Какому органу принадлежит исключительное право помилования в зарубежных странах

Обновлено: 04.07.2024

§ 1. правовые системы зарубежных стран и правовой статус личности

Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных социалистических стран, а также некоторых других тоталитарных режимов говорят только о правах гражданина.

Права гражданина вытекают из факта гражданства, юридической связи лица с определенным государством, политическим сообществом. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение (в том числе в политические партии), право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоятельств. Непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина нет, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно философский, общетеоретический характер.

Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность любого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депутатов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в Конституции КНР). Во многих капиталистических странах моральными считаются основные социально-экономические права (например, право на труд).

Многие права и обязанности человека и гражданина возникают только с достижением определенного возраста, например право на труд обычно с 16 лет, воинская обязанность — с 18—19 лет, некоторые — с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.

Международное право и правовой статус личности. В современных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в определенных аспектах и гражданина (например, по вопросам избирательного права) в значительной степени определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами. Международные акты, ратифицированные государством, могут действовать непосредственно и применяться судами страны как ее внутреннее право, причем некоторые конституции устанавливают примат (верховенство) международного права над внутренним (помимо ратифицированных государством актов это положение относится и к общепризнанным принципам международного права). Нормы международного права по вопросу о правах человека могут действовать и через внутреннее право, если они имплементированы (включены) в законодательство страны (в ряде случаев международное право предусматривает такую импле-ментацию для государств, подписавших и ратифицировавших соответствующие международные документы).

Международное право устанавливает;

1) внутреннее конституционное законодательство, учитывая условия своей страны, должно включать тот объем основных прав и свобод человека и гражданина, который соответствует международным стандартам и принятым на себя государством обязательствам перед между-, народным сообществом;

2) внутреннее законодательство не может противоречить зафиксированным в международных актах основным правам человека и общечеловеческим ценностям;

3) нет абсолютной свободы и абсолютных прав; они могут быть ограничены, но только на основе закона и в той части, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного права и в точно определенных целях (обеспечение общественного порядка, публичной морали, здоровья населения и т.д.);

4) запрещается злоупотребление правами, т.е. использование их с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других физических или юридических лиц;

5) права личности ограничены правами других лиц;

6) права и свободы должны быть обеспечены гарантиями, юридическими, а также материальными в той мере, как это позволяют условия страны. Наконец, все шире утверждается положение, что правам и свободам должны соответствовать обязанности человека и гражданина перед обществом, государством, коллективом, другими людьми.

В некоторых странах есть законы, позволяющие преследовать в судебном порядке иностранных должностных лиц за нарушение прав человека в их государствах Таким образом в Испании в конце 90-х гг. был начат судебный процесс против генерала Пиночета — чилийского диктатора в прошлом (не завершен). В Бельгии по такому закону 1996 г. трижды возбуждались уголовные дела против иранского президента, того же Пиночета (оба раза неудачно) и в 2000 г. против министра иностранных дел Конго, призывавшего уничтожать племя тутси.

Социалистическая концепция прав человека (в трактовке тоталитарного социализма) исходит из коллективистских принципов, отдавая приоритет обществу и государству, коллективу перед личностью. Ее сторонники считают, что человек живет в обществе и не может быть свободным от общества. Поэтому права человека и тем более гражданина могут быть реализованы только в сообществе и обеспечены государством. Основная роль в наделении личности (гражданина) правами отводится государству, а прирожденные права в принципе отвергаются. Как отмечалось, при данном подходе приоритет отдается различию прав трудящихся и нетрудящихся граждан и в отличие от индивидуалистской концепции основное внимание уделяется социально-экономическим правам, как имеющим особое значение для трудящихся.

Основные (конституционные) права и обязанности и юридические лица. Хотя в конституциях речь идет о физических лицах (человеке и гражданине), во многих странах считается, что основные права и обязанности (например, свобода выражения мнений, обязанность платить налоги) могут быть распространены и на юридические лица, если могут быть отнесены к ним по своему существу.

Федеральное помилование в Соединенных Штатах является действием президента в Соединенных Штатах , которые полностью резервируют наказание для федерального преступления . Полномочия принимать такие меры , предоставляется президенту по статье II, раздел 2, пункт 1 части Конституции США . Помилование - это одна из форм помилования президента, другие - это смягчение приговора , освобождение от штрафа или реституции и отсрочка. [1] Лицо может принять решение не принимать помилование, и в этом случае оно не вступает в силу; [2] согласно мнению большинства Верховного суда вBurdick v. United States помилование "подразумевает вменение вины; принятие признания в ней".

Согласно Конституции, помилование президента распространяется на все федеральные уголовные преступления, за исключением случаев импичмента. [3] Все прошения о помиловании со стороны исполнительной власти за федеральные правонарушения обычно направляются в Офис прокурора по помилованию Министерства юстиции США для расследования и рассмотрения [4], но президент может обойти этот офис. [5]

Полный объем полномочий президента по помилованию еще не решен. Прощения были использованы для предположительных случаев, например, когда президент Джеральд Форд помиловал Никсона , который не был заряжен ни с чем, по сравнению с любыми возможными преступлений , связанных с скандалом Уотергейт , [6] , но Верховный суд никогда не рассматривал юридическая сила такие помилования. [7] Существуют разногласия по поводу того, как право помилования применяется к делам, связанным с препятствием для импичмента . [8] Кроме того, способность президента помиловать себя (самопомилование) никогда не проверялась в судах, потому что на сегодняшний день ни один президент не предпринимал таких действий. [9] Были также предположения относительно того, возможно ли тайное помилование. [10]

Содержание

Право президента на помилование основывается на статье 2 Конституции Соединенных Штатов (раздел 2, пункт 1), которая предусматривает:

Президент . имеет право давать отсрочки и помилования за преступления против Соединенных Штатов, за исключением случаев импичмента .

Верховный суд США истолковал положение, предусмотрев право помилования, условно помилования, коммутации от наказания, условные коммутации от наказания, ремиссии штрафов и конфискаций, отсрочек и амнистий . [11]

Александр Гамильтон защищал право помилования в The Federalist Papers , особенно в Federalist No. 74 .

Помилование, предоставленное президентами от Джорджа Вашингтона до первого срока Гровера Кливленда (1885–1889), было написано президентом от руки. После того, как пишущие машинки стали использоваться в обычных делах Белого дома, администрация подготовила для президента помилование, требуя только, чтобы президент подписал их. [14]

Все федеральные прошения о помиловании адресованы президенту, который удовлетворяет или отклоняет прошение. Как правило, заявления о помиловании передаются на рассмотрение и необязательную рекомендацию в Офис прокурора по помилованию , должностное лицо Министерства юстиции США . Количество помилований и помилований варьировалось от администрации к администрации. После Второй мировой войны было помиловано меньше людей . [15]

Министерство юстиции обычно требует, чтобы любое лицо, подающее прошение о помиловании, подождало пять лет после осуждения или освобождения, прежде чем получить помилование. [17] Конституционность открытых помилований, таких как помилование Фордом Никсона, никогда не подвергалась судебной проверке в Верховном суде и остается под вопросом. [7]

Хотя помилование может быть предоставлено без подачи официального запроса, в большинстве случаев прокуратура по помилованию будет рассматривать только прошения от лиц, отбывших срок наказания и, кроме того, продемонстрировавших свою способность вести ответственный и продуктивный образ жизни в течение значительный срок после осуждения или освобождения из-под стражи. [3]

Федеральное помилование, выданное президентом, распространяется только на федеральный закон; они не применяются к гражданским, государственным или местным правонарушениям. Федеральное помилование также не распространяется на дела об импичменте. Помилование за преступления штата осуществляется губернатором или советом по помилованию штата. [3]

Президентское помилование восстанавливает различные права, утраченные в результате помилованного правонарушения, и может в некоторой степени уменьшить стигматизацию, возникающую в результате осуждения, но не стирает и не стирает запись самого приговора. Таким образом, лицо, которому даровано помилование, должно по-прежнему указывать свою судимость в любой форме, где требуется такая информация, хотя это лицо также может раскрыть факт того, что оно получило помилование. [4] Кроме того, поскольку большинство гражданских недугов, возникающих в результате осуждения по уголовному делу, таких как потеря права голоса и права занимать государственные должности в штате, налагается на основании закона штата, а не федерального закона, они могут быть сняты только по решению штата. [4]

Проблема вновь возникла в 1998 году, во время импичмента президенту Биллу Клинтону . [26]

Конституционные вопросы о помиловании поднимались во многих делах Верховного суда. В деле Ex parte Garland большинство Верховного суда постановило:

"Полномочия, предоставленные таким образом, безграничны, за указанным исключением. Они распространяются на все правонарушения, известные закону, и могут осуществляться в любое время после их совершения, либо до начала судебного разбирательства, либо во время их рассмотрения, либо после осуждения и Это право президента не подлежит законодательному контролю. Конгресс не может ни ограничить действие его помилования, ни исключить из его осуществления любую группу правонарушителей. Благоприятная прерогатива помилования, возложенная на него, не может быть скована никакими законодательными ограничениями. " [29] [30]

В . Марбери v Мэдисон , главный судья Джон Маршалл писал о президентских полномочий:

"[T] Президент наделен некоторыми важными политическими полномочиями . [для] которых он должен использовать свое собственное усмотрение, и несет ответственность только перед своей страной в своем политическом характере и перед своей собственной совестью . [. ] [Как бы то ни было, может быть высказано мнение о том, каким образом может использоваться право усмотрения исполнительной власти, тем не менее, существует и может существовать отсутствие полномочий по контролю за этим усмотрением . [.] [] Решение исполнительной власти является окончательным . " [31]

Право помилования было спорным с самого начала; многие антифедералисты вспомнили примеры злоупотреблений властью помилования со стороны королевских властей в Европе и предупредили, что то же самое произойдет и в новой республике. [32] Такие критики, как антифедералисты, утверждали, что помилование чаще использовалось ради политической целесообразности, чем для исправления судебной ошибки. [33]

В XVIII веке Джордж Вашингтон впервые на федеральном уровне помиловал лидеров Восстания виски в последний день своего пребывания у власти. [34]

В XIX веке Эндрю Джонсон вызвал широкие споры о помиловании тысяч бывших официальных лиц Конфедерации и военнослужащих после Гражданской войны в США . [35]

В XX веке Джеральд Форд помиловал бывшего президента Ричарда Никсона 8 сентября 1974 года за должностные проступки, которые привели к Уотергейтскому скандалу. [36] Опросы показали, что большинство американцев не одобряют помилование, и рейтинг общественного одобрения Форда впоследствии упал. [37] Среди других публично спорных применений права помилования - амнистия Джимми Картера уклоняющимся от призыва во Вьетнаме на второй день его пребывания в должности, 21 января 1977 года; [38] Джордж Буш «s помилование из 75 человек , в том числе шести администрация Рейгана должностных лиц , обвиняемых или осужденных в связи с делом Иран-контрас; и смягчение приговора Билла Клинтона для 16 членов FALN в 1999 году [39].

В XXI веке помилование Клинтоном 140 человек в последний день его президентства 20 января 2001 года, включая беглого миллиардера Марка Рича и его собственного брата Роджера Клинтона , подверглось резкой критике.

Президент Дональд Трамп впервые помиловал бывшего шерифа Аризоны Джо Арпайо 25 августа 2017 года; [40] Арпайо был признан виновным в неуважении к делу в федеральном суде. [41] помилование Arpaio относительно необычны в выдаётся в начале президентства Трампа. Это вызвало широкую критику со стороны политических оппонентов. 25 ноября 2020 года Трамп объявил в Twitter, что помиловал бывшего генерала и советника Трампа по национальной безопасности Майкла Флинна . [42] Флинн признал себя виновным по одному пункту обвинения в даче ложных показаний ФБР, правонарушение, которое побудило Трампа уволить Флинна с поста своего советника по национальной безопасности через 23 дня после вступления в должность. [43] 23 декабря 2020 года Трамп помиловал 26 друзей и союзников, в том числе своего давнего союзника Роджера Стоуна , бывшего председателя кампании Пола Манафорта и Чарльза Кушнера , отца своего зятя. [44]

Символическим использованием президентского помилования является Национальная презентация индейки в честь Дня благодарения в ноябре, на которой домашняя индейка прощается с убийством на обед в честь Дня Благодарения и может прожить свою жизнь на ферме. [45]

Глава VIII ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Например, в ФРГ федеральный президент, согласно конституции и закону о выборах федерального президента Федеральным собранием 1959 года, избирается Федеральным собранием, состоящим из членов бундестага (нижняя палата парламента) и представителей земель, избранных ландтагами на началах пропорционального представительства. Для избрания президента нужно абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания. Если в двух первых турах голосования ни один кандидат не наберет абсолютного большинства, то президент избирается в следующем туре относительным большинством голосов. Схожий порядок был установлен индийской конституцией 1950 года, согласно которой президент избирается особой избирательной коллегией, состоящей из выборных членов обеих палат центрального парламента и выборных членов законодательных собраний (нижних палат) штатов. И в ФРГ, и в Индии количество членов избирательной коллегии от союзного парламента равно количеству членов, представляющих соответственно земли и штаты. При избрании резидента Индийской Республики применяется пропорциональная система представительства посредством единого передаваемого голоса. Во всех трех вариантах выборов президента парламентарной республики глава государства получает мандат от парламента, его власть производна и он не может самостоятельно противопоставить себя общенациональному представительному учреждению. Избранный таким путем президент обладает номинальными полномочиями и не играет существенной роли в государственной жизни страны. Предоставление делегатам единого передаваемого голоса является особой разновидностью пропорциональной системы (полное ее название – пропорциональная система представительства посредством единого передаваемого голоса). Она применяется в Индии, Ирландии, Австралии, Мальте. Согласно этой системе каждый избиратель имеет один голос. Получив бюллетень, он проставляет против имен кандидатов свои предпочтения, указывая соответствующими цифрами, кого он желает видеть в первую очередь, кого – во вторую и т. д. По окончании голосования подсчитываются первые предпочтения, полученные каждым кандидатом, и определяется квота по системе X. Друпа. 161 11-1218

Оценку подлинной роли главы государства по букве конституции дать нельзя, так как между тем, что записано в конституции, и действительностью – дистанция огромного размера. Юридически глава государства почти всемогущ и всесилен. Практически он низведен до положения некоего символа, ибо реальных возможностей воздействия на государственную политику он лишен. Этот разрыв между юридическим и фактическим положением главы государства характерен для всех парламентарных стран. В целом ряде зарубежных стран не существует юридических ограничений дискреционной деятельности главы государства, полномочия которого осуществляются правительством единственно в силу конституционного соглашения, формально не имеющего юридической силы. Отсюда возникает вопрос о возможности осуществления главой государства принадлежащих ему полномочий помимо и вопреки воле правительства. В таких странах, как Англия и Индия, а также в некоторых других никаких конституционных барьеров против этого не установлено. Конечно, в обычных условиях подобный бунт главы государства совершенно гипотетичен, тем не менее в новейшей истории подобные случаи были. В сложных условиях, при наличии острого политического кризиса возможно использование таких полномочий главы государства, как право роспуска парламента, вето, смещение правительства. Сфера дискреционных полномочий главы государства в обычных условиях весьма незначительна, однако возможны ситуации, при которых глава государства может получить возможность действовать самостоятельно. Обычно такое положение возникает при расколе правящей политической партии. Такой случай, например, имел место в Англии в 1957 году, когда после отставки А. Идена, вызванной суэцким конфликтом, в консервативной партии оказались два равноценных претендента на пост премьер-министра – Макмиллан и Батлер. Королева получила возможность выбора, но предпочла обратиться за советом к старейшим государственным деятелям: У. Черчиллю и лорду Солсбери. Умудренные опытом консерваторы дали, с их точки зрения, добрый совет своей королеве, в соответствии с которым она назначила премьер-министром Г. Макмиллана. 170

В Италии реальная роль президента возрастала по мере усложнения партийного состава правительства, когда в политическую практику вошли многопартийные коалиции, отличавшиеся крайней неустойчивостью. В случае выхода главы государства из повиновения правящая элита имеет различные средства – конституционные и неконституционные, с помощью которых она может обуздать непокорного либо удалить неугодного президента или монарха. Очень часто в наше время президентов свергают силой. Этот способ – пронунциаменто – широко применялся в странах Латинской Америки и на других континентах. Наконец, конституции многих зарубежных государств закрепляют механизм смещения президента при наступлении определенных обстоятельств. Наиболее типична процедура импичмента^, установленная американской конституцией. Президент США (и другие должностные лица федерации, кроме военных и законодателей) может быть подвергнут суду импичмента, если он совершит измену, взяточничество или другое тяжкое преступление. В этом случае палата представителей возбуждает дело и формулирует статьи обвинения. Дело по существу рассматривается сенатом под председательством главного судьи Верховного суда. В случае признания президента виновным – для этого необходимы две трети голосов присутствующих сенаторов – он отстраняется от должности. Эта процедура была применена однажды в отношении президента Джонсона, в 1867 году, но для его осуждения нехватило одного голоса. В 1974 году Юридический комитет сформулировал и одобрил статьи обвинения президента Р. Никсона, но сама процедура импичмента не состоялась, так как Р. Никсон ушел в отставку, в результате чего президентом стал Д. Р. Форд. Согласно конституции Франции 1958 года президент может быть привлечен к ответственности только в случае совершения государственной измены. Обвинение предъявляется обеими палатами парламента, выносящими идентичные решения двумя третями голосов. Дело по существу рассматривает Верховный суд. ^ Импичмент появился в Англии в конце XIV века и применялся для осуждения высших должностных лиц короны. Обвинение предъявляла палата общин, а судили лорды.

Аналогичную процедуру устанавливает и конституция Италии 1947 года. Случаи привлечения президентов к ответственности в конституционном порядке чрезвычайно редки.

Контрольные вопросы к Главе VIII

1. Что такое престолонаследие? 2. Каковы взаимоотношения главы государства с парламентом и правительством? 3. Назовите основные полномочия главы государства. 4. Как избирается президент США, Франции, Индии? 5. Какие виды права вето Вы знаете? 6. Что такое контрасигнатура?

Реальная роль главы государства в механизме публичной власти является неодинаковой в различных государствах и определяется формой правления. Так, в абсолютных монархиях, как уже отмечалось, он является единоличным правителем, которому принадлежит вся полнота государственной власти. В дуалистических монархиях и президентских республиках глава государства является весьма сильной политической фигурой и фактическим лидером страны, поскольку он одновременно с функциями главы государства выполняет функции главы исполнительной власти. В суперпрезидентских роль главы государства является еще более сильной в ущерб парламенту как органу законодательной власти. Нередко и в смешанных полупрезидентских республиках центр тяжести государственной власти смещен с сторону президента. Наконец, в парламентарных странах глава государства в обычных политических условиях выступает слабой политической фигурой, играя резервную роль гаранта политической стабильности и демократизма.

52. Порядок (способы) наделения полномочиями главы государства в зарубежных странах. Требования к кандидатам (претендентам) на должность главы государства.

Основания и процедура приобретения полномочий главы государства во многом зависят от формы правления. Монарх является невыборным главой государства, получающим свои полномочия по наследству, т.е. по праву рождения. В зависимости от соотношения прав мужчин и женщин на занятие престола различают несколько систем престолонаследия: салическую, при которой престол могут наследовать исключительно мужчины (Япония, Бельгия); кастильскую, при которой трон наследует старший сын монарха, чьи полномочия прекратились, и только если сыновей у него нет, пост главы государства наследует старшая дочь (Испания, Великобритания); австрийскую, допускающую наследование престола женщиной только при полном отсутствии мужских линий наследования; шведскую, устанавливающую равные шансы для мужчин и женщин, т.е. значение имеют не пол, а степень родства с умершим или отрекшимся монархом и возраст претендентов на престол.

В случаях отсутствия законного наследника вопрос о преемнике монарха нередко решается парламентом.

В ряде развивающихся стран монархи избираются на определенный срок правящей семьей (Саудовская Аравия) или наследственными главами субъектов федерации (Малайзия, ОАЭ).

От формы правления, существующей в той или иной стране зависит не только порядок замещения должности главы государства, но и объем его полномочий. Но здесь наблюдается несколько иная зависимость. Если процедура приобретения полномочий главы государства во многом определяется тем, монархия или республика существует в стране, то характер и круг полномочий зависят от разновидности монархии или республики: например, компетенция президентов в парламентарных республиках во многом аналогична полномочиям монархов парламентарных монархий.

Компетенция главы государства распространяется на целый ряд областей государственной деятельности. Он обладает большим или меньшим набором прав и обязанностей в законодательной, исполнительной и судебной сферах, в сферах обороны, безопасности и внешней политики, решает некоторые вопросы правового положения человека.

При этом глава любого государства как минимум имеет следующие полномочия. Во взаимоотношениях с парламентом он нередко назначает парламентские выборы, созывает парламент на сессии, санкционирует и промульгирует законы, вправе отклонять их, возвращая в парламент для повторного рассмотрения. Так или иначе глава государства участвует в формировании правительства и судейского корпуса, в решении вопроса об отставке правительства. Он имеет право помилования, предоставления гражданства и дачи согласия на выход из него, предоставления убежища, награждения государственными наградами. В сфере международных отношений глава государства может без специального уполномочивания заключать международные договоры, подписывать и принимать верительные и отзывные грамоты. Во многих странах глава государства является верховным главнокомандующим.

В президентских республиках президент не имеет права распускать парламент, но зато он является не только главой государства, но и главой высшей исполнительной власти, обладая соответствующими полномочиями по осуществлению текущего управления страной. Поэтому он выступает сильной политической фигурой. Его акты не нуждаются в контрассигнации министрами.

В суперпрезидентской республике полномочия президента еще более обширны, чем в президентской: он единолично назначает министров, объявляет чрезвычайное положение, может в некоторых случаях издавать акты, имеющие силу закона, без уполномочивания со стороны парламента.

В смешанных республиках полномочия президента неодинаковы в разных странах, но, как правило, он обладает серьезными полномочиями в сфере исполнительной власти и правом роспуска нижней палаты парламента.

Для обеспечения эффективного осуществления главами государств их функций и полномочий конституции зарубежных стран предоставляют им комплекс гарантий их деятельности.

Это прежде всего неприкосновенность, означающая недопустимость привлечения к уголовной ответственности и ограничение личной свободы. Пока глава государства остается в должности, она носит абсолютный характер. Например, согласно ст. 84 Конституции Румынии Президент пользуется иммунитетом. При этом монарха невозможно сместить с должности законным путем, а президент может быть отрешен от должности в результате применения процедуры импичмента или подобной ей процедуры юридической парламентской ответственности. Кроме того, важной гарантией является содержание или вознаграждение главы государства. Монарх имеет право на содержание. Оно выплачивается по цивильному листу, принимаемому парламентом ежегодно в форме закона. Президент имеет право на вознаграждение, сумма которого также определяется парламентом.

Монарх обладает исключительным правом на особый титул, государственные регалии (трон, скипетр, корону), на содержание из бюджета государства его личного двора.

53. Способы наделения полномочиями монархов (перехода престола). Основные системы престолонаследия в зарубежных монархиях

Монарх рассматривается как суверен, верховный представитель, а в ряде стран и как верховный носитель гос. власти. По его уполномочию формально действует правительство, состоящее из министров короны; от его имени издаются законы; его именем выносятся судебные постановления. Важнейшие сферы гос. деятельности формально резервируются за монархом, образуя королевскую прерогативу. Реальное сосредоточение всей полноты гос. власти в его руках только в недемократических гос-вах. Монарх в дуалистической и тем более в абсолютной монархии занимает центральное положение во всей системе гос. органов. По своему усмотрению монарх назначает и смещает правительство, даже если предусмотрена формальная ответственность последнего перед парламентом (в некоторых дуалистических монархиях). Глава государства контролирует формирование и деятельность парламента. Нередко члены парламента или часть парламентариев назначаются монархом. Он пользуется правом досрочного роспуска парламента или одной из его палат и правом вето на принимаемые последним законопроекты. Монарх является верховным руководителем вооруженных сил. Он назначает на все высшие военные и гражданские должности, включая судей. В дуалистической, так же как в абсолютной, монархии глава государства реально осуществляет полномочия по руководству и управлению страной и играет решающую роль в определении внутренней и внешней политики государства. Однако формально его полномочия могут быть ограничены конституцией, а законодательная власть поделена с парламентом (дуализм). Монарх парламентарных монархиях. В некоторых из них, например в Японии (по Конституции 1947 г.) или Швеции (по Конституции 1974 г.), Японская конституция характеризует императора как символ единства нации, но не содержит прямых указаний на признание за ним качества главы государства. По Конституции Швеции важнейшие полномочия, касающиеся взаимоотношений короля с Риксдагом и правительством, переданы либо самому парламенту, либо правительству и премьер-министру. Монарх, таким образом, должен действовать по совету своих министров, которые и несут политическую ответственность за эти действия. По степени осведомленности о внутрии внешнеполитическом положении Великобритании монарх значительно превосходит обычного члена правительства. Аналогично положение и в некоторых других странах. Информационный характер носят заседания государственного совета, то есть правительства под председательством монарха, в Скандинавских странах. В Бельгии, Голландии, Дании, в Испании монарх напрямую вмешивается в формирование прав-ва. Монарх не несет парламентской отв-ти за свою деятельность. Монарх обладает особыми льготами, правами и привилегиями. Неподсудность по уголовным и гражданским делам, освобождение от налогообложения.

Власть монарха наследственна, она переходит от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в предписанном законом порядке. Порядок престолонаследия устанавливается либо конституциями, либо конституционными законами, которые в значительной степени дополняются обычаями. Законодательная практика знает следующие системы престолонаследия.
Салическая система сводится к тому, что наследование престола осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Бельгия, Норвегия) .
Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам младший брат исключает старшую сестру (Великобритания, Испания).
Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий. Эта система была введена в России в 1797 г., после чего, как известно, женщин на российском престоле не было.
Определенными особенностями обладает порядок престолонаследия в арабских государствах. Обычно наследником назначается старший сын царствующего монарха, но этот обычай не всегда соблюдается. В Кувейте, например, наследником может быть назначен любой сын монарха, а в Катаре любой из его родственников. Иногда предложенная монархом кандидатура подлежит одобрению Национальным собранием.
Наследственный принцип является генеральным для всех монархий, хотя в истории известны случаи, когда монархи избирались. В наше время избирательная монархия существует в Федерации Малайзия и Объединенных Арабских Эмиратах.
В случае вакантности престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство, т.е. правление за монарха, вместо него, осуществляемое либо единолично регентом, либо коллегией регентским советом.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Федеральное помилование в Соединенных Штатах является действием президента в Соединенных Штатах , которые полностью резервируют наказание для федерального преступления . Полномочия принимать такие меры , предоставляется президенту по статье II, раздел 2, пункт 1 части Конституции США . Помилование - это одна из форм помилования президента, другие - это смягчение приговора , освобождение от штрафа или реституции и отсрочка. [1] Лицо может принять решение не принимать помилование, и в этом случае оно не вступает в силу; [2] согласно мнению большинства Верховного суда вBurdick v. United States помилование "подразумевает вменение вины; принятие признания в ней".

Согласно Конституции, помилование президента распространяется на все федеральные уголовные преступления, за исключением случаев импичмента. [3] Все прошения о помиловании со стороны исполнительной власти за федеральные правонарушения обычно направляются в Офис прокурора по помилованию Министерства юстиции США для расследования и рассмотрения [4], но президент может обойти этот офис. [5]

Полный объем полномочий президента по помилованию еще не решен. Прощения были использованы для предположительных случаев, например, когда президент Джеральд Форд помиловал Никсона , который не был заряжен ни с чем, по сравнению с любыми возможными преступлений , связанных с скандалом Уотергейт , [6] , но Верховный суд никогда не рассматривал юридическая сила такие помилования. [7] Существуют разногласия по поводу того, как право помилования применяется к делам, связанным с препятствием для импичмента . [8] Кроме того, способность президента помиловать себя (самопомилование) никогда не проверялась в судах, потому что на сегодняшний день ни один президент не предпринимал таких действий. [9] Были также предположения относительно того, возможно ли тайное помилование. [10]

Содержание

Право президента на помилование основывается на статье 2 Конституции Соединенных Штатов (раздел 2, пункт 1), которая предусматривает:

Президент . имеет право давать отсрочки и помилования за преступления против Соединенных Штатов, за исключением случаев импичмента .

Верховный суд США истолковал положение, предусмотрев право помилования, условно помилования, коммутации от наказания, условные коммутации от наказания, ремиссии штрафов и конфискаций, отсрочек и амнистий . [11]

Александр Гамильтон защищал право помилования в The Federalist Papers , особенно в Federalist No. 74 .

Помилование, предоставленное президентами от Джорджа Вашингтона до первого срока Гровера Кливленда (1885–1889), было написано президентом от руки. После того, как пишущие машинки стали использоваться в обычных делах Белого дома, администрация подготовила для президента помилование, требуя только, чтобы президент подписал их. [14]

Все федеральные прошения о помиловании адресованы президенту, который удовлетворяет или отклоняет прошение. Как правило, заявления о помиловании передаются на рассмотрение и необязательную рекомендацию в Офис прокурора по помилованию , должностное лицо Министерства юстиции США . Количество помилований и помилований варьировалось от администрации к администрации. После Второй мировой войны было помиловано меньше людей . [15]

Министерство юстиции обычно требует, чтобы любое лицо, подающее прошение о помиловании, подождало пять лет после осуждения или освобождения, прежде чем получить помилование. [17] Конституционность открытых помилований, таких как помилование Фордом Никсона, никогда не подвергалась судебной проверке в Верховном суде и остается под вопросом. [7]

Хотя помилование может быть предоставлено без подачи официального запроса, в большинстве случаев прокуратура по помилованию будет рассматривать только прошения от лиц, отбывших срок наказания и, кроме того, продемонстрировавших свою способность вести ответственный и продуктивный образ жизни в течение значительный срок после осуждения или освобождения из-под стражи. [3]

Федеральное помилование, выданное президентом, распространяется только на федеральный закон; они не применяются к гражданским, государственным или местным правонарушениям. Федеральное помилование также не распространяется на дела об импичменте. Помилование за преступления штата осуществляется губернатором или советом по помилованию штата. [3]

Президентское помилование восстанавливает различные права, утраченные в результате помилованного правонарушения, и может в некоторой степени уменьшить стигматизацию, возникающую в результате осуждения, но не стирает и не стирает запись самого приговора. Таким образом, лицо, которому даровано помилование, должно по-прежнему указывать свою судимость в любой форме, где требуется такая информация, хотя это лицо также может раскрыть факт того, что оно получило помилование. [4] Кроме того, поскольку большинство гражданских недугов, возникающих в результате осуждения по уголовному делу, таких как потеря права голоса и права занимать государственные должности в штате, налагается на основании закона штата, а не федерального закона, они могут быть сняты только по решению штата. [4]

Проблема вновь возникла в 1998 году, во время импичмента президенту Биллу Клинтону . [26]

Конституционные вопросы о помиловании поднимались во многих делах Верховного суда. В деле Ex parte Garland большинство Верховного суда постановило:

"Полномочия, предоставленные таким образом, безграничны, за указанным исключением. Они распространяются на все правонарушения, известные закону, и могут осуществляться в любое время после их совершения, либо до начала судебного разбирательства, либо во время их рассмотрения, либо после осуждения и Это право президента не подлежит законодательному контролю. Конгресс не может ни ограничить действие его помилования, ни исключить из его осуществления любую группу правонарушителей. Благоприятная прерогатива помилования, возложенная на него, не может быть скована никакими законодательными ограничениями. " [29] [30]

В . Марбери v Мэдисон , главный судья Джон Маршалл писал о президентских полномочий:

"[T] Президент наделен некоторыми важными политическими полномочиями . [для] которых он должен использовать свое собственное усмотрение, и несет ответственность только перед своей страной в своем политическом характере и перед своей собственной совестью . [. ] [Как бы то ни было, может быть высказано мнение о том, каким образом может использоваться право усмотрения исполнительной власти, тем не менее, существует и может существовать отсутствие полномочий по контролю за этим усмотрением . [.] [] Решение исполнительной власти является окончательным . " [31]

Право помилования было спорным с самого начала; многие антифедералисты вспомнили примеры злоупотреблений властью помилования со стороны королевских властей в Европе и предупредили, что то же самое произойдет и в новой республике. [32] Такие критики, как антифедералисты, утверждали, что помилование чаще использовалось ради политической целесообразности, чем для исправления судебной ошибки. [33]

В XVIII веке Джордж Вашингтон впервые на федеральном уровне помиловал лидеров Восстания виски в последний день своего пребывания у власти. [34]

В XIX веке Эндрю Джонсон вызвал широкие споры о помиловании тысяч бывших официальных лиц Конфедерации и военнослужащих после Гражданской войны в США . [35]

В XX веке Джеральд Форд помиловал бывшего президента Ричарда Никсона 8 сентября 1974 года за должностные проступки, которые привели к Уотергейтскому скандалу. [36] Опросы показали, что большинство американцев не одобряют помилование, и рейтинг общественного одобрения Форда впоследствии упал. [37] Среди других публично спорных применений права помилования - амнистия Джимми Картера уклоняющимся от призыва во Вьетнаме на второй день его пребывания в должности, 21 января 1977 года; [38] Джордж Буш «s помилование из 75 человек , в том числе шести администрация Рейгана должностных лиц , обвиняемых или осужденных в связи с делом Иран-контрас; и смягчение приговора Билла Клинтона для 16 членов FALN в 1999 году [39].

В XXI веке помилование Клинтоном 140 человек в последний день его президентства 20 января 2001 года, включая беглого миллиардера Марка Рича и его собственного брата Роджера Клинтона , подверглось резкой критике.

Президент Дональд Трамп впервые помиловал бывшего шерифа Аризоны Джо Арпайо 25 августа 2017 года; [40] Арпайо был признан виновным в неуважении к делу в федеральном суде. [41] помилование Arpaio относительно необычны в выдаётся в начале президентства Трампа. Это вызвало широкую критику со стороны политических оппонентов. 25 ноября 2020 года Трамп объявил в Twitter, что помиловал бывшего генерала и советника Трампа по национальной безопасности Майкла Флинна . [42] Флинн признал себя виновным по одному пункту обвинения в даче ложных показаний ФБР, правонарушение, которое побудило Трампа уволить Флинна с поста своего советника по национальной безопасности через 23 дня после вступления в должность. [43] 23 декабря 2020 года Трамп помиловал 26 друзей и союзников, в том числе своего давнего союзника Роджера Стоуна , бывшего председателя кампании Пола Манафорта и Чарльза Кушнера , отца своего зятя. [44]

Символическим использованием президентского помилования является Национальная презентация индейки в честь Дня благодарения в ноябре, на которой домашняя индейка прощается с убийством на обед в честь Дня Благодарения и может прожить свою жизнь на ферме. [45]

Читайте также: