не поста­вит муж­чину в ситу­а­цию уни­жен­но­сти, все­гда помо­жет муж­чине занять пер­вое место рядом с собой. А если она еще и сер­деч­ная, и теп­лая, да умеет пошу­тить – цены ей нет.

В связи с труд­но­стями этого этапа я бы ска­зала роди­те­лям, что обоим надо понять важ­ную вещь: пара­доксы этого воз­раста надо пони­мать, быть может, и с помо­щью хоро­ших, разум­ных книг, ста­тей, жур­на­лов, специалистов.

Один из самых гло­баль­ных пара­док­сов состоит в том, что под­ро­сток хочет понять самого себя, он хочет стать самим собой – утвер­жда­ется ино­гда нелепо, глупо, топорно.

При этом он не может не быть вклю­чен­ным в дет­скую школь­ную общ­ность – если этого нет, это драма для ребёнка. Ему надо помо­гать вхо­дить туда, помо­гать как по-жен­ски, так и по-муж­ски, выслу­ши­вать его переживания.

В семье он тоже хочет занять опре­де­лен­ную пози­цию, отста­и­вает свое право, но надо пони­мать, что при любых обсто­я­тель­ствах ему как воз­дух нужна семья, каж­дый роди­тель и оба вме­сте должны помо­гать ему пройти этот слож­ный этап взросления.

К под­ростку необ­хо­димо повы­сить уро­вень тре­бо­ва­ний, и тут я вам скажу, что нет вос­пи­та­ния без принуждения.

При­нуж­де­ние – есте­ствен­ный про­цесс, но роди­те­лям я бы очень посо­ве­то­вала здесь поду­мать вме­сте: не пере­хо­дит ли при­нуж­де­ние в наси­лие, эмо­ци­о­наль­ное или физическое?

В под­рост­ко­вом воз­расте дол­жен пре­об­ла­дать кон­троль опре­де­лен­ного типа, но ни в коем слу­чае не дирек­тива. Это кон­троль помо­га­ю­щий, тре­бо­ва­ния не должны сопро­вож­даться кри­ками, воплями.

Роди­тели должны согла­со­ванно предъ­яв­лять свои тре­бо­ва­ния, чтобы ребёнку они были ясны и понятны.

А если тре­бу­ется при­нуж­де­ние в испол­не­нии тре­бо­ва­ний, оно должно быть разум­ным: не гру­бость, авто­ри­тар­ность и блажь должны быть нашими инстру­мен­тами в вос­пи­та­нии, а гиб­кость, согла­со­ва­ние, любовь и твер­дость, последовательность.

Поже­лаю роди­те­лям, кото­рые хотят взрас­тить свой авто­ри­тет, и папе, и маме, поста­вить себя в отно­ше­ниях с ребён­ком так, чтобы не надо было бы ему повто­рять много раз свои тре­бо­ва­ния. Под­ростки этим играют, часто делают вид, что не слы­шат, не пони­мают вас.

И, конечно, роди­те­лям сле­дует посто­янно сле­дить за тем, что тво­рится у ребёнка в душе.

Стар­ший под­рост­ко­вый возраст

И нако­нец, воз­раст сепа­ра­ции, отъ­еди­не­ния ребёнка от семьи в стар­шем под­рост­ко­вом воз­расте. К этому нужно под­го­то­виться, а это зна­чит, что у него должно быть право на уеди­не­ние, жела­тельно, чтобы была своя ком­ната или угол.

Не надо про­ве­рять его сумки, почту, не надо под­гля­ды­вать, он может закрыться. Откры­тая дверь в ком­нату ребёнка озна­чает, что в этой семье посто­янно кон­тро­ли­руют его жизнь.

Роди­те­лям сле­дует между собой дого­во­риться о том, как они с ребён­ком прой­дут эти ответ­ствен­ные этапы взрос­ле­ния, акцен­ти­ро­вать свое вни­ма­ние на том, как обоим роди­те­лям при­ни­мать уча­стие в труд­ных эта­пах жизни сына или дочери.

Пер­вое и глав­ное усло­вие роди­тель­ского успеха – согла­со­ван­ность супру­же­ских отно­ше­ний, союз любя­щих людей, для кото­рых вос­пи­та­ние ребёнка – это цен­ность. Тогда они смо­гут согла­со­вать вся­кое и любое разногласие.

Но, прежде чем браться за вос­пи­та­ние, хорошо бы раз­ре­шить все кон­фликты и раз­но­гла­сия в паре еще до рож­де­ния малыша, потому что с появ­ле­нием ребёнка на свет и его взрос­ле­нием они только усиливаются.

Фото: Unsplash

Родительские курсы могут навредить, если вы не самоэффективный родитель. Эксперты ВШЭ рассказали, почему мамы и папы идут учиться, что означают книги в семье и как выбрать родительские курсы, которые пойдут на пользу

Почему родители идут учиться

По данным исследования, больше половины родителей хотят посещать занятия по воспитанию и развитию ребенка. Среди них 64% матерей и 45% отцов. При этом 36% опрошенных мам 11% пап уже посещали занятия для родителей.

Обычно родители идут учиться, чтобы:

узнать больше о воспитании;

получить разные варианты решения проблем и задач, связанных с ребенком;

Какие родители ходят на занятия

Родители приходят на курсы, когда у них возникает больше вопросов о развитии ребенка. У родителей, которые хотят посещать занятия, в среднем по 2,8 вопросов об образовании детей, а у остальных — 2,2 вопроса.

Чаще всего родители сталкиваются с проблемами:

Заботы о теле ребенка. Гигиена, физическое здоровье и развитие, заболевания и медицинские исследования.

Норм развития. Психологическое развитие ребенка. Ситуации, в которых стоит обратиться к специалисту.

Взаимоотношений. Общение с ребенком, вторым родителем, бабушками и педагогами.

Поведения ребенка. Детские поступки и реакции на них. Качества и черты, которые нужно воспитывать.

Образования. Основное и дополнительное образование, успеваемость.

Среди родителей, которые уже изучают информацию о детях, больше потенциальных участников курсов и тренингов. Так 28% родителей, подписанных на сообщества мам и пап в интернете, планируют посещать образовательные курсы. Они чаще обсуждают вопросы о ребенке с воспитателями, учителями и врачами в интернете. Читают книги, статьи и смотрят телепередачи о воспитании, развитии и уходе за ребенком.

Для родителей, которые не ходили на занятия раньше, исследователи выявили закономерность: чем больше у таких родителей книг, тем выше их потребность в курсах.

Число книг в доме — один из традиционных показателей уровня культурных запросов семьи. Два других — частота походов в музеи, на выставки и в театр, а также чтение на иностранном языке. Чем выше значения этих трех переменных, тем больше вероятность того, что мама или папа посещали занятия для родителей. То есть, семьи с высокими культурными запросами больше интересуются экспертными знаниями по родительству. Исследователи предполагают, что образованные матери и отцы более требовательно относятся к своим родительским компетенциям в целом.

При этом образованные и состоятельные семьи имеют больше возможностей посещать родительские курсы. Они лучше ориентируются в источниках информации и качестве занятий, могут оплатить тренинги и курсы. Семьи низкими доходами и невысоким уровнем образования лишены этих преимуществ.

Мифы о родительстве

Исследователи выделяют три главных заблуждения о родительстве. Если вы хотите научиться воспитанию и образованию детей, нужно от них избавиться.

Родители обращаются к экспертам, чтобы узнать, как правильно растить детей: пеленать или высаживать, кормить грудью до школы или отказаться от этого раньше, наказывать или разговаривать. У каждого подхода есть сильные аргументы и исследования, доказывающие их пользу.

У родителей появляется больше проблем, когда ребенок взрослеет. В этот момент они могут чувствовать себя одинокими: будто только их ребенок до сих пор не говорит, не читает или не приучен к горшку. Кажется, что это ненормально.

В интервью с родителями исследователи выяснили, что каждый из них сам конструирует свое представление о норме. Например, кто-то считает учебу ребенка только на отлично нормой, а для кого-то этого недостаточно. Другие родители вообще не смотрят на оценки детей, но беспокоятся за излишнюю, на их взгляд, застенчивость ребенка.

Выступление доктора наук и Директор Института Неформального образования INO.педагогики Димы Зицера о свободе от воспитания

Как научиться родительству

Получайте и анализируйте собственный опыт. Отвечайте на вопросы: Что я сейчас сделал? Какой результат ожидал? Что получилось в итоге?

Наблюдайте, как другие родители справляются с похожей проблемой.

Получайте безопасную обратную связь от других людей — нейтральную оценку родительских действий и поддержку.

Отслеживайте свои чувства и эмоции в роли родителя.

Относитесь спокойно к неизвестности, научитесь справляться с неопределенностью.

Налаживайте отношения с помощниками по воспитанию: бабушками, дедушками, друзьями и нянями. Чем больше разногласий между родителями и помощниками, тем хуже родительская самоэффективность.

Как выбрать родительские курсы

Что почитать о воспитании успешных детей в будущем

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Читайте также: