Какую функцию осуществляют родители воспитывая своего ребенка
Обновлено: 07.07.2024
Воспитательное воздействие человек испытывает на протяжении всей свой жизни. Оно начинается с первого ласкового прикосновения матери и продолжается в процессе взросления через общение, наглядные примеры и жизненные ситуации.
Воспитание семейное – ядро, на базе которого строится успешное воздействие других воспитательных институтов: школы, социума, искусства и т. д.
Что включает в себя понятие семейное воспитание, каким оно должно быть с точки зрения педагогической науки, попытаемся разобраться в нашей статье.
Сущность определения
По сути, воспитание в семье начинается еще в утробе матери. Ведь давно доказан тот факт, что на определенной стадии развития ребенок начинает ощущать настроение матери, ее самочувствие, отношение к происходящему.
Если появление малыша ждут, разговаривают с ним, представляют, каким он появится на свет, то он чувствует защищенность, ему спокойно. Поэтому и развитие всех физиологических и психологических процессов происходит своевременно и правильно.
В чем же особенности воспитания в семье и почему этому процессу отводится такая большая роль?
Семейное воспитание – это совокупность процессов воздействия на формирование личности. При этом специфика этого воздействия определяется тем, что семьей называют и ее членов, и место, где малыш постоянно проживает. Следовательно, семейные отношения – единственная возможность ежеминутно влиять на сознание и развитие ребенка.
В первые годы жизни малыша семья заменяет ему все воспитательные факторы:
- Социум (родители и другие близкие родственники являются его общественным окружением);
- Искусство и литературу (восприятие источников происходит через призму отношений взрослых);
- Друзей (малыши в этом возрасте еще не могут делать четких разграничений между собой и другими людьми);
- Информационные источники (их предоставляет семья в том объеме и содержании, в котором считает нужным).
Следовательно, на раннем этапе развития личности семья как фактор воспитания является единственным источником воздействия на подрастающего человека. Этот тезис уже не требует доказательств, так же как и утверждение, что дети являются точной копией родителей.
Специфика воздействия
Семья как институт воспитания в процессе воздействия на личность целенаправленно или на уровне подсознания выполняет ряд функций:
- Репродуктивная. Продолжение рода – задача скорее интуитивная. Это заложенная на генетическом уровне потребность производить себе подобных.
- Социальная. Взрослые члены семьи передают годами сложившийся социальный опыт, навыки общения в социуме, правила и запреты в поведении.
- Хозяйственная. Эта функция включает в себя возможности обеспечения уровня материального благополучия конкретной семьей.
- Эмоциональная. Задача семьи – обеспечить удовлетворение малыша в гармоничном общении, любви, принятии и психологическом комфорте.
Несмотря на то, что семья является основой воспитания, она все равно подвержена влиянию общества. Ведь интимность родственной связи, кровные узы, общее мышление и нравственные устои не исключают взаимодействия с социальной средой, к которой младшее поколение начинает постепенно приобщаться, посещая детский сад, школу, общаясь со сверстниками.
Поэтому нужно рассматривать семью как социальный институт, с помощью которого происходит не только обучение навыкам взаимодействия с другими членами общества, но и соблюдение определенных рамок поведения в социуме, выходить за которые нельзя.
Цели, содержание, методы
Содержание семейного воспитания у всех родителей разное. Однако все воспитательные процессы (как на интуитивном, так и осознанном уровне) подчиняются одной цели: сформировать такую среду воспитания и развития, при которой личность вырастет нравственной, интеллектуально и физически развитой, готовой решать проблемы жизненных реалий.
При этом семья как фактор воспитания обязана использовать все виды воздействия на ребенка, чтобы его развитие было гармоничным.
Семейное воспитание должно включать в себя такие направления:
То, каким образом, в какой последовательности и объеме воплощаются данные факторы, зависит от особенностей определенной семьи.
К ним относятся такие индивидуальные семейные черты:
- Состояние физического здоровья всех членов ячейки общества;
- Психологический климат отношений;
- Генетические особенности;
- Материальное положение;
- Социальный статус;
- Моральный и культурный потенциал;
- Количество членов семьи.
Исходя из этих факторов, происходит выбор методики воспитательного воздействия.
Методику подбирают так, чтобы оказывать целенаправленное воздействие на личность ребенка в воспитательных целях.
Различают такие методы правильного воспитания:
- Убеждение;
- Похвала;
- Перспектива;
- Наказания;
- Пример из личной жизни.
Для того чтобы правильно сориентироваться в выборе методов, родители должны учитывать интересы, способности, особенности психического и эмоционального развития детей.
Принципы семейного воспитания
Сущность принципов воспитания в семье сводится к таким общим положениям:
- Уважение к желаниям, потребностям и интересам ребенка;
- Признание крохи полноправным членом не только семейного общества, но и социального окружения;
- Восприятие достоинств и недостатков личности в качестве его индивидуальности;
- Формулирование требований, соответствующих возрастным и индивидуальным способностям ребенка;
- Создание атмосферы, отвечающей комфорту в эмоциональной, душевной и физической сфере;
- Обеспечение необходимой помощи в сложных для детей жизненных обстоятельствах;
- Соблюдение последовательности и регулярности предъявляемых требований.
Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что воспитание начинается с семьи и продолжается в новой ячейке общества, которую создают выросшие и сформированные личности.
При этом негативное воздействие родительского воспитания проявляется так же ярко, как и положительное.
Рассмотрим факторы, которые не содействуют гармоничному развитию подрастающего человека, а мешают развивающейся личности:
- Чрезмерное внимание материальным ценностям;
- Отсутствие или недостаток необходимых для нормальной жизнедеятельности вещей;
- Недостаточное внимание нравственному и духовному развитию;
- Авторитарность, подавление собственных интересов, мыслей и стремление детей, навязывание своего мнения;
- Отсутствие наказания, поощряющее вседозволенность;
- Жестокость, применение физического насилия в виде наказания;
- Фанатизм в следовании выбранной методики воспитания.
Следует отметить, что понятия положительных и отрицательных факторов воздействия на ребенка, не носят категоричного характера. К исключениям относятся лишь противоправные деяния взрослых и случаи физического насилия в семье. Во всех остальных случаях выбор методов, принципов и содержания семейного воспитания зависит исключительно от индивидуальных характеристик и особенностей ячейки общества.
Несколько советов
Мир и гармония в семье, уважительное отношение, понимание и сочувствие, принятие индивидуальных особенностей личности – залог успешности семейного воспитания.
Эмоциональная наполненность положительными эмоциями от самых близких и родных людей позволит маленькому человеку стать настоящей взрослой личностью, которая умеет нести ответственность за свои поступки, четко ставить цели и следовать им.
Человек как личность начинает формироваться в семье. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности; те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.
Палкина Людмила Васильевна Октябрьская средняя школа район Магжана Жумабаева Северо – Казахстанская область
Описание разработки
Человек как личность начинает формироваться в семье. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности; те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.
Ребенок - дошкольник, повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило мать, бабушка. В моем классе – это Бари С. , Алексеева Н. , Сарычев С. – восп. отчим.
Однако, если со стороны матери, отца, других членов семьи, любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней: ( все ребенку и ничего от него, ) или очень непоследовательной: ( то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В другом случае, когда детям недостает любви, рано или поздно это скажется на их духовном и нервно - психологическом развитии.
Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянно конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Поэтому таким семьям надо помогать в воспитании детей.
Чем больше мать и отец познают ребенка, интересуются его делами в школе, садике, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье.
Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.
Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей жизни, становятся образцом для подражания.
К сожалению дети: дошкольного и школьного возраста подражают нередко и дурному: так как жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника неблагоприятная обстановка в семье, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости. Но одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, играть, читать, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес родителей к их жизни.
Одно из важнейших условий семейного воспитания – это авторитет родителей. Авторитет держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Нам педагогам, также необходимо поддерживать авторитет родителей, бабушек, дедушек, используя для этого любые подходящие ситуации.
- Какое у тебя красивое платье?
- Кто тебе его купил?
- Хорошая у тебя бабушка, заботливая, руки у нее золотые.
Л. С. Макаренко вывел несколько видов ложного авторитета родителей, самым распространенным видом – это авторитет любви. Родители в таких семья захваливают ребенка, демонстрируют свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери, создает в семье эгоиста, который подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.
Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Ребенок живет в атмосфере всепрощенства, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети начинают командовать родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, который не признает запретов.
Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой – напряжение порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.
Основное влияние на развитие личности ребенка имеет семья – это родители и родственники.
Содержимое разработки
Раздел. Преподавание в начальной школе. Классное руководство.
Учитель начальных классов Палкина Людмила Васильевна. Октябрьская средняя школа район Магжана Жумабаева Северо – Казахстанская область
Роль семьи в воспитании ребенка
Человек как личность начинает формироваться в семье. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности; те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.
Ребенок-дошкольник, повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило мать, бабушка. В моем классе – это Бари С., Алексеева Н., Сарычев С. – восп. отчим.
Однако, если со стороны матери, отца, других членов семьи, любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней: ( все ребенку и ничего от него,) или очень непоследовательной: ( то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В другом случае, когда детям недостает любви, рано или поздно это скажется на их духовном и нервно-психологическом развитии.
Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянно конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Поэтому таким семьям надо помогать в воспитании детей.
Чем больше мать и отец познают ребенка, интересуются его делами в школе, садике, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье.
Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.
Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей жизни, становятся образцом для подражания.
К сожалению дети: дошкольного и школьного возраста подражают нередко и дурному: так как жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника неблагоприятная обстановка в семье, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости. Но одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, играть, читать, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес родителей к их жизни.
Одно из важнейших условий семейного воспитания – это авторитет родителей. Авторитет держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Нам педагогам, также необходимо поддерживать авторитет родителей, бабушек, дедушек, используя для этого любые подходящие ситуации.
- Какое у тебя красивое платье?
- Кто тебе его купил?
- Хорошая у тебя бабушка, заботливая, руки у нее золотые.
Л. С. Макаренко вывел несколько видов ложного авторитета родителей, самым распространенным видом – это авторитет любви. Родители в таких семья захваливают ребенка, демонстрируют свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери, создает в семье эгоиста, который подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.
Другой вид семейного воспитания – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Ребенок живет в атмосфере всепрощенства, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети начинают командовать родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, который не признает запретов.
Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой – напряжение порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.
Основное влияние на развитие личности ребенка имеет семья – это родители и родственники.
-75%
Естественные разногласия между родителями по воспитанию не всегда положительно отражаются на личности ребёнка. Но ведь можно находить общие решения, которые отвечают этапу развития чада и не нарушают хрупкий семейный мир.
Когда в родителях согласья нет
Причин разногласий в воспитании может быть множество. Но, обобщая, скажем: истоки разногласий между родителями в отношении воспитания их детей лежат, прежде всего, в различии их собственного опыта, вынесенного из детства.
Например, если на ребёнка родители кричат, причем с полной уверенностью, что взрослый имеет право на крик и что ребёнок заслуживает этого, – он постепенно усваивает правило, что всякий человек имеет право на крик.
Родители копируют модель воспитания, которая была принята в их семье, поэтому вступающие в брак люди приходят в семью с разными воспитательными установками и установками на отношения между людьми вообще, а они усваиваются очень рано под влиянием семьи и детского жизненного опыта.
У одних к двадцати годам может быть сформирована установка на авторитарность, на семейную власть, а у других – на демократичность, на диалог.
Влияние разногласий на ребёнка
Серьезным разногласием в семье часто становится выбор стиля воспитания: строгости или мягкости, авторитаризма или демократии, гиперопеки или невмешательства, и т. д. В сторонниках того или иного типа воспитания нехватки не наблюдается.
Препятствием к выбору оптимального стиля воспитания могут выступать различия в характерах родителей. В то время как педантичный, застревающий на мелочах, гневливый отец требует беспрекословного послушания и моментального выполнения приказов, более мягкая по характеру мама, напротив, потакает всем слабостям и капризам ребёнка.
Такая ситуация может привести либо к повышению уровня тревожности у ребёнка за счет постоянного напряженного ожидания и неопределенности: накажут ли его за этот поступок или похвалят, либо к развитию хитрости и склонности к манипулированию.
Не наученные в детстве любить, не имеющие надежной поддержки, они не знают, что становление сильной личности возможно, когда есть ощущение, что тебя понимают и одобряют.
Нередко разногласия между членами семьи переходят в открытую конфронтацию, и тогда ребёнок оказывается в самой неприятной роли: заложником родительских конфликтов, он вынужден выбирать, как ему себя вести в противоречивой ситуации.
А что же делать ребёнку, который хочет быть хорошим и для мамы, и папы, а еще и для бабушки с дедушкой – ведь они все любимы им? Ему тяжело не только выбирать линию поведения, но и вообще выбирать между любимыми значимыми взрослыми – для него это не под силу!
Ребёнку, который воспитывается в противоречивой среде, сложно выработать собственные нравственные установки, принципы и убеждения.
Он вынужден хитрить и подстраиваться под каждого: получается, что уже с младенчества родители вынуждают дитя учиться манипулировать.
На фоне несогласия в семье у ребёнка могут начаться невротические проявления: ему бывает элементарно страшно, когда родители ссорятся.
Чем вести бесполезные кровопролитные войны, отстаивая свой стиль воспитания, целесообразнее обратиться к специалисту, благо психологическая служба в наши дни давно уже не является экзотикой, и помощь семейного психотерапевта в современном мире доступна каждой семье.
Что делать?
Прежде всего, важно осознать: единство позиции – вещь очень важная. Для того чтобы прийти к единому знаменателю, в первую очередь надо понять, что стоит за позицией каждого из вас, уточнить, что каждый из родителей имеет в виду.
Если любое решение принимается в штыки, идеи отвергаются, а достижения обесцениваются, то это история не про воспитание, а про то, кто в доме главный, кто хороший, а кто плохой. Это серьезный повод для визита к семейному психологу.
Если же родители просто выросли в семьях с разными ценностями, то следует постараться вместе прояснить, что стоит за их пожеланиями к ребёнку.
Когда согласованность родителей особенно важна?
Следует особо выделить четыре детских возрастных позиции, когда для нормального развития личности ребёнка особенно важна согласованность родительских взглядов и принципов.
Возраст 3 лет
Надо стараться воспринимать любую ситуацию с ребёнком этого возраста с терпением и чувством юмора вне зависимости от вашего настроения. Не следует повышать голос. Тем более не стоит прибегать к физическому наказанию. Многие родители, чтобы чадо не лезло к запрещенным предметам, просто шлепают ребёнка по рукам.
Очень важная вещь: для ребёнка в этом возрасте необходима четкая позиция внутри семьи. Если женщина в курсе того, что влечет за собой этот возраст, ей обязательно надо подготовить отца к прохождению этого этапа.
Есть мужчины, которые легче взаимодействуют с маленьким ребёнком, а труднее – с подростком. Другие, наоборот, не знают, о чем говорить, пока ребёнок не имеет своей точки зрения.
Чаще всего с маленькими детьми отцы не включаются во взаимодействие, а ребёнку отец нужен всегда: ребёнок должен на себе чувствовать отцовский взгляд, неважно, мальчик это или девочка. Отец необходимо обязан быть включенным в прохождение ребёнком этих трудных возрастов, это его родительский долг. И к этому его нужно готовить.
Все мы прекрасно понимаем, насколько заняты наши сегодняшние мужчины на работе, но мальчикам необходимо мужское воспитание. Хорошо, когда есть хороший дед, или хороший тренер, или замечательный учитель, но отца не заменит никто.
В противном случае из-за недостатка общения с отцом ребёнок из мамы частенько делает объект компенсации: грубит ей, пренебрегает ее просьбами и наставлениями, показывает, как может вести себя мужчина.
А мать никак не может понять причину такого отношения к ней. Почему женщина из мальчика не может воспитать настоящего мужчину? Да потому что дух у нее женский. Какая бы умная ни была женщина, она не в состоянии вселить дух воина в мальчика.
Возраст 7 лет
Следующий трудный для родителей возраст – это возраст примерно семи лет.
Это время поступления в школу тоже в основном падает на женщину, и здесь возникает масса разногласий по выбору школы или типа образования.
В конце концов, надо найти время и вместе съездить в школу, поскольку выбор школы – очень серьезное дело. Мы прекрасно знаем, если ребёнок в начальных классах поменяет не одну школу, дальше он не захочет учиться!
Важно, чтобы родители ходили на родительское собрание: оба или по очереди, но чтобы школьная жизнь ребёнка не была проблемой только матери.
Подростковый возраст
Здесь совершенно необходимо посильное участие отца.
Надо представить себе, что у вашего ребёнка, подошедшего к этому возрасту, по-другому открываются глаза на мир: он начинает видеть, кто такие на самом деле его отец и мать, какие между ними на самом деле отношения, и папа и мама теряют свой пьедестал, их незыблемый авторитет падает.
Хочется напомнить, что такое настоящий авторитет, кто представляет собой влиятельную фигуру для ребёнка – это человек, которого хочется слушать, чьей компетентности он доверяет. Это человек, который ему показывает, как быть по-настоящему любящим.
Эта родительская нотация с долженствованием, предписыванием – сущее наказание! Если у одного родителя авторитет действительно есть, а у другого нет, о какой согласованности мы говорим?
Подлинная власть – это власть человека сильного по своей натуре, по характеру, по нервной системе, но это большая редкость.
Посмотрите кругом – у таких матерей, которые командуют, не имея внутренних оснований, очень упрямые дети: как только увидите упрямого ребёнка, знайте, мама у него со вторичной властностью, а бабушка – с подлинной.
На самом деле для развития ребёнку не нужна властность матери: идеальна мать, обладающая твердостью, последовательностью.
Она не обещает того, чего не сделает, держит слово, у нее есть принципы, которые она не нарушает, но она всегда смотрит, годятся ли ее принципы окружающим ее людям, и поэтому она авторитетна!
Когда женщина твердая, разумная, авторитетная в семье, она никогда не поставит мужчину в ситуацию униженности, всегда поможет мужчине занять первое место рядом с собой. А если она еще и сердечная, и теплая, да умеет пошутить – цены ей нет.
В связи с трудностями этого этапа я бы сказала родителям, что обоим надо понять важную вещь: парадоксы этого возраста надо понимать, быть может, и с помощью хороших, разумных книг, статей, журналов, специалистов.
Один из самых глобальных парадоксов состоит в том, что подросток хочет понять самого себя, он хочет стать самим собой – утверждается иногда нелепо, глупо, топорно.
При этом он не может не быть включенным в детскую школьную общность – если этого нет, это драма для ребёнка. Ему надо помогать входить туда, помогать как по-женски, так и по-мужски, выслушивать его переживания.
В семье он тоже хочет занять определенную позицию, отстаивает свое право, но надо понимать, что при любых обстоятельствах ему как воздух нужна семья, каждый родитель и оба вместе должны помогать ему пройти этот сложный этап взросления.
К подростку необходимо повысить уровень требований, и тут я вам скажу, что нет воспитания без принуждения.
Принуждение – естественный процесс, но родителям я бы очень посоветовала здесь подумать вместе: не переходит ли принуждение в насилие, эмоциональное или физическое?
В подростковом возрасте должен преобладать контроль определенного типа, но ни в коем случае не директива. Это контроль помогающий, требования не должны сопровождаться криками, воплями.
Родители должны согласованно предъявлять свои требования, чтобы ребёнку они были ясны и понятны.
А если требуется принуждение в исполнении требований, оно должно быть разумным: не грубость, авторитарность и блажь должны быть нашими инструментами в воспитании, а гибкость, согласование, любовь и твердость, последовательность.
Пожелаю родителям, которые хотят взрастить свой авторитет, и папе, и маме, поставить себя в отношениях с ребёнком так, чтобы не надо было бы ему повторять много раз свои требования. Подростки этим играют, часто делают вид, что не слышат, не понимают вас.
И, конечно, родителям следует постоянно следить за тем, что творится у ребёнка в душе.
Старший подростковый возраст
И наконец, возраст сепарации, отъединения ребёнка от семьи в старшем подростковом возрасте. К этому нужно подготовиться, а это значит, что у него должно быть право на уединение, желательно, чтобы была своя комната или угол.
Не надо проверять его сумки, почту, не надо подглядывать, он может закрыться. Открытая дверь в комнату ребёнка означает, что в этой семье постоянно контролируют его жизнь.
Родителям следует между собой договориться о том, как они с ребёнком пройдут эти ответственные этапы взросления, акцентировать свое внимание на том, как обоим родителям принимать участие в трудных этапах жизни сына или дочери.
Первое и главное условие родительского успеха – согласованность супружеских отношений, союз любящих людей, для которых воспитание ребёнка – это ценность. Тогда они смогут согласовать всякое и любое разногласие.
Но, прежде чем браться за воспитание, хорошо бы разрешить все конфликты и разногласия в паре еще до рождения малыша, потому что с появлением ребёнка на свет и его взрослением они только усиливаются.
Родительские курсы могут навредить, если вы не самоэффективный родитель. Эксперты ВШЭ рассказали, почему мамы и папы идут учиться, что означают книги в семье и как выбрать родительские курсы, которые пойдут на пользу
Почему родители идут учиться
По данным исследования, больше половины родителей хотят посещать занятия по воспитанию и развитию ребенка. Среди них 64% матерей и 45% отцов. При этом 36% опрошенных мам 11% пап уже посещали занятия для родителей.
Обычно родители идут учиться, чтобы:
узнать больше о воспитании;
получить разные варианты решения проблем и задач, связанных с ребенком;
Какие родители ходят на занятия
Родители приходят на курсы, когда у них возникает больше вопросов о развитии ребенка. У родителей, которые хотят посещать занятия, в среднем по 2,8 вопросов об образовании детей, а у остальных — 2,2 вопроса.
Чаще всего родители сталкиваются с проблемами:
Заботы о теле ребенка. Гигиена, физическое здоровье и развитие, заболевания и медицинские исследования.
Норм развития. Психологическое развитие ребенка. Ситуации, в которых стоит обратиться к специалисту.
Взаимоотношений. Общение с ребенком, вторым родителем, бабушками и педагогами.
Поведения ребенка. Детские поступки и реакции на них. Качества и черты, которые нужно воспитывать.
Образования. Основное и дополнительное образование, успеваемость.
Среди родителей, которые уже изучают информацию о детях, больше потенциальных участников курсов и тренингов. Так 28% родителей, подписанных на сообщества мам и пап в интернете, планируют посещать образовательные курсы. Они чаще обсуждают вопросы о ребенке с воспитателями, учителями и врачами в интернете. Читают книги, статьи и смотрят телепередачи о воспитании, развитии и уходе за ребенком.
Для родителей, которые не ходили на занятия раньше, исследователи выявили закономерность: чем больше у таких родителей книг, тем выше их потребность в курсах.
Число книг в доме — один из традиционных показателей уровня культурных запросов семьи. Два других — частота походов в музеи, на выставки и в театр, а также чтение на иностранном языке. Чем выше значения этих трех переменных, тем больше вероятность того, что мама или папа посещали занятия для родителей. То есть, семьи с высокими культурными запросами больше интересуются экспертными знаниями по родительству. Исследователи предполагают, что образованные матери и отцы более требовательно относятся к своим родительским компетенциям в целом.
При этом образованные и состоятельные семьи имеют больше возможностей посещать родительские курсы. Они лучше ориентируются в источниках информации и качестве занятий, могут оплатить тренинги и курсы. Семьи низкими доходами и невысоким уровнем образования лишены этих преимуществ.
Мифы о родительстве
Исследователи выделяют три главных заблуждения о родительстве. Если вы хотите научиться воспитанию и образованию детей, нужно от них избавиться.
Родители обращаются к экспертам, чтобы узнать, как правильно растить детей: пеленать или высаживать, кормить грудью до школы или отказаться от этого раньше, наказывать или разговаривать. У каждого подхода есть сильные аргументы и исследования, доказывающие их пользу.
У родителей появляется больше проблем, когда ребенок взрослеет. В этот момент они могут чувствовать себя одинокими: будто только их ребенок до сих пор не говорит, не читает или не приучен к горшку. Кажется, что это ненормально.
В интервью с родителями исследователи выяснили, что каждый из них сам конструирует свое представление о норме. Например, кто-то считает учебу ребенка только на отлично нормой, а для кого-то этого недостаточно. Другие родители вообще не смотрят на оценки детей, но беспокоятся за излишнюю, на их взгляд, застенчивость ребенка.
Выступление доктора наук и Директор Института Неформального образования INO.педагогики Димы Зицера о свободе от воспитания
Как научиться родительству
Получайте и анализируйте собственный опыт. Отвечайте на вопросы: Что я сейчас сделал? Какой результат ожидал? Что получилось в итоге?
Наблюдайте, как другие родители справляются с похожей проблемой.
Получайте безопасную обратную связь от других людей — нейтральную оценку родительских действий и поддержку.
Отслеживайте свои чувства и эмоции в роли родителя.
Относитесь спокойно к неизвестности, научитесь справляться с неопределенностью.
Налаживайте отношения с помощниками по воспитанию: бабушками, дедушками, друзьями и нянями. Чем больше разногласий между родителями и помощниками, тем хуже родительская самоэффективность.
Как выбрать родительские курсы
Что почитать о воспитании успешных детей в будущем
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Читайте также: